Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам. Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или родительский контроль детских трат

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться": полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Узнайте еще 5 финансовых ошибок


Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Отношение к деньгам, умение вести учет доходов и расходов, планировать семейный бюджет ребенок усваивает в семье, уверен французский финансист Дамьен Леклер, руководитель управления развития отношений с обеспеченными клиентами и некредитных продуктов Райффайзенбанка. Более 10 лет он живет и работает в России, и в приобщении к финансовой грамотности своих четверых детей идет гораздо дальше, чем воспитавшие его бережливые французские родители. Вот способы научить ребенка разумно тратить деньги, которые использует многодетный отец.

В последние годы активно обсуждается тема финансовой грамотности детей: в школах вводятся программы, пишутся книги, снимаются яркие ролики, чтобы научить детей тратить деньги правильно. Это похвально, но более 70% родителей в нашей стране не говорят с детьми о деньгах, а также не ведут учет своих расходов и доходов. Надеюсь, в будущем ситуация кардинально изменится, ведь первые навыки обращения с деньгами должны приобретаться именно в семье.

В детстве родители не вели со мной бесед о семейном бюджете, но сумели дать понять, что нельзя получить все и сразу. Поэтому новых игрушек я ждал только по праздникам и за особые заслуги. Но тогда и не было такого разнообразия в магазинах, а с экрана телевизора каждые 10 минут не призывали купить новую безделушку. Сейчас мы живем в эпоху массового потребления, и далеко не все взрослые сдержаны в своих желаниях, что уж говорить про детей. Подражая нам, они тоже хотят покупать товары, использовать мобильные приложения и пластиковые карты. Но когда и как учить ребенка распоряжаться деньгами? Расскажу о своем опыте.

Воспитание финансовой грамотности лучше начинать с раннего детства, когда ребенок уже хочет самостоятельно выбирать покупки, но еще сам их не оплачивает. Можно обсудить не только целесообразность покупки ("А нужна ли она тебе?"), но качество и стоимость. Цель - побудить малыша задуматься, прежде чем делать окончательный выбор.

А чтобы поход в магазин не превратился в сущий кошмар, начинать его нужно с составления списка покупок. Рекомендую родителям не лениться и нарисовать его вместе с ребенком, который еще не умеет читать. Непременно придерживайтесь списка покупок сами. Уверяю, вероятность истерик у стеллажа с печеньем и леденцами снижается в разы, а ребенок знакомится с планированием семейного бюджета. Такой метод был успешно опробован нами не только в продуктовом супермаркете, но и в магазине игрушек.

Дома, вдали от витрин с настоящими товарами, мы тоже обсуждаем финансовые вопросы - но в более легком, игровом формате. Вспоминая себя в детстве, недавно предложил детям поиграть в "магазин". С помощью небольшой хитрости познакомил их с товарно-денежными отношениям. Удивительным открытием стали деньги как категория. Теперь они понимают, что мама уходит за ними каждый день на работу, и что без них в магазине ничего не дают.

В 1-м классе детям уже можно и нужно давать карманные деньги. Их смысл в том, чтобы дать ребенку возможность выбирать самостоятельно и учиться эффективно ими распоряжаться. Можно что-то посоветовать, но окончательное решение ребенок должен принимать сам.

Первое время карманные деньги наша старшая дочь, которой сейчас 12 лет, спускала в школьном буфете, поэтому пришлось вмешаться и рассказать об оптимизации расходов. Показателен оказался простой арифметический расчет. Если отказаться, например, от газировки, в день можно сэкономить 40 рублей. На первый взгляд, кажется немного, но за месяц выходит больше тысячи рублей, а за год - 13 тысяч. Эти деньги можно было бы потратить на что-то более интересное, чем вредные лакомства. Через какое-то время она начала откладывать на новый конструктор.

Интересно, что с появлением сбережений пришло осознание дорого/дешево, а к игрушкам, которые покупались "за свои деньги" она стала относиться бережнее.

Проверенный способ побудить ребенка экономить - отправить в магазин, а сдачу предложить оставить себе. Это хороший способ поощрять тратить обдуманно. Начать можно с малого - похода за хлебом и молоком, а со временем ставить более сложные задачи, например, купить что-нибудь к чаю. В этом случае ребенку придется хорошо поразмыслить, чтобы уложиться в бюджет покупки и что-то оставить себе. Уже вторая покупка хлеба у нашей старшей дочери ознаменовалась тем, что она нашла буханку на рубль дешевле и очень этим гордилась.

Станьте примером - следите за своими финансами и старайтесь воздерживаться от неразумных трат на глазах у детей.

Не ругайте за промахи , ведь ребенок только учится распоряжаться своим бюджетом. Если карманные деньги тратятся слишком быстро, попробуйте выдавать меньшую сумму на меньший срок - так проще контролировать расходы.

Визуализируйте цели. Если ребенок решил накопить на что-то большое, например, велосипед или смартфон, составьте вместе таблицу. В ней можно наглядно записывать, сколько карманных денег ребенок получил, потратил и отложил в копилку.

Не увлекайтесь контролем - пусть ребенок научится самостоятельно принимать решения. Если ему нужна помощь - не отказывайте в совете, но окончательный выбор должен оставаться за ним. И ответственность за этот выбор - тоже.

Давайте больше самостоятельности. Чем старше ребенок, тем ближе к реальной жизни должны быть его расходы. Со временем он должен научиться оплачивать из карманных денег проезд, канцтовары, обеды и некоторую одежду.

Дамьен Леклер

Комментировать статью "Давать ли детям деньги? Советы финансиста и многодетного отца"

Деньги должны выдаваться и тратиться по необходимости, а не потому что ребенок хочет. Деньги за помощь по дому в корне неправильно, дом общий и заботы посильные тоже. Карманные деньги не научат разумно их тратить.

Обсуждение

одного психолога смотрела, сказал давать с 6ти лет просто так деньги карманные. не знаю насколько правильно)

За помощь и учебу считаю совершенно неправильным платить. Хочешь зарабатывать - работай. Хочешь - машины мой, хочешь - объявления расклеивай. Варюха на массовках подрабатывает на карманные. Четырехлетке - зачем? Он куда-то ходит один без мамы?

Поделитесь опытом - как научить ребенка не спускать сразу полученную сумму денег. Когда деньги будут не подарком (да еще за поступление. другой глобус), а заработком, научится и тратить разумно. 30.10.2014 16:46:46, проще отучить подруг и других.

Обсуждение

Никак, сама научится, когда (и если) спустит зарплату на маникюр, а потом месяц посидит на пустых макаронах.
а, мож, выйдет удачно замуж и ей никогда не понадобится "уметь не спускать"?
В моем окружении есть всякие разные "взрослые тетеньки", и те, кого "жизнь научила" ,и те кому "никогда не понадобилось", и те кого мама с пеленок научила.
Вот только тех, кого начали учить в подростковом возрасте и успешно, пока не встречала.

это Вы решили, что ей нужна новая модель телевизора? или ювелирка? Я считаю, раз подарили деньги (а не телевизор или ювелирку), то пусть тратит куда хочет.. Обычно так деньги "спускают" те, кто совсем недавно стал получать на руки какие-то существенные суммы, научится..

Как научиться тратить деньги на себя? Ребенок 9ти лет и карманные деньги. Раздел: Воспитание (даю ребенка деньги передать учителю а он их тратит на булки).

Обсуждение

"Стоит ли давать ребенку 9 лет карманные деньги, если в семье итак напряженка с деньгами?" - нет, если вас это напрягает

"По скольку вы даете(давали бы) денег своим младшим школьникам?" - 100 руб в неделю обязательно (личные карманные деньги, она на что-то свое копит, и рублей 100-200 в неделю на буфет, когда сидит долго на продленке, но он начинает работать с 15-00 только, что сильно сокращает буфетные деньги, так как ребенок теперь редко бывает в школе после 15.

"Или как отказать, чтобы не было капризов, возмущений, недовольства?" - разговаривать на уровне взрослого человека и объяснять и объяснять и показывать на кучках - это на еду, это на одежду, это на подарок твоему другу, к которому ты идешь на ДР, это на отпуск и т.д.

100 рублей в неделю.
Иногда *(не каждую неделю), бабушки по столько же подкидывают.
Складирует в конверт. Если чего - то очень хочется, а я отказываюсь покупать - может взять из конвертика.
на еду даю отдельно. Но он особо и не питается в школе.

Деньги ребенку подарили.. .. точнее, деньги 10 летнему внуку подарила бабушка. 3 тысячи рублей. Бабушка даже может заподозрить, что деньги мама на себя потратила. Или что не научила ребёнка деньги рационально тратить.

Обсуждение

По-моему, забирать у ребенка подаренные ему деньги (вне зависимости от суммы) - дикость. Если сумма значительная - можно дать совет, как ее потратить с наибольшей пользой и удовольствием. Но при этом следует быть готовым к тому, что этому совету ребенок не последует.

Я бы деньги у ребенка не забрала. Совет как и на что потратить - дала бы обязательно. Свои семейные сложности если есть тоже озвучила бы. Мама сделала ошибку в воспитании. Все ошибки в воспитании возвращаются.

Деньги сына. Финансы. Взрослые дети (дети старше 18). Деньги сына. Хочу узнать мнение конфы по такому вопросу: должен ли сын, проживающий вместе с родителями и не имеющий своей семьи, отдавать все заработанное им в общий семейный котел, или же ограничиваться...

Обсуждение

У нас сын с начала трудовой деятельности вносил 30% от з\п в качестве "налога", теперь, когда женился - сумму чуть-чуть увеличили.
Мотивация, чтобы на отдавал все - он теперь взрослый (раз работает) и может САМ выбирать себе джинсы, чипсы, плеер и т.п... - Для того и шел работать, чтобы быть самостоятельным.

мне кажется, если его $$ сильное подспорье родителям, то наверное надо давать какую то сумму, а остальное ребенок тратит на свои нужды не беря $$ у родителеи. а если родители могут обоитись без его $$, то тогда пусть сам тратит на себя, забирая у нее все $$ вы просто ставите его в кабалу, когда он сам не имеет $$, но при етом работает.

03.09.2008 21:07:33, vip

Да и деньги же не на шмотки заныкивать станет - будет нужно, все в семью пойдет, или на Проблема сформулировать мужу(который привык платить только за себя), что все деньги он пока любит - будет тратить деньги и на жену, и на ребёнка. только вот гарантии на любовь в...

Обсуждение

"С такими позорными взглядами ты вечно будешь одиноким и несчастным".

30.10.2007 11:59:53, гм

Из-за дырки? Которая еще и к другому переметнуться может, (типа любовь прошла, мало внимание уделяет, надоел, цель пропала в совместном проживании, с любовником послаще будет, нужное подчеркнуть), а денежки не вернешь:)). Хотите такую судьбу сыновьям? Нет! То то же. Зарабатывающий вынужден быть эгоистом.

30.10.2007 09:38:36, Ренат

Меня бы кто научил "не тратить деньги на детей "! Как научить мужа считать деньги? У меня. В этом месяце, почтараюсь ее не брать. Может так, он поймет, что не надо так много тратить на себя (или надо искать другую работу), причем я сама нашла ему в интернете...

Обсуждение

я когда-то минимально решила проблему, наметив себе иметь обязательно - как паспорт или плановый медосмотр -
сколько-то штанов
сколько-то юбок
сколько-то кофт и блузок
и не носить их более 2х лет.
и при покупке блузки всегда покупать комплект белья. помогло.
обновлять парк обуви помогает то, что гардероб цветной (черное-коричневое и пр- ненавижу). т.е. туфли д. соотв. верху. Плюс я пешком хожу, обувь снашивается быстро.
правда у меня и муж с ребенком по тому же принципу.

04.03.2004 21:30:59, Крыска

Мне кажется, что это - плохой вариант. Ни к чему хорошему в отношениях он не приведет, а уж научить мужа тратить деньги так точно нельзя.
Гораздо проще Вам самой начать вести бюджет и научиться планировать траты и делать накопления. Причем, строго соблюдать статьи расходов. Все необходимые платежи делать сразу с зарплаты, остальное распределять поначалу по конвертам, не держать деньги дома (доступно) всей кучкой и пр.

Невозможно научиться тратить деньги за одно мгновение, это процесс длительный, поэтому наберитесь терпения. Для меня было трудно понять, что если я дала ребенку денег на карманные расходы, то это ЕГО деньги и он МОЖЕТ тратить их как ему угодно.

Обсуждение

Знаете, я некоторое время назад столкнулась с ситуацией. Мы с ребенком жили в Берлине. Вдвоем. Языка не знаю (только английский), друзей, знакомых нет, книг, газет, ТВ русского нет.... За первые 2 мес. (пока не обзавелись всем понемногу) я имела одно развлечение - пойти в магазин и купить что-нить:))) Забавно, но это просто настойчивая потребность была какая-то...я просто удовольствие получала от процесса:))
Не могу сказать, что у вашего таже ситуация, но может что-то подумать в этом направлении?

У Карины на сайте была хорошая статья про деньги.
Невозможно научиться тратить деньги за одно мгновение, это процесс длительный, поэтому наберитесь терпения. Это путь проб и ошибок.
Для меня было трудно понять, что если я дала ребенку денег на карманные расходы, то это ЕГО деньги и он МОЖЕТ тратить их как ему угодно.
Попробуйте пока не давать ему денег на другие нужды в школу. А карманные вы часто даете?

карманные деньги и курение. Психология, переходный возраст. Подростки. карманные деньги и курение. Девочки! Мы много здесь говорили уже о проблеме карманных денег, но вот у меня Не заставляйте ребенка скрывать, не делайте сигареты запретным плодом - в результате всё...

Обсуждение

По-моему, это бесполезно. В смысле не давать денег, запрещать категорически. Обычно это, наоборот, подстегивает. Я сама в подростковом возрасте курила тайком, и потом в институте. И мама (наивный человек!) не догадывалась, а, может, и догадывалась, но из тактичности не замечала. Потом я сама поняла, что курить - это плохо, и что деньги лучше на что-нибудь другое потратить. Но гораздо позже. А карманные деньги не зажимайте ни в коем случае - будет только хуже.

Отсутствие денег не сделает курение недоступным, а вот доверие к родителям подорвет...
Мне кажется, захочет - все равно втихую стрелять у подруг будет, поэтому главное, сохранить доверительные отношения с дочкой. Может станет постарше, прислушается и к мнению мамы...

29.03.2001 16:47:07, Аня

«Всё вокруг моё»

ВРЯД ли кого шокирует малыш полутора-двух лет, который, уходя с прогулки, прихватил с собой чужую игрушку. Почему? Потому что каждому взрослому понятно, что в этом возрасте ребёнок не способен разделять вещи на «свои» и «чужие». Проблема отношения к деньгам - это более узкий аспект проблемы отношения к собственности. В каком возрасте у ребёнка появляется о ней осознанное представление? Считается, что на «моё» и «чужое» ребёнок начинает делить вещи после трёх лет, когда у него появляется самосознание.

Родители реагируют по-разному, когда узнают, что их ребёнок взял чужое. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте), другие, наоборот, строго наказывают. Кто прав? Здесь важно помнить, что расценить свой поступок как грех может не всякий ребёнок. Есть дети, которые в 7–8 лет искренне не понимают, что делают плохо, присваивая себе чужую вещь. И наоборот, часто 4–5-летние дети, совершая кражу, прекрасно осознают, что делают неправильно. Но реакцию родителей способен понять даже самый маленький. Поэтому очень важно дать ребёнку понять, как вас это огорчает.

Психолог Татьяна Шишова:

Формировать понятие о том, что своё, что чужое, нужно с раннего возраста. Родители неслучайно говорят: нельзя, не бери, отдай, это не твоё. Недостаточно твёрдая позиция родителей в отношении «своего-чужого» часто приводит к повторному воровству. Необходимо вывести воровство в разряд максимально отрицательных поступков, донести до ребёнка, что это большой грех.

Одним из основных признаков того, что ребёнок осознаёт неправильность, греховность своего поступка, является попытка скрыть этот факт, спрятать улики. Если это происходит, значит, ребёнку стыдно и он готов к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Практика показывает, что большинство детей способны на это уже с четырёхлетнего возраста.

Если это произошло в первый раз, то нужно спокойно всё объяснить. Если ребёнок маленький, то можно на первый раз не наказывать. А если повторяется, то наказать очень строго. И не бояться произнести слово «вор», быть честным с ребёнком. В данном случае чем больше сходит с рук в детстве, тем тяжелее бороться с грехом воровства потом. Тем более это касается подростков. Конечно, всегда нужно пробовать разобраться в причинах, по которым ребёнок совершил кражу. Это могут быть неблагополучные отношения в семье, ревность, своеволие, тяга к нарушению норм (особенно в либеральных семьях). В подростковом возрасте больше соблазнов, желаний, которые далеко не всегда могут быть выполнены родителями. В любом случае воровство - проблема, которую нельзя «замолчать», пустить на самотёк.

Карманные деньги - зло или благо?

«Я ЛИЧНО у родителей деньги таскала, когда была подростком, - призналась одна из опрошенных нами мам. - Стыдно, но факт остаётся фактом. Потому что денег у меня не было, а покупать всякие мелочи хотелось. Когда это вскрылось, вопрос решили так - мне начали выдавать немного денег». Это, конечно, случай крайний, но вопрос в том, надо ли давать ребёнку деньги на карманные расходы и с какого возраста, рано или поздно встаёт перед родителями.

Если ребёнок просит денег, по мнению большинства опрошенных нами родителей, стоит разобраться, зачем они ему нужны. И призадуматься, если ребёнок не говорит зачем. С другой стороны, всё время отказывать - тоже не выход, вспомним признание в воровстве.

Как правило, деньги на расходы выдают школьникам. «Мы даём 12-летней дочери 100 рублей в неделю по воскресеньям. Деньги на проезд, еду и образование - не в счёт. Эти деньги тратятся на всякие малосъедобные сладости, ненужную (на мой взгляд, конечно) канцелярию, диски и прочие увеселения. Многие взрослые, которые в детстве карманных денег не получали, жалеют об этом и думают, что надо давать обязательно. Другие возражают: «Зависит от того, могут ли они потратить их разумно. Важно, чтобы дети знали, что деньги достаются большим трудом».

Психолог Татьяна Шишова:

Давать или не давать деньги - зависит от возраста ребёнка. Дошкольнику - точно не стоит. Если ребёнку выдают карманные деньги, надо приучать его откладывать какую-то часть средств на подарки близким. Нужно учить ребёнка разумному обращению с деньгами, дети нередко попадают в зависимость от них, развивается алчность. Повышенная фиксация внимания на деньгах может привести к воровству.

Часто, чтобы иметь карманные деньги, дети стремятся подработать. Это также зависит от возраста. Для старшеклассника первая работа - один из этапов социального взросления. Конечно, она не должна идти в ущерб учёбе. Важно, чтобы часть заработка подросток отдавал родителям, внося вклад в экономическую жизнь семьи.

Мы бедные?

КОНЕЧНО, у каждой семьи свои финансовые возможности. Должен ли ребёнок знать степень материального благополучия родителей? Должен ли он участвовать в обсуждении денежных вопросов? Начиная с определённого возраста детей явно волнует количество денег в семье. Общее мнение родителей: лучше отвечать им прямо и открыто. «На вопросы, почему не покупаем что-то дорогостоящее или много безделушек, отвечаем честно. А чтобы не было обидно, стараемся раз в неделю во время похода в магазин покупать детям то, что они хотят, - сладости, небольшие игрушки, шарики, мыльные пузыри, канцтовары». Многие родители считают важным, чтобы дети знали, сколько стоят продукты, ходили в магазин самостоятельно. И вспоминают, как они ходили в магазины в детстве с мамой, обсуждали вместе, что купить, что важнее в данный момент, и это помогло им во взрослой жизни.

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Но это неправда, ребёнок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несёт, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может.

Лучше не впадать в крайности в отношении денег. Излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей. Но также вредно ребёнку вести себя как маленький Крез, который похваляется перед сверстниками толщиной своего кошелька. Разумный подход - по мере взросления ребёнка вводить его в курс экономической жизни семьи.

«Вынес мусор - 10 рублей, позвонил бабушке - 15»

«ВСПОМИНАЮ случай из своей школьной практики. В пятом классе был мальчик, который старался как можно больше отвечать, а после урока спрашивал: «Я заслужил оценку?» И если я оценку не ставила, начинал уговаривать: «Ну хотя бы четвёрочку». Оценку обязательно нужно было поставить в дневник. Однажды, когда я отказалась поставить ему оценку, он с неподдельным огорчением сказал: «Но папа ведь даёт мне за хорошие оценки деньги!»

Некоторые родители, начав денежно поощрять детей, потом жалуются, что ребёнок согласен «работать» - учиться, помогать по дому - только за деньги.

Большинство считает, что не стоит премировать ребёнка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. «Хорошее поведение подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наше общее гнёздышко, и мы трудимся на себя».

В то же время поощрение деньгами за хорошую учёбу не воспринимается многими родителями однозначно как зло: «В обществе человек получает деньги за труд. Мой ребёнок учится в сильной школе, это даётся ему непросто. Когда результат того стоит, я его поощряю, насколько позволяют финансы».

Психолог Татьяна Шишова:

За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.

А за помощь по хозяйству «расплачиваться», поощрять деньгами ни в коем случае нельзя. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наёмный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь - основа отношений в семье. К сожалению, я видела много случаев, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам, к вымоганию денег за каждый плевок.

Гораздо лучше, если время от времени награда будет не материальной, например: «мы пойдём с тобой вместе в парк», «я разрешу тебе посмотреть этот фильм».

Кому нужна копилка?

«…ЕЩЁ ребёнком он умел уже отказать себе во всём. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную… Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Узнаёте героя? Это Павлуша Чичиков.

«Моя старшая дочь (7 лет) воспринимает копилку как одну из игрушек. Сколько в ней денег, её не волнует, интересен сам факт опускания денежки в копилку. Ведь до определённого возраста ребёнок не осознаёт истинной ценности денег, для него что 50 копеек, что 50 рублей - просто денежка. Когда дочка слышит, что кто-то из нас говорит по какому-либо поводу «где же взять денег?», она с готовностью предлагает: «Возьмите из моей копилки».

Многие родители отрицательно относятся к копилке, считая, что она может развить у ребёнка страсть сребролюбия: «Старшей дочери в шесть лет подарили на день рождения копилку, и она стала выпрашивать для неё денег. Деньги мы ей регулярно давали, но я стал подговаривать дочь купить на накопленное подарок маме к какому-то празднику. Идея была принята с энтузиазмом, но интерес к копилке упал до нуля (что доказывает эгоистическую природу «копилкомании»)». Другие считают, что вреда от копилки не будет, особенно если ребёнок хочет накопить на что-то хорошее, сделать подарок. Есть мнение, что копилка даже может помочь воспитать уважение к деньгам: «Я собирала по всему дому мелочь и складывала её туда. Родители это всячески поощряли, таким образом воспитывая уважение к деньгам, даже маленьким».

Психолог Татьяна Шишова:

Если ребёнок склонен к жадности, ему не нужны никакие копилки, наоборот, нужно учить его делиться. Если ребёнок склонен к мотовству - тогда можно разрешить ему откладывать деньги. Но для чего и из каких источников? Есть дети, которые утаивают мелочь, чтобы положить её в копилку, это постепенно может привести к воровству.

Контролировать, как ребёнок тратит деньги, нужно обязательно. Следует следить за тем, чтобы он не купил себе что-то вредное для души, например агрессивные компьютерные игры. В последнем случае аргумент «это мои деньги» не стоит принимать во внимание.

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно .

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

Доводы ЗА

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.

Доводы ПРОТИВ

  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно )
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание- получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter , и мы её обязательно исправим! Огромное спасибо вам за помощь, это очень важно для нас и наших читателей!

Поощрять ли ребенка за пятерки деньгами? Как контролировать его расходы? Об этом рассказывала семейный психолог из Митина Екатерина Ушакова.

1.С какого возраста ребенку можно давать деньги?

Не раньше, чем с 12 лет, примерно с пятого–шестого класса. В этом возрасте уже можно донести информацию о том, как правильно распоряжаться деньгами.
В школах есть завтраки, родители их оплачивают, но не все дети их любят и просят деньги, чтобы купить пиццу или шоколадки. Если это поощрять, мы приучим ребенка к нездоровой пище. Например, у меня самой трое детей- 6, 12 и 14 лет. Деньги в школу я им не даю, у них нет карманных расходов. У нас заведено, что ребенок просит деньги на что-то конкретное. Так я могу понимать, что они хотят и на что их тратят.

2.Как добиться, чтобы деньги тратились правильно?

Если мы даем деньги на карманные расходы — например, 500 рублей в неделю — мы должны четко определить, что на них можно купить. Но многие подростки все равно могут потратить их, например, на игры в Интернете. Главное в контроле за ребенком — доверительные отношения. Даже если он купил что-то вредное, пусть лучше честно скажет об этом. Не ругайте его, а попробуйте договориться:«давай ты будешь пить газировку раз в месяц». Или, например, если ребенок купил чипсы, предложите ему почитать состав и намекните, что вряд ли желудок долго выдержит такую пищу. То есть вы как бы предлагаете, а не настаиваете. Ребенок должен сам донести до ума эту информацию. А если вы будете постоянно ругать подростка или поучать длинными лекциями,он просто начнет лукавить.

3.Отличается ли отношение к деньгам у мальчиков и девочек?

В современном мире, пожалуй, нет никаких различий. Хотя и принято считать, что девочки более бережливы, но частенько и девочки бывают очень неэкономны, а мальчики, напротив, бережливы. У девочек бывают очень импульсивные покупки – «хочу, дай». Мальчикам нужно меньше, а девочкам хочется абсолютно все.

4.Поощрять ли ребенка за хорошие оценки?

Многие родители сейчас очень заняты, у них нет времени, чтобы заниматься детьми, и они мотивируют их рублем, откупаются от них. Я не могу их осудить, но как мама и как психолог такую позицию не поддерживаю, это неправильно. Так же как и домашние обязанности: вынести мусор или помыть посуду не нужно оплачивать. Иначе ребенок начнет все оценивать. Мотивировать на учебу можно другими способами, например, совместными поездками, играми, новым конструктором и так далее.

5.Нужно ли при ребенке обсуждать семейный бюджет?

Дети понимают, что мы зарабатываем, но о том, что есть расходы,большинство из них не понимает. Говорить нужно не про доходы, а про расходы. Ребенок забывает о том, что родители платят за квартиру, школу, завтраки, еду, одежду. С 12-13 лет у подростков растут потребности, и нужно учиться это обсуждать. Например, ребенок хочет телефон, который стоит 30 тысяч,а ваша зарплата – 50 тысяч. Он думает, что это очень доступная покупка, ведь остается еще 20 тысяч, и этого на все хватит. Нужно вместе посчитать расходы, чтобы он понимал, сколько на самом деле затрат. Объясните, что, когда совершаются большие покупки — диваны, машины, телевизоры — мы откладываем деньги на это, копим.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»