Отчет по практике: Народный фольклор в детской педагогике. Педология Творческий отчет фольклор детей 3 4 лет

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Творческий отчет из обобщения опыта по теме:

« Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности » .

Воспитателя Александровой Н.Ф.

План творческого отчета

Народное творчество, одно из средств воспитания гармонической личности:стр. 2

а) доступно ли детям народное творчество;

б) родная природа основной источник народного творчества.

Народное музыкальное творчество:стр. 6стр.4

а) песенное богатство;

б) народные пляски;

в) фольклорные праздники, концерты.

Изобразительное народное творчество:стр. 8

а) самостоятельная художественная деятельность;

б) декоративная лепка;

в) декоративная аппликация;

г) декоративное рисование.

Богатство родного языка, его влияние на ребенка:стр.13

а) загадки;

б) скороговорки;

в) сказки.

V. Сказка-средство нравственного развития ребенка.стр.17

а) образность, как важная особенность сказок;

б) развитие творческих способностей, развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

I. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось, да и закаляться»?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность значит, человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность. Решение нашлось само собой познакомить детей с русским народным творчеством, во всей его широте и разнообразии, воспитывать на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Каждый народ имеет свой язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; своё художественное мастерство; свой быт и традиции.

Русское народное творчество имеет многовековую историю развития. Народное творчество призвано украшать, облагораживать мир вокруг нас.

Народное творчество одно из средств эстетического воспитания помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Именно поэтому я и выбрала эту тему, как приоритетную в своей работе.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.

а) Ещё я взяла эту тему потому, что русское народное творчество наиболее доступно детям. В народных играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.

Устное народное творчество- это настоящая сокровищница народной мудрости, полная образами и меткими сравнениями, а главное исключительно насыщена образцами языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его души.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки мастерства изготовления художественных предметов.

Самое первое знакомство ребенка с народным творчеством происходит с первых дней жизни, когда он слышит колыбельную. Позднее ребенку становится доступен мир сказок, игр. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловил оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

б)Особое место в своей работе я отдаю знакомству детей с природой родного края, неиссякаемым источником для народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря – это целый мир переживаний. Летом как здорово побегать босиком под грибным дождем, дети выскакивают со мной на улицу, протягивают руки к небу, просят дождик не прекращаться веселой попевкой:

Дождик, дождик, пуще

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку

Хлебай по – немножку.

А зимой дети радуются снегу, восторгу нет предела, мы и играли в снежки, и устраивали соревнования: кто больше слепит снежков, у кого ком получиться больше, сооружали снеговиков. Ставили эксперименты со снегом и льдом: на ладонях снег таял, превращаясь в воду, а вода в лужах к вечеру замерзала, превращаясь в лед, а кто- то тайком пробовал снег на вкус. Катаемся на санках и грозя морозу приговариваем:

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Весной пробуждается природа, и дети становятся живее, энергия бьет ключом. После частых дождей образуются лужи, а как здорово сделать кораблик и пустить его в плаванье, а самое любимое занятие просто походить по лужам и померить у кого лужа глубже.

Осень – все говорят, что грустно, но ведь сколько интересных занятий. Убирали на участке листву, получилась огромная куча, тут же напрашивается игра «Перепрыгни через листья». А как интересно мы прощались с последними листьями, сначала мы кружились, танцевали, а потом подбрасывали и ветер уносил их прочь до следующего года.

Я стремлюсь приблизить детей к природе, путем непосредственного общения с ней. Даю возможность почувствовать воду (мы проводили эксперименты: как вода влияет на рост растений; вода замерзая превращается в лед, а лед и снег, тая превращаются в воду; землю сравнивали со снегом и песком; температуру: на солнце температура выше чем в тени, зимой и летом разная температура, как со сменой температуры меняется облик природы). Важно не только чтобы дети почувствовали природу, но и смогли увидеть красоту природы, замечать что-то необычное, интересное (так дети расковыряли пень и нашли огромных гусенец-древоточцев, они обратили внимание на то, что они всеравно симпатичные; наблюдали за богомолом, обратили внимание на то, как он двигается; смотрели за муравьями, как они работают, каждый при деле). Огромную помощь в знакомстве детей с природой мне оказывает художественное слово, оно эмоциональней и доходчивей помогает воспринимать природу (в парке мы подошли к берёзке и дети вспомнили песню «Ай да березка», поводили хоровод вокруг неё, а подошли к ивушке девочки вспомнили песню «Ивушки», под которую танцевали танец с платками: Ивушки, вы Ивушки,

Деревца зеленые,

Что же вы наделали,

На любовь ответили…).

В своей работе я стараюсь не навязывать детям ту или иную песню или стихотворение, чтобы все это происходило естественно, по желанию детей.

II. а) Великое песенное богатство русского народа основа русской музыкальной культуры. Народная песня входит и в жизни ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы- характерные черты русского народного песенного творчества. Песня переплетается с играми, сказками, выступа в самых разнообразных связях, первоначально входя в игры, потешки, сказки, песня со временем начинает занимать и самостоятельное место в жизни ребенка. Дети очень любят петь. Они поют песни, которые не только выучили на занятиях, а услышали от взрослых. Им очень нравится слушать народные песни, когда исполняют взрослые, они приходят в восторг, слушают открыв рот. Во многих семьях поют родители, в средней группе проводили тестирование, что помогло мне узнать в каких семьях поют и какие песни. Потом это помогло мне в подборе репертуара для детей. Многие песни сопровождаются хороводами, пританцовыванием. В средней группе я еще танцевала с детьми, а со старшей дала возможность больше импровизировать. У девочек это получается лучше, чем у мальчиков, но постепенно и они активнее принимают участие, например: раньше, поздравляя своего товарища с днем рождения, мальчики старались отсидеться, а сейчас они спорят кто первый поздравит. Русские народные песни ещё интересны тем, что их можно инсценировать: «Комара женить мы будем», «Как на тоненький лужок», «Пошла млада за водой», «Во кузнеце». Дети с удовольствием имитируют движения, переживая их вместе с героями. Я предлагаю маленькие соревнования, у кого получиться изобразить героя выразительней.

б) Со средней группы мы впервые попробовали использовать русские народные пляски, хотя элементы народных танцев и брались в младших группах, в средней эта работа усложнилась весь танец был построен на русских народных движениях. В старшей группе я стала вводить элементы русского танца на физкультурных занятиях, танцевальный шаг, хороводный и т.д. Составила комплекс утренней гимнастики под р.н.м. «Фонарики», планирую ещё составить комплексы. Детям очень нравятся эти занятия, они с огромным удовольствием выполняют упражнения.

в) Вся деятельность по развитию музыкального народного творчества отражается в утренниках: «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Весенние гулянья», «Яблоневый спас», в развлечениях «Смех, да веселье» , которое полностью было составлено на основе народного творчества, с элементами кубанской культуры. Дети пели народные песни, водили хороводы, исполняли веселые частушки, танцевали: девочки с платками, мальчики танец наездников. В этом развлечении объединились все элементы народного творчества. У детей остались неизгладимые впечатления. Долго дети вспоминали и воспроизводили элементы в повседневной жизни (исполняли танцы, водили хороводы, пели задорные песни, частушки, даже придумывали новые, играли в игры.) В старшей группе я продолжила работу с детьми, старалась разнообразить жизнь детей, ввести песню и танец в повседневную жизнь, как сопровождение использовали народные инструменты (ложки, трещотки, бубен, треугольники, колокольчик.) Я стараюсь, чтобы народное искусство стало неотъемлемой частью детской жизни, привычным и родным. Провели развлечения: «Дед и баба», «Путешествие в сказку», «Смехота-смехота».

В старших группах мы проводили концерты в свободное время, но мне кажется надо больше показывать концертов детям других групп, это помогает детям познать широту русской души, раскрепоститься, чувствовать себя свободней.

III. Естественная потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть удовлетворена введение в жизнь детей предметов русского народного изобразительного искусства. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители устойчивой, целостной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства, формируют художественный вкус. Предметы народного творчества многообразны: это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Мастера хохломской росписи умело составляют

Орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы. Мастер глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим узором: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям.

Знакомство детей с народным искусством проходит в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, самостоятельной деятельности и на праздниках и развлечениях. В игре я учу детей не просто шаблонно выполнять какие-то действия, а развивая сюжет, меняя обстановку вокруг себя, делать её уютной, удобной для себя и красочной. Например, девочки, играя в кукол, просто ставят цветы на стол, красиво расставляют мебель, посуду. От части это получается, но в основном у девочек, мальчики как-то не обращают на это внимание. В группе есть маски, костюмы для игр-драматизаций. Дети очень любят показывать друг другу маленькие театрализованные представления, используя различные виды кукольных театров. Я работаю над тем, чтобы ещё больше разнообразить виды кукол, учить детей водить их правильно и выразительно.

а) В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы или индивидуально, в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной деятельности, например Андрей М., Кристина, очень любят лепить, Таня Ш, Даша К., Алеша больше любят рисовать. Весь материал предоставлен детям. Часто они повторяют понравившееся занятие. Большой отклик у детей нашла работа с природным материалом, потому что на их глазах простая шишка оживает, превращаясь в человечка или животное. С детьми мы изготавливали героев сказок: зайца из сказки «Заяц – Хваста», «Волшебную птицу». В этих работах я показывала детям что и из какого материала можно сделать: голова-желудь, хвост и крылья перья или семена с ясеня. Но в декоративном панно я предложила детям самостоятельно делать выбор материала. Самостоятельная художественная деятельность широко связана с музыкой, литературой, театрализацией, рисованием, лепкой, аппликацией. Дети самостоятельно готовят персонажей сказок, так мы слепили медведей для сказки «Три медведя» и в свободное время обыграли её. Ещё я использую в своей работе такой интересный момент как совместное оформление группы к праздникам (к новому году вырезали снежинки, фонарики, составляли гирлянды-цепочки, к осеннему утреннику вырезали и расписывали листья и т.д.)

б) На занятиях декоративной лепкой, дети создают посуду, декоративные пластины, барельефы, различные фигуры на тему народных игрушек, а так же сувениры к праздникам, атрибуты к играм. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов, в узоре и расположении их на поверхности предметов, например: в лепке пластины дети выполняли узор путем налепа, выделяя стекой контур. Особый интерес у детей возник, когда они выкладывали узор на пластине из природного материала. Дети самостоятельно выбирали материал для изображения и фантазировали над изображением. Посуду дети лепили также разными способами: из целого куска пластилина, путем сплющивания, вдавливания, ленточным способом. Также я предлагала ни просто сделать посуду, а украсить её, предлагая детям рассмотреть на примерах, как украшена посуда. Ещё очень детям понравилось изготавливать посуду из киндер-сюрприза, путем доделывания недостающих деталей и украшать её.

Самая интересная тема в декоративной лепке – это лепка народных игрушек. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого я знакомила детей с игрушками разных промыслов (матрешками, дымковскими, богородскими игрушками), с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными через творческие и дидактические игры, рассматривание иллюстраций. Знакомство с дымкой у нас началось ещё со средней группы. Дети рассматривали игрушки, иллюстрации, играли в «Дымковское лото», «Магазин игрушек». Так же дети лепили «Дымковских барышень» из пластилина и из глины, сами расписывали их. Вся работа по лепке в средней группе вылилась в итоговое занятие-выставку, где дети рассказывали сами и знакомились с керамической посудой (кувшинами, тарелками, вазами, горшками), показывали весь путь прохождения глины от куска до красивого изделия, как она обжигалась, расписывалась, покрывалась глазурью. Во многом помогали родители, приносили изделия народных мастеров, а что-то и выполненное своими руками.

В старшей группе я продолжила работу над знакомством с дымкой. Дети лепили барышень, но с усложнением, кто-то «Водоноску», кто-то танцующую, а кто-то с детками на руках. Также дети познакомились с лепкой дымковских животных: петуха, коня, собаки. Особый интерес у детей вызывала лепка из соленого теста, а затем фигурки выпекались и пробовали расписывать их. Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов работ, отчего изделия становятся более выразительными по замыслу и по оформлению. В конце старшей группы прошло итоговое занятие-выставка, на котором дети показали насколько они усвоили народные промыслы, что относится к каждому из них, из чего изготавливают, какие используют элементы узора, какие цвета.

В подготовительной группе я продолжила работу по декоративной лепке, познакомила детей с другими видами народных промыслов: богородской игрушкой, каргопольской, с разными видами матрешек, с изделиями из Полхов-Майдана и с посудой Гжели; пользоваться в своей работе разными материалами: тесто, глина, пластилин. В планах изготовить посуду из папье-маше.

в) В декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях дети учатся стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В средней группе продолжила работу над составлением узоров на квадрате, затем на круге, используя геометрические формы, чередуя их по форме и цвету, украшая середину листа и края; соединяя формы получался растительный мотив круглая ягода, овальные листья, лепестки цветов. Каждая из форм, украшенная детьми, преподносилась в виде символа, определенной вещи, предмета: шарф, дорожка, свитер, фартук, платок, тарелка.

В старшей группе усложняются сами формы элементов узора: цветы с тремя лепестками-тюльпаны; усложняются цвета используемые детьми, сочетание цветов, предлагала детям самим подбирать цвета, относящиеся к тому или иному виду промысла. В подготовительной группе я разнообразила и усложнила работу: добавили различные формы для аппликации – овал, ваза. А также выполнять узоры по мотивам дымки – «Украсить барышню, петуха», городецкой росписи- « Укрась доску». Эта работа трудная и кропотливая, поэтому я хочу больше уделять внимания индивидуальной работе.

г) Но больше всего я проводила занятий по декоративному рисованию. Со средней группы дети учились выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые и волнистые линии, присущие данному виду искусства. Так, например, в рисовании дымки дети составляли узор на квадрате, чередуя круги и полосы, точки и волны, а затем переносили на платье барышни.

На ряду с традиционными методами рисования, я использовала и элементы ТРИЗ, например: ягоды изображались пальцем, завитки заостренной спичкой. Показывала различные приемы рисования кистью, если только прикоснуться концом кисти, получается точка или тонкая линия, а если положить плашмя, получается лепесток или листик. На мой взгляд самое большое затруднение у детей вызывает симметричность расположения узора, если на квадрате они легко заполняют сначала углы, а затем середину, то в круге и овале они терялись.

Я часто задумываюсь о том, что надо брать в рисовании темы больших, крупных предметов, например: нарисовать большой лист платана, показать все оттенки цвета, прожилки, это поможет детям отойти от шаблона в рисовании, разовьет умение видеть детали в общем рисунке.

Дети очень любят смотреть как я рисую, обращая внимание, что все аккуратно, тонко и красиво, я предлагаю им садиться рядом со мной и рисовать. Пусть пока что-то не получается, это только начало пути в ознакомлении детей с народным искусством.

IV. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития детей процесс приобщения к языку своего народа, овладению этим языком. Дети усваивают родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку. Дети перенимают от меня поговорки, пословицы какими я пользуюсь чаще всего, особенно им нравятся те, которые произношу с юмором, с особой интонацией, например:

Семеро одного не ждут;

Поспешишь, людей насмешишь;

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда;

Если долго мучиться, что – нибудь получится.

Детей впечатляет необычность и непонятность некоторых фраз, я объясняю их привожу примеры: Игорь Г. Очень долго всегда одеваться, поэтому мы ему говорим: « Семеро, одного не ждут». Пословицы и поговорки открывают перед ребенком некоторые правила поведения, моральные нормы: ломать- не строить. Издавна на Руси воспитание детей сопровождалось припевками, приговорами, особенно с самыми маленькими, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Такие процессы в жизни детей, как одевание, купание требуют сопровождения словом и здесь русское народное творчество незаменимо. Оно создает своеобразность языка, и ребенок делает простые действия с удовольствием. Взрослея, дети стали переносить все эти действия в игры с куклами, расчесывая куклу девочки приговаривали: Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони, ни волоса!

Расти, коса, не путайся….

Дочка, маму слушайся!

Купая куклу повторяли:На море-то утица,

Она мылася, купалася,

Бело умывалася,

Хорошо снаряжалася,

На ножки сапожки,

Белые чулочки.

В припевках и приговорах, ребенок отражает своё эмоциональное настроение.

а) Но, на мой взгляд, наиболее большое признание в работе с детьми получили загадки. Загадка- полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на опыт, на знания детей, явлений, их качеств, признаков. С загадками дети познакомились ещё в младших группах, они с удовольствием отгадывали их, находя в образности связь с натуральным предметом, явлением: лежал, лежал, да в речку убежал./ Снег./ В средней и старшей группе загадки стали более сложными:Рассыпался горох

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица./Град./

Но ребята начали и сами сочинять загадки, сначала в прозе, но потом пробовали, и рифмовать, но это пока еще не очень хорошо получается:

Маленький, беленький, пушистенький,

Прыгает ловко, боится волка./Заяц. Рома К.

Уши длиннее головы,

Впереди ноги короткие, сзади длинные.Мила Г.

Бурый ходит, косолапый

И живет в берлоге.Вика К.

Мягкая, пушистая,

Лежат на ней. Даша К.

Загадки раскрывают особенности родного языка его образов, приучают к острой и живой мысли.

б) С большим воодушевлением и интересом дети заучивают скороговорки чистоговорки, служащие незаметно для детей гимнастикой языка: «Коси, коса, пока роса», «ра-ра-ра-высокая гора». В старшей группе дети сами стали придумывать чистоговорки, мне стоит только их побуждать к этому, а дальше они сами варьируют и сочиняют:

Да-да-да- я уеду навсегда./Диана/

Со-со-со- укатилось колесо./Даша/

Ша-ша-ша- наша Маша хороша/Даша/

Жи-жи-жи- я поеду в гаражи/Мила/

Са-са-са- укусила в нос оса./Намик/

Ня-ня-ня- я уеду на три дня./Алёша/

Ка-ка-ка- длинная река./Серёжа М./

Сы-сы-сы- рыжие усы/Андрей С./

в) Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы раскрывают доступно ребёнку понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Взрослея, ребенок не только слушает сказку, но и начинает сам рассказывать. Рассказывая сказку, он вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит сказочным, красочным языком: серый волчище, зайчик-попрыгайчик, красна-девица. Сначала требовалась помощь при рассказывании, где-то я напоминала сюжет, а где то красивое, выразительное слово. Далее я предложила придумать свою сказку. Я заметила, что лучше у детей получаются сказки, в которых они сами придумывают героев, а не я предлагаю.

Например, Игорь М. придумал сказку с предложенными героями: Жили-были старик со старухой. У них жил кот, он играл, бегал за мышами и царапал собаку, а она убегала от него. Потом ушел в лес и потерялся. Старик со старухой пошли его искать, но не нашли. А он залез на дерево и сидел там. Кот спрыгнул и побежал домой, когда старик со старухой вернулись домой, он уже был дома и все очень обрадовались.

Рома К. придумал сказку со своими героями:

Жил на свете домовой, у него все домовые были друзьями. Как-то у него не было дров и он отправился в лес за ними. Он нашел дерево, бил, бил не разбил, оказалось это железо. Потом на него свалилось бревно. Его кто-то грыз, когда домовой пришел домой он долго не мог понять кто это там, а потом оказалось -это была мышь. Домовой позвал всех друзей на ужин. Все домовые собрались за столом, поели и поблагодарили за ужин. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры драматизации, они приучают переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащают словарный запас ребенка, развивают его память. Мы с детьми драматизировали такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Семеро козлят» и другие. Самая любимая сказка «Теремок». Дети используют маски, элементы костюмов, атрибуты (репка, колобок, яичко, корзинка, напольный конструктор.) Я старалась основываться на выборе сказки самими детьми. В играх драматизациях дети овладевают особенностями выражений русского языка, его звучанием, гармонией, словесными формами- вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Здесь есть у некоторых детей затруднения, например Рома К. очень хорошо изображает образ героя, а рассказ от автора у него не получается, А у Андрея С. Наоборот. Поэтому я стараюсь Андрею давать больше образные роли, а Роме слова автора.

Чтобы у детей получались лучше роли, я ввожу в их жизнь русские народные игры. Они имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней с глубокой старины, предавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью и удальству. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Народные детские игры отличают простота, предельная законченность, завершенность. Песня, слово, движение органически связаны в них: «Каравай», «Заинька», «Гуси-гуси», «Два мороза», «Краски», «Жмурки», «Золотые ворота». Эти игры помогают развитию речи, выразительности, дети не просто играют, а стараются выразить себя в образах. Наиболее любимые детьми игры с элементами соревнований: «Горелки», «Пустое место», «Третий лишний», «Бег волотов».

V. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или де вочки) .

Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

а)Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

б) Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Работа со сказкой мною строится следующим образом:

чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя “исцеляющую” роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Каждый этап обсуждается, т.к. очень важны чувства ребенка.

Основным моментом сказкотерапии является добровольность участия детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. В своей работе я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение к себе со стороны взрослого, но не все дети могут сразу включиться в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у низ возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. Учитывая индивидуальные особенности детей я сказкотерапию начинаю с теми детьми, кто быстрее откликается на приглашение, но при этом я дополнительно мотивирую на включение в игру и остальных ребят.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой, это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующий внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении, эмоциональное состояние персонажа.

При проведении сказкотерапии мною большое внимание уделяется двигательной активности детей для снятия эмоционального напряжения, дети располагаются на стульчиках лишь небольшую часть времени.

При проведении игры поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, я побуждаю детей рассказать о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Проводя такие сеансы сказкотерапии , я обращаю внимание на поведенческие реакции детей, их эмоции, т.е. если ребенок замкнут, то ему предлагается исполнить роль героев с сильными чертами характера (сильный мишка, храбрый заяц) и наоборот, дети склонные к упрямству, капризам изображают персонажей с положительными чертами характера (добрый волк, беззащитный цыпленок). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

При проведении сказкотерапии я использую подгрупповой метод работы с детьми. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты подгрупповой сказкотерапии проявляются особенно ярко. В состав каждой подгруппы я стараюсь включить детей (или ребенка) способного составить связные и грамматически правильные предложения, умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Такие дети (или ребенок) не только увлекают других детей своим артистизмом, но и в то же время оказывает, можно сказать. Помощь своим сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма.

Сеансы сказкотерапии мною планируются и проводятся один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность сказкотерапии 15- 20 минут, в старшем возрасте продолжительность сеанса может достигать 25 – 30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка, но следует также учитывать, что детям нравятся повторения., поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии , сопровождая показом кукольного театра, фланелеграфа , теневого театра, пальчикового театра, театра перчаток, театра ростовых кукол, настольного театра, направленного на словесное комментирование ситуаций, в которых большей частью используются творческие игры с элементами поиска . В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, надо предоставить ребенку возможность удовлетворить его стремление к активности или же отвести больше времени на упражнения для снятия напряжения под музыку.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, в зависимости от ситуации сложившейся в группе. Иногда случается так, что дети данного возраста, сами подсказывают своим поведением темы для сказкотерапии , придя в группу Миша Т. (4,5 г .) принес с собой игрушки, которыми не хотел делиться с детьми. Дав возможность детям самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации я рассказала детям, придуманную мною, сказку «Жадный король», после которой сам Миша, осознавая смысл сказки, стал раздавать свои игрушки.

Таким образом:

ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Он усваивает следующий подход к жизни: “ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности”, т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

Время показывает, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии , ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи:

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

    Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

    Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

Ожидаемые результаты:

    Знание детьми малых фольклорных форм.

    Формирование знаний о культуре русского народа.

    Понимание детьми жанра устного народного творчества.

    Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

3. Изучение литературы: 1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

    Отгадывание детьми загадок

    Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

    Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

1. Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

2. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

3. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Декабрь

1.Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

3.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

Март

1.Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3 этап. Заключительный (май)

Май

1.Самоанализ плана самообразования.

2.Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Актуальность: Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Проблемы:

    Плохая речь

    Неправильные окончания

    Недостаточный словарный запас

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности.

2. Развивать речь ребенка.

3. Овладеть навыками общения и коллективного творчества.

4. Формировать представления о средствах выразительностиречи и базовые знания об устном народном творчестве.

Предлагаемый результат:

1. У детей сформированы представления о средствах выразительности речи и базовые знания об устном народном творчестве.

2. Дети готовы к общениюи коллективному творчеству в любой образовательной области.

Основные направления деятельности:

    Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

    Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

    Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования

Форма отчета о проделанной работе:

    Консультация для родителей и педагогов

    Фото выставка для родителей и педагогов

    Открытое НОД для родителей и педагогов «Путешествие Колобка»

    Публикация материала и презентации «Путешествие Колобка»

Срок: 1 год

Используемая литература

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2014.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2011.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 20011.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:- «Детство-пресс. 20015.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. – У- Фактория. 2014.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2010.

План работы:

1-й этап Подготовительный (август)
Направление и содержание работы

- Выбор темы, изучение литературы, постановка целей

- Работа с родителями.

2-й этап Аналитический (сентябрь)

1. Работа с детьми

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие».

2. Работа с родителями

Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация )

3. Самореализация

Работа с методической литературой.

3. Самореализация

Работа с методической литературой.
- Беседа с родителями по теме.

3-й этап Организационный (октябрь-апрель)

1. Работа с детьми

- Показ кукольного театра по сказке «Теремок»

- Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико»,

«Травка-муравка со сна поднялась…»

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте ).

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок».

- Знакомство и обыгрывание потешек«Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ сказки «Курочка ряба» (куклы - марионетки ).

- Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко».

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать, как «говорят» животные.

2. Работа с родителями

- Анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей

- Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

- Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»

Индивидуальная помощь родителям по их запросам.

3. Самореализация

Составление перспективного плана

Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем разговорной речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Речевое развитие».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)

4- й этап Завершающий (3-4неделя апреля)
3.
Самореализация

Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей

5- й этап Презентационный (май)
1.
Работа с детьми

Мониторинг по развитию связной речи.

2. Работа с родителями (Анкетирование родителей).

3. Самореализация

Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.

Презентация проекта перед педагогическим составом ДОУ.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План работы на год

Работа с детьми

Сентябрь

Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей). Литературный досуг, инсценировки в младшей группе «В гости бабушка пришла»

Декабрь

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Инсценировака русской народной сказки «Теремок».

Январь

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Март

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Развлечение «Широкая Масленица»

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Итоговый мониторинг по освоению годового материала.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Май

Открытый показ нод во второй младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

О проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Князева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Сахалинская область,г.Поронайск
Наименование материала: статья
Тема: Отчёт по теме самообразования
Дата публикации: 10.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Воспитатель: Н.А. Князева 2016 год

Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». К.Д.Ушинский В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Эта тема
актуальна
, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую
цель:
- развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются
: - вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, потешек с использованием различных методов и приёмов; - познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа; - приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие
методы и приёмы
:
Наглядный

метод:
демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный

метод:
коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой

метод:
игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. В своей работе использую следующие
формы

работы:
художественно- творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей. В своей работе использую следующие
дидактические пособия
: - настольный театр; - пальчиковые игры; - кукольный театр; - иллюстрационный материал; - пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки) - иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. Работая с малышами, я составила
картотеки:
- русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста; - русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек; - пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале. В моей работе стали традиционными
фольклорные занятия
: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки»,«Сорока-Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка - шалунишка». «К белке в гости». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. При внесении настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства. В этом я вижу приоритет фольклорных з а н я т и й. Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на индивидуальный почерк - действенное претворение в жизнь
принципа

демократического обучения
. На фольклорные занятия распространяются общие
дидактические принципы
: -принцип развивающего и воспитывающего обучения; -систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям; - принципы активности усвоения и применения знаний. Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты. Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки - всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности
, для создания игровой мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности
организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Так же использую
произведения

устного

народного

творчества

одевании,

кормлении,

укладывании

спать,

процессе

игровой

деятельности
. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр для малышей, которые использую в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка - ведущая с рождения до школы. Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси». Для развития мелкой моторики использую
игры

пальчиками
на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению. Для развития речи, которая является основным средством общения, для развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии
с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова помогли детям участвовать в коллективном сочинительстве. Расширению словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам. Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки.
Содержание

потешек
позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а
- это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.
Заклички
ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай» или «Солнышко - ведрышко, выгляни, высвети!». Трудно представить мир ребёнка без сказки.
Сказка
, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Систематически работаю над оснащением
предметно-развивающей среды
, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке
- выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр, шумовые инструменты, постоянно оснащаю предметно-развивающую среду, н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка - Ряба», «Теремок» и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами. В группе создан и действует
«Уголок

ряженья»
с элементами русских народных костюмов. Сказки, пословицы, песни, обряды - это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна
работа,

проводимая

родителями.
Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей».Родители активно участвуют в изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам.

результате

проведённой

работы
я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность, больше словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок. Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения, понимают инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей. Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогли
курсы повышения квалификации
в ГБОУДПО «Института развития образования Сахалинской области» по дополнительной профессиональной программе «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»в 2015 году. Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ: участвую в проведении праздников,развлечениях,досугах МБДОУ №2 «Кораблик». Усовершенствуя работу по направлению «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь
самообразованием.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры). В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»