Православная радуница в беларуси. Радоница - что это за праздник? Правила и традиции поминовения усопших

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Православный праздник Радоница - это весеннее торжество, отмечающийся каждый вторник на второй недели после Пасхи . Это неделя Фомы, поскольку считается, что именно в это время Иисус явил себя неверующему апостолу Фоме. Этот вторник считается днем воспоминания и поминовения усопших, а также родительским днем.

Именно в этот день считается обязательным посещение место упокоение родственников, иногда его называют Пасхой упокоившихся. Данное торжество дает возможность всем христианам не скорбеть по поводу смерти своих близких, а радоваться тому, что они уже находятся с Господом.

История Радоницы

Изначально православный праздник Радоница не числился среди официальных церковных мероприятий, а был частью языческой жизни славян и назывался Радуницей. Смысл торжества заключен глубоко в языческих верованиях тогдашних славян.

Племена, которые жили на территории современных стран СНГ, не только поклонялись языческим божествам, но и верили в существование загробной жизни. По тогдашним верованиям, душа умершего человека возносилась к богам и жила в мире мертвых. В древнем Востоке и Средиземноморье также верили в существование загробного мира, но, в отличии от славян, наделяли его нравственными чертами, т.е. места для хороших и плохих, рай и ад.

А вот славяне верили, что умершая душа поднималась ввысь, и, как птица, улетала в далекий край Ирий, где жила похожей на прежнюю свою жизнь. Они не верили в наказание или поощрение после смерти, просто в иную жизнь.

По славянским верованиям, связь с Ирием можно было установить лишь несколько раз в году - в дни солнечного равноденствия. Именно в такие дни души возвращались на место своего прежнего обитания и могли навещать близких и родных.

Это интересно! Славяне обладали целым поминальным циклом, по которому можно было отследить эти дни. Обычно он был связан с аграрным циклом и дни связи с отошедшими в мир иной приходились на начало или конце каких-либо полевых работ.

Вера наделяла уже умерших особенными способностями, которые могли помочь душам воздействовать на силы природы, тем самым повергаю землю в ужас или благословляя обильными урожаями. Поскольку это напрямую было связано с качеством жизни славян, они намеренно задабривали покойных, чтобы иметь спокойную и богатую жизнь. В такие дни устраивались специальные обряды, во время которых пели песни, водили хороводы и проводились богатые обеды с большим количеством спиртных напитков.

Как правило, это все проходило на кладбищах, где оставляли еду и выливали спиртные напитки. Именно такие трапезы и дни стали называться Радуницей, правда, изначально так называли целый цикл подобных мероприятий.

Важно! Церковь имеет отличные взгляды на загробный мир, поэтому верования древних славян пытались неоднократно полностью уничтожить. Однако этого так и не получилось, поэтому богословы постарались вложить другой смысл в эти действия и помочь человеку не совершать языческих обрядов, а просто вспоминать своих близких в этот день.

Записки об умерших на Радуницу

Сущность поминания и традиции

Радоница - это день поминовения усопших . Название ее является производным от слова «радость», потому что именно в эти дни церковь празднует воскресение Христово и Его победу над смертью и адом.

Святой Афанасий Сахаров в своем труде пишет о том, что мероприятие отмечают именно в эти дни, поскольку поминовение усопших должно происходить в определенные даты, но не в Светлую неделю. Службы по умершим начинают совершать в первые будние дни после Светлой недели, т.е. второй вторник после Пасхи.

Читайте о христианском поминовении:

Иоанн Златоуст вспоминал, что уже в третьем веке можно было проследить поминовение умерших и службы на кладбищах, так что с приходом христианства на Русь это движение приобрело новый смысл. Церковь не стала искоренять языческие традиции, а постаралась придать им новый смысл и наполнила их христианским содержанием.

Христианское богословие не может дать четких ответов по поводу загробной жизни и эта тема полна домыслов и догадок.

Единственное, что доподлинно известно - это наличие в человеке бессмертной души, которая не умирает вместе с телом, но переходит в новую, вечную жизнь, на которую влияют те поступки, которые человек совершал на земле. Также христианские богословы не подвергают сомнению то, что все воскреснут при втором пришествии Христа и получат новое тело и окончательно узнают то место, где им придется провести вечность.

Важно! Приход к могиле не является сегодня чем-то языческим, но актом памяти и почтения к умершему.

Традиции поминания

Приход на погост, подношение - все это делается ради ушедшей души. Но намного важнее в эти молиться за покойных, просить у Господа милости каждой душе, которая уже не в состоянии прийти в церковь и сделать это самостоятельно. То, что действительно необходимо умершему - это молитва за его душу.

Православие о смерти:

Все верующие стараются в эти дни соблюдать традиции:

  • в храм приносят хлеба, крупы, фрукты и сладости для жертвования нуждающимся;
  • посещение погоста и чтение акафистов на могилах родственников;
  • обязательно посещение храма и заказ панихиды по умершим;
  • жертвование нищим на кладбище пасхальных куличей, яиц и сладостей.

Что нежелательно делать на погостах

Несмотря на распространенные убеждения, что в эти дни надо устроить обед на погосте, православная церковь четко называет это грехом и язычеством. В этот день церковь запрещает:

  • оставлять на холмиках обеды;
  • оставлять рюмку и сигареты или выливать водку;
  • устраивать пиршества;
  • напиваться в память о родственниках.

Поминание отошедших в мир иной - это смесь языческого и христианского. К сожалению, языческие традиции все еще крайне популярны у людей, которые не задаются вопросом об истинности смысла данной традиции. Ведь пообедать на погосте и оставить там рюмку с водкой гораздо проще, чем прийти в храм, жертвовать нищим и тратить свое время на горячие молитвы о своих родственниках.

Совет! Однако только молитвой и совершением добрых дел в честь родственников и близких можно умолить Господа об их помиловании.

Зажженные свечки на кладбище в Радуницу

Поминовение

Очень важно знать не только истинный смысл этого процесса, но и знать, как правильно следует поминать умерших.

Кладбище - это священное место, где души дожидаются воскресения. Церковь обозначает места упокоения Святым Животворящим Крестом, который показывает, что Иисус Христос победил смерть. И человек под этим крестом лишь дожидается своего воскресения, которое было обещано Господом. Поэтому и мертвых называют усопшими - те, кто спят.

Могилы являются местом временного пребывания человека, поэтому следует уделять особое внимание ее чистоте. Крест там должен стоять ровно, быть покрашенным и ухоженным. Поэтому в такой день стоит позаботиться и о чистоте этого места.

В святой вторник следует зажечь свечку у местонахождения родственника и совершить усиленную молитву - литию. По желанию, можно пригласить священника, чтобы он прочитал определённые молитвы для поминовения или самостоятельно можно прочитать акафист об упокоении. После уборки и молитвы следует в молчании вспомнить покойного.

Совет! Не следует кушать или пить на кладбище, а также оставлять там съестное - это все можно отдать нищим у ворот.

Иоанн Златоуст предлагает вместо рыданий помогать упокоившимся прошениями за них и милостыней, ведь сами они этого сделать уже не могут. Именно так, согласно Писанию, можно получить обетованные блага и почившему, и еще живущему. Воспоминание своих почивших родственников во время обращения к Господу - это долг каждого православного христианина.

Перед посещением кладбища следует в обязательном порядке посетить храм еще до начала службы и подать записку с именами умерших родственников, чтобы их помянули в алтаре. Если поминание происходит на проскомидии, то за усопшего будет отломлена часть просфоры и, в знак очищения его грехов, опустят ее в Чашу со Святыми Дарами. После этого следует заказать панихиду и причастится самому просящему.

Таким образом, правильное поминание почивших в этот день выглядит следующим образом:

  1. Посещение храма и подача записки с именем перед службой.
  2. Причащение.
  3. Служба панихиды.
  4. Посещение кладбища.
  5. Уборка.
  6. Чтение акафиста.
  7. Подаяние милостыни.

На кладбище с собой лучше всего взять сладости или обеды для нищих, а также свечу, чтобы зажечь ее во время молитвы у могилы.

Священнослужители для поминания и дома и на погосте рекомендуют читать литии:

  • Пасхальный Тропарь;
  • 90 псалом;
  • Кондак, глас 8;
  • Седален, глас 5;
  • Тропарь, глас 4;
  • Икос.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.

Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Даты поминания

В определенные дни Церковь вспоминает всех отошедших к смерти по вере. В эти, именуемые вселенскими родительскими субботами, дни совершаются вселенские панихиды. Нет конкретной даты Радоницы, поскольку они высчитываются вручную каждый раз в связи с переходящим пасхальным циклом. В эти дни в церквях совершаются всенощные бдения, литургии и вселенские панихиды.

Радоница отмечается на второй неделе после Пасхи, во вторник. Поскольку Пасха не имеет конкретной даты, то и этот день имеет «плавающие» даты. Вычислить его просто: он празднуется на 9 день после Пасхального воскресения.

В 2018 году Радоница пришлась на 17 апреля, поскольку пасхальное воскресение было 8 апреля. А вот в 2019 году Пасха празднуется 28 апреля, значит, Радоница придётся на 7 мая.

Важно! Стоит помнить, что вопли и плач по умершему принесет облегчение только плачущему, а вот искренняя горячая просьба о спасение умершего принесет пользу и живому, и мертвому.

Все языческие обряды (водка в могилу, обеды) бессмысленные, ведь душе уже не надо ничего мирского, но вот молитва о ней может изменить решение Господа и повлиять на вечную ее жизнь.

Причем это необязательно делать только во второй вторник после Пасхи, для этого есть весь год.

Посмотрите видео о Радонице

Этот праздник имеет два полноценных названия, которые можно использовать одинаково. Торжество приходится на девятый день после Пасхи - оно тоже подвижно по датам. Праздник христианский, очень значимый для всех верующих. Он существует для того, чтобы почитать память усопших, вспоминать всех тех, кого уже нет с нами. Это одновременно радостный и печальный день, который выражает надежду на вечную жизнь после воскрешения.

История праздника

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Как и многие другие христианские праздники, этот берет свое начало в язычестве.

Еще до распространения новой религии существовал Навий день. Все люди собирались, вспоминали своих родственников, обращались к их душам, пели песни и читали различные заговоры. В христианской традиции праздник немного трансформировался с учетом особенностей религии. Почему выбрано именно такое время для празднования?

Здесь все просто: в Великий четверг перед Пасхой в храмах прекращают пение литии по усопшим. Но после Фомина воскресенья (которое следует за Пасхой) пение снова возобновляется. Именно поэтому в первые дни имеет смысл отмечать такое торжество. Название праздника происходит от слова «радость». В этот день принято вспоминать о людях, которые покинули земной мир, с хорошим настроением и добрыми помыслами.

В этот день нельзя горько плакать, сильно печалиться и страдать. Запрещены громкие разговоры, крики, ссоры. Веселье не должно быть разнузданным. Ни в коем случае нельзя говорить плохо про покойников. Христианская традиция не разрешает поминать умерших алкогольными напитками. Если женщина беременная, ей нельзя ходить на кладбище. А еще следует отложить тяжелый физический труд, ведь этот день рекомендуют провести в молитвах и общении с близкими людьми.

Первый вторник после Пасхальной или Светлой седьмицы Церковь посвятила особому поминанию покойных родственников, близких. Он носит название Радоница или Радуница и в этом году приходится на 17 апреля. В названии этого дня в обоих вариантах явно присутствует корень «рад», так почему же нас призывают радоваться, вспоминая об умерших? Об истории и традициях этого дня читайте в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ .

Во-первых, стоит отметить, что отдельный день поминовения усопших установлен Церковью намеренно, чтобы в день Пасхи – Светлого Воскресения Христова – все православные христиане всецело отдавались празднованию этого события, а отдать дань памяти своим покойным родным могли в специально отведенный для этого день. Надо сказать, что в дореволюционной России не было такой традиции – посещать могилы родных в день Пасхи, возникла она лишь в советское время и была связана с официальным запретом на хождение в храм, поэтому, чтобы хоть чем-то заменить устоявшееся в России правило присутствия на Пасхальном богослужении, советские власти, что называется, закрывали глаза на массовое посещение кладбищ в этот день.

Для начала разберемся в сути, происхождении этого праздника.

Радоница – языческие корни.

Радоница не имеет «церковных» корней. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Язычники, не сомневаясь в существовании загробного мира, верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых.

По их представлениям, существовали определенные дни в году, когда между миром живых и мертвых устанавливалась особая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места к своим близким и участвовать в их делах.

В эти дни устраивали тризны - ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами. Радоница была одним из таких поминальных дней, когда всем селением выходили в поля, рощи, на луга, заклинали духов. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой - славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться. Этот ритуал дожил и до наших дней: многие, посещая кладбище, оставляют на могилах родных еду и алкогольные напитки. Не помня, что суть этой традиции языческая, большинство людей, считающих себя православными, тем не менее ее соблюдают. Забывая, что вообще-то это противоречит христианскому учению.

Радоница - христианские традиции поминовения усопших.

Так как для души покойного важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, в этот день стоит обязательно посетить церковь и подать записку с именем или именами умерших для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, совершаемые в течение сорока дней.

Кстати, полезно помнить, что после литургии на Радоницу во всех храмах служат вселенскую или родительскую панихиду. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Для истинно верующего человека, заботящегося о спасении души своих любимых родных, важно не просто отстоять панихиду, но и помолиться по-настоящему.

Священники отмечают, что только так, и никак иначе можно помочь нашим родным, которые «ушли в вечность» - молитвой и любовью.

На часто задаваемые вопросы про Радоницу православному журналу «Фома» отвечает протоиерей Андрей Ефанов.

Можно ли убирать могилы родных на Радоницу?

Конечно, можно. Так как этот день особо предназначен для поминовения усопших, следует посетить их могилы и навести порядок после зимы. Кстати, прибрать на кладбище можно и заранее. Но тогда сделать это нужно еще в дни Великого поста. Верующие не посещают кладбище (кроме похорон) в период от Вербного воскресенья до Радоницы, так как в дни Страстной седмицы все внимание христианина сосредоточено на страданиях Христа, а на Светлой седмице – на радости о Его Воскресении.

Можно ли работать на Радоницу?

Никакой священник не осудит вас, если вы, исполняя свои служебные обязанности, работали даже на Пасху и другие большие церковные праздники. Радоница – это обычный рабочий день – она всегда приходится на вторник. Если у вас в этот день найдется время посетить храм и могилы родных людей – хорошо. Если же рабочее расписание этого не позволяет – ничего страшного. Это вполне можно сделать и в любой другой день, а помолиться за родных, например, дома, перед сном.

Можно ли венчаться на Радоницу?

Венчаться на Радоницу нельзя. Но не потому, что это день особого поминовения усопших, а потому, что Радоница всегда приходится на вторник, а по вторникам, накануне постного дня – среды, Таинство Венчания не совершается.

Повенчаться можно в воскресенье или понедельник накануне Радоницы, а также в среду – после.

А вот государственная регистрация брака или празднование с близкими на Радоницу не возбраняется.

Что можно делать на Радоницу на кладбище?

На кладбище на Радоницу можно помолиться, убраться, вспомнить своих умерших близких. На кладбище можно пригласить священника, чтобы он отслужил на могиле панихиду.

К сожалению, часто смысл поминок сводится к выпивке. Выпивать и оставлять рюмку с водкой на могиле не нужно, как и не нужно оставлять на кладбище еду. Помянуть – это значит помолиться, вспомнить что-то хорошее о человеке, подумать и прочувствовать, что душа его жива и у всех нас есть надежда на встречу с нашими упокоившимися родными.

День особого поминовения ушедших от нас родных и близких, Радоница, или Пасха для усопших, прямо связан с календарём празднования Воскресения Христова, поэтому какого числа Радоница отмечается христианами, зависит от преходящей даты Великого Дня. Хотя в некоторых регионах праздник отмечается не в установленный церковью день, он повсюду имеет один и тот же смысл - это вера в вечную жизнь и почитание покойных близких.

Особые ритуалы и дни поминовения усопших родственников существуют практически во всех религиях и культурах. Православный праздник Радоница не стал исключением. Церковь поддержала древнеславянскую традицию поминать умерших и наполнила её христианским смыслом: необходимостью разделить радость светлого пасхального дня с душами покойных родных.

История утверждает, что происхождение слова «радоница» связано со словами «радость» и «род», идущих ещё от дохристианского обычая поминать души предков. Название праздника, с одной стороны, подчёркивает, чьей памяти он посвящён, с другой - отмечает, что это день всеобщей радости, а не скорби. К тому же именно этому поминальному дню принадлежит отдельное место в цикличной череде религиозных дат: он приходит сразу после , когда радость от Воскресения Христова торжествует над чувствами утраты.

Православная церковь установила отмечать особый день поминовения через день после Фоминой недели (или Фомина воскресенья) - первого воскресенья после Пасхи. Фомино воскресенье связано с поминанием схождения Христа в ад, последовавшего после Его крестных мук и смерти. Там Спаситель освободил умерших праведников и возвёл их в рай.

Согласно религиозным канонам заупокойные службы переносятся Великим постом на определённые дни, так называемые родительские субботы, и не совершаются в пасхальную Седмицу. Первым будничным днём, разрешённым для совершения полной литургии, является вторник Фоминой недели, когда можно поминать усопших. Панихиды можно проводить с добавлениями пасхальных гимнов в знак того, что в этот день радость преобладает над печалью.

Традиции Фоминой недели органично переплетается с разрешённым церковью обычаем начинать поминания покойных с Фомина понедельника: верующие приходят к местам упокоения близких с радостной вестью, поэтому Радоницей называется и сам поминальный день.

Заключается же пасхальная радость для усопших в надежде на воскресение и соединение с Христом. Но не везде праздник отмечается, как это предписано церковными канонами, во вторник, на девятый день после Пасхи. В силу практических соображений или сложившихся обычаев в некоторых регионах Радоница празднуется либо непосредственно в Фомин день либо в следующий за ним понедельник.

Современные особенности даты Радоницы

Второй вторник после Пасхи - это повсеместно рабочий день. Поэтому поминальный день в основном приходится на предшествующее ему воскресенье. Так было до недавнего времени в Центральной России, на Ставрополье, Северном Кавказе. Радоница Кубани и некоторых сибирских регионов традиционно отмечается в понедельник, тоже будний день.

С целью сохранения духовных, исторически сложившихся обычаев, тесным образом переплетающихся с религиозными верованиями, всё больше областей и краёв России устанавливают Радоницу выходным днём на законодательном уровне (например, об этом говорят закон Саратовской области, закон Ставропольского края). Повлияли на это многочисленные обращения граждан, которые в день Радоницы посещают храмы, кладбища и вынуждены отпрашиваться с работы, занятий.

До 2016 г. второй вторник после Пасхи, особый день поминовения усопших, был официальным выходным днём в следующих областях:

Краснодарский край и республика Адыгея отмечают Радоницу в ставший нерабочим второй понедельник после Пасхи. Май на Ставрополье в 2016 г. пополнился ещё одним праздничным днём: Радоница здесь традиционно проходит во вторник, и теперь это выходной день.

Не везде, однако, традиция отмечать Радоницу находит понимание у чиновников. Принятый в 2011 г. по инициативе депутатов и при поддержке Епископа Саратовского и Вольского закон Саратовской области о дне поминовения как нерабочем был опротестован прокуратурой, затем отправлен на доработку, и лишь в 2012 году Радоница получила статус праздничного дня.

Православная церковь указывает на то, что на месте гонимой светлой веры всегда возникают тёмные суеверия. Поэтому обычай праздновать особый поминальный день всё теснее переплетается с реалиями сегодняшнего дня. Главный же смысл Радоницы не зависит от того, в какой день и где она празднуется, на Ставрополье или в Сибири: это всегда и повсюду светлая надежда на Воскресение и дань памяти близким.

В православном христианстве существуют особенные поминальные дни. Радоница 2018 года какого числа — православная Радоница в этом году наступает 17 апреля. Это главный поминальный день, посвященный памяти усопших. На Радоницу православные люди могут еще раз вспомнить своих близких, родных, которых больше нет с нами. Ошибочно утверждение, что это грустный, мрачный день. Вовсе нет – здесь важно соблюдать тонкую грань между спокойствием, уважением и теплой памятью ко всем, кто, согласно канону, отошел в Царствие Небесное.

Радоница по православному календарю — это светлый праздник, посвященный поминовению усопших.

Когда будет Радоница в 2018 году — 17 апреля. Вслед за поминальными службами и литургиями, которые в каждом регионе могут проходить по своему графику, население обращается к традиционным ритуалам поминания усопших. Так, основные встречи памяти происходят дома, у друзей, на кладбище. Родительский день также связан с пасхальными обрядами. Панихиды, которые совершаются в это время, могут также носить пасхальный характер. Радоницу еще называют «Пасхой мертвых», и для этого дня уместны все символические угощения, которые подходят для стола на Пасху.

Радоница — что это за праздник? Старинные предания, которые дошли до нашего времени, связывают Радоницу не с негативными, а с позитивными эмоциями. Этот день – 9-й по счету после Пасхи, наполнен светлыми, легкими чувствами, с возможностью отпустить усопшего в мир иной с чистой совестью. Именно поэтому плакать на поминках не стоит – гораздо полезнее вспомнить человека с положительной стороны.

Более глубокое значение Радоницы состоит в самом осознании смерти и Воскресения Иисуса Христа. Мы словно бы в полной мере начинаем понимать, что же произошло в те далекие от нас дни, когда Сын Божий вновь оказался с жителями земли, буквально победил смерть. Тогда последователей Христа обуздала радость – поэтому считается, что самый важный поминальный день должен быть хоть чуточку светлее обычных поминок.

Как правильно отмечать Радоницу?

Интересно, что церковь не принимает многих традиций поминок, которые встречаются сегодня. Так, считается недопустимым ставить стакан водки и хлеб на могилку, вместе с фотографией усопшего. Согласитесь, такой обряд люди совершают повсеместно – но согласно официальной православной культуре, в этом нет ничего хорошего.

Особенно важно ограничить употребление алкоголя в главный поминальный день, и свести его к минимуму. Не разрешается пить водку, вино, допускается употребление кагора в небольших количествах. Воздержание от пьянки – это уважение к усопшему, чистота души и помыслов в этот день, а не наоборот, как мы привыкли думать. Таким образом, не пить – не значит забыть! Везде нужна мера.

Как вести себя на кладбище

Церковь несколько иначе трактует поведение людей на кладбищах, поэтому, если вы в полной мере осознаете свою принадлежность к Радонице, то стоит вспомнить о следующем:

  • Место погребения – это особенная земля, относиться к ней нужно с уважением. Не делайте ничего, за что ваша совесть была бы не спокойна – отдайтесь положительным эмоциям, спокойствию, благодарности и пониманию.
  • Проверьте, насколько правильно обустроена могилка – это важно с православной точки зрения. Так, над погребением насыпают земляной холм. Эта традиция появилась задолго до христианства, но и в нем она нашла свое каноничное отражение. На верху могилки помещают крест.
  • Животворящий Крест является центральным символом веры. Поэтому и ушедших из жизни этот символ не должен «обойти стороной». Могилка без креста очень бедна, лучше обустроить ее как можно скорее. Помещается он лицом к усопшему, а не наоборот.
  • Материал сооружения – креста – обычно дерево или металл. Особо дорогих изделий покупать не стоит – это говорит о материальном, излишнем подходе. Хотя, мы, конечно, не можем давать никаких рекомендаций по этому поводу.
  • Говорите правильно – согласно христианской вере, людей, которых нет с нами, называют не умершие, а усопшие. Эти души спят, чтобы затем вновь воскреснуть, поэтому получается, что с верой не умирают до конца.
  • Ухаживайте за могилками и навещайте их – особенно осенью, и весной, не забывайте об усопших в эти ответственные дни. Так и вы будете чувствовать себя спокойнее.
  • Избегайте поминок с алкоголем, не оставляйте традиционные «хлеб и водку» — не канон;
  • Чтите молитву. Молитва за усопших – это самое сильное, что можно сделать в этот день.

К общим правилам, конечно, относится скромный, но не вычурный вид, отсутствие каких-либо «пышных» поминок. В этот день важно не выделяться, не показывать свое богатство – тут главное эмоциональный настрой и глубокое уважение к лицам, которых вы поминаете. А остальное придет к вам своим путем.

Особенности поминовения усопших

Что можно сказать об особенностях проведения Родительского дня ? Во-первых, отнестись к нему нужно с толком: приготовьтесь к походу на кладбище заранее, уделите внимание молитве в церкви, потому что это самый мощный и чистый ритуал на сегодняшний день.

  • Не забывайте о мероприятиях церкви – панихидах и литургиях. Во время служения можно не только еще раз придаться памяти об усопших, но и самоорганизовать себя на правильные эмоции.
  • Помочь человеку на том свете можно лишь с помощью поминовения в церкви. Помните об этом, и уделите время духовному поминовению в этот день.

Какие родительские дни есть в православии

День

Как называется

Что означает

Когда проходит в 2018 г.

Суббота мясопустная

Первая суббота, когда мы вспоминаем усопших

Родительская суббота

Вспоминаем родителей, близких родственников – для каждого дня отдельно

Родительская суббота

Родительская суббота

Троицкая родительская суббота

День памяти погибших, проходит незадолго до дня Святой Троицы

Радоница (Радуница)

Главный поминальный день в году

Димитриевская родительская суббота

Памяти погибших в годы Куликовской битвы

Памяти погибших в годы Великой Отечественной войны

Соответственно, вспоминаем всех ушедших в годы войны

Заключение

Известно, что Радоницу называют «Вселенской субботой». Это название не случайно – в это время также проходят вселенские молитвы, которые должны быть посвящены всем усопшим, должен пониматься общий уровень этого скромного, но очень важного дня. То есть путь, который избирает душа, одинаков для всех – вас также должны интересовать более глобальные мысли, чем просто грусть и тоска. Это очищает и организует человека думать в правильном направлении.

Помните, что перед тем, как пойти на кладбище, крайне желательно посетить церковь. Иногда в храме также проводят освящение угощений, обычно пасхальных. После того, как литургия или панихида приведет вас в правильный ритм, вы можете отправиться на могилку усопшего.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»