Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы. Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках; Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги); Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи; Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья; Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Воспитатель:

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть - зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? (У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Через 10 минут самостоятельной работы - физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны) Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны) Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд) Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему? 2. Что тебе больше всего здесь понравилось? 3. Что особенного в этой работе? 4. Чем отличается от других эта работа?

Просмотр содержимого документа
«Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»»

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы, беседы о дымковской игрушке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотр рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе

Знакомство с дымковской игрушкой

Сапрыгина Анна Николаевна

Цель:

Познакомить детей с народным промыслом - дымковская игрушка.

Задачи:

Познакомить детей с историей происхождения дымковской игрушки.

Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, её выразительность, образность, яркость узора.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Учить расписывать бумажный силуэт дымковской игрушки.

Учить детей самостоятельно выбирать приёмы и элементы росписи, сочетания цветов.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Совершенствовать навыки работы акварелью - рисовать всей кистью, её концом.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Использование ЭОР:

Презентация для детей по теме занятия.

Оборудование:

- Игрушка Петрушка

- Дымковские игрушки

Вырезанные силуэты Дымковских игрушек

Краски, кисти, палитра

Ход занятия.

Организационный момент. Дети занимают свои места.

1. В группе появляется игрушка.

Я весёлая игрушка,

А зовут меня… (Петрушка).

Я самый весёлый на свете,

За это и нравлюсь я детям.

Я пришёл к вам не один,

Я привёл своих друзей.

Петрушка достаёт по одной игрушке из коробки.

Ребята, посмотрите, какие красивые друзья - игрушки у нашего Петрушки.

Вы узнали их? (Это лошадка, петушок, уточка, барашек).

Петрушка обращается к детям:

Ребята, вам понравились мои друзья? (Да).

Чем они вам понравились? (Красивые, яркие).

Действительно, это очень красивые игрушки. Мой верный друг Карандаш познакомил меня с этими игрушками.

Называют их Дымковские.

Хотите узнать, почему их так назвали и откуда они к нам пришли? (Да).

Карандаш приглашает нас в путешествие в город мастеров, где появились такие прекрасные игрушки.

Вы согласны отправиться в путешествие? (Согласны).

Тогда садитесь поудобнее, мы отправляемся.

2. Слобода Дымково.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.

Дымковская игрушка изготавливается из красной глины.

Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень.

Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками.

Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки.

Зато краски яркие какие! Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, голубые цвета.

Обратите внимание на наших гостей - Дымковских игрушек и рассмотрите их узоры. Назовите основные цвета, которыми они украшены.

Мой друг Карандаш хочет познакомить вас с элементами Дымковской росписи.

Все игрушки не простые, а волшебно - расписные. Белоснежны как берёзки, кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Многие игрушки объединены сюжетом. Ими интересно играть, придумывая собственные сюжеты. Да и отдельные игрушки настолько яркие и красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно очень осторожно. А есть игрушки, которыми можно только любоваться.

Ребята, вам понравилась история карандаша? (Да)

Из чего сделаны эти игрушки? (Игрушки сделаны из глины).

Кто из вас запомнил, как изготавливали эти игрушки? (Лепили фигурки из глины, затем обжигали в печи, белили и раскрашивали).

Какими узорами украшали игрушки? (Кружочки, точки, клеточки, полоски).

А какие цвета использовали мастера для украшения? (Красный, жёлтый, зелёный и др.).

Хотите попробовать стать Дымковскими мастерами и помочь мне раскрасить вот эти игрушки? Петрушка показывает вырезанные из бумаги игрушки: петушок, олень, конь, уточка. (Хотим).

Тогда я предлагаю сначала немного отдохнуть, а затем приступить к работе.

Петрушка проводит физкультминутку:

А сейчас, ребятки,

Я зову всех на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Дети занимают свои места.

Я превращаю вас, ребята, в славных мастеров Дымковской игрушки и предлагаю выбрать понравившуюся вам игрушку и расписать её, используя уже известные вам приёмы Дымковской росписи.

Во время самостоятельной работы Петрушка следит за соблюдением последовательности работы, техникой выполнения узора, в случае необходимости индивидуально показывает, даёт советы по использованию цвета в узоре.

По окончании все работы вывешиваются на стенде. Петрушка вместе с детьми рассматривает выполненные работы.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в город мастеров.

Что нового вы узнали, с чем познакомились? (Мы познакомились с дымковской игрушкой и узнали, как её расписывать).

У вас, ребята, получились очень красивые игрушки.

Карандаш прощается с вами и говорит: До новых встреч в городе мастеров, друзья!

Петрушка прощается с ребятами.

Наше занятие окончено. До свидания!

Конспект ННОД в старшей группе

Рисование «Дымковская игрушка»

Цель: продолжать знакомить детей с русским народным творчеством через дымковскую игрушку.

Задачи:

Формировать навыки рисования элементов дымковской росписи.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Материалы и оборудование: краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, шаблоны дымковских игрушек, письмо, билеты, проектор, презентация «Дымковские игрушки».

Ход НОД

Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. Вот это письмо, интересно, что в нем написано? Прочитаем? «Уважаемые ребята, приглашаем вас на ярмарку игрушек в село Дымково. Просьба – не опаздывать. Мастерица Аленушка».

Ребята, а чтобы не опоздать, мы с вами поедим на поезде, вот вам билеты, строимся согласно номерам и поехали.

Слайд 1

Вот мы и приехали в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки.

А лепили там из глины

Все игрушки не простые

А дымковские расписные.

В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Слайд 2 Барышня

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива

Слайд 4 Конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил

Слайд 3 Всадник

Всадник на коне

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Слайд 5 Уточка

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Слайд 6

Воспитатель: Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Ребята, нас пригласила на ярмарку мастерица Аленушка. Давайте зайдем к ней в гости, посмотрим дымковские игрушки.

Дети подходят к макету дома. На столике стоят две дымковские игрушки и лежат несколько окрашенных в белый цвет заготовок игрушек.

Здравствуй мастерица Аленушка, мы приехали по твоему приглашению.

Здравствуйте, ребята. Скоро начнется ярмарка, надо приготовить много игрушек, а я только успела раскрасить заготовки в белый цвет.

Ребята, а мы можем как- нибудь помочь мастерице Аленушке? (ответы детей)

Прежде чем приступить к работе, давайте подумаем, что нам необходимо. Нам нужны заготовки фигурок для росписи, кисти, краски.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый).

Какие элементы используются при росписи игрушек? Слайд 7

(Ответы детей: кружочки, точки, волны, полоски).

Берите заготовки игрушек, рассаживайтесь, я вам расскажу, как мы будем расписывать игрушки.

Показ выполнения задания. Слайд 8

Прежде чем мы с вами начнем расписывать игрушки – подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи,

А в печи – игрушки!

Самостоятельная работа детей за столами.

Физминутка . Музыка

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо, руки на поясе)

Весь народ на ярмарке.

Дети садятся за столы и заканчивают расписывать игрушки. По окончанию работы дети кладут свои игрушки на стол перед мастерицей Аленушкой.

Спасибо вам ребята, какие красивые у вас получились игрушки. За свои труды примите угощение.

Рефлексия

1. Что вам больше всего понравилось?

2. Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

А я, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

А теперь нам пора возвращаться домой, поехали!

Задачи:

1. Продолжать учить детей расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским. Формировать умение изготовлять полуобъёмные стоячие игрушки.
2. Развивать самостоятельность, творческие способности детей, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать интерес к народному декоративному творчеству.

Материал: Заготовки для игрушек, ножницы, палитры с гуашью, кисти, непроливайки, подставки под кисти, тычки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование элементов дымковского узора, чтение стихов и потешек, дидактические игры «Продолжи узор», рассказ воспитателя о работе дымковских мастеров и народных ярмарках.

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столы.

В. Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму с конвертом, вот она. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст.
В. Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В. Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получится из этих частей?
Д. Индюк.
В. Правильно, эта часть – тело индюка, а эта?
Д. Хвост.
В. Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера. В. Но, сначала, давайте вспомним, особенности дымковской росписи. Какого цвета основной фон игрушки?
Д. Белого.
В. Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. Где будет расположен самый большой элемент?
Д. В центре.
В. Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются тонкие и мелкие элементы?
Д. Кончиком кисти, без нажима.
В. Правильно. Чтобы у нас получилась красивая роспись, кисточку мы держим около железной рубашечки, вертикально. Чем еще можно нанести узор?
Д. Ватными палочками, тычками.
В. Напомните мне, пожалуйста, какие еще правила работы с кисочкой и красками вы знаете?
Д. Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфеткой. Смешиваются краски только на палитре. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
В. Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

В. А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись спокойной музыки.

В процессе работы, если потребуется, воспитатель индивидуально дает советы по подбору элементов, напоминает порядок выполнения работы, подбадривает детей. Когда дети закончат роспись частей игрушек, объясняет и показывает, как их соединить.

В. Заканчиваем работу, краска должна подсохнуть.

Когда все дети закончили:

В. Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги, вот так, а затем вот здесь, в задней части, по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей:

В. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

В. Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера? Оставшиеся заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам.
А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

текст телеграммы: Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей Нижегородской ярмарки. Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки для игрушек вы найдете в конверте.

Спасибо.
С уважением, дымковские мастера.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

на тему:

«Дымковская игрушка»

Подготовила:

Воспитатель Пашко О.В.

Излучинск

2017

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

Задачи:

Познавательное развитие:

Познакомить с историей дымковской игрушки;

Закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

Социально – коммуникативное:

Формировать позитивные установки к творчеству;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

Речевое развитие:

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

Учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Физическое развитие:

Снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Руки крендельком-

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Бережком идет,

Уточек- марфуточек

Купаться ведет.

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Физкультминутка

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»