Консультации для педагогов по безопасности дошкольников. Консультация для воспитателей ДОУ

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.

По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера — развлечений и выставок художественно — продуктивной деятельности детей и взрослых.

Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа.

Используйте самые различные методические приемы:

1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

3. Обращайте внимание на иллюстрации.

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

4.Задавайте вопросы.

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).

Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

5.Прогулка.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.

Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

Можно использовать такие дидактически игры:

«Кто из этих людей твои родственники»,

«Кто лишний»,

«Как можно закончить предложение»,

«Угадай по признаку» и др.

Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

Беседы,

Эксперименты,

Тренинги,

Наглядность,

Сюжеты из жизни,

Художественные произведения,

Игры,

Рисование на различные темы.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.

1.5. Воспитатель ДОУ находится на рабочем месте в санитарной одежде, которая предоставляется дошкольным образовательным учреждением и в личной сменной удобной обуви.

1.6. Воспитатель ДОУ соблюдает утвержденный режим труда и отдыха в детском учреждении. Изменения режима труда и отдыха допускаются только в случае экстремальных ситуаций.

1.7. Систематически следит за:

— наличием в медицинской аптечке группы набора необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой доврачебной помощи при травмах;

— расположением аптечки в местах недоступных для детей;

— наличием, на стенах, комнатных термометров для контроля температурного режима в помещениях групповых и спальных комнат детского сада.

1.8. Воспитатель группы детского сада должен владеть приемами и способами оказания первой доврачебной помощи в объеме инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему, действующей в дошкольном образовательном учреждении.

1.9. О каждом несчастном случае, произошедшем в дошкольном образовательном учреждении, воспитатель должен немедленно сообщить заведующему ДОУ сразу после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему (работнику ДОУ, ребенку, родителям ребенка).

1.10. Воспитатель ДОУ обязан соблюдать правила противопожарного режима, инструкцию по мерам пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные краны). Должен знать порядок включения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, план действия по эвакуации детей и людей при пожаре.

1.11. Воспитатель ДОУ обязан знать:

— инструкцию по охране труда для воспитателя детского сада;

— опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами;

— правила производственной санитарии;

— правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.

1.12. Воспитатель обязан соблюдать правила личной гигиены в ходе работы, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

1.13. Воспитатель несет персональную ответственность за здоровье и безопасность детей во время всего нахождения их в детском образовательном учреждении.

1.14. Несоблюдение настоящей инструкции по охране труда воспитателя является нарушением трудовой дисциплины и влечет за собой дисциплинарную, материальную и уголовную ответственности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

1.15. Лица, допустившие невыполнение или нарушение требований инструкции по охране труда для воспитателя детского образовательного учреждения, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил по охране труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы воспитателя детского сада

Перед началом работы воспитатель детского образовательного учреждения обязан:

2.1. Проверить состояние комнаты группы, комнаты для раздевания детей, туалета.

2.2. Включить полностью освещение и удостовериться в исправности его работы. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть следующей:

— в комнате группы — не менее 20 Вт/кв.м при люминесцентных лампах и не менее 48 Вт/кв.м при лампах накаливания;

— в спальной комнате — не менее 5 Вт/кв. м при люминесцентных лампах и не менее 9,6 Вт/кв. м при лампах накаливания.

2.3. Убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам в групповой комнате: 4-х местные столы должны быть установлены не более чем в два ряда, 2-х местные столы — не более чем в три ряда; расстояние между рядами столов — не менее 0,5 м; расстояние первого ряда столов от наружной стены — не менее 1,0 м.

2.4. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные (распаечные) коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки – закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.

2.5. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения электробезопасности. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.

2.6. Проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.

2.7. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.

2.8. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.

2.9. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующей по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующей детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

3. Требования охраны труда во время работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

3.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса.

3.1.2. Быть предельно внимательным к поведению детей, с целью своевременного предупреждения и недопущения событий, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями и персоналом детского сада.

3.1.3. При выявлении признаков недомогания, вялости или заболевания ребенка:

— изолировать больного ребенка для исключения заражения других детей;

— вызвать медицинскую сестру для обеспечения ребенка необходимой квалифицированной медицинской помощью;

— сообщить о случившемся родителям (опекуну) заболевшего ребенка.

— в случае отсутствия медицинской сестры, по согласованию с родителями оказать первую доврачебную помощь;

— в экстренных случаях вызвать «скорую медицинскую помощь».

3.1.4. Безотлагательно извещать руководство детского образовательного учреждения о каждом несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

3.1.5. Следить за крепежом мебели и цветочных подставок, за исправностью оборудования.

3.1.6. Следить за состоянием посуды (чайной и столовой). Чашки, блюдца, тарелки с трещинами и сколами немедленно изымаются и сдаются завхозу.

3.1.7. Следить за наличием у детей индивидуальных расчесок и полотенец, в случае отсутствия уведомлять родителей.

3.1.8. Вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, воспитательной деятельности и оздоровления детей, доводить до сведения руководства детского образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного и воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность детей.

3.1.9. Организовать изучение детьми детского сада правил по охране труда и технике безопасности, правил дорожного движения, поведения в быту, правил пожарной безопасности и т.д.

3.1.10. Рабочее место содержать в чистоте и порядке, соблюдать гигиену. Обеспечить безопасное хранение и содержание режущих, колющих и других опасных предметов (ножницы, иголки, булавки, кнопки, скрепки и прочее). Ножницы на занятиях должны быть с тупыми концами, иголки используются исключительно на индивидуальных занятиях под присмотром воспитателя.

3.1.11. Во время прогулки постоянно держать в поле зрения всех детей, знать количество детей взятых на прогулку. Если по какой-либо причине некоторые дети остаются в группе, воспитатель ДОУ обязан передать таковых воспитанников под присмотр помощнику воспитателя (младшему воспитателю).

3.1.12. Дальнюю прогулку или экскурсию осуществлять только вместе со вторым сотрудником (один впереди, другой сзади), строго выполняя правила уличного и дорожного движения.

3.1.13. Следить за выполнением температурного и питьевого режима в группе ДОУ.

3.1.14. Проводить прогулки детей на открытом воздухе не реже двух раз на день общей продолжительностью не менее 4-4,5 часов.

3.1.15. В процессе одевания детей на прогулку избегать резких, суетливых и неосторожных движений, которые могут привести к травмированию воспитателя и детей.

3.1.16. В жаркую погоду выводить детей детского сада на прогулку в легких головных уборах.

3.1.17. Во избежание простудных заболеваний, выходя с детьми на прогулку, одеваться и одевать детей в соответствии с погодой (непромокаемая обувь, верхняя теплая одежда, головные уборы, шарфы, рукавички и т.д.).

3.1.18. Работая с детьми на участке по уходу за зелеными насаждениями, предварительно проверить и в процессе следить за исправностью хозяйственного инвентаря: лопат, граблей, носилок и т.п.

3.1.19. Следить за тем, чтобы дети не ели на прогулке ягоды, грибы, растения, ничего постороннего не поднимали с пола.

3.1.20. При движении в помещении группы, других помещениях детского сада, а также при ходьбе с воспитанниками на улице, быть внимательным и остерегаться скользких мест и неровностей.

3.1.21. Проводить оформление комнаты группы, актового зала только на устойчивых, специально предназначенных лестницах-стремянках.

3.2. Во время работы воспитателю детского сада запрещается:

3.2.1. Отвлекаться во время работы с детьми и отвлекать других воспитателей ДОУ посторонними разговорами.

3.2.2. Допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе воспитателя ДОУ.

3.2.3. Закалывать иголками или булавками свою одежду, содержать в карманах бьющиеся и острые предметы, носить обувь в помещении на высоком каблуке.

3.2.4. Хранить в группе лекарственные препараты и медикаменты, кроме бриллиантовой зелени, перекиси водорода и йода, которые должны находиться в аптечке, закрепленной на недоступной для детей высоте.

3.2.5. Использовать в помещении группы электронагревательные приборы: кипятильники, камины, электрочайники, плойки и.д.

3.2.6. Проводить прогулки с детьми по улицам с большим движением автотранспорта.

3.2.7. Выпускать детей одних на территорию детского сада, оставлять одних на игровой площадке или в помещении группы.

3.2.8. Отдавать детей незнакомым лицам, а также родственникам, моложе 16 лет.

3.2.9. Отдавать детей родителям, находящимся в нетрезвом состоянии.

3.3. Требования к количеству занятий и их продолжительности в ДОУ:

3.3.1. Количество учебных занятий в неделю:

— в младших и средних группах — 11-12,

— в старшей группе — 15,

— в подготовительной группе — 17.

3.3.2. Максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах ДОУ не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах — трех.

3.3.3. Продолжительность учебных занятий:

— для детей 4-х летнего возраста — не более 15 мин.;

— для детей 5-летнего возраста — не более 20 мин.;

— для детей 6-летнего возраста — не более 25 мин.;

— для детей 7-летнего возраста — не более 30 мин.

В середине занятий проводится физкультминутка длительностью 1,5-2,0 мин.

Перерывы между занятиями — не менее 10 мин.

3.4. Требования к организации питания в ДОУ:

3.4.1. Выдачу готовой пищи детям разрешается проводить только после снятия пробы и записи медработником в бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче.

3.4.2. Температура горячей пищи при выдаче детям не должна превышать 70°С.

3.4.3. Во время приема пищи воспитатель ДОУ обязан следить за правильным использованием детьми столовых приборов. Столовая посуда при выдаче пищи детям не должна иметь трещин и сколов во избежание травмирования детей.

3.4.4. Пища из кухни детского сада подается при отсутствии в коридорах и на лестницах детей.

3.4.5. Во время раздачи пищи не допускать игр, детских шалостей около обеденных столов.

3.4.6. Строго запрещается приносить в групповые комнаты кипяток, а также любые продукты питания из дома для угощения детей в детском саду.

3.5. Требования к просмотру телевизора

3.5.1. Длительность нахождения за экраном телевизора или монитора должна составлять в младшей и средней группах — не более 20 минут, а в старшей и подготовительной группах не более 30 мин. Просмотр телепередач, обучающих программ и фильмов, видеороликов детьми дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).

3.5.2. Для просмотра телепередач, обучающих фильмов, программ, роликов использовать телевизор, монитор с размером экрана 59-69 см. Экран должен быть установлен на высоте 1,0-1,3 м от пола комнаты группы.

3.5.3. Детей необходимо рассаживать на расстоянии 2,0-5,5 м от экрана.

4. Требования охраны труда по окончании работы воспитателя детского сада

4.1. Внимательно осмотреть все помещения группы, обратить внимание на наличие опасных и вредных факторов и сообщить об этом администрации детского сада (ДОУ).

4.2. Проветрить помещения в течение не менее 20-30 мин, после чего закрыть все окна и фрамуги.

4.3. Привести в порядок помещение группы (убрать все игрушки, пособия, тетради, книжки, принадлежности для рисования, лепки и т.п., проверить расстановку мебели и упорядочить ее, провести размещение детских вещей).

4.4. Выключить все используемые средства, оборудование (демонстрационные, учебные, аудио- и видео-аппаратуру), питающиеся от электрической сети.

4.5. При обнаружении замечаний поставить в известность заведующего дошкольным образовательным учреждением (ДОУ).

4.6. Продумать, спланировать и подготовиться к занятиям следующего рабочего дня.

4.7. Снять рабочую одежду, сменную обувь и разместить их в установленное место.

4.8. Чисто вымыть с мылом руки.

4.9. Уходя, закрыть окна и фрамуги, выключить электроосвещение, закрыть входную дверь или сдать свою смену воспитателю следующей смены.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях в ДОУ

5.1. В случае пожара, аварии и других стихийных бедствий воспитатель детского сада в первую очередь принимает меры по спасению детей группы.

5.2. При возникновении пожара необходимо:

5.2.1. незамедлительно эвакуировать детей из помещения (согласно плану эвакуации);

5.2.2. по возможности закрыть все форточки и окна с целью быстрого нераспространения огня;

5.2.3. сообщить о пожаре заведующему ДОУ;

5.2.4. вызвать пожарную часть по телефону 101;

5.2.5. по возможности и при необходимости отключить электроэнергию;

5.2.6. приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, вода, плотное покрывало).

5.3. При получении ребенком травмы необходимо:

5.3.1. незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему ребенку, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет, подставить под холодную струю воды при ожоге и др.);

5.3.2. выполнить необходимые мероприятия и действия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание и наружный массаж сердца, остановить кровотечение);

5.3.3. поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия работника медицинского учреждения;

5.3.4. сообщить о случившемся администрации дошкольного образовательного учреждения, медицинской сестре, родителям, при необходимости отправить ребенка в ближайшее лечебное учреждение.

5.4. При возникновении в ДОУ непредвиденных ситуаций воспитателю следует:

5.4.1. Обеспечить безопасность всех детей группы;

5.4.2. Сообщить администрации детского сада о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае;

5.4.3. При необходимости сообщить в службу спасения по телефону 101.

5.5. При аварии (прорыве) в системе отопления учреждения необходимо срочно вывести воспитанников из помещения группы, сообщить о происшедшем администрации детского образовательного учреждения.

6. Ответственность воспитателя детского сада

6.1. Воспитатель ДОУ несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей группы, за выполнение настоящей инструкции по охране труда для воспитателя детского сада в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Воспитатель детского сада за нарушение правил охраны труда и производственной санитарии подвергается дисциплинарным взысканиям, предусмотренными правилами внутреннего распорядка ДОУ.

6.3. Воспитатель может быть привлечен к уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником детского сада или за промедление в оказании доврачебной помощи, эвакуации детей, вызове скорой медицинской помощи, а так же других ситуаций предусмотренных должностной инструкцией и другими локальными актами ДОУ.

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

4. Средства ознакомления детей с основами безопасности

5. Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

6. Методы ознакомления детей с основами безопасности

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы - «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. («компетентности» - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

. Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

. Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

. Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

. Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение,построенное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Техника безопасности во время

игровой деятельности детей

дошкольного возраста»

Голубова Елена Васильевна

Май 2016г.

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность - имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны взрослых. Игровая деятельность ребенка включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры со строительным материалом, дидактические, подвижные игры с правилами. Воспитатели должны знать и выполнять требования по технике безопасности детей.

От каких опасных и вредных факторов необходимо оградить детей?

    Нельзя оставлять детей без присмотра взрослых.

    Неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости.

    Недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книг», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей.

    Присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи может стать причиной нарушения остроты слуха.

    Неисправное электрооборудование в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием.

    Неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм.

    Несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

    При работе с детьми необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

    Игрушки должны быть гигиеничны, не сломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные).

Безопасность жизнедеятельности детей

во время подвижных игр

    Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии.

    Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем воздухе во время прогулки.

    Постоянное и переносное оборудование размещается по краям игровой площадки для того, чтобы оставался простор для проведения подвижных игр.

    Для проведения подвижных игр в групповой комнате следует освободить больше места, по возможности раздвинуть столы и стулья, чтобы они не мешали детям двигаться.

    Для прыжков, ползания, метания необходимо специальный инвентарь: обручи, дуги, мячи, кегли...

Требования безопасности перед началом подвижных игр

    Подвижные игры должны быть в перспективном плане воспитательной работы, а также в рабочем плане на каждый день.

    Подвижные игры проводят со всей группой детей или с небольшой подгруппой.

    Перед началом игры следует обратить внимание на самочувствие, состояние здоровья детей группы, и соответствие предложенных упражнений каждой возрастной группе.

    Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель должен хорошо знать, чтобы четко объяснить смысл, правила, движения которые есть в игре.

    Воспитатель перед началом игры должен осмотреть площадку, помещение, проверить приспособления, крепления стоек, лавочек, лестниц. Проверить одежду и обувь детей.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр

    Перед началом игр воспитатель объясняет правила игры.

    Во время выполнения движений воспитатель организует детей таким образом, чтобы они не травмировали друг друга, страхует в зависимости от подготовки, возраста ребенка, высоты оборудования, сложности упражнений.

    Выполняя прыжки и соскоки, стоит приземляться легко на носки, компенсируя нагрузку тела на ноги чуть приседая.

    Четко придерживаться требований учебной программы по поводу нагрузок.

    Необходимо чередовать спокойные и подвижные игры.

    Летом подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте площадки. Зимой во время прогулки необходимо использовать бег и прыжки.

Требования безопасности после окончания

подвижных игр

Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При получении травм, ухудшении самочувствия ребенка – немедленно уведомить старшую медсестру.

    Оказать потерпевшему первую медпомощь, а в случае необходимости вызвать скорую помощь.

    Уведомить о несчастном случае заведующую, методиста.

Безопасность жизнедеятельности детей во время

прогулки на свежем воздухе

    Прогулка проводится ежедневно в любую погоду за исключением неблагоприятных погодных условий.

    Продолжительность прогулки на свежем воздухе должна соответствовать физиологическим требованиям.

    Одежда и обувь детей должна соответствовать погоде.

    Во время прогулки за пределы детского сада воспитатель напоминает детям правила поведения при переходе пешеходного перехода. Такие прогулки обязательно сопровождаются двумя взрослыми, которые должны иметь аптечку и питьевую воду.

Требования безопасности перед началом прогулки

    С целью предотвращения травм необходимо тщательно проверить площадку для прогулки. Там не должно быть битого стекла, мусора, ядовитых растений, грибов.

    Перед началом прогулки воспитатель должен увлажнить и взрыхлить песок в песочнице.

    Во время прогулки воспитатель должен видеть всех детей в поле зрения.

    Воспитатель должен находиться рядом во время самостоятельной подвижной деятельности детей с использованием игрового оборудования.

    В теплое время года обязательным должно быть наличие кипяченной воды, придерживаться питьевого режима во время прогулки.

    Все игрушки и спортивный инвентарь, который используется во время прогулки, должен быть исправным и соответствовать гигиеническим нормам.

    После окончания прогулки воспитатель должен организованно завести детей в группу.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что во время прогулки необходимо организовать интересные и полезные дела, проводить игры и физические упражнения, что исключить несчастные случаи, будет содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.

развлечение

по экологии

«Берегите природу»

Голубова Елена Васильевна

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…

Что бы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Безопа ́ сность - отсутствие какого-либо риска , в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.(Википедия)

Безопасность человека - такое состояние человека , когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма , сознания , психики и человека в целом и не препятствует достижению определённых желательных для человека целей.(Википедия)

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, любознательностью, проявлением инициативы и самостоятельности. В результате чего нередко возникают травмоопасные ситуации. От педагога требуется большая работа по воспитанию у детей безопасного поведения.

Для того, чтобы дети принимали правильное решение, необходимо:

Дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте;

Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Важно научить каждого ребёнка объяснять собственное поведение, давать оценку своим поступкам, уметь делать выводы.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта . Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Что бы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, н еобходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Игровая деятельность: дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Всем известны такие игры как: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Ознакомление через произведения художественной литературы: Произведения художественной литературы заставляет детей задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для них в повседневной жизни. Это загадки и сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихи Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказы В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривание иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.Очень важно проводить с детьми беседу о прочитанном произведении, интересоваться их мнением о поступке героев.

Целевые прогулки и наблюдения: по улицам города, к перекресткам, вдоль остановок, на городскую площадь, в пожарную часть… Где в ходе прогулки обсуждаются разные возникающие ситуации, закрепляются правила дорожного движения, правила безопасного поведения.

Совместная творческая деятельность: Полученные детьми знания желательно отражать в рисунках, макетах, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.

Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению хорошо использовать метод И.И. Логвинова и И.А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т.е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:

  1. ознакомление с макетом;
  2. инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы) ;
  3. совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
  4. самостоятельные игры детей.

Проведение мероприятий с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо проводить не только в месячник безопасности, а еженедельно: первый понедельник месяца - ППБ; второй понедельник месяца - ПДД; третий понедельник месяца - обращение с предметами домашнего обихода; четвертый понедельник месяца - природные катаклизмы и антитеррор и т.д. Необходимо приглашать на мероприятия сотрудников ПДН, ГИБДД, МЧС… Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей не мало важную роль играют союзники – родители . Для поддержания единых требований по безопасности с родителями проводятся консультации, размещается информация на сайде ДОУ, оформляются стенды, буклеты, папки – передвижки, проводятся совместные праздники по ОБЖ. Родители воспитанников принимают участие в изготовлении макетов, выставок, стендов по ОБЖ.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми.

старший воспитатель М.А. Севостьянова



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»