Можно ли 3 летнему ребенку. Поиск нужной игрушки

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Вы отпраздновали третий день рождения ребёнка, который стал всё больше походить на взрослого как внешне, так и внутренне – психологически. Он неплохо говорит, знает много слов и задаёт множество вопросов. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями.

Что умеет ребёнок в 3 года?

  • Быстро бегает, великолепно сохраняет равновесие, прыгает на двух ногах.
  • Может перепрыгнуть через невысокое препятствие.
  • Катается на трёхколёсном велосипеде.
  • Играет в мяч: хватает, кидает, ловит и бьёт по нему ногой.
  • Детки в 3 года с радостью используют раскраски для детей. Многие уже могут нарисовать вполне различимый, цветной рисунок на чистом листе бумаги без контуров.
  • Кроме белого и чёрного ещё знает и называет четыре основных цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий.
  • Хорошо разговаривает, составляет предложения из 5–7 слов. Использует прилагательные, наречия, множественное число. Может произнести своё имя и фамилию, сосчитать до трёх, знает свой возраст.
  • Самостоятельно чистит зубы, умывается, знает, где его полотенце и пользуется им.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании. Чувствительны к похвале или осуждению. Проявляют широкий спектр эмоций, бывают упрямы и капризны, если им отказывают в том, что хочется. Не любят ограничений, когда ограничивают их подвижность – непослушны, эмоционально напряжены.

Развитие в 3 года

За 3 года ребёнок сформировался в полноценную личность, у него есть характер со своими особенностями, привычки, собственный тип фигуры, даже своё чувство юмора. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Поддерживает беседу в форме «вопрос – ответ». Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?».

Ребёнок в 3 года отличается неплохим психомоторным развитием, он значительно выносливее деток младше его. Совершает длительные прогулки пешком, за время которых получает огромное количество новых впечатлений, существенно увеличивая знания об окружающем мире. Гуляя с вами по парку, малыш может буквально засыпать вас вопросами, порой даже раздражая. Нужно проявлять терпение и ни в коем случае не показывать, что его вопросы нервируют вас. Для ребёнка всё ново, а если вы подавите его исследовательский интерес сейчас только потому, что устаёте от наивных детских вопросов, это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии крохи.

Любимое занятие детей в 3 года – рисование и раскрашивание. Покажите вашему малышу, как пользоваться цветными мелками, как закрашивать раскраски. Мелкая моторика развита хорошо, карапузу не составит большого труда освоить такое простое и полезное для него дело, как раскрашивание персонажей любимых мультфильмов, забавных зверушек и других чёрно-белых картинок. Многие детки этого возраста с удовольствие рисуют мелками на асфальте, цветными карандашами на чистых листах бумаги, некоторые осваивают даже акварельные краски.

С точки зрения психологии, рисунки в 3 года рассматриваются как своего рода детская речь, как подготовка к письму. В рисунке малыша отражается его мировоззрение, отношение к действительности, по рисунку сразу можно определить, что для ребёнка в 3 года является важным, что его беспокоит, о чём он мечтает.

Уход в 3 года

Многие родители отдают своих детей в детский садик в возрасте 3-х лет. У работающих мам нет особого выбора: отпуск по уходу за ребёнком закончился и его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если рядом живут неработающие бабушки, которые не возражают взять внука или внучку к себе, но такое есть далеко не во всех семьях. Позволить себе наём няни также могут не все. Да и неработающие мамы часто устают от непоседливого малыша и предпочитают отдать его в садик, чтобы хоть немного отдохнуть и посвятить немного времени себе.

Все детки индивидуальны, а поэтому решать, можно ли отдавать ребёнка в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора – конечно, малыш пойдет в детский сад. Но в этом случае следует заранее позаботиться о том, чтобы ваше чадо успешно адаптировалось в новом окружении – водить в группы малышей, приучать к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые лица, свежие впечатления, весёлые игры с одногодками.

Если ваш трёхлетний кроха сильно привязан дому и родителям, а любое расставание даже на непродолжительное время вызывает протест – не спешите с садиком. Поскольку стресс, который испытает ребёнок при расставании с мамой и резким изменением окружения, может оказаться столь сильным, что приведет к психологической травме и в будущем скажется отрицательно, особенно на его общении с ровесниками.

Питание в основном такое же, как у взрослого человека. Если нет пищевой аллергии, отдельно готовить для трёхлетки не нужно. Старайтесь включить в рацион побольше свежих овощей, фруктов, поменьше жирного, копчёностей. Избегайте использовать много пряностей. Алкоголь противопоказан совершенно.

Сон практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час–два укладывать трёхлетку спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём – систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену : малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Для профилактики заболеваний лучше повесить отдельное детское полотенце. Покажите ему, где оно висит, и регулярно меняйте его на чистое.

Занятия с ребёнком в 3 года

Любые занятия в 3 года следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы карапуз в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» – это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша – дарите ему открытки или самодельные медальки.

Стройте «пирамиды» из кубиков и коробок, бросайте лёгкий надувной мячик и помогайте ловить его, вместе рисуйте на асфальте цветными мелками, можно даже попробовать поиграть в догонялки – вариантов огромное множество – главное, чтобы вам и ребёнку было весело и интересно.

Если малыш не ходит в детский садик, помните, что следить за правильным режимом нужно вам. Прогулки в данном возрасте не мене важны, чем раньше. Ребёнок не должен сидеть всё время дома, особенно за компьютером или телевизором. Не более двух часов ежедневно посвящайте играм или гулянию на свежем воздухе.

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

Физическое развитие в 3,5 года . Вес мальчиков в 3,5 года составляет 14,2-16,4 кг, рост - 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет 14-16,2 кг, рост - 95,5-102 см. Окружность головы - приблизительно 48-52 см.

Будьте готовы к тому, что в этом возрасте вам придется очень часто покупать новую обувь и одежду. Порой мамы сетуют, что «купили и ни разу не успели надеть». Вот как раз это и характерно для малыша в возрасте 3,5 лет.

Навыки и умения в 3,5 года.

Нередко родители малышам, которым исполнилось 3,5 года, удивляются: «Как он это делает? Кто научил?». А никто не учил! Ребёнок сам додумался, ведь он растёт. И вот что ваш кроха уже умеет: складывает довольно сложные конструкции во время игры в кубики. Отлично ездит на велосипеде, огибая препятствия. Малыш научился подниматься и спускаться по лестнице не держась за перила (в такие моменты всегда будьте рядом).

Ваш кроха стал более гибким. Поэтому в 3,5 года многие родители задумываются о , чтобы не потерять приобретенные им навыки. Это отличная идея, даже если вы не планируете растить будущего чемпиона.

Ваш ребенок уже умеет:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая его к груди;
  • бегать не падая.

Самое большое детское достижение 3,5 лет - ребёнок учится выполнять несколько действий одновременно. Но это, скорее, не физиологический прорыв, а психологический: детский мозг уже достаточно развит, чтобы скоординировать работу тела.

В этом возрасте детская речь пока находится на стадии формирования. Но успехи уже заметны. Ваш ребенок умеет:

  • пересказывать знакомую сказку близко к тексту.
  • употреблять в активной речи слова-названия частей предметов.
  • использовать в речи приставочные глаголы (я буду делать, я хочу кушать).
  • заниматься словотворчеством.
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук).

Проверьте, умеет ли ваш ребенок:

  • Побуждать вас играть с ним в сказки, распределять роли, изображать голосом различных героев сказки.
  • Называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши. (лошадь-жеребенок).
  • Уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
  • Называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит…

Мама

Если вы вышли на работу к моменту завершения декретного отпуска, то трудитесь уже полгода. Не самое простое время, верно? И если ваш малыш пошел в детский сад в возрасте трех лет, ваши трудовые будни прерываются на больничный отпуск. - и свой, и детский.

  • Находить на картинке одинаковые предметы, определять их цвет. Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке, раскрасить фигурки по образцу.
  • Искать несколько отличий на картинке. Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
  • Рассматривать картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Затем вы закрываете книгу и просите ребенка назвать то, что он запомнил.
  • Занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.). Все это очень важно, так как мышление развивается наглядно-действенно, а развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики.
  • Рисовать и проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также ваш кроха должен уметь рисовать округлые предметы.
Изучайте буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период - между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении - он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Список дел

  • Ежеквартально посещайте детского стоматолога. В детском возрасте детские зубки могут разрушаться очень быстро. Поэтому стоматологи рекомендуют довольно частые профилактические осмотры - 4 раза в год (ежеквартально).
  • Следите за детской осанкой. Проблемы с осанкой возникают иногда неожиданно для родителей - дети попросту копируют своих друзей по саду, к примеру. Поэтому, если вы заметите что-то неладное с осанкой, ребенок стал сутулиться, к примеру, - не откладывайте визит к детскому ортопеду.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»