Патриархальная семья: плюсы и минусы. Большая патриархальная семья

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Счастье семьи во многом зависит от того, по какому принципу вы ее построите. Психологи наблюдают в нашей стране четыре типа семьи (в данном случае имеются ввиду полные семьи, живущие отдельно от родителей). Но даже каждый из них имеет свои внутренние варианты.

Патриархальный тип семьи

Мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. Мужчина добытчик или, по крайней мере, старается таковым быть. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье - классическая хранительница очага.

Патриархальный тип семьи: муж-добытчик

Мужчина обеспечен, зарабатывает намного больше жены, но при этом у них имеются общие интересы, общие темы для разговоров. Они вместе проводят вечера и выходные, смотрят одни фильмы, предпочитают одну и ту же марку вина. Такой супружеской паре, при отсутствии у жены больших амбиций (психотип - Альтруистка), обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.

Патриархальный тип семьи: золотая клетка

Мужчина обеспечен, зарабатывает намного больше жены, но имеет с ней очень мало общих интересов (в особо запущенных случаях не имеет вообще). Их жизни практически не пересекаются. Они выходят вместе в свет только тогда, когда этикет требует, чтобы мужья пришли на вечеринку с женами. В остальное время - жена ходит по салонам красоты или по подругам, муж - по саунам, клубам, презентациям. Встречаются вечером на кухне или ночью - в постели. Подобный тип семьи устроит тех женщин, которые не ждут от брака ничего, кроме чисто коммерческой выгоды (психотип - Дочь, Альтруистке и той будет тяжело ужиться в «золотой клетке»).

Патриархальный тип семьи: муж-неудачник

Муж зарабатывает не больше жены, а то и меньше, но все равно считает себя главным во всем! Женщину, как правило, такая ситуация не устраивает (если она не закоренелая Альтруистка). Такая патриархальная семья обречена на конфликты. Женщине не нравится, что муж не может ее обеспечить, но при этом постоянно командует. У мужчины начинают развиваться комплексы неполноценности из-за невозможности выполнить обязанности добытчика. В итоге - либо развод, либо ежедневные ссоры и скандалы.

Матриархальный тип семьи

Ситуация обратная предыдущей. Женщина - главная. Женщина обеспечивает семью, заведует в доме всеми вопросами, в том числе распоряжается финансами. При матриархальном типе семьи функцию добытчика выполняет жена, а не муж.

Матриархальный тип семьи: хранительница кошелька

Жена зарабатывает больше мужа, либо зарабатывают одинаково, но финансами все равно распоряжается женщина. Муж отдает супруге зарплату, жена расписывает семейный бюджет на месяц вперед. Жена принимает решение о ремонте квартиры, муж начинает передвигать мебель. Идеальный союз для Активистки и Альтруиста, или Матери и Альтруиста.

Матриархальный тип семьи: муж-домохозяин

Жена очень хорошо зарабатывает, полностью обеспечивает семью. Муж не работает, занимается домашним хозяйством, детьми и прочим бытом. Такой брак возможен только при союзе Матери и Альтруиста. Очень важно, чтобы мужчину такое положение дел (отказ от роли добытчика) абсолютно устраивало. Иначе - опять же, комплекс неполноценности со всеми вытекающими последствиями.

Матриархальный тип семьи: муж-альфонс или алкоголик

Муж либо не работает вообще, либо работает, но все заработанное тратит исключительно на себя. При этом он не домохозяин, живет для себя и в свое удовольствие! Жена в данном типе семьи может зарабатывать и немного, но роль добытчицы все равно на ней. Как, впрочем, и роль хранительницы очага. В подобном типе семьи более менее комфортно ужиться смогут только Мать и Сын, для них это вариант .

Партнерский тип семьи

Пожалуй, самый приемлемый вариант для большинства современных людей, позволяющих регулировать . И муж, жена работают. Кто-то может зарабатывать больше, кто-то меньше - для данного типа семьи это не существенно. Отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Разговор в стиле «стук кулаком по столу с криком: Я прав!» здесь не проходит. Только конструктивный диалог, в котором оба собеседника способны выслушать и понять друг друга до конца. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам. Партнерскую семью способны построить лишь два Активиста.

К сожалению, психологи и социологи отмечают, что для нашей страны подобный тип семьи пока еще редкость. Нет, Активистов у нас хватает, но семейные стереотипы, укоренившиеся в наших головах уже на генетическом уровне очень мешают. Банальное незнание принципов современной гендерной психологии - тоже. Да, да, времена меняются и семейные ценности и принципы - вместе с ними. Просто не нужно бояться этих перемен.

Конкурентный тип семьи

В данном типе семьи тоже нет главного и подчиненного. И тоже не имеет значения, сколько зарабатывает муж и жена. Сколько бы не зарабатывали, все равно будет постоянная борьба за власть. Семейная война ежедневно ведется за пульт от телевизора, за то, чья очередь сегодня выносить мусор или выгуливать собаку, за возможность купить новое платье или новый монитор для компьютера, за право сходить в гости к друзьям/подругам. Конкурентные семьи построены на адреналине, но отнюдь не из-за избытка оного (хотя, и такой вариант не исключен), а из-за обычного неумения и (что гораздо хуже) нежелания договариваться и слышать друг друга.

На конкурентный тип семьи обречены эгоцентричные психотипы - Сын и Дочь. Но, в принципе, скатиться до нее может абсолютно любая семья. Причины все те же - неумение договариваться и идти на взаимные компромиссы.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Становление общества как социальной среды, в которой могут жить и трудится все его члены проходило несколько этапов развития, одним из которых была патриархальная семья. Термин патриархат уходит корнями в глубокое прошлое, во времена, когда от добытчика, хозяина, воина, мужа зависели не просто достаток, но и все существование семьи.

Небольшие семьи в условиях постоянной нехватки ресурсов, войн и насилия, выжить просто не могли, потому было принято селиться одной большой семьей. Сыновья не покидали родительского дома, а приводили в него своих жен, дочери в свою очередь уходили в чужую семью. Женщина при патриархальном укладе ценилась куда меньше, чем мужчина, в связи со своим полом и положением в обществе, она не могла охотиться, рыбачить, воевать, что делало ее менее полезной для семьи.

Рождение мальчика в патриархальной семье рассматривалось как большое счастье, девочка была обузой, от которой спешили избавиться по достижению брачного возраста.

Естественно, что в современных условиях существования патриархальная семья давно изжила себя, и все же на Востоке – в странах Азии и Африки, обычай превозносить мужчину и ставить именно его на первое место в семье, сохранился.

Взаимоотношения в семье

Патриархальная семья

Современная семья

В настоящее время не пользуется интересом, но является объектом исторического исследования.

Итак, для патриархальной семьи ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

Данный вид семьи, характеризуется равноправием супругов и детей. Для создании такой семьи требуется только согласие вступающих в брак, регистрированный брак подразумевает возникновения определенных прав и обязанностей.

Каждый пытается навязать свое мнение супругу, в данной семье часто используют диктат, и меры давления, запрещенные законам.

Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя играет не последнюю роль. Нет навязывания свои интересов и пренебрежение желаниями другого. Отношение друг к другу в первую очередь как к человеку равному

В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца.

Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства

Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Дети – еще одна причина взаимоуважения друг к другу

Создание семьи – не личное дело.

Но для современной семьи характерно, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин.

И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто сегодня заключение брака обуславливается собственной выгодой, собственными желаниями

Условия существования, достаток

Родители – основная финансовая поддержка, обеспечивающая стабильную жизнь супругов. Семья имеет необходимые средства для удовлетворения основных потребностей.

Финансовая обеспеченность семьи зависит от каждого супруга в частности,

Зачастую расходы семьи превышают доходы. Достаток нестабильный, в значительной мере зависит от каждого члена семьи.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов . Грубость, нетерпимость, диктат, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи, к разрушению того целостного, тех частей без которых семья, словно сломанный механизм перестает функционировать.

Мне кажется, что проблемы распада семьи , обусловлены негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших моральных затрат.

В современном обществе патриархальный брак становится «атавизмом». Обусловлено это особенностями подобной . Узнаем подробнее, что собой представляет такая форма брака.

Что такое патриархальный брак?

Термин «патриархальный брак» наделен особой смысловой нагрузкой.

Основной составляющей является «патриархат» или «власть отца». Это означает:

  • доминирующее превосходство мужчины в семье;
  • его главенствующая роль в рамках «ячейки общества»;
  • высокий авторитет.

Бесспорно, мужчина в семье является главой, в семейных отношениях он играет ведущую роль, вокруг которой строится семейная жизнь. Такой «царь» обладает беспрекословной властью и может принимать решения, не обсуждая их с кем-либо.

В тот же момент именно на мужчине лежит ответственность в большей степени за:

  • благополучие детей и супруги;
  • обеспечение семьи ;
  • разумное ведение хозяйства;
  • накопление финансовых средств;
  • пожилое поколение.

Веками патриархальные семьи составляли прочную основу общества. В них сохранялись традиции, которых придерживались новые поколения. Семейные отношения в наше время все менее похожи на данную форму семейного уклада.

История

Большинство ученых уверяют, что все существовавшие ранее цивилизации были только патриархальными. Есть и те, которые утверждают, что во времена неолита и палеолита (5-7 тыс. лет до нашей эры) общество являлось гендерно равноправным.

Некоторые считают, что патриархату предшествовал матриархат, то есть главенствующая роль отдавалась женщине.

Но с этим утверждением согласны не все ученые, поскольку считают, что доминирование мужчины – это природный феномен, который и должен определять суть отношений во все времена и во всех нациях. Философ и социолог Гидденс считал, что различия в доминировании безусловно были, но никогда не было того, чтобы женщине принадлежала полностью власть.

Объясняется это тем, что главным предназначением женщины считается , уход за ними. Женщины становятся зависимыми материально и физически от мужчин.

Основные характеристики

Для классического патриархального брака присуще:

  • патрилинейность . осуществляется только по мужской линии. Речь идет как о материальных ценностях, так и о социальном положении;
  • моногамия . В патриархальном браке у мужа одна жена, у жены – один муж. Однако есть исключения, в многоженство считается законным, но при патриархате ни в одной культуре нельзя встретить многомужество;
  • многопоколенные семьи . Этот признак считается основным, вместе могут проживать до трех поколений, но главенствующая роль принадлежит старшему мужчине.

В патриархальной семье мужчина является:

  • добытчиком;
  • кормильцем;
  • главным распорядителем денежных средств;
  • хозяином.

Родительская власть отца не подлежит обсуждению. Мужчины наделены всеми правами, чего нельзя сказать о женщине. Женщине в семье отводится роль воспитательницы детей, она создает уют и комфорт, живет во взаимопонимании с мужем, сохраняя прочность семейного союза.

Плюсы и минусы

В патриархальных семьях жена полностью посвящает себя дому, детям и мужу. Решать совместно с супругом семейные вопросы у нее нет права. Мужчина один принимает все решения, не интересуясь мнением супруги.

В семьях с таким укладом женщины не могут даже и думать о работе или карьере, а это в наше время очень важно, ведь таким способом женщина показывает свои личностные качества, общается с интересными для нее людьми и занимается любимым делом.

Занимаясь домашним бытом и детьми, женщина не может получить должного образования. Она не имеет возможность расширять свои знания и жить полноценной жизнью. Финансово женщина полностью зависима от мужа, у нее не может быть личных денег и все совершаемые покупки она обязана обсуждать с мужем.

Если ответственность в семье лежит на муже, то жена и дети должны быть спокойны за свое финансовое благополучие, женщине не приходится думать о том, чем накормить мужа и детей. Дети, которые растут в патриархальных семьях, видя как глава семьи заботится о них, берут пример ответственности за своих близких.

Настоящие мужчины вырастают именно в патриархальных брачных союзах.

Патриархальный брак в астрологии

Согласно структурному гороскопу, есть пять типов брака: патриархальный, романтический, векторный и равный. Порой, именно патриархальный брак называют «детским браком», поскольку основным его предназначением считается рождение детей и их воспитание. Есть и другая цель – обретение свободы.

Вычислить патриархальный брак несложно, супруги или рождены в один год, или же разница в возрасте кратна 4, 8, 12 и т.д.

Существуют идеологические тройки знаков, определяющих патриархальный брак:

  • Лошадь, Тигр, Собака;
  • Петух, Змея, Бык;
  • Кабан, Кот, Коза;
  • Крыса, Обезьяна, Дракон.

Для патриархального типа брака характерны заповеди:

  • обоюдное желание продлить род считается идеальной ситуацией для заключения союза. Дети – цель и смысл подобного брака. В патриархальном союзе дети являются всем. Очень важно сохранить атмосферу детскости даже при отсутствии детей. Необходимо быть простодушными, наивными и чистыми как дети, в то же время это не означает, что нужно быть бестолковым;
  • хозяйственность. Большие доходы и наличие обслуги не избавляют от желания и возможности творить своими руками. Именно это и ценится высоко в таком союзе;
  • постоянные хлопоты по хозяйству отбирают слишком много времени, что не дает возможности для интеллектуального общения. Даже если такая возможность появилась, ею стоит пренебречь. Такой брак не приемлет обсуждений мировой политики, не стоит говорить о политических взглядах и не обсуждать взгляды своего мужа;
  • разделение территории семьи на мужскую и женскую. На практике это выглядит так: женщина занимается бытом, готовит, стирает, а мужу достается огород, сад, машина и добыча денег;
  • в споре может родиться истина. Возможно, так это и происходит, но только не в патриархальном браке. Споры и ссоры в этом браке немыслимы;
  • не проявлять любви. Свои чувства нужно держать при себе. Заменить любовь можно нежностью, дружбой, благодарностью за предоставленные блага;
  • не стоит ничего менять, касается это не только перестановки мебели, но и распорядка и обязанностей в доме;
  • не нужно укреплять и совершенствовать отношения. Чем меньше уделять внимание качеству отношений, тем лучше. Пусть будет так, как должно быть.

— первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения — семейные отношения родителей и детей.

Семья — круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины — по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они. мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь се удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж — жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время — всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»