Конспекты занятия по сенсорному воспитанию. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

3.2 Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни

Нанизывание больших и маленьких колец на стержень

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5см, маленького 3см.

Руководство. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Кто быстрее справился с заданием и проявил при этом определенный интерес, выполняет его еще раз. Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания старшим детям предлагают усложненные варианты. Они могут выбирать большие из перемешанных колец разного размера.

Можно заниматься с двумя детьми одновременно. Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.

Примечание. Для закрепления знаний детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время (20, стр. 53)

Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Руководство. Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуя слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).

В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ». Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут. Одновременно занимаются три-четыре ребенка (4, стр.39).

Нанизывание колец, убывающих по величине

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец. В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а взрослый интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!» Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает показать самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке». При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети ставят пирамидки на соответствующую полку.

Занятие проводится два-три раза с детьми от 1 года 2 месяцев и старше. Продолжительность игры-занятия 5-7 минут. Детям старше 1 года 6 месяцев рекомендуются более сложные занятия: вначале они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов. Для развития самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Взрослому следует находиться недалеко от воспитанников, играющих с пирамидками, чтобы вовремя помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца, поддержать порядок и так далее (4, стр.47).


По словесной инструкции или по словесному описанию. Анализ сложившейся практики показывает, что внедрение системы сен­сорного воспитания в практику работы специальных детских дошкольных учреждений позволило педагогам организовать систематическое целенправленное воздействие на развитие сенсорной сферы умственно отсталых де­тей, а в конечном счете сделать более эффективным обучение рисованию, ...

Обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. 2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори) Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания. С именем Фребеля связано возникновение...

А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, А.П. Усов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие. 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности Нравственное воспитание - это: - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям...



Должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР 2.1. Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности...

Ирина Андреева
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по сенсорному воспитанию в средней группе

«Путешествие в сказку »

Описание материала : Разработка занятия , направленного на развитие сенсорных процессов в средней группе .

Цель : Развитие сенсомоторных способностей у детей, активизировать сенсорное восприятие , стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Задачи :

1. Обобщить и систематизировать : представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) ; знания о геометрических формах : круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету.

2. Развивать у детей творческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие , познавательный интерес, мышление, речь.

3. Воспитывать желание помочь тем , кто попал в беду.

Демонстрационный материал : куклы : Буратино, Шапокляк, Крыска-Лариска, разноцветный вертолёт из геометрических фигур, букет из 3-х цветов с разноцветными лепестками; «Мешочек» с предметами; карточки с изображением одежды (принадлежностей для лыжной прогулки) ; музыкальные инструменты - погремушка, колокольчик, барабан; карточки для д/и «Бусы» ; иполяна с цветами; тарелка с нарезанными кусочками фруктов, шарф.

Методические приёмы : Сюрпризные моменты; дыхательная гимнастика; дидактическая игра на восприятие цвета , формы; дидактическая игра с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия ; дидактическая игра на развитие вкусового восприятия ; работа с картинками.

Ход занятия:

1. Организационная часть. Встретить детей у входа в группу .

Ребята, а вы любите сказки ? А хотите побывать в сказке ?

Полетим в сказку на вертолёте (показать разноцветный вертолёт из геометрических фигур) . Но он не полностью покрашен. Давайте покрасим вертолёт.

Дидактическая игра «Составь красивый вертолёт» - подбор геометрических фигур нужного цвета, формы и размера. Развивать умение составлять картинку путём наложения частей на контур.

Вертолёт готов, отправляемся в путь. Будьте внимательны, путь не простой будем лететь над горами, над полями и лугами. Чтобы быстро долететь нужно, выполнять указания пилота. Готовы? Сначала скажем волшебные слова.

Наш вертолёт летит и мчится,

Трудностей мы не боимся.

В сказочный мир попадём ,

И героев там найдём. Полетели.

Дидактическая игра «Будь внимателен» - закрепляем пространственные знания детей (вправо – влево – вверх – вниз) . И. п. – руки в стороны. По сигналу воспитателя (пилота) выполняют указания соответствующие команде : наклоны, приседают, поднимаются на носочки

Летим за воспитателем друг за другом , руки в стороны. Оказались в середине группы на коврике .

А вот и сказочная страна . (звучит музыка) .

А вот и сказочный герой ! (игрушка Буратино)

Ребята, вы его узнали? Кто это? (Буратино)

Буратино мы с ребятами прилетели к тебе в гости на вертолёте, ты поиграешь с нами?

БУРАТИНО : Не могу. Я потерял свой ключик и не могу найти. Помогите мне, пожалуйста?

Ребята поможем Буратино? Дети отвечают.

БУРАТИНО : Но сначала мне нужно выполнить очень сложные задания, которые задала Мальвина. Справитесь?

ДЕТИ : Да,справимся!

БУРАТИНО : Вот спасибо. Мне одному очень трудно. Я же в садик не ходил.

Пойдемте ребята, посмотрим, какие задания нас ждут.

БУРАТИНО : В мешочке что-то лежит, а я ни как не пойму.

Задание № 1 Д/и «Чудесный мешочек» Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, узнать предмет, назвать его и из какого материала сделан.

Материал. В непрозрачном мешочке предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и др.)

Дети достают- отгадывают.

Задание №2 Д/и «Убери вещи на место» – развиваем умения сравнивать и различать предметы; объединять их по общему признаку.

Материал. Рисунок с изображением различных предметов детской одежды.

Сейчас дети будут убирать свои вещи; каждый в свой шкафчик, подбирая их по узору. Помогите детям не перепутать их.

БУРАТИНО : Здорово! Какие же вы молодцы! Помогите мне ребята ещё в одном деле. Я для Мальвины собрал букет цветов, но подул сильный ветер и все лепестки разлетелись.

Дыхательная гимнастика.

Ребята, а давайте мы с вами попробуем изобразить ветер и как это произошло. Подул слабый ветерок (дети показывают дыханием) . А теперь подул сильный ветер (дети показывают дыханием) . И наконец, ветер стих. Дети садятся на ковёр.

Дети выполняют упражнение, воспитатель разбрасывает лепестки.

Задание №3 Д/и «Подбери лепестки к цветам» - закрепляем знания о геометрических формах : квадрат, треугольник, овал;

Материал. Букет из трёх цветов. Лепестки разного цвета, но одинаковой формы и размера. Лепестки у 1 цветка из овалов, 2 – квадратов, 3 – треугольников.

Ребята, поможем Буратино собрать лепестки? Будьте внимательны, не перепутайте, с какого цветка каждый лепесток.

Ребята, посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Буратино говорит вам спасибо и предлагает вам поиграть в игру с музыкальными инструментами.

Физ. минутка

Д/и с музыкальными инструментами. «Хлопаем, кружимся, топаем» - развиваем слуховое восприятие .

Как они называются? (воспитатель показывает музыкальные инструменты, дети их называют : погремушка, колокольчик, барабан)

Послушайте, как мы будем играть. Как только я зазвеню погремушкой - вы будете хлопать в ладоши. Если буду звенеть колокольчиком - вы будете кружиться. А когда застучу в барабан - вы будете шагать на месте. Будьте внимательны. Дети выполняют задания

Ребята слышите, кажется, идет.

Появляется Шапокляк.

Шапокляк : Это кто здесь? Кто - вы? Я в сказочной стране таких еще не встречала? А вы меня знаете?

БУРАТИНО : Это мы бабуля, идем искать мой золотой ключик, а дети из детского сада помогают мне. Может быть, ты знаешь, где нам искать ключик.

Шапокляк : Какая я вам, бабуля? Ты, слышишь, Лариска, как меня здесь оскорбили! Ключик! Нет! Я вам не скажу, где его искать, я лучше сама его найду, он и мне пригодится!

Ребята, а давайте мы попросим ее ласково и скажем волшебное слово.

Помоги нам, ПОЖАЛУЙСТА.

Шапокляк : - Ну ладно дети, раз вы так просите, раз вы такие воспитанные , так уж быть я вам помогу, НО с одним условием вы должны отгадать все мои загадки, которые выросли на моей поляне.

Задание №1. Д/и Каким что бывает?

Материал. Цветы, на обратной стороне загадки

1. Что бывает синее?

2. Что бывает мягкое?

3. Что бывает твердое?

4. Что бывает горькое?

5. Что бывает сладкое?

6. Что бывает красное?

7. Что бывает желтое?

Шапокляк : Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием.

Это мои любимые бусы, но они рассыпались. Составьте узор правильно.

Задание № 2 Д/и «Бусы» (из прищепок разных цветов и размеров) – развиваем зрительное восприятие формы , цвета.

Задание : Определить ритм и продолжить.

Шапокляк : Вот, спасибо, помогли. Змей Горыныч ко мне в гости прилетал, фруктами заморскими угощал, вы таких и не знаете. Угадаете, что это за фрукты, так и быть помогу вам.

Задание № 3 Д/и «Угадай на вкус и запах» - развитие обоняния и вкусовых рецепторов. Задание : закрытыми глазами определить по запаху и вкусу фрукт.

Шапокляк : Молодцы то, какие, быстро вы, однако, отгадали все мои загадки.

Ну, так уж быть, раз обещала вам, помогу. Я отправлю на поиски ключика мою верную подругу - Лариску. А вы пока поиграйте в мою любимую игру «Водяной» . Знаете такую?

Спасибо Вам, большое.

Д/и «Водяной» - Ребенку «Водяному» завязывают глаза, предлагают на ощупь узнать ребёнка, назвать, как его зовут.

Материал. Шарф

Дети встают в круг, «Водяной» сидит в кругу. Дети идут по кругу и произносят слова :

Водяной, Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди,

Хоть на час и узнай кого из нас.

Водяной встаёт, отгадывает.

Шапокляк : Вот, спасибо, повеселили бабушку. А вот и моя верная подруга вернулась. (Появляется Лариска, в зубах держит ключик) . А теперь ступайте, ступайте, и не мешайте мне я затеваю маленькие шалости против Крокодила Гены и его друзей.

БУРАТИНО : - Ура вот и ключик! Теперь я смогу открыть свой кукольный театр, А вы приходите ко мне в гости. Большое вам спасибо, без вас я бы не нашел ключик, вы такие молодцы.

Дети радуются вместе с Буратино.

Дети, нам пора в детский сад. Попрощаемся с Буратино. Садимся в вертолёт, полетели.

Итог : Вам понравилось путешествие ? Ребятки, скажите, что мы сегодня делали?

Что вам понравилось?

Ребятки, мне тоже очень понравилось наше занятие вы все хорошо себя вели, отвечали на вопросы, выполняли задания. Спасибо вам.

Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет.

Основы методики сенсорного воспитания дошкольников

Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Главные задачи родителей в дошкольный период развития ребенка – сопровождать его психологическое и моральное развитие, чтобы школа не стала для него стрессом. Один из ключевых аспектов успешной подготовки к школе является сенсорное воспитание.

Что такое сенсорное воспитание

В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание (от лат. «sensus» — «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание. Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы. Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь. К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания малыша был успешным, необходимо встраивать различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность. Методика сенсорного воспитания ребенка предполагает несколько основных методов, рассмотрим каждый из них.

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку. Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны. И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Отдельное внимание следует уделить обследованию природы. Природа дает колоссальный материал для изучения устройства мира и свойств тех или иных предметов. Зимой для детей особенный интерес представляет снег. Например, если младшим дошкольникам для того, чтобы сделать вывод о свойствах снега, необходимо его потрогать, то старшие дошколята могут определить, липкий снег или рыхлый, только по его внешним характеристикам.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета. Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений. Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:
  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

В дошкольном возрасте дети очень чутко реагируют на слова взрослых, поскольку видят в них наставников и во всем следуют продемонстрированному примеру. Слова очень важны в развитии сенсорики, они производят закрепляющий эффект – ребенок получает новые знания, но только с помощью взрослого он может систематизировать их и обозначить тем или иным словом, дать им названия.

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир. Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы. Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Заключение

Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты» . В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

В другом пособии, , составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» .

Конспект занятия по сенсорному воспитанию с дидактической игрушкой на тему: "Зайчата в гостях у детей" для детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:
1. Продолжать учить детей называть свойства предметов (пушистый, мягкий, тёплый, мохнатый). Закреплять умение детей обследовать предметы, выделять их цвет, величину.
2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, цветовое восприятие.Упражнять в чтении знакомых стихов, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя и слушать его внимательно.
3. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: (Домик;на каждого ребёнка. Игрушечный маленький зайчик с бантами красного и синего цвета; снежинки вырезные из бумажных салфеток; корзина; зайчиха; две дорожки синяя и красная;макет ёлочки и берёзы для создания лесного пейзажа.

Ход занятия

Дети играют в игровом уголке.Звучит магнитофонная запись детского плача.
Воспитатель: Дети кто-то плачет! Вы не плачете?
Дети: нет
Воспитатель : А кто? Давайте поищем.
(все вместе идут, воспитатель комментирует действие)
Воспитатель : За шкафом нет, под столом нет. (Дети находят под ёлкой зайчат.
Плач прекращается.
Воспитатель : Дети мы с вами оказались на лесной зимней полянке." Вот кто оказывается плакал (спрашивает) " Кто это? " (показ зайчат)
Дети: Зайчата
(Дети берут в руки по одному зайчику)
Воспитатель : Потрогайте зайчат руками. (Дети гладят, ощупывают, отвечают на вопрос: Какой он (Воспитатель помогает, подсказывает слова мягкий, пушистый проговаривает их со всеми детьми.)
Воспитатель: Дети почему зайцы в лесу плакали?
Дети: Заблудились в лесу и не могут найти свой домик.
Воспитатель:Зайкам холодно. Давайте погреем зайчат. Подышите на них. Погладим зайчат, прижмём к себе.
Воспитатель: Посмотрите какие у зайчат ушки (большие) . А хвостик (маленький, пушистый, круглый).
Воспитатель : Посмотрите какие зайки красивые.
Воспитатель: Дети, а бантики есть у зайчиков?
Дети: Да
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синего и красного.

(дети называют цвет бантика у своего зайчика
Воспитатель: Нравится зайчатам у вас на руках сидеть?
Дети: да.
Воспитатель: Посмотрите дети на красивую полянку в лесу. Какая она красивая, на ёлочке снежинки большие и маленькие, а под ёлкой пушистый снег.
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчатами. (Дети и воспитатель берут салфетки "снежинки"комкают их, формируя"снежки", затем подкидывают или бросают друг в друга.
Воспитатель : Как весело мы поиграли! Давайте соберем снежки в корзинку. (Дети выполняют задание)
Воспитатель : Мы с вами в волшебном лесу, а зайки маленькие шалунишки не могут долго сидеть, хотят ещё попрыгать. Предлагаю попрыгать по дорожке. У кого зайка с синем бантом- будет прыгать по синей дорожке, у кого с красным бантом - по красной дорожке.
игра "Поскачем по дорожке "
Зайка скачет скок-скок-скок.
По дорожке прыг -прыг-скок.
Лапки опускает.
Ушки поднимает.
Любит зайка поиграть и ребяток развлекать.
Воспитатель : Зайки наши устали. Пусть немного отдохнут, давайте посадим их в красивую корзинку.
Воспитатель : Дети, мы с вами находимся на другой поляне.
И посмотрим, что-же тут произошло?
Чтение стих. Зайка по лесу гулял
Где-то ушки потерял
Сидит зайка на пеньке
Горько так рыдает,
Тихо причитает
Где-же ушки, вот беда
А без ушек - некуда.
Воспитатель: Посмотрите дети (показ зайки, у которого потерялись ушки) Дети, всё ли в порядке с зайцем?
Дети: нет.
Воспитатель: Может, он что-то потерял в лесу?
Дети: ушки.
Воспитатель: Сколько ушек у зайца?
Дети: два уха.
Воспитатель: Зачем нужны уши зайцу?
Дети: что-бы слышать.
Воспитатель: Давайте поможем найти для зайчика мальнькие ушки. (Воспитатель предлагает пристегнуть зайчику маленькие ушки. Дети замечают ошибку. Ищем возле берёзы большие ушки. Затем воспитатель пристёгивает большие ушки)
Воспитатель : Дети, а зайчиков много на этой полянке? Давайте поможем найти ушки для каждого Зайчика.
(дети проходят за столы, где лежит макет зайца и отдельные уши. Дети пристёгивают уши (звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Теперь зайки у нас с ушками. Давайте споём для них песенку и поиграем.
Игра с пением: Зайка беленький
Сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайки холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Воспитатель: А теперь пора маленьких зайчат к маме зайчихе отнести.
(обращает внимание на домик зайчихи)
Воспитатель: Побежали зайчата к маме, обрадовались, соскучились.
Зайчиха: А в благодарность за то, что вы хорошо, дети относились к зайчатам, я вас угощу соком. (Дети подходят к столу, на красивом сервированном столе лежат яблоки, соковыжималка, стаканчик на каждого ребёнка. Воспитатель вместе с зайчихой готовит яблочный сок. Показывает фрукты и предлагает выжить из них сок. Когда сок будет готов, наливает его в стаканы, предлагает детям попробовать. Просит детей понарошку налить сок для своего зайчика и напоить его соком.)
(Звучит песня про Машу)
Воспитатель : Вы помогли зайчатам найти свой дом и маму.
Они очень рады и все мы тоже! Зайчиха прощается. (В руках у нее все зайчата.)

Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Дидактическая задача. Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал. Лист черной бумаги размером 21 X 30 см (альбомный). Для каждого ребенка приготовляется краска в розетках -- гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая № 8--12.

Руководство. Воспитатель напоминает детям о том, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит два мазка синей краской. Объясняет детям, что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Далее взрослый наносит два зеленых мазка и спрашивает детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Объясняет, что такого (зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит два мазка красной краской и снова задает детям аналогичный вопрос. Воспитанники отмечают, что такие огоньки видны лучше. Наконец, взрослый наносит два мазка желтой краской, и все вместе приходят к выводу, что такого цвета (желтого) огоньки видны лучше всего.

Затем каждый ребенок получает розетки с краской четырех цветов, и ему предлагают показать, какой краской он будет рисовать огоньки. На выбор краски нужного цвета существенно влияет способ подачи материала: розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы необходимая краска не была бы крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель дает каждому кисть (вначале сухую) и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти от бумаги. Затем воспитатель дает малышу лист бумаги и предлагает самостоятельно нарисовать огоньки. Взрослый следит, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает его работу и кисть, объяснив малышу, что, когда краска высохнет, они все вместе посмотрят рисунки.

После выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей.

Игра-занятие длится 6--8 минут, проводится один раз (4, стр. 70).

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Руководство. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы --

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики -- цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка.

Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.

Занятие длится 8--10 минут, проводится один раз (20, стр.86).

Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости.

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты -- шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик. Педагог показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60--70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7--5 см, частота -- одно-два колебания в секунду.

Задача взрослого -- привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, т. е. сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20--30см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка.

После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют.

Размер игрушек диаметром 5--7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже. Следует также учесть, что в яркий, солнечный день малыши следят лучше за движением зеленых, синих, голубых, фиолетовых игрушек, в пасмурный день за предметами теплых цветовых тонов -- красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно, плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним.

Вправо и влево игрушку передвигают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).

Не беда, если ребенок при первом показе проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребенок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.

Показ длится 1--2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению самостоятельных игр (20, стр.99).

Предложенные выше игры приучают ребенка наблюдать за предметами, дотрагиваться до них, формируют активность, необходимую при поиске новых впечатлений.

Научившись следить за перемещаемыми предметами, малыш самостоятельно подолгу рассматривает рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следит за входящей и выходящей из комнаты матерью. Обратите внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.

Описанные игры могут быть успешно дополнены с учетом конкретной обстановки и опыта воспитания в каждой семье.

Ребенок первых месяцев жизни гораздо восприимчивее к окружающей действительности, чем принято считать. Но если взрослые не успели начать игры в указанные нами сроки, их можно проводить позднее, соблюдая при этом установленную последовательность. Более старшие дети будут усваивать задания в более сжатые сроки.

Первый год жизни.

К 2,5--3 месяцам дети бодрствуют гораздо дольше, чем в предшествующий возрастной период. Длительность каждого периода бодрствования достигает полутора, а к 5--6 месяцам двух часов.

Для этого возраста очень важным является развитие движений рук. В 2,5 месяца малыш при правильном воспитании впервые начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений. Если в семье она не ведется, то и в более старшем возрасте руки у ребенка остаются пассивными. Многое зависит и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. К тому же дети, привыкшие к постоянному общению с взрослыми, непрерывно требуют внимания к себе, просятся на руки, не умея себя занять.

Своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него. Так, увидев интересную игрушку справа или слева, малыш поворачивается к ней всем корпусом, а позже старается к ней приблизиться, подползти.

Очень рано, в возрасте от 20 дней, дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы. С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств. Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов мы обозначаем как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Подбор дидактического материала, необходимого для проведения следующих игр, осуществлен с учетом условий современного быта. Деревянные ложки с хохломской росписью, жостовские подносы, ленты или тесьма с декоративными народными узорами, валдайские колокольчики, имеющиеся почти везде, не относятся к разряду игрушек, но обладают живописной гаммой, способной вызвать глубокий эмоциональный отклик у малышей.

Второй год жизни.

Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы! Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету, здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное сто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно.

Более сложными становятся и движения рук детей, если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания. Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.

Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на широкой -- большие и т. п. В дальнейшем дети переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Третий год жизни.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность -- рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.

Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики и так далее.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»