Фольклорные праздники в детском саду. Русские народные праздники

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

Своими корнями русские обрядовые праздники уходят в глубь язычества и составляют огромный пласт русской культуры. Поклонение богу Воды, Земли, Огня, Солнца, Дождя и просьбы к ним о плодородии земли и об урожае - вот основная суть ритуальных действий и обрядов. Силы природы почитали так: «Огонь - царь, Вода - царица, Земля - матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь - кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня».

При проведении фольклорных праздников детям будет интересно, если они примут участие в непосредственной их подготовке: своими руками сделают простейшие музыкальные инструменты (погремушки, свистульки), смастерят что-либо для «ярмарки», украсят зал, придумают свои костюмы.

При разучивании русских народных песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе музыкальный материал легче воспринимается и запоминается именно с голоса.

Проведение Масленицы, Троицы возможно на открытом воздухе.

День Воздвижения

14.09-27.09 (по старому календарю)

В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки - капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить.

Игры-хороводы на капустные вечорки

1. «Сиди, Яша».

Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.

Свои руки приложи,

Имя правильно скажи.

Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.

2. «Плетень» («Вейся, капустка»).

Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.

(Завивая, поют.)

Вейся ты, вейся,

Капустка моя.

Вейся ты, вейся,

Виловая моя.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой,

Частый сильный дождик.

(Развивая, приговаривают.)

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, виловой кочешок,

Не женись ты, милый женишок.

Если женишься, покаешься,

Со мной, девицей, расстанешься.

Святки

Святки, святочные вечера - так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7-18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми - все это древние ритуалы язычества.

В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска - медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.

Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.

Святочные игры

1. «Хождение с козой».

В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.

Станьте в ряду, я козу веду,

На горе коза с козлятами,

Под горою волки с волчатами.

Ухватил волк козу за бочок,

А волчата погнались за козлятами.

Дурная коза, неразумная,

Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,

И сама ела, и деток кормила.

У нас парни все стрельцы,

Хвалились козу застрелить,

Не попали в бок, а попали в рог.

Упала коза.

Коза падает, парни ставят ее на ноги.

Как пошел наш козел

Да на ножечках,

Где коза топ-топ,

Там жита много копн.

Где коза ногой, там жито горой.

Где коза рогом, там жито стогом.

Где козе хвостом, там жито кустом.

Подойди поближе, поклонись пониже.

Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.

Чем они тебя пожалуют?

Или мерою овса,

Или сверху колбаса,

Да еще кусок сальца,

Чтобы наша коза весела была.

Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.

2. Игра в фанты.

3. Игра «А мы просо сеяли»

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. В определенный момент по одному переходят в другую группу.

Масленица

Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:

понедельник - Встреча;

вторник - Заигрыш;

среда - Лакомка, разгул;

четверг - Разгуляй, четверток широкий;

пятница - Тещины вечера;

суббота - Золовкины посиделки;

воскресенье - Прощеный день.

Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.

Всю неделю - катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.

Центральная фигура праздника - сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:

Масленица-пышка,

На улицу вышла,

На гору катиться,

С ребятами драться.

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная.

В воскресенье Масленицу сжигали:

Прощай, Масленица-вертушка,

Настает великий пост,

На деревне все приемы -

Подают селедки хвост.

Ух, ты, Масленица, обманщица,

Говорила 7 недель, а остался один день.

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Масленица, прощай -

На тот год опять приезжай!

Вербное воскресенье

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба - хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».

На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.

На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.

Вербные игры

1. Наборная хороводная.

Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих, те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.

2. Игра «А мы просо сеяли».

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.

3. Хороводная игра «Мак».

Все стоят кругом - внутри сидит Ермак.

Дети (поют):

Маки, маки, маковицы,

Золотые головицы.

Встанем все вот так

Дети. Ермак, Ермак, посеял ли мак?

Ермак. Только посеял.

Дети. Ермак, Ермак, всходит ли мак?

Ермак. Всходит.

Дети. Ермак, Ермак, цветет ли мак?

Ермак. Цветет.

Дети. Ермак, Ермак, зреет ли мак?

Ермак. Зреет.

Дети. Ермак, Ермак, поспел ли мак?

Ермак. Поспел.

После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.

4. Горелки.

Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке стою».

Все (поют).

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой по доле, гляди на поле,

Ходят грачи, да едят калачи.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два - не воронь,

Беги, как огонь.

Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если кого поймает, тот «горит» - становится водящим.

Пасха

Пасха - праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» - все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.

В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.

Лидия Чарская

Земля и солнце,

Поля и лес -

Все славят Бога:

«Христос воскрес».

В улыбке синих

Живых небес

Все та же радость -

Христос воскрес.

Вражда исчезла,

И мрак исчез,

Нет больше злобы -

Христос воскрес

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно -

Христос воскрес.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо плещет точно море,

Море точно небеса.

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И в зелени уж ближний лес.

Христос воскрес, Христос воскрес.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Сергей Есенин

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Бледная Луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Яков Полонский

Весть, что люди стали мучать Бога,

К нам на север принесли грачи.

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи.

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз.

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести горше первой

Принесли скворцы в лесную глушь -

На кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем,

Поднялись - морями стали реки

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна -

Бог воскрес и смерть побеждена

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна,

И кругом леса зазеленели

И теплом дохнула грудь земли.

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.

В. Хрущева

Чудесное яичко

Говорит сестре зайчонок:

Посмотри, яичек разных

Приготовил я немало,

Золотых, цветных, алмазных.

Подставляй скорей передник,

Их снесешь ты милым детям

Всех прилежных добрых крошек

Мы с тобой сейчас наметим.

В ночь святую под подушку,

Не зевай, смотри, сестричка,

Тихо каждому положишь

Ты чудесное яичко.

Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.

Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.

1. Катание яиц.

Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.

2. Прятание яиц.

Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.

3. «Чоканье»яйцами.

Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.

В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:

На святой неделюшке

Повесили качелюшки -

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

Вознесение

Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с зеленым луком - «лук от семи недуг».

Ночь под Вознесение - соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.

Вознесение - переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.

К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.

Цвести весне до Вознесения.

Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.

И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Возне- сеньев день - прокукует кукушкою.

Придет Вознесеньев день -

Сбросит Весна-красна лень,

Летом обернется,

За работу в поле возьмется.

В народе считается, что роса на Вознесение - целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».

Троица

Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик - 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели - Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка.

Люди украшали жилища зеленью, ветвями срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой.

В семицкий четверг девушки украшали березку (срубленную или на корню) в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала березу и шла на хлебные поля, чтобы передать

земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода березку забрасывали в ржаное поле.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Венки плетут.

Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:

С одного дерева, да 4 угодья:

Первое - от темной ночи свет,

Второе - некопаный колодец,

Третье - старому здоровье,

Четвертое - разбитому связь.

(Ответы: 1 - лучина, 2 - березовый сок, 3 - веник для бани, 4 - оплетение лозой горшка.)

Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует. Им хлещут себя.

На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.

Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев являлось также символом брака.

В последний день «зеленых святок» девушки бросали свои венки в реку с целью гадания, как и куда поплывет венок:

Утонет - разлука с любимым, смерть;

Заплывет на противоположную сторону - выйти замуж на чужую сторонушку.

История нашего отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, языческие и христианские традиции, культ родной природы. В настоящее время нужно доказывать трагичность сложившейся ситуации.

"Истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи, потехи прошлого. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства."

в настоящее время все возрастающий интерес к народной музыке и народной культуре в целом. Сезон утрат, давно уже воцарившийся для фольклора, рано или поздно должен смениться периодом надежд. Иначе, по мнению ученых, культуре не поздоровится.

"Фольклорная культура, все же начинает прислушиваться к своим собственным, пусть окольно доносящимся до ее сегодняшнего слуха голосам. Шок проходит. Народная культура вновь пытается разомкнуть уста. И хотя с этих уст, порою хриплых от долгого молчания, срываются подчас чужие слова и напевы, но, обретая вновь дар музыкальной речи, культура неизбежно захочет сказать свое – нажитое и выстраданное в собственном историческом опыте."

Фольклорный праздник заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от номеров на сцене до выхода на лужайку, в лес.

Изучение народных праздников должно предшествовать знакомству с творчеством театральных художников, так как фольклор имел существенное значение для возникновения профессионального театра. Обращение к народным празд­никам – это не только действительная форма изучения художественной культуры, это метод, как теперь принято говорить, эстетико-экологического воспитания детей.

Во всем многообразии праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Каковы же они?

Во-первых,обязательность праздника, его неотвра­тимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых,массовость . Праздник – это всегда "событие" в буквальном (этимологическом) смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза... Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему. Ритм праздника держат знатоки традиции – "заводилы". Эпизодически вспыхивают проявления индивидуального начала, но солисты сменяемы.

В-третьих, праздник – этовеселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В детском празднике надо стремиться к осуществлению этих главных "составляющих" народного праздника.

Познавшая народную мудрость, народное творчество, сопричастная ему, собирательница фольклора Е. Линева в начале века высказала мысль непреходящего значения: "Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь свой образный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а, напротив, соединят их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле."

Человек, введенный в фольклор, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям. Перед любым педагогом, поставившим перед собой задачу обучения детей народным праздникам, неизбежно встает задача знакомства с более широким историко-культурным контекстом, которым эти праздники мотивированы, уделяя большое внимание отдельным праздникам, их календарности и обрядовости.

Специфика нашего Отечества в том, что Дух и Природа были соединены в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство. Большинство русских праздников и обрядов связаны с природой, с ними необходимо познакомить детей. Рождество и масленица, веселый праздник "сороки" и другие природные события – повод для этого.

В России каждый народный праздник сопровождается обрядами и усвоенными им песнями или пением. Само происхождение того иди другого празднества, содержание и цель их решительно отделяет то церковных святых празднеств и независимо в отношении к святым обрядам церкви, потому что большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда собрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочие. Так что почти всегда, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Когда Христианская вера поборола языческую и водворилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились даже до сих пор в форме увеселений, обычаев, в роде празднеств и некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским.

В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

Значение праздников

В человек занимался своими повседневными делами и добывал хлеб насущный. Нечто противоположное этому являлось праздником. В такой день происходило слияние с почитаемой всеми историей и сакральными ценностями общины, что воспринималось как священное событие.

Основные традиции

На бытовом уровне существовал целый ряд правил, позволяющих в праздничный день получить психофизиологическое ощущение полноты жизни.

Русские народные праздники для детей, стариков и старых дев попросту не существовали. Считалось, что первые пока не достигли того возраста, когда могут осознать сакральную ценность, вторые уже стоят на грани живого и мертвого мира, а третьи, отмеченные безбрачием, не выполнили своего предназначения на этой земле.

Русские народные праздники и обряды всегда предполагали свободу от любой работы. Запрет в такие дни налагался на пахоту и косьбу, колку дров и шитье, ткачество и уборку избы, то есть на любую повседневную деятельность. В люди должны были нарядно одеваться и выбирать для разговора только радостные и приятные темы. Если кто-либо нарушал принятые правила, то на него мог быть наложен денежный штраф. Одной из мер воздействия являлось битье плетьми.

Хронология праздников

В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.

Считалось, что наибольшей сакральной силой обладал святой день Пасхи. Русский народный праздник, относимый к разряду великих, это Рождество. Не меньшее значение имела Троица, Масленица, а также Петров и Иванов дни. Выделяли особые периоды, которые связывали с почином различных крестьянских работ. Это могла быть заготовка капусты на зиму или сев зерновых. Такие дни считались полупраздниками или малыми праздниками.

Православное вероучение устанавливало Пасху с двунадесятыми. Это двенадцать праздников, провозглашенных в честь Божьей Матери и Иисуса Христа. Были также и храмовые дни. Они являлись местными праздниками, посвященными значительным событиям, происходившим в жизни святых, в честь которых и возводились храмы.

В особую группу выделяются дни, которые не имеют связи с церковными традициями. К ним относятся Масленица и Святки. Существовали также заветные праздники, отмечаемые в память о каком-либо трагическом событии. Они проводились в надежде добиться благосклонности божества или природы. Отмечались многочисленные женские и мужские, а также молодежные праздники.

Обряды, проводимые зимой

Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и раздумий.

На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это были красочные народные гулянья.

Святками являлся период с Предновогодья, длящийся двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. К этому празднику избу хорошенько убирали, ходили в баню и меняли белье.

После Рождества, 19 января, отмечали Крещение, или Богоявление Господне. Это один из великих двунадесятых праздников.

Сретенье Господне отмечается 15 февраля. Это также один из двунадесятых православных праздников. Отмечается он в память о встрече младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со святой пророчицей Анной и старцем Симеоном.

Весенние праздники

Завершилась зима. Силы тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник, который известен своим раздольным весельем - Масленица. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой.

Сценарии русских народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы, наряжаться и устраивать застолья.
22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей.

7 апреля - Благовещенье. Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви.
Великим праздником всех христиан, живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни.

Красная горка - русский народный праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору возрождения природы.

На после Пасхи справляли Вознесение. Это последний весенний праздник.

Обряды и традиции в летний период

Пятидесятый день после Пасхи считается Днем (Пятидесятницы). Это один из самых великих православных двунадесятых праздников. В Библии этот день описывается событиями, которые наделили Апостолов Духом Святым и позволили им заниматься проповедованием учения Христа среди всех народов. Пятидесятница считается днем рождения самой Церкви.

Русские народные праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.

Значительный русский народный праздник июля - Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние. Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению человека от находящейся внутри него нечисти.

Примечательны летние русские народные праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая.

Уже 14 августа вместе с первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа. Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая плодов.

28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Это большое событие. Его относят к двунадесятым православным праздникам. Это день почтения памяти великой Молитвенницы - Божьей Матери. Согласно народным традициям, этот праздник называется Господиным днем. Окружен он не печалью, а радостью.

На следующий день после Успения празднуется третий Спас. Этот день отмечен как в православном, так и в славянском календаре. Он знаменует собой дожинки и последний отлет ласточек, а также начало бабьего лета, которое длится до одиннадцатого сентября.

Осенние праздники

14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена Летопроводца. Его суть - проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух.

Ровно через месяц, 14 октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой.

Русские народные праздники в современной жизни

С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли почувствовать себя свободным и расслабиться.

В настоящее время в России некоторые старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья, танцы, игры и гулянья.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

Наталья Лапшина
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Тема : Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси )

Цели : Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях .

Задачи :

1. познакомить с традиционными русскими народными праздниками ;

2. учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

3. Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам ;

4. прививать любовь к традиционным праздникам ; развивать понимание народных праздников ;

5. воспитывать доброту.

Планируемые результаты : Знают о традициях празднования Рождества , Масленицы, Пасхи, способны самостоятельно рассказать о них; выражают положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при чтении стихотворений, и исполнении русской народной песни «Блины» обр. А. Абрамова; умеют поддержать беседу, высказать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игр.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование : физическая карта, выставка яиц, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу» , «Рождественские праздники » )

Предварительная работа : Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения : «Пришла коляда – отворяй ворота» , «Масленица» . Беседы о русских народных праздниках . Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России , что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия )

Восп. Да, это Россия , страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

Как называют людей, которые живут в России ? (Россияне , русские )

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

Ребята, а вы любите праздники ? А почему?

А какие вы знаете русские народные праздники ? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времён наших предков.

А кто такие предки? (россияне , люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки - россияне , праздновали праздники ? (Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины : Храм, с другой стороны - русская изба , берёза. Сцены из жизни русского народа . (см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды , по- особому готовили праздничное угощение . Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов . Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО . Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки

Что вы знаете об этом празднике ? (ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника , который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам , славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение : «Пришла коляда - отворяй ворота» , где пели колядки, играли в русские народные игры . Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

Как вы думайте, какой это праздник ?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник . Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю . Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. - Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает : «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник - «встреча» , девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник - «заигрыш» , в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка» , в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица» , в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера» . Суббота – «посиделки» , в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день» , проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы» . Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу : грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

А какой вы ещё знаете русский народный праздник ?

Самым великим и любимым праздником была Пасха . Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит , Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает :

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь : Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо - символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники .

Рефлексия :

О каких праздниках мы сегодня говорили ?

Какой праздник вам нравится больше ? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия .

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов - Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает : «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» , и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

Перед проведением досуга мы рассказываем детям о конкретном празднике. В сценарий включается детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы), а также традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, заклинание весны и т.д.) В работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Правильно организованная подготовка праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов.

Таким образом, праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, музыка, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям

Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени были внесены почти в любую песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать совместные мероприятия, праздники и развлечения в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из ряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада, другими детьми и взрослыми.

Календарные праздники – своеобразный итог проведенной нами работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников готовится красочное убранство зала, оформляется в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами. так же нужно проводить совместные мероприятия родителей с детьми, посвященное русскому народному фольклору. В ходе мероприятия можно показать значение фольклора для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей. Цель данных мероприятий: научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем с ними проще налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»