Рисование этикет в подготовительной группе. Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию в подготовительной группе "уроки этикета"

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 207 «Эдельвейс»

г.о.Тольятти

Конспект

интегрированной непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Уроки Этикета»

Составитель: воспитатель Спиридонова Л.Л.

Май - 2016 г.

Программное содержание:

    Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.

    Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.

    Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.

    Способствовать развитию мелкой моторики и координации руки.

    Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.

Предварительная работа:

    Чтение рассказов Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”, Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”, Остер “Неправильные привычки”.

    Общение на темы: “Кто мой друг”, “Идем в гости”, “В магазине”, “Мы самые старшие в детском саду”.

    Рассматривание иллюстраций: “Какая смелая”, “Новенькая”, “В автобусе”.

    Тренинги “Улыбка”, “Добрые слова”, “Мимика”.

Материал к занятию: Макет цветка с лицом и съемными лепестками, иллюстративный материал, карточки к игре “Подбери пару”.

Ход занятия

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель показывает детям желтый круг на стебельке и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что это такое? (Предположительные ответы детей.) Да, это серединка от цветка. А как же называется этот цветок?

2. Логическая задача-ребус. Воспитатель предлагает составить слово по первым звукам в названии картинок, которое является названием цветка “Этикет”.

3. Проблемная ситуация.

Воспитатель обращает внимание детей на мимику цветка, спрашивает: “Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный? (Ответы детей.) Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе. Вот голубой лепесток, как он называется? (Дети читают название на лепестке.) Это лепесток вежливости. Он предлагает нам рассмотреть картинки.

4. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель помещает на мольберт картинку, на которой изображено, как девочка угощает мальчика мороженым, и спрашивает: “Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка?” (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье; и т. д.) . “Как мог ответить мальчик?” (Благодарю; большое спасибо; мне очень приятно, что ты позаботилась обо мне).

Воспитатель предлагает рассмотреть вторую картинку, на которой изображено, как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе, и спрашивает: “ Какие вежливые слова говорит мальчик?” (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) “Что ответил дедушка?” (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Детям предлагается рассмотреть третью картинку, на которой изображена встреча двух друзей. Воспитатель спрашивает: “Как друзья приветствуют друг друга?” (Привет, здравствуй.) “Как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?” (Ответы детей: доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!)

Молодцы, ребята, вы назвали много вежливых слов, лепесток возвращается к цветку”.

Воспитатель обращает внимание на лепесток желтого цвета. Как же называется он? (Дети читают.) Да, это лепесток культуры. На лепестке задание: необходимо выполнить сервировку стола, показать и рассказать, как пользоваться столовыми приборами.

а) Дети выполняют сервировку стола и анализируют, кто выполнил задание правильно, а кто с ошибками.

б) Ребенок имитирует, как будто ест суп (после практического просмотра дети делают вывод: как он держал ложку, где были локти, как наклонял тарелку, и т. д. Таким образом, детям предлагаются различные ситуации). Дети возвращают лепесток цветку.

Дети предлагают подойти к красному лепестку, читают его название, а воспитатель читает задание: “Ребята, как вы думает, какого человека называют воспитанным?” (Ответы детей.) “Да, воспитанным называют того, кто и без воспитателя, и без учителя, и без родителей ведут себя правильно”

6. Ситуации. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ситуации на картинке дети в спальной комнате, в умывальной комнате, в раздевальной комнате одни, и предлагает объяснить, кто как себя ведет? (Дети анализируют, и дают оценку: кто воспитан, кто нет) .

Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что около зеленого лепестка лежит игра, дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток доброжелательности.

7. Игра “Подбери пару” (Дети находят парные картинки, рассказывают кто из персонажей доброжелательный, а кто нет.)

Воспитатель предлагает детям тоже проявить доброжелательное отношение друг к другу.

8. Психологический тренинг “Подари улыбку”.

Детям предлагается встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова. По хлопку ведущего дети меняются парами. По окончанию игры дети возвращают лепесток цветку. А вот и последний лепесток. Это лепесток привычек.

9. Игра с мячом “Назови привычку”.

Воспитатель: “Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку”.

    Мыть руки перед едой – это полезная привычка.

    Чистить зубы перед сном – это полезная привычка

    Пользоваться носовым платком – это полезная привычка.

    Дразнить и обзывать детей – это вредная привычка.

    Грызть ногти – это вредная привычка.

    Стричь ногти – это вредная привычка

Воспитатель: “Молодцы, ребята, вы все привычки определили правильно и последний лепесток возвращается к цветку. (Воспитатель незаметно меняет мимику цветку.) Ребята, смотрите, как повеселел наш цветок. Он рад, что вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз. (ответы детей: человек должен быть вежливым – показывает голубой лепесток, человек должен быть культурным – показывает желтый лепесток, человек должен быть воспитанным – показывает красный лепесток, человек должен быть доброжелательным– показывает зеленый лепесток, человек должен иметь только хорошие привычки – показывает оранжевый лепесток.

10. Практическая деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок “Этикет” дарит им свои портреты, чтобы дети могли рассказать дома о том, что было на занятии. Сам цветок разноцветный, а портреты не раскрашены. Дети заштриховывают лепестки, самостоятельно вспоминая правила этикета.

КВН в подготовительной группе детского сада "Волшебная страна-этикет"

Цель этого КВНа : Расширить, обновить и закрепить правила этикета в социуме для детей подготовительной группы детского сада.

КВН по этикету для детей 6-7 лет

Тема: Формирование коммуникативных навыков.
Образовательная область:
Познание
Коммуникация
Социализация
Технологии:
Игровые технологии, направленные на развитие зрительного
и слухового внимания.

Задачи:
- Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
- Развивать правильную связную речь.
- Развивать умение детей читать стихи с выражением
- Воспитывать этические нормы поведения
- Способствовать умению петь частушки под музыкальное сопровождение

Воспитатель . Добрый день дорогие гости. Мы рады Вас видеть. Надеемся, что среди Вас нет равнодушных. Значит, сегодня будут и болельщики и зрители. Сегодня у нас состоится не обычное занятие, а" турнир вежливости".
Чтобы в вежливом турнире победить
Надо очень умным и любезным быть
Все законы поведения изучить!
Победить в турнире очень нелегко
Здесь будут сражаться за каждое очко.

У нас в гостях 2 команды. Представьтесь команды, пожалуйста
- А мы команда «Фиксики»
Девиз: Мы дружные, активные, всегда и всюду вместе!
Команда « Чебурашки»
Девиз: Чебурашка верный друг помогает всем вокруг
Настоящий друг. Очень вежливый, хороший. Скромный.
-Воспитатель:. Итак, наши команды представились. А сейчас разрешите представить жюри.(Марина Николаевна – воспитатель, Тамара Александровна – старший воспитатель, Оксана Александровна – музыкальный руководитель))
1. конкурс Разминка Доскажи словечко
Появляется БЯКА-Забияка.(ребенок подготовительной группы)
Я к Вам без приглашенья
Я к Вам без разрешенья
Где здесь ссора? Где здесь драка?
Я ведь Бяка Забияка.
Сколько я детей тут вижу
Я Вас всех сейчас обижу.
Воспитатель: Что ты, Бяка-Забияка. Разве можно детей обижать. И вовсе здесь нет ни ссор, ни драк. Здесь ребята и взрослые собрались на турнир вежливости.
Бяка-Забияка.
Культурные. Вежливые. Турнир. Сейчас проверим. Сейчас я отыщу среди них некультурных, не воспитанных. Мне вообще- то скучно шалить одной. (бегает среди детей вредничает). Ой, пойду я в другую группу. Может, там найду невоспитанных детей.
Воспитатель: Давайте пригласим,Бяку-забияку на наш турнир. Может она послушает и чему-нибудь научиться.
Задание №1 «Доскажи словечко».
- растает даже ледяная глыба от теплого слова ….
(спасибо)
-Зазеленеет старый пень, когда услышит …
(добрый день)
-Когда нас бранят за шалости, говорим …
(прости, пожалуйста)
- Если больше есть не в силах, скажем дружно мы ….
(спасибо)
-Ребенок вежливый и развитый, говорит встречаясь …
(здравствуйте)
- И во Франции и в Германии на прощание говорят…
(до свидания).
Наши команды замечательно справились с 1 заданием.
Задание №2 Д/И «Верно – не верно»
Я раздаю командам картинки. Определите, что неправильно выполняют дети, изображенные на картинке. Найдите картинку на которой дети совершают правильные действия или поступки и объясните почему так думаете.
Вы хорошо отвечали. А сейчас пришло время отдохнуть.
Команда Фиксики приготовила
Частушки:
Заиграйка балалайка

Балалайка три струны
Запевайте не зевайте выходите плясуны

В поезд входят три мальчишки
Ух народу сколько тут
Занимай места ребята
А то бабушки займут!

Говорит леньтяйке мать
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я еще мала

А наш Ваня ходит гордо
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами не проходят синяки

Витя очень умный парень
Может все он смастерить
Только « здравствуй» и « спасибо» не умеет говорить

Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас
О себе о дружбе нашей и о кое ком из нас

А сейчас ребята из команды « Чебурашки» прочитают стихи:

Стихи « Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без вопроса уступите старухе.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы то есть сами.

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей и с дедушкой и бабушкой
Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы
Тому кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не рабея

Воспитатель: Молодцы ребята! Бяка Забияка ты запомнила как надо себя вести в этих ситуациях?
Итак следущее задание.
Задание №3. Назови противоположное слово
Ласково – грубо
Чистый – грязный
Правда- ложь, обман
Злой- добрый
Здороваться – прощаться
Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит, злое калечит.
Задание №4 Как можно прочитать стихотворение.
Слова по - разному звучат,
Не тайна эта для ребят
Звучат и очень строго
Слов грубых тоже много.
Мы, ссориться, не любим. Приятней нам дружить
И ласково и нежно Слова произносить.
(Если картинка с самолетом то читают быстро и т.д.)

Самолет- быстро
Черепаха – медленно
Барабан – громко
Мышка – тихо
Улыбка – весело
Грустно (дети читают выученные стихи.)
Воспитатель:А теперь обе команды сделайте большой круг и чтобы нам еще больше подружиться мы поиграем в игру.
Игра - Танец «Лавота»
Нужно сказать слова У меня руки хороши, а у соседа лучше.Взяться за руки и пойти по кругу со словами: Дружно танцуем мы тра та та тра та та танец веселый наш это лавота!
Команды займите свои места продолжаем турнир вежливости!
Задание №5 «Угадай сказку»
Ребята, из какой сказки эти герои. Показ иллюстраций
Кошкин Дом.
Культурно ли вели себя гости в этой сказке?
Как гости прощались?
Добро пожаловать друзья. Я Вам сердечно рада. (кошка)
Прощайте. До свидания, Спасибо за компанию
Спасибо кошечка. От всей души благодарю.

«Гуси-Лебеди» Какие слова говорила девочка.
Наша Таня. Как Таню утешали
Курочка- Ряба. Как утешала курочка.

Задание №6 «Отгадай загадку»
Маша знала слов немало
Но одно из них пропало
А оно тог как на грех
Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом
За подарком за обедом это слово говорят
Когда (вас благодарят)

Говорить друзьям не лень
Улыбаясь (добрый день)

Друг другу на прощанье мы скажем
(досвидания)

До чего ж оно красиво
Слово доброе (спасибо)

Когда виноваты сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста (извините)»
В чужой разговор никогда не встревай
и взрослых ты лучше (не перебивай)

Когда нас бронят за шалости
Говорим (простите пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидание)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы замечательно усвоили правила этикета! Вы очень вежливые дети по отношению к сверстникам и взрослым!
Пока жюри подводит итоги
Бяка Забияка скажет, нам научилась ли она вежливости. Этикету.
Бяка-Забияка.: Я теперь совсем другая стала. Вежливая, Культурная. Мне больше не нужна рогатка.
Воспитатель: Давайте потанцуем.(звучит музыка из мультфильма « Крокодил Гена и Чебурашка»)

Итоги конкурса:
Жюри:
Победила дружба. Все хорошо знают правила этикета! А сейчас мы дарим всем участникам медали « Победителей» в нашем турнире вежливости.

Занятие по этикету в подготовительной группе

МДОУ № 4

ТЕМА: Правила этикета – залог успеха

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.

Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?

Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.

Вос-ль: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?

Дети: - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.

Вос-ль: - А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?

Дети: - Да, потому что они друзья.

Вос-ль: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.

Вос-ль: - И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?

Дети: - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети: - Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т.д.

Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

Ребята, а кто знает, что означает это слово?

Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.

Вос-ль :- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т.е. будь здоров, не болей.

Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».

А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.

Дети:- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Вос-ль: - Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М.Кристина и Д.Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).

Ребенок: - Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» - «Здравствуй, куманек».

Вос-ль: - Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?

Дети:- Хитренько, ласково.

Вос-ль: - А волк?

Дети: - По-доброму.

Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)

Дети: - По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:

Здравствуй девица.

Здорово старик.

Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Вос-ль: - Ребята, как мачехина дочка отвечала?

Дети: - Грубо, невежливо

Вос-ль: - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?

Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.

Вос-ль: - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.

Вос-ль: - Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй - говори» и выполняют движения под музыку).

Вос-ль: - Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.

Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.

1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?

2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?

3. - Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.

4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?

5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?

Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).

Вос-ль:- Почему Катя ушла?

Дети: - Ребята вели себя безобразно.

Вос-ль: - А, что они делали неправильно?

Дети: - На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.

Вос-ль: - А какие правила этикета вы еще знаете?

Дети: - Перед едой нужно мыть руки. Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т.д.

Дети: - Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.

Дети: - Ответы детей.

Вос-ль: - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете,

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Вос-ль: - Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.

Дети: - До свидания.

Вос-ль: - Берегите себя и своих близких.

Наталия Мракина
Тема: «Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель : Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Тема : «Его величество Этикет »

Цели :

1. Учить детей нормам поведения, которые помогают им взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

2. Развивать ранее усвоенные социальные нормы и правила поведения.

3. Воспитывать уважение и тактичное отношение к личности другого человека.

Форма проведения : познавательная игра

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим об этикете . Этикет это французское слово. Этикет состоит из правил , которые охватывают поведение в общественных местах. Формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём.

Сегодня занятие проведём в игре, узнаем, какие вы воспитанные, как проявляете свои знания о правилах этикета .

(Без стука входит Баба – Яга)

Баба-Яга : А вот и я, вы меня узнали, кто же я?

Дети : Баба – Яга

Воспитатель : Мы собрались с ребятами, чтобы побеседовать о правилах этикета , для чего он нам нужен.

Баба-Яга : О, это я знаю, сейчас вам скажу. Что такое этикетка .

Воспитатель : Подожди Баба – Яга. Ты не успела зайти и уже нарушила много правил этикета .

Баба-Яга : И какие это такие правила…

Воспитатель : Ребята, давайте выясним, какие ошибки допустила наша гостья.

Дети : исправляют ошибки (не постучала, не спросила разрешения войти, не поздоровалась, тон не правильный)

Баба-Яга : Подумаешь, нашли тут ошибки я их, и знать не знаю.

Воспитатель : Баба – Яга, ты не огорчайся, оставайся с нами и много узнаешь интересного, а мы начинаем нашу игру.

Ребята, за каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Его Величество – Этикета » .

Итак, начнём : «Этикет улицы »

Баба-Яга : Ох, как я люблю гулять…. А, что там тоже есть правила….

Воспитатель : Везде есть свои правила. Ведь большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо. Как соблюдение правил дорожного движения.

Не зря русский народ сложил пословицы и поговорки о многих правилах поведения.

Кто знает такие пословицы и поговорки?

Дети :

1. Худое дело обидеть соседа.

2. От учтивых слов язык не отсохнет

3. Не груби малому, не вспомянет старый.

4. Каков привет, таков и ответ.

5. Поклониться - голова не отвалиться

Воспитатель : Начинаем первый тур.

Вопрос №1.- Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? (ответ детей)

№2. – Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? (ответ детей)

№3. – В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? (ответ детей)

№4. – Вам навстречу идут дети, которые жуют жвачки, грызут семечки и плюют на землю, что вы о их поведении думаете? (ответ детей)

№5. - Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? (ответ детей)

№6. – Если вы увидите, что-то красивое, как вы обратить внимания на это рядом идущего друга? (ответ детей)

№7. – Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?

(ответ детей)

№8. – Вы встретили на улице неряшливого одетого человека : в помятой и грязной рубашке, с оторванными пуговицами, непричесанного, грязного. Что вы о нём подумаете? (ответ детей)

Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы » и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.

Следующая тур «Этикет в гостях »

Баба-Яга : А мы, что в гости пойдём? Я люблю ходить в гости. Вот, например…. (описывает, как ходила в гости)

Воспитатель : Подожди, подожди, Баба-Яга, здесь тоже действуют определённые правила этикета . И на «этикет в гостях » тоже есть свои пословицы. Назовите дети их.

Потчевать потчуй, а неволить не неволь.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай!

В гости ходить – надо и к себе водить.

Умей в гости звать, умей и встречать.

Приехал – не здоровался, уехал – не простился (невежливый гость) .

У него гостят четыре угла, он сам себе рад (негостеприимный человек) .

Воспитатель : Что же милее всего для человека? Жизнь - потому что, с нею только связаны все наши радости, всё наше счастье, все наши надежды. А лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми, которые нас окружают : родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Поэтому из покон веков считается : «украшение твоего дома – друзья, его посещение.

Начинаем тур «Этикет в гостях »

Разыгрывание ситуаций : как бы вы поступили.

№1. Вы пришли к приятелю в гости, а он празднует день рождение.

№2. В гости пришёл человек, который не очень – то вам нравиться.

№3. Твой друг пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его.

№4. Ты пришёл в гости на день рождения и нечаянно сел на торт.

Баба-Яга : Какие вы умные, всё знаете, ситуации разыгрываете, а вот я сомневаюсь, что вы умеете принимать гостей и стол накрывать, как там говориться-то по этикету ?

Воспитатель : Баба – Яга, зря ты сомневаешься, умеют ребята принимать гостей, а сервировать стол и тем более. Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Ребята сами сервируют столы.

Баба-Яга : Я люблю готовить разную вкуснятину, и гости ко мне приходят. Эх и пируем…., а можно я покажу, как надо сервировать правильно стол? Здесь, то я знаю ваши правила.

Воспитатель : Да, пожалуйста, Баба-Яга продемонстрируй своё мастерство, а мы посмотрим.

(Баба-Яга сервирует стол неправильно)

Воспитатель : Ой-ой, Баба-Яга, что ты наделала? Сервировка стола делается не так.

Баба-Яга : Как это не так? (объясняет, как сервировала)

Воспитатель : Ребята, давайте, исправим ошибки? (дети исправляют) Поняла баба-Яга свои ошибки?

Баба-Яга : А как же, поняла, оказывается это так красиво, аккуратно. Мне нравиться приятно сесть за такой стол. Давайте устроим соревнование, кто быстрее и лучше накроет стол на обед.

Игра – соревнование «Сервировка стола на обед»

Баба-Яга : Ух, уморилась, тяжеловато с вами тягаться, а как стол-то накрыла, эстетично, красиво, ах самой нравиться, какая я умница. Теперь все правила знаю.

Воспитатель : Подожди, Баба-Яга, это ещё не всё. Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?

Баба-Яга : Чего тут знать-то? И тем более, соблюдать? (рассказывает, как встречать гостей)

Воспитатель : Ты не права, послушай, дети тебе расскажут : (дети отвечают, высказывают своё мнение)

Хозяйка всегда должна быть приветливой.

Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь.

Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени.

Баба-Яга : Вот это да, везде одни правила. Куда не сунься, всё правила, этикет ! Пойду я лучше пообедаю. Где там моя ложка?

Воспитатель : Баба-Яга, а ты умеешь пользоваться столовыми приборами?

Баба-Яга : Какими приборами? Что это такое? А, наверное, это кастрюля, половник!

Воспитатель : Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? (да) Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда, будьте внимательными :

Омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской.

Молодцы ребята вы справились с заданиями и удачно прошли тур.

(Баба-Яга разговаривает по телефону)

Воспитатель : Баба-Яга, что это ты делаешь? С кем общаешься?

Баба-Яга : Да это я с другом Лешим по телефону разговаривала. Хороший у меня дружок, частенько мы с ним созваниваемся и болтаем, болтаем, часа по два, а то и три.

Воспитатель : Это хорошо, что ты Баба-Яга любишь общаться по телефону, но так, как делаешь ты нельзя. Это грубое нарушение правил этикета . А умение вести разговор по телефону – это талант. Взаимную беседу надо вести тактично . Вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону.

Итак, третий тур «Позвони мне, позвони» .

Каждый из участников рассказывает о том. Как он общается по телефону.

Дети :

Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.

Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.

Звоню подруге или другу, а берут родители, то прошу позвать друга к телефону и говорю «пожалуйста» .

Позвонив в праздничный день своему другу, я всегда сначала поздравляю, а потом разговариваю.

Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.

Если мне позвонили по телефону, а у меня гости, то обязательно извинюсь и отложу разговор на другое время.

Разговор заканчивает тот, кто начинал его.

Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор.

Воспитатель : Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Вот и закончился третий тур. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль его Величества Этикета . Так что такое этикет ?

Баба-Яга : Можно я скажу, теперь я знаю много правил этикета , и всегда буду пользоваться ими. Этикет - это воспитанность , хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Воспитатель : Правильно усвоила уроки этикета Баба-Яга , многое поняла.

Мы тебя приглашаем остаться с нами на чаепитие.

Тема: Посуда. Столовый этикет. Принимаем гостей.

Подготовила

Учитель- логопед MДОУ ДСКВ №15

Высоцкая Ольга Искандаровна

1.Орг. момент.

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

2. Сообщение темы. «Чайная посуда. Столовый этикет».

Какая посуда нужна для чаепития? (демонстрация предметов).

-«Что изменилось? Чего не стало?» (употребление сущ. в родительном падеже)

-«Что где стоит?» (справа, слева, между)

-«Обезьянки »

Покажите «Чайник-. Поставьте правую руку на пояс, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Чашку- присядьте и поставьте левую руку на пояс.

Ложки- встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой.

3. Беседа.

Зачем мыть руки перед едой?

Для чего нужно мыло?

Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?

4. Развитие мелкой моторики.

Сервировка стола

Дежурные накрывают на столы, а все дети складывают веером салфетки.

5.Давайте повторим правила поведения за столом.

(дети заранее подготовили стихи)

Известно с детства это всем:

Когда я ем, я глух и нем».

Жуешь- закрытым рот держи.

Проглоти- потом скажи.

Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

За столом соседи есть

Попроси их вежливо.

И припомни снова

Вежливое слово.

Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

Для рук положены салфетки.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку о- в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Не вертись, спокойно кушай.

И не чавкай, словно хрюша.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

Чтоб не грохнуться случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся-

Это не качели.

6.Пока мы повторяли правила, к чаепитию приготовился наш гость. Кто это?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела. -
Пейте чай, вода вскипела!

(Повторение чистоговорки)

7. Приглашение к столу. Чаепитие.

8. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали -
Так мы маме помогали

Уборка посуды.

9. Итог занятия

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»