Чему можно учить ребенка в 1 год. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Недавно малыш только родился, а уже исполнился ребенку 1 год. За это время карапуз и родители многому научились. И вот сейчас на пороге второго годика жизни родителей волнует много вопросов, связанных с поведением и развитием их драгоценного чада. Самые важные и интересные из них будут рассмотрены ниже.

Развитие ребенка в 1 год

Внимательные родители с рождения следят за показателями развития и роста своего малыша. Доктор каждый месяц кроху взвешивал, измерял рост. Когда все соответствует нормам, это значит, что развитие идет правильно. И вот карапуз отметил свои первые именины. Сколько должен весить ребенок в 1 год – один из первых вопросов, волнующих большинство родителей.

Рост и вес ребенка в 1 год

Бытует мнение, что этому времени первоначальный вес должен в 3 раза увеличиться. Но дети все разные, одни из них более крупненькие, другие, наоборот, более мелкие. И это нормально. Есть нормы разработанные ВОЗ. Согласно им девочка должна весить от 7 до 11,5 кг. А вес мальчика должен составлять 7,7-12 кг. Следующий важный показатель – рост ребенка в 1 год. Диапазон значений для мальчиков составляет 71-80,5 см, а для девочек 69-80 см. При этом допустимым может быть отклонение на 6-7% в обе стороны.

За первый год жизни кроха из маленького комочка превратился в настоящего человечка со своими особенностями и характером. Когда ребенку 1 год, он умеет:

  • стоять;
  • ходить самостоятельно или за ручку;
  • активно ползать;
  • приседать, вставать;
  • радоваться приходу близких;
  • «танцевать» по любимую музыку;
  • играть в «ладушки», делать «пока-пока»;
  • откликаться, когда его зовут по имени.

Вот сколько кроха уже умеет, но многих мам беспокоит вопрос – чему учить ребенка в 1 год. Сейчас происходит активное становление речи. Задача родителей – способствовать этому: нужно как можно больше читать сказки, разговаривать с ним. Очень важно при этом ребенку в 1 год способствовать развитию моторики. На данном этапе жизни кроха пытается сам кушать и пить. Поэтому стоит поощрять его в этом. Не ругайте, когда он разольет компот или испачкается кашей. Только так карапуз научится все делать самостоятельно.


Режим ребенка в 1 год

Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:

  1. Пробуждение в 7-7.30.
  2. Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
  3. В 8 утра подходит время завтрака.
  4. После него идет период бодрствования и игр.
  5. В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
  6. Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
  7. В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
  8. В 16.30 наступает полдник.
  9. В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
  10. 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.

Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.

Режим питания ребенка в 1 год

Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:

  1. Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
  2. Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
  3. На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
  4. Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
  5. На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
  6. Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
  7. Перед сном можно предложить детский кефир.
  8. Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
  9. Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.

Воспитание ребенка от 1 года

Поведение малыша еще не стойкое, нужен постоянный контроль и внимание. Детей сейчас нужно приучать к гигиене – мыть ручки перед едой, приговаривая при этом как это приятно быть чистым. Примерно в это время кроха начинает проявлять интересуется предметами своей одежды. Его нужно всячески в этом поддержать. Пусть малыш сам пытается одеть носочки или колготки. Очень важно учить детей общаться со сверстниками, нужно научить делиться игрушками и не забирать их у других деток. Нужно учить детей состраданию – показывать, что если кто-то ударился, то его нужно пожалеть. Главное, чтобы при ответе, как воспитывать ребенка в 1 год, родные помнили – дети во всем берут с них пример.

Часто приходится слышать от мам, что ребенка будто подменили. Из ласкового солнышка он превратился в ураган, не слушается, протестует. Это кризис 1 года, возрастная психология гласит, что это не страшно и свойственно многим детям. Взрослым сложно принять и понять то, что их чадо подросло. Это вчера они могли играть погремушкой, а сейчас уже нужна компьютерная мышка.

Первая реакция взрослого – запрет! А правильно ли это? Своим плачем ребенок пытается добиться желаемого – этот манипуляторный плач. Взрослые, порой, готовы сделать все, чтобы только успокоить чадо. Главное правило, которое должны помнить взрослые – они должны соблюдать постоянство в своих действиях. Если сейчас разрешили что-то, то нет смысла это запрещать завтра, ребенок этого не поймет. Запрещать нужно то, что угрожает жизни. В примере с мышкой, ребенку можно дать ее в руки, объяснить, как это устройство работает. Все, малыш будет доволен и его интерес перейдет на другое.

Как развивать ребенка в 1 год?

Никакая деятельность с малышом не оказывает такого воспитательного, развивающего воздействия, как чтение. Этот процесс способствует развитию речи, учит концентрировать внимание. Развивающие книги для детей 1-2 года должны быть с яркими иллюстрациями. Это могут быть небольшие стихотворения, сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Также есть первые энциклопедии для маленьких детей. В них представлены иллюстрации с изображениями предметов, рассматривая их со взрослыми, малыш будет запоминать названия, тренируя память и речь.

Чем занять ребенка в 1 год, кроме книг? Ответ прост – интересными, развивающими и поучительными играми. Когда ребенку 1 год, важно всячески Малыши обожают возиться в песочнице. Но интересную игру можно придумать и дома. Для этого в кастрюлю насыпают манку и предоставляют карапузу. Сначала он начнет перебирать ее пальчиками. После этого можно спрятать в нее маленькую игрушку, а карапуз пусть ее отыщет. Потом можно предложить чаду ситечко и показать, как им пользоваться. Малыши с удовольствие будут возиться и с мягким пластилином, тестом, пальчиковыми красками. Еще детки в таком возрасте в восторге от игр с водой.


Игры для детей 1 года учат их познавать мир:

  1. учат кроху выполнять действия с различными предметами, которые связаны между собой. Дети с удовольствием будут складывать шарики в коробку, катить их по желобку, собирать матрешки, вкладывая меньшую в большую.
  2. Сейчас малышу начинают нравиться сюжетно-ролевые игры: девочка с помощью взрослого может переодевать пупса, кормить его.
  3. Мальчишки активно начинают интересоваться машинками. Особенно любимы машины-толокары. Будущий водитель сам едет, отталкиваясь ножками и рулит, совсем как папа.
  4. Еще нужно не забывать развивать двигательные навыки. Вместе с детками можно ползать, играть в догонялки, прыгать и бегать.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?

Сейчас крохе еще совсем не нужны замысловатые игрушки. Юла, барабан, пирамидки – простые игрушки, которые всегда интересны для такого возраста. Годовалый малыш обрадуется пластиковому телефону и будет копировать взрослого. Дети будут с огромным удовольствием играть с посудкой и пытаться кормить мишек и зайчиков. Координации способствуют игры с мячом – малыши его бросают, ловят, толкают. Главный момент: игрушки для детей от 1 года – это качественный товар, без мелких предметов и острых частей.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Рост и вес годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.
Просмотров: 25672 .

Вот и настал долгожданный первый день рождения вашего ребёнка – ему исполнился 1 год! Из совсем крошечного, мало что понимающего, хрупкого комочка за 12 месяцев ребёнок вырос в невероятно активного, любознательного и довольно самостоятельного человечка. Весь следующий год крохе предстоит в основном развивать и совершенствовать 2 главных навыка: речь и умение ходить. Словарный запас у годовалого малыша мал, но быстро расширяется, а только что приобретённый навык ходить без посторонней помощи позволяет малышу посмотреть на мир с новой высоты – стоя на собственных ножках!

Что умеет ребёнок в 1 год?

  • Главное достижение – умение ходить без посторонней помощи. В 12 месяцев большинство детей может свободно встать и немного пройтись без опоры или поддержки взрослых.
  • Активно путешествует по дому, быстро ползает, самостоятельно встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
  • Проявляет различное отношение к разным людям.
  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
  • Умение использовать во время еды ложку и кружку существенно улучшился.
  • Когда чем-то недоволен, бурно протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Обычно дети начинают ходить в 12 месяцев, но не расстраивайтесь, если ваш карапуз всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.

Развитие в 1 год

Многократные попытки вставать, а также ходить без опоры и помощи взрослых к началу первого года жизни должны увенчаться успехом. Если раньше кроха проявлял интерес к ходьбе и не получал серьёзных травм от падения, в 12 месяцев порадует родителей первыми самостоятельными шагами. Вначале его движения будут очень неуклюжими, карапуз будет часто падать. Не надо вскрикивать или тем более кричать на малыша, если тот упал и расплакался. Успокойте его, разговаривайте, не повышая голоса, отвлеките внимание от ситуации с падением. Если ребёнок в 1 год начинает делать первые самостоятельные шаги, главная задача родителей – поддержать успех, не допустить, чтобы из-за полученных травм у малыша появилась боязнь стоять и ходить.

Из-за того, что двигательная активность сильно увеличилась, детки в 1 год набирают вес медленнее. Это не опасно, не нужно увеличивать «норму пищи» и кормить любимое чадо чуть ли не насильно – это вызовет неприязнь к приёму пищи. Более того, дети в возрасте 1 год иногда отказываются от еды, предпочитая более интересные занятия. Предложите крохе кушать самостоятельно, с ложки – это наверняка вызовет интерес. А поскольку он стремится во всём копировать взрослых, правило усаживать малыша за общий стол со всеми членами семьи также поможет решить проблему отказа от пищи.

Ребёнок в 1 год обладает внушительным пассивным словарным запасом. Это означает, что он понимает и знает намного больше того, что может сказать. Лепетная речь всё ещё играет большую роль в его общение. Занимаясь своими делами, однолетка часто лопочет что-нибудь неразборчивое, хотя уже знает и умеет произносить несколько несложных слов, которые в большинстве случаев использует для общения с взрослыми. Обычно его активный словарный запас состоит из повторяющихся слогов «па-па», «ма-ма», «ба-ба» или имитационных слов, одинаковых на всех языках мира: «ко-ко», «гав-гав», «би-би», «алё-алё», «бах».

Сон ребёнка в 1 год длится приблизительно 13 часов в сутки. Ночью кроха спит 10 или 11 часов, на дневной сон приходится 2–3 часа.

Уход в 1 год

Рацион питания по-прежнему включает материнское молоко. Не рекомендуется «отлучать» малыша в столь раннем возрасте от груди, он будет нуждаться в грудном вскармливании весь предстоящий год и доля молока не должна резко измениться.

Малыш в 1 год очень активный, соответственно питания ему требуется много, а размер его желудочка небольшой, поэтому кушать ему нужно часто, но небольшими порциями. Желательно придерживаться одного режима: оптимальным в этом возрасте будет пятиразовое питание с интервалом в 3–4 часа. Детское меню включает: фрукты, овощи, мясо, рыбу, творог, кисломолочные продукты, сушки, печенье, можно давать немного зелени: укропа, сельдерея, петрушки. С удовольствием будет съедено не только пюре, но и продукты, нарезанные мелкими кусочками. Ребёнок в 1 год может похвастать 6-8 молочными зубами, на которые полезно давать жевательную нагрузку. Предлагайте ему сырые овощи, фрукты, сухофрукты.

Купание лучше всего проводить в одно и то же время, в этом отношение с возрастом мало что меняется. Обычно маленькие детки очень любят эту процедуру и у многих мам выработался своеобразный ритуал: вечером они купают своё чадо, кормят грудью, после чего, приученный к подобному, малыш практически сразу же сам засыпает и спокойно спит положенные ему 10 – 11 часов.

Занятия с ребёнком в 1 год

Отличный метод развить координацию движений и уверенность в своих силах – предложить ребёнку толкать перед собой различные объекты на колёсах. Дайте вашему малышу игрушечную машинку, маленькую коляску или другой катящийся предмет. Считайте «раз, два, три» и на счёт «три» вместе с карапузом толкайте выбранную игрушку вперёд. Если ему понравится игра, в течение дня вы не раз услышите, как малыш повторяет про себя «тьи» («три»).

Посадите годовалого сынулю или дочурку на свои коленки лицом к лицу. Вслух скажите: «раз, два, три – бум!» Говоря «бум», прижимайте детский лобик к своему. Повторяйте это действие, всякий раз при слове «бум» касаясь любом различных частей тела ребёнка: носика, щеки, коленок.

Глубокую чашку, кружку и ложку можно использовать, чтобы научить годовалого ребёнка переливать воду. Наберите в чашку воды и покажите, как при помощи ложки черпать воду и переливать её в кружку. В эту игру можно играть бесконечно долго, не боясь, что ваш годовалый малыш перепачкается.

Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?

На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.

Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.

Каковы же его главные достижения к этому возрасту?

Психофизическое развитие ребенка в 1 год

К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:

  • уверенно вставать на ноги;
  • самостоятельно ходить;
  • бегать при поддержке взрослых;
  • пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
  • повторять за взрослыми простые действия;
  • понимать требования взрослых;
  • идентифицировать предмет и его образ на картинках;
  • произносить простые слова;
  • называть близких людей по имени;
  • проситься на горшок.

Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.

У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы


Речь

  • У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
  • Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».

  • Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
  • Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
  • Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.

Режим дня и сон годовалого ребенка

  1. Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
  2. Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
  3. Гигиенические процедуры – важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.

Питание

Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.

Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:

  1. Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  2. Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  3. Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  4. Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  5. Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  6. Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
  7. Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Игры и игрушки


Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.

Что могут годовалые дети:

  • нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
  • толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
  • качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).

Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.


Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.

Кроме игрушек есть много полезных занятий:

  • Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
  • Рисование акварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).

  • Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
  • Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
  • Пазлы . Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
  • Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
  • Танцы .

Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.

Кризис первого года жизни


Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.

Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.

Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.

Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.

Признаками кризиса являются:

  • непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
  • отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
  • не свойственная капризность;
  • противоречивое настроение и поведение;
  • демонстрация самостоятельности.

Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.

Видео: Консультация для родителей



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»