Что нужно знать про карнавалы в венеции. Венецианский карнавал — событие, которое стоит посетить

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Карнавал в Венеции - это одно из самых ожидаемых событий в году как для жителей этого древнего города, так и для десятков тысяч туристов со всего мира. В период торжества безмятежная и светлейшая Венеция избавляется от каких-либо обязанностей и предрассудков, превращаясь в одно из самых свободных (во всех отношениях) мест на земле. Но есть у этого торжества своя история и традиции, о которых мы расскажем в этой публикации.

История венецианского карнавала

История проведения карнавалов в Венеции своими корнями уходит в далекое прошлое - во времена римлян. Собрав урожай, римляне во время зимнего солнцестояния устраивали пышные ежегодные праздники, почитая бога Сатурна (другое название карнавала - Сатурналии). Во всем городе проводились веселые гулянья, а их отличием от других праздников было то, что за одним столом в этот день могли находиться и хозяева, и их рабы. Дабы «классовые» предрассудки не испортили торжества, все его участники прятали свои лица под различными масками.


Первые официальные упоминания о проведении торжеств в Венеции относятся к XI столетию, а с XIII столетия они становятся публичным достоянием . Сенат Венецианской республики разрешал проводить массовые гулянья в последний день перед началом Великого поста.

В последующие годы карнавал в Венеции, дата проведения которого не была постоянной (празднования могли начинаться в октябре, достигая своего пика в канун Великого поста), приобрел невероятный размах. Последняя неделя карнавала становилась его главной и самой яркой частью. В эти дни не существовало абсолютно никаких правил и запретов, разрешались соблазнения, похищения, обольщения и интрига. Все вокруг ходили в масках и необычных костюмах, супруги не узнавали своих половинок, свидания назначались чуть ли ни ежеминутно, а веселье и пляски продолжались круглосуточно.

Конец XVIII столетия на долгое время стал и концом для карнавала - император Наполеон издал указ о его запрете. Более двухсот лет о веселье и масках в Венеции и не упоминали, и лишь с 1980 года костюмированный праздник получил свое второе дыхание.


Традиции Венецианского карнавала

Еежегодный праздник в Венеции - это 10 дней всепоглощающего веселья, которые позволяют жителям города и путешественникам со всего мира оторваться «по полной» перед началом Великого поста. Время проведения торжества, как правило, приходится на февраль.


Торжественное открытие карнавала всегда выпадает на воскресенье , но еще с субботы по улицам города бродит огромное количество туристов. Начинается торжественное мероприятие с праздника Festa delle Marie, посвященного освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами. А затем карнавал распространяется на площадь Святого Марка и другие площади, где устраиваются концерты, представления, спектакли и балы-маскарады. После возобновления традиции карнавал делают тематическим, посвящая его либо выдающимся лицам, либо культурам других народов, либо путешествиям по другим странам.


В конце прошлого века у карнавала в Венеции появился даже собственный гимн, к созданию которого причастен всемирно известный кутюрье Пьер Карден.

Готовясь к главному торжеству в родном городе, жители Венеции тщательно и долго выбирают себе костюмы. На празднике можно перевоплощаться в кого угодно, поэтому отдельные наряды - это настоящие произведения искусства. У туристов не всегда есть возможность подготовиться к карнавалу с такой же тщательностью и привезти с собой свой костюм, но это не беда. В преддверии торжества традиционные костюмы, маски и атрибуты свободно продаются на каждом углу. Изготавливают их из меха, парчи или бархата. Правда, стоят костюмы весьма недешево, но участие в программе карнавала в качестве маски стоит того, чтобы раскошелиться.


Также необходимо знать, что настоящие венецианские маски - это творения ручной работы, которые делают из папье-маше и продают только в магазинах. Многочисленные маски различных цветов на уличных стеллажах и раскладных столиках - это продукция китайских производителей.

Классическим венецианским костюмом считается белая маска, дополненная черным широким плащом, шелковой накидкой, треугольной шляпой и перчатками. Также необходимо помнить, что когда карнавал в Венеции набирает свой размах, костюмы и маски следует носить по правилам. То есть, надев карнавальный костюм и маску, нельзя разговаривать на каком-либо языке, изъясняться можно только с помощью жестов.


Если возможности приобрести костюм и маску нет, не стоит расстраиваться. Для обыкновенных зрителей и гостей города существует огромное количество других гуляний, на которых можно отвести душу и порадовать глаз. К тому же, оставшись без маски, можно спокойно пить вино и наслаждаться карнавальными пончиками фрителли. В костюме ими уж точно не полакомишься.

Венецианский карнавал масок - очень популярный праздник, поэтому о бронировании места в отеле надо позаботиться задолго до его проведения, иначе таковых может просто не оказаться. Бронировать проживание лучше не в самой Венеции, а вблизи нее - так можно существенно сэкономить.


На время карнавала желательно приобрести проездной на общественный транспорт в Венеции, тогда добираться до города и его главных достопримечательностей (площадей, музеев и Дворца дожей) будет значительно дешевле.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , - писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carnevale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели - венецианцы считали иначе. Они переводили "карнавал" следующим образом: carrus navelis - "потешная колесница, корабль праздничных процессий" и любили приурочить к Festa della Marie - старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.


Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы - мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже - в древние римские Сатурналии - ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.


Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали "отрываться" в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно "приросла" к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

"Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться - разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».


П. Лонго. В игорном доме.


П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть - все были желанными гостями на этом блестящем празднике.


«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя...», - писал о карнавале Джакомо Казанова.


Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы "браво" бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:"Баста!" В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.


Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол - старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца - свободен, нет - его ждет веселая смерть "на миру".

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными "гроздьями свешивались" с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах - ридотто - играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами, азартом, любовью, ревностью...

И кругом маски, маски, маски... Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев - буата - как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета - черный и белый. К белой "личине" - черный плащ. Эту маску обожали все - и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными "раками-медведями", пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой - ведь скоро Великий пост.

А странное название "баута" - вымышленное чудовище, сродни нашим "буке" и "бяке".

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто - "гражданин" - простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально "едва торчащем" из воды.


Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани - парча, атлас, муар, изысканные благовония.


У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта - "смуглянка" - самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица - мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название - "Отрада мужей". Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина - это уже другая песня, другая история. Дель арте - комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне - венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор - юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла - умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин - глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете - Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр - комедия масок - дар Венеции театральному искусству.

К. Гоцци

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец - Карло Гольдони.

И вся эта компания - Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор - по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней.Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две - "19 век" и "Объединение Италии". Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы - 100-метровой колокольни собора святого Марка "слетает" Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски...


Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.


Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала - дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

История Венецианского карнавала насчитывает десятки веков. За это время он успел пережить свой расцвет, упадок, полный запрет и триумфальное возрождение. Овеянный романтическими легендами и воспетый сотнями поэтов, для нас этот карнавал был и остается эталоном красочного городского праздника, а Венеция – городом масок. Кстати, маски на карнавале были не всегда, но об этом далее…

Сатурналии

История этого самого знаменитого итальянского праздника уходит корнями в глубь веков. Истоки его нужно искать в Древнем Риме. На протяжении многих столетий римские граждане ежегодно отмечали Сатурналии – шумные праздненства, посвященные богу Сатурну. В честь этого покровителя земли, посевов и плодородия люди несколько дней предавались безудержному веселью, неуемным возлияниям и прочим безумствам, это самое плодородие прославляющим. Все присутствующие на празднике должны были надевать маски, поэтому в это время стирались все социальные различия и богач мог спокойно пировать бок о бок с рабом, а знатная матрона с удовольствием предаваться плотским утехам с плебеем.
Все это, разумеется, было не слишком полезно для здоровья, а потому смерть во время Сатурналий считалась делом не только обыденным, но даже почетным. Более того, на время праздника горожане выбирали так называемого короля, которым мог оказаться кто угодно. Звание было очень почетным, если бы по завершении всех торжеств, король не должен был публично покончить с собой…


Шли века, и кровавые обычаи Сатурналий ушли в небытие вместе с ними самими. В раннее средневековье – время темное и тревожное, венецианцы предпочитали не веселиться. А первый венецианский карнавал в нашем понимании этого слова состоялся в 1162 году, тогда горожане шумно праздновали свою независимость от патриарха Аквилеи. Эти гуляния так им понравились, что традиция стала ежегодной. Правда, масок в то время еще не носили, они появились несколькими веками позже.

Порок под маской

В эпоху расцвета Венецианской республики маски стали очень популярны среди горожан, которые носили их даже в обычной жизни. Существовало даже поверие, что смерть всегда проходит мимо человека в маске. Как правило, за масками люди прятали свои пороки – страсть к азартным играм или супружеские измены. Обязательно носили маску блудницы и преступники.


Так как почти все венецианцы имели причину скрывать свое лицо, со временем масок на улицах стало так много, что местные власти вынуждены были издать указ о запрете их ношения. Это случилось в 1703 году. С тех пор, маски можно было надевать только во время ежегодных празднований окончания зимы, которые постепенно и превратились в знакомый нам по книгам и фильмам Венецианский карнавал.


Город надевал маски ежегодно в середине зимы, и не снимал их вплоть до самой Масленницы. Так, предаваясь самым изысканным утехам и порокам, знатные венецианцы коротали время до весны. Простой люд в это время также предпочитал веселиться. На городских площадях постоянно проходили шуточные состязания. Люди ловили зубами рыб в кадушках или соревновались в умении взбираться по намазанным салом шестам, проводили потешные бои, бросаясь друг в друга яйцами, а в морозные зимы, которые в те времена не были редкостью, катались на коньках и санках.


Все это веселье прекратилось с падением независимости республики. Новый правитель Венеции, австрийский император, в 1797 году запретил городу проводить большие праздники. Такого же мнения придерживался 150 лет спустя и диктатор Бенито Муссолини. Потом случилась война, и позорное поражение. А после разруха и медленное возвращение к нормальной жизни заняли все мысли венецианцев, им опять стало не до праздников.

Карнавал сегодня

Возродился Венецианский карнавал только в 1979 году. К тому моменту правительство Италии осознало, что подобный праздник обязательно привлечет к себе внимание общественности, а большое число туристов очень благотворно скажется на экономике страны. И они не просчитались, каждый год на карнавал в Венецию приезжает более полумиллиона туристов.


В конце 90-х годов карнавал получил свой гимн, написанный самим Пьером Карденом. Но, разумеется, участие великого кутюрье в праздненстве этим не ограничилось. Современный карнавал – это настоящая феерия с музыкой, танцами, фейерверками и дорогими роскошными костюмами. Многие богачи мира отдают модельерам целые состояния за возможность блеснуть в уникальном костюме Пьеро или Коломбины. А многие маски ручной работы смело можно причислить к произведениям искусства.


Простые люди также могут принять участие в карнавале и желающие это сделать, на протяжении многих месяцев самостоятельно готовят себе костюмы. Однако чаще всего туристы предпочитают смотреть на торжество со стороны или через объектив фотоаппарата. А посмотреть тут есть на что.

Парад Марий

Венецианский карнавал начинается с так называемого «Парада Марий». По легендам, в Х веке в городе существовала странная традиция – все свадьбы могли совершаться только один день в году. В этот день целая процессия невест шествовала по улицам города к церкви Сан Николо, где их ожидали будущие мужья.
Но в 943 году свершиться свадьбам помешали пираты, которые вероломно напали на процессию и похитили всех невест. Однако далеко уйти со своей добычей корсарам так и не удалось, разгневанные горожане напали на их корабль и вернули всех девиц на церемонию.


В память об этом случае в Венеции был заведен обычай праздновать одновременно 12 свадеб. Самые богатые и знатные женихи должны были связать себя узами брака с самыми красивыми, но бедными горожанками. При этом каждая из них должна была носить имя Мария.
При возрождении карнавала возродили и Парад Марий. И хотя теперь они не вступают в брак с самыми завидными женихами Венеции, попасть в число 12-ти участниц не так просто, все девушки проходят тщательный отбор. Сам парад открывает карнавал, а в его последний день, на площади Сан-Марко торжественно выбирают самую красивую «Марию» и коронуют ее.

Полет ангела и прочие развлечения

Полет ангела — одно из самых впечатляющих событий карнавала проходит в первое воскресенье праздника. Девушка одетая в красивое платье, как правило это победительница парада Марий прошлого года, совершает головокружительный полет на канате над площадью Сан-Марко. Он начинается с вершины стометровой кампанеллы и заканчивается у порога Дворца дожей.


Говорят, что эта традиция появилась еще в XV веке, когда один отчаянный акробат, одетый в костюм ангела, прошел по канату от собора Сан-Марко до Дворца дожей. Это зрелище привело горожан в восторг, и с тех пор повторялось каждый год, пока один из смельчаков не разбился насмерть. Это произошло в середине XVIII века, и в последующие годы ангел над Венецией больше не летал. Традицию возродили только в начале ХХI века, когда современные технологии позволили сделать полет безопасным, а зрелище еще более захватывающим.


В тот же день проходит и еще одно увлекательное мероприятие – красочная регата – своеобразный водный парад, когда по Гранд-Каналу в гондолах проплывают живописные группы, одетые в яркие исторические костюмы.


Все последующие дни весь город превращается в одну большую арену для выступления акробатов, музыкантов, танцоров и театральных коллективов.


В особняках аристократов в эти дни проходят грандиозные балы. Стать гостем такого бала теоритически может любой желающий, но стоит такое участие немалую сумму. Зато на самом балу, никто не спросит вас о знатности происхождения и любая «Золушка» сможет станцевать менуэт с представителем какой-нибудь аристократической семьи. Разумеется, что самым главным условием пребывания на балу служит маскарадный костюм и маска.


Еще в дни карнавала проходит большой конкурс масок. На суд авторитетного международного жюри представляются самые изысканные и оригинальные костюмы. Награды вручаются сразу в нескольких номинациях, а сама церемония проходит в заключительные дни карнавала и производит потрясающее впечатление.

Венецианский карнавал это удивительный праздник с богатым на события прошлым и счастливым будущим. И хотя венецианцы частенько ворчат, что он превратился в чисто коммерческое мероприятие, целиком и полностью созданное для развлечения туристов, они неправы. Удивительная атмосфера самого города, его архитектура и история, придают празднику неповторимое очарование. Поэтому карнавал в Венеции никогда не станет рядовым городским праздником, для этого он слишком изыскан и своеобразен.

Хотите окунуться в атмосферу безудержного веселья, получить огромный заряд бодрости и романтического настроения? Тогда отправляйтесь в Венецию в феврале. Этот романтичный уголок мира, изрезанный сетью каналов, с давних времен вдохновлял поэтов, музыкантов и писателей. Настоящим символом города является знаменитый Венецианский карнавал, который проводится как раз в начале февраля. Это самый старинный карнавал на планете. На Венецианском карнавале Вы сможете почувствовать себя изысканной куртизанкой, прекрасным принцем или Казановой, покоряющим сердца женщин.

В дни карнавала вся Венеция словно превращается в сплошные театральные подмостки с роскошными карнавальными костюмами, масками и тоннами конфетти. Венецианский карнавал длится в течение десяти дней и его апогей приходится на 14 февраля – День всех влюбленных. Поэтому так приятно поехать на Венецианский карнавал вместе с любимым человеком, ведь романтическая атмосфера праздника способствует любовным признаниям и искренним чувствам. А можно просто отправиться на карнавал в Венецию для того, чтобы забыть на время о своих повседневных делах и с головой окунуться в шумный праздник.

Из истории Венецианского карнавала

Считается, что карнавал как таковой родился именно в Венеции. Само слово «карнавал» происходит от латинского «carnis laxatio», что в дословном переводе означает «свободу для плоти», то есть возможность поесть мясных блюд перед началом Великого поста. По другой версии, слово «карнавал» относится к латинскому «carrus navalis» или «потешная колесница». Так в древние времена называли повозку-корабль, на которой во время праздников возили идолов плодородия.

Как бы то ни было, традиции празднования карнавалов восходят еще к римлянам. Они устраивали грандиозные пиршества в дни поклонения богу урожая и плодородия Сатурну для того, чтобы вернуть времена всеобщего равенства и благоденствия. В такие праздники огромная пропасть между рабом и его господином практически исчезала – рабы могли сидеть за одним столом с римскими вельможами и наслаждаться праздничной трапезой. Возможно, именно с тех времен пришли к нам и знаменитые карнавальные маски, дабы светские предрассудки не мешали безудержному веселью. Карнавальная маска позволяла скрыть истинный облик каждого человека, чтобы он мог делать все что угодно во время праздника, не задумываясь о последствиях.

Относительно даты празднования первого Венецианского карнавала историки расходятся во мнениях. Вероятно, первый карнавал в Венеции состоялся в 1094 году, когда Венецианская республика получила от Византии дома в Константинополе и различные привилегии, что обеспечило городу огромные преимущества в средиземноморской торговле. Празднование этого события стало первым Венецианским карнавалом.

Также существует версия о том, что карнавальные празднества впервые состоялись в 998 году. Тогда жители Венеции смогли вернуть целыми и невредимыми своих невест из пиратского плена. Весть о столь удачной развязке мгновенно разнеслась по городу и вылилась в народные праздничные гуляния. С конца XIII века Венецианский карнавал стал неотъемлемой частью жизни города. Его главной идеей стала возможность на короткое время забыть о светских и религиозных запретах и отпустить на волю свои желания. Богатые венецианские вельможи устраивали костюмированные балы и театральные постановки в своих роскошных дворцах. Простые же жители стекались на знаменитую площадь Сан-Марко, чтобы поучаствовать в народных гуляниях и поглазеть на представления с участием бойцовых собак, акробатов, танцоров и шутов.

Эпохой наивысшего расцвета Венецианского карнавала стал XVIII век, когда в город в поисках полного чувства свободы и романтики начали стекаться представители аристократии со всей Европы. Интерес к карнавальным празднествам настолько возрос, что теперь даже высокопоставленным особам не возбранялось участвовать в народных гуляниях и беспредельном веселье. Главными действующими лицами карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте, особого вида уличного театра – Арлекин, Пьеро, Панталоне и Коломбина. Именно в костюмы и маски, олицетворяющих этих героев, стали одеваться жители Венеции. Также возникла традиция в первый день карнавала спускать с колокольни над площадью Сан-Марко механическую голубку. Из нее на площадь сыпалось конфетти, что служило знаком для официального начала карнавала.

После того, как Италия была завоевана войсками Наполеона Бонапарта, праздничные карнавалы в Венеции были запрещены. И только в конце 70-х годов прошлого столетия было решено восстановить традицию празднования карнавала в феврале для того, чтобы привлечь в город туристов. Венецианский карнавал снова приобрел невиданный размах, и сегодня в дни этого праздника число приезжающих в Венецию людей становится больше, чем самих жителей города.

Празднование карнавала в Венеции

Уже за несколько недель до начала Венецианского карнавала в город съезжаются романтики и туристы со всех уголков мира. Предваряет карнавал старинный праздник «Festa delle Marie», который посвящен освобождению прекрасных венецианок из плена. От изысканного дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко проходит торжественное шествие с музыкой. На центральной же площади Венеции перед собравшимися предстают семь молодых и красивых жительниц города, семь Марий. В день официального открытия карнавала на все той же площади Сан-Марко устраивается грандиозное театральное представление, на площадь с колокольни обрушиваются тонны конфетти. В небо запускаются праздничные воздушные шары.

С открытием карнавала городские улицы, площади и мосты буквально начинают бурлить, туристы и жители Венеции смешиваются с праздничной толпой, одетой в неповторимые костюмы и маски. Город также наводняется уличными музыкантами, процессиями из оркестров и театров. В ресторанах и кафе вино начинает литься рекой, а на главных площадях устраиваются концерты и праздничные фейерверки.

Еще до начала карнавала торговцы выкладывают на прилавки разнообразные маски, карнавальные костюмы, колпаки и плащи, чтобы каждый желающий мог окунуться в атмосферу эту костюмированного представления. Венецианские маски по-прежнему являются неотъемлемой частью карнавального шоу. В старые времена маски помогали скрывать свою истинную личность и социальное положение. Кроме того, они оказывались очень полезными для романтически настроенных юношей и девушек, которые могли, совершенно не стесняясь, заводить знакомства друг с другом. И сегодня карнавальные маски сохраняют свою значимость, помогая туристам и жителям города проникнуться атмосферой безудержного веселья и романтики.

Распространенные маски Венецианского карнавала – это Арлекин, Коломбина, Педролино и другие персонажи итальянской комедии Дель Арте. Также в ходу классические маски, никак не связанные с театром. Например, элегантная и очень изысканная маска Венецианская Дама, в которой любили щеголять светские красавицы времен Тициана. Или страшная маска Доктора Чумы с длинным клювообразным носом. Такую маску надевали доктора, посещая больных во время бушевавших в Венеции эпидемий чумы. Нарядившись в длинный плащ из льняной материи и маску Доктора Чумы, Вы превратитесь в нечто похожее на зловещую птицу. Такие страшные маски никого во время Венецианского карнавала не пугают, наоборот, они придают празднику особое очарование.

Вообще, карнавал в Венеции представляет множество возможностей для перевоплощения. Вы можете облачиться в просто, недорогой карнавальный костюм с плащом, шляпой и маской или выбрать какой-нибудь роскошный костюм, являющийся сам по себе настоящим произведением искусства. Все карнавальные маски и костюмы сегодня изготавливают из легких материалов, поэтому они нисколько не мешают веселиться днями напролет.

В дни празднования карнавала в старинных дворцах Венеции проводятся разнообразные балы-маскарады, куда можно попасть, только приобретя заранее входной билет. Но даже если Вы не смогли попасть на один из эксклюзивных маскарадных балов, всегда есть возможность присоединиться к красочным костюмированным представлениям, устраиваемых на площадях и улицах Венеции. На целых десять дней Вам обеспечен настоящий фонтан веселья, в котором каждый человек забывает об условностях и повседневных правилах жизни, просто погружаясь в удивительную атмосферу праздника. Венецианский карнавал заканчивается церемонией сожжения чучела и народными гуляниями на площади Сан-Марко.

Венеция – это старинный итальянский город, который, как известно, с каждым годом неминуемо погружается в воды Адриатического моря. Пьянящий венецианский карнавал является, возможно, единственной возможностью посмотреть, как этот прекрасный город вновь оживает и подчиняется своим многовековым традициям. Поездка в Венецию в феврале позволит Вам погрузиться в атмосферу костюмированных представлений, романтики и веселья. Повеселиться, поучаствовать в карнавальных празднествах и получить море незабываемых впечатлений в одном из самых прекрасных уголков мира – что может быть лучше?

Венецианский карнавал уходит своими корнями в далекое языческое прошлое. Cамо слово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") — так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия. Другие утверждают, что слово "карнавал" означает — "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") — отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим Постом.

Стоит отметить, что прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания. Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала — рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Мы считаем, что отсюда и ведут своё происхождение венецианские карнавальные маски : дабы светские предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками. Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное — нисколько не задумываться о последствиях. На дни разгулья избирался лжекороль, который в конце сатурналий либо должен был покончить с собой, либо погибал от ножа, огня или петли. (жесткие нравы)

Венецианские карнавалы постепенно распространились по всему земному шару. Главными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и уравнять каждого на время празднества. На родине Венецианские маски приобрели такую популярность, что их стали носить постоянно. Стоит отметить, что почти все горожане предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала. Венеция - город относительно маленький, и соседям необязательно знать, куда ты ушел вечером или из какого дома выполз утром. Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения криминальных поступков. Такое положение дел, принудило церковь ограничить использование венецианских масок. Это привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.

На вопрос когда именно состоялся первый венецианский карнавал, так же существует множество версий. Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом. По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала , ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции. Весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко поучаствовать во всеобщем сабантуе и поглазеть на представление.

Сначала бойцовые собаки сражались с быками, а потом на залитую кровью площадь выбегали акробаты, шуты и танцоры, завершал представление пышный фейерверк. С течением времени венецианские маски , изначально копировавшие языческих богов плодородия, стали видоизменяться, отображая важнейшие события жизни горожан, а во время венецианских карнавалов отмечались самые громкие достижения венецианцев. Так, тему для многих последующих венецианских карнавалов дала великая победа Венецианской Республики в сражении с турками в 1571 году. Эхо того пиршества дожило и до наших дней, ведь и теперь в карнавальной толпе на Сан-Марко обязательно промелькнет пышный тюрбан или яркие широкие шаровары. В XVIII веке главными действующими лицами венецианского карнавала стали герои итальянской комедии Дель Арте: на улицах появились сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится лицом, или скорее маской карнавала. В то же время возникла и дожила до наших дней традиция в первый день карнавала спускать по канату над площадью Сан-Марко с колокольни механическую голубку - Коломбину, из которой сыпется конфетти. Правда, изначально над площадью пролетала девушка, пока однажды этот завораживающий полет не окончился трагедией. Дождь конфетти служит знаком официального начала карнавала. Сразу вслед за этим наступает время безудержного веселья.

XVIII век стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского карнавала за всю историю. Неудержимый дух флирта и измены, чувство полной свободы и ожидание волнующих приключений притягивали на этот маскарад аристократию со всей Европы. Слава и популярность карнавала были столь высоки, что даже высокопоставленные особы не считали зазорным инкогнито принять участие в беспредельном веселье. В дни карнавала все подчинялось венецианской маске. В масках не только веселились, но также ходили на службу и за покупками, в театры и на свидания. Маска отменяла все нормы поведения, и в карнавальные дни и ночи, когда католическая церковь стыдливо отводила свои взоры от венецианских улиц, не совершить под ее покровом грехопадения считалось плохим тоном. Даже женские монастыри превращались в те дни в танцевальные залы и заполнялись мужчинами в масках. Судя по исторических заметкам, венецианские монахини тех времен завивались, носили декольтированные платья, не закрывавшие стройных ног, а грудь прикрывали, лишь когда пели в церковном хоре. Почти каждая имела любовника, с которым тайно встречалась. А уж если таковы были нравы монахинь, то можно себе представить, что вытворяли в дни празднеств остальные участники карнавала. Захлебываясь от безудержного веселья венецианцы пытались снискать счастье и любовь, щедрой рукой спуская остатки материального благополучия, созданного за прошедшие века.

Так уж заведено, что за расцветом всегда приходит упадок. И даже венецианскому карнавалу не удалось избежать этой горькой участи . В 1797 году французские войска заняли Италию, и декретом Наполеона венецианские карнавалы были запрещены. Но Венеция не могла и не хотела навсегда проститься с праздником, который на протяжении нескольких веков являлся душой города. Как это ни странно, начало его возрождению положил банальный коммерческий расчет. После второй мировой войны Венеция стала одним из главных туристических центров Европы. В городе открылось множество новых гостиниц, кафе и ресторанов, но вскоре выяснилось, что почти всю зиму они простаивали. И вот в конце 70-х возникла идея возродить легендарный карнавал . В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять вспорхнул голубь.

С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять заполняет волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих венецианцев. Веселый и бесшабашный дух карнавала , без малого два века томившийся в забытьи, оказавшись на свободе, вновь стремительно набрал утраченную славу.

Карнавал длится десять дней и открывается средневековым праздником Festa delle Marie, посвященным освобождению прекрасных венецианок. Шествие проходит от дворца Сан-Пьетро до площади Сан-Марко, где перед зрителями предстают семь самых красивых и молодых жительниц города — семь Марий. Помимо традиционных увеселений, неотъемлемой частью венецианского карнавала является футбольный матч, который обычно проходит на пятый день веселья. Венецианцы уверены в том, что этот вид спорта родился именно в их городе, и устраивают в дни праздника настоящую реконструкцию средневекового футбола. Заканчивается карнавал сожжением чучела и всеобщими танцами на площади Сан-Марко. На следующий день город засыпает, чтобы через год вновь на десять дней взорваться фонтаном веселья и закружить своих гостей в бурном потоке карнавала.

Сегодня карнавал — явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни итальянского народа. Считается, что город медленно умирает, постепенно погружаясь в воды Адриатики. Потому царящее каждый год на венецианских карнавалах веселье выглядит едва ли не как пир во время чумы. Но с другой стороны, это красочное, пьянящее зрелище можно рассматривать и как признак того, что Венеция всё же жива и следует своим вековым традициям. В дни венецианских карнавалов Венеция напоминает прежний великий город: сюда приезжают тысячи жаждущих ценителей этого яркого действа со всего земного шара. Город одевается в праздничные наряды, маскируя свою древность. И хочется надеяться, что Венецианский карнавал вновь обретет свою былую славу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»