Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет. Воспитание школьника

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Вы ждете второго ребенка. И пока не очень представляете, как изменится ваша жизнь с двумя детьми и сколько времени и сил вы сможете уделять старшему после рождения младшего. Опытные мамы и психологи советуют подумать об этом уже сейчас — и научить старшего ребенка всему, что он в состоянии делать сам. А также предпринять другие шаги, чтобы избежать ревности между детьми.

Развитие самостоятельности старшего ребенка

Если вы запланировали очередную беременность или уже ждете прибавления в семье, не будет лишним продумать, как новые обстоятельства (беременность, а затем и сам новорожденный) ограничат ваши возможности в помощи старшему ребенку. Большинство родителей подсознательно повышают требования к старшим еще до рождения малыша. Это весьма разумно, поскольку таким образом в течение нескольких месяцев до родов развивается их самостоятельность.

Вероятно, во время беременности и после родов вы не станете, как раньше, поднимать или носить старшего ребенка. Поэтому лучше заранее приучить дочку или сына самостоятельно подниматься по лестнице, залезать на кровать, в автомобильное кресло, на стул или унитаз . В дальнейшем это поможет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.

Сможет ли ваша дочка поесть, одеться, сходить в туалет, если вы не будете помогать ей как раньше ? Потребности младенца в большинстве случаев имеют приоритет, к тому же трудно предугадать, в какой конкретно момент он будет в вас нуждаться. Чем большим количеством навыков овладеет старшая сестра, тем в меньшей степени ее собственные потребности будут ограничиваться потребностями младшего брата.

Иначе говоря, вы выгодно инвестируете, когда используете период беременности для того, чтобы приучить годовалого ребенка самостоятельно есть кашу, а детей постарше — готовить себе бутерброды. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший практически без помощи справляется с одеждой и обувью , скажут сами за себя. Поэтому учите детей тому, что им должно быть доступно в их возрасте. Ваши дети уже ходят в школу? Задайтесь вопросом: может быть, вы помогаете им сверх меры, и они уже могут сами справляться, например, с уборкой или мытьем головы?

Пересмотрите привычные процедуры вечернего туалета и отхода ко сну . Если вы укладываете ребенка часами, то разумнее всего поменять такой изматывающий распорядок. Самое время также приучить ребенка к мысли, что не только мама может помочь или утешить, и именно взрослые решают, чем каждый из них будет заниматься.

Разумеется, нельзя требовать от старшего ребенка слишком многого или прекращать время от времени помогать в том, что он уже умеет делать сам. Просто следите за тем, чтобы он был достаточно самостоятельным.

Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться

Попробуйте создать позитивную атмосферу во время обучения, продемонстрируйте ребенку, что вас радуют и впечатляют его успехи, и тогда его мотивация выполнять ваши просьбы заметно возрастет.

Дочка упирается и не хочет ничего делать сама? Не стоит спекулировать тем, что она теперь большая и, следовательно, должна справляться без посторонней помощи. Иначе «быть большой» будет для нее ассоциироваться с выполнением массы скучных требований и почти полным отсутствием развлечений.

Но вы можете подбодрить ее: скажите, что она ведет себя «как большая», в тот момент, когда девочка будет стараться делать что-либо в соответствии с вашими пожеланиями: «Ого, ты сама смогла подняться по лестнице! У тебя, видимо, такие же крепкие ножки, как у Матильды, хотя ей уже четыре года!».

Не ссылайтесь на беременность

«Я не могу тебя поднять, ведь у меня в животе маленький!», «Нет, мне нельзя кататься на лыжах, ведь если я упаду, ребенок может родиться раньше, чем нужно», «Нет, я не могу кататься с горки, у меня болит спина, я же беременна».

Действительно, сама по себе беременность и особенно связанные с ней болевые ощущения или какие-либо осложнения могут сильно ограничить ваше взаимодействие со старшим ребенком. Однако, отказывая ему в чем-либо, серьезно подходите к аргументации. Разумеется, вы должны себя беречь, но попробуйте не выставлять младшего брата занудой еще до его рождения. Говорите правду, но не упоминайте маленького.

Например: «Я не могу тебя поднять потому, что у меня заболит спина. Папа тебя поднимет, он же у нас силач!», «Нет, сегодня я не пойду с вами кататься на лыжах, но когда вы вернетесь, мы с тобой можем поиграть!» или «Я не могу покататься с тобой, у меня болит поясница, но я буду смотреть, как быстро ты мчишься с горки!».

Собственная комната и другие изменения

Все запланированные серьезные изменения в жизни старшего следует производить задолго до родов — минимум за несколько месяцев, чтобы потом ему не пришлось привыкать к массе нововведений одновременно. Так ребенок избежит шока, а вы — его слишком бурных, порою просто невыносимых, реакций.

К таким важным изменениям относятся, к примеру, переезд или . С другими эмоционально тяжелыми решениями — вроде отказа от использования — также не следует тянуть до последнего, не предпринимайте ничего подобного накануне рождения малыша.

Если старшему ребенку предстоит уступить свое место младенцу, скажем, в родительской спальне, важно организовать процесс перемещения задолго до появления малыша. При дневном свете новая комната, большая кровать и постельное белье с классным рисунком выглядят, конечно, привлекательно, однако, когда сгущается ночная мгла, ребенок может решить, что лучше все-таки спать рядышком с мамой и папой. И если вдруг окажется, что они его совсем не ждут, в то время как младшая сестра, напротив, спокойно почивает под родительским крылом, в душу старшего может закрасться болезненная ревность.

И как же обидно, когда на твоих глазах кто-то другой использует любимую тобою вещь! Если эти переживания окажутся напрямую связаны с новорожденным, старший ребенок может обозлиться на маленького наследника. Поэтому целесообразно на какое-то время убрать с глаз долой игрушки, детскую одежду и другие вещи, прежде чем они перейдут к новому владельцу. Таким образом у старшего не возникнет ощущения, что его имущество было отобрано у него против воли в пользу младшего братика или сестренки.

Обсуждение

Комментировать статью "Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности"

Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Раздел: Развитие самостоятельности (Самостоятельный ребенок?) Самостоятельность - это прежде всего уверенность в своем "тыле".

Самостоятельность. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового У меня похожая ситуация, только у меня сын. Стал меняться, когда поступил в ВУЗ. Не делайте резких движений в отношении того, чтобы приучить к самостоятельности.

Что делать в ситуации, если сын 20 лет ничем не занят. Он бросил ВУЗ, неудачно пробовал работать, сейчас как будто ищет другую работу У нас полная семья, и старались приучить к самостоятельности, гоняли, заставляли, но это отчасти у человека в крови, и это видно даже...

Как научить самостоятельности????. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Вы как оцениваете внутреннее состояние своего сына, когда он сидит перед чистым листом бумаги и ничего не делает? И не только что мы начали приучать к самостоятельности.

Отселение взрослого сына. Сын 22 года планирует жить отдельно. Отношения в семье нормальные, просто хочет самостоятельности. Согласны, время пришло, да к тому же есть такая возможность. Только вот думаю, что же будет в этой квартире.

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Развитие самостоятельности старшего ребенка. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться.

Раздел: Образование, развитие (как приучить ребенка к самостоятельности в 8 лет). приучение к самостоятельности. привет, девочки, очень ребко пишу сейчас, ноан конференции с Колиного рождения уже В августе ребенку будет 10 лет.

Деточке 17,5 лет, и вот уже год он учится в оооочень облегченном режиме, почитай, что совсем не учится, а только балду гоняет. И весь год я слушаю песенку про то, что работу он ищет, вот скоро уже найдет. Через месяц и той какбыучебы не станет, и будет он свободен 24 часа в сутки.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность. Свобода выбора ребенка. зависит от ребенка. мой ребенок (6.5 лет) довольно не решительный и сам выбрать не может...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Тоже раздумываю о том, что надо бы приучать к самостоятельности. И дальше спокойно сидела. Ей очень понравилось, до сих пор вспоминает, как летала с папой, мамой и пилотом.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. выдаю лекарства, в зубы - портфель, и мы мчимся, в 7.45 он...

Самостоятельность получила в 8 лет во втором классе. Стала одна ездить на автобусе в школу Лучше все-таки понемногу приучать, а то в один прекрасный день выпорхнет без царя в Советы родителям детей всех возрастов. Как воспитать в ребенке самостоятельность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Чтобы приучить к самостоятельному засыпанию грудного ребенка, нужно с В этом случае вы знаете заранее, когда "внутренние часы" ребенка переключатся на сон.

Сыну 4,7 года. Решили отдать его в сад (без большой необходимости). Первые 3 дня приходила за ним в обед, он говорил: "мама, я бы здесь еще побыл", но забирала, т.к. положено. Как приучить ребенка к самостоятельности.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – до рождения брата или сестры: потом будет некогда. Как приучить ребенку лежать на животе? Чтобы научить ребенка спать нужны не пеленки, а знание особенностей сна...

Самостоятельность в 4 года. Развитие самостоятельности. Приучаем 4-хлетнего сына к самостоятельности. В детском саду, вроде, проблем нет. Ест сам.

Как учить ребенка самостоятельности?. Нужна консультация психолога. Детская психология. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как научить ребенка самостоятельно есть, одеваться. Не ссылайтесь на беременность.

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Как приучить ребенка спать отдельно. Спящий ребенок? это не только мило, но и наконец-то. И порой маме намного проще положить ребенка рядом с собой, чем настаивать на том, чтобы малыш...

Беременность вторым. Как приучить ребенка к самостоятельности. Когда родится малыш, все преимущества того, что ваш старший как приучить ребенка к обуви?. Капризы, истерики. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и...

С первых минут жизни ваш малыш учится быть самостоятельным. Ему это необходимо, чтобы успешно жить в этом мире. Он учится держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить, есть, умываться, одеваться и раздеваться, играть, собирать игрушки, говорить.
Обретение независимости - непростой и небыстрый, но необходимый путь. Поэтому вам надо набраться терпения и помогать своему малышу.

Прежде всего, поощряйте его желание обрести независимость в мыслях и поступках.
И конечно же регулярно тренируйтесь в приобретении новых и новых полезных навыков.
Итак, как приучить ребенка к самостоятельности?
Существуют такие замечательные малыши, которые сами-проявляют инициативу. Но что же делать, если ваш ребенок не выказывает активного стремления к самостоятельной деятельности?

Помните о правиле эффективного воспитания: любому делу должно сопутствовать радостное настроение.
Поэтому начните приучать ребенка к самостоятельности с того, что действительно может его увлечь.

Если ваш ребенок любит наблюдать за вами на кухне, сшейте ему яркий забавный фартучек, подставьте к столу удобный стул или табуретку и поручите малышу какую-то часть работы - перемешивать фарш, когда вы готовите котлеты, класть начинку в вареники или мыть щеточкой овощи к салату.
Только никаких «горе ты мое луковое» или «дай, я лучше это сама сделаю!». Иначе вы рискуете навсегда отбить у малыша желание помогать вам. Да, когда вы сядете за стол, обязательно отметьте: «А вот этот чудесный винегрет мы сегодня сделали вдвоем!»

Если ваш самостояшка любит возиться с водой, оборудуйте местечко в ванной для этого занятия или расстелите прямо в комнате клеенку или большой кусок полиэтилена, поставьте на него тазик с мыльной водой - пусть стирает свои платочки и носочки. Понятно, что качество такой стирки поначалу оставляет желать лучшего, зато потом вы, возможно, сможете сказать: «Я вообще забыла, что такое стирка».
Приучая малыша к самостоятельности, помните о том, что в любом деле важна постепенность. Не ждите и не требуйте от своего ребенка, чтобы он молниеносно научился аккуратно мыть посуду или вытирать пыль.

По мнению психологов, если регулярно помогать ребенку, со временем в его действиях кроме самостоятельности обнаруживается еще и целеустремленность.
Он увлечен делом и стремится получать не любой, а необходимый результат.

Как быстрее всего отбить у ребенка желание что-либо сделать самостоятельно? Сделать это за него. К примеру, ваша маленькая дочурка хотела вам помочь - полить цветы - и залила все вокруг. Сделайте глубокий вдох, улыбнитесь, мысленно подумайте, как ликвидировать потоп, и скажите: «Какая ты молодец, мамина помощница, а теперь давай вместе наведем порядок. Принеси-ка из ванной тряпку». Вы можете десять раз вытирать разлитую воду, а на одиннадцатый с удивлением посмотрите и обнаружите, что малышка сделала все на редкость аккуратно.

Помните о том, что ваши излишняя осторожность, опасение, что малыш что-то испортит, нехватка времени и терпения мешают малышу проявить себя.
На самом деле легче вытереть сыну нос, чем научить его сморкаться.
Но с точки зрения воспитания это бессмысленно. Вы же не собираетесь делать это всю жизнь, так ведь?

Конечно, вы можете сделать своего ребенка послушным, воспользовавшись запретами. Но рано или поздно вам захочется увидеть его инициативным и целеустремленным. Если вы ничего не сделаете для этого сейчас, то эти качества не возникнут откуда-то сами по себе. Поэтому, прежде чем сказать очередное «нельзя», подумайте, а не пресекаете ли вы на корню нежные ростки самостоятельности вашего ребенка?

Советы

1. Окрики или чрезмерная настойчивость - далеко не лучший метод приучать своего малыша к самостоятельности. Будьте спокойны и терпеливы.

2. Не завышайте требований. Пусть ребенок делает то, что ему действительно по силам (например, раздеться трехлетка может, но вот одеться без помощи взрослого ему пока еще трудно).

3. Подражание - великая сила. Глядя на родителей, ребе-
нок впитывает все, что и как они делают.

4. Не скупитесь на похвалу - маленьким так необходима поддержка!

5. Приучая малыша делать что-то самостоятельно, убедитесь, что для этого нет помех: если вашему крохе пока
трудно дотянуться до умывальника, стоит приобрести специальную скамеечку, а если ему трудно справляться с пуговицами, крючками и шнурками, предпочтите
одежду с кнопками и обувь с липучками.

6. Если ребенок увлекся каким-то делом, не прерывайте его, даже если вам кажется, что пора бы уже и закончить.
Уважительное отношение к его занятиям - одна из составляющих будущих успехов.

Ваш малыш, кажется, еще только недавно научился говорить, а уже гордо заявляет: «Я сам!» В ребенке просыпается личность, и стремление к самостоятельности совершенно оправданно. Бывают и противоположные ситуации. Например, вы торопитесь отвести малыша в садик и на ходу ему бросаете: «Застегивайся сам!» Ребенок, оскорбленный маминым невниманием, требует: «Помоги мне!» Тут важно соблюсти золотую середину, не оказывая давления и помогая собственным примером.

Что малыш умеет к трем годам?

Развитие ребенка от одного года до трех лет специалисты считают необычайно важным этапом в его жизни, а возраст три года называют серединой пути "психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста".

Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, опрятности.

Еще вчера он был беспомощным младенцем, а к полутора годам уже уверенно ходит, переступая через барьеры, старается есть ложкой, пить из чашки, которую держит сам одной рукой. Малыш умеет снимать ботинки, стягивать носки, активно участвует в мытье и вытирании рук.

В два года ребенок уже ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку, сам снимает расстегнутую куртку, шапку. Самостоятельно моет руки и лицо, вытирает нос, когда ему дают платок.

А в три года ребенок ест вилкой, помогает накрывать на стол и убирать со стола. Надевает самостоятельно одежду и обувь. Умеет застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы. Моет руки с мылом, с помощью взрослого чистит зубы, под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, сам надевает штанишки).

Освоение окружающего мира

Все эти навыки не возникают сами по себе, ребенок усваивает их, взаимодействуя со взрослым. Ошибочным является мнение, что, достигнув определенного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, маленький человечек постоянно наблюдает за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с незнакомыми вещами. Взрослый для малыша - это человек, умеющий творить чудеса с зубной щеткой и полотенцем, ложкой и чашкой, а значит, он - пример для подражания.

Очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, участником совместных дел. Ребенок нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.

На пути к самостоятельности ребенка будут подстерегать различные трудности. Так как общая и мелкая моторика малыша еще несовершенна, движения недостаточно координированы, будут и опрокинутые тарелки, и разбитые чашки, и мокрые рукава. Надо постараться не допускать вспышек гнева в адрес ребенка, лучше успокоить его и сказать, что в следующий раз обязательно получится. Поддержка мамы или папы необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Часто родители задают вопрос: "Как поступить если ребенок уже умеет сам одеваться, кушать, но не хочет этого делать?" Для начала необходимо запомнить золотое правило - ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не делает в данный момент, значит, у него есть на это веские причины. Может быть, эта одежда ему не нравится, может быть, он устал и не в состоянии есть сам, а может, ему просто хочется вашего внимания. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Надо встать на его позицию, понять, в чем дело, и помочь ему. Пройдет совсем немного времени, и он все будет делать сам.

Родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами, демонстрировать им назначение различных предметов и комментировать собственные действия. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может сказать следующее: "Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем. Молодец!" И так должны объясняться любые действия, совершаемые вместе с ребенком, и не один раз, а постоянно, пока ребенок не запомнит. Ведь для того, чтобы ребенок научился делать что-то самостоятельно, он должен усвоить алгоритм выполнения каждого действия.

Вместе наводим порядок

Для удобства ребенка необходимо определить территорию, на которой он будет полноправным хозяином. Лучше, если это будет отдельная комната. Необходимо дать ему понять, что играть в игрушки надо в детской, что нельзя разбрасывать их по квартире.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Пусть уборка не превращается в наказание, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Хорошо, если мама начнет убирать игрушки вместе с ребенком, обязательно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: "Смотри, эту книжку мы положим на стол - там уже лежат другие книжки, а машинки пусть спят в коробке. Как чисто теперь в комнате! Молодец!"

Если подобная совместная работа будет проводиться систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно. Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т.д.

Если у родителей есть необходимый запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Например, уборка может быть укладыванием игрушек спать и стать необходимым вечерним ритуалом для малыша.

Если мама считает, что чистота и порядок в доме необходимы, надо ввести правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок уяснит себе, что ему будут читать книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но малыш должен знать, что это правило для всех членов семьи.

Если же родители предъявляет ребенку ультиматум: уберешь игрушки - буду тебе читать, не уберешь - не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно "зарабатывать".

Существует другая грань этой проблемы. Многие родители, стремясь освободить для себя большее количество времени, идут по пути наименьшего сопротивления и быстро убирают игрушки сами. Этого делать не следует, так как ребенок быстро сообразит, что у папы или мамы уборка получается намного лучше, чем у него, и будет стремиться переложить ее на ваши плечи. Когда малыша приучают аккуратно складывать игрушки, книжки к книжкам, куклы к куклам, машинки к машинкам, таким образом, автоматически определяется место для каждой вещи. Ребенок этот порядок запоминает и старается следовать ему.

Приучаем ребенка есть самостоятельно

Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится есть.

Кушать аккуратно малыш сможет не сразу. Сначала он будет переворачивать ложку, не донося до рта, промахиваться, пачкать лицо, одежду. Ничего страшного в этом нет. Надо просто набраться терпения и купить фартучек.

Родители обычно переживают, что ребенок останется голодным после такого кормления. Чтобы этого не произошло, мама должна помочь малышу. Пусть она кормит кроху одной ложкой, а другой ребенок ест сам. При этом надо говорить: "Посмотри, как мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!" На этом этапе главное - сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка за неизбежные промахи.

Некоторые родители дают малышу ложку не для того, чтобы он ел, а для того, чтобы его отвлечь, чтобы он "играл в еду". Это неверно. Позволив ребенку несколько раз баловаться таким образом, в дальнейшем будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.

Если родители будут относиться к тому, как ребенок ест, несерьезно, то он подумает, что с ним играют и радуются тому, что часть каши оказалась на полу. И в следующий раз малыш несознанно повторит то движение, которое так развеселило маму и папу.

Обычно дети осваивают навык есть самостоятельно уже к двум годам.

Приучаем ребенка к горшку

Необходимо правильно выбрать горшок. Он не должен быть похож на игрушку. В противном случае ребенок, садясь на него, забудет о его прямом назначении и отвлечется на игру. А если горшок будет неудобным, то у малыша возникнут неприятные ощущения и он от него откажется.

Приучать ребенка к горшку надо постепенно. Необходимо заметить, через какие промежутки малыш писает и стараться вовремя его сажать на горшок. Ни в коем случае нельзя делать это насильно, иначе у малыша будут связаны с этим предметом неприятные ассоциации, надо постараться уговорить ребенка.

Малыш может просидеть на горшке какое-то время, встать и написать рядом. Не надо раздражаться, ведь крохе пока еще не понятно, чего от него хотят.

Следует каждый раз, замечая мокрые штанишки, объяснять ребенку, что писать надо в горшок. Когда малыш поймет, для чего нужен этот предмет, он может садиться на него, не снимая штанишек, что естественно, потому что ребенку сложно запомнить последовательность выполнения действий.

Как уже говорилось, необходимо комментировать все, что вы делаете: "Принеси горшочек. Давай снимем колготки, снимем трусики, сядем на горшок, пописаем. Теперь вставай, надевай трусики, колготки. Вот какой умница!" И так каждый раз, пока ребенок не будет правильно садиться на горшок самостоятельно.

К трем годам малыша уже можно начинать приучать садиться на унитаз, используя при этом специальное детское сиденье.

Учим одеваться

Во время одевания мама должна показывать ребенку, как правильно надевать вещи, в какой последовательности. Необходимо говорить при этом: "Давай сначала наденем трусики, потом колготки. Затем маячку, рубашку. Покажи мне, как ты сам умеешь одеваться. Молодец!"

При одевании следует соблюдать основное условие: надо учить ребенка надевать все вещи правильно с самого начала и обращать на это его внимание. Переучивать всегда сложнее, лучше изначально формировать верный навык.

Можно заметить, какие вещи ребенок носит с особенным удовольствием. У него наверняка есть любимые рубашки или платья. Когда вы только начинаете учить ребенка одеваться, лучше давать ему сначала то, что ему очень нравится. Тогда малыш будет получать положительные эмоции от этого процесса.

Одевание занимает много времени. Поэтому когда мама торопится, например, отвести ребенка перед работой в детский сад, лучше, если она оденет ребенка сама. Иначе, постоянно подгоняя его, она испортит настроение и малышу, и себе. Приучать ребенка одеваться необходимо в спокойной обстановке. При этом обязательно нужно находиться рядом и помогать ребенку.

Приучая ребенка к самостоятельности, родители должны учитывать все "подводные камни" этого процесса. С одной стороны, нельзя подавлять стремления малыша, даже когда он что-то делает не так. Если ребенка будут ругать за неудачи, у него может пропасть желание овладевать новым для него навыком. С другой стороны, надо мягко, но настойчиво объяснять, что он делает неправильно и почему. Лучший учитель - всегда друг. Ребенок - это еще не сформировавшаяся личность, но уже личность. Многое в его будущей жизни зависит от тех близких людей, которые поддерживают малыша с первых шагов.

И, может быть, главное правило - последовательность во всем. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда- то не умели делать.

Из личного опыта

Анастасия: Моя дочка начала самостоятельно одеваться, когда мы купили шкаф-купе с большим зеркалом. Ей нравилось смотреть на себя в разных одеяниях. Так, постепенно она привыкла одеваться сама.

Диана: Мы с мужем обожаем вечера, когда всей семьей можно посидеть за столом, поужинать и поговорить. Когда нашему малышу исполнилось два года, мы стали сажать его рядом с нами, и вместе ужинали всей семьей.

Сначала я кормила его сама, но настал момент, когда сын забрал вилку из моей тарелки и попытался есть самостоятельно. Пришлось купить ему набор: детскую ложку, вилку и нож. С этих пор сын начал пользоваться своим набором и ест сам.

Наталья: Моему сыну два с половиной года. Он любит играть в машинки, и перед сном обычно оставлял их разбросанными по всей квартире. Однажды папа ему рассказал, что дом для машин называется гараж. Сын очень заинтересовался, мы вместе нашли коробку и назвали ее "Гараж". Теперь он охотно складывает все машинки туда.

Татьяна: Мы решили научить нашу трехлетнюю дочку причесываться. Но она говорила, что расческа "царапается". Мы купили ей деревянную расческу, посадили куклу и сказали: "Смотри, какая она растрепанная, может быть, ты ее причешешь?"

Когда дочка выполнила нашу просьбу, мы объяснили, как кукле нравится быть красивой. Через неделю я заметила, что дочка стоит перед зеркалом и причесывается, я похвалила ее. Теперь проблема решена.

Несколько полезных советов

* Не отказывайте малышу в своей помощи, даже если вы очень заняты. Помните, что дети очень ценят свою самостоятельность, и если ребенок все же обратился к вам, значит решить данный вопрос он не в состоянии.

* Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он слушается, убирает игрушки, съедает кашу и т.д.

* Чаще хвалите малыша, называйте его своим помощником, просите о помощи и не забывайте говорить спасибо. Давайте понять, что без него вы не справились бы с этой сложной задачей.

Приучение ребенка к самостоятельности - это долгий процесс, требующий терпения. Одно из главных правил - последовательность во всем. Если родители начали прививать ребенку определенный навык, то необходимо, не раздражаясь, объяснять малышу, что у него уже получилось, а что еще нет. Не следует быстро сдаваться, если ваш малыш не хочет брать в руки ложку или надевать штанишки. Шаг за шагом, он научится всему тому, чего и вы когда-то не умели делать!

Развлеки себя сам: 6 подсказок для родителей, как приучить ребенка к самостоятельным играм

Бывает, что подросший ребенок не может играть сам - все время требует внимания родителей. Если оставляешь его хоть на минуту - начинает капризничать . Но ведь невозможно его развлекать целый день! Можно ли приучить малыша играть самостоятельно?

Игра чрезвычайно важна для ребенка. Посредством игры он знакомится с окружающим миром и со своими возможностями. Игра развивает фантазию, сообразительность, внимательность, память. В игре формируется характер человека и закладываются нормы поведения. Самостоятельная игра имеет для ребенка особое значение. Это и умение найти себе занятие, и увлеченно заняться чем-то, и возможность для развития инициативы. Но самое главное, во время самостоятельной игры происходит закрепление воспитательного влияния взрослых .

Почему он не играет сам?

Проблемы с самостоятельной игрой у ребенка часто возникают по вине взрослых. Это результат чрезмерной опеки - нежелания предоставить ребенку хоть какую-то самостоятельность и запрета инициативы. Окружая малыша такой «заботой», постоянно опекая его, родители неизбежно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже не может обходиться без постоянного внимания , совместных игр и развлечений. Даже если малыш и играет самостоятельно, то недолгое время и в довольно примитивные игры.

4. Я сам!

Поручайте ребенку маленькие задания, с которыми он может справиться без вас. Например, можно попросить его помыть груши к обеду или уложить всех кукол спать. Главное, чтобы ребенок выполнял это сам и чувствовал свою значимость. Не торопите ребенка, не давите на него, пусть он сделает все сам.

5. Хобби-тайм

Сейчас очень много разных видов наборов для детского творчества. Небольшой совет - берите наборы, которые подходят по возрасту именно вашему ребенку. В такой игре важно довести дело до конца и получить результат - бусы, глиняная посуда, мягкая игрушка и т.п. У ребенка есть стимул - сделать что-то самому, получить наглядный итог труда и заслужить похвалу взрослого.

6. Набор на выбор

Классический вариант для развития способностей ребенка к самостоятельной игре - это конструкторы, пазлы и мозаики.

Совет первый - берите наборы, которые удобные вашему ребенку. Если для сборки требуются физические усилия, то ребенок должен самостоятельно соединять или разъединять фигурки.

Совет второй - берите наборы, в которые можно «переигрывать» много раз. Для взрослых важен результат, а для малыша важен сам процесс.

(2 голоса : 5,0 из 5 )

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа.

Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека - не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге - можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также - чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) - это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока - оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, - он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я - плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал - и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».

Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу - «А следующую - попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» - это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать - и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, - или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема - его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрые родители решают и делают за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находятся неподалеку и готовы прийти на помощь, если их попросят.

Михаил Завалов



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»