Скорочтение: как научиться быстро читать — методика, обучение, упражнения. Что такое скорочтение и как освоить этот навык

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Историки отмечают, что любое дело, за которое брался Теодор Рузвельт, он делал с огромным удовольствием. И с этим же удовольствием он читал. Рузвельт прослыл настоящим книжным червем, ведь он с невероятной скоростью буквально проглатывал книги. Его манера чтения полностью соответствует выражению «читать запоем». Президент успевал во время завтрака прочитать целую книгу. Вечером, если Рузвельта не отвлекали деловые встречи, он мог прочитать еще парочку томов. Такой же любовью пользовались газеты и журналы. Всего президент насчитал несколько десятков тысяч книг, которые он осилил за всю свою жизнь. Среди этого списка были сотни книг на других языках.

Не стоит думать, что Теодор Рузвельт обладал сверхспособностями. Единственная способность, которая позволила ему прочитать так много – это развитие скорочтения. Президент мог просмотреть за минуту 2-3 страницы. Причем он запоминал прочитанное, описывал важные моменты и детали, приводил цитаты.

Естественно, что техника скорочтения не прошла для его карьеры даром, она существенно помогла Рузвельту преумножить собственное влияние. Коммуникация с другими людьми легко удавалась ему, ведь президент мог поддержать любую тему. С учеными он мог спокойно обсуждать сложные научные теории, интеллигенция заслушивалась его рассказами о сюжетах произведений Оскара Уайльда, а с ковбоями он с вдохновением дискутировал на тему особенностей природы пустыни. Помимо чтения Теодор Рузвельт издавал свои труды, которых насчитывается около двух тысяч. Причем средства на издание он выделял сам.

Мы предлагаем вам несколько способов, которые помогут развить скорочтение и научиться быстро читать . Если вы хотите так же проглатывать книги, научиться читать как Теодор Рузвельт, то можете немедленно приступать к упражнениям.

  1. Когда дети учатся читать, они вслух произносят каждое слово. С годами эта привычка исчезает, но многие продолжают мысленно проговаривать предложения. Естественно, что темп речи снижается – чтение по скорости не превышает обычную речь. У мысленного проговаривания слов есть свое название – субвокализация. Некоторые люди даже могут шевелить губами во время чтения. От этой привычки достаточно сложно избавиться. Для начала старайтесь отключиться от проговаривания слов, увеличьте темп чтения. Если это не работает, то можно произносить звуки «А-Е-И-О-У», пока читаете. Или считать в уме. Эта методика позволяет научиться читать глазами, а не ртом. Тогда вы сможете существенно повысить скорость чтения.
  2. Многие люди в процессе чтения возвращаются назад, прочитывают слова по нескольку раз. Посмотрите, нет ли у вас такой особенности. Вы можете не осознавать этого, но постоянно в предложении возвращаетесь на 2-3 слова назад. У людей, которые обладают такой привычкой, в процессе чтения активно бегают глаза. Это значит, что они заново перечитывают одну и ту же строчку. Избавиться от этого поможет карандаш или палец. Просто водите по строчкам. Еще один нюанс – нужно водить быстрее, чем вы читаете. Это поможет избежать повторного прочтения, возвращения к предыдущим словам и предложениям.
  3. Техника скорочтения заключается в том, чтобы сразу прочитывать несколько слов, а не переходить от одного к другому. За это отвечает периферическое зрение. Ваш мозг в состоянии прочитать сразу несколько слов, не стоит его в этом ограничивать. Чтобы натренировать периферическое зрение необходимо выполнять специальное упражнение. Начертите две вертикальные параллельные линии в середине страницы. Расстояние между линиями должно быть около 7-8 см. Смотрите строго в область между линиями. Ваши глаза не должны двигаться за пределы этих границ. Но периферическое зрение способно захватить текст, расположенный за линиями. Если вы обладаете этим умением, то и темп чтения существенно возрастет. В тренировке скорочтения вам могут помочь газеты. Верстка газет включает колонки, ширина которых составляет около 5 см. С помощью газеты вы легко научитесь воспринимать текст блоками. Нужно стараться читать не каждое слово, а целую строчку. Если вы сможете овладеть этим навыком, то будете читать газетные новости за считанные секунды.
  4. Используйте веб-приложения. Сегодня существует довольно много бесплатных приложений, которые помогают тренировать глаза и научиться скорочтению. Они позволяются избавиться от привычки возвращаться к прочитанному, тренируют мозг воспринимать несколько слов целиком. Хорошее приложение – Spreeder. Пользователю нужно выбрать текст для чтения и загрузить его в приложение. Программа будет показывать по одному слову из этого отрывка. Скорость появления слов и их количество можно задать самостоятельно. Spreeder легко поможет вам избавиться от субвокализации и от привычки перечитывать слова.
  5. Человеческий мозг способен воспринимать информацию, даже если вы читаете в обратном порядке. Данная особенность используется для чтения «по диагонали». Эта техника скорочтения позволяет увеличить темп, но сохранить в голове всю информацию. Первую строчку текста нужно читать как обычно, а вторую уже просмотреть по диагонали к началу третьей. И так весь текст. При этом нельзя проговаривать слова, субвокализация здесь исключена. Обратите внимание, что при таком чтении информация будет запоминаться так же хорошо, как и при простом чтении. Эта удивительная особенность мозга позволяет проще справиться с многостраничными томами.
  6. В каждой статье, книге или тексте есть моменты, которые требуют повышенного внимания, а есть вещи, которые можно просто бегло просмотреть. Это знал и Рузвельт. Например, он писал своему сыну Кермиту, что романы Диккенса – это смесь второразрядных мелочей с действительно стоящими мыслями. Рузвельт меньше внимания уделял тому, что не считал важным, зато внимательно вчитывался в поистине серьезные мысли и описания. Эта методика может быть использована не только при прочтении Диккенса. Канцеляризмы и служебные слова можно пропустить, суть текста будет ясна и без них. Такая техника чтения сократит время на ознакомление с документом, но смысл при этом не потеряется.

Ориентация на ключевые слова

Перед началом чтения стоит просмотреть оглавление. Тогда вы сразу будете знать, о чем идет речь в каждой из глав. Это поможет вам лучше ориентироваться в прочитанном тексте. Мозг будет осознавать, на какие ключевые слова необходимо обратить внимание, поэтому чтение пройдет быстрее.

Мы ежедневно сталкиваемся с многобуквенными изданиями, документами и книгами, которые необходимо прочитать быстро и понять их суть. Но есть настоящие шедевры мира литературы, где не только смысл, но и построение предложений, лексика и средства художественной выразительности представляют собой произведение искусства. Такие книги нужно читать вдумчиво, смаковать каждое слово. Ведь именно от подобной литературы можно получить истинное удовольствие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Во время обучения быстрому чтению происходит тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов. Существует несколько упражнений которые помогут Вам научиться быстро читать .

Бытует мнение что детям вредно изучать скорочтение , докажу это на примере национальных меньшинств. Вероятно, вы замечали, что многие национальные меньшинства в США вместо того чтобы говорить Yes, сократили до Ya– видимо это произошло от того, что эти люди не обучались в школе, и не чувствуют глубинных корней слова. То же самое и со скорочтением. Для освоения навыков быстрого чтения необходимо научиться бегло читать.

Чтобы овладеть методом скорочтения , надо понять причины медленного традиционного чтения. Скорость большинства людей, использующих традиционный метод чтения, не превышает 500-750 знаков в минуту.

Почему так мало отзывов о курсах скорочтения?

Когда человек ищет информацию по той или иной методике расширения возможностей человека, то он, конечно же ищет отзывы. Однако, находит их подозрительно мало. Почему это происходит? Все дело в том, что среди занимающихся людей очень мало тех, кто действительно доходит до победного конца. Им просто нечего сказать. Другой класс людей не может просто напросто писать или стесняется. Этим и объясняется то, что отзывов по школам скорочтения не очень то и много.

Что такое чтение

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения - правильное запоминание цифр
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм - как избавиться от проговаривания текста во время чтения

Скорочтение – это быстрое и качественное усвоение информации. Сплошное чтение текста, обеспечивает качественное усвоение прочитанного.

Динамическое чтение - это набор способов, помогающих существенно увеличить скорость чтения человека без большой потери смысла.

Основные фишки быстрого чтения

  • Устранение, остановок, возвратных движений глаз, регрессии . При традиционном способе чтения очень распространены перечитывания, а это существенно замедляет скорость чтения и снижает понимания прочитанного текста.
  • Просмотровое чтение . Сканирование без фокусирования на кусках информации с малой значимостью.
  • Расширения поля зрения . Применяют специальные тренинги (например, таблица «Шульте»), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, нескольких абзацев. Благодаря широкому углу зрения, читатель за одну остановку взгляда, может охватить большее информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.
  • Подавление проговаривания текста - выработка другой стратегии восприятия текста:. Средний читатель уже имеет необходимые навыки визуального чтения. Например, сразу понимаются логотипы. Очень многие привычные словосочетания, воспринимаются образом. При этом следует знать, что непонятные слова следует читать декодируя слова в звуковые образы, то есть артикулировать текст.
  • Отработка привычки выделения основного смысла текста , пропускания мусорной информации и восприятия эффективной и полезной информации.

Человеческий мозг обладает большим потенциалом. Надо только включить определенный механизм чтобы активно задействовать мозговые способности. При традиционном чтении, воспринимаются буквы или два-три слова. Поле зрения у медленно читающих людей не очень невелико. При таком чтении читают не столько глазами, сколько "ушами и губами". Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. Предел пропускной способности речеслухового канала составляет 900 знаков в минуту.

Человеческий мозг может принять большее количество информации.

Как работают глаза человека

Глаза человека не смотрят неподвижно в одну точку (даже, если кажется, что глаза неподвижны). Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Интерес к чтению и скорость восприятия информации

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает главное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

Умение читать без озвучивания слов в может открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Просмотры: 1 172

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо быстро адаптироваться, а чтобы самому творить историю – развиваться нужно в два раза быстрее.

Перефразированные слова Королевы из книги «Алиса в Зазеркалье» как нельзя точнее описали отношения человек-информация в XXI веке.

Все чаще можно услышать о скорочтении, позволяющем прочитывать по книге в день, тем самым увеличивая собственную продуктивность. В этой статье поговорим о том, как научиться быстро читать .

Документально зафиксировано, что скорость чтения прототипа главного героя фильма «Человек дождя» — знаменитого Ким Пика — была 10 000 слов в минуту. Своеобразный природный сбой, а именно врожденный порок головного мозга, позволил развиться столь феноменальным способностям, однако, существуют методики для освоения подобной техники.

Навык скорочтения известен давно, в разное время им обладали многие знаменитые политики и писатели: Т. Рузвельт, Дж. Кеннеди, А. Пушкин, М. Горький, В. Ленин. Все они знали, как научиться быстро читать.

Чем отличается чтение от скорочтения

Скорость чтения среднестатистического взрослого человека — 150-300 слов в минуту. Процесс таков: происходит фокусировка взгляда на группе слов, затем скачкообразным движением перемещается на следующую группу, через несколько подобных скачков взгляд замирает для осмысления прочитанного. Такие движения называются саккадами и отнимают в среднем 0,5 секунды.

Скорочтение – это способность быстрого прочтения текста при использовании особых техник, повышающих скорость в 3-10 раз.

Техники скорочтения

  • Слежение за текстом.
    Одна из старейших и проверенных техник. Ее суть сводится к необходимости водить по строчкам указателем (палец, линейка) для большей концентрации. В усложненном варианте слежение за текстом предполагает поиск ключевых слов, что ускоряет процесс прочтения.
  • Чтение без остановки.
    Суть метода заключается в подавлении саккад и регулярных пауз для экономии времени. Однако, этот подход значительно снижает восприимчивость материала, так как именно наличие саккад дает возможность мозгу осознать и запомнить прочитанное.
  • Чтение «по диагонали».
    К этому методу относятся техники чтения «зигзагами» и «одним взглядом».
  • Суть техник заключается в выхватывании отдельных значимых слов и использовании периферийного зрения.
  • Ученые утверждают, что периферийное зрение не позволяет адекватно распознавать и воспринимать текст, а так как большая часть текста попадает именно в эту зону, то информация теряется, что вряд ли можно назвать реальным чтением.
  • Тем не менее, этот метод работает в случае повторения материала, который уже был прочтен и усвоен.
  • Быстрое последовательное визуальное предъявление.
    Самый современный способ с использованием техники. Его суть заключается в выводе на экран устройства текста по одному слову на определенной скорости с выравниванием по центру. Взгляд фокусируется на одной точке, не тратится время на саккады, что экономит время читающего.
  • У метода есть свои минусы: все слова выводятся на экран с одинаковой скоростью. При обычном чтении скорость прочтения знакомых слов выше, чем у незнакомых, которые дополнительно осмысливаются и запоминаются.
  • Подавление субвокализации
    Субвокализация – это проговаривание текста про себя при чтении. На внутреннее повторение уходит время, поэтому метод призван подавить желание проговорить прочитанное и настроиться на чтение глазами. Однако, подавление субвокализации ведет к ухудшению понимания и осмысления прочитанного. Также доказано, что избавиться полностью от проговаривания невозможно – мозг не способен обойтись без субвокализации, даже те, кто использует методику чтения «по диагонали», мысленно проговаривают ключевые слова.

За что критикуют техники скорочтения

Вопрос как быстро научиться читать в наше время крайне популярный и обсуждаемый. Есть как сторонники, так и критики. Практически любая перечисленная здесь методика связана с отсеиванием лишней информации, а не с увеличением скорости прочтения. Это приводит к поверхностному чтению, за что крайне резко критикуется учеными.

Скорочтение эффективно для деловой и технической литературы, целью которых является получение информации и данных и не требуется погружение в текст.

Художественная литература воздействует на воображение читателя, его чувства, что делает скорочтение неэффективной методикой, ведь исчезает эффект «проживания» материала, остается лишь техника.

При освоении скорочтения стоит осознавать, что все техники имеют свои плюсы и минусы, «проглатывая» по книге в день можно потеряться в разнообразии, но подобный навык точно не будет лишним.

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.


На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.


Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.


Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.


Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.


В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»