Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»
Задачи :
Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.
Предварительная работа :
Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.
Знакомство с народными играми, танцами, песнями.
Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.
Логика образовательной деятельности :
Заклички :
1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте
Весну красную встречайте всех блинами угощайте.
Вместе с Масленицей на конях прокатимся
2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!
3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали
На широкий двор зазывали да блинами заедали!
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.
На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.
Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)
Баба Ежка, костяная ножка
С печки упала, ножку сломала
Ножку сломала, а потом говорит
У меня нога болит
Баба Ежка : (Б. Я поет)
А я Баба Яга, костяная нога
В ступе летаю, помелом подметаю
Дома не ночую, детишек ворую
Уж как наскачу, схвачу, поколочу!
Частушки.
Мы на масляной неделе
Будем петь и танцевать
Мы блиночки все поели
Можем вам один лишь дать.
Светит месяц, светит ясный
Светит полная луна
Дарья, Марья и Катюша
Танцевать пришли сюда
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица ,
Славна Масленица !
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .
Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.
Эстафета «Прокатим Масленицу !»
В конце эстафеты все вместе :
Мы на дровнях тебя волочили
Киселем сладким поили
Прощай Масленица !
Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.
Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.
Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.
Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.
Это был день очищения и объединения людей.
«Горелки с платочками»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором :
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
- Отгадайте загадку :
Круглый, а не колесо.
Горячий, а не солнце,
Не пирог, а есть можно. (Блин)
Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .
Игра «Блин»
Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладет
И сома к столу несет
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои - готовы!
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .
Ой Масленица под курузкой
Проводим тебя - будет грустно
Прощай Масленица !
Нам сказали, что Масленица длится семь дней
А осталось от Масленицы один день
Прощай Масленица
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов
Горячих, да румяных!
Угощайтесь на славу,
Детям на забаву!
С Масленицей поздравляю
Пусть веселье в дом войдет
Пусть весна в права вступает
А зима на год уйдет!
Публикации по теме:
Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.
22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.
Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.
Праздник «Масленица »
Цель :
познакомить детей с русским народным праздником , традициями, обычаями, самобытной культурой;
Задачи :
Познакомить детей с народными традициями проводов зимы празднования Масленицы
Развивать интерес к истории праздников ,
Воспитывать уважения к семейным ценностям и традициям.
Методические задачи :
Показать связь традиций семьи с культурой народов малой Родины.
Показать возможность творческой деятельности на практике.
Ожидаемый результат :
1. Активное участие воспитанников в мероприятии
2. Участие родителей
3. Сплочение участников
Участники праздника
1. Дети подготовительной группы
2. Родители детей
Предварительная подготовка :
Воспитатель с детьми проводит ознакомление с праздником Масленицы .
Оформление зала.
Приглашение родителей, гостей.
Подготовка презентации .
Оборудование : компьютер, презентация, костюмы для детей, блины, чучело Масленицы .
Ход мероприятия
Ребята собираются в зале, где уже все готово к празднованию Масленицы . На стенах развешаны улыбающиеся солнечные круги, в центре зала стоит стол, украшением которого является расписной самовар. Ребята рассаживаются. Звучит фонограмма веселой плясовой песни, и в центр зала выбегает скоморох.
Первый скоморох :
А мы Масленицу повстречали ,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали ,
На широк двор зазывали!
Выбегает второй скоморох.
Второй скоморох :
Ах, ты Маслена , дорогая,
Дорогая, лёли, дорогая,
К нам в гости приезжала, приезжала,
Лёли, приезжала.
Скоморохи рассаживаются возле стола с блинами. Появляется Сказительница. Она несет расписной поднос, на котором лежат ароматные блины.
Сказительница :
Масленицу величаем и чего только ей не обещаем :
Реки сметаны, горы блинов, лишь бы скорее приехала она.
Сказительница ставит в центр стола блины и обращается к скоморохам.
Сказительница :
Здравствуйте, добры молодцы! Приехала Масленица , приехала сырная, а вы сидите и молчите, народ не веселите!
Первый скоморох :
Считалось на Руси, что, если плохо отпраздновать Масленицу , придется жить в горькой нужде.
Второй скоморох :
На Масленицу было принято обжорство, что символизировало сытую жизнь в течение года.
Сказительница (обращается к ребятам)
Здравствуйте, люди добрые! Мы рады, что вы пришли по старинному обычаю Зимушку-зиму проводить, а Весну-красну встретить. (слайд 1) Наша Масленица пришла к нам на праздник из далеких времен . Народ величал се ласково : «веселая касатка» , «перепелочка» , «ясочка» .
Сказительница (слайд 2)
В конце зимы люди праздновали веселый праздник Масленицу . Масленица – самый веселый , самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник .
(слайд 3)
Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление.
Сказительница.
Дорогие гости! Я напекла для праздника блины , а вот и самовар не закипел! Давайте с вами сядем за стол и отведаем блинов! Но, прежде чем сесть за стол, я хочу убедиться, что мои гости знают праздник Масленицы . Ребята, кто нам сможет рассказать об этом празднике ?
Ребята начинают со своих мест по очереди рассказывать все, что они знают о празднике Масленицы .
Сказительница.
Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к приходу праздника . Ребята, скажите мне хором, кто главный гость на нашем празднике ?
Ребята (хором) . Масленица !
Сказительница. Где же наша Масленица ? Скоморохи, найдите нам ее, скажите, что ребята ждут ее. Пора песни петь, блины есть!
Скоморохи убегают, а Сказительница начинает рассказывать о празднике Масленицы .
Сказительница.
Масленица , ребята, относится к одному из самых древних народных праздников . Она появилась задолго до празднования Нового года , но продолжает оставаться любимым народным праздником .
Праздник Масленицы относится к переходным праздникам . Начинают праздновать Масленицу на последней неделе Великого поста, который длится 7 недель и заканчивается праздником Пасхи .
В народе Масленицу называют сырной неделей или блинной неделей. Я думаю, что вы, ребята, должны догадаться, откуда взялись эти названия. Так почему Масленичные недели имеют такое название?
Ребята поднимают руки и высказывают свои версии названий недели.
Сказительница.
Ребята, вы все правы. Названиям недели дали обычаи, пришедшие к нам из далекого прошлого русского народа. По православному обычаю на этой неделе уже нельзя есть мясо, его исключают из пищи, но можно продолжать употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому на Руси сложился обычай печь в эти дни масленые блины .
Каждый день Масленичной недели имеет свое собственное название. Давайте познакомимся с ними! (слайд 4)
Сказительница.
Блин был символом Масленицы . Круглый, румяный, он символизировал солнце, которое почитали еще древние славяне, связывая его с культом бога Ярило. На Руси начало весны начиналось с праздника Масленицы . Считалось, что именно в этот день все живое пробуждается ото сна.
В комнату входят скоморохи. Они несут чучело Масленицы .
Сказительница.
Вот и наш самый дорогой гость пожаловал. Ребята, давайте крикнем, как в старину : «Масленица приехала !»
Масленицу устанавливают в зале. Возле нее рассаживаются скоморохи.
(слайд 5)
«Вторник» . Второй день Масленицы - «Заигрыш» В этот день на Руси проходили самые смешные и веселые игры.
Сказительница :
Ребята, давайте с вами тоже сыграем в игру. Для игры нам понадобятся четыре человека, которые должны будут накормить друг друга блинами при помощи китайских палочек. (игра)
«Среда» . Среда по масленичному календарю - это «Лакомка» . В среду готовились самые вкусные блюда. Каждая русская хозяйка в этот день старалась приготовить самое свое любимое блюдо, та-кое, что ни у кого на столе не встретишь. В этот день продолжали выпекать блины. Блины были и тонкие, и толстые, с начинкой и без начинки. Ели блины все с большим удовольствием!
(слайд 6)
Сказительница.
На Руси существовал обычай делать блины с начинкой. Начинкой могли быть сметана, яйца, икра.
«Четверг» . Четверг - это день-«разгуляй» . В этот день на Руси катались на лошадях строго по движению солнца, чтобы помочь солнышку прогнать зиму лютую. В этот день строились снежные горки и снежные крепости, которые штурмом брали молодые ребята. (слайд 7)
Игра «Петушиный бой»
Начинается игра «Бег в мешках» .
Сказительница.
А вот в пятницу были так называемые тещины вечера. В этот день зять должен был прийти к теще на блины, а та его угощала да потчевала. (слайд 8)
Сказительница идет к чучелу Масленицы и встает рядом с ним.
Первый скоморох.
Суббота - это «Золовкины посиделки» . В этот вечер все ходят в гости к родственникам, вместе с которыми угощаются блинами. (слайд 9)
Сказительница :
В Маслену неделю полагалось
Есть – до икоты,
Орать – до хрипоты,
Петь – до надсаду,
Плясать – до упаду!
Эй, девчата-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Частушки : (минусовка (текст частушек)
Второй скоморох.
В воскресенье наступал Прощеный день. В этот день все просят прощения друг у друга независимо от того, совершал человек плохой поступок или нет. (слайд 10)
Сказительница :
В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. (слайд 11)
Когда горела Масленица , замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.
Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".
Сжигали Масленицу под слова :
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.
Солнышко, посвети, ясное, посвети!
Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют , тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ : «Масленица – объедуха , деньгам – приберуха» . «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить » .
Первый скоморох :
А всего милее Масленице
Угощенье – блины вкусные,
Блины вкусные, румяные,
С яйцом, с маслом , со сметаною.
Ведущий. Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Исполняется русская народная песня "Блины".
Сжигание чучела Масленицы и исполнение песни (текст)
Пышные гуляния
Ярмарка венчает.
До свиданья,
Масленица , приходи опять!
Через год Красавицу
Снова повстречаем. Вперёд
Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.
Тема : «Широкая масленица »
Возрастная группа : 5-6лет
Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.
Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.
Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .
Программное содержание :
Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход ООД:
Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились
Вкруг себя оборотились.
(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)
Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)
Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .
А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)
Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Широка Масленица , ты с чем пришла?
С весельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.
«Первый блин»
Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.
Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко
Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .
Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .
«Второй блин»
Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).
3. «Третий блин»
Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.
«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.
«Четвертый блин»
Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.
В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .
Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :
Динь – дон, динь – дон,
Ах, Откуда перезвон?
Динь – дон, динь – дон,
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .
Почитает весь народ Масленицу нашу ,
Веселее не найдешь праздника краше.
Словесная игра «Какие блины»
Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :
На тарелке он один – называем просто…. (блин)
Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)
Испекли для дочек – назовем (блиночек)
Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)
Огромный как домище – назовем его….(блинище) .
Молодцы! Помогли придумать слова.
6. «Шестой блин»
Воспитатель : Суббота – «посиделки» .
Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .
Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)
Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,
Авдотья Ивановна!
Гостья важная, долгожданная…
Коса длинная, двуполтинная,
Платок беленький. Да с цветочками.
Брови черные наведенные.
Губки красненькие, да накрашенные….
Солнце теплое в небе дразнится,
Рады видеть тебя, красавица!
7. «Седьмой блин»
Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи!
Масленица , угощай!
Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!
Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .
Давайте же, друзья,
Есть блины до икоты,
Пить чай до перхоты,
Песни петь до надсады,
Танцевать до упаду!
Веселье, радость детворе –
Масленица на дворе !
Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.
Беседа на тему "Масленица" в детском саду
в подготовительной группе
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст
Задачи:Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?