Ребенка достают в школе что делать родителям. Что нельзя говорить ребёнку, если его обижают в школе

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Чем успешнее и богаче - тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания. И в этом обществе мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе...

Ребенка обижают в школе

Год от года учителя и психологи обращают внимание общественности на повышение агрессивности и жестокости среди детей. Сегодня ребенка могут не просто обидеть в школе, а устроить ему настоящую травлю. Проблема изгоев в школе совершенно не нова, изгои в коллективах возникали и ранее, вот только детский коллектив был куда более гуманнее и сговорчивее, да и действия учителей были направлены на сплочение коллектива и воспитание нравственности. Это позволяло решить проблему быстро: в условиях приоритета нравственности, взаимозависимости и соборности детской жестокости не было места для роста.

Сегодня, ситуация изменилась: мы живем в эпоху, когда человек стал менее ценен, чем его социальный статус и материальное положение. В кожной фазе развития, куда мы провалились с развалом союза, образовались иные ориентиры: социальное и имущественное превосходство, индивидуализм. Чем успешнее и богаче - тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания. И в этом обществе мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе.

В этой статье мы попробуем сориентироваться в реалиях нашего времени с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Опыт не работает

Как это связано с воспитанием детей? Прямым образом. Не срабатывает наш прошлый воспитательный опыт, потому что между поколением родителей и детей существует сегодня огромный отрыв. А это значит, что наши дети в бОльшей степени дикари, чем скажем 20-30 лет назад. И одна из причин тому: общество, которое изменилось и не наработало новых способов взаимодействия, новых методик воспитания подрастающего поколения.

Реалии таковы, что общество погибает от коллективных фрустраций и неприязни. Дети нас поражают не только своими талантами и сообразительностью, но и своей неадекватностью, возбудимостью, дерзостью, жестокостью. Мы, родители, понимаем, что-то не так с нашими детьми, но не знаем, как подступиться к решению проблемы.

В частности, когда ребенка обижают в школе, родители настроены весьма агрессивно «выяснять отношения» с учителями, пугая их РОНО и прокуратурой, при этом забывают понять собственного ребенка и выяснить, что ему помогло бы адаптироваться в детском коллективе. И как помочь исправиться тому, кто постоянно обижает детей, как направить его по верному пути?

Еще более безумный поступок родителей изгоя – разбираться с обидчиками-детьми самостоятельно. Методы таких разборок известны: взять «за шкирку», напугать, наорать, а то и избить. Вот на одном форуме делился «опытом» родитель:


И это взрослые люди так решают вопросы, что говорить о детях, которые еще только развиваются?

Родители винят школьных учителей в безразличии, а учителя родителей – в неправильном воспитании детей, или еще хуже – объясняют поведение обиженного ребенка фразой «он сам виноват». В итоге проблема не решается никем из ответственных взрослых, а напряжение и неприязнь растет, при таком попустительстве взрослых, ожидать видимых изменений в поведении детей нам не приходится.

Ребенка бьют в школе. Школьная стая

Школа – место, где наши дети проходят основной процесс социализации и окультуривания. Дети – это зверята, они рождаются с определенным набором желаний и свойств, которые нуждаются в развитии. Поэтому ничего удивительного нет в том, что дети ведут себя совсем не как ангелочки.

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, в школе, словно в первобытной стае, происходит ранжирование маленького человека в коллективе. Ранжирование – это своего рода отстаивание своего места в коллективе. Чтобы доказать свой ранг или повысить его, в ход идут любые доступные им способы – ударить, толкнуть, укусить. Но это до тех пор, пока не отработаются приемлемые культурные способы взаимодействия, что происходит под влиянием родителей и педагогов.

В любой стае есть лидер или вождь, школьный коллектив не исключение. Во многом от того, кто является лидером в классе, зависят устанавливаемые там правила. И уже от них будет зависеть «соответствует или нет» ребенок этому коллективу. Жестко, да? Но вспомните себя в школе, как страшно было быть белой вороной, как стремились соответствовать более «продвинутым» ребятам по форме одежды, по приобретаемым вещам.


Если в классе есть ребенок с – вождь от природы, то коллектив будет более открытым и менее требовательным к товарищам в плане жесткого соответствия чей-то воле. Все будут слушать уретрального заводилу Васю, бессознательно подчиняясь его магнетизму. Ведь уретральник – это врожденная справедливость – отдача по нехваткам всем членам стаи, а значит даже слабые, не такие как все, испытывающие проблемы с адаптацией в коллективе, будут находиться под его защитой.

Когда в классе нет уретрального вожака, его место занимает ребенок с – будущий организатор, лидер и управленец (если разовьется), который «играет свою скрипку». И вот тут зависит кто он, этот лидер – правильно развивающийся ребенок или тот, кто проявляет свои неразвитые свойства. Этот лидер своим поведением задаст направление развития всему коллективу, да так, что учитель, сделать ничего не сможет.

Если лидер класса двоечник, то вашего золотого ребенка, отличника, явно не будут гладить по головке. А наоборот, захотят проучить «заумного ботана», будут пакостить или открыто вредить. Так что теперь, покоряться двоечнику? Ни в коем случае! Нужно понимать обстановку в классе, позицию учителя и понимать своего ребенка, его нужды и риски для него от подобной ситуации и, соответственно, принимать решение, которое будет способствовать его развитию.

Ребенка обижают в школе. Травля отличников

Самые послушные, аккуратные, исполнительные, им нравиться учиться – это дети с и . Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты - именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем – кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.

Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находится 1-2 отличника, то вся злость и зависть достанется им – «золотым» от природы. Дети обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут тетради.

Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт, у него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряется состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастет огромная обида и комплекс неуверенности в себе.

Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому переход на домашнее обучение – не выход, а скорее вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая свой страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.

Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками – записать его на карате или другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо ломает его природную доверчивость, учит враждебности и насилию, а не дает развитие его свойствам – чуткости, доброты, сопереживанию.

Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с целью, чтобы нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт (например, плавание) поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил свой дух и избавился от психологии жертвы.

Основное, что нужно сделать, пронаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые неминуемо он вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.

Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого

Такая ситуация может возникнуть с . Это особенный мальчик, тонкий, нежный, эмоциональный, не похожий на других, часто напоминающий своим поведением девочек. Мальчик, который в отличие от других мужчин, абсолютно не способен к убийству. Т.е. не добытчик, единственный, кто до сих пор не наработал своей видовой роли в коллективе. Причина травли детьми такого мальчика сокрыта в нашем коллективном бессознательном. Дело в том, что в докультурные времена, кожно-зрительные мальчики (будучи бесполезными для коллектива) ритуально съедались стаей за общим столом – таким вот способом ранние люди снимали неприязнь к ближнему, иначе бы поубивали друг друга (был такой этап становления человечества).

Когда культурные ограничения на каннибализм вошли в силу, кожно-зрительные мальчики стали выживать, но рано умирали из-за слабости, неспособности себя защитить. Видовой роли они не наработали, т.к. на войну как остальные мужчины не ходили. Их психическое только сейчас начинает развиваться, после второй мировой войны таких мальчиков стало появляться все больше и больше. Мы их видим на подиумах в качестве моделей, превосходных танцоров, певцов, актеров – в тех же ипостасях, где преуспели кожно-зрительные женщины.

Причина травли кожно-зрительного мальчика в том, что его бессознательно определяют как самого слабого, хиленького – того, кого когда-то поедали за общим первобытным столом. Своей роли в стае у него нет, он не ранжируется. Все это чувствуют. Вот почему неразвитые еще дети, по сути маленькие дикари, с удовольствием и «дружно» всем классом могут сделать из него жертву, особенно если он испытывает страх.

Само поведение кожно-зрительного мальчика провоцирует других ранжированных мальчиков на травлю. Ведь он ласковый, неконфликтный, слезливый, слабый, биться не полезет. Очень эмоциональный, ищет контакта с другими детьми. Когда его отталкивают, он не обижается, он отходчив, быстро забывает плохое, и вновь идет к своим обидчикам. Испытывая при этом страх – основную свою эмоцию, он тем самым привлекает к себе обидчиков и становится их жертвой. Таких детей унижают, бьют, высмеивают их «девчачью» внешность, заставляют делать унизительные вещи.


Какой здесь выход? Не пытаться переделать сына под стандарт мужественности! Секция борьбы ничего не даст ему, он конечно выучит все приёмы и будет классно махать руками и ногами, но не сможет ударить обидчика или избить его. Это не его природа – бить (убивать). Это мальчик с другой задачей от природы – стать проводником другой культуры, защищающей уже не физическое тело, а психическое. То есть развивать толерантность и гуманизм к людям. Чтобы это произошло нам всем нужно понимать свою природу и меру отличия ее от других, чтобы не задавить своей неприязнью кожно-зрительного мальчика, отличного от нас самих, нашей животной природы.

Уберечь своего кожно-зрительного ребенка можно одним лишь способом – дать ему такое развитие, чтобы его врожденный страх смерти (страх быть съеденным каннибалом) превращался в отдачу эмоций наружу. То есть развивать эмоциональную сферу ребенка, создавать ситуации, в которых он бы учился выражать свои чувства эмпатии и сострадания другим людям. Научите его играть на гитаре – это даст ему огромное преимущество в среде сверстников, сделает его «своим» в любой компании.

И конечно, основную работу должен провести учитель, расставляя верные ориентиры в умах и сердцах детей. Только совместными усилиями учителей и родителей, можно изменить эту ситуацию.

Ребенка обижают в школе. Страдание тихого человека

По этому описанию проблемы системно понятно, что ребенок обладает . Это тихие, задумчивые, несколько отстраненные от происходящего вокруг дети. Им как раз сложнее всего адаптировать шумный орущий коллектив детей. Когда все дети на переменах бегают и прыгают, звуковик тихонечко сидит в сторонке – читает или пишет что-то свое, просто размышляет.

На уроке он зачастую не слышит вопроса учительницы, так как погружен внутрь себя, часто задерживает с ответом, перед этим переспрашивает «а? что? Я?». Из-за этих особенностей другие дети считают его тормозом, странным типом, не таким, как все. Учителя кожные (сами скорые на решения и подвижные) вообще могут сказать, что ребенок отстает в развитии, обозвать его необучаемым. Но это совсем не так, у звуковика самый мощный интеллект! Просто в силу врожденных особенностей, он сосредоточен на своих состояниях и мыслях, и ему необходимо больше времени чем другим, чтобы вылезти наружу к людям из своего «домика» и дать адекватный ответ. 


Странноватый чудик, не вступающий в драки и игры вместе со всеми, или чудачка, пишущая стихи и витающая непонятно где, вызывают непонимание у детей. Ведь все хотят быть как все, а этот странный тип, как белая ворона, отдельно ото всех сидит и не играет. Это и становится причиной травли «не таких, как все». Над ними смеются, делают подножки, плюют на вещи, толкают, вешают обидные прозвища – все это для того, чтобы добиться от замкнутого на себе звуковика проявления эмоций. Стоит ему только показать свое отчаяние, страх и непонимание ситуации, как травля пойдет с удвоенной силой.

Если же не реагировать, то вскоре толпе будет неинтересно «забавляться» с безэмоциональным чудаком. Ждать, пока это случиться, конечно, не стоит. Нужно помочь звуковику общаться со сверстниками, ведь для них это и есть трудность. Но если он правильно развивается, то он способен идти на контакт, и в конце концов коллектив его принимает. По крайней мере, его уже не травят, а принимают его одиночество и «заумность». Ведь звуковик не конфликтует, он не создает никому конкуренцию, он занят своими идеями и мыслями, и ему совсем нет дела до интриг и разборок в классе. И про него со временем забывают. Однако задача родителя не в том, чтобы свершились его чаяния, и от его ребенка все отстали, а в том, чтоб помочь звуковику адаптировать орущий коллектив.

Что могут взрослые сделать в этом случае? В первую очередь родителям звуковика выяснить почему у ребенка не получается общаться с одноклассниками. Важным как раз является ваше поведение по отношению к ребенку: кричите ли вы на него, может заставляете думать быстрее? Возможно, в доме слишком шумно, и ребенку нет возможности сосредоточиться? От этого он чаще замыкается на своих состояниях, ему комфортно в одиночестве, люди мешают ему, потому он теряет желание общаться, не видит в этом смысла.

В данной ситуации учитель так же мог бы способствовать выходу звуковика из своей ракушки. Как вариант: может поручить ему изучить какую-то интересную тему и сделать доклад ребятам, чтобы потом вовлечь всех в интересное обсуждение.

Если издевательства зашли очень далеко – у ребенка постоянный стресс в школе, как в описанном выше случае, то однозначно нужно поменять школу, для того, чтобы не травмировать ребенка дальше. В новом коллективе у него могут сложиться вполне дружеские отношения. Потому что в коллективе будет иной климат, иной лидер и учитель, который активно вникает в проблемы класса и учеников. И обязательно обеспечить правильное звуковое воспитание, развивать свойства звукового вектора у ребенка – давать пищу для ума, вызывать на беседу, поощрять самостоятельный поиск решения проблемы.

Звуковик, растущий в комфортной для него обстановке (тишина и отсутствие крика) гораздо менее уязвим, легче адаптирует шумный детский коллектив. Не давать замыкаться на своих состояниях (не путать с необходимой для них потребностью побыть в тишине и одиночестве). О том, можно узнать на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными

Распространенное мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой является ошибочным. Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, есть риск потерять здоровье и обзавестись неизгладимой травмой на всю жизнь. Поэтому, только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное – ЗНАНИЕ его природных свойств, смогут помочь вам разрешить трудную ситуацию.

Часто советы для родителей ребенка, которых обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка на секцию, чтобы умел дать сдачи, сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.

Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Все это конечно имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду - вторичен, но горзадо более важно - помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств.

Причинами травли являются совокупность психологических причин (обидчика и изгоя), которые зарыты в бессознательном, но находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.


Также, верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но быть объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате от недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья им показывает противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.

Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут», вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое – узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников, и как помочь ему это пережить.

Родители детей-обидчиков должны задуматься, а что толкает их детей совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?

Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать будучи взрослым. От адаптации в школьном коллективе и защиты – поддержки родителей, их усилий в развитии зависит вся его дальнейшая жизнь.

На учителях лежит огромная ответственность за развитие детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить адаптацию детям, дать хороший старт развитию нравственного чувства, а могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае – поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают дети.

Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания согласно их природным особенностям, можно узнать уже на . Правильное развитие ребенка это один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе с одной стороны и профилактика жестокого поведения с другой.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Моего ребенка обижают в школе?

В опросе, проведенном в феврале 2016 года, 60 процентов респондентов сказали, что они или кто-то, кого они знают, подвергаются или подвергались в школе издевательствам.

Чтобы предотвратить длительные последствия издевательств, важно раннее вмешательство. Хотя школы делают больше, чтобы помочь учащимся, ваша роль родителя имеет решающее значение, и никогда не слишком рано начинать разговор о запугивании.

Вот советы психологов, которые могут помочь детям бороться с издевательствами. Данные способы являются безопасными и конструктивными.

Почему моего ребенка обижают в школе?

  • Бывает, что ребенок из школы приходит в мятой и грязной одежде, в ссадинах и синяках, теряет вещи, тогда родителям стоит задуматься и поговорить с ребенком.
  • Сначала нужно выяснить причину. Дети более жестоки, чем взрослые и говорят порой, не думая, о том, что сказанное может обидеть или оскорбить. Часто не любят тех, кто как-то отличается от других. Например, детей с лишним весом или в очках, шепелявящих, или детей с плохой успеваемостью.
  • Дети, становящиеся объектом насмешек, как правило, не уверены в себе, очень чувствительны к оскорблениям. Научите ребенка всегда уважать других. Стойкое чувство самоуважения, в сочетании с уважением к другим, может помочь вашему чаду избежать запугивания и насмешек.


Помогите своему ребенку полюбить и начать уважать себя:

Игра «Я есть Тот, Кто...»

  • Вы и ваш ребенок сначала по очереди завершаете предложение, сосредотачиваясь на веселых личных чертах. Вот пример: «Я тот, кто... любит музыку» или «Я тот, кто... заботится о моей маленькой сестре».
  • Затем придумайте то, что отличает только вас, о чем больше никто не может сказать, например: «Я - тот, кто... назван в честь реки».Эта игра учит детей ценить их уникальные черты и укреплять уверенность в себе и позитивное отношение к различиям
  • Найдите положительные детские книги. Почитайте книги с обнадеживающими сообщениями о различиях и уважении, а затем обсудите темы с вашим ребенком. Например, “Гадкий утенок “ Г.Х. Андерсен, “Золушка”, “ Мальчик с пальчик” Ш. Перро. Необходимо самому быть положительной фигурой для подражания. Действия говорят громче, чем слова, поэтому старайтесь делать так, чтобы ребенок хотел на вас походить. Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»

Обсудите способы предотвращения насмешек и издевательств


  • Произведите со своим ребенком «мозговой штурм» решений, которые бы могли ему помочь при очередном всплеске насмешек и издевательств, как-бы предотвращая их. Разрабатывайте и подготавливайте набор идей для детей, которые можно использовать в трудных ситуациях, когда им трудно думать.
  • Создайте список ответов. Практикуйте фразы, которые ваш ребенок может использовать, чтобы сказать кому-то, что нужно прекратить издевательство. Они должны быть простыми и прямыми. «Это было некрасиво». «Я скажу твоей матери». «Не делай этого».

Мой ребенок обижает других детей в школе

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Держите открытую линию связи. Ежедневно просите своих детей, чтобы они рассказывали о том, как обстоят дела в школе. Используйте спокойный, дружеский тон и создавайте благоприятный климат дома, чтобы он не боялся сказать вам, что что-то не так. Подчеркните, что его безопасность и благополучие важны и что он всегда должен говорить со взрослым о каких-либо проблемах.
  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Куда жаловаться и как поступить, если над вашим ребенком издеваются в школе?


  • Сначала необходимо обратиться к классному руководителю, поговорить с ним и обсудить меры для прекращения конфликта. Иногда бывает, что достаточно беседы с детьми, чтобы они поняли недопустимость издевательств над другим ребенком.
  • Далее, если нет результата, можно обратиться к завучу или директору. Если же в стенах школы проблема не решается, то обратиться в вышестоящие инстанции. Необходимо написать заявление инспектору по делам несовершеннолетних. Можно отправить письмо в Министерство образования. В общем, когда речь идет о серьезных нарушениях, то ничего не будет лишним, нужно бороться за здоровье своего ребенка.
  • Свяжитесь с родителями обидчиков на ранней стадии. Родители, как правило, не догадываются о поступках своего чада. Также важно быть максимально конкретным: какие меры лучше всего подходят для конкретного случая? Кто должен отвечать за принятие мер? Кто должен гарантировать, что это осуществляется на практическом уровне?
  • Если речь идет о серьезных постоянных издевательствах над ребенком, то необходимо действовать в сотрудничестве со школой. Школа, вовлеченные ученики и родители совместно должны создать план действий для прекращения запугиваний и издевательств одних детей другими. Школа должна документировать проделанную работу, и как выглядит нынешняя ситуация.

Есть ли необходимость в принятии мер?


  • Предусмотрена административная ответственность за издевательства в школе. Любая неприятность, случившаяся в стенах школы ложится на плечи руководства школы, и материально отвечает школа.
  • Если причинен моральный и физический вред ребенку, родители могут предъявить иск о возмещении морального и физического вреда ребенка, но в этом случае они должны будут доказать, что тут нет их вины или вины их ребенка.
  • В случае издевательств, родители виновного ученика могут нести ответственность за вред, причиненный их ребенком, в зависимости от обстоятельств.

Любите своих детей. Дети, окруженные заботой и любовью, вырастают психически и эмоционально здоровыми личностями. У уверенных в себе и разносторонне развитых родителей такие же и дети. Работайте над собой и оберегайте своих детей.

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»