Почему ребенок стеснительный? Причины, особенности поведения, рекомендации родителям. Долой застенчивость — как помочь ребенку побороть стеснительность

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости [Веденичева А.В., с.118-119].

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.



Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни [Шишова Т.Л., с.194]. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости [Веденичева А.В., с.122-123].

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная [Алексеева А.В., с.58].

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление [Касаткина Ю.В., Клюева Н.В., с.161-162].

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера [Фромм А., с.127].

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне [Гаспарова Г.А., с.74-75].

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.) [Алексеева А.В., с.58]

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна [Веденичева А.В., с.120-121].

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно - мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно - мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Скорее всего, малыш просто не приобрел необходимых социальных навыков. Чаще всего такие дети предпочитают общаться со взрослыми, что вполне понятно. С ними очень удобно оставаться маленьким, ни за что не отвечать, всегда иметь привилегии и перекладывать инициативу на других. Если ребенок чувствует себя комфортно только среди взрослых, не спешите записывать его в вундеркинды - скорее всего, это признак инфантилизма. На это надо обратить особое внимание, чтобы инфантилизм не закрепился и не стал устойчивой чертой характера.

Почему некоторые дети растут застенчивыми и робкими?

Главный враг самостоятельности ребенка - гиперопека взрослых. Если родители все за него решают, предупреждают все его желания, пытаются максимально оградить от любых негативных событий, от дурного влияния улицы, малыш растет даже не застенчивым, а тревожно-боязливым. Он не вступает в контакт, потому что чужие люди кажутся ему опасными. Такие детки отказываются ходить в детский сад, а если их все-таки туда приводят, часто и подолгу плачут, переживая, что их бросили, держатся особняком и смотрят на других детей как на врагов.

Не менее вредно предъявлять к ребенку завышенные требования, окружать запретами и ограничениями. Если вы слишком строги к своему крохе и все время делаете замечания, он может отказываться от любого вида деятельности, включая знакомство и общение, просто из страха наделать ошибок. Когда ко мне на консультацию приводят такого ребенка, он стоит рядом с мамой, опустив голову, иногда исподлобья поглядывая на меня. Ему и в голову не придет пройтись по кабинету, посмотреть игрушки. При этом мама постоянно делает ему замечания, одергивает: «Как стоишь? Выпрямись! Руки из карманов достань».

И гиперопека, и излишняя требовательность гасят в малыше познавательную активность, инициативу и способность вступать в отношения со сверстниками. Поэтому, если вы считаете, что ваш ребенок слишком робок и застенчив, прежде всего, проанализируйте свое поведение.

Как еще можно помочь малышу преодолеть свою стеснительность?

  • Никогда не говорите при ребенке, что он застенчив, тогда он не будет так себя воспринимать.
  • Если у вас флегматичный или меланхоличный ребенок, дайте ему время на то, чтобы освоиться в новой ситуации: возьмите на себя «первый удар» встречи с незнакомым человеком и через какое-то время, как бы вспомнив, попытайтесь незаметно, не акцентируя на этом внимания, подключить малыша к общей деятельности.
  • Как можно чаще хвалите малыша в присутствии других людей. Такая похвала повышает уровень самооценки ребенка и формирует у него доверительное отношение к окружающим.
  • Стимулируйте общение малыша со сверстниками - на детской площадке, в развивающем центре и т.д. Обязательно ходите в гости. И принимайте у себя: в роли хозяина ребенок гарантированно находится в центре внимания.
  • Показывайте пример общения: пусть ребенок видит, как вы устанавливаете контакты с людьми.
  • Перед выходом на прогулку проговорите с малышом несколько сценариев совместной игры. «Ты можешь взять с собой несколько формочек и предложить кому-нибудь тоже сделать рыбку. И у вас получится аквариум». «Сколько машинок ты возьмешь? В какую будешь играть ты? А теперь давай выберем, какую машинку ты сможешь дать поиграть другому мальчику. Мы с тобой сделаем дорогу в песочнице, и машины будут по ней ездить».
  • Ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя некомфортно, проигрывайте дома. Например, так: «Я - Петя, ты - Вася. У тебя очень интересная машинка, но я не знаю, как мне ее попросить у тебя. Как ты думаешь, что нужно сделать? Давай, я подойду и скажу: «Здравствуй! Меня зовут Петя. А тебя как зовут? Можно я поиграю с твоей машинкой? Или давай поменяемся. Смотри, какой у меня динозавр!»» Точно так же можно дома проигрывать ситуации, возникающие в детском саду.

Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Мой сын ужасно зажат. Мне советуют отдать его в спортивную секцию. Как вы думаете, это поможет ему раскрепоститься?

Застенчивые дети (а судя по всему, речь идет именно о таком ребенке) часто бывают очень зажаты, напряжены, неуклюжи. Лица их маловыразительны, голос тусклый, порой даже сдавленный. Многие родители записывают застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, и ситуация соперничества их только травмирует, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, еще больше подавляет и без того подавленную волю застенчивого ребенка. Не лучше обстоит дело и с бальными танцами, на которые уповают многие мамы. Особенно для мальчиков! Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнесешь к престижным мужским занятиям. Это вам не карате и не таэквондо.

Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он "как девчонка" (благо, и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его еще и заставляют заниматься "девчоночьим делом". Конечно, ребенок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.

Лучше идти от простого к сложному. Займитесь сперва сами раскрепощением своего малыша: постарайтесь ослабить прессинг, побольше хвалите и поменьше критикуйте ребенка, почаще затевайте подвижные игры, смейтесь вместе с ним, шутите, дурачьтесь. Смех прекрасно снимает внутреннее напряжение.

Очень полезна пантомима. Вспомните знакомую всем нам с детства игру "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем". Другое хорошее упражнение - отгадывание эмоций. Только его необходимо правильно мотивировать, поскольку такие дети обычно стесняются своего лица и стыдятся кривляться на людях. А это упражнение может показаться им кривляньем. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Превратите все в интересную игру с очень простыми правилами: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто справится с заданием первым, получает очко.

Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоции, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо "в живом плане"), в которой бы эти эмоции нашли свое отражение.

- Моя шестилетняя дочь очень стеснительна. Как помочь ей завязать контакты с ребятами?

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок стесняется. И вообще, застенчивость ли это? А может, ребенок погружен в свой мир и общество других детей ему и не очень-то нужно? (Это называется аутизмом, и о нем разговор особый). Часто застенчивые дети, сторонясь взрослых, неплохо, хотя, может, и не очень быстро, находят контакт с другими детьми. Но бывают мальчики и девочки, у которых именно при общении со сверстниками возникает серьезный барьер. Как правило, за этим стоит боязнь насмешек. И нередко оправданная! Среди детей, предпочитающих одиночество, многие сильно заикаются или имеют какое-то заметное увечье. Но, конечно, есть немало случаев, когда и вполне благополучные с виду дети сторонятся сверстников, предпочитая возиться с малышами или играть в одиночестве. Это вовсе не означает, что таким "бирюкам" на самом деле не нужна дружба. Еще как нужна! Просто одни слишком замкнуты и не делятся своими переживаниями, а другие и не мечтают о том, что им кажется несбыточным.

Убеждать: "Не стесняйся! Никто не будет над тобой смеяться" в таких случаях бессмысленно (тем более, что многие дети с сильным заиканием болезненно реагируют даже на косвенное упоминание о своем недостатке). Это все равно, что принуждать кого-либо принять участие в концерте, когда он даже одним пальцем на пианино ничего не сыграет. Нет, конечно, ободрение необходимо, но надо все-таки человека хоть чему-то сперва научить, дать ему необходимые умения и навыки.

Застенчивых детей ни в коем случае не нужно принуждать к знакомству с другими детьми. Тем более во всеуслышание. Для них это лишний позор, очередная психическая травма. Лучше вы сами познакомьтесь с ребятами и вовлеките их в игру, к которой потом как-то незаметно присоединится и ваш ребенок. Или, наоборот, затейте игру с ним, но так, чтобы и другие малыши могли бы при желании в ней поучаствовать. Совместное занятие сплачивает гораздо быстрее. Это мы знаем и по себе. Даже взрослым легче сойтись с незнакомым человеком, когда их объединяют не слова, а дела. Что же говорить о ребенке, который вообще еще довольно плохо владеет речью и часто теряется, не в силах придумать тему для беседы! Полезно отрабатывать дома в сценках с куклами приемы знакомства, а затем (и лишь с согласия ребенка!) переносить это в реальность.

Присматривайтесь к потенциальным друзьям своего сына или дочери и тактично уводите его от тех, с кем дружба будет похожа больше на рабство, ведь застенчивые дети часто попадают в психологическую зависимость от более сильных и властных ребят). И наоборот, привечайте спокойных детей, которые подолгу могут играть сообща и предпочитают мирно беседовать, а не выяснять, кто "самый-самый". Приглашайте их домой, даже если квартирные условия не очень-то позволяют вам принимать гостей. Расценивайте это как профилактическое средство.

Ведь лекарства - а у стеснительных детей очень часто в школьном возрасте развиваются неврозы, которые приходится лечить, - обойдутся вам потом гораздо дороже.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»