Как правильно держать ручку? Готовимся к школе. Как быстро научить ребенка держать карандаш и ручку: простые способы обучения письму

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.

Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и... Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?

Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»

Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.

Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.

Не тут-то было!

Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом... потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.

В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы - в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.

Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки - фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.

Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса - и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.

Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.

Если же фюллер держать на манер шариковой ручки - торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, - то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.

Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? - поинтересовался я у Дениса.

Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!

Если надавить посильнее, то пишет.

Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше - капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки - фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.

Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! - заявила она угрожающе.

А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? - отвечал я.

А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.

Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо - точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.

И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?

Конечно.

Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.

Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.

В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки - ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.

Мы опытные педагоги, - заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. - Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.

Как замечательно! - ответил я. - Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.

Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.

Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:

Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» - так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» - так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей - шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.

Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу - и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.

Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, - особенно в жаркую погоду, когда руки потные.

И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!

И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго - рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.

«Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.

Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.

Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» - исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.

Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер - и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.

Так чем же Вы возмущаетесь? - вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. - Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.

А кто его научит писать «классикой»?

Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.

Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.

Мы опытные педагоги, - сказал херр Эзель. - И во всем должен быть порядок.

Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, - спросил я, - что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?

Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:

Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!

И после паузы:

Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.

Именно так.

И когда вы уезжаете обратно в Россию?

На следующий год.

Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.

Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём...

Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения...

Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.

Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц - то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы - стружка и графитовая пыль - будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.

Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки - и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.

Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.

Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.

18.04.2007, отредактировано 07.06.2012

Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, .

Иллюстрации

«Модерн»

«Классика»

Н. Н. Ге. Портрет писателя
Льва Николаевича Толстого

Первым делом стоит объяснить ребенку, что ручку в руке следует держать не вертикально, а под углом, при котором верхний конец ее будет «смотреть» на плечо. Ручку надо держать тремя подогнутыми пальцами: большим, средним и указательным. Обучаемый обязан уяснить, что сначала ручку укладывают на вторую фалангу среднего пальца. Указательный палец поддерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Безымянный палец и мизинец подгибаются к ладони.

При расположении руки на столе опорой для кисти должны служить третья фаланга мизинца и внешнее ребро ладони. Слишком сильно ручку сжимать не стоит, а рука всегда должна быть в свободном положении. Оптимальное расстояние от пальцев на ручке до кончика стержня составляет обычно около 2 см.

Усвоить как правильно держать ручку можно при помощи метода пинцетного захвата. Смысл упражнения заключается в том, что ребенок должен вертикально поставить ручку на стол и ухватиться за ее конец тремя пальцами. Скользящими движениями пальцы опускаются вниз до тех пор, пока они не окажутся в требуемом для письма правильном положении.

С совсем юными обучаемыми можно поиграть в игру «Спокойной ночи, ручка». Ребенок должен уложить ручку в «кроватку», положить под «голову» ей «подушку» и укрыть сверху «одеялом». Нетрудно догадаться, что «кроватка» – это средний палец, «подушка» – указательный палец, а «одеяло» – палец большой.

Несколько слов стоит отдельно сказать о том, как научить ребенка правильно держать карандаш. В целом, процесс обучения идентичен обучению ребенка правильно держать ручку. Отрабатывать навык правильного захвата карандаша пальцами рекомендуется с использованием более объемных принадлежностей. В этом случае ребенку будет проще разглядеть и запомнить как на карандаше должны быть расположены пальцы. В местах соприкосновения пальцев с карандашом можно даже сделать специальные отметки.

Обучение с применением специальных средств

Обучить ребенка как держать ручку при письме возможно и с помощью некоторых подручных или специальных средств. К подручным средствам можно отнести бумажную салфетку, либо носовой платок. Данное простое приспособление необходимо сложить в несколько раз и прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Затем свободными тремя пальцами следует произвести обхват ручки. Пальцы без труда сделают это правильным образом.

Правильное расположение пальцев на ручке можно формировать и при игре в детский дартс с дротиками на липучках или с магнитным концом. Обхват дротика пальцами идентичен обхвату ручки, поэтому перед тем как практиковаться правильно держать ручку полезно будет поиграть с ребенком в эту интересную игру. Дартс, тем самым, выступает в роли обучающего упражнения.

Не лишним будет приобрести в магазине и ручку-самоучку. Данное устройство имеет специальные углубления, благодаря которым расположить пальцы неправильным образом будет попросту невозможно. В магазинах можно отыскать и особые трехгранные карандаши, которые также значительно облегчают процесс обучения.

Обучить ребенка правильно держать в руке карандаш можно с помощью мелков масляной пастели. Для этого необходимо взять мелок и аккуратно разломать его на части так, чтобы каждый кусок был размером не более 3 см. Мелок такой длины при рисовании просто невозможно держать в кулаке, поэтому ребенок будет вынужден брать его исключительно пальцами. Порисовав так несколько недель, обучаемый привыкнет держать рисовальные принадлежности соответствующим образом. Тогда уже можно будет мелок заменить карандашом.

Подготовка руки к письму и обучение ребенка правильной посадке за столом

Одного умения правильно держать ручку в руке недостаточно для того, чтобы начать обучение письму. Для этого рука должна быть специально натренирована. Подготовка руки к письму может осуществляться с помощью следующих упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика. Сюда относятся инсценировка сказок и стихов при помощи пальцев, складывание пазлов и мозаики, а также игра с мелкими бусинками, камешками, пуговицами.
  • Вырезание ножницами фигурок. Вначале практикуется силуэтное вырезание с предварительной прорисовкой контуров, а затем уже – без прорисовки. Из фигурок можно делать аппликации.
  • Рисование и раскрашивание. Делать это необходимо с использованием различных принадлежностей: мелков, карандашей, фломастеров. Данное чередование способствует формированию умения дифференцировать степень нажима на бумагу.
  • Складывание оригами и плетение из бумажных полосок. Начинать следует всегда с изготовления простых фигурок.
  • Штриховка. Упражнение будет особо действенным при соблюдении заданного направления штриховки, параллельности линий и четкого расстояния между ними.

Подготовка руки к письму должна осуществляться параллельно с постижением правил грамотной посадки за столом. Ребенку крайне важно усвоить следующие требования:

  1. сидеть необходимо прямо;
  2. стопы ног должны находиться на полу или подставке;
  3. оптимальное расстояние между грудью и письменным столом – 1,5-2 см;
  4. оба локтя должны лежать на столе;
  5. лежащий лист бумаги располагают под углом, составляющим 30 градусов;
  6. нижний левый угол бумажного листа должен быть на уровне середины груди.

В заключение

  1. Соблюдение всех указанных правил в сочетании с проведением упражнений для подготовки руки к письму непременно произведет положительный эффект.
  2. Овладение навыками письма невозможно без тщательного и неустанного контроля родителей. Поиск ответа на вопрос, как научить ребенка правильно держать ручку должен на время озаботить всех взрослых членов семьи.
  3. Обучение следует совмещать с игрой, поскольку таким образом можно добиться искренней заинтересованности ребенка.

Если четырёхлетнему ребёнку дать карандаш, то он наверняка возьмёт его в кулачок. Хотя в этот возрастной период подобный способ хватания письменных принадлежностей считается относительной нормой, стоит задуматься над тем, как научить ребенка правильно держать ручку.

Неверная привычка обязательно отразится на письме и почерке и даже успеваемости, поскольку неверный захват приводит к быстрой утомляемости, неудобству и нежеланию работать в тетрадке.

И всё же приучить ребёнка писать правильно можно, поскольку существует несколько эффективных методик, одна из которых обязательно придётся по душе будущему школьнику.

Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.

Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.

Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.

Чтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.

Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:

  1. Прежде всего, объясните будущему школьнику, что письменные принадлежности держат в ладони не вертикально, а под таким уклоном, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.
  2. Верхняя фаланга средних пальчиков – то место, куда укладывается карандаш. Указательный «перст» должен поддерживать его с верхней стороны, а большой – с левой. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  3. Располагая руку на поверхности стола, важно определить верную точку опоры. Ею служит третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладошки.
  4. Чтобы мышцы излишне не напрягались, нельзя чрезмерно сжимать карандаш – пальчики должны быть расслабленными. А расстояние от пальцевого захвата до окончания стержня приблизительно составляет 1,5-2 сантиметра.

Как держать ручку – 8 основных методов обучения

На сегодняшний день существует несколько методик, алгоритмов и способов, которые подскажут родителям, как научить ребенка правильно держать ручку. Их отличает простота, эффективность и универсальность. Вам останется только подобрать наиболее подходящий метод и приступить к обучению.

Метод № 1. Пинцетный захват

Если ребёнок всё время неправильно берёт ручку в ладонь, покажите, как действует способ пинцетного захвата.

Упражнение выглядит следующим образом: малыш держит карандаш тремя главными пальчиками за верхний кончик, а нижним ставит его перпендикулярно поверхности стола. Затем пальцы плавно двигаются вниз, пока они сами не займут идеальное положение, требуемое при письме.

Метод № 2. «Убаюкивание» ручки

Если ребёнку совсем мало лет, то с ним вполне можно поиграть в любопытную забаву. Предложите малышу представить, что ручку необходимо уложить спать в «постельку». А для этого следует уложить ей под «головку» «подушечку», а сверху накрыть «покрывалом».

Как легко догадаться, «постелька» – средний пальчик, «подушечка» – указательный пальчик, а «покрывало» – соответственно, большой палец.

Метод № 3. С помощью салфетки

Для этой методики понадобится салфетка и карандаш. Складываем этот аксессуар в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся «рабочие» пальцы выпрямляем и берём ими письменную принадлежность, как мы описывали выше. Зажатые пальчики уже не будут «мешать» правильному захвату.

Метод № 4. Дартс

Оказывается, метание дротиков также помогает вырабатывать навыки письма. Поэтому если ребёнок никак не может понять принцип захвата карандаша, постарайтесь научить его играть в такую увлекательную и динамичную игру, как дартс.

Известно, что правильное держание дротика (тремя пальчиками) существенно повышает вероятность попадания «в яблочко». Так что научив ребёнка этой игре, просто напоминайте каждый раз, когда он садится за письмо, что карандаш – тот же дротик.

Метод № 5. Специальная накладка

Сегодняшние изготовитель канцелярских товаров предлагают множество приспособлений-тренажёров, которые помогают скорее освоить умение писать. Среди них и специальные насадки на письменные принадлежности, в которых имеются выемки для пальчиков, так что взять карандаш неправильно у ребёнка попросту не получится.

Ещё один плюс подобных насадок – многообразие форм, окрасок и материалов и, конечно, разделение на тренажёры для правшей и леворуких деток.

Метод № 6. С помощью мелков

Ещё один хороший тренажёр для письма – обыкновенные пастельные мелки, разломанные на куски длиной не более 3 сантиметров. Мелки подобного размера ребёнок попросту не сможет взять в кулачок, так что ему придётся захватывать его только пальчиками.

Малыш, научившись рисовать с помощью подобного способа, с лёгкостью перейдёт на другие письменные принадлежности.

Для учащихся писать ребятишек разработаны специальные ручки-тренажёры, которые обладают трёхгранной формой и особыми выемками для пальчиков, что существенно облегчает процесс написания.

К тому же масса этих письменных принадлежностей чуточку меньше, чем у обычных ручек и карандашей, что также помогает будущему «писарю».

Метод № 8. Метка на пальце

Пожалуй, это наиболее простая методика. Вам нужно будет лишь нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность. Точно такую же метку, но, к примеру, в виде чёрточки вы можете оставить на расстоянии 1,5 см от кончика стержня. Объясните ребёнку, что пальчики не должны опускаться ниже этой отметки.

Итак, ребёнок научился брать и держать карандаш в ладони, однако одного этого навыка недостаточно, чтобы писать красиво и быстро. Важно натренировать детскую ручку, а сделать это можно при помощи широко известных упражнений:

  1. Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики и умение слышать взрослого – подобный навык крайне важен для будущего школьника. Зарядку для пальцев проводят с помощью потешек, специальных стишков.
  2. Вырезание. Заниматься играми с ножницами следует с четырёх лет, согласно правилам безопасности. Сначала необходимо вырезать хорошо очерченные фигурки, потом – со зрительным контролем без прорисовывания. Из вырезанных деталей получатся аппликации.
  3. Рисование. Раскрашивать нужно совершенно разными принадлежностями – цветными карандашами, мелом, фломастерами, акварельными красками. Это поможет сформировать способность выбирать правильный нажим.
  4. Штрихование. Видов штриховки множество – параллельная, волнистая, круговая и т.д. Важно научить ребёнка проводить чёрточки без разрыва и соблюдать определённый интервал между ними.

Готовить руку к письму нужно одновременно с усвоением принципов правильной посадки за партой (столом).

Ребёнок должен знать, что:

  • сидят с выпрямленной спиной;
  • ноги стоят на полу;
  • наваливаться на стол нельзя;
  • локти располагаются на письменной поверхности;
  • бумажный лист кладут под уклоном в 30 градусов.

Важно лишь помнить, что не следует муштровать малыша, напротив, нужно превратить обучение в весёлую забаву, чтобы вызывать искреннюю детскую заинтересованность.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Как поставить руку у ребенка в первом классе?

Тяжело приходится малышу, так как развитие записи для него является непростым из-за нерешимости ручки к письменности.

Врачи единодушно поясняют такие сложности изучения умения писать так: мало развитые мускулатуры пальцев и связки рук, слабая взаимосвязь мышц предплечья и плечевой части пишущей руки ребенка, неидеальным управлением движений пальцев, запаздыванием в развитии мышц-разгибателей от мышц-сгибателей, плохой ориентировкой на расстоянии и на покатой поверхности, незавершенность замирания запястий и костей пальцев.

Для того чтобы поставить руку ребенку нужно начинать до момента в школу: с самого младенчества с овладения игрушек, игр с пальчиками крохи, массажа пальчиков, рисованием закорючек и букв, творчеством , кромсание ножницами, занятия на перекладинах. Результативное средство обучения руки к письму: лепка из пластилина, теста.

Для закрепления двигательного аппарата можно предложить ребенку раскрашивание рисунков: не большими мелкими линиями, угловую линию от центра рисунка.

Штрихование учит малыша обращать внимание на: положение рук и кисти пишущей руки, на расположение листа и карандаша, на правила пользования карандашом.

Для подъема закалки и скорости мышц кисти руки поможет такое задание: на листе бумаги рисуется 10 квадратов. Малыш должен карандашом поставить в них как можно больше точек. Делать надо для обеих рук.

Главное вовремя обучить малыша, чтобы он мог правильно брать рукой карандаш или ручку. Он может этому научиться во время рисования, написании букв. Порядок обращения с ручкой или карандашом создавались не зря: рассматривается лучшее место для посадки, защита зрения, изменение некоторых мышц руки. Чаду, которое не так держит в руках ручку или карандаш, очень тяжело дается переобучение.

Когда ребенок держит в руках ручку или карандаш то они должны находиться на внешней кости среднего пальца, закрепляется большим и указательным щупальцем. Наконечник карандаша должен быть направлен на плечо малыша.

Наблюдение за умением писать и правильно держать ручку нужно производить до 4 лет.

Неправильное умение письма:

    малыш держит ручку «горсточкой», в кулачке;

    держит ручку очень близко;

    рука твердо фиксирована;

    очень сильный или слабый нажим при написании.

Должна быть бдительность, если малыш часто крутит бумагу. С ранних лет понемногу готовить руку ребенка к письму, тогда он спокойно начнет писать буквы.

Лучшей подготовкой руки к письму служит лепка из пластилина, раскраски, рисование по контуру, по клеточкам и другие. Вместо пластилина можно использовать современную .

Увлекательные рисунки для обведения по контуру, раскрашивания развивает не только руку, но и внимание, учит ориентироваться на бумаге.

Подрастая, малыш узнаёт о школе и о том, что ему тоже нужно будет там учиться. Главное рассказать чаду, что школа откроет перед ним большие возможности. Ребенок заведет новые знакомства, научится писать и читать, и каждый день будет узнавать что-то новое, интересное и увлекательное.

Большинство учителей натыкаются на такую проблему как: мышцы рук ребенка мало развиты, он быстро устает, быстро пропадает желание писать что-либо, путают написание некоторых букв.

Сейчас в школах есть специальные подготовительные классы, которые готовят ребенка к школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

    Небольшая активность кистей рук.

    Пространственной ориентации.

    Чувства ритма, слово и жест.

    Изобразительных умений.

Чтобы ребёнок аккуратно и хорошо умел писать, нужно развить у него мелкую моторику:

    Задания для развития руки.

    Задания на штриховку.

    Сделать штриховку в направлении, указанном стрелочкой. Линии должны находиться на равной дистанции друг от друга.

    Обведение контуров.

    Обвести рисунок строго точно по линиям, не отрывая при этом карандаш от бумаги.

    Раскрашивание картинки.

    Раскрасить картинку. Не выходить за контуры рисунка, раскрашивать хорошо и аккуратно.

    Графические задания.

    Обведение клеток, составление узоров.

    Задания с лепкой.

    Глина, конструктор.

    Задания со спичками.

    Выкладывание из спичек рисунков и букв.

    Задания с пуговицами, бусами, крупой.

    Нанизывание бус, бисероплетение, выкладывание букв.

    Задания с трафаретом.

    Рисование по трафарету букв, фигур, цифр, знаков.

    Вырезывание ножницами.

    Резания по прямой линии, вырезывание различных форм.

Как научить ребенка красиво писать?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

    Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).

    Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.

    Если у малыша возникают трудности, ни в коем случае не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.

    Когда ребенок рисует палочки и закорючки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей. Ниже перечислены методы, с помощью которых почерк можно значительно улучшить. Они очень просты, но требуют большой внимательности и усидчивости.

    Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.

    Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.

    Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте, правая рука на месте,

Можно начинать писать!

От теории к практике.

Вы обращали внимание на то, как держит ручку ваш ребенок? Наклон ручки, положение пальцев, рук, локтей, ног, спины ― все это важно для того, чтобы научиться писать правильно, быстро и красиво.

Как правильно держать ручку ребенку и как правильно его этому обучить?

При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки: левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки, указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой - обеспечивает поддержку снизу. Все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку. При письме согнутый мизинец является опорой для руки. Обратный конец ручки должен быть направлен на правое плечо.

С дошкольниками можно поиграть в интересные игры: 1) пусть ребенок представит, что на среднем пальце его руки расположилась мягкая подушка. Попросите, чтобы он уложил ручку на эту подушку со всем комфортом для нее. Пусть это будет такая интересная игра с ручкой в роли главной героини. Чтобы ручке было еще удобней, предложите ребенку придерживать ее большим и указательным пальцем с двух сторон.

2) на каждом пальце, задействованном в процессе, нарисовать морду зверушки, после чего потренироваться каждого из них расположить на определенном уровне.

В это время обратите внимание на расстояние от пальца до кончика ручки, примерно 2 см. (см. рис. 1).

Тетрадь во время письма должна быть расположена под углом 30°. Таким образом ребенку не нужно будет сильно разворачивать туловище или наклонять голову, для того чтобы писать под наклоном. Нижняя часть страницы тетради должна находиться напротив середины груди. Локти ребенка не должны свисать со стола.

Во время письма важно, чтобы рука опиралась на основание запястья, мизинец и внешнюю часть ладони. По мере продвижения руки по странице следите за тем, чтобы ребенок аккуратно передвигал ладонь, перенося вес на запястье. Когда будет расстояние, примерно слово из 10 букв, запястье можно плавно немного передвинуть.

Ключевым моментом для правильного положения ручки является длина ручки, примерно 15 см. Это важно, так как слишком короткая ручка или слишком длинная станут помехой для обучения ребенка правильным навыкам письма.

С целью тренировки навыка правильного письма стоит уделить внимание ручкам с тремя гранями и насадкам на ручки (см. рис. 2).

Оптимальной моделью считается капиллярная ручка (см. рис. 3).

С одной стороны, капиллярный эффект позволяет предотвратить вытекание чернил, а с другой – капиллярная ручка оставляет на бумаге равномерный, тонкий и четкий след. Письмо получается особенно аккуратным и ровным.

Угол наклона ручки по отношению к листу у правши составляет примерно 45°. А при письме шариковой ручкой возможен угол наклона к листу бумаги 90°, поскольку так паста лучше поступает на пишущий узел. Таким способом затрачивается большое количество энергии.

Проверить, правильно ребенок держит ручку или нет, можно очень просто. Достаточно будет попросить его приподнять указательный палец. Если все сделано было правильно, то даже после этого ручка не упадет (см. рис. 4).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»