Cпецифика работы с детьми девиантного поведения. Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Осложнение социально-экономических условий, повсеместное распространение средств массовой информации и большое их влияние, в том числе в распространении ценностей, которые противоречат общественным нормам - всё это влияет на усиление девиации среди подростков. Основная задача образовательной сферы - дать ребёнку те инструменты, которые помогут ему адаптироваться в обществе, принять его правила и нормы. В первую очередь это

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Многим педагогам в своей практике приходится сталкиваться с детьми с девиантными поведением. К таким детям относят тех, кто отклоняется от нормы: в рамках нарушений морали, нравственности, культурных стереотипов, закона, психического здоровья. Часто в этих случаях стандартные педагогические подходы не работают и нужны другие.

Во многом может помочь среда - школа, семья, круг знакомых. Важно отследить изменения, которые происходят в поведении ребенка, в его увлечениях и представлениях о жизни. Особенно часто девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте, так как происходит перестройка организма в целом, изменения в психической и эмоциональной сферах. При этом большое значение имеют различные факторы, влияющие на социальный интеллект подростку.

Замечание 1

Психотерапевт М.И. Буянов отмечал, что несмотря на проблемы, которые приносит подростковый возраст семье и школе, он может иметь позитивный результат: инфантильные дети становятся более зрелыми, неуравновешенные - более спокойными.

Возможные причины девиантного поведения

Причинами девинатного поведения детей в рамках существующей общественной ситуации может быть много:

  • проблемы в семейнгом воспитании;
  • наличие травмирующих ситуаций;
  • физические или психологические нарушения;
  • темперамент, формирование характера;
  • проблемы в отношениях с коллективном;
  • социальные причины;
  • ошибки педагогов.

Замечание 2

На поведении подростков отражается большая занятность родителей, недостаток любви, изменения в ценностном спектре, отсутствие контроля за детьми, общественная ситуация.

Кроме того, большую роль играет низкое уважение ребенка к самому себе. Он переживает, что не соответствует требования общества, и стремиться найти место в жизни, где он сможет выработать другие. В том числе за счет примыкания к различным группам и антиобщественным движениям.

Педагогическая коррекция девиантного поведения

Большинство подростков с девиантным поведением относятся к обучению равнодушно, у них ослаблена мотивация и есть повышенный уровень конфликтности. В рамках работы с такими детьми важна личность педагога, который может провести диагностику их возможностей, повысить интерес к учебе и помочь развить эмоционально-целевую сферу.

Замечание 3

Особенно важна для проблемных подростков систематичность и последовательность в отработке различных умений.

Важно давать подходящие задания, подбирать дополнительный материал. Также нужно оперативно ликвидировать отставание и устранять его причины. Решения педагог принимает в зависимости от той проблемы, которая перед ним стоит. Он может проводить различные виды мероприятий, организовать индивидуальные консультации с психологами и психиатрами, вовлекать детей в активную школьную деятельность через кружки и секции.

Также важно:

  • создавать портфолио личных достижений ученика;
  • учитывать посещаемость и успеваемость детей;
  • вовлекать родителей
  • отслеживать как складывается дальнейшая судьба детей.

В первую очередь, имеет значение индивидуальный подход к каждому ребёнку и умение, а главное желание разобраться в тех проблемах, которые у него есть. Не менее ценно уважение к его особенностях и понимание той среды, в которой он растёт.

Методы работы с детьми девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

    принимайте ребенка таким, каков он есть;

    предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

    расширяйте кругозор ребенка;

    включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;

    игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

    Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением . Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Если ребенок испытывает страхи.

    принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;

    развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;

    с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;

    заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

    чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

    если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;

    найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;

    не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.
20 век – самый агрессивный век.
Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
Теории агрессивности.

    Агрессивность врождённая черта характера.

    Агрессивность – порождение воспитания, социализации.

    Психоаналитическая теория Фрейда.

У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.

    Теория фрустрации агрессии.

Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

    Теория социального научения.

Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

Этапы формирования агрессивного поведения.

    Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй).

    Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой.

    Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения.

    Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности.

Признаки агрессивного поведения.

    Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту.

    Нарушение социальных норм общества.

Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.
Виды агрессивного поведения.

    Импульсивная агрессия – непосредственная реакция на ситуацию.

    Инструментальная агрессия – средство достижения различных, значимых для субъекта целей.

    Враждебная агрессия – насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека.

    Мотив групповой солидарности, сплочённости.

Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

    Физическая агрессия, нападение.

    Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).

    Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.

    Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.

    Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.

    Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.

    Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).

Различия в агрессивности мальчиков и девочек.
Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

Д Е Т С К А Я А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________
От рождения до одного года.
Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».
Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.
Почему кусается?

    Чешутся зубки.

    Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).

    Неудобно держат.

Что делать?
Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.
Нельзя : ругать, стыдить, угрожать.
Много эмоций + негативная реакция = испуг.
Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет.
В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.
Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.
Лучше:

    Объяснить, почему «нельзя».

  • Спокойно разговаривать.

    Дать ребёнку удовлетворить любопытство.

    Поддерживать.

    Проявлять терпение, дружелюбие.

Один год.
Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!
Один – два года.
Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.
Дошкольник.
Агрессивное поведение может появляться в результате:

    Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.

    При ревности старшего ребёнка к младшему.

    При третировании ребёнка одним из членов семьи.

    При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.

Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.
Школа и агрессивность.
Школьник от 7 до 11 лет.
Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).
Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).
Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.
Самостоятельность и агрессивность.

    Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.

    Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.

    Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.
Что способствует развитию агрессивности?

  • Другие дети.


    Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.
    Учитель.
    Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.
    Дети.
    В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.
    Семья.
    Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.
    Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.
    Подросток от 12 до 16 лет.
    Формы проявления те же. Причины:

      Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.

      Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.

      Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.

    Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.
    Агрессивность и сексуальность.
    Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.
    Статистика.
    13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).
    По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.
    Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия.
    Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы:

      Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).

      Тренинги.

      Индивидуальное консультирование по проблеме.

      Семинары и диспуты.

      Круглые столы.

    Можно использовать следующие упражнения:

      Коллективный продукт (определение агрессии).

      Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка».

      Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».

      Знакомство со способами выражения гнева.

      Упражнения на развития эмпатии.

      Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка».

      Упражнения на релаксацию, выведения гнева.

      Психологический театр.

    СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
    Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:

    • лёгкая эротика, поглаживание, прижать к себе.

    Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.
    Работа с детьми.
    Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.
    2. Обучать поведению в различных ситуациях.
    3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям.

      Уроки чтения и литературы.

      Сказкотерапия, притчи.

    «Крутой» = уверенное поведение + много агрессии.
    «Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки.

      Упражнения из телесноориентированной терапии:

    «Стиральная машина», «Дождик».

      Тренинговые упражнения:

    «Уверенное, неуверенное, грубое поведение»
    «Прогноз погоды» «Два барана»
    «Камешек в ботинке» «Доброе животное»
    «Спустить пар»
    «Толкалки»
    «Датский бокс»
    «Тух – тиби - дух»
    «Довольный, сердитый»
    «Ворвись в круг»
    «Листок гнева»
    «Эмоциональный словарь»
    «Маленькое привидение»
    «Волшебные шарики»
    «Обзывалки»

    «Методы и формы работы с детьми девиантного поведения»

    Для того чтобы определить направления, форма и методы профилактики, а также начать коррекционно-реабилитационную работу сначала Нам нужно определить, что значит девиантное поведение и какие факторы влияют на становление девиантного поведения несовершеннолетних.

    Понятие девиантное поведение (слайд 2)

    Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых,
    наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. В социальной педагогике выделяют следующие факторы , обуславливающие девиантное поведение детей:

    Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

    Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

    Социально - психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

    Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения ребенка, а именно:

    *дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

    *конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

    *асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление жестокости и насилия.

    Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

    Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

    *дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

    *ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

    *акцентуация характера, темперамент;

    *проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

    *педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

    Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления . В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

    Ранняя профилактика включает:

    Изучение индивидуально-психологической личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;

    Выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

    Возможность наблюдения за формированием характера ребенка-подростка.

    Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей.

    Профилактика девиантного поведения направлена на возникновение у подростков более негативных поведенческих качеств: употребление алкоголя, наркотиков, конфликтных разборок. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонение в поведении детей и подростков является сигналом негативного развития личности.

    Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков:

    Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

    Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

    Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

    Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

    Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

    Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.;

    Информационно-просветительскую работу.

    Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию.

    Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

    Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа:

    диагностики;

    создания и реализации реабилитационной программы;

    постреабилитационной защиты ребенка.

    Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

    Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребёнка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: *индивидуальное консультирование; *включение детей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; *индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; *обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

    Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

    Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

    Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей и подростков.

    Изучение поведения людей, выходящих за рамки установленной морали, сохраняет свою актуальность среди современных социологов. Не бывает такого общества, где все его члены ведут себя в соответствии с установленными правилами. Пока будут какие-либо установки, некоторые люди будут стремиться их нарушить.

    Степень реакции окружающих на подобное аморальное поведение показывает всю серьезность содеянного поступка.

    Некоторые неадекватные действия считаются противоправными лишь в некоторых странах, а некоторые действия признают таковыми везде. Например, нет такого общественного круга, способного простить убийство своих близких. Во многих странах мусульманского мира употребление алкоголя в любом его виде находится под строгим запретом. А вот в России и Франции отказ от принятия спиртного в определенных ситуациях считается нарушением общепринятых устоев.

    Дети с девиантным поведением -не обязательно подростки

    Вся степень серьезность этого аморального поступка определяется не только от его значимости, но и от частоты повторяющих неадекватных действий. Вот если молодой студент покинет аудиторию, повернувшись к людям лицом, то единожды это может стать причиной для смеха однокурсников, но вот если такие действия начинают повторяться, то это серьезный повод для обращения к психологу.

    Работа, которую проделывают все представители социологии, заключается в том, чтобы выяснить подлинную причину возросших подростковых преступлений, разработать научно обоснованные теории, растолковывающие подобные социальные вопросы.


    Определение девиантности в поведении

    Главные теории аморального поведения

    Были разработаны многими учеными различные теоретические материалы, где девиантное поведение рассматривается с разных аспектов, выявляются отдельные особенности его формирования и воздействия на него с целью положительной коррекции.

    Девиантное поведение - теории, имеющие биологическую основу обоснования, выделяют в отдельную группу. Ученые полагали, что некоторые личности являются отрицательными от рождения, обладают врожденными личностными недостатками, толкающими их на общественное нарушение. Яркие представители таких теорий предполагали, что существует понятие врожденный преступник. Причиной для выдвижения этой теории послужило длительное наблюдение над злостными преступниками в местных исправительных учреждениях. По мнению известного человека того времени, Ч. Ломброзо, многие исследуемые являлись врожденными преступниками, обладающие сходством с нашими примитивными предками, которыми двигали исключительно простые животные инстинкты.


    Психология девиантного поведения по Менделевичу

    Были предприняты многие попытки объективной оценки влияния наследственности на аморальное поведение людей. Но такие теории не нашли поддержки у ведущих социологов. Например, паук появляется на свет с одной программой – плести паутину. Но не существует людей, в которых заложена способность убивать либо взламывать чужие жилища. Некоторые генетические свойства нервной системы могут играть здесь определенную роль – чрезмерная вспыльчивость, неумение сдерживать свои негативные эмоции, ведь совершение злостного преступления носит импульсивный характер.


    Теория Еникеева о девиантности

    Подобные теории, имеющие биологическую основу, показывают свою низкую эффективность, когда преступник идет на совершение неправомерного акта сознательно.

    Социально-психологическая основа нестандартного поведения

    Главнейшая роль в объяснении побуждающих к аморальному поведению причин отведена теории разрегулированности. Приверженцы этих теорий полагают, что обозначенные социальные правила и общепринятые нормы регулируют поведение каждой личности, все люди знают, чего ожидают от них. Во время острых кризисов, войн, кардинальных социальных изменений накопленный жизненный опыт не оказывает былого влияния. Многие люди под давлением обстоятельств начинают ощущать дезорганизованность и запутанность. Многие принятые ценности и нормы утрачивают свою былую силу. Люди в этот момент начинают терять личностные ориентиры, сознательно отказываются от общепринятых ценностей. Все эти состояния, так или иначе, приводят к аморальному поведению.


    Навешивание ярлыков - причина усугубления девиантности

    Экономический кризис, возросшая безработица становятся причинами резкого увеличения преступности.

    Бывают моменты, когда социальная разрозненность не связана с каким-либо кризисом либо инфляцией, она может прослеживаться в массовой миграции местного населения, все это приводит к нарушению устоявшихся социальных связей. Степень преступности всегда более высокая там, где происходит массовая миграция населения.


    Предпосылки и причины девиантности

    Интересна также теория наклеивания ярлыков Гарри Беккера – это выявленная способность влиятельных социальных групп навешивать ярлыки аморальности некоторым социальным и национальным меньшинствам. В числе таковых находятся цыгане, не имеющие определенного пристанища, бродяги, лица без определенного места проживания, наркоманы, хронические алкоголики.


    Асоциальное поведение чаще всего проявляется у подростков

    Если у индивида есть определенное клеймо девианта, то он начинает вести себя в соответствии с собственным представлением о таком поведении.

    Подобный навязанный ярлык всегда затрудняет жизнь такому человеку, ему гораздо сложнее обрести работу по душе, наладить личные отношения, реализоваться в жизни. Люди часто видят себя так, как думают о них другие, поступают в соответствии с личными представлениями. Такие личности нуждаются в помощи, чтобы реабилитироваться в глазах окружающих, обрести достойное место в жизни.


    Качества девиантных подростков

    Установленные нормы социального контроля

    Любое нормально развивающееся общество создает определенные нормы, правила этичного поведения, определенный контроль их надлежащего исполнения.


    Социальный контроль и его виды

    Основные формы контроля включают следующие:

    • определенная социальная работа с подростками девиантного поведения, находящимися в предкриминальном состоянии;
    • временная изоляция от общества заядлых нарушителей и преступников;
    • определенное обособление – ограничение индивида в установлении контактов, неполная степень изоляции, например, строгая колония либо закрытая психбольница;
    • реабилитационные меры, направленные на скорейшее возвращение бывших правонарушителей к нормальной жизни.

    Длительное тюремное заключение является единственной мерой наказания нарушителей и социальной защиты пострадавшего общества от таких опасных личностей. Приоритетной задачей подобного заведения считается исправление индивида. Но в реальности подобный эффект в муниципальных тюрьмах достигается не всегда.


    Социальные нормы - определение

    Наоборот, жизнь в изолированных тюремных условиях накладывает определенный отпечаток на их обитателей. Размещенные в переполненных тюрьмах, преступники сталкиваются с окружением, противоположным тому обществу, в котором они привыкли существовать. Как правило, именно в таких местах люди формируют отношение к насилию как к общественной норме, у них развиваются навыки криминального поведения. Именно по этим причинам риск возникновения рецидивной преступности очень велик. Зачастую более 60% преступников, освобожденных в России, вновь оказываются в тюрьмах через 4 года после освобождения.


    Методы социального контроля - виды и описание

    Любое поведение, имеющее отклонение от общепринятых норм, принято считать девиантным. Это поступки широкого диапазона – от разового безбилетного проезда вплоть до злостного вандализма. При подобном взгляде на проблему стоит констатировать различные формы и величину общественного отклонения.

    В каждодневной работе с подростками, склонными к аморальному поведению, педагоги применяют ведущие технологии и приемы, направленные на коррекцию поведения.

    Современные технологии работы с подростками

    Практически каждый подросток, который ведет себя девиантно, нуждается в квалифицированной психосоциальной помощи. В таком случае он может рассчитывать на конфиденциальность обращения, взаимное доверие, чувство поддержки, принятие и уважение его личности, индивидуальности.

    Для таких индивидов оказывают две следующие разновидности помощи.


    Система воздействия на трудного подростка

    Профилактические меры, нацеленные на коррекцию девиантного поведения

    Они представляют собой систему мер, действующих на различных уровнях общественных организаций: общеправовом, экономическим, медико-санитарным, социально-психологическом. Успех подобных действий напрямую зависит от последовательности, своевременности, комплексности запланированных мероприятий. Все это очень важно в такой непростой подростковый период. Именно в это время начинается активно формироваться личность, поэтому склонность к нестандартному поведению начинает активно проявляться именно в этот период;

    ВОЗ выделили первичные, вторичные и третичные меры профилактики

    Первичные меры предназначены для устранения определенных факторов, вызывающих негативное поведение. Первичный этап профилактики получил широкое распространение в активной работе с подростками. Вторичная профилактика нацелена на выявление и восстановление после нервно-психических дисфункций, провоцирующих определенные отклонения в привычном поведении. Третичные меры профилактики предназначены для решения особых проблем: восстановление после нервно-психического расстройства, которое сопровождает неадекватное поведение ребенка, а также для предотвращения рецидивов среди подростков со сформированным нестандартным поведением.


    Психологический тренинг с девиантными подростками

    Психопрофилактика должна стать неотъемлемой частью комплекса мероприятий на любом уровне.

    Наибольшей результативностью обладает одновременное воздействие на условия и причины, способные вызывать аморальное поведение, на ранних стадиях его проявления.

    Ценность тренингов в психопрофилактической работе

    Зачастую, чтобы изменить установки подростка на привычное отрицательное поведение, опытные педагоги внедряют в свою работу различные интерактивные тренинги. В такой форме происходит активное усвоение важных социальных навыков. Этому способствует активная работа в групповых тренингах.

    Среди педагогов популярен тренинг, формирующий стойкость к пагубному влиянию социума. Во время активного прохождения тренинга у подростка меняются жизненные установки на аморальное поведение, укрепляются навыки быстрого распознавания популярных рекламных ходов, формируется важная способность отказывать в момент давления старших подростков. Здесь также в нестандартной форме подается информация о пагубном влиянии родителей и иных взрослых, активно демонстрирующих свое неадекватное поведение и негативные привычки.


    Занятия в группе с психологом

    Для восстановления эмоциональных нарушений проводится тренинг ассертивности. С целью предотвращения подобных нарушений школьников обучают распознавать собственные эмоции, выплескивать их оптимальным способом и справляться со стрессом. Во время активной психологической работы в группах школьники осваивают навыки принятия решения, у них повышается личностная самооценка, происходит активное стимулирование процессов самоопределения и развития благих ценностей.

    Активный тренинг формирования конструктивных жизненных навыков направлен на умение коммуницировать, создавать дружеские связи, решать конфликты в межличностных отношениях в конструктивном ключе. Под жизненными навыками подразумевают все самые важные социальные умения личности. У подростков формируется способность брать на себя определенную долю ответственности, ставить реальные цели, отстаивать свою личную позицию, собственные интересы. Среди жизненно важных умений находятся навыки самоконтроля, поведения уверенного человека, конструктивного изменения самого себя и окружающей обстановки.


    Психологическая профилактика девиантного поведения

    Во многих программах оказания помощи уже сформированного неадекватного поведения включены приемы, направленные на замещение девиантности конструктивным поведением.

    При этом используются такие альтернативные варианты активности, как интересные путешествия, испытание себя и собственных возможностей через горные походы, рискованные виды спорта, личностно значимое общение, прививание чувства любви, развитие творческого потенциала.

    Советы родителям по профилактике нестандартного поведения

    В практике семейного воспитания приоритетными задачами считаются воспитание у ребенка устойчивых интересов в раннем возрасте, развитие способности ощущать любовь, формирование у него навыка себя занимать чем-нибудь и трудиться. Родители должны осознавать, что именно они способствуют формированию у ребенка своих собственных потребностей при помощи активного вовлечения ее в различные формы личностных активностей – спорт, искусство, познание. Они также могут применить активизацию личностных ресурсов ребенка. Сделать это можно, приобщив ребенка к активным занятиям спортом, стимулируя развитие его творческого потенциала, занимаясь арт-терапией. Все эти способы помогут активизировать скрытые личностные ресурсы ребенка, помогающие обеспечить необходимую активность личности, укрепить ее здоровье, воспитать стойкость к внешнему пагубному воздействию.


    Памятка родителям девиантных подростков

    На основании выбранных методов необходимая психопрофилактика может осуществляться в форме активных групповых тренингов, различных образовательных программ, узкого психологического консультирования, кризисной помощи (анонимный телефон доверия), психотерапии кризисных состояний, нервных расстройств. Чтобы выяснить склонность того или иного школьника к нестандартному поведению, ему предоставляют для выполнения специальный тест на девиантное поведение. Вариантов подобной диагностики множество. Определяющую роль здесь играют ответы испытуемого, ведь именно по ним педагог может выявить степень девиации конкретной личности.


    Первичная профилактика девиантности

    На основании особенностей отклоняющегося поведения различают следующие виды психопрофилактики:

    • комплексная работа – воздействие на различных уровнях социального пространства;
    • адресная помощь – работа ведется с учетом возрастных, половых и социальных качеств личности;
    • массовые методы – приоритет отдается групповым способам работы;
    • информация подается в позитивном ключе;
    • участники лично заинтересованы в результатах, они ощущают всю ответственность происходящего;
    • каждая личность проявляет максимальную активность;
    • участники дают объективную оценку своему будущему и последствиям, которые их ожидают из-за такого аморального поведения.

    Помимо работы с конфликтными детьми, опытные педагоги затрагивают и родителей, привлекая их к участию в судьбе собственного ребенка. С ними проводится следующая психологическая работа:

    1. Проводится периодическое консультирование семей, чьи дети попали под различные виды зависимостей, узкими специалистами (компетентными наркологами, семейными психологами, опытными психотерапевтами).
    2. Проведение специальных групповых тренингов с активным участием родителей (например, «Тренинг родительской успешности»).
    3. Создание специальных групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

    Группа «Матери против наркотиков» действует на общероссийском уровне

    Наибольшей эффективностью в педагогической работе с подростками с начальной степенью отклоняющегося поведения отличается групповая психотерапия и активная тренинговая работа, направленная на коррекцию и профилактику подобного поведения.

    Профилактика суицидального поведения юных подростков помогает контролировать и ограничивать доступ к различным средствам аутоагрессии, выявлять факторы и особые группы риска, оказывать своевременную медико-психологическую помощь каждой конкретной личности. Тут важно выявить такую наклонность у ребенка на ранней стадии и удержать его от этого непоправимого поступка.

    При этом не только педагогам, но и родителям важно знать, как справляться с агрессией ребенка, чтобы это не укоренилось у него в привычку.


    Групповая терапия с трудными детьми

    Родителям не стоит игнорировать агрессивное поведение своего ребенка, ведь в ином случае это станет его привычкой. В такой ситуации ребенок привыкает вести себя подобным образом, что может стать причиной непонимания окружающих. При этом важно помнить, что в разном возрасте детская агрессия проявляется по-разному. В целях профилактики агрессивных состояний в семье нужно сформировать атмосферу заботы, душевной теплоты и взаимной поддержки. Уверенность ребенка в том, что его любят и защищают родители, помогает его взрослению и становлению в качестве успешной личности. Чем большую уверенность в себе он обретет, тем меньше у него будет появляться эгоистических привычек, тем реже в его жизни будут присутствовать разрушительные эмоции. Взрослые должны предъявлять разумные требования к своим будущим преемникам, они должны осознать, что от них ожидают.


    Коррекция агрессивного поведения у детей

    Внимание к собственному сыну или дочери – это первый ответственный шаг на пути устранения агрессии.

    Физические проявления агрессии устранить проще, если ребенок надул губы или сузил глаза, то лучше отвлечь его от пагубных эмоций интересным занятием, обнять за плечи.

    Если попытка предотвратить порыв закончилась неудачей, то нужно спокойно разъяснить ребенку, что его поведение неприемлемо в этой ситуации. Нашкодившего ребенка нужно строго осудить, призвать к уборке получившегося разгрома, а объект агрессии окружить заботой и вниманием. Малыш должен осознать, что, ведя себя таким образом, он проигрывает в отношении с родителями, теряя их драгоценное внимание. После подобной меры наказания малыш должен прислушиваться к советам взрослых.

    Вначале разгневанный малыш будет отрицать предложения взрослых, отказываться от уборки разгрома, не будет признавать собственную вину. Со временем он поймет, что требовали от него родители, страсти поутихнут, а комната станет чище. После того как маленький сорванец убрался в комнате, не забывайте о разумной похвале.


    Беседа с ребенком - метод снижения агрессивности

    Сокращение вербального проявления агрессии

    Гораздо сложнее предупредить словесную агрессию своего подросшего чада, а также адекватно на нее среагировать. Необходимо проанализировать эти слова и постараться понять все негативные переживания своего ребенка. Есть вероятность того, что он не привык иначе выражать свои эмоции либо стремиться показать свое преимущество перед взрослыми людьми. Если разгневанный ребенок оскорбляет играющих с ним детей, то взрослым необходимо разъяснить, каким способом можно дать им хороший отпор.

    Большая часть подростковой агрессии вызвана определенными ситуациями, когда возникает сильное эмоциональное напряжение. Многие дети терпеть не могут повелительный тон, активную демонстрацию превосходства взрослых над детьми, выражение полной власти, а также их требования беспрекословно им подчиняться.

    Задача каждого родителя состоит не в активной демонстрации собственного преимущества и власти, а в сокращении чувства враждебности и предупреждении конфликтных моментов.


    Как остановить агрессию у детей

    Наиболее результативный способ – это установление обратной связи при помощи простых психологических приемов. Можно вскрыть мотивы подступающей детской агрессии, задав вопрос: «Ты хочешь меня обидеть?», открыто выразить свое отношение к возникшей ситуации, которое отражается в фразе: «Я не заслужила подобного обращения». В момент установки эмоционального контакта нужно проявить личную заинтересованность, определенную твердость и доброжелательность по отношению к собственным детям, вместе проанализировать отдельные поступки, а не всю личность в целом.

    Негативные и критические замечания взрослых вызовут бурю пагубных эмоций и протест, раздражение тут будет нарастать. В общении с подростками читать моральные нотации не стоит, можно лишь предупредить ребенка о возможных последствиях такого поведения, вместе подобрать возможные пути исхода из такой конфликтной ситуации.


    Умение выслушать ребенка - первый шаг к взаимопониманию

    Яркий пример положительного поведения родителей – это умение выслушать и сопереживать, давать ему возможность свободного выражения своей точки зрения.

    Желательно выделить время для общения и рекомендаций своему ребенку, пообщаться в располагающей атмосфере. Взрослым нужно активно показывать свое доверительное отношение к личным задачам детей, признавать детские пагубные чувства. Между разговорами можно сделать паузы, чтобы успокоиться.

    Специальные игры для агрессивных детей

    Чтобы сократить беспричинную детскую агрессию, можно использовать некоторые приемы, которые ему дадут понять, что существуют иные способы привлечения внимания. Чтобы становиться старше и взрослее, ребенку не обязательно утверждаться за счет морально слабых людей, а сильное недовольство выражать крепкими словечками. Ведущие психологи рекомендуют следующие эффективные способы выплескивания пагубных эмоций:

    • разорвать на мелкие кусочки чистый листик;
    • с чувством покричать в волшебный «мешок крика»;
    • побегать и немного попрыгать на свободном стадионе, дворовой игровой площадке, специальной спортивной секции;
    • временами выбивать небольшие коврики и декоративные подушки, это упражнение чрезвычайно полезно для драчливых детей;
    • периодически бить боксерскую грушу;
    • активно выражать свои сокровенные чувства словами, как это делают взрослые.

    Модель реабилитации трудных детей

    Помимо этих действенных приемов, существует множество полезных игр, направленных на сокращение проявления детской агрессии.

    Успокаивающие игры с чистой водой

    Периодическое созерцание чистых водоемов, наблюдение за рыбками в домашнем аквариуме способно успокоить нервы даже самого разъяренного бунтаря. Многие опытные педагоги советуют использовать в ежедневной воспитательной практике следующие познавательные игры с водой:

    • пробежаться по лужам после теплого дождя. Главное условие тут, чтобы ребенок был в здоровом состоянии и надел непроницаемую обувь;
    • перелить очищенную жидкость из одной емкости в другую. Это простое упражнение способствует концентрации и охлаждению гневных чувств;
    • кидание камешков в любой маленький водоем. Родители должны следить за общей безопасностью такой успокаивающей игры;
    • увлекательная детская рыбалка, создать которую можно в домашнем тазике либо в ванной;
    • регулярное занятие плаванием, посещение городского бассейна, развлекательного аквапарка. Подобные развлечения зависят от материальных возможностей родителей, помогают маленькому драчуну избавиться от пагубных чувств;
    • в летний период можно устраивать веселые дворовые игры с простыми водными пистолетами, чтобы дети проявили максимум личной активности и освежились в жару;
    • создание волн в ванной во время купания. Чтобы вода не растекалась по полу, можно использовать шторы либо наполнять ванну наполовину;
    • установка сезонных надувных бассейнов во дворе. Дети могут кидать в него игрушки, пускать кораблики, плескаться. Задача родителей – следить за их общей безопасностью.

    Детская рыбалка - успокаивающая игра

    Чистая водная среда способна сокращать чувство тревожности и агрессию, способствует быстрому избавлению от гнева.

    Специальные игры с сыпучими материалами

    Игры с кинетическим песком и сыпучими компонентами формируют у ребенка навыки усидчивости, помогают освободиться от внутреннего напряжения. Эти материалы можно мять, сильно давить, кидать, наблюдая за полученным результатом. Сыпучие составляющие такой игры способны принимать любую форму, пагубное воздействие они переносят хорошо. С их помощью дети могут свободно выплескивать отрицательные эмоции, не опасаясь за результат. Самые популярные игры с сыпучим песком:

    • просеивание песка при помощи мелкого сита либо мельницы, оснащенной ситом;
    • закапывание в песок специальных фигурок;
    • возведение красивых песочных замков;
    • создание тематических картин из цветного песка.

    Игры с песком помогают избавиться от гнева

    Полезные творческие игры

    После яркой вспышки гнева нужно выждать, пока бурные страсти и эмоции утихнут. Не давая критичных оценок его неадекватному поведению, можно попросить ребенка изобразить свой гнев и ощущения жертвы, которая подверглась оскорблению. При этом ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно, не стесняться собственных пагубных эмоций.

    Во время анализа собственных действий ребенок обучается ставить себя на место других, контролировать собственное поведение, становиться более чутким к личным потребностям иных людей.

    Во время изображения агрессии дети частот используют темные тона, например, черный либо фиолетовый. Во время совместного анализа картинки вместе с ребенком можно предложить его добавить нужные детали, чтобы рисунок обрел веселый оттенок. Можно нарисовать добрых людей, звездочки, яркий салют. Такие действенные приемы обучают маленького агрессора эффективному управлению собственными эмоциями.


    Детские рисунки с признаками агрессии

    Детская агрессия под контролем

    Родителям и опытным педагогам важно научить ребенка точно оценивать свое внутреннее состояние и контролировать собственные пагубные эмоции, вовремя давать реакцию на сигналы, поступающие телесно. Верно определяя подобный посыл, ребенок сможет самостоятельно управлять собственными эмоциями, предупреждать вероятные конфликты. Во время воспитания агрессивно настроенных детей вся воспитательная работа родителей и опытных учителей осуществляется по трем важным направлениям:

    • периодическое консультирование и обучение проблемных детей положительному поведению, оптимальным способам выражения появившегося гнева;
    • квалифицированная помощь в освоении действенной методики, позволяющей овладевать собой во время ярких вспышек беспричинного гнева;
    • привитие детям чувства сопереживания и сочувствия к близким людям.

    Стили поведения родителей с агрессивным ребенком

    Подобная комплексная коррекция пагубного поведения ведет к оптимальному результату только при систематической активной работе с проблемным ребенком. Невнимательное отношение к детским личным проблемам может лишь ухудшить конфликтную ситуацию. Родителям в такой ситуации требуется проявить толику терпения, понимание, постоянно отрабатывать навыки конструктивного общения с окружающими. Все это поможет снять выраженную агрессию у сына или дочери.

    Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на личность подростка со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

    Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно или полифеноменологичности форм), девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих).

    В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка.

    Это важно понимать школьному психологу для построения корректирующих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого психолог может использовать модельные ситуации, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражнения, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.


    Второй путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмоций, формирования чувства эмпатии у девиантного подростка. Порой у подростка настолько беден эмоциональный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

    Особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков, в последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

    Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

    Метод наблюдения за ребенком является самым приемлемым для диагностики отклоняющегося от нормы поведения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, кружководами, тренерами, социальными педагогами, психологом) за поведением ребенка и фиксацией результатов наблюдений в специально подготовленной психологом карте наблюдений за подростком (по типу карты наблюдений Стотта).

    Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение заполнять обширные опросники, поэтому можно предложить такому ребенку проективные методики: пиктограммы, фрустрационный тест Розенцвейга, «розовый куст», «кактус», «несуществующее животное» и др.

    Психологу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, которые могут нести в себе диагностическую функцию. Попросите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества «Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попросить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции подростка: гнев, печаль, тревога и т.д. Проанализируйте, какие эмоции наиболее актуальны для ребенка в настоящее время, такие упражнения могут стать хорошей прелюдией для откровенного разговора с подростком.

    В арсенале каждого школьного психолога наверняка есть множество таких упражнений.

    Наиболее информативной методикой диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков и старшеклассников является тест, разработанный Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие».

    Для понимания этого теста определимся с некоторыми понятиями, использующимися в психологии девиантного поведения. Девиантное поведение включает в себя такие формы поведения, как делинквентное и аддиктивное.

    Делинквентное поведение – «отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние» (В.Д.Менделевич)

    Аддиктивное поведение - « это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских)

    27. Характеристика делинквентного поведения. Направления работы психолога с деликвентными школьниками.

    Делинквентное поведение – термин, образованный от латинского слова delictum, что в переводе обозначает «проступок». Это и диктует смысл понятия: такое поведение характеризуется асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и обществу.

    Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

    Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами -- законами, нормативными акта ми, дисциплинарными правилами.

    В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства -- общественному порядку.

    В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, места ми лишения свободы.

    в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью иобществом -- между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

    делинквентное поведение - одна из наиболее сложных разновидностей девиантного поведения, так как оно угрожает социальному порядку и благополучию людей.

    тенденции в формировании делинквентного по ведения.

    Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения.

    Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация.

    Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер.

    В младшем школьном возрасте (6 -- 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

    Противоправные действия в подростковом возрасте (12 -- 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство -- у мальчиков, кражи и проституция -- у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы -- торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

    Таким образом, можно отметить, что на формирование делинквентного поведения влияют как педагогическая запущенность, невоспитанность, так и психические аномалии: ренидность, неадекватность реакций. И при изучении делинквентной личности важно знать, какой фактор лежит в основе противоправного поведения.

    Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.

    Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения,

    Если обучающийся совершает противоправное действие, то на него заводится личное дело.

    Для решения данного вида деятельности основными функциями СПС является работа с педагогами и непедагогическими работниками школы по информированию и обучению и выработке стиля поведения с данной категорией детей.

    Одной из форм работы психолога по профилактике делинквентного поведения среди школьников является информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

    Психологическое консультирование осуществляется по трем видам:

    1. Индивидуальное психологическое консультирование.

    2. Групповое психологическое консультирование (подбор по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);

    3. Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов.

    Перед началом применения психологических мер воздействия к обучающемуся необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи, взаимоотношения внутри семьи, место данного субъекта в группе сверстников (лидер, отверженный, “козел отпущения” и т.д.).

    28. Суицидальное поведение. Направления работы психолога с проявлениям суицидального поведения.

    Суицид (самоубийство) - осознанное, намеренное лишение себя жизни.

    Суицидальное поведение включает:
    - суицидальные мысли;
    - суицидальные приготовления;
    - суицидальные попытки;
    - суицидальные намерения;
    - собственно акт суицида.

    Впервые изучением этого явления занимался Э. Дюркгейм (1897 г.). В настоящее время проблемами суицидального поведения занимаются группа учёных под руководством А.Г.Амбрумовой (Москва), Ц.П. Короленко (Новосибирск) и др.

    Различают три типа суицидального поведения (по Э. Дюркгейму):
    1) «анемическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями;
    2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей;
    3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения.

    Э. Дюркгеймом выдвинуто деление суицидальных проявлений на:
    - суицидальные тенденции,
    - суицидальные попытки,
    - завершенные суициды.

    В настоящее время существуют две типологические схемы суицидальных актов, применяемые как к внешним, так и к внутренним формам суицидального поведения.

    Внешние формы основаны на категории цели:
    - истинные суициды;
    - демонстративно-шантажные.

    Иногда демонстрация оканчивается завершённым суицидом вследствие недостаточного учёта обстоятельств.

    Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
    - протест;
    - призыв;
    - избегание;
    - самонаказание;
    - отказ.

    Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях:

    снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

    уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

    формирование компенсаторных механизмов поведения;

    формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

    Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисных ситуациях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в их разрешении.

    29. Причины и факторы аддиктивного поведения школьников.

    Аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм отклоня­ющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ.



  • ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»