Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО
Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :
Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :
Отношение к себе как личности;
Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
Дом, в котором он живёт;
Родную улицу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.
При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.
В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;
Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );
Рассказ воспитателя ;
Беседы о родном городе, стране, её истории;
Наблюдение за изменениями в облике родного города;
За трудом людей в детском саду и в городе, селе;
Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;
Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;
Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
Организация тематических выставок;
Участие в общественных и народных календарных праздниках;
Конкурс чтецов;
Участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :
Анкетирование; консультации (информация) для родителей;
Беседы за круглым столом;
Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Формирование любви к Родине:
в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:
«Наследие» М.Ю.Новицкой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
«Мир детства» г. Оренбург
«Росток» г. Челябинск
«Живой родник» г. Северск
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
Рассмотрим две из них.
Образовательная программа «С чего начинается Родина?»
Программа «С чего начинается Родина?» представляет собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы».
Программа имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:
Мой дом - моя семья;
Знакомим с русской народной культурой;
Столица нашей Родины – Москва;
Земля – наш общий дом;
Защитники отечества.
Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.
Два занятия для младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и подготовительных групп.
Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:
Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Познакомить с понятием «семья».
Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
Воспитывать любовь к родному языку.
Знакомство с фольклором.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.
Рассказать о взаимоотношениях в семье.
Воспитание самостоятельности.
Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
Развивать у детей эстетическое восприятие.
Развитие уважения к старшим.
Задачи раздела « Знакомим с русской народной культурой»:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Развивать творческие способности.
Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.
Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
Знакомство с поговорками, пословицами.
Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.
Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:
Воспитывать любовь к родному городу.
Понятие экологии.
Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.
Знакомство с достопримечательностями столицы.
История города.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.
Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:
Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.
Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.
Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;
Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.
На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.
Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний государственных символов страны.
Воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.
Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания
Задачи раздела «Защитники Отечества»:
Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.
Развитие коммуникативной функции речи.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой
предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.
В программе представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы занятия связаны между собой тематически.
В сборниках представлен практический материал, расположенный в 5 разделах:
Родной город
Родная страна
Родная природа
Родная культура
Все предлагаемы темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья .
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город .
Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта. городских зданиях
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
и учреждениях, трудовой деятельности людей. деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная страна .
На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная природа .
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура .
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Основные формы занятий обеих программ:
Игра
Рисование
Лепка, конструирование, аппликация
Прослушивание музыкальных фрагментов
Прогулка-экскурсия
Театрализованное представление
Рассказ
Кроссворды
Викторины
Занятия по развитию речи
Составление карт-схем
Сказки
Спортивные соревнования
Праздники, утренники, массовые мероприятия
Используемые материалы: данные занятия подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.
Выводы:
Данные программы представляет собой довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей дошкольного возраста.
Эти занятия хорошо включать в общую канву стандартных программ ДОУ. Данные занятия могут дать ребенку представление о семье, о нем самом, о его Родине, о народных традициях, истории, культуре, расширить кругозор. Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство патриотизма, доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим, чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программы способствует возникновению чувства красоты, развитию речи, воображения, творчества.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Однако представленные конспекты занятий предполагают некоторое предшествующее изучение материала или предварительную работу, которая описана не во всех занятиях, также не освещен вопрос рекомендаций родителям, продолжительность проведения.
В основе всех приведенных материалов лежит положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание личности подобного типа и является основной целью приведенных в программах занятий.
По мысли составителей программ патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого - воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данная программа направлена на организацию педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, главная цель которого - воспитание гуманных чувств у детей, формирование социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Основные задачи.
- Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим се.
- Заинтересовать детей историей их семей, детского сада, города.
- Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
- Развивать коммуникативные и социальные навыки, способствовать овладению элементарными правилами безопасного поведения, в том числе в экстремальной ситуации.
- Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.
В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Мпого литературы издано на эту тему в последние годы. С чего же должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? Как сделать так, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам?
Формы работы с детьми
Воспитание патриотических чувств у детей может выражаться в разных формах:
- беседы о Родине и об истории своего народа;
- беседы о природе;
- чтение художественной литературы на патриотические темы;
- составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему «Моя семья»;
- знакомство с геральдикой;
- разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
- целенаправленные игры и, конечно, личный пример воспитателей и родителей.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства.
Воспитание гражданина - это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице и городу; формирование чувства хозяина - человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни. Нет сомнений, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности. Он должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права (можно).
Что ребенок может знать о своей стране?
Опыт показывает: уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны - традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Несмотря на то, что новые государственные символы - герб и флаг - появились почти 15 лет назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие в обществе четкого представления о том, какие образы и символы они в себе несут и что означают. Современные герб и флаг имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно Связано с народным искусством, древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с символами нашей страны, опираясь на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба и флага помогают сформировать положительное отношение к ним.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриоти- ческого воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья - это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками - результат совместных усилий. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир - семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
В наше время дети проводят большое количество времени у телевизора или компьютера. Опрос среди детей и родителей показал, что, к сожалению, очень мало родителей читают детям книги. Из-за высоких цен на последние не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим в нашем детском саду решено было проводить выставки новинок детской литературы. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. В этом случае и родителям приходится прочитать принесенную ребенком книгу (пока тот еще сам не научился). Происходит дополнительный живой контакт между детьми и родителями.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущегогражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности педагога. Она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе педагога заполняет мама или папа перед началом учебного года. Чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их интеллектуального развития, необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов. Следует также помнить о проведении родительских собраний, которые являются одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей.
Методы семейного воспитания
Под методами семейного воспитания мы понимаем способы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие сознания, чувства и воли, формирование культуры, поведения детей.
Различают две группы основных методов семейного воспитания: методы организации поведения и деятельности и методы формирования сознания.
В первой группе методов большое значение имеют повседневные занятия и упражнения:
- режим дня как ежедневное упражнение в дисциплинированности, точности, как естественный тренажер воли;
- семейные традиции, играющие важную роль в развитии культуры общения;
- игра как естественная форма выражения активности, а также основной способ познания жизни.
Вторая группа методов воспитания направлена на развитие детского сознания, формирование необходимых жизненных понятий, представлений, взглядов, идеалов, оценок, убеждений, устойчивых мотивов поведения. Первостепенную роль в этом играет слово родителей, выполняющее роль функции внушения, наставления, разъяснения.
Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть образованными и культурными людьми.
Хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, как изучение истории своей семьи. Для этого удобнее всего вместе с ребенком составить родословную семьи, чтобы изучить историю предков. Построение семейного древа требует много времени, усилий, терпения, но в результате вы получаете бесценную информацию о своей семье, корнях, о предках, которые стояли у истоков вашего рода.
Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что Родина - место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово. Третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы ни находились, она всегда будет нам дорога и близка.
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника имеют важное значение при изучении истории страны, города, членов своей семьи. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях.
В программе рассматриваются русские традиции в системе патриотического и нравственного воспитания. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции
В.И. Даля, «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Здесь речь идет не только о пассивно-созерцательной любви, но и о любви деятельной, отдающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека. В этом ключе патриотическое воспитание важно не только для успешного развития оба щ ества и государства, но прежде всего для самого человека в качестве необходимой составной части развитой личности.
Итак, главной задачей воспитателей в детском саду мы считаем закладывание основ духовной нравственности, формирование активной жизненной позиции и творческого потенциала.
Я считаю, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знания о культуре, это проживание в ней, в ее традициях.
Нельзя не сказать о важности развития речи, хотя мы предполагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Для занятий с детьми мы отбираем литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. Приводятся примеры тематического планирования (табл. 1, 2)
Перспективно – тематическое планирование в старшей группе
№ п/п | |
Сентябрь |
|
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Формирование личной оценки героя, обсуждение дружеских взаимоотношений |
|
Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» |
|
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Беседа о прочитанном |
|
Чтение произведения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (перевод с польского С. Михалкова) |
|
Октябрь |
|
Разучивание стихотворения А. Плещеева «Мой садик» |
|
Чтение произведения С. Михалкова «Кем быть?». Получение представления о профессиях. Обсуждение места работы родителей |
|
Разучивание стихотворения А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» |
|
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Составление рассказа о родной природе |
|
Ноябрь |
|
Знакомство с достопримечательностями родного края. Понятие «малая родина». Задача: научить детей называть свой адрес |
|
Составление рассказа на основе опыта по сюжетной картине «Семья». Рассказ о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье. Задача: вспомнить и назвать своих родственников |
|
Знакомство детей сыновыми дидактическими играми на развитие смекалки, творчества, логики |
|
Проведение праздника «День мамы», выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» |
|
Декабрь |
|
Разучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня» |
|
Рассказ о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Обобщение представлений о жанрах устного народного творчества |
|
Беседа с детьми на тему «Откуда елка к нам пришла». Рассказ о возникновении праздника «Новогодней елки» |
|
Новогодний калейдоскоп стихов |
|
Январь |
|
Тематическое занятие «Моя семья». Задача: воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту, внимание и уважение друг к другу |
|
Рассматривание картины «Зимние забавы». Составление рассказа по картине |
|
Составление рассказа на основе опыта детей по теме «Игры зимой» |
|
Тематическое занятие «С чего начинается Родина?». Задача: воспитывать уважение к дому, земле, на которой живешь |
|
Февраль |
|
Чтение былинного произведения «Никита Кожемяка» (русская сказка в пересказе К.Д. Ушинского). Задачи: учить понимать тему, образное содержание произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения |
|
К Дню защитника Отечества игры-эстафеты «Веселые соревнования» |
|
Чтение произведения Я. Акима «Моя родня». Задачи: сформировать представление о родственных отношениях, вызвать интерес к своей родословной |
|
Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Беседа о прочитанном и обсуждение рассказа |
|
Март |
|
Беседа о Международном женском дне. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» |
|
Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. Шаврова |
|
Составление рассказа на основе опыта по теме «Много у бабушки с нами хлопот» |
|
Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Посещение мини-музея детского сада, экскурсия |
|
Апрель |
|
Посещение мини-музея детского сада. Знакомство с предметами русского быта. Тема «Во что играли в детстве наши бабушки, дедушки, мамы и папы» |
|
Беседа о Дне космонавтики. Задача: рассказать о полете в космос первого космонавта - Ю. Гагарина |
|
Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся наши родители». Рассказ по картине «Мы строим дом» |
|
Чтение отрывка из книги В.Н. Суслова «Твое дело» |
|
Май |
|
Чтение отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» |
|
Закрепление знаний детей об улицах города, истории их названия. Ввести в словарь детей понятия «шоссе», «бульвар», «набережная» (показ слайдов) |
|
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
|
Тема «Красота природы и родного края». Задача: закрепить знания о зеленых уголках Москвы (Лужники, зоопарк, Ботанический сад) |
Перспективно – тематическое планирование
в подготовительной к школе группе
№ п/п | |
Сентябрь |
|
Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию произведения. Чтение стихов о дружбе по выбору детей |
|
Этюды по изображению эмоций. Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка». Игра-импровизация «Какой я?» |
|
Беседа по теме «Права (право на игру, занятия, прогулку) и обязанности (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) дошкольника». Рассказ об общественной значимости детского сада и его сотрудников |
|
Беседа о животных (приурочена к Всемирному дню животных (1-е воскресенье октября), рассказы о них, чтение произведений, фотовыставка, рисунки детей |
|
Октябрь |
|
«Дом, в котором ты живешь» - составление последовательного рассказа о своем доме. Игра «Накроем стол к чаю» |
|
Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в семье. «Семья»- беседа по сюжетным картинкам. Игра в кругу семьи «Распределение обязанностей» |
|
Подготовка театрального действия на тему «Про семью про дружную, всем такую нужную» для дальнейшего показа в младших группах |
|
Ноябрь |
|
Обсуждение темы любви к родной стране, гордости за нее. Мое Отечество - Россия. Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная...» |
|
«Родная земля - кормилица». Беседа по серии сюжетных картин но теме «Откуда хлеб пришел». Малые фольклорные формы. Задачи: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений; расширять представление о пословицах и поговорках |
|
Неделя игры и игрушки «Учимся, играя». Знакомство детей с новыми дидактическими играми - на смекалку, логику |
|
Проведение праздника «День мамы». Выставка детских коллективных работ «Мамочке любимой посвящаю» |
|
Декабрь |
|
Стихотворение И. Сурикова «Детство». Обсуждение представления поэта о детстве. Составление рассказа с опорой на личный опыт на тему «Мой друг». Формирование личной оценки поступков героя |
|
Составление рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбор наиболее важных фактов |
|
Беседа о русском устном народном творчестве. Слушание и обсуждение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Задача: систематизировать и углублять знания детей о русском устном творчестве |
|
Составление рассказа по опорным вопросам на тему «Моя семья» |
|
Январь |
|
Знакомство с историей создания города, с поселениями людей. Задачи: воспитывать гордость и любовь к родному городу; развивать интерес к истории города. Рассматривание иллюстраций «Наша древняя столица» |
|
Знакомство с историей Кремля, его достопримечательностями. Закрепление знаний детей о современной Москве |
|
Рассказ о Третьяковской галерее как об одном из музеев Москвы, введение в словарь понятия «картинная галерея» |
|
Посещение мини-музея детского сада. Беседа о его создании. Экскурсия по музею |
|
Февраль |
|
Закрепление знаний детей о жанровых и языковых представлениях потешек, песенок, загадок и пословиц. Малые фольклорные формы. Досуг «Посиделки» - знакомство с русскими обычаями и обрядами |
|
Народные праздники на Руси. «Масленица» |
|
Защитники Отечества. Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» |
|
Тематические занятия. История в событиях и лицах. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
|
Март |
|
Обучение составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама». Продумывание сюжета рассказа без опоры на наглядный материал. Чтение стихов о маме |
|
Беседы об игрушках: «Откуда пришла матрешка?», «Слепим свою матрешку» |
|
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Задача: подвести детей к пониманию нравственного смысла, мотивированной оценке поступков и характера главной героини |
|
Занятие «Бабушкин сундук» в мини-музее. Формирование интереса к судьбам родственников, истории семьи |
|
Апрель |
|
Интеллектуальный марафон «Знайки». Задачи: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, игры; продолжать учить договариваться друг с другом; налаживать диалогическое общение в совместной игре |
|
Беседа о Дне космонавтики на тему «Хочу быть космонавтом» |
|
Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Задачи: расширять знания детей о профессиях; формировать навык самоконтроля и самооценки |
|
Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Задача: закрепить представление о профессиях |
|
Май |
|
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». Воспитание любви к природе родного края |
|
Разучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни» |
|
Беседа на тему «Чтобы не заблудиться, надо хорошо знать свой район» |
|
«Земля - наш общий дом». Задача: сформировать представление о том, что Земля для всех людей разных рас и национальностей - общий дом, о том, что люди должны жить в мире и дружбе между собой |
МБДОУ д/с «Тополёк с. Октябрьское
Программа
нравственно-патриотического
воспитания дошкольников
«Мы поднимаем наш флаг
своего Государства»
с. Октябрьское
Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников
«Мы поднимаем наш флаг своего Государства»
Разработана творческой группой:
руководитель: заведующая Китаева Л. П.;
члены группы:
зам. заведующей по ВР, музыкальный руководитель Кравченко Е. Н.;
воспитатели:
Панина Л. И., Бешкарева О. Н., Попова Н. Н., Рашитова А. Г., Тонких Н. М.
Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Важнейшей целью современного отечественного образования и воспитания дошкольников ДОУ является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Становится очевидным необходимость возрождения в ДОУ основ высокой человеческой нравственности и глубокой ответственности, восприятия гуманистических обязанностей.
Исходя из основной цели нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников, ДОУ как воспитательная система, определило следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Задачи нравственно-патриотического развития и воспитания
Личностная культура | Социальная культура |
Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности; Развитие творческого потенциала в игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной деятельности; Формирование основ нравственных представлений; Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образу жизни; Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; Принятие детьми базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; Формирование художественно-эстетических способностей; Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; Формирование жизненно важных трудовых навыков; Осознание ценности человеческой жизни. | Создание у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире; Осознание детьми нравственной ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему; Воспитание ценностного отношения к русскому языку, культуре; Формирование патриотизма и гражданской солидарности; Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа доброжелательности, сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу; Становление гуманистических и демократических ориентаций; Сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа в развитии российской и мировой культуре; Воспитание уважения к личности, независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрение и религиозные традиции. |
Семейная культура |
|
Формирование отношения к семье как основе российского общества; Формирование у дошкольника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим и старшим; Формирование представлений о семейных ценностях, о роли семьи и уважения к ним; Знакомство дошкольников с культурно-историческим и этническими традициями российской семьи. |
Основные направления и ценностные установки нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников - соотечественников, личным вкладом во благо Родины.
Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших. Задача педагога - заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.
Труд и творчество - уважение к труду; творчество и созидание, целеустремление и настойчивость. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим; воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом; учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.
Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания детей - мера труда педагога. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что она не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ребенка.
Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе диалога.
Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.
Природа - эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Задача педагога - донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.
Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям; отказ от образа врага; развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию, а главное - создание в дошкольном учреждении атмосферы гражданского мира и национального согласия.
В детском саду воспитание реализуется через целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.
В основу воспитательной работы положены следующие принципы :
Принцип природосообразности , который предполагает обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей и максимальное сближение развития в жизни детей с жизнью живой природы;
Принцип культуросообразности, который предполагает опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов, учёт языковой среды обитания растущего человека, местные условия;
Принцип гуманности , который выражается в отношениях сотрудничества воспитателя и воспитуемого на основе уважения к ребёнку и доверия к нему.
Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.
В организации нравственно-патриотического воспитания
используются следующие подходы:
Системный , который реализуется через связь различных видов деятельности с образовательным процессом;
Деятельностный , который проявляется в организации жизнедеятельности дошкольников, наполненный разнообразными делами;
Личностно-ориентированный , который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.
Этапы построения системы нравственно - патриотического развития и воспитания дошкольников в ДОУ.
1 этап – подготовительный - 2012/2013 учебный год.
На данном этапе решаются задачи:
Определение цели, задач, содержания нравственно - патриотическогоразвития и воспитания дошкольников;
Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;
Формирование коллектива единомышленников;
Отбор ведущих педагогических идей;
Определение ведущих направлений и видов деятельности;
Формирование коллективной копилки групповых, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;
Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;
Зарождение групповых, общих мероприятий;
Решение проблем материально- технического и нормативно - методического обеспечения.
2 этап - реализация программы- 2014/2015 учебный год.
Формирование и развитие групповых коллективов;
Реализация направлений деятельности через разработку программ развития и воспитания дошкольников.
3 этап - аналитико-обобщающий- 2015/2016 учебный год.
Коллектив ДОУ - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
Гуманизация воспитательного процесса выражается в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
Развитие демократического стиля руководства и отношений;
Накопление и укрепление совместных традиций, способствующих укреплению коллектива ДОУ;
Совершенствование методического мастерства педагогов, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы нравственно - патриотическоговоспитания и развития дошкольников;
Обобщение опыта педагогов, родителей, воспитанников ДОУ, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.
Основные направления и ценностные основы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Для решения поставленных задач нравственно - патриотическоговоспитания в ДОУ проводится по следующим направлениям:
Направление «Я - гражданин и патриот России»
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества - России.
Задачи:
Создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
Формирование гуманистического мировоззрения у воспитанников, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
Приобщение детей к духовно- нравственным, нравственно – патриотическим ценностям своего народа;
Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
||
Изучение российской символики |
|||||
Познавательное мероприятие «Моя Родина - Россия» - все группы. |
|||||
Мероприятия: «Государственные символы России», «Село, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «Достопримечательности моего края», «История и традиции моего Детского сада», «День славянской письменности», «День России», «День Российского флага», «День народного единства» |
|||||
Слушание гимна России | Знакомство с текстом гимна России | Разучивание гимна России | Самостоятельное исполнение гимна России на выпускном вечере детского сада |
||
«Школа правовых знаний» |
|||||
Мероприятия: «Моя Родина- Россия»; | Беседы: «Жить - Родине служить», «Права, дети» | «Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?» | «Конституция РФ - основной закон нашей жизни», «Мои права и обязанности» |
||
Тематические мероприятия, посвящённые Дню защитников Отечества. |
|||||
Про великих и знаменитых |
|||||
«Русские богатыри», «День Победы» | «Известные люди нашего села», «Неделя памяти погибшего летчика О. Пешкова» | «Мои предки в труде и в бою», «Есть такая профессия Родину защищать» |
|||
Мероприятия: «И помнит мир спасённый…»; конкурс рисунков «День Победы»; встречи с ветеранами войны и тыла. |
|||||
Праздники и традиции ДОУ |
|||||
«Праздник урожая», «День Матери», «Новый год», «Рождество», «Дни воинской славы», «День отца», «23 февраля», «8 марта - Женский день», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «Спас-лакомка», «Хлеб – всему голова» |
|||||
«Масленица» - конкурс народного костюма, традиции и обычаи. |
|||||
«Как празднуют Новый год в разных странах» |
|||||
Конкурсы, акции |
|||||
Проект «Мой край родной» - презентация, конкурс патриотической песни, «Россия - Родина моя» (конкурс и организация фотовыставки). |
|||||
Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни»; Конкурс чтецов «Великому подвигу славу поем!» |
|||||
Участие в акциях: «ДОУ - наш второй дом»; «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы», «Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука». |
|||||
Читательские мероприятия |
|||||
Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области), встреча с краеведом Китаевым А.С. |
|||||
Час былины «Преданья старины глубокой» |
|||||
Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто…» |
|||||
Мой язык - язык добра и света |
|||||
«Здравствуй, детский сад!», конкурс чтецов «День Победы, мир, весна» |
|||||
«Что за прелесть эти сказки!»; конкурс рисунков «Моя любимая сказка» |
|||||
«Подари другу книжку», «ДОУ – мой второй дом», «Хлеб – всему голова», «Памяти павших будем достойны!», «Что мы знаем о войне?», «День флага» |
|||||
Родительские собрания |
|||||
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» | «Воспитание толерантной личности» | «Растим гражданина, ответственного за свои поступки» | «Растим патриота и гражданина» |
Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям; маме, как хранительнице семейного очага, а отцу – главе семьи.
Задачи:
Изучать с детьми духовно-нравственные традиции их семейных поколений;
Способствовать приобретению положительного нравственно - патриотического опыта, создавать ситуации практического применения знаний в реальной жизни;
Создавать условия для нравственно-патриотического самовоспитания дошкольников.
Ценности : ценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери, отцу; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.
Младшая группа | Средняя группа | старшая группа | Подготовительная группа |
Я - дошкольник, мы - дошкольники | Я дошкольник и этим горжусь! | «Обязанности ребенка в ДОУ и дома» | «Чем дошкольник отличается от школьника?» |
«Поступки человека и его характер» |
|||
Общегрупповые «Как вести себя одному дома?»; «Мой режим дня» |
|||
«Я учусь играть»; «Играем вместе». | «У меня есть друг!» | «Настойчивость и упрямство» «Хочу, не хочу, надо…» «Хочу, могу, умею» | «Точность, обязательность, аккуратность» |
«Добро и зло в сказках» «В гостях у сказки» | «Добро и зло в сказках» «Сказка ложь, да в ней намёк» | «Добро и зло в сказках» «Мой любимый сказочный герой» | «Дорогами сказок» «Литературные сказки» |
Общегрупповые: «Что такое умение слушать?»; «Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?» |
|||
Час откровения |
|||
«Путешествие в страну знаний», «Злые чувства - враги здоровья» | «Научись радоваться своим и чужим успехам», «Нам радость не сулит обида чья-то» | «Труд - лучшее лекарство от лени и глупого поведения»; | «Когда человека уважают? Как добиться уважения?»; «Доброе слово, что ясный день» |
Школа хороших манер |
|||
Твой внешний вид. | К тебе пришли гости. | Культура речи. «Ежели вы вежливы». |
|
Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?» Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом - моя семья» |
|||
Школа вежливости: «Волшебные слова», «Моя группа и мои друзья» - игра. |
|||
Этические беседы |
|||
Проект «Моя семья», «Будь непримиримым к грубости и чёрствости» | «Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным» | «Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ» | «Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности» |
«Доброта спасёт мир», «Уважая себя, уважайте других», «Вежливые слова» | «Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы» | «Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами» - практикум. | «Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях» - практикум. |
Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе. |
|||
Что означает твоё имя? | Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья - моя радость», «Моя фамилия», «Труд дошкольника в семье» |
||
«День Матери» |
|||
«Мама – первое слово» | «Моя любимая мамочка», Конкурс «Дочки - матери» |
||
«День отца» |
|||
«Мы с папой – настоящие мужчины» | «Рыцарский турнир» |
||
Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за год) |
|||
«Праздник семейных династий» |
|||
«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я - читающая семья» |
|||
Помощь родителей. Какой она должна быть? | Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения. | Как развить ответственность в наших детях? | Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств. |
Повышение педагогической культуры родителей: Проведение родительских собраний: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», «Семья и религия: воспитание толерантности», Организация клуба молодых родителей, «Семейная гостиная» |
Направление «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
Цель: охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.
Младшая группа | Младше – средняя группа | Средне – старшая группа | Подготовительная группа |
|
Мероприятия |
||||
«Дружи с водой» (гигиена и ежедневные гигиенические процедуры) | «Мой режим дня», «Чистота - залог здоровья», «Кладовая природы» | «Скажи – «нет!» вредным привычкам», «Береги здоровье смолоду», «Наш организм» | «Правильное питание - залог хорошего здоровья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» |
|
Конкурс «Мы за безопасность на дорогах» Практикум «Правила поведения на дороге» |
||||
«Светофор» Составляем карту безопасного маршрута из ДОУ домой. |
||||
«Основы личной безопасности дома», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Полезные и вредные привычки» |
||||
Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух!», «Осторожно, огонь!», «Соблюдай правила дорожного движения!» |
||||
Традиционный праздник «Золотая осень», «Осенины», «Мы дружим с витаминами» Легкоатлетический кросс «День здоровья» |
||||
Разучивание и проведение «Весёлых физзарядок», «Физминуток» |
||||
Динамические переменки, подвижные игры. |
||||
«Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты» |
||||
Родительские собрания |
||||
«Режим дня- основа здорового образа жизни», «Физическое воспитание в семье» | «Учить детей быть здоровыми», «Азбука дорожной безопасности», «Как закаливать детей», встречи с врачом, «Как правильно питаться» | «Учить детей беречь здоровье», «Организация отдыха детей в семье» |
||
«Вредное воздействие телевидения, видео и компьютера на ребёнка» |
Направление «Земля - общий дом человечества»
Цель: Формирование основ экологической культуры.
Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Младшая группа | Младше – средняя группа | Средне – старшая группа | Подготовительная группа |
Мероприятия |
|||
«Планета - наш общий дом», НОД «Бобры – какие они?» | «Природная кладовая нашей Родины», «Помоги исчезающим видам растений и животных своего края», «Помоги братьям нашим меньшим», «Лес - наше богатство», проект «Бобры – какие они?» |
||
Экскурсии |
|||
Экскурсия «Экологическая тропинка» | Экскурсия по родному селу; экскурсии в город Усмань (знакомство с городом, Краеведческий музей, памятник Воеводе Вельяминову, «Аллея-Героев», «Доска Почета Усманского района», памятник «Воинам-землякам, погибшим защищая Родину», памятник «Воинам-интернационалистам», стела в честь 350-летия со дня образования города Усмани, памятник «Академику Басову», «Памятник Чернобыльцам» |
||
Конкурсы |
|||
Конкурс рисунков «Береги лес», «Мой край родной». Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия», Эколого-образовательная акция «Знакомьтесь, Воронежский заповедник», акция «Покормите птиц», конкурс рисунков «Этот удивительный мир природы» |
|||
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц», конкурс « |
|||
Природа и я |
|||
Правила поведения на природе. Беседа «Человек и природа» |
|||
Дни здоровья (групповые выходы на природу), экскурсии в лес, к водоему, на луг, в яблоневый сад |
|||
Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями |
|||
Операции |
|||
Вырастим дерево «Аллея дружбы» |
|||
Праздники «Золотая осень», «Лето - это хорошо!», Очистка ручья Крылатого от мусора; «Сделаем наше село краше» (уборка мусора на улицах), уход за цветами и посадками на территории ДОУ и храма. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи:
Приобщать воспитанников к культурному, духовному, национальному наследию;
Формировать художественный вкус воспитанников, их эстетическую позицию;
Создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Знакомство с различными видами искусства; Формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности. | Формы работы: Мероприятия (ознакомление с народными промыслами), проведение уроков этики; Занятия в кружках и творческих объединениях; Конкурсы юных поэтов, певцов ДОУ; Конкурсы поделок, выставки, ярмарки; Игры, конкурсы по изучению национальных традиций, обрядов и быта. |
«Художественное творчество»
Рисование:
«Нет на свете краше мамочек наших» (портреты);
«Наша дружная семья» (совместная работа с родителями);
«Самый веселый день рождения»;
«Герб моей семьи».
«Улицы родного села»;
«Любимый уголок отдыха»;
«Лесные жители» и т.д.
Выставка фотогазет:
«Наша дружная семья»;
«Репортаж с прогулки»;
«Посмотри, как хорош сад, в который ты идешь».
Проведение праздников:
«День защиты детей»;
«День семьи»;
«Всемирный день ребенка»;
«Всемирный день матери»;
«Масленица»;
«Рождественские посиделки»;
«Колядки» и др.
Коллективные работы:
«Птицы наши друзья» (полусухой кистью, по мокрому фону, восковым мелком, штрихом);
«Здравствуй лес, дремучий лес полный сказок и чудес». Выставки совместных работ детей и родителей:
«Огородная мода» (композиции из овощей, природного и подручного материала) и др.
«Забавные свистульки»;
«Расписная барышня»;
«Люблю березку русскую»;
«Русские богатыри».
Рисование пейзажей:
«Осень, осень в гости просим»;
«Зимние напевы»;
«Весенняя капель»;
«Лето, лето красота».
Роспись предметов и игрушек:
«Хоровод матрешек» (коллективная работа);
«Голубая гжель»;
«Золотая хохлома»;
«Дымково».
Аппликация, коллаж:
«Кремль»;
«Герб, флаг России»;
«Салют на главной площади»;
«Изготовление поздравительных открыток для ветеранов»;
«Богатырь»;
«Орнаменты для сарафанов и кокошников».
Оформление выставок детских рисунков. Поделки из природного материала.
Слушание песен и музыки:
«Гимн России»;
«Русская народная музыка»;
Русские пляски, переплясы;
Обучение игре на инструментах.
Праздники и развлечения на основе русского фольклора:
«Коляда, коляда отворяй ворота»;
«Здравствуй, честная Масленица!»;
«Осенняя ярмарка» и т.д.
Оформление выставок рисунков и плакатов:
«Земля мечты моей»;
«Георгиевская ленточка»;
«И на суше, и на море»
«Война глазами детей»;
«Солдат на посту»;
«Голубь мира»;
«Письмо с фронта»;
«Открытка для ветерана».
Коллективная работа аппликацией, лепка из соленого теста:
«Разноцветная планета»;
«Важный День для Русских людей » и др.
Совместные работы детей и родителей:
«Взгляд в будущее»;
«Книга памяти»;
«Живем пока помним»;
«Наша планета - Земля!»;
«Награды Великой Отечественной Войны»и т д.
Изготовление атрибутов для режиссерских и театрализованных игр.
Разучивание песен.
Праздники и развлечения:
«Вам ветераны - посвящается».
Планируемые результаты
нравственно - патриотического воспитания дошкольников
Планируемые результаты нравственно–патриотического воспитания определяются поставленной целью и задачами:
Изменения в поведении дошкольника:
проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы);
умение вести монологическую речь (умение рассказывать);
Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающей социализацию личности дошкольника.
Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности, этики, патриотических чувств:
Использовать полученную на занятиях информацию в самостоятельной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить;
Чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
Проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села, страны;
Развивать способность решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту.
Дети должны знать и называть:
Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, отцу, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Место проживания: село, область; символику района, достопримечательности, его климатические условия, флору и фауну.
Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
Должны знать природу России ее флору и фауну.
Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5-6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей;
Повышение психолого–педагогической культуры родителей;
Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
Установление партнерских отношений между детьми, родителями и воспитателями;
Становление семьи активной социальной системой.
Работа с родителями:
Работа с педколлективом:
Сформировать коллектив единомышленников;
Осуществлять отбор ведущих педагогических идей;
Определить ведущие направления и виды деятельности педколлектива;
Сформировать коллективную копилку групповых, разновозрастных общих ключевых дел;
Установить взаимосвязи с сельским социумом, родительской общественностью;
Наработать групповые и общесадовские мероприятия, претендующие стать традиционными;
Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения осуществлять всем коллективом, включая младший педагогический и технический персонал.