Конспект нод с технологией триз. Конспект (нод) по развитию речи с использованием элементов триз - технологии

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Автор; заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников.
Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей.

Задачи.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Развивать творческое мышление, память, внимание.
Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Оборудование.
Игрушка кот Баюн;
схемы для придумывания загадок;
картинки: подсолнух, стиральная машинка, помидор;
фигуры разного цвета и формы;
листья клена разного цвета;
фотографии детей и фото кота;
коробочка;
листы для индивидуальной деятельности, карандаши.

Ход НОД.
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.

Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какой-то зверек?
Воспитатель. Да, но это необычный зверь, а сказочный. (Воспитатель загадывает загадку про кота Баюна)
Персидский Князь
Не любит грязь.
С ног до головы оближется
И уткнётся в книжицу.
В полосатой пижаме
Лежит он на диване.
(Котик)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это кот Баюн. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Дети. Пришел.
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если кот Баюн прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Кот Баюн говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве король организовывает конкурс загадок. Условия конкурса очень сложные: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Кот Баюн слышал, что вы умеете придумывать загадки. Ребята, вы готовы помочь ему?
Дети. Да!
Составить загадки помогут вам картинки с изображениями предметов, о которых нужно придумать загадку (стиральная машина, подсолнух, помидор) и схемы.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели-схемы составления рассказов и предлагает детям составить загадку. Например, о подсолнухе.
Все значения признаков воспитатель записывает в левой части таблицы с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовывает объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Что это? Подсолнух

Подсолнух

Желтый

Большой

Сладкий

Летний

Корень
Стебель
Листья
Цветок

Полевой
Модель
Что это?
Какой он по цвету?
Что бывает таким же?
Какой он по размеру?
Что бывает таким же?
Какой у него вкус?
Что бывает таким же?
Какой он, если цветет летом?
Что бывает таким же?
Назовите части подсолнуха.
Что имеет такие же части?
Какой он, если растет на поле?
Что бывает таким же?
Воспитатель. Вот мы все вместе зарисовали загадку. Помогите коту Баюну запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схемы, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

Пример рассказа.
Это цветок. Он желтый как яркое солнышко. Он большой и высокий, но не как гора. У него сладкий запах, как у духов. Он летний, но не как легкий сарафан для девочек и шорты для мальчиков. У него есть корень, стебель, листья и цветок, как и у дерева. Он полевой как пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель. Кот Баюн очень доволен. Послушайте, как он мурлычет (Включает запись с мурлыканием кошки). Теперь, нужно помочь коту Баюну составить загадку про одну из чудо-вещей, стиральную машинку. (Воспитатель выставляет схему для составления рассказа о предметах быта). Поможет вам в этом это схема. (Разъяснение схемы)
Перед вами листы, разделенные пополам. Слева на листе схема, справа пока ничего нет. Сейчас каждый из вас будет рисовать загадку про стиральную машинку. Подобно тому, как мы это делали при составлении загадки о подсолнухе. Помните, вы рисуете справа перед каждой картинкой схемы.

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Воспитатель. Ребята, кот Баюн наблюдал за вами и шепчет мне, что ваши пальчики немного устали. Давайте их разомнем.
Воспитатель читает стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия, перебирая и поглаживая их по содержанию стишка.

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Воспитатель. Ребята, кто расскажет по рисунку свою загадку коту Баюну? (2-3 рассказа)
Воспитатель. Баюну очень понравились ваши загадки. Но у него к вам есть еще одна просьба. Он принес множество предметов, а должен забрать с собой только три предмета. Чтобы помочь ему, нужно среди предметов, найти лишний и оставить его для Кота. Как вы относитесь к просьбе? Только, чтобы выполнить его, нужно разделиться на две команды. В первой команде будут все, у кого в одежде есть синий цвет; во второй – все остальные.
Первая команда подходит к синему обручу (внутри обруча задание №1), вторая - к красному (внутри обруча задание №2). Третье задание находится внутри желтого обруча.
1 задание для детей, в чьей одежде есть синий цвет. Возьми лист, который похож на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - кленовые листья желтого, красного, зеленого цвета и разного размера и один березовый лист). Березовый лист должен остаться.
2 задание для детей, в чьей одежде нет синего цвета. Возьми фигуру похожую на многие другие (По количеству детей на правильный выбор - квадраты, треугольники, прямоугольники разного размера, но одинакового красного цвета и один синий квадрат). Синий квадрат должен остаться.
Воспитатель. Ребята, у нас еще одно задание. Какая команда будет его выполнять? Кот Баюн ничего об этом не говорит. Что будем делать? Воспитатель подводит детей к совместному выполнению 3-его задания.
3 задание. Найди лишнее изображение (Фото всех детей и одно фото КОТА)
Воспитатель. Ребята, что Кот Баюн унесет с собой? (березовый лист, синий квадрат, фото КОТА). Я положу их ему в коробочку.

Рефлексия. Баюн благодарит вас за помощь и в знак благодарности, хочет рассказать вам сказку. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь удобнее.
Просмотр видеозаписи мультфильма-сказки «Три котенка».
Во время просмотра мультфильма, воспитатель незаметно прячет гостя.
Воспитатель. Ребята, Баюн исчез, так же незаметно, как и появился, но в подарок он оставил свои сказки. Интересно, что он хотел сказать нам этой сказкой? Только это уже другая история и о ней мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель заканчивает занятие открытым итогом, который мотивирует детей к познавательному интересу, формирует воображение, стимулирует исследовательские качества детей, такие как пытливость ума, любознательность.

Литература:
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Анна Валерьевна Корзун, «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. 2000 2.

4. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник. Образование. Инновации» – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008

5. Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребенок в детском саду» № 2 (стр. 2 – 8), № 3 (стр. 8 – 13), № 4 (стр.22 – 27), № 5 (стр. 10 – 15), № 6 (стр. 6-12) 2006



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Загадочный гость» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Разработала:Батршина В.Р. Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного-эвристического мышления; памяти, воображения детей.Задачи.Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать творческое мышление, память, внимание.Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками. Загадка Персидский КнязьНе любит грязь.С ног до головы оближетсяИ уткнётся в книжицу.В полосатой пижамеЛежит он на диване. Предметы Схемы Подсолнух Желтый Большой Сладкий Летний КореньСтебель Листья Цветок Полевой Что это? Какой он по размеру?Что бывает таким же? Какой у него запах?Что бывает таким же? Какой он, если цветет летом?Что бывает таким же? Назовите части подсолнуха.Что имеет такие же части? Какой он, если растет на поле?Что бывает таким же? Какой он по цвету?Что бывает таким же? Расскажите загадку, опираясь на зарисовки, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как..» или «Но не как…». Зарисуй и расскажи Зарисуй и расскажи Пальчиковая гимнастика

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;
2.Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.
3.Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем
(моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
4.Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
5.Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
6.Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
Предметно-пространственная развивающая среда: экологическая комната; телевизор, аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки-карандаши для муравейника, части насекомых на магнитах.

Ход НОД
(Дети входят в экологическую комнату и встают в круг)
Здравствуй, небо. (руки вверх),
Здравствуй, Земля. (приседают)
Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд),
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки),
Будем дружно мы играть,
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей. С ним произошла неприятная история. Посмотрите и скажите, что случилось с муравьишкой? (Дети смотрят отрывок мультфильма «Муравьишка-хвастунишка» (3 мин))

-В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей)
Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?
Дети: - Помочь муравью вернуться домой в лес.
Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок»
Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я –(называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок?
-Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу.
Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.
Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и.т.д)

Муравей:
-Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
(Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса).
Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек»
Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.


(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга)
Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки .
(Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)
Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)
Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)
Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)
Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)
(Звучит запись писка комара)
Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.
Подвижная игра “Поймай комара”


Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?
Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?
Комар. Муравейник я видел, только его кто-то сломал!
Дети находят разбросанные палочки -карандаши.
Воспитатель. Кто же это сделал?
Предположения детей.
Воспитатель. Что же делать?
Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей.Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству.


Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?
Ответы детей.
Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске)
Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.


Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?
Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.
Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?
Ответы детей.


Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец.
Дети благодарят муравья.
Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад.Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились.
Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья!
Послушайте стихотворение (читает ребёнок)
Не обижайте лесных насекомых!
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Конспект НОД с использованием ТРИЗ-технологии
Раздел: «Познавательное развитие»
Тема: «Детский сад со всех сторон»
Цели:
Систематизация представлений о детском саде, о профессиях людей работающих в нём;
развитие навыков компонентного и функционального подхода через «системный оператор»;
развитие символической функции мышления;
воспитание любви к детскому саду и навыков безопасного поведения.

Ход НОД:
Организационный момент. Упражнение «Знакомство».
- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами познакомимся. Вы шепните своё имя в кулачок и бросьте его мне, а я поймаю.

Ой, что это? Подул ветер. Имена сейчас разлетятся. Нет, я их не упустила. А теперь ловите ваши имена обратно. (Перечислить все имена детей).

Как называется ваш детский сад?
? На чём можно добраться до детского сада?
? Автобус, машина, велосипед, троллейбус – как назвать одним словом?

Ребята, давайте покатаемся на «музыкальном автобусе»

Музыкальная игра «Автобус»
Вот мы и опять вернулись в группу. Ребята, расскажите мне, что у вас есть в группе. (Дети показывают и неожиданно находят диктофон).
Что это? (Выслушать предположения детей, потом сказать, что это – диктофон и объяснить для
чего он нужен). Включить воспроизведение записи:
Здравствуйте, мальчики и девочки! Меня зовут Антошка! Я никогда не ходил в детский сад. Расскажите мне о нём.

Расскажем Антошке про ваш детский сад? Наш рассказ мы запишем на диктофон.
(Звучит мелодия, подходим к «Волшебному экрану»).
Ребята, это волшебный экран. Он нам поможет рассказать про детский сад.

3.Наглядный материал и вопросы к пособию «Системный оператор»

ПРОШЛАЯ НАДСИСТЕМА:
Расположение строительной площадки.

Вопросы: Где располагалась строительная площадка? Закрепить адрес детского сада.

НАДСИСТЕМА: изображение улицы, на которой находится детский сад.

Вопросы: Где находится детский сад – улица, город, республика, страна, планета.

ПРОШЛАЯ СИСТЕМА:
Строительство детского сада

Вопросы: Как появился детский сад? У детского сада, как у людей есть возраст. Сколько лет саду? Сравнить кому больше?
СИСТЕМА: изображение детского сада

Вопросы: Что такое детский сад? На что похож?
ВЫВОД: детский сад- это большое, красивое, уютное, тёплое здание, где много детей.

ПРОШЛАЯ ПОДСИСТЕМА:
Изображение стройки детского сада: блоки, панели, кирпичи, двери, окна и т.д.

Вопросы: Из чего строили детский сад? Кто строил?
ПОДСИСТЕМА: графическое изображение групповой комнаты, спортивного зала, музыкального зала, медицинского кабинета, кухни, прачечной

Вопросы: Кто ходит в группу? Что они делают? Кто работает в группе? Чем занимаются в музыкальном зале? Какие есть музыкальные инструменты? Зачем нужен спортивный зал в детском саду? Для чего надо заниматься физкультурой? Что делают на кухне? Кто готовит пищу? Для чего нужна пища? Что полезно кушать? Что делают в медкабинете? Кто всё это делает? Зачем нужно делать прививки? Что делают в прачечной? Кто работает в прачечной?

Ребята, как много мы рассказали Антошке про детский сад. А теперь покажите, как вы живёте в детском саду?

4.Физкультминутка «Как живёте?» Педагог задаёт вопросы, а дети показывают движения со словами «Вот так».
Как живёте?
Как идёте?
Как бежите?
Как спите?
Как играете?
Как кричите?
Как молчите?

Ребята, мы ведь не рассказали Антону, как надо вести себя в детском саду. Что же делать? А давайте поиграем в игру и расскажем, что можно делать в детском саду, что нельзя.

5. Игра «Перебежки».
Ребята, присаживайтесь. У нас есть один свободный стул. Я задам вопрос, кто на него отвечает, тот перебегает на свободный стул.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ? ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?
Можно здороваться нельзя говорить плохие слова
Говорить вежливые слова обижать других
Уважать старших перебивать старших
Защищать малышей прыгать с лестницы.
6. Итог занятия:
Что узнает Антон про детский сад?
Что нам надо узнать?


Приложенные файлы


Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «В гостях у принцессы Капельки». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Материал будет полезен воспитателям детских садов.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ и РТВ.
Тема: «В гостях у принцессы Капельки»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: показать детям значение воды в жизни человека;
Задачи:
уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
формировать основы системного мышления и логического анализа.
закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Материал к занятию: мультимедийное оборудование, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум воды, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.).
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, прогулки к водоему, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).
ХОД образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, к нам в гости пришла принцесса «Капелька».
(на экране появляется слайд с картинкой принцессы «Капельки»)

Она, почему то, очень взволнована. Может что- то случилось? Я сейчас послушаю, что она хочет сказать.
(воспитатель прикладывает руку к уху, имитируя разговор с принцессой Капелькой»)
Воспитатель: В её королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей королевства. Поможем расколдовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет принцесса Капелька?
Дети: Принцесса Капелька живет в воде.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает внимание детей, что на глобусе больше синего цвета).
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.
Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем городе?
Дети: В луже, в реке, дождик и т.д.
Воспитатель: Где встречали воду в детском саду?
Дети: В умывальной комнате.
Воспитатель: А где можно встретить воду в вашей квартире?
Дети: В кране, в ванной, в умывальнике и т.д.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т.д.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.
- Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят “Воду надо беречь”?
Рассуждения детей.
Воспитатель: В морях и океанах вода очень соленая. Посмотрите, я приготовила 2 стакана с водой.
(воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус) .
Воспитатель: Скажите в стаканах вода одинаковая или нет?
Дети: Одинаковая.

Воспитатель: У меня есть морская соль, сейчас я добавлю ее в один из стаканов и размешаю. Как вы думаете, что случится с водой?
Дети: Она станет соленая.
(воспитатель предлагает детям попробовать пресную и солёную приблизительно к морской воду).
Воспитатель: Как вы думаете можно пить морскую воду?
Дети: Нет, потому что она соленая.
Воспитатель: Пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы уменьшаются, поэтому-то и говорят: “Воду надо беречь”.
- Солёная, морская вода тоже нужна. Как вы, дети, думаете для чего?
Дети: Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы.
Воспитатель: Там живут не только рыбы, много других жителей. А кто они – смотрите принцесса «Капелька» вам показывает.
(на экране появляется слайд с картинками крабы, морские звезды, медузы, водоросли и т.д.)


Воспитатель: Давайте посмотрим, кто это?
(дети с помощью воспитателя называют морских жителей)
Воспитатель: А еще, ребятки, по морям и океанам плавают корабли, они перевозят людей, грузы.
Воспитатель: Всегда ли вода хорошо?
Дидактическая игра: “Хорошо – плохо: вода”. Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.
Воспитатель: Как много всего мы с вами узнали о воде. Ну что, ребята, поможем принцессе «Капельке» и ее королевству?
Дети: да.
Воспитатель: Только путь у нас будет не простой, наверняка злая волшебница будет нам мешать. Вы готовы преодолеть все препятствия?
Дети: Да. Мы сильные и много всего знаем и умеем.
Воспитатель: Ну, тогда - в путь.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.
На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дальше можно продвигаться только после того, как отгадаем эти загадки).

Воспитатель: А вот и первое препятствие. Что это за сказка?
(на экране появляется слайд с картинкой из сказки « сестрица Аленушка и братец Иванушка»)


Дети: Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: А что случилось с Иванушкой в этой сказке?
Дети: Он выпил водичку из козьего копытца и превратился в козленочка.
Воспитатель: Как помочь Иванушке из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” напиться в пути воды и не стать козленочком?
Дети: Напиться из следа оставленного самим Иванушкой, нужно было взять воду с собой….
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой «Снежная Королева»)


Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Снежная Королева.
Воспитатель: У Снежной Королевы была очень красивая посуда. На Новогоднем празднике она подарила ее своим гостям. Когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?
Дети: Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле таяла. Спасти её можно, поместив в холодильник.
Воспитатель: Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода на морозе превращается в лед.
Воспитатель: Что происходит со льдом в тепле?
Дети: Он тает.
Воспитатель: Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Дети: Наверное, в горячей.
Воспитатель: Смотрите, у меня 2 стакана с водой. В одном вода горячая (потрогайте стакан) , а в другом – холодная (потрогайте стакан) . Я брошу кубики льда сначала в один стакан, затем в другой. Смотрите, в какой воде лед растаял быстрее?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше.
(под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой реки)


Воспитатель: Ребятки, а это что такое?
Дети: Это речка.
Воспитатель: Как можно преодолеть реку?
Дети: можно из дощечки построить мостик, листья бумаги превратить в плот, кубики – в большие камни и т.д.
Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств? Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода превращается в лед. Это бывает зимой. Надо подождать пока вода замерзнет и перейти реку по льду.
Воспитатель: Правильно, ребята, по льду тоже можно перейти реку, но ждать нужно долго. Может можно как то еще преодолеть реку?
Дети: Можно превратиться в птичек и перелететь ее.
Воспитатель: Хорошо, тогда закрывайте глазки, я вас превращу в птичек.

Воспитатель: Открывайте глазки, кто вы теперь?
Дети: Мы птички.
Воспитатель: Ну, тогда машите крылышками и перелетайте через реку.
(дети машут руками, имитируя птиц)
Воспитатель: Ну, вот перелетели речку, теперь закрывайте глаза, я снова превращу вас в мальчиков и девочек.
(дети закрывают глаза, воспитатель проговаривает волшебные слова)
Воспитатель: Открывайте глазки, ну кто вы теперь?
Дети: Мы ребятки.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Музыка, мы играем в игру «Море волнуется»
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в эту игру.
(дети вместе с воспитателем играют в игру «Море волнуется»)
Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство принцессы Капельки.
(на экране появляется слайд с картинкой королевства)


Воспитатель: Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза). А недостающие части лежат рядом.
Воспитатель: Попробуем, ребятки, расколдовать этих рыб. Смотрите, от какой рыбы вот этот плавник, А этот хвостик чей? …
(дети вместе с воспитателем приклеивают недостающие части)
По окончанию работы принцесса Капелька благодарит детей.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, расколдовали королевство принцессы «Капельки». Теперь нам пора возвращаться домой в детский сад.
Скажите принцессе «Капельки» до свидание и мы с вами по тропинке пойдем домой.
(Под весёлую музыку дети шагают по “тропинке”.)
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли домой (в конце занятия с детьми проводиться мозговой штурм). Кто нас позвал в гости? Где живет принцесса Капелька? Что было потом? …

НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной непосредственной образовательной деятельностью является развитие умения старших дошкольников составлять фантазийные рассказы по сюжетной картине. При проведении НОД используются технологии ТРИЗ и ИКТ.

Задачи:
Обучающие

  • Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.

Развивающие

  • Способствовать активизации словаря детей на тему «Весна».
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Развивать эстетические чувства, способность анализировать, устанавливать связи между предметами.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитывающие

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, динамической паузы, загадок о весенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы о весне; знакомство с технологией ТРИЗ.

Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседа, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (презентация, демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);
Игровой (игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Объедини-ка», «Слушай-ка - Чувствуй-ка», «Верные помощники - органы чувств»).

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, экран, презентация, видеоклип, фланелеграф, сюжетная картина, костюм скворца, костюм волшебника, волшебная палочка, бумажные круги, фломастеры, столы, атрибуты к игре «Верные помощники - органы чувств», «весенняя музыка».

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.

ХОД НОД
Организационный момент
(Звучит «весенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)
В круг скорее соберемся,
А потом все разойдемся,
Снова быстро соберемся -
Крепко за руки возьмемся,
Вместе мы и ты, и я,
Распрекрасные друзья!
Улыбнусь тебе в ответ,
Шлю горячий свой привет!
Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете какое сейчас время года:
Это чудо - время года,
Когда просыпается наша природа,
Даже дедушка медведь,
Начинает громко петь,
В небе птичья трель звучит,
И ручей в лесу журчит.
Дети: Весна.

Воспитатель: Верно. Присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним весенние признаки (Ответы детей).
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у весны?
Дети: Три.

Воспитатель: Назовите их.
(Дети называют весенние месяцы. На экране появляется весенняя картина)

Слайд 2
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? А какой месяц? Почему?
(Ответы и объяснения детей)
Слышится громкий плачь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет...
(Слышится громкий плач, выходит скворец).
Воспитатель: Здравствуй скворушка, что с тобой случилось, может быть, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Скворец: Я потерялся и не знаю, как мне попасть домой. (Замечает картину на экране) Ой, а вот и мой дом - скворечник. На веточках дерева сидят мои друзья. Как я по ним соскучился (плачет).

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь скворцу?
(Предположения детей. Решают обратиться за помощью к волшебнику.)
Воспитатель: Давайте его позовем. Для этого нужно произнести заклинание:Крибле, крабле, бумс!- 3 раза (сначала тихо, а потом все громче).
Волшебник: Кто меня побеспокоил? Что за переполох?
Воспитатель: Беда случилась, нам очень нужна твоя помощь?
Волшебник: Что за беда - то такая?
Скворец: Я потерялся. Мой дом нарисован на картине. Сможешь ли ты помочь мне вернуться к моим друзьям?
Волшебник: Задача, конечно трудная, одному мне не справиться...как же быть? Где помощников искать?
Воспитатель: А какие помощники тебе нужны?
Волшебник: Умные, смелые, ловкие, умелые. Есть среди вас такие?
Дети: Да
Воспитатель: А что же нужно делать?
Волшебник: Нужно оживить картину, тогда скворец сможет вернуться домой. Готовы?
Дети: Да.
Волшебник: Сейчас проверим. Я буду показывать движения, которые вы должны будите повторять, при этом буду вас путать, называя другие действия, будьте внимательны! Кто не ошибется, тот и будет моим помощником!

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Волшебник: Ребята, какие же вы молодцы, справились с этим трудным заданием! Беру вас себе в помощники!
А вот и первое задание.

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту,
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз.
Дети: Мальчик, дом, труба, молоток, гвоздь, скворец, скворечник, кот, береза и др.
(Иллюстрации, с названными ребятами предметами, воспитатель выставляет на фланелеграф)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам описать каждый предмет, ответив на вопрос: «Какой? (какая?, какое?)»

Игра «Скажи, какой?»
(Дети по очереди описывают один из объектов).
Волшебник: Ребята, какие вы молодцы! Без вашей помощи я бы не справился! Вы разобрали нашу весеннюю картину на отдельные объекты,
рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их.

Игра «Объедини-ка»
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картину и проверьте, все ли объекты мы соединили.
Скворец: Ребята, вы хорошо потрудились, смогли объединить все элементы картины друг с другом, составили замечательные предложения, значит, скороя смогу вернуться домой и встретиться со своими друзьями.
Игра «Слушай-ка - Чувствуй-ка»
Волшебник: Не торопись, скворушка, сначала я помогу детям попасть в картину, и мы оживим ее, а для этого поиграем в игру «Слушай-ка -Чувствуй-ка».
Скажите, пожалуйста, какие органы чувств помогают нам познавать мир?

Слайд 3
Дети:
- Орган зрения - глаза (помогают увидеть предметы);
- Орган обоняния - нос, (узнает запахи);
- Орган вкуса - язык (узнает вкус),
- Орган осязания - кожа (помогает узнавать предметы на ощупь);
- Орган слуха - уши, (помогают слышать звуки).
Волшебник: Правильно. Вы готовы оказаться в картине?
Дети: Да.
Волшебник: Закройте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание.)
Воспитатель: Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза)Какое яркое, весеннее солнышко нас здесь встречает. Давайте поиграем с ним.

Физкультминутка(под музыкальное сопровождение)
Солнышко, солнышко,
Выйди на лужок,
Солнышко, солнышко,
Встанем мы в кружок.
Солнышко, солнышко,
Лучик протяни
Солнышко, солнышко,
Деток обними.
Прыгни лучик на ладошку,
Поиграй со мной немножко,
Лучик бегал и скакал
С нами весело играл
Скажем солнышку «Спасибо!» -за его тепло
И пойдем по свету прославлять его!

Волшебник: Как весело играть с солнышком, но мы попали в картину для того, чтобы помочь скворцу.
Воспитатель: Верно. Ребята, закройте глаза. Вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.

Игра «Верные помощники - органы чувств»
Волшебник: Открывайте глаза. Органы чувств - наши верные помощники. У меня в руках картинки с изображением уха, рук, носа. Сейчас тот на кого укажет моя волшебная палочка подойдет ко мне и выберет одну из картинок. А затем расскажет, что он слышит или чувствует.
Воспитатель: Начинать предложения нужно со слов:
Я слышу...(ухо).
Когда я трогаю руками...(рука).
Я чувствую запах...(нос).
(Ответы детей)
Волшебник: Картину мы оживили, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание)
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в группе. Волшебник, нам так и не удалось помочь скворцу...
Волшебник: Наберитесь терпения, друзья мои. Нам предстоит очень ответственное задание! Нужно составить рассказы от лица объектов находящихся на картине. На экране появляются объекты картины (береза, кот, скворечник, скворец).

(Дети составляют рассказы 4-5 чел.) Слайды 4-8
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все постарались и у вас получились интересные, не похожие друг на друга рассказы.
Волшебник: Дети,посмотрите, а скворушка - то вернулся в картину и машет нам оттуда своим крылом.

Слайды 9-11
Спасибо вам за то, что не оставили скворца в беде.
Воспитатель: Спасибо и тебе добрый волшебник, за то, что помог нам.
Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.
(Работа детей под музыку)
Волшебник: Вижу, что настроение у вас у всех отличное. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте подарим свое хорошее настроение доброму
Волшебнику и попрощаемся с ним.
Дети: До свидания.


Полный текст материала НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»