«интеллектуальное развитие ребенка». Умственное развитие младенца

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш - вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Интеллект ребенка - это совокупность знаний и умений, способность их применять в повседневной жизни, способность усваивать новые знания и благодаря им решать любые задачи, даже самые нестандартные.

Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире - он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком - эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает - это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.

Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.

Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.

Развитие интеллекта у детей от 4-х до 6-ти месяцев

Уже до того, как малышу исполнится полгода, его можно назвать самым искренним и любознательным ученым, потому что всё новое, что попадается ему в руки, будь то погремушка, одежда или любые другие предметы, они сразу же будут исследованы всеми известными малышу на этот момент способами: он попробует их на вкус, будет сильно-сильно сжимать в своих ручках (заметьте, что в это время забрать что-либо у ребёнка просто невозможно), бить о стены, о перила кроватки, возможно, даже об себя, рассматривать со всех сторон - в общем, предмет будет исследован всесторонние с неподдельным интересом. К тому же, он уже начинает узнавать близких ему людей в лицо, он им улыбается, издает приветственные звуки, агукает, радостно шевелит ручками и ножкам, когда увидит маму.

Удовлетворяйте познавательные рвения ребенка, предоставляйте ему интересный материал, покупайте различные игрушки, обязательно разных цветов, и когда даете их малышу, называйте, что это за игрушка и какого она цвета. Можно позволить малышу игрушку звучащую или с двигающимися деталями, например, машину с двигающимися колесами или игрушку с кнопочками. Уже в полгода развитие интеллекта у детей начинает приобретать ощутимые формы - ребенок может догадаться, что колесики у машинки можно крутить или что нужно нажать на кнопочку, чтобы игрушка заиграла. Скорее всего, это произойдет в ходе эксперимента, но главное, чтобы малыш запомнил результат и в следующий раз провел те же операции ради получения желаемого итога. Обязательно хвалите малыша за любой прогрессивный шаг, даже за то, что он просто нажал на кнопочку, ведь для него ваша поддержка и познание этого мира является сейчас главными составляющими в жизни.

Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев

Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке , к рисованию , к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.

В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами - самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана - возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.

Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.

Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности - на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.

Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял - да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.

Развитие интеллекта у детей от 9-ти до 12-ти месяцев

Ближе к годику ребенок уже способен отличать предметы по их качествам или свойствам. Конечно, всё это лишь начало абстрактного мышления, однако ребенок уже способен отличить животных (и пускай для него все те, кто с хвостом называются единым словом «кися», но это значительный процесс в восприятии), родных и близких, он знает примерно до 10-ти слов и умело и правильно ими пользуется.

На этом этапе жизни позволяйте ему пользоваться даже теми вещами, которые вам, возможно, кажутся сложными для него. Если ребенок плачет при виде мультиков, а во время фильма замирает, значит, ему это нравится, и это именно его развитие, не стоит его замедлять лишь из тех соображений, что ребенок еще не дорос.

  • Делайте ребенку массаж и почаще прикасайтесь к нему, чтобы помимо вашего тепла он еще и познавал своё тельце через ваши прикосновения.
  • С первых дней жизни малыш различает красный, белый и черный цвета, так что дайте ему возможность видеть их и различать - повесьте над кроваткой игрушки разных геометрических форм и цветов, чтобы ребенок замечал некую разницу между ними.
  • С самого рождения говорите с малышом, читайте ему, корчите ему рожицы , показывайте свои части тела и отождествляйте их с его ручками, ножками, пальчиками. Даже если малыш еще только научился фокусировать свой взгляд, в его маленькой головушке всё равно укладывается вся сказанная вами информация, и чем чаще вы будете её повторять, тем быстрее он её запомнит.
  • Если ребенок сыт и спокоен, оставьте его хотя бы на минутку одного, чтобы он без вас осмотрелся вокруг и выбрал ту игрушку или предмет, который ему приглянется, а вы понаблюдайте , что он будет с ним делать.
  • Танцуйте вместе с малышом, пейте колыбельные , даже если вам «медведь на ухо наступил». Для вас главное - развитие у детей чувства ритма, понимание мелодии, а не доскональное изучение нотной грамоты.
  • Если вас интересует раннее развитие интеллекта у детей, то старайтесь не ограничивать их в движениях, в познании, откажитесь от пеленания в пользу свободных вещей, создайте детям условия для работы моторики , для прикосновения ручками и ножками к различным предметам.
  • Пустышку давайте ребенку в крайних случаях, чтобы он мог попробовать все на вкус и познать предмет более детально. Однако следите за тем, чтобы вокруг малыша не было мелких, грязных и острых предметов , чтобы все, что он берёт в ротик, имело познавательный, а не опасный характер.
  • Даже если вы думаете, что в данный момент малыш не сможет понять того, что вы говорите, всё равно общайтесь с ним, объясняйте малышу все об окружающих вещах, называйте всё вслух, охарактеризуйте предметы , и чем чаще вы это делаете, тем больше запоминает ребенок.
  • Обязательно покупайте малышу развивающие игрушки , однако не увлекайтесь ими, чтобы детская комната не пестрела ими. Если таких игрушек будет слишком много, то ребенок будет относиться к ним лишь как к ярким предметам, и процесс интеллектуального развития может пойти не так быстро, как вам хотелось бы. Каждая игрушка должна развивать разные способности.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Уровень умственного развития малыша занимает лидирующее место в оценке нормативности.
Название вида человека – homo sapiens, то есть человек, наделённый разумом. Разум подразумевает нравственность, способность обуздать свой тяжёлый , агрессию, приход к правильному поведению, адаптации.
Высокий коэффициент интеллекта у каждого четвертого, средний коэффициент у двоих из четырёх людей, менее удовлетворительный — у каждого шестого человека, низкий интеллект у каждого десятого ребёнка. Семь процентов из них находятся на границе между нижней нормой и умственной отсталостью. Три процента – умственно отсталые.
Оценка умственного развития является неоднозначной и непростой проблемой. Ею занимаются психиатры, невропатологи, педагоги, медицинские психологи.

Но ежедневное и заинтересованное наблюдение мамы и папы за становлением ребёнка при знании мозга ребёнка даёт не менее, чем проведённая клиническим психологом проверка.
Возможно, в день проверки малыш находится в плохом настроении, быть уставшим, не заинтересованным проверкой.

Из-за неуверенности в себе, лени, стремлении избавиться от назойливых людей, заставляющих проходить тест, ребёнок может отказаться от выполнения задания. Он неправильно решит тест, скажет, что не знает и не умеет.
После обследования результат может не соответствовать действительности.


В пять лет ребёнок должен отличать круг от овала и треугольника, рисовать человека с чертами лица, конечностями, туловищем, одеждой.
Но есть одно но, если ребёнка этому не учили, или ему это было неинтересно, это не значит, что чадо глупо.

Либо наоборот – дитя может отличить одну фигуру от другой, нарисовать человека. Неужели это может сказать о его большом уме?
Вследствие чего не стоит к этой теме подходить категорично. Это вопрос деликатен.
Не торопитесь делать выводы относительно разума своего малютки.
Однажды уважаемый невропатолог профессор принял неизвестного ему молодого юношу. Тот зашёл к профессору и положил на стол диплом с отличием одного из ведущих технических университетов.
Юноша сказал, что врач посоветовал двадцать лет назад его маме отдать его в специальное учреждение для умственно отсталых. Но мать не стала этого делать, она начала упорную работу над ребёнком.
Школа постоянно оценивала детей, которые впоследствии стали выдающимися, как людей с низким интеллектом.
Антон Чехов получал трояки в школе за свои сочинения. Уатт, создатель парового двигателя, Томас Эдисон, Исаак Ньютон в школе считались малоспособными.
Большая часть времени, направленная на умственное воспитание дошкольника, проходит в кругу семьи.
Из этого следует, что родители должны обладать объективными критериями о нормативности интеллекта ребёнка.
Если дитя не соответствует данным критериям, это квалифицируется как задержка умственного развития.

Если Вы заподозрили задержку, обратитесь к психиатру или невропатологу.
При подтверждении опасений, родители должны упорно работать над тем, чтобы преодолеть задержку.
В любом случае, некоторая доля внимания к развитию ребёнка повлияет на него благотворно.
Лучше иногда ошибиться и заподозрить задержку напрасно, чем не выявить её вовремя.

Каковы же нормативы по умственному развитию

Эти нормативы характеризуют интеллект до 6 лет, самых важных в формировании.
На десятый день жизни ребёнок старается поднять свою голову, он лежит на животе, задерживает свой взгляд на каком-либо ярком объекте, глазах мамы. В возрасте двух недель малыш различает резкий и тихий звук.

Ребёнок в возрасте внимательно прислушивается к звукам.
В полтора месяца малыш держит головку, сосредотачивает внимание на чем-либо, поворачивает голову для удержания в поле зрения объект, который перемещается.
В 1.5 ребёнок хочет к родителям на ручки. Ему необходимо видеть и слышать всё для ориентации в пространстве.
Всё, что замечает малыш, удивляет его, за счет этого он познаёт мир. Удивление считается показателем нормального развития ума.
В возрасте трёх месяцев малыш внимательно смотрит на лица взрослых, видит предметы, расположенные за 4-7 метров. Он ищет источник звука, прислушивается и присматривается.
В 4 месяца ребёнок выделяет свою маму из всех остальных людей, узнаёт голос мамы, слыша его, ищет маму.
Для привлечения внимания мамы, он произносит звуки. Ребёнок радуется маме, улыбается, всплёскивает руками, двигает ногами.
Он проявляет эмоции, это также влияет на умственное развитие.

На протяжении полугода активность и отзывчивость малыша – критерий нормативности интеллекта. Но и впоследствии чем богаче переживания малыша, тем богаче психически данный человек, сложнее, глубже закладывается опыт.


В возрасте пяти месяцев малыш может следить за предметом или живым существом около десяти-пятнадцати минут. Теперь малыш сам выбирает объект, на который нужно обратить внимание. Это зрительная сосредоточенность. Ребёнок способен самостоятельно повернуться со спины на пузико и в обратную сторону, опирается на ладони, поднимает голову и слушает, смотрит. Он захватывает предмет, ощупывает его, подносит к глазам.
В полгода малыш ищет взглядом человека /кошку /собачку, про которых у него спрашивают.

Сангвиник тотчас улыбнётся, флегматик и холерик не поторопится это сделать. Он будет внимательно всматриваться с серьёзным лицом. После того, как он оценит тех, кого он заметил перед собой, проведёт экспертизу (приятный человек или нет, опасный ли). Потом он либо улыбнётся, либо заплачет, отворачиваясь.
В шесть месяцев малыш начинает ползти. В семь – лепечет слоги. Если его спросить «где киса», он будет искать взглядом кошку, и если не найдёт, он укажет пальцем на то место, где она обычно лежит, на кресло, например.

Ребёнок в семь месяцев понимает многое из того, что от него хотят взрослые. Ему необходимо объяснять всё, что от него требуется, не нужно трясти его как куклу.
Через месяц дитя уверенно сидит, тянется к игрушкам, старается переложить одну игрушку из одной ручки в другую. Занимайте его руки делом, самое время. Подкладывайте новую игрушку вовремя.
Ребёнок, который не способен сосредоточиться, отстаёт в развитии интеллекта.
В возрасте девяти месяцев дитя уже откликается на своё имя.
Начиная с 9-ти месяцев и до 11-ти во взгляде ребёнка должен быть пытливый интерес к окружающему миру. Его глазки как будто задают вопрос.
Заметьте данный интерес, не погашайте его, отвечайте ласково на вопросительные взгляды, побуждайте направление вопрошающего взора.
Ребёнок, который задерживается в развитии, смотрит на своих родителей пассивнее. Нужно рассказывать своему крохе обо всём, что окружает его, называйте все предметы, по которым он скользит своим взглядом.
Малыш радуется, потому что с ним разговаривают, он пытается понять, что говорят о том или ином объекте.
Когда у ребёнка вопросительный взгляд, в нём присутствует любознательность, начинается период вопросов. Он будет задавать их, как только начнёт говорить.

В возрасте десяти месяцев, когда ребёнку говорят «дай», он подаёт известные ему предметы.
Когда малышу исполняется 12 месяцев, в его речи есть от семи до четырнадцати слов.
Ребёнок сосредоточен на чём-то одном до двадцати пяти минут. Он отлично знаком со словом «нельзя».

В один год по обыкновению малыш начинает новый этап в развитии — хождение. У него появляется желание, а точнее, необходимость дойти до какого-либо места. Самый первый начинает ходить сангвиник, затем холерик, ну а флегматик начинает ходить позже всех.


Когда детишки постигают этот навык, происходит развитие психомоторное.
То есть разворачивается генетическая программа, которая подчинена развитию интеллекта.
Самое главное в этой программе сосредоточенность, внимание, поэтапность. Комплексность, одновременное дозревание возможностей, которые взаимосвязаны.
Из этого следует важная рекомендация – не стремитесь к освоению чего-либо следующего, пока не освоили предыдущего.
Необходимо всё развивать в комплексе. Помните, что движение ножек и ручек происходит с помощью головы. Но развитие рук и ног развивает голову.
У малыша с ловкими пальцами психоречевое развитие без отклонений.

Я пытаюсь вести с вами откровенный и доверительный разговор. Именно разговор, поэтому и возвращаюсь к обозначенным, основным, темам почти в каждом разделе. Вот и сейчас вновь приглашаю вас к разговору об интеллектуальном развитии ребенка.
Зададают мне как-то такой вопрос: "Как вы думаете, можно ли воспитывать своих детей так, чтобы они были умнее своих родителей?"
Вообще, у нас часто разумность ребенка приписывают наследственности. Но чем больше и дольше я занимался проблемой детей, тем дальше отходил от этого мнения. Развитие интеллекта, на мой взгляд, меньше всего заложено в генах. Академик Дубинин сказал так: "...Психические качества не закодированы в генетической программе". У нас же принято думать: в музыкальных семьях - обязательно дети музыканты, в спортивных - спортсмены и т.д. Но как часто бывает, что у гениальных родителей вырастают посредственные дети.
Лена Алексеевна, как-то изучая биографии великих педагогов, открыла, что ни их сыновья, ни их дочери не стали великими педагогами и даже просто их учениками.
Мы долго с женой над этим думали и пришли к выводам вполне конкретным, как сделать своих детей более интеллектуально развитыми, чем мы сами. Руководствуясь ими, мы и растили наших детей: (*)
(*) Вполне возможно, я во многом повторюсь, но, как говорится, повторение - мать учения".
1. Естественное вскармливание до появления первого зуба.
2. Близость (физическая) матери к ребенку. Так, африкнки носят детей за спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи пришли к выводу, что эти малыши намного превышают по уровню развития европейских детишек этого же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не занимались, а просто носили за спиной.
3. Увеличение кругозора, возможность практически неограниченная в познании мира ("не запирать" малышей в коляски и пеленки!).
4. Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью Природой (повторяю еще раз, хотя говорил об этом неоднократно!).
5. Легкая одежда. Влияет ли она на интеллект? Представьте, да! Так, распашонки с зашитыми рукавчиками, на мой взгляд, вредны. Они блокируют систему осязания: куда бы ручки малыша ни попадали, они ничего не ощущают. А обрезанные рукавчики на распашонке и срезанные носочки на колготках способствуют развитию системы осязания.
6. Обогащенная обстановка. Сейчас поясню, что это. В Гамбурге была защищена диссертация "Сопоставительное исследование системы воспитания по Монтессори и Никитиным". (Упор в ней сделан на обогащенную обстановку.) Но у нас почему-то ни один архитектор не думает о том, как в квартире будет жить ребенок. И что сделано здесь для детей? Такое впечатление, что во всех новых и старых домах должны жить только бездетные родители.
Что же такое обогащенная обстановка?
Это система принципов и приспособлений: 1) использование лесенки-"встаньки" Скрипалева; 2) свободное передвижение по квартире ребенка-"ползунка"; 3) игры во "взрослые игрушки" - кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумаги (обязательно научите правильно держать карандаш сразу же!).
7. Свобода познания мира, снятие "традиционных" запретов. Постарайтесь забыть выражения: "Не трогай", "Не лезь" и т.п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию. А как нам этого не хватает сегодня...
8. Оборудование в квартире спорткомплекса В.С.Скрипалева по книге "Стадион в квартире".
9. Развивающие игры. Наши развивающие игры только один из факторов интеллектуального развития детей. Их может быть много, если вы творчески подойдете к этому вопросу. Сейчас у нас в семье есть 17 игр и пособий.
10. Раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2-3-летнего возраста). В программе детского сада дети должны знакомиться с буквами только в 7 лет в подготовительной группе (12 букв).
Мы своим детям давали кубики со всеми буквами. И внукам тоже. Антон забрал их для сына, а ему еще нет и годика.
...Был я как-то в Подольске на квартире у одного инженера. Оленьке, его дочери, 1,5 года. Папа принес коробку с карточками, на которых крупно написаны все гласные. "Борис Павлович, попросите Олю дать вам любую из этих букв". И девочка безошибочно и вразнобой все 8 букв показала. Таким образом, грамоту ребенок, как и все, может давать с рождения, а не в 6-7 лет, как у нас принято. Опасения, что раннее знакомство с азбукой вызовет какие-то осложнения в развитии, безосновательны.
11. Раннее знакомство детей с инструментами и материалами, т.е. с ручным трудом. Конечно, опасны и ножницы, и шило и т.д. Но только в том случае, если детей не научили с ними обращаться. Своих детей мы рано познакомили с острыми предметами.
12. Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать, 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

В оценке нормативности ребенка уровень его умственного развития занимает ведущее место. Не случайно видовое наименование человека - homo sapiens, sapiens - человек разумный, разумный! Человек разумен, если он нравствен, способен обуздать свой трудный характер, агрессивные эмоции, прийти к правильному поведению и нормально адаптироваться. Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвертый, средняя норма его - у двух из четырех, нижняя граница, т.е. то, что еще можно оценивать как более или менее удовлетворительное, примерно у каждого шестого, и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого (7% детей по уровню интеллекта между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% - умственно отсталые). Однако в школе претензий нет только к одному из двух детей и, следовательно, каждый второй нуждается в целенаправленном и интенсивном умственном воспитании, чтобы не оказаться в той половине класса, которая прозябает на "отметке милосердия" - троечке.

Оценка уровня умственного развития - очень непростая и неоднозначная проблема. Его определяют медицинские психологи, врачи - невропатологи и психиатры, педагоги. Однако каждодневное, постоянное, любовно заинтересованное наблюдение родителей за становлением сына или дочери при знании нормативов умственного развития может дать не меньше, чем хотя и профессионально, но разово проведенная медицинским психологом "ревизия ума". Ведь в день обследования ребенок может быть не в настроении, чувствовать себя усталым, просто не заинтересоваться заданием. От неуверенности, из лености или просто стремясь избавиться от неприятного ему "приставания" малыш не выполнит предложенного задания, не ответит на вопросы теста, заявив, что не знает или не умеет этого, хотя в действительности знает и умеет и в другой ситуации легко бы выполнил требуемое. И в результате разового обследования может появиться ошибочное заключение.

Согласно требованиям, предъявляемым к пятилетнему, он должен уметь различать треугольник, круг, овал; уметь нарисовать человека с головой, туловищем, конечностями и всеми чертами лица, деталями одежды. Ну, а если его этому не научили или его это просто не интересует, и он рисует дома, самолеты, деревья? Значит, такой ребенок глуп? Или наоборот: ребенок умеет отличить треугольник, круг и овал и натуралистически изобразить человека. Неужели это такое уж бесспорное свидетельство его ума? Поэтому категоричность в столь тонком, больном и деликатном вопросе излишне опасна. Не следует торопиться с "окончательным приговором", но необходимо сделать все возможное, чтобы помочь ребенку.

К известному невропатологу однажды пришел незнакомый молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием ведущего в стране технического вуза. На удивленный вопрос профессора юноша ответил: "20 лет назад вы дали маме совет сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей... Она отвергла ваш совет и продолжала упорно заниматься со мной. Сегодня я принес диплом маме, она попросила меня показать его вам...".

Нередко школа оценивала как имеющих посредственный ум детей, впоследствии ставших выдающимися людьми. История науки, искусства, литературы пестрит такими примерами. Тупым слыл в школе Д. Уатт. Да, тот самый который создал универсальный паровой двигатель. Великий французский драматург Корнель был признан в школе лишенным всяких дарований. "Скверный ученик", проваливший выпускной экзамен Д. Свифт известен всему миру, но никто не помнит его экзаменаторов. Малоспособными считались в школе К. Линней, Д. Байрон, В. Скотт, Г. Гельмгольц, Т. Эдисон, И. Ньютон, А. Герцен, В. Белинский, Н. Гоголь. Учителя никогда не ставили за сочинения более высокую оценку, чем "удовлетворительно", А. Чехову. Все это к тому, что не следует торопиться с ярлыками, оценками ума ребенка. Более важно понимание сложности и относительности такой оценки. Ведь бойкий часто представляется умнее тихони, сорванец - глупее пай-мальчика, начитанный - умнее неначитанного.

По отметкам в дневниках и по мнению учителей, особенно женщин, девочки младших и средних классов умственно развиты выше мальчиков, что зачастую не подтверждается впоследствии. Следовательно, школа имеет один критерий оценки ума, а жизнь предлагает другой? К какому из них готовить, какой важнее? Естественно, жизнь оценивает вернее, но готовим-то мы детей к школе.

Пока же ясно одно. В решающем, дошкольном периоде умственное воспитание, как и воспитание вообще, более всего осуществляется в семье. Поэтому родители должны иметь объективные, дающие целостное представление о ребенке и доступные пониманию неспециалистов критерии нормативности умственного развития . О них и пойдет речь в данном разделе. Несоответствие этим критериям квалифицируют как задержку умственного развития. Заподозрив задержку, следует немедленно обратиться к невропатологу или к психиатру. Если врач подтвердит опасения, родители в союзе с ним будут упорно трудиться, стремясь преодолеть ее. Пристальное внимание к умственному развитию ребенка во всех случаях благотворно. Поэтому лучше ошибиться, заподозрив задержку там, где ее нет, чем не выявить ее своевременно.

Итак, переходим к нормативам умственного развития, в единстве характеризующим интеллект до шести важнейших в его формировании лет.

К десятому дню жизни младенец пытается поднять головку, лежа на животике, задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери; двухнедельное дитя уже различает тихие и резкие звуки. Ребенок месячного возраста прислушивается к звуку. Полуторамесячный удерживает головку, пытается сосредоточить внимание на предмете, повернуть головку, чтобы удержать в поле зрения перемещающийся объект. С полутора месяцев ребенок явно предпочитает положение на руках. Почему? Потому, что так он лучше удовлетворяет генетически заложенную в нем потребность видеть и слышать, потому что такое положение дает ему возможность лучше ориентироваться пока еще в малом пространстве. Все, что он видит, удивляет его. Удивление же - праматерь познания, показатель нормального умственного развития. Широко распахнутые глаза младенца на всю жизнь запечатлевают хорошее, но и плохое, красивое, но и безобразное. И "удивляющийся" - умен.

В три месяца ребенок сосредоточенно смотрит в лицо взрослого, видит предмет за четыре - семь метров, т.е. видит все, что происходит в комнате. Он слышит звуки и ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается. К четырем месяцам жизни он окончательно выделяет мать из всех окружающих, знает ее голос и, услышав его, ищет мать взглядом. Он "гулит", привлекая внимание матери и перекликаясь с ней. Младенец радуется ей, улыбаясь и всплескивая ручками, быстро двигая ножками. Он уже эмоционален. За развитием эмоциональности следует пристально наблюдать, так как она прямо взаимосвязана с умом. Эмоциональность - движущая сила умственного развития в этом возрасте. Первые пробуждающие ум воздействия - эмоциональная взаимосвязь в системе мать - дитя. В первые шесть месяцев жизни эмоциональная отзывчивость и активность ребенка - ведущий критерий нормативности его умственных потенций. Но и далее прослеживается та же закономерность: чем богаче переживания, тем психически сложнее и богаче человек, и чем эмоциональнее пережито нечто, тем глубже оно остается в памяти как жизненный опыт.

В пять месяцев ребенок до 10-15 минут неотрывно следит за предметом или человеком. Если раньше он смотрел только на то, что привлекло его внимание, то теперь он сам выбирает объект, на котором фиксирует внимание. Перед ним вертят волчок, а он смотрит на прыгающую в сторонке заводную лягушку: она ему интереснее. С этого времени можно уверенно говорить о зрительной сосредоточенности (начало зрительной сосредоточенности отмечается уже у двухмесячного!). Малыш не просто смотрит, а оглядывает предмет, как бы ощупывает его взглядом. Очевиден интерес, внимание, и притом сосредоточенное. Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к чему-то, умственно полноценен. К пяти месяцам у малыша созрела способность далеко видеть и долго смотреть, слушать. Поэтому в пять месяцев он уже может самостоятельно повернуться со спинки на животик и, опираясь на ладошки, высоко поднять головку, чтобы видеть и слышать больше.

Но вот ему уже мало и этого. Чтобы познать, он должен схватить, ощупать, попробовать, поднести к глазам. И в пять с половиной месяцев ребенок захватывает предмет, ощупывает его двумя ручками, тащит в рот, пробует на вкус, рассматривает. Это уже произвольный активный познавательный акт - важная веха умственного развития. Здесь намечается принципиальное: он или занимается схваченным предметом, или отбрасывает его, чтобы тут же схватить другой и через секунду отбросить и его, не заинтересовавшись им. Второе плохо, ибо свидетельствует о начале поверхностности и отвлекаемости, а, следовательно, о возможной задержке умственного развития.

В шесть месяцев малыш свободно переворачивается с животика на спинку, чтобы лучше рассмотреть захваченный предмет. Он стремится освободить ручки! Отвечая на вопрос "Где бабушка?", он ищет ее взглядом. К малышу подходит взрослый, заговаривает с ним. Сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не торопятся с улыбкой. Они сосредоточенно всматриваются, их личики серьезны. И лишь оценив, кто перед ними (опасен, не опасен; приятен, не приятен), они или улыбнуться, или отвернуться, заплакав.

Однако до предмета не дотянуться, и в шесть месяцев ребенок пополз. Пополз, потому что умственно созрел для этого, пополз, чтобы стать еще разумнее. И родители заботятся, чтобы так оно и было: он должен ползти к чему-то и за чем-то, он должен поползти вовремя, потому что он "пополз за умом". Скорость ползания на животике мала, и необходимость побуждает в семь месяцев встать на четвереньки. Теперь он практически бежит, "бежит" и его умственное развитие.

В семимесячном возрасте ребенок лепечет, повторяя слоги: "ма-ма-ма", "бу-бу-бу". Это важно. Он сливает звуки, как в свое время сольет буквы. Отвечая на вопрос "Где папа?", и даже "Где киса?", малыш ищет их взглядом и, если не находит, указывает пальчиком на то место, где они имеют обыкновение быть (например, на кресло). Малыш все больше понимает требования взрослых. С ребенком говорят, объясняя все, что делают с ним, что требуют от него, а не тормошат его молча, как куклу. Это - умственное воспитание.

В восемь месяцев ребенок уверенно сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной ручки в другую. У него свободны ручки. Их следует занять делом, ибо начало всему - до года жизни. И вы вовремя подкладываете малышу новую игрушку. Сидя, он до 30 раз сосредоточенно постучит ею обо что-то. Подчеркиваем - сосредоточенно. Не способный к сосредоточению уже отстает в умственном развитии, и мать заинтересовывает отвлекающегося, привлекая его внимание к игрушке.

В девять месяцев ребенок знает свое имя и оборачивается на зов.

С девяти - одиннадцати месяцев во взгляде малыша - пытливый интерес ко всему, что его окружает . Его глаза вопрошают. Следует заметить этот интерес, не погасить его, ласково ответить на взгляд-вопрос и тем самым побудить направить вопрошающий взор еще на что-то. Задерживающийся в развитии тоже смотрит, но пассивно, вяло. Ему тем более следует рассказать о том, что находится в поле его зрения, назвать предметы, по которым безучастно скользит его взгляд. Ребенку радостно уже от того, что с ним говорят, и он что-то поймет, запомнит слово, обозначающее объект. Вопросительный взгляд ребенка, любознательность во взгляде - этап к периоду вопросов, которые будут заданы, как только он заговорит. В десять месяцев в ответ на просьбу "дай" ребенок находит и дает знакомые предметы.

К году жизни ребенок использует в речи 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до четверти часа, усвоил смысл слова "нельзя". В год он пошел. Пошел не только потому, что ножки окрепли, а главным образом потому, что дозрел ум, появилась потребность дойти до интересующего, дойти со свободными ручками. Девочка пойдет на месяц-два раньше, чем мальчик; сангвиник раньше, чем холерик. Последним пойдет флегматик. Начало ходьбы - веха не просто моторного, а психомоторного развития. Все это - развертывание генетической программы, подчиненной у человека умственному развитию. Главное в ней - интерес, сосредоточенное внимание, поэтапность, когда одно дозревает, готовя дозревание другого, комплексность, когда одновременно дозревают взаимосвязанные возможности. Отсюда важная рекомендация: не следует стремиться к освоению последующего, даже если пришло время, не освоив предыдущего; все необходимо развивать комплексно, помня, что движением ручек и ножек управляет головка, но развитие функции ручек и ножек есть и развитие головки. Ведь малыш с ловкими пальчиками, как правило, имеет хорошее психоречевое развитие.

Второй год жизни преимущественно психоречевой. Еще не достигшему полуторагодовалого возраста ребенку для накопления словарного запаса показывают предметы, людей и животных на картинке, называя их. Полуторагодовалый использует 30-40 слов, а двухлетний уже 300-400. В полтора года ребенок задает вопросы "что?", "кто?" , к двум годам - "что это?", "кто это?" . Чтобы сказать о чем-то, ребенок должен знать не только названия предметов, но и их признаки, должен уметь выразить с помощью слов, как предмет действует. И малыш осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы.

К полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков возникает фразовая речь. Вначале это предложения из двух-трех слов. Очевидно, что фразовая речь возникает и используется прежде всего для вопросов. Фразы "хочу гулять", "хочу би-би" - выражение простых потребностей, просьб, желаний, а радует нас вопрос "что это?". И чем лучше развивается ребенок умственно, тем более доминирует познавательная сторона, тем больше он задает вопросов и слушает. Если фразовая речь возникла у девочки к полутора, у мальчика к двум годам, они умны.

Итак, к двум годам совершается чудо: ребенок начинает говорить. Вы показываете двухгодовалому картинку, одновременно рассказывая, что изображено на ней, и побуждаете говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, вы усаживаете двухгодовалого за столик, даете карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, он заполняет лежащие перед ним листы клубками линий. Двухгодовалый складывает и башенку из пяти кубиков. В этом возрасте он сосредоточенно занимается одним делом до трети часа.

Третий год. Качественный скачок в умственном развитии. Ребенок этого возраста набирает по 100 слов в месяц и к трем годам использует уже 1500 слов. По мнению Л.С. Выготского, отечественного психолога, чьи труды признаны во всем мире, ребенок, не знающий названия вещи, как бы не видит ее. Таким образом, чем больше слов знает ребенок, тем больше он понимает окружающее. И тут встает вопрос о роли семьи в психоречевом, а значит, и в умственном развитии на данном этапе. Ребенок охотнее и прочнее усваивает те слова, которые чаще и эмоциональнее произносятся в семье. Следовательно, чем богаче словарный запас родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, тем глубже, полнее и естественнее он начнет познавать окружающее. По словам малыша можно судить о том, что его интересует и насколько он целеустремлен.

Задержка умственного развития нередко выражается в задержке речи. Умственное развитие всегда психоречевое развитие и протекает по закону количественного накопления и качественного скачка. Ребенок может долго набирать словарный запас; а потом в два-три дня перейти к фразовой речи. Нередко дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позднее. Подобно мудрецам, они молчат, пока им нечего сказать. Но если ребенок хочет выразить мысль и не может, это плохо. Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев или становится обидчивым, что может закрепится как черта характера. Стараясь успокоить малыша, вы показываете ему, что понимаете его, продолжая в то же время стимулировать появление фразовой речи. Заподозрив задержку речи, следует незамедлительно обратиться к отоларингологу, чтобы исключить дефект слуха, и начать борьбу с задержкой, если она подтвердится. В том случае, если речь ребенка невнятна, многие звуки произносятся неверно, с трех лет необходима работа с логопедом. Это и постановки правильной речи, но одновременно и умственное развитие, и предупреждение нервности или трудности.

В первой половине третьего года жизни ребенок задает ориентировочные вопросы "где?", "куда?", "откуда?" Во второй его половине он задает вопрос вопросов "почему?" До сир пор ребенок познавал по горизонтали и возникал вопрос "что это?". Теперь познание развивается в глубину, по вертикали, и возникает вопрос "почему?". Ранее он просто знакомился с миром, теперь он хочет его понять. Чем раньше ребенок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Возникновение вопроса "почему?" - принципиальный норматив! Если ребенок задерживается с вопросом "почему?", родители сами задают его малышу и сами отвечают на него, побуждая и малыша задать упомянутый вопрос, т.е. задуматься над сутью предметов и явлений. До возникновения вопроса "почему?" ребенок "ползал" в умственном развитии. Теперь - "пошел". Со второй половины третьего года, вгрызаясь в суть, он начинает спрашивать: "А как сделал?", "А что будет?", "А что внутри?"

Трехгодовалый пересказывает услышанное и рассказывает об увиденном и пережитом, особенно если взрослые помогут ему наводящими вопросами. Он использует уже сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления, о нормативности его умственного развития. По мнению Л.С. Выготского, трехгодовалый должен в основном освоить родной язык, и в этом состоит чудо третьего года жизни. С двух до трех лет ребенок нуждается в постоянном речевом контакте со взрослыми. Говорите с ним, говорите умно, серьезно, и он будет умным.

В три года малыш понимает, что такое один, мало и много, различает правую и левую стороны. Трехлетний уже настолько умен, что по одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням - слона.

Со второй половины удивительного третьего года он начинает осваивать конструктивную игру, строя с выдумкой, овладевая первыми элементами планирования. Ребенок выходит и на сюжетно-ролевую игру, но пока играет преимущественно с предметами: вот он доктор для куклы, вот шофер, а машиной ему служит перевернутый табурет. Однако постепенно он переходит и на игру со сверстниками. Трехгодовалый сосредоточенно занимается одним делом до 30 минут.

Трехлетний, если он умен, воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит, испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию. Эмоции врожденны, но, как все врожденные потенции, нуждаются в развитии. Эмоциональное развитие тесно связано с интеллектуальным, и в данном аспекте уместно говорить об эмоционально-умственном воспитании, как и об эмоционально-умственном уровне развития ребенка. При задержке умственного становления возможна задержка эмоционального развития, и тогда трехлетний будет испытывать лишь примитивные эмоции - удовольствие и неудовольствие - и грубо выражать их. Тонкая эмоциональность развивается неразрывно с тонким умом.

Решающим условием воспитания эмоциональности ребенка является многокрасочная и богатая эмоциональность матери. Сколько бы ни твердили малышу о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью. Сколько бы ни говорили ему о нежности, печали, доброжелательности и сочувствии, если это не присуще матери, жестокосердным будет и ребенок. Чем одарила мать, тем ребенок и владеет. Ребенок развивает ум, но, если мать не одарила эмоциональностью, то ум ребенка холодный, односторонний, более того - ущербный. Ведь бывает эмоциональность без ума - и она не тонка, нередко нелепа. Она оторвана от ориентации и понимания. Малыш радуется, кода другим грустно, и печалится, когда уместна радость. Его ум не согрет эмоциональностью, а эмоциональность не облагорожена умом. В двух строках стихотворения "Пожелание друзьям" С. Маршак так сказал об этом:

Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.

Вторая грань воспитания эмоциональности, не менее важная, - культура эмоциональной экспрессии. Воспитанный ребенок сдержан в выражении отрицательных эмоций. Он не подавляет их, но и не истеричен. При неудовольствии он сердит, но не беснуется. Гнев его - во взгляде, он даже может топнуть в сердцах, заплакать и сказать, как он обижен, но это не агрессия и не двигательная буря. Радость такой ребенок выражает улыбкой, взволнованной речью, тем, что обнимает и целует маму. Если он недоволен, то насупливается, красноречиво молчит, а не вопит истошно и не жестикулирует неистово. Этому учат и этого требуют. Тогда перед нами интеллигентный, культурный ребенок. И, конечно, он умен.

В три года малыш уже мыслящий человек, но к умению думать его следует привести. Упустив для воспитания третий год жизни, упустили многое. Три года назад ребенок родился с потенциальными возможностями. Теперь они во многом реализовались. Извечное женское дело тех девяти месяцев, от зачатия до родов, доступно всем здоровым; подвиг умственного, эмоционального, нравственного "вынашивания", воспитания - родительский подвиг матери и отца. И доступен он только истинно любящим, только личностям - Матери и Отцу.

Четвертый год базируется на успехах и уровне, достигнутых к трем годам. И только так. В воспитании нельзя через что-то перепрыгнуть, что-то игнорировать - "пусть побалуется, пусть подрастет, а научим потом". Трехгодовалый понимает то, что он увидел, пережил. На четвертом году жизни ребенок идет дальше. Он способен понять то, чего не видел сам и о чем еще не знает, если ему толково рассказать об этом. К четырем годам по картинке он сочиняет более или менее подробный рассказ, расцветив его приключениями. Он осмысленно заканчивает предложение, начатое взрослыми. Четырехлетний обобщает: стул, стол, шкаф, диван - мебель, а кастрюля, тарелка, чашка - посуда.

К четырем годам жизни малыш задает до 400-500 вопросов в день и осваивает полученную в ответах информацию. Среди вопросов доминирует въедливое "почему?" Характер ответов решает многое. Спросил: "Почему этот дедушка ходит с палочкой?", а ему ответили поверхностное: "Все дедушки ходят с палочкой". Но подобный ответ ничего не объясняет. Удовлетворяясь ничего не значащими ответами, ребенок начнет и сам думать поверхностно. Потом он и вовсе перестанет слушать ответы, а задав один вопрос и даже не дожидаясь ответа, тут же задаст следующий. И так без конца. В итоге вырастает пустозвон, болтун.

По характеру вопросов ребенка судят об его уме, о направленности мышления, об интересах, культуре и о многом другом. По мере взросления самым важным критерием уровня ума ребенка становится не количество, а глубина вопросов. Бесчисленны, но не глубоки вопросы болтливого и легковесного. А истинно умный задаст один вопрос - и взрослый человек озадачен. Авиценна со сдержанной гордостью сказал о своем школьном детстве единственное, но характеризующее его ум более всего: "И я был лучшим из задающих вопросы".

На вышеприведенный вопрос о дедушке с палочкой ответили поверхностно. Малыш нуждался в глубоком ответе, как голодный в куске хлеба, но взамен получил пустышку. А можно было ответить, например, так: "Дедушке много лет, и у него болят ноги. Без палочки он может упасть. Без палочки ему трудно идти. Палочка для него как добрый внучек - она помогает ему, поддерживает его". Образный ответ запоминается, будит мысль, рождает более глубокие вопросы. Усложняются вопросы, углубляется мышление. И первые, простые вопросы - тропочка; усложняющиеся, углубляющиеся - выход на широкую дорогу познания и развития ума.

С другой стороны, отец - физик, инженер или математик - отвечая на вопрос четырехлетнего сына о громе и молнии, прочтет ему целую лекцию об электричестве, прибегая к специальной терминологии. Это излишне - не по возрасту и не по уму. Если подобное будет иметь место часто, ребенок может стать "заумным". Самое сложное следует объяснять просто и в то же время глубоко, образно.

Ребенок с задержкой умственного развития, как указывалось, более всего запаздывает с вопросами, особенно с ведущим во вскрытии причинно-следственных связей, глубинным "почему?" И тогда родители в нормативные сроки сами задают ему вопросы и сами отвечают на них. Он должен задать 400 вопросов, ему задают 40, чтобы обстоятельнее и понятнее ответить, дав время на усвоение информации. Возможно, это продлиться долго, но придет час, и он войдет во вкус познания, задаст вопрос "почему?" сам. Без такой стимуляции малыш может так и не выйти на "почему?", ограничившись вопросами "что?", "где?", "куда?"

Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут (40 - сангвиник, 50 минут - холерик и флегматик). В четыре года ребенок окончательно готов к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В ней он ставит цель, планирует. И во второй половине четвертого года он задает вопрос "зачем?" . Развивающийся нормально расскажет, что и как он намерен сделать, в отличие от задерживающегося, который действует на авось, идет путем проб и ошибок.

Четырехлетний много занимается с игрушками. Ему дают сначала одну, но интересную игрушку и знакомят с ней до полного ее освоения. Только после полного ознакомления с одной выдается другая. Не поняв сути игрушки, будучи привлечен только ее цветом и формой, ребенок не заинтересуется ею и быстро ее оставит. Суть игрушки следует раскрыть как можно полнее и показать ее в действии, со всех сторон, вызвав интерес к ней. Игрушку заводят, запускают, включают в сюжетно-ролевую игру. Естественно, если для игры потребуется несколько игрушек, связанных с ее сюжетом, ребенок получает их одновременно.

Пятый год. Вновь качественный скачок. Узнавал, познавал - и вдруг задумался о глубинных причинах. Куда девалась самонадеянность незнайки! Если раньше он усвоил, что это хорошо, а то плохо, принимая все на веру, то теперь перед ним встал вопрос, почему это хорошо, а то плохо. Пятилетнего волнуют и более общие категории. Он стремится понять, что такое справедливость, верность, неправда. Он задумывается над тем, что такое жизнь и смерть. С. Маршак писал:

Четыре года был я бессмертен,
Четыре года был я беспечен,
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.

Пятилетний совершенно свободно играет с детьми, хорошо знает правила игры. Он соревнуется, спорит, доказывая свою правоту, ищет причины неудач, командует, организует и подчиняется.

Если говорить о более частном, то к пяти годам ребенок знает не только свое имя, но и отчество, фамилию, возраст, адрес, транспорт, идущий к его дому. Он умеет пользоваться конструктором, собирая машину по прилагаемой схеме. Он рисует человека с головой, глазами, носом, ртом, ушами, волосами, туловищем, руками и ногами от туловища, с пальцами на руках и пририсовывает к ногам стопы. И все это он должен знать и уметь.

Шестой год. К концу его ребенок использует 4 000 слов. Он может выразить почти все оттенки мысли и понимает речь взрослого почти во всех нюансах. В этом возрасте умственно развитому ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он все более находчиво и быстро дополняет незаконченные предложения, видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ. Он уже решает простые арифметические задачи. Он свободно, без затруднений обобщает, вычленяет. Вы задаете шестилетнему вопрос: "В один сарай свели корову, овцу, медведя и лошадь. Кого из них следует побыстрее убрать, кто лишний?" И умный ребенок отвечает: "Медведя!" Тут же вопрос: "Почему?" Ответ незамедлителен: "Он хищник, он дикий, он из леса". Шестилетний понимает поставленную перед ним задачу, свою роль во взаимодействии с другими; он должен знать много игр и уметь выдумывать сюжет для них. Он считает до ста, складывает и вычитает до десяти. Запоминает и декламирует простые стихи. У такого ребенка не будет проблем с обучением в школе.

Шестилетний уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин); он ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени; ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает); в семейных отношениях и среди взрослых; в опасном и безопасном; в правилах детской игры и в нормах поведения. Изображая человека, он между головой и туловищем рисует шею; на человеке шляпа, одежда, обувь.

Шестым годом жизни мы заканчиваем изложение возрастных нормативов умственного развития, так как пять с половиной лет - ключевой возраст, к которому ребенок или соответствует им, или безоговорочно задержан в развитии. Он уже готов к школе или не готов. С этого возраста ему доступны все виды обучения (иностранный язык, музыка по нотам, занятия в шахматном кружке и др.). Фундамент интеллекта заложен.

Развитие интеллекта ребенка начинается с самого рождения. Ребенок уже способен слышать, видеть, испытывать вкусовые, обонятельные ощущения. Таким образом малыш получает информацию до двух месяцев, а позднее учиться чувствовать и различать целостные объекты, в основном людей. Малыш оживляется при виде матери или знакомого человека, услышав знакомый голос.

Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие ребенка 4 недель:

Ребенок успокаивается если его возьмут на руки и укачивают;
оживляется при звуке голоса мамы или другого близкого человека (или наоборот замирает);
о своих потребностях сообщает плачем. Когда проголодался или хочет спать;
если общаться с ребенком достаточно близко – внимательно разглядывает лицо человека;
на поставленный перед ним предмет тотчас обращает внимание. Внимательно его разглядывает.

Развитие ребенка в 2 месяца:

Во время кормления грудью может ненадолго остановиться чтобы рассмотреть мамино лица, посмотреть в глаза;
улыбается в ответ на улыбку;
когда с ним разговаривают произносит звуки, гулит;
трясет вложенной в руку погремушкой;
за движением следит глазами;
открывает рот, когда чувствует близость груди матери и при виде бутылочки.

Развитие ребенка в 3 месяца:

Узнает лица знакомых людей;
когда с ребенком разговаривают, оживляется и смеется в ответ;
разглядывает игрушки, свои ручки и пальчики.

Как развивать интеллект ребенка с рождения

Мелкая моторика

В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру.

Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.

Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.

Самый первый объект пристального внимания грудничков - это их собственные ручки. Находясь в кроватке, малыши внимательно изучают их, рассматривают пальчики, пробуют на вкус. Это очень важное занятие, которое помогает лучше чувствовать свои руки, что способствует формированию мелкой моторики что важно для развития участка коры головного мозга ответственного за развитие речи.

Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:

Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!

Развивайте наблюдательность младенца

Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.

Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.

Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!

Готовьте малыша к овладению речью

Всем нам с детства знакомы произведения, в которых дети, воспитанные в лесу животными в последующем, адаптируются в социуме. Надо сказать, что эти произведение не имеют под собой и толики реальности. Дети, оставшиеся без человеческого общения, в дальнейшем не смогут овладеть человеческой речью и как следствие понятийным мышлением, в своем психическом развитии они так и останутся на уровне животного.

Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.

Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.

Замечено, что раньше других начинают говорить дети, родители некоторых немедленно реагировали на плачь младенца, приходили тотчас к ребенку что бы ликвидировать источник плача и просто успокоить.

Важнейшие качества – активность и предприимчивость

Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы. Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу». Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»