Описание опыта работы воспитателя. Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Светлана Рязанова
Описание опыта работы воспитателя

Как сказал Сухомлинский Василий Александрович :

Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек,

не может стать настоящим воспитателем ,

и среди этих качеств на первом месте

Умение проникнуть в духовный мир ребёнка. "

На мой взгляд – это достаточно четкое определение моего стиля работы .

В чем же заключается секрет успеха Воспитателя ? Наверное, в особенности отношения к окружающему миру и к самому себе. Стремление к сотрудничеству с воспитанниками , родителями, коллегами. Но самый главный секрет, на мой взгляд, – это умение видеть в каждом ребенке личность и принимать его таким, какой он есть на самом деле. Проще говоря, все обучение и воспитание может строиться только на любви к детям, к своему делу.

Еще в работе воспитателя необходимы находчивость и смекалка.

Что мне надо для работы –

Это ручки и блокноты, это мячики и ноты,

Это кнопки и расчески, это книги и шнуровки,

Дрель, шурупы и ножовка, много тряпочек, перловка,

Клей, конструктор, микроскоп – даже проволоки моток.

Это все мне пригодится для успешного проекта,

по развитию детей.

Даже баночка сгодится для новейшего объекта,

Для развлечению гостей.

Я могу сломать, построить, передвинуть и скроить,

Сфантазировать, сформулировать, все вскопать и все отрыть.

Ценит мой работодатель мое рвенье и запал ,

Ведь я просто – воспитатель , ну а в группе – генерал!

Все это способствует интересному, познавательному и динамичному учебному процессу, а если говорить современным языком, то системно - деятельностному подходу в работе с детьми . Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Для этого я создаю Предметно - развивающую среду с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников .

Среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта . Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. В моей группе каждый ребенок найдет себе дело по душе.

В своей работе я способствую сохранению физического здоровья детей, используя различные средства и приемы (игры, пособия, дидактические материалы) . Для этого созданы все условия.

Когда мы говорим о системно - деятельностном подходе в работе с детьми прежде всего я должна сказать о проектном методе, который широко применяю как при непосредственной образовательной деятельности, так и при работе с родителями . Проекты бывают тематические, краткосрочные и долгосрочные, с привлечением родителей и гостей.

Не могу промолчать о Интегрированном подходе к непрерывной образовательной деятельности. (совместной, организованной, самостоятельной) . Например, моя любимая театрализованная деятельность может легко совмещаться с художественно – эстетическим развитием, развитием речи, декоративно – прикладным развитием, с учетом индивидуального подхода к детям.

Коллективная работа – одно из средств социализации ребенка в коллективе, развитию у него общечеловеческих ценностей (доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие) .

В своей работе я широко использую ИКТ. Это замечательное средство познания мира. Применяется на непосредственной образовательной деятельности, так и во время праздников и семейных посиделок. Это неоценимая вещь, стирающая все грани невозможного! Огромный простор, позволяющий показать детям, многие скрытые ранее вещи.

Используя продуктивную деятельность детей делает предметно – пространственную среду в группе более значимой для ребенка. И потому, в своей многоплановой работе с детьми , я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности, используя ее в играх (режиссерских, авторских) .

Если говорить о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я использую в работе : индивидуальный подход к каждому ребенку. С учетом его потребностей, возможностей, физического и психического развития.

Особое внимание уделяю эмоциональной комфортности каждого ребенка. Я создала для каждого ребенка альбомчик, который называется "Мои достижения" или «Дневники успеха» , в который дети собирают свои наклейки, звездочки и медальки за : хорошие поступки, правильные ответы, за выступления на праздниках и за все, что только может сделать ребенок в детском саду! Дети очень любят и гордятся своими достижениями! Я считаю, что эмоциональная комфортность ребенка имеет большое значения для развития успешной личности.

Так же в раздевалке созданы условия для сохранности детских работ , папки с файлами, под названием «Мой вернисаж» . Работы собираются за все время, проведенное ребенком в детском саду. Находятся в свободном доступе для родителей и детей.

Я собираю портфолио на каждого своего воспитанника , что позволяет мне более внимательно отнестись к каждому и добиться более высоких результатов. В портфолио добавляются грамоты и благодарности за участие детей и родителей в праздниках и проектах, в открытых мероприятиях и выставках как внутри детского сада, так и вне его. Эти документы находятся в доступе для родителей, и они могут самостоятельно проследить за успехами своего ребенка, развивая в нем чувство успешности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Я разработала много игр и пособий для детей, по зонам развития с учетом требования ФГОСДО : Этих игр 37. Каждый ребенок может найти себе занятие по интересам. Это позволяет формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности.

Говоря о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я работаю над УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ. Приобщаю детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Это не только посещение районных памятников и музеев.

Я использую продуктивную деятельность детей при изготовлении листовок для микрорайона с поздравлениями. Созданием стен газет детьми и родителями к праздникам для библиотеки и др. обществ. организаций. Так же мои дети участвовали в селфи проект «Стоп – кадр» к 70 летию победы. Работы готовили родители .

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ ПОМОГАЕТ : сотрудничество с социальными учреждениями. Это районная библиотека, где дети не только знакомятся с литературными произведениями, но и учатся общаться, чувствовать свою значимость в коллективе; сотрудничество с Благотворительным фондом «Старость в радость» и с Домом ребенка №13. Это учит детей Состраданию, сопереживанию, желание помочь, у детей развиваются нравственные качества.

Мое Сотрудничество с родителями - это особая тема. В начале пути каждого человека рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Для просвещения родителей мною создана большая подборка информационного материала. Родители могут получить рекомендации по интересующим их вопросам. Особое внимание уделяется направленности группы – целиакия. Я подобрала методические рекомендации, подборку рецептов и информацию о медицинских центрах, занимающихся этой проблемой.

Особое внимание хочется уделить «Семейным гостиным» , которые я провожу регулярно с родителями и детьми. В налаживании контактов с детьми важно, чтобы родители и воспитатели были союзниками . Мои «семейные гостиные» очень хорошо способствуют этому. Родители наблюдают за детьми и играют с ними, а я делаю выводы, даю рекомендации и советы. При необходимости обращаюсь к специалистам.

Также для родителей и детей я провожу мастер классы. Цель моей работы на мастер классах не только познакомить с методами, приемами и техниками работы с детьми . Главное - дать возможность трудиться вместе, побыть вместе, занимаясь одним общим делом. Ведь все мы знаем – что совместный труд –объединяет! это должно укрепить связи в семье, а я могу сделать выводы о психологической обстановке в семье…

Использование интернет - ресурсов - создана группа в соц сетях. Для дистанционного общения с родителями.

Я Делюсь опытом своей работы . Провожу Мастер - классы для коллег – педагогов в районе, в городе и для творческой группы АППО. Была участником Пятой культурно – оздоровительной выставки «Тотоша. Здоровое развитие» . На известных интернет – порталах выставляю Печатные работы . И маам. ру и нс портал. Являюсь наставником молодых специалистов.

Активно занимаюсь Общественной работой в своем детском саду. Участвую не только в праздниках, ПРОЕКТАХ И РАЗРАБОТКЕ ПРоГРАММ , но и при посадке растений на территории детского сада. Имею благодарности и сертификаты за участие в конкурсах.

И ещё немного поэзии Про себя….

В моей работе много позитива ,

Улыбок и звонкого смеха детей

И в этом есть большая перспектива

Для всех моих задумок и страстей.

Хочу творить – но я не поэтесса,

Хочу прекрасной быть –

Но я же не принцесса.

Хочу летать – но я не испытатель,

Я просто очень мудрый воспитатель .

Ценю детей, люблю их не шутя,

И не браню их за ошибки сгоряча.

Хочу, чтобы в воспитаннике каждом ,

Развилось, сохранилось, сбереглось

Все то, что для любого очень важно,

И нам всем, как награда – воздалось.

Ведь дети – это наше продолжение,

Наш смысл жизни, стимул и душа.

Какими они будут, без сомнения,

От нас зависит - говорю Вам не шутя.

Спасибо за внимание.

Описание педагогического опыта воспитателя Подгорновой Л.С.

Тема : «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Они избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я, как педагог, решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Я, как воспитатель, формирую социальные умения и навыки будущего дошкольника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:
1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Я, воспитатель, привыкла к демократическому стилю общения с детьми, советуюсь с ними, беседую по душам на разные темы. Мои воспитанники доверяют мне и с удовольствием вместе со мной играют и общаются.
2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, строю Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.
3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечаю с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаю в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.
4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, я тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы организованной образовательной деятельности. При планировании использую виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде группы, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

3. Теоретическая база опыта.
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.
Исследования З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельность в игре.
По словам Г.К. Селевко: «… игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня непосредственно образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.
Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.
Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1.Родительские собрания;
2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»
3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»
4.Индивидуальные консультации, рекомендации;
5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
6.Индивидуальная работа с детьми
7.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

5. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

8. Наглядное приложение
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «В магазин за подарками» в средней группе

Цель игры : формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с социальной действительностью.

Закреплять представления детей о профессии водителя, кондуктора, продавца.
Закреплять правила поведения в общественных местах (транспорт, магазин).
Развивающие: Развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого.
Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель».

Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Воспитание у детей уважение к труду водителя и контролёра.

Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание картин, иллюстраций с изображением транспорта, шофера в автобусе, наблюдение за транспортом, создание игровой обстановки «Мы едим,едим!»
Чтение художественной литературы: И.Павлова «На машине», Б.Житкова «Светофор».
Материал: Игрушки, пакеты, кошельки с фантиками, руль, сумка с билетами для кондуктора, касса.
Ход игры.
Дети входят в зал.
Воспитатель . Здравствуйте, мои друзья!
Этой встрече рада я.
До чего же, малыши,
Вы нарядны, хороши!

Воспитатель: Дети, вы любите праздники?
Дети : Да.

Воспитатель: А какой праздник вы ждете (любите) больше всего?
Дети: Новый год.
-Воспитатель: Я тоже люблю Новый год, когда пахнет елкой и мандаринами.

-Воспитатель: Почему (за что) вы любите Новый год? Чем вам нравится этот праздник?
Дети: ответы детей.

-Воспитатель: Дедушка Мороз дарит подарки, все друг друга поздравляют и готовят подарки для родных и знакомых. Я тоже люблю получать подарки, ведь это так приятно, а еще мне нравится дарить подарки.

-Воспитатель: А вы любите дарить подарки?
Дети : Да.
Воспитатель: Дети, в преддверии нового года в нашем городе открылся новый магазин игрушек. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких.
Дети, давайте посетим новый магазин и купим подарки к Новому году для своих родных и знакомых.
Воспитатель : Дети, а что мы возьмем с собой в магазин? (подвести к тому, что необходимо взять деньги, воспитатель раздает деньги (фантики).
Воспитатель : Магазин находится далеко, на соседней улице. А нам чем мы сможем доехать до магазина?
Дети: Машине, автобусе.
Воспитатель: Предлагаю поехать нам на автобусе, потому что нас много. Где взять нам автобус?
Дети: Построить.
Воспитатель: Хорошая идея из чего будем строить?
Дети: Из стульчиков.
Воспитатель: Стульчики будут вместо сидений?
Строительство автобуса.
Воспитатель: Вот мы с вами построили автобус, чтобы нам поехать на автобусе, нужно выбрать водителя.
Воспитатель: Кто будет водителем? (мальчик получает руль).
А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами).
При посадке в автобус воспитатель напоминает правила поведения, мальчик пропускает девочку. Кондуктор дает билеты пассажирам.
Воспитатель: Давайте,дети, мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.
Дети: Надо пристегнуть ремни, нельзя шуметь, баловаться, надо внимательно слушать контролёра, когда она объявляет остановку.
Воспитатель: К путешествию все готовы занимаем свои места.
Водитель автобуса – Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.
Под музыкальное сопровождение автобус отправляется.
Звучит музыка «Мы сидим в автобусе…»
При выходе из автобуса, воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в магазин. Вспомним правила поведения в магазине.
На стеллажах расставлены разнообразные игрушки.
Воспитатель: Дети, проходите к витрине, рассмотрите игрушки.

Воспитатель. Я буду продавцом, а вы покупатели, занимайте очередь.

Воспитатель-продавец: Уважаемые покупатели, мы рады вас обслужить в нашем магазине.
Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку), что вам предложить (показать)? Для кого вы выбираете подарок? (воспитатель предлагает разнообразный товар).
После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.
Воспитатель. Дети, я тоже хочу купить подарок для своей подруги, кто сможет меня подменить, пока я выбираю подарок?
Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».
После того, как все купили подарки, воспитатель благодарит «продавца» за помощь.
Дети выходят из магазина. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Что необходимо для того, чтобы ребёнок рос умным, любознательным, сообразительным? Необходимо прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Возраст трех лет для ребенка является тем рубежом, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок постепенно начинает отделять себя от взрослых людей и вступает уже в более самостоятельную жизнь. К трем годам малыш уже многое понимает, знает и умеет, стремится узнать больше и больше. Задача взрослого - помочь ему в этом. Знакомство с окружающими его предметами – главное в умственном развитии дошкольников. Форма, цвет, величина, расположение в пространстве, передвижение окружающих предметов - все то, что увлекает ребёнка.
Предлагаемые детям игры-занятия для этого возраста строятся преимущественно на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по форме, цвету, величине, а также находить среди них одинаковые, полезны для восприятия. Взрослому иногда при этом совсем не требуется обращать внимание на иные важные особенности предметов (например, на их свойства, назначения). В случае возникновения затруднений в малыша, необходимо ему помочь.
Организуя игры с ребёнком, необходимо внимательно присматриваться к нему, оценивать его индивидуальные особенности. Так, например, если малыш быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные. В том случае, если у него возникают затруднения, лучше подольше задержаться на более простых. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его ровесники.
Не стоит забывать, что важно не только научить ребёнка определенным знаниям и навыкам, но и сформировать умение отстаивать своё решение, вселить в него уверенность в себе. Отдельное внимание необходимо уделить выполнению творческих заданий, т.к. они обычно имеют несколько решений. Также нужно научить малыша принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Здесь необходимо учитывать индивидуальные черты ребёнка: если он достаточно смел, уверен в себе, то можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Но если малыш нерешителен, застенчив, лучше сначала поддержать его любую инициативу, подбодрить. Если малыш старается очень быстро менять задания, в этом случае необходимо увлечь его заданием, научить находить в нем новые детали, обогащая знакомое новым содержанием. Если же выполняя игровое задание, ребёнок останавливается на мельчайших деталях, тем самым не двигаясь вперёд, нужно помочь ему оставить лишнее и выбрать один вариант, поупражняться в умении плавно переходить от одной идеи к другой, что немаловажно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, не забывайте, что действия малыша только лишь начинают становиться целенаправленными. Ему ещё трудно твердо следовать намеченной цели и он легко отвлекается, переходя от одного занятия к другому, т.к. у детей быстро наступает утомление. Ребёнок может сосредоточить внимание одновременно только на маленьком количестве предметов. Когда ребёнок видит новые и яркие предметы у него легко появляется интерес, но он также легко и быстро может пропасть. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
1. не стоит давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми вы планируете проводить игры, чтобы у ребенка не пропал интерес к ним.
2. во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
3. пусть игры будут совсем короткими (5 минут вполне достаточно) довольно простыми. Но всегда добивайтесь того, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого можно сменить игру на новую. Вы сразу заметите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это другими детьми и со взрослым. Именно в игре малыш учится радоваться успеху товарища, стойко переносит свои неудачи. Поддержка, доброжелательность, радостная обстановка, фантазии и выдумки - только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать веселее и добрее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Развивающие игры для детей старшей группы
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы
Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если два больше одного, то один... (меньше двух).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы» .
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель:
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает...».
Цель : развивать логическое мышление.
Описание : предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
- Что бывает длинным (коротким)?




Г. курсы по программе «Радуга»; 2. Участие в семинарах МДОУ города; 3. Участие в семинарах МДОУ 24, 27 г. Зеленогорска; 4.Самообразование: а) работа с методической литературой; б) изучение опыта других педагогов МДОУ, города. 5. Обмен опыта работы с педагогами МДОУ города: а) взаимопосещение мастер – классов, семинаров; б) сетевое взаимодействие г. курсы «Основы информационных технологий». Условия становления опыта:




Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через театрализованную деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованная деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.




Цель: Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность. Задачи: Изучить методическую литературу по данной теме; Создать развивающую среду; Подобрать картотеку игр – диалогов по театрализации; Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи; Познакомить родителей с методикой обучения речевому творчеству.


Для успешного развития детской творческой активности в театрализации необходимы условия: Предметно – пространственная среда (наличие соответствующего оборудования для всех видов театрализованной деятельности); Дидактическое обеспечение; Методическое обеспечение; Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений; Регулярное проведение занятий и постоянство участия каждого ребёнка в различных видах, формах театрализованной деятельности; Активная позиция родителей.








«Колобок» (Пальчиковый театр) Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с воспитателем, он овладевает ценными навыками общения.Обыгрывание различных ситуаций с куклами развивает репродуктивное воображение ребёнка.




«Курочка ряба» (Кукольный театр) Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах появляются радостные искорки, слышится весёлый смех, их сердца наполняет радость от предвкушения чуда. Ведь оживший персонаж в умелых руках – это действительно маленькое чудо, которое рождается на наших глазах.




Для малышей моей группы самый простой и доступный театр – это настольный театр кукол. Дети с большим интересом играют куклами настольного театра. В настольном театре фантазия не ограничивается, главное, чтобы куклы устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.










Театр шапочек Шапочки зверей дети используют в свободной деятельности. Малыши с радостью надевают шапочки. Это побуждает их изображать, с помощью жестов, изменения походки, повадки знакомых животных. Свой новый образ дети дополняют голосом, проговаривая звуки изображаемых животных.









-А. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников» «Просвещение» 1991г. -Е. Соловьёва «Кукольный театр» «Ребёнок в детском саду» 2002г. -И. Зимина «Театр и театрализованные игры в детском саду» «Дошкольное воспитание» 2005г. -М. Маханёва «Театрализованная деятельность дошкольников» «Дошкольное воспитание» 1999г. -Н. Ф. Сорокина «Играем в куколный театр» АРКТИ 2002г. -Т. Н. Доронова программа «Радуга». Научно – теоретическое обоснование опыта:


СОЗДАЛА: - РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ (РАЗНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРА); - КАРТОТЕКУ ИГР – ДИАЛОГОВ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ; - ФОТОАЛЬБОМ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - СИСТЕМАТИЗИРОВАЛА МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗРАБОТАЛА: - ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. Результаты деятельности педагога




Обучение детей умениям и навыкам в театрально – игровой деятельности стимулирует речевую активность детей и обеспечивает высокий уровень развития речевых способностей (развивается морфологическая сторона речи, совершенствуется синтаксический строй речи). (Дошкольное воспитание г «Театральные занятия в детском саду») Общая оценка результатов театрально – игровой деятельности детей 3 – 4 лет

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и сверстниками.

Основной целью работы для меня — совершенствование речевого развития воспитанников.

Задачи, которые были поставлены перед собой, для решения этого вопроса, следующие:

1.​ Создание речевой среды, которая дает образцы языка.

2.​ Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).

3.​ Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

Речевой средой в раннем возрасте является прежде всего речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.

Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т.е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.

Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключенные в наиболее ритмичных песенках. И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха.

Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнешь перебирать один пальчик малыша за другим, соединяя их и приговаривая: «Пальчик — мальчик…», дети уже ждут момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел». При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками — «пляшут» все мальчики, все «братцы». Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность.

Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные действия и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребенка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов. Так, при умывании ребенка, согласовываю свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…» и малыш со временем начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.

В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. В раннем возрасте они еще не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что начинать обучать этому самое время. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.

Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. С учётом специфики возраста детей и рекомендаций «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой) мною оформлена подборка авторских и фольклорных произведений, наиболее часто используемых в работе с детьми раннего возраста.

Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными дает возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А. Кольцова «дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи черные…» помогли малышам заметить нависшие над землей тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому — что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко — ведрышко…», стихотворением А. Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям «встать в кружок, завертеться, как снежок». Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений.

Развитию речевой активности малышей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных, например: «Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)? Кто поёт «ку-ка-ре-ку»?» и т.д. Их сочетаю с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и тому подобное. Этот прием мы используем как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных — названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения (летает, бегает и т.д.), способы питания (клюёт, лакает), голосовые реакции (мяукает, летает).

В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой и это способствует развитию речи детей. Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку «Сорока — белобока», а затем ее вариант «Сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю. Васнецова: на первом рисунке сорока варит кашу, на другом — зовет к себе гостей, на третьем — «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. В начале показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешки, дети проговаривают названия животных.

Сказка «Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елисеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник.

По мере усвоения малышами навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала все чаще предоставлять детям возможность самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображен на нем.

С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года, стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию (например: «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, «Цыпленок» К. Чуковского с рассказом «Курочка» Е. Чарушина).

Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.

Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра. Перед инсценированием даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок» и другие. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, я сначала предлагаю увидеть в театре игрушек.

Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени, когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений. Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорит. То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.

Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им «Примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома. Оформила папки-передвижки по темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей», «Формирование выразительности речи младшего дошкольника», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу. Особое внимание уделила беседам с родителями детей с задержкой речевого развития.

Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитии у наших воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении со взрослым и детьми.

В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей: расширению словаря, развитию потребности в общении посредством речи.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск

Консультация для педагогов

«Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного учреждения»

Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения

Умение обобщать и представлять опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. В помощь воспитателю предложена структура описания опыта работы, критерии и показатели для его самооценки. Даны общие рекомендации и практические советы к обобщению и презентации педагогического опыта.

Ключевые слова : профессиональная компетентность, профессиональное самообразование воспитателя, обобщение и презентация опыта работы, статья по материалам опыта работы, профессиональное периодическое издание .

Профессиональная компетентность воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения определяется его умелостью профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. В самом общем виде группы профессиональных задач выглядят следующим образом:

    видеть ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (диагностические задачи);

    строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования (проектировочные задачи);

    устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами дошкольного образовательного учреждения (задачи профессионального взаимодействия);

    создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

    проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Профессиональное самообразование педагога - это непрерывный

процесс, который помогает воспитателю уверенно обобщать свой профессиональный опыт. Умение обобщать, презентовать и тиражировать опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения. Следует признать, что умение обобщать и презентовать опыт работы - это задача, к решению которой будущего воспитателя не готовит ни педагогическое училище, ни колледж, ни университет, ни центры повышения квалификации, ни научно - методические центры. Вместе с тем, требования к умению воспитателя накапливать, систематизировать и обобщать опыт работы, создавать инновационные педагогические продукты, осуществлять исследовательскую работу ежегодно повышаются.

Решить обозначенную проблему воспитателю помогает организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении и сотрудничество с научным консультантом, но подобная работа ведется не в каждом детском саду. Активизируют и стимулируют воспитателей к обобщению опыта работы конкурсы профессиональных достижений «Воспитатель года», «Лучший по профессии», «Знак качества» и т.п. Но не каждый воспитатель готов к подобным испытаниям, не каждый в состоянии в рамках предъявляемых требований грамотно обобщить и представить свою работу, продемонстрировать целостность подхода в воплощении идеи.

Прежде всего, определимся с требованиями к обобщению и презентации опыта работы воспитателя и прокомментируем их.

1. Актуальность педагогического опыта. Раскрывается необходимость, степень важности решения проблемы для дошкольного образовательного учреждения (системы

дошкольного образования) предложенными педагогическими средствами, босновывается современность подходов к решению затронутой проблемы, инновационность опыта (что нового он привносит в практику работы воспитателя, дошкольного образовательного учреждения).

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование . Раскрывается основной замысел работы: ее ключевая идея, иными словами - «изюминка», новизна предложенного педагогического подхода и т.п. Используйте для этого простые, не наукообразные формулировки.

Прежде, чем описывать свой опыт, попробуйте одним предложением ответить на вопрос «Чему посвящена ваша работа? О чем она?». Если вы можете ответить на этот вопрос, значит, опыт действительно удался. Всякий опыт имеет теоретическое обоснование, это ведущие концепции, теории и научно-методические посылы, которые развивают вашу идею, позволяют ей быть объективной и правильной. Определиться с теоретическими основами (предпосылками) вашей идеи поможет ознакомление с соответствующей литературой. Читая ее, выделяй те главное по смыслу и содержанию, попробуйте выделенное пересказать своими словами, как будто вы переводите теорию на язык практики, интерпретируйте (объясняйте сами себе) прочитанное. Основополагающие теоретические идеи вашего педагогического опыта постарайтесь кратко (тезисно) представить до изложения вашей технологии, методики, совокупности способов и приемов работы с детьми.

В качестве примера рассмотрим краткое теоретическое обоснование педагогической технологии развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музыки.

1. Сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета.

Игровой сюжет - это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях,

эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности,

что в полной мере отражается в его играх.

2. Умения сюжетосложения - это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии - это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия. Уже в играх детей пятого года жизни обнаруживаются умения простейшего сюжетосложения, ребенок начинает игру с проговаривания: во что он сейчас будет играть, кем будет в игре, что будет делать.

3. В играх старших дошкольников ясно прослеживается замысел, сюжет, усложнение игрового содержания. Оно основывается на развитии определенных отношений между участниками игры. Общая сюжетная линия вырабатывается детьми по ходу игры посредством пошагового планирования, т.е. в общении друг с другом дети определяют игровые действия партнеров. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, для создания которых ребенок использует различные выразительные средства (речь, движение, мимика, позы и жесты), игровые атрибуты, выражает отношение к исполняемой роли.

4. Эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

5. Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как эмоциональна, образна, подвижна и поэтому привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре. Обогащать сюжеты детских игр в первую очередь будет музыка, которая соответствует таким критериям, как художественность, образность, богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения.

6. Обогащение сюжетов игр детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки будет происходить эффективнее, если воспитатель использует соответствующий музыкальный репертуар, создает в группе интегративную музыкально-игровую среду, организует разные формы совместной деятельности с детьми по слушанию музыки и игр в нее в педагогическом процессе детского сада.

3. Цель и задачи, которые решает воспитатель в ходе своей работы. Цель всегда шире, чем задачи. Задачи конкретизируют цель, определяют, что вы будете делать на пути достижения цели. Цель - это тот результат, к которому вы стремитесь, реализуя опыт своей работы. Поэтому, подводя итоги опыта, обратитесь еще раз к цели, сравните, тот ли результат получен вами.

4. Этапы накопления и систематизации опыта.

1-й этап - предварительный или подготовительный. Описывается работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Например, разработка игр-этюдов или игр-экспериментирований здоровьесберегающего характера, создание банка дидактических игр или разработка сюжетно-ролевых игр, создание игровой предметно-развивающей среды и прочего, необходимых для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей.

Практическим результатом на этом этапе являются картотека игр, конспекты проблемных ситуаций, примеры ситуационных задач, конспекты занятий или бесед с детьми, поисковой, исследовательской деятельности и др. (они могут быть вынесены в приложения). Описываются изменения, произошедшие в предметно-развивающей среде, каким образом она изменилась, что добавилось и т.п.

2-этап - внедренческий или этап внедрения. Описывается логика реализации опыта, т.е. последовательность действий воспитателя по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций в жизнь ребенка. Например: репродуктивное обучение детей культурно-гигиеническим умениям и навыкам → развитие навыка и закрепление его в разных видах детской деятельности → закрепление навыка в самостоятельной деятельности (перенос в игровые и манипулятивные действия). Описывается, как включены игры-этюды, игры-экспериментирования, дидактические и сюжетно-ролевые игры в каждый из этих этапов, как используются воспитателем на занятиях, в режимных моментах, в самых разных видах детской деятельности, в самостоятельной деятельности.

Приводятся примеры из опыта работы, фрагменты профессиональной деятельности в определенной, уже описанной последовательности.

5. Приложения . Содержат разработки игр, циклов игровых ситуаций, картотеки ситуационных задач, планирование работы на год, подробные конспекты занятий, бесед, игр с детьми, фотографии и прочие материалы, иллюстрирующие опыт работы воспитателя.

Критерии и показатели для самооценки обобщенного опыта работы и качества его презентации

Теоретическая

обоснованность

– Актуальность (необходимость внедрения опыта);

– целесообразность выбранной формы опыта работы (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

– Оригинальность инновационных подходов;

– влияние опыта на изменение целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности

Практическая

значимость

– Оптимизация методического обеспечения образовательного процесса при внедрении опыта;

– влияние используемых методов, способов и средств реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов;

– влияние опыта на развитие системы образования города, развитие

районной системы образования, на развитие образовательного процесса в образовательном учреждении

Технологичность

– Технология реализации опыта (описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации, инструментария применения);

– соответствие диагностического инструментария реализации опыта;

– возможность определения и фиксации результатов реализации опыта

различными способами

Востребованность

– обоснованного анализа потребительского спроса на опыт работы или продукт опыта;

– отзывов о реализации инновации (анкетирование, экспертиза и т.д.)

Качество

оформления

– Качество визуального оформления;

– качество презентации



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»