1 месяц ребенку развитие и режим. Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Что должен уметь ребенок в 1 месяц - ведь он совсем еще кроха. Весь мир заключается для него в еде и сне. Так ли важно следить за его своевременным развитием в этом возрасте? Но малютка приобретает определенные навыки. Они определяют интенсивность его дальнейшего развития. И выявленные проблемы компенсируются быстро и безболезненно. Именно поэтому так важно знать контрольные точки развития месячного крохи.

Эти показатели за первый месяц жизни крохи меняются внушительно. В среднем малютка прибавляет 1-1,2 кг. Нормы веса составляют при этом 4,2-4,5 кг. Вырастает кроха на 4-5 см за один месяц жизни. Средний рост крохи составляет 54-55 см. Значения показателей для мальчиков и девочек различаются на 7-10%.

Как ребенок познает окружающий мир в месячном возрасте

В этом возрасте развитие малютки имеет свои особенности. Зная их, внимательная мама всегда ответит на вопрос: как растет ее малыш.

Тактильные ощущения

Грудничок очень чувствителен. Для формирования контакта мамочки и младенца рекомендуется создавать для него комфортную среду:

  1. Прикасаться к тельцу крохи следует предварительно согретыми руками.
  2. Одежда, которую надевают, должна быть сухой и теплой.
  3. В комнате должен быть свежий воздух.
  4. Но сквозняки при этом исключены.
  5. Температура в помещении, где живет младенец, должна быть 20-22 градуса.

При смене подгузников, одевании для прогулки маме следует ласково поглаживать кроху и разговаривать с ним.

Когнитивные навыки

Младенцу в один месяц свойственны импульсивные рефлексы. Они формируются автоматически при воздействии раздражителя. Для месячного крохи к таким навыкам относятся:

  • способность кратковременной фиксации взгляда;
  • различие контрастных цветов;
  • сосредоточие взгляда на лице матери;
  • способность различать громкость звуков;
  • возможность отличать и выделять голос мамы.

Впоследствии у крохи развивается хватательный рефлекс. Малютка способен связать лицо и голос матери, то есть создать образ.

Основные рефлексы малыша

В течение первого месяца жизни малыш проявляет основные рефлексы. Некоторые при дальнейшем развитии исчезают. Остальные преобразуются в условные и остаются до конца жизни. Малютка умеет:

  1. Хватать за поставленный палец взрослого и крепко сжимать его.
  2. Поворачивать головку в сторону той щечки, которую погладит мама. Так кроха находит пищу.
  3. Делать сосательные движения при контакте предмета с губками. Так кроха реагирует на появление еды.
  4. Разводить ручки в стороны и разгибать пальчики при однократном ударе по плоскости, на которой лежит кроха. Это эффект Моро.
  5. Поворачивать головку и открывать ротик при нажатии на бугор ладошки под большим пальчиком. Головка повернется в сторону ручки, с которой проводят манипуляции. Это рефлекс Бабкина .
  6. Разводить пальчики ножки в стороны при поглаживании тыльной стороны стопы. Это рефлекс Бабинского.
  7. Отталкиваться от плотно прижатой к ножкам ладони взрослого при положении лежа на животике.
  8. Отталкиваться стопами от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки.

Развивая последние 2 пункта, можно добиться того, что кроха быстрее поползет и начнет ходить.

Вкусовые и обонятельные рефлексы

В этот период кроха различает вкус пищи. Он отличает соленое, кислое и сладкое: морщится и кряхтит. Если мама съедает что-то неподходящее, малыш отказывается от грудного молока. Резкие запахи вызывают у малютки гримасы и плач.

Что может услышать малыш в месячном возрасте

Слышит кроха в один месяц превосходно. Он различает издаваемые звуки и поворачивает головку для поиска их источника. Малютка уже узнает мамочкин голос. Именно ее ласковые уговоры помогают ему успокоиться. Голоса других членов семьи такого эффекта не вызывают.

Зрение в первый месяц жизни

Малютка пока не научился фокусировать зрение. Все окружающие предметы кажутся ему размытыми. Больше всего он интересуется лицами.

В это время полезно показывать крохе яркую погремушку: игрушка поможет ему сфокусировать взгляд.

Эмоциональное и социальное развитие

Малютка в один месяц отлично чувствует эмоциональное состояние мамочки. Если она спокойна, он радуется. При огорчении мамы - начинает громко плакать. Кроха реагирует на разговоры с ним. Он начинает издавать радостные звуки при ласковом обращении к нему. В это время в периоды бодрствования рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом: это наладит контакты с мамой и поможет социализироваться впоследствии.

Психическое развитие

Неопытные родители считают, что в первый месяц малютка еще ничего не умеет. Однако кроха способен:

  • различать голоса домашних, выделять мамочкин голос;
  • фокусировать взгляд на несколько секунд на ярких предметах;
  • вздрагивать при резких звуках;
  • различать контрастные цвета.

Спокойная обстановка в семье способствует обретению чувства защищенности у крохи: малютка начинает развиваться быстрее.

Двигательная и физическая активность

Кроха пока проводит время лежа. Но он уже умеет:

  • поворачивать головку в сторону в положении лежа на животике;
  • вращает шеей в поисках источника звука;
  • во время бодрствования шевелит ручками и ножками (пока эти движения непроизвольные);
  • пытается поднять и удержать головку при положении лежа на животике или находясь вертикально столбиком.

В конце первого месяца жизни кроха научится одновременно приподнимать головку и попу в положении лежа на животике.

От чего зависит нормальное развитие

Без активного участия членов семьи кроха не сможет развиваться нормальными темпами. Близкие должны выполнять несложные правила ухода за крохотулей.

Правильный уход

Новорожденному для быстрого и успешного развития требуется грамотный уход. Он заключается в соблюдении несложных правил. Рекомендуется:

  • выполнять гигиенические процедуры: умывание, подмывание, стрижку ноготков, причесывание (при необходимости), увлажнение кожи;
  • делать гимнастику и массаж;
  • гулять с крохой на свежем воздухе;
  • купать крохотулю;
  • грамотно кормить;
  • играть с малюткой в развивающие игры;
  • придерживаться режима дня;
  • ласково разговаривать с ним.

Важно понимать: весь комплекс по уходу за малышом следует выполнять постоянно.

Здоровый продолжительный сон

Большую часть своей жизни месячный малыш проводит во сне. Это необходимо для правильного развития. Малютка бодрствует ¾-1 час. Остальное время кроха спит. Днем кроха должен иметь до 8 сонных периодов. Длительность каждого до 2-3 часов. Ночной сон продолжается 8 часов. Для высыпания малютке требуется создать комфортные условия:

  • свежий воздух в комнате;
  • удобную постель;
  • температуру 20-22 градуса;
  • приглушенный свет.

Важно помнить: голодный малыш крепко и долго спать не станет.

Питание ребенка в 1 месяц

Идеальная пища для месячного малютки - грудное молоко. За один прием он высасывает до 60 мл. Кормить крошку рекомендуется при первых признаках беспокойства. Такой процесс называется режимом свободного вскармливания. В сутки у мамы может получиться до 12 кормлений. Частое прикладывание ребенка к груди стимулирует увеличение лактации. Молочко вырабатывается в требуемых малютке количествах. Если молока достаточно, давать прикорм в один месяц не следует. Не рекомендуется допаивать малютку водой.

При недостатке молочка следует сообщить о проблеме участковому педиатру. Он назначит адаптированную смесь.

Что характерно для поведения новорожденного

Большую часть жизни месячный младенец спит. Но во время короткого бодрствования он совершенствует полученные при рождении навыки:

  • активно двигает ручками и ножками;
  • охотно слушает песенки, потешки, заклички;
  • ненадолго фиксирует взгляд на лице мамы и ярких предметах;
  • пытается поднять головку.

Важно поощрять такие занятия крохотули.

Физиологические показатели к концу первого месяца

Физиологические показатели отличаются от зафиксированных при появлении малютки на свет:

  1. К концу первого месяца кроха перестает спать в позе эмбриона.
  2. Даже при сне на животике он поворачивает головку в сторону (проявляется защитный инстинкт).
  3. Нормально развивающийся младенец может одновременно приподнять головку и попу.
  4. Кровообращение малыша перестраивается: мозг, почки, печень снабжаются интенсивнее.
  5. Формируется иммунная система.
  6. Начинают зарастать роднички.
  7. Затягивается пупочная ранка.
  8. Кожа перестает быть слишком сухой, но еще нуждается в увлажнении специальными средствами.
  9. Исчезают белые пятнышки (милиумы) с лица малютки.
  10. Почки выполняют назначение, но они еще незрелы.

В этот период от родителей требуется обеспечить должную гигиену. Это поможет быстрее сформироваться физиологическим особенностям.

Что делать, если возникли отклонения

При несоответствии нескольких показателей нормам рекомендуется сообщить о проблеме участковому педиатру. Он осмотрит малютку, назначит консультацию профильных специалистов. По результатам будут проведены коррекционные процедуры.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

Кроме контрольного осмотра у участкового педиатра, малышу понадобится осмотр:

  • хирурга;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • невролога.

Как способствовать развитию младенца

Неопытным родителям кажется: в 1 месяц ребенок слишком мал для игр. Но для успешного развития рекомендуется знать, как играть с месячным малышом.

Игры в 1 месяц

Для развития слуха и речи следует почаще разговаривать с крохотулей. В ответ на слова мамочки он произносит свое «агу». Для развития цветового зрения следует развесить над кроваткой разноцветные погремушки. Гирлянды рекомендуется менять. Крошку следует часто брать на ручки, гладить, нежничать. Это формирует чувство защищенности.

Занятия в воде

Начиная с 3-4 недель малютку можно начать учить плавать. Такие занятия укрепляют организм. К тому же они пока естественны для крошки: ведь он долго жил в жидкой среде. Все упражнения требуется сопровождать голосом: это способствует развитию слуха и речи.

Младенец становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. Исчезают послеродовая отечность, кожа расправляется, проходят большинство транзиторных состояний кожи новорожденного (токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха).

Сон новорожденного

К одному месяцу ребенок сам формирует своеобразный . У него уже достаточно четко выделены периоды бодрствования, еды и сна. Малыш активен около 40-60 минут, после чего достаточно быстро утомляется и засыпает.

Дети в этом возрасте не различают еще день и ночь. Они еще не выработали свои циркадные ритмы. Помните, что желудок ребенка слишком мал и быстро переваривает грудное молоко или смесь. Именно поэтому малыш может просыпаться ночью каждые 2-3 часа.

Если вам посчастливилось, и ребенок спит более трех часов подряд ночью, то не нужно его будить для кормления (если для этого нет никаких медицинских показаний). Если малыш ночью просыпается и не хочет снова засыпать после кормления, то можно с ним поиграть, но при этом не включать свет. Так он со временем привыкнет различать ночь-день.

Кроме того, у ребенка, как и у взрослого, есть две фазы сна. И у месячных детей преобладает фаза поверхностного сна над глубоким, поэтому они могут легко просыпаться .

Еда ребенка

Желудочно-кишечный тракт малыша уже адаптировался к новому типу питания. Даже если у него еще есть младенческие , то вы уже поняли, что это состояние самопроходящее, и его нужно пережить. За первый месяц дети в среднем прибавляют в весе 600-1000 г. Кто-то может прибавить больше, а кто-то – меньше, но важно понимать, что прибавка веса должна быть обязательно.

При грудном вскармливании до сих пор сохраняется кормление по требованию, но младенец уже учится сам формировать собственный режим.

Помните, что ребенок может заглатывать воздух во время кормления. Если он уснул на груди, то нет никакой необходимости его будить и носить столбиком. Малыш отрыгнет воздух, когда проснется.

Если ребенок получает смесь, то его нужно кормить на руках под углом примерно 45 0 , чтобы он мог выпустить воздух во время кормления. В этом случае тоже не нужно держать детей столбиком после кормления, лучше, если они будут находиться некоторое время на руках под углом в 45 0 .

Что может ребенок

♦ Появляется гуление. Он учится издавать звуки, отличные от плача.

♦ Умеет фиксировать взгляд на ярких контрастных предметах, а лучше всего – на вашем лице.

♦ Умеет выделять маму из всех других взрослых.

♦ Держит голову несколько секунд в положении на животе.

♦ Активно двигает руками и ногами. К концу месяца начинает уходить физиологический гипертонус .

Психология ребенка

Младенец уже учится улыбаться в ответ на вашу улыбку или просто тогда, когда вы склоняетесь над ним. Он пытается копировать вашу мимику, и иногда у него это даже получается. Чем чаще вы будете улыбаться, тем больше улыбок получите в ответ.

Двигательное развитие

Самостоятельные осознанные движения ребенка только начинают формироваться. Лежа на животе, он уже умеет удерживать несколько секунд голову, но потом снова утыкается в кровать. Если его держать вертикально, то он так же неплохо уже умеет держать голову.

Активное движение во время бодрствования способствует более быстрому развитию младенца. Поэтому в период бодрствования ребенка не нужно его ни в коем случае . Выкладывание на живот на достаточно жесткую поверхность способствует развитию моторных способностей детей.

Как играть с ребенком

Ребенок уже умеет удерживать внимание на ярких предметах и игрушках. Может недолго следить за двигающимся предметами. Время игры в этом возрасте составляет порядка 2-3 минут.

Вы можете перемещать яркую игрушку недалеко от глаз ребенка, так, чтобы он удерживал ее в поле зрения. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за его реакцией. Иногда можно подносить ребенка к зеркалу и наблюдать как тот реагирует на свое отражение.

Что чувствует ребенок

Все дети – эмпаты. И чем младше ребенок, чем сильнее его связь с мамой, тем четче он улавливает все ее эмоции. Старайтесь как можно чаще улыбаться малышу, дарите ему своё позитивное настроение, и он ответит вам тем же.. Старайтесь больше говорить с ним: когда стоите в очереди в магазине, готовите ужин или гуляете по улице. Даже когда вы разговариваете с кем-то другим, ребенок получает ценный урок и начинает лепетать в ответ. Таким образом вы создаете предпосылки для его первых слов.

Различные музыкальные игрушки, погремушки, классическая музыка и другие звуки мира – все это развивает слух детей . Однако необходимо провести скрининг слуха. Это необходимо для того, чтобы удостовериться, что ребенок хорошо слышит. Обратите внимание, вздрагивает ли ребенок при резких звуках.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления » - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа , и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Малыш, только что появившийся на свет, кажется, только и делает, что почти неподвижно лежит в своей кроватке. А между тем в его организме происходит масса физиологических изменений. Он «присматривается» к этому миру и, хоть еще и не умеет выражать свои эмоции, испытывает их в полной мере.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

  • когда в поле появляется неподвижный предмет, он концентрирует на нем свой взгляд;
  • щурит глаза, если видит яркий источник света;
  • вполне осознанно рассматривает лицо склонившегося над ним человека, смотрит ему в глаза;
  • лежа на животе, кроха пытается поднять голову и удержать ее на весу;
  • реагирует на звуки и , когда зовет на помощь;
  • может ухватить предмет, но удержать его в ручке еще не может;
  • водит глазами, наблюдая за движущимися предметами;
  • узнает родителей по голосу и запаху;
  • в конце первого месяца появляются первые задатки речи – малыш агукает и произносит отдельные звуки.

Это лишь приблизительный список того, что должен делать ребенок в 1 месяц. Раннее развитие у всех детей проходит по индивидуальному плану, часто не во всем совпадающему со стандартными памятками из детской поликлиники или интернет-статей.

Несмотря на то что кроха активен не более 2-3 часов в сутки, во время бодрствования он с удовольствием изучает окружающий мир и вполне готов к новым познаниям. Он внимательно слушает твои колыбельные, и вообще очень хорошо реагирует на мамин голос.

Когда ребенок не спит, сделай все возможное, чтобы ему было удобно находиться в своей кроватке: почаще меняй позы, бери его на руки, говори, смейся и радуйся вместе с ним! Уделяй сыну или дочке как можно больше своего внимания, ведь он только недавно пришел в этот мир, и чтобы быстрее к нему адаптироваться, контакт с мамой ему необходим.

Особенности развития ребенка в 1 месяц

На самом раннем этапе жизни у младенца присутствуют несколько основных рефлексов. Так, «подошвенный» рефлекс выражается в том, что когда ты проводишь пальцем по его стопе, он непременно отдернет ножку. Сосательный рефлекс ты можешь наблюдать, если проведешь пальцем по губкам малыша: он сложит их трубочкой и попытается «пососать» твой палец. У ребенка с самых первых дней жизни также развит и хватательный рефлекс: положи свой палец ребенку на ладонь, и ты увидишь, что он сожмет ручку в кулачек.

Нормы веса и роста детей в 1 месяц

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Итак, из этой таблицы не сложно определить,сколько должен весить ребенок в 1 месяц. Решающим фактором является вес малыша на момент рождения и в день выписки из роддома. Эти данные заносятся в карточку малыша.

А вот сколько должен набрать ребенок в 1 месяц - волнует большинство новоиспеченных мам. В конце первого месяца жизни ребенок набирает в среднем 100-900 г. У недоношенных детей эти показатели меньше. За первый месяц здоровый малыш вырастает в среднем на 3 см. Важны и другие показатели. Так, в детской поликлинике педиатр на плановом осмотре в 1 месяц должен измерить окружность головы, живота и грудной клетки ребенка. Такие показатели очень важны для того, чтобы вовремя можно было выявить и исправить все возможные нарушения. Рекомендован в конце первого месяца жизни и осмотр невропатолога.

Режим дня ребенка в 1 месяц

На вопрос, сколько должен спать ребенок в 1 месяц, детские неврологи отвечают: все время. Теоретически это так, но на практике через несколько недель после рождения малыш станет гораздо больше времени проводить, бодрствуя, чем раньше. В норме новорожденный должен спать 20-23 часа в сутки, но бывает, что он .

Будит его обычно - чувство голода. Сегодня педиатры рекомендуют кормить крошку по первому требованию.

Главные правила для мамы

Бери малыша на ручки для переодевания и кормления, когда он спокойный. Это поможет наладить эмоциональное общение с ним. С ребенком надо разговаривать ласково и тихо. Создавай спокойную атмосферу в комнате ребенка. Тогда и малыш будет спокойным и уравновешенным.

Вероятно, еще в роддоме тебе объяснили, как правильно следует держать новорожденного. Обязательно проинструктируй всех членов семьи, а также гостей, приходящих к вам и желающих взять кроху на ручки. (В первые месяцы жизни, однако, лучше не позволять посторонним людям брать твоего ребенка на руки. Научись вежливо отказывать, твои друзья тебя поймут). Предупреди всех, что обязательно следует одной ладонью поддерживать голову малыша, так как его шея еще слаба для этого.
Сегодня в продаже часто встречаем рюкзаки-кенгуру, на которых стоит пометка 0+. Однако педиатры, детские невропатологи и ортопеды в один голос утверждают, что использование приспособлений, в которых малыш сидит, не допустимо до того возраста, когда ребенок сам научится сидеть, то есть к этому будут готовы его кости и мышцы. А пометка 0+ на подобных изделиях - не более чем маркетинговый ход.

Новорожденного ребенка, если он не возражает, кроме как просто на руках, мама может носить в слинге, где малыш будет лежать. Причем время нахождения его в слинге следует тоже ограничивать. Сейчас самая удобная и полезная поверхность для малыша - умеренно жестка, как ортопедический матрас в его кроватке. Ну и, конечно, в фаворе - руки мамы.

Режим дня малыша первого месяца жизни

Суточный режим новорожденного состоит из двух периодов: сон (как мы уже сказали, это коло 20 - 23 часов в сутки) и периоды бодрствования. "Бодрые" часы предназначены для кормления, переодеваний и выполнения простейшей гимнастики для новорожденных (о ней тебе расскажет участковый педиатр при первом визите).

В первый месяц говорить об установлении четкого режима для ребенка рано. Современная педиатрия учит нас кормить ребенка по каждому требованию. Кормление должно заканчиваться тогда, когда малыш отпустил грудь самостоятельно. Если же ребенок заснул, так и не разжав челюстей, аккуратно введи свой мизинец, раздвинь челюсти и легко высвободи грудь изо рта крохи. в первый месяц не имеют постоянной регулярности: малыш может попросить грудь как через несколько часов после прошлого приема пищи, так и через несколько минут. В первый месяц будь готова практически все время уделять ребенку и кормить его так часто и так долго, как он того хочет.

Питание ребенка 1 месяца жизни

Наших мам в свое время учили устанавливать режим кормления для новорожденных: 10 - 15 минут каждые 3 часа. Однако сегодня такой подход считается искусственным и мучительным для ребенка - лучше довериться его инстинктам, он сам знает, когда сколько молока употребить.

В среднем, ответ на вопрос, сколько должен съедать ребенок в 1 месяц, рассчитывается исходя из стандартных формул:

суточная доза молока (в граммах) для ребенка младше 10 дней = N х 80, где N - возраст в днях,

условная доза разового кормления = N х 10.

Однако, стоит понимать, что эта норма условная, так как за один раз малыш может выпить половину разовой нормы, а в следующее кормление - полторы. Вот почему контрольные взвешивания ребенка до кормления и после не показательны, ибо можно попасть как раз на то кормление, когда малыш съел меньше обычного.

Для детей старше 10 дней суточная доза молока приблизительно равняется 800 - 1000 г.

С грудным молоком понятно. А если малыш получает , то сколько смеси должен съедать ребенок в 1 месяц? Ответ таков: разовые порции смеси следует отмерять, сообразуясь с приведенными выше нормами питания, при этом соблюдать стандартную регулярность и не превышать дозировок. Дело в том, что смесью, в отличие от грудного молока, можно перекормить ребенка, чем нажить ему проблемы с ЖКТ и лишним весом в будущем.

В первые недели жизни, увы, нередки . Их причиной является незрелость желудочно-кишечного тракта малыша. Особенно этой напасти подвержены дети, получающие смеси. Определить, что малыша мучат колики, несложно - если ребенок кричит, поджимая ножки к животу - скорее всего, причиной тому являются колики. В таких случаях помогает частое выкладывание малыша животиком на живот мамы - твое тепло облегчит муки. К тому же есть аптечные средства - капли фенхеля (они же укропная вода), препараты типа эспумизана и пр. Применять что-либо из медикаментов, не проконсультировавшись с педиатром, категорически воспрещается.

Ребенок и туалет

Для выяснения, достаточно ли ребенку молока, больше подойдет т. н. "тест на мокрые пеленки" - количество мочеиспусканий за сутки должно быть не менее 8, в идеале 10 - 12.

Что же касается опорожнений кишечника, то индивидуальный ритм устанавливается у ребенка на 4 - 5 сутки жизни. Главными показателями нормы тут является хорошее самочувствие малыша, отсутствие плача во время (то есть ребенок не испытывает боли в процессе), отсутствие зловонного запаха и посторонних примесей в кале (у здорового ребенка цвет кала - желтоватый, консистенция сливок). Что касается режима - нормой является как и 1 опорожнение кишечника в 2 дня, так и 10 - 12 за день. Все индивидуально.

Если же мама замечает, что ребенок не может сходить в туалет и страдает от этого, необходимо срочно обратиться к своему педиатру, который подскажет, что можно предпринять (обычо в таких случаях рекомендуют клизму или глицериновые свечи для грудничков).

Вообще главный показатель того, что все в порядке, это то, как выглядит ребенок в 1 месяц. Если малыш бодр, весел, улыбается, имеет стойкий хороший аппетит, но при этом стул у него 1 - 2 раза в неделю, это не повод беспокоиться.

Сон ребенка 1 месяца жизни

Так как насытившись, малыш сразу же засыпает, переодевай ребенка до того, как прикладываешь его к груди. Если малыш возражает и требует питания прямо сейчас, мягко уговаривай его, поглаживай по спинке и животику, пока переодеваешь.

Мы рискуем тебя огорчить, но в первый месяц своей жизни новорожденный не сильно различает день и ночь, и ему, мягко говоря, не важно, что ты привыкла жить иначе. То есть ночной режим сна и кормления тоже будет достаточно хаотичным. Хотя считается, что ночью минимум 5 - 6 часов малыш должен проспать непрерывно. Но помни: то, сколько спит ребенок в 1 месяц ночью непрерывно, ни о чем не говорит. Малыш может ночью также как и днем просыпаться каждые 1 - 2 часа, чтобы подкрепиться, и это тоже нормально.

Многим мамам помогает высыпаться . Малыш спит в одной кровати с мамой (или в своей кроватке, но вплотную приставленной к родительской со стороны мамы, при этом стенка убрана) и, как только завозившись потребует грудь, мама сможет дать ему необходимое, сама продолжая дремать. Естественно, для этого ты должна научиться .

Также при необходимости ты должна суметь переодеть ребенка ночью. Поэтому всегда держи и влажные салфетки под рукой (кстати, как выбрать подгузники, можешь прочитать ).

Наверняка ты слышала удивительные истории тех молодых мам, которые чуть ли не с первого месяца приучили своего ребенка спать всю ночь в собственной кроватке в отдельной комнате, не просыпаясь для кормления ни разу за ночь. Положа руку на сердце, можно считать такие истории во-первым фантастическими (хотя мало ли каких чудес не бывает на свете), а во-вторых следует помнить, что длительные перерывы между приемами пищи могут быть вредными для новорожденного. Считается, что в течение первых 6 месяцев жизни ночные кормления являются физиологической потребностью ребенка. Позже - уже дело привычки. То есть не советуем тебе пытаться отучать малыша от еды по ночам, пока ему не исполнится хотя бы полгода. А кто говорил, что будет легко?

Исключение составляют дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Им действительно следует предлагать бутылочку не чаще, чем 1 раз в 2 – 3 часа, после чего придать вертикальную позу и 10 - 15 минут поносить по комнате. Так как смесь переваривается значительно дольше, чем материнское молоко, дети-искусственники часто основную часть ночи спят не просыпаясь. Обсуди со своим педиатром режим ночного кормления малыша. Потому что, в отличие от грудного молока, смесью действительно можно перекормить ребенка.

Для детской кроватки матрац следует обшить непромокаемой тканью. Далее - надеть чехол. Простыню для малыша надо хорошенько подбить под матрас. Важно чтобы она не сбивалась в складочки и тем самым не причиняла ребенку неудобств. Малышу до 1,5 лет подушка не нужна, ведь она может искривить позвоночник. Стирать детское белье в первый год надо отдельно от взрослого, причем, со специальным детским мылом или детским порошком. Белье новрожденного в первый месяц его жизни нужно проглаживать утюгом с двух сторон.

Купание и подмывание

Особое внимание стоит уделить . Во-первых, приступать к купанию можно только после того, как от пупка новорожденного отвалится прищепка, которую ему прикрепили в роддоме во время перерезания пуповины. Во-вторых все то время, пока полностью не заживет после купания ее обязательно нужно будет обрабатывать перекисью водорода и зеленкой, а воду для купания - кипятить. Последнее теперь считается необязательным, однако лишним не будет.

Температура воды в детской ванночке должна быть около 36 - 37 градусов, то есть равняться температуре тела ребенка. Современные ванночки для младенцев оснащают индикаторами температур (обычно они имеют три уровня: холодно, норма, горячо). Если не доверяешь такому устройству, используйте обычный спиртовой термометр.

Важно! Если воду ты все же кипятишь, до остывания не наливай ее в ванночку – так можно, во-первых, привести в негодность индикатор температур, а во-вторых, вызвать непредвиденные реакции между водой и пластиком ванночки, чем вызвав ее токсичность.

В ванночку малыша можно добавить настои трав (череда, ромашка, чистотел), но лучше проконсультироваться предварительно со своим педиатром, так как не всем подходят одни и те же рецепты (например, та же аптечная ромашка сушит кожу, а потому не советую ее использовать, если у малыша итак наблюдаются шелушения).

Купать детей рекомендуется с использованием с пометкой "с рождения" – такие гели и шампуни выпускаются исходя из потребностей кожи новорожденного. И, конечно же, убедись, что используемый шампунь действительно не раздражает глаза – просто проверь на себе (капни немного слабого раствора шампуня себе в глаз). Если малыш не страдает сухостью кожи и шелушениями, можно использовать детское мыло (оно обычно нравится мамам, стремящимся минимизировать использование косметики. Дело в том, что мыло, в отличие от гелей для купания, не оставляет после себя никакой пленки на коже ребенка).

Купание крохи длится в среднем 5 – 15 минут. Безусловно первое купание – самое непродолжительное. После него заверни малыша в мягкое полотенце и аккуратно промокай влагу с его кожи. Ни в кем случае не растирай кожу ребенка – она слишком нежна для этого. Далее, развернув кроху, изучи складки на его теле. Возможно, в некоторых из них есть небольшие подпревания, которые стоит обработать судокремом, бепантеном, детской присыпкой или кремом под подгузник (опыт использования этих средств как и формирование предпочтений приходит только со временем:)) Если имеются участки из-за сухости кожи, смажь их детским кремом или маслом для новорожденных. Внимание! Ни в коем случае нельзя покрывать кремом или маслом значительные участки кожи младенца – так ты препятствуешь дыханию и можешь нанести серьезный вред ребенку. Кремами следует пользоваться только локально – на месте покраснений или раздражений.

После этого одевай кроху как обычно.

Есть определенные правила и для такой процедуры как подмывание девочек и мальчиков. И, если купание обычно устраивается по вечерам, то подмывать ребенка нужно каждое утро, после пробуждения перед кормлением, и после каждого опорожнения кишечника. Для подмывания достаточно только теплой воды из-под крана, нет необходимости использовать мыло.

Девочек надо подмывать струей воды по направлению спереди назад. Мальчикам категорически нельзя оттягивать крайнюю плоть и пытаться промывать головку пениса! Природа позаботилась о его изоляции и наличии под крайней плотью бактерицидной смазки – смегмы, которая защищает половой орган младенца от бактерий. Поэтому нарушать гармонию нельзя.

Запомни, что подмывая ребенка (как мальчика, так и девочку), следует обмывать половые органы только снаружи!

Что же касается умывания, то его нужно проводить также по утрам перед кормлением. В первые недели жизни для этого стоит использовать кипяченую воду. Мыло и прочая косметика здесь ни к чему. Только в том случае, если у малыша на лице заметны раздражения кожи, обрабатывай их по указанию своего педиатра после умывания.

Глазки малыша промываются влажным ватным тампоном по направлению от внешнего уголка глаза к внутреннему. Носик прочищают скрученной в тоненький жгут ватой (ватная палочка попросту туда пока не пролезет). Уши крохе следует обмывать только снаружи! Иначе рискуешь повредить слуховые ходы. Поэтому особой необходимости в специальных ватных палочках с ограничителями нет – разумные мамы все равно не пытаются залезть в слуховой проход, а протирают только ушную раковину снаружи.

Часто для неопытных мамочек "таит сюрпризы" зона за ушами. Дело в том, что малыш при кормлении иногда срыгивает, и это молоко затекает за уши. А мама и не знала. Отверни ушки, посмотри, чисто ли за ними. Иначе будет очень неловко предстать перед педиатром в 1 месяц, когда доктор увидит у твоего ухоженного нарядного малыша кучи грязи за ушами.

Видео: Уход за малышом в первые дни жизни

Прогулки с ребенком

Гулять с малышом надо каждый день, но если на улице не ниже -10 градусов. Одежда для новорожденного должна быть только из натуральных тканей, удобная и просторная. Ребенку понадобятся распашонки байковые и хлопчатобумажные (около 15 штук), теплые фланелевые, тонкие хлопчатобумажные и байковые пеленки (примерно 35 штук), чепчики теплые и тонкие, подгузники. Одевать малыша надо многослойно. Для прогулок зимой нужен специальный конверт. Коляска для прогулок должна быть глубокой, удобной, с умеренно жестким матрасиком.

Развивающие игры для детей 1 месяца

Казалось бы, зачем нужны все эти игры деткам, только что появившимся на свет? Ведь они еще совсем крошечные и беспомощные, и вряд ли их заинтересует еще что-то, кроме погремушки. На самом деле это не так. Игры новорожденному просто необходимы. Именно они могут обеспечить всестороннее его раннее развитие. Причем, как умственное и физическое, так и социальное.

Мама – лучшая игрушка

Да-да, главное правило, которое мама должна учитывать при занятиях с ребенком в первый месяц его жизни заключатся в том, что лучшая игра для него – это она сама. И, конечно же, самые близкие родственники. Причем, играя с малышом, мама и родные должны вести себя естественно, доверять своим инстинктам и чувствам.

Игра для развития зрения ребенка

Ты должна взять ребенка на руки, прижать к себе и посмотреть ему прямо в глаза. Малыш сконцентрирует внимание на тебе, и будет долго смотреть маме в глаза… Да, он потом отвлечется, но если ты продолжишь смотреть на него, кроха также вернет взгляд на тебя. Играть в такие вот «гляделки» можно пока ребенок не устанет.

Кроме того, можно использовать для игры также неяркую лампочку или ночник. Попробуй в немного затемненной комнате в поле зрения ребенка передвигать лампу в различных направлениях. Малыш будет внимательно следить за светом. Такая игра прекрасно помогает ребенку научиться концентрировать свое внимание. Можно также вырезать из старых журналов разные картинки с изображением улыбающихся ярких предметов, деток, цветов. Помести картинки в поле зрения ребенка, лучше всего прикрепить их к бортику его кроватки. Перемещай понемногу картинки, и увидишь, как кроха будет следить за ними глазами.

Игры для развития малыша

Касайся своими пальцами ладошек ребенка. Увидишь, как он будет рефлекторно сжимать твой палец, а после - ухватиться за него. Во время таких занятий постоянно разговаривай с малышом или пой веселые песенки. Помни о том, что такая игра направлена на стимуляцию у малыша хватательного рефлекса. Можно также поиграть в велосипед. Возьми его ступни в свои ручки и осторожно вращай, как при езде на велосипеде.

Развлекающие игры для детей

В этом возрасте деткам нравятся подвесные игрушки. Прикрепи их на кроватку, пусть они потихоньку крутятся под мелодичную и приятную музыку. Сегодня в продаже таких «мобилей» огромное изобилие. Регулярно совершай с деткой прогулки по дому. Показывай и рассказывай все, что видишь вокруг. Не беспокойся о том, что ребенок пока не может все хорошенько рассмотреть. Такие прогулки все равно очень важны, ведь они рассчитаны на будущее, так у крошки развивается первая зрительная память.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Что же можно сделать для развития малыша, который только появился на свет? Для начала маме важно осознать, каким должен быть правильный старт этого развития. Итак, для этого важным есть раннее прикладывание ребенка к груди, совместное пребывание матери и малыша сразу после родов, кормление «по требованию» грудным молоком.

Кормление – первое развитие

Кормить грудью – это самый естественный процесс в мире. Это приятно и полезно и для мамы, и для ребенка. Важно кормить грудью по требованию. Именно так ты закладываешь основу здоровья для твоего ребенка. Но, кроме того, это еще и основы для успешного развития ребенка, ведь если малыш эмоционально устойчив, он намного больше готов к восприятию информации.

Органы чувств

Взрослый человек воспринимает мир через органы чувств. Это - зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. Малыш – также. Развитие малыша в таком раннем возрасте также базируются на стимуляции этих органов чувств. Итак, больше всего информации детки в 1 месяц получают через орган осязания. Зрение и слух - еще недостаточно развиты. На первом месяце жизни они нуждаются в стимуляции. Поэтому важно обратить внимание на стимуляцию развития осязания.

Что можно делать?

Все просто. Заготовь кусочки ткани разной текстуры. Это может быть хлопок, шелк, мех, шерсть, атлас. Давай малышу трогать эти заготовки несколько раз в день. Не забывай также и о тактильном контакте. Маме и папе стоит почаще гладить малыша, целовать, выкладывать голенького к себе на живот. Так развивается не только осязание, но и эмоциональная сфера. Можно также ходить с крошкой по квартире и его ручкой дотрагиваться до предметов. Рассказывай ему, что это, комментируй свои действия. Не думай, что маленький ничего не слышит и не понимает. Это очень важный поток информации. Он поступает к малышу в первые месяцы жизни, а главное – хорошо откладывается на уровне подсознания. Так ты поможешь заложить прочный фундамент для дальнейшего восприятия окружающего мира. Следуя этим рекомендациям, уже в первый месяц можно начать развивать малыша . Этот период является очень важным в развитии ребенка, а эти легкие упражнения доступны для мамы. Развивай своего малыша с пеленок!

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»