Народные тряпичные куклы план конспект урока. Досуг Из истории возникновения кукол план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

МБУ ДО ЦДТ г. Суража

Конспект занятия

« Народная тряпичная кукла »

РАЗРАБОТАЛ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНДЛЕР

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНРОВНА

Цель: формирование умений при выполнении изделия по замыслу –тряпичной куклы в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие:

Рассказать о значении народной тряпичной куклы в жизни русского народа;

Познакомить с принципами её изготовления;

Научить изготовлению нескольких видов традиционной тряпичной куклы: рождественского ангела и вепсской куклы.

Развивающие:

Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

Расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении традиционных народных декоративно-прикладных изделиях.

Воспитательные:

Указать значение народной куклы в современном обществе;

Воспитывать интерес к народным традициям;

Прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

Развивать коммуникативные навыки.

Характеристика занятия:

- форма организации: практическая работа с элементами рассказа и обратной связью;

- тип занятия: комбинированное.

Материальное обеспечение занятия:

Образец готовой тряпичной куклы;

Ножницы;

Разноцветные нити;

Х/б ткань белого цвета;

Лоскутки цветных х/б тканей;

Кружево, тесьма, ленты;

Ручные иглы;

Синтепон;

Нитки красного цвета;

Аудиоаппаратура;

Диски (кассеты) с записями мелодий русских народных песен;

Компьютер.

Видеопроектор.

Подборка слайдов.

Материальные образовательные ресурсы:

Иллюстрации, наглядные пособия.

Ход занятия:

I . Организационное начало.

1. Подготовка учащихся к занятию.

II . Актуализация знаний.

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обведу.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

К вам пришла я не одна,

С собою ангелов взяла,

Да куколку-красавицу

Нам здесь очень нравится!

Сообщение темы урока:

- Вот эти народные куклы сегодня на нашем занятии мы научимся делать, соблюдая традиции наших предков.

(Демонстрируется образец тряпичной куклы)

Демонстрация наглядного и иллюстративного материала.

III . Объяснение нового материала.

1.Возникновение народной тряпичной куклы

В современном мире существует огромное множество игру­шек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень малень­кими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

По сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

Народные игрушки это те, которые создаются целыми партиями па фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из остав­шейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. И сын и дочь выросли и сделали такие же иг­рушки своим детям.

Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты. Чаще

всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были са­мыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода...

Традиционно такие куклы делятся на три группы:

игровые,

обрядовые

и обереги .

Они простые, милые и отчего-то очень-очень родные. Смотришь на маленькую нитяную тряпичную фигурку – чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно…
Хотя, ремеслом изготовление таких кукол назвать сложно. Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее.
Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?).

Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).
Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла.

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

1.Кто принес весть о рождении богомладенца?

Известно всем, что в русской деревушке

Лоскутная кукла- любимая игрушка!

Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И куклы из простого лоскутка

По вечерам под песню создавала.

В такие куклы до замужества играли;

Они и чуткий сон детей оберегали,

И благосостоянье приносили для народа,

И символом считались продолженья рода.

И пусть безликими такие куклы были

Они оберегали всю семью, хранили.

И право стать невестой та имела,

Что сотню кукол сшить себе сумела

- Ваши прабабушки сами изготавливали себе такие куклы из лоскутков от ветхой одежды, оставшихся от пошива одежды. И таких кукол у девочки обычно было очень много.

Наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

- Что же нам потребуется, чтобы сделать такую куколку? Давайте подумаем вместе.

Ткань белая, цветная, нитки красные, коричневые

- А сейчас вы узнаете, как изготовить такую куклу.

(В качестве объяснения нового материала звучат стихи. А так же демонстрируются электронные слайды с поэтапным изготовлением куклы)

- Вот такие красивые куклы-закрутки должны получиться у вас. Причем каждая из них будет оригинальна и неповторима.

(Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. В качестве технологической карты по изготовлению куклы-закрутки используются электронные слайды).

Порядок работы:

    Возьмите прямоугольный кусок ткани.

    Перегните его пополам по горизонтали.

    Перевяжите ткань посередине нитками (рис. 1, а).

    С обеих сторон от перевязки подложите под ткань ветошь, оформите головы кукол и перевяжите шеи нитками (рис. 1, б).

    Из ткани по краям оформите ручки, обмотайте их нитка­ми: в середине, на месте перевязки, обмотайте нитками общую руку (рис. 1,«).

    У одной из кукол сформируйте из ткани ножки, обмотайте их нитками (рис. 1, г).

    Подпояшьте кукол. Грудь куклы-невесты перевяжите нит­ками крест-накрест

(рис. 1, д).

    Из ниток сделайте куклам повязки на головы. На голове куклы-невесты укрепите фату из тюля или кружева (рис. 1, е).

Заключительная часть.

- У каждой из вас получилась замечательная кукла!

Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Будьте умелы, прилежны, старательны,

И аккуратны, и очень внимательны

Нам не на долго придется прощаться.

Будем ещё много раз мы встречаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Используемая литература:

Гильман Р. А., Иголка и нитка в умелых руках; М., Легпромбытиздат, 1993.

Мазурик Т. А., Лоскутное шитье: от ремесла к искусству, - С-Пб., «Паритет», 2000.

Максимова М., Кузьмина М., Лоскутки,- М., «ЭКСМО-Пресс», 1998.

Миловский А. С., Скачи, добрый единорог; М., Детская литература, 1986.

Организация: МБДОУ «Комсомольский детский сад»

Населенный пункт: Пермский край, п. Комсомольский

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое куклы»

Цель -расширение знаний об истории создании куклы.

Задачи:

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, умение работать в коллективе.

Обучающие: Познакомить с разновидностями кукол разных времён;

дать представление о прошлом, настоящем и будущем.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, инициативность, общительность через создание игровых ситуаций.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Предварительная работа: 1. Беседа о назначении и разнообразии игрушек.

2. Составление рассказов «Моя любимая кукла»

3. Лепка, рисование, аппликация по теме «Моя любимая игрушка»

4. Сюжетно – ролевая игра «Дом».

Оборудование: Экран, проектор, мольберт, слайды с изображением разных эпох, куклы разных эпох, ткань, камушки, палочки, бумага, брусочки, платочки, юбочки, пластилин.

Вводно – организационный этап:

Воспитатель сообщает детям, что хотела бы пригласить их в путешествие в страну Кукляндию.

Как вы думаете, почему она так называется?

А что такое кукла?

Есть ли у вас любимая кукла?

Чтобы попасть в страну кукол, нужно пройти карту времени.

Введение нового содержания:

На слайде: изображение пещеры, куклы, камень, доска.

Давным – давно, когда на земле жили первобытные люди, их жильём была пещера. Добыча огня и пищи была целью их выживания. Взрослые уходили на охоту, на рыбалку, дети оставались одни.

Чем же было заняться малышам? Какие же это были игрушки?

Доски, гальки – самые первые куклы. У них просили пощады от огня, воды и солнца, ветра; ведь многие изменения в природе они объяснить не могли. Впервые куклы облегчили жизнь людей, потому что можно было её попросить о помощи, ей пожаловаться, спеть для неё.

Шло время, менялись люди, менялась их жизнь. Холодная каменная пещера осталась далеко в истории прошлого.

Давайте посмотрим, как же жили люди во времена крестьянства.

(На слайде: изображение крестьянской избы; куклы – полено, куклы из соломы, тряпичной куклы).

Первой куклой у славян была кукла – полено. Звали её «Колодней». В дальнейшем появились новые имена: Морена, Кострома, Купала, Русалка. Куклу – полено наряжали в сарафан или юбку, в цветной платочек.

Как вы думаете, интересно было играть куклой – поленом? А почему?

Крестьяне научились делать кукол из соломы. С песнями водили они вокруг них хороводы; носили на руках, играли около них. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Один обряд остался и знаком нам. В наши дни встречают и провожают Масленицу, сжигают её. А потом лакомятся вкусными, сытными блинами.

Любимой куклой крестьянских ребятишек была тряпичная кукла, то есть сделанная из ткани. До появления в семье малыша, мама из тряпочек, свивальничка готовила куколку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моей дитяткой, а играй с этой куколкой». Звали её Берегиней. Когда мама шила куколку, напевала колыбельные песенки:

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Катю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Катя крепко спать.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И укусит за бочок». (На слайде показ приемов игры с тряпичной куклой)

А интересно тряпичной куклой играть? Почему?

Игровой момент

Предлагаю вам игру с пальчиками:

Кукле кашу я сварю (мешают кашу)

В миску молока налью (наливаем молоко)

Положу туда крупу (накладываем крупу)

И поставим на плиту (ставят).

Будет каша хороша (хлопают в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша (грозят пальчиком).

Спустя много лет, человек нашёл природный материал – глину. Поместив её в ведро, добавив воды, было видно, что из неё можно лепить. Так появились глиняные куклы, расписанные яркими, красивыми красками.

(На слайде: куклы из глины) .

Какие глиняные игрушки вы знаете?

В наше время такие игрушки хранятся в музее. Они считаются выставочными, так как встретить их можно на выставках.

В дальнейшем люди придумали делать куклы из другого материала. Так была создана новая кукла «Зина», изготовленная из синтетического материала – резины, пластмассы. Она была с миловидным лицом, в яркой разнообразной одежде. Появились новые имена: Даша, Таня.

(На слайде коллекция пластмассовых и резиновых кукол).

В это время создаются этнографические куклы, т. е. куклы одетые в национальные костюмы с характерными особенностями людей разных национальностей.

А какие национальности вы знаете?

(На слайде коллекция этнографических кукол).

В наше современное время в магазинах появились куклы,

похожие на людей, которые многое умели делать.

Как вы думаете, что умеют делать куклы?

По размеру куклы стали выше, а материал, из которого они делались разнообразнее: резиновая голова, тряпичное туловище, пластмассовое туловище. (На слайде: коллекция современных кукол).

В какие игры можно играть с куклами?

Впервые в наших магазинах появилась совершенно новая кукла – иностранка. Она приехала к нам из далёкой страны Америки, была создана по последнему слову парижской моды. Её имя – Барби. Она умеет двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях; фигурка тонкая, личико миловидное – этим она привлекательна. У куклы Барби есть подруги: Синди, Тутси, Стаси; друг Кен. Кукла Барби находится в музее восковых фигур в Англии и её называют «Мисс кукла Мира».

Какие чувства у вас вызывает эта кукла?

Творческая мастерская:

«Сделаем куклу своими руками».

Какая получилась кукла?

На какую куклу она похожа?

Рефлексия

Ребята, вы сегодня побывали в большой и интересной стране Кукляндии. Увидели кукол разных времён.

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Кому бы вы хотели об этом рассказать?

Кому бы хотели подарить свою куклу?

Мотивационно – побудительный этап последующей деятельности

Я предлагаю вам создать куклу будущего третьего тысячелетия и в дальнейшем будет оформлена выставка кукол.

Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги)

Цели : исследование народной традиции изготовления куклы-берегини; пробуждение познавательного интереса к народному творчеству; изготовление куклы-берегини.

Задачи: научить декоративному украшению куклы-берегини; совершенствовать умение работы по плану; расширить знания по украшению народного костюма.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Вводная часть.

Учитель. Ребята, послушайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

«Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью...»

Это, конечно, сказка, но...

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли - берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали над притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Куклу-берегиню наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма - в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. В женском сарафане собрана вся красота и плавность линий.

Учитель . Ваша задача - воплотить всю красоту русского сарафана в вашей работе. Работать вы будете в группах. Каждая группа должна создать неповторимый образ русского сарафана.

III. Составление плана работы.

Учитель. Давайте повторим, что вы узнали о кукле- берегине.

Для чего делали куклу-берегиню?

Почему у куклы не было лица?

Как украшалась кукла-берегиня?

Учитель . Составим план, по которому вы будете выполнять работу.

1. Работа по шаблону.

2. Выбор цвета костюма.

3. Выбор цветов мелких деталей костюма.

4. Наклеивание.

IV. Практическая часть.

Учитель. Ребята, у вас на столе заготовки кукол, раздаточный материал образцов, шаблон, цветная бумага, ножницы. Каждой группе предстоит определиться, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Учащиеся в группах самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини.

V. Итог занятия.

Учитель . Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Пеню русскую споем да не одну!

Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце урока выставка изделий. Оценивается оформление кукол-берегинь.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»

Чепёлкина Оксана Валентиновна

МКОУ «Ш-И № 18»

Пояснительная записка

Тема: «Такие разные куклы»

Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.

Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа

Обучить детей основам изготовления оберегов

Формировать эстетический вкус

Познакомить с народной игрой

Воспитывать дружеские отношения

Формы и методы реализации : беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность

Возрастные группы обучающихся : 8 лет

Ожидаемые результаты : Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников

Сохранение патриотического и культурного наследия.

Оборудование : ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук, колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка

Раздаточный материал : вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы

Словарь закрепляемый на занятии : куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь

Тема: «Такие разные куклы»

Круг приветствия

(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

Нам здороваться не лень!

В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары: продаются самовары!

Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!

Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.

Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)

В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.

А у вас есть игрушки?

А как появились они у вас?

Что вы можете сказать об игрушке?

(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях.)

Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)

В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.

И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: (слайд 2)

Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

(слайд 3) (на экране появляется кукла)

Скажите, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. (слайд 4)

В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. (слайд 5)

Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини, их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.

Хотите познакомиться с некоторыми из них? (да)

Тогда смотрите на экран.

Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)

Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.

В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)

Как вы думаете, почему её так называли?

(ответы детей)

В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.

В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)

Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?

Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?

(Ответы детей: это ребенок плачет.)

В: -Пойдём посмотрим.

(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)

В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Ребята, как можно еще успокоить маленького?

Ответы детей:

(Покормить, покачать, спеть колыбельную).

В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.

«Ходит сон по хате»

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном

В сарафане голубом,

Ходят вместе они,

Спи, мой дитятко усни.

Баю – бай, баю – бай,

Крепко глазки закрывай.

В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.

(Дети садятся на свои места)

В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?

(Ответы детей)

А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).

Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9)

Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

У меня для вас сюрприз:

(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)

Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?

(Ответы детей: у неё много рук)

В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».

А зачем ей столько рук?

(Ответы детей)

В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.

В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)

А вы любите играть?

Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)

Тогда становитесь в круг.

Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?

(Ответы детей)

Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Гуси-гуси»

(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)

Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:

Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

Кто запомнил заветные слова?

Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Все вместе проговариваем заветные слова)

(Открываю сундучок, а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)

В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.

Давайте посмотрим, что же это?

Дети: - Это лоскуты.

В: -Илья, читай, что написано в записке?

Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.

В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала

(шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала

(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло

(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

(слайд 12)

В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.

При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.

2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.

3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.

4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.

5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.

7) На голову кукле повязываем платок.

8) Всё, кукла готова.

В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".

Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.

Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.

Берегинюшка моя,

Во сундук кладу тебя.

Ты тихонько там лежи

И весь дом мой береги!

Итог занятия:

Чем отличается современная кукла от тряпичной?

Почему народная кукла была безлика?

Зачем люди делали таких кукол?

Молодцы!

Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело).

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 7 класс, Раздел «Рукоделие».

Форма урока: Комбинированный урок

Цели:

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация Приложение ;
  • Выставка «Тряпичная кукла»;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала

Этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
  3. Новый материал
  4. Физ. минутка
  5. Практическая работа
  6. Закрепление изученного материала
  7. Анализ и оценка работ, итог урока
  8. Сообщение темы, целей следующего урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка списочного состава класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

III. Изучение нового материала.

Слайд 2

Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Слайд 3

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Учитель: В этом мне помогут мои помощницы – девочки, которые знают все о тряпичной кукле и научились их изготавливать.

Слайд 4

1-я ученица: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

    Кукла на счастье
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

    Пеленашка
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

    «Кубышка-травница»
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Слайд 5

2-я ученица: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

    Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

    Неразлучники
    Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

    Сёмик и Семичиха
    Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Слайд 6

3-я ученица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Слайд 7

Учитель: Наши девочки тоже увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «Кубышку – травницу».

IV. Физ. минутка.

Но вначале я предлагаю немного размяться. Мои помощницы проведут физ. минутку, а вы повторяйте движения за ними.

Все движения разминки
повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

V. Практическая работа.

Слайд 8

Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, кружево, лекарственная трава, инструменты: ножницы, игла. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.

Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.

Слайд 9

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Слайды 10–15

Подробная технологическая карта изготовления «Кубышки-травницы».

Учитель

  • делит учащихся на группы для коллективной работы;
  • инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
  • прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;
  • проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.

Слайд 16

Последовательный план изготовления тряпичной куклы.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель :

  • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница»)
  • Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
  • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

Слайд 17

VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.

Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.

Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
  2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
  3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

VIII. Сообщение темы, целей следующего урока.

Источники:

  1. www.rukukla.ru
  2. festival.1september.ru/articles/571614/
  3. www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/
  4. www.livemaster.ru/olleethnic
  5. www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26
  6. www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki
  7. www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/
  8. www.liveinternet.ru/users/2930900/post111936532/
  9. ikt45.ucoz.ru/load/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/prezentacija_tvorcheskogo_proekta_quot_kukla_quot_perevertysh_quot/9-1-0-17
  10. www.gnozis.info/?q=node/4127
  11. www.livemaster.ru/olya-russ
  12. www.livemaster.ru/kukolki-nest
  13. www.livemaster.ru/tinchenok
  14. www.livemaster.ru/ellenn
  15. www.livemaster.ru/natalika
  16. www.livemaster.ru/nartrad
  17. www.livemaster.ru/berkman
  18. www.treeland.ru/article/eko/needlework/ictoria_narodnoi_kukly.htm
  19. www.livemaster.ru/ellina
  20. www.livemaster.ru/dobraiaigrushkа
  21. www.deliya-toys.ru
  22. www.oberejie.ru [email protected] 2005-2009 гг.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»