Конспект открытого занятия. Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Грязнуля

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка и информативных технологий №1347» отделение №3

Воспитатель Тимофеева Алла Ильинична

Тип НОД образовательная область: «Развитие речи» .

Цель:

  • Связная речь- учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушках;
  • Словарь и грамматика- закреплять в речи название известных им животных, учить использовать слова, обозначающие качества, действия;
  • Звуковая культура речи- закреплять правильное, отчетливое произношение звука (х) в словах и фразах, учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса:

Задачи:

  • Развивать внимание, речевую активность.
  • Воспитание бережного отношения к игрушкам

Материалы и оборудование

  • мягкие игрушки (заяц, лиса, петух) , машина, пара предметов различающихся по величине и цвету: кубик, шар, ленточка, матрешка, пирамида, флажок.

Методы и приёмы: Организационный момент перед занятием. Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстраций) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Практический (описание игрушки)

Поощрение, анализ занятия.

Ход занятия:

Воспитатель: Утром встали малыши
В детский сад свой пришли
Вам мы рады как всегда
Гости здесь у нас сейчас

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель: Рассаживайтесь ребята, пожалуйста, на стульчики

Организационный момент. Дети сидят на стульях. Знакомство с темой.

1. Воспитатель загадывает детям загадку:

Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку.
Ответ детей… (заяц)

Зайчик здоровается с детьми. Дети тоже поздоровались с зайцем. Описание игрушки

Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети описывают игрушечного зайчика.

Воспитатель задает детям вопросы:

  1. Зайчик большой или маленький? (маленький)
  2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)
  3. Каким цветом? (белый или серый)
  4. Какие ушки у него? (длинные)
  5. Какой хвостик? (короткий)
  6. Где зайчик живет? (в лесу) .

К нам в гости пришел Зайчик и привез своих друзей (игрушки) . Они приехали на этой машине. Давайте рассмотрим машину.

Какая машина? (большая или маленькая)

Какого цвета машина? (красная, а колеса черные)

Что есть у машины? (кабина, кузов и колеса) .

Кто хочет рассказать о машине? (вызвать2 детей)

Это.. (машина) . Машина… (большая и красная) . У машины есть… (кабина, кузов и колеса) .

Посмотрим, кто приехал на этой машине, но сначала отгадайте загадку.

2. Загадка: Ку-ка-ре-ку уловит слух

Поет песенку… (петух)

Кто это? (Петух) . Кто хочет рассказать про Петушка, про его красный гребешок и красивый хвост.

Это… (Петушок) , у него красный… (гребешок) и большой красивый хвост). Он поет… (ку-ка-ре-ку) .

Кто хочет попросить Петушка спеть? Скажи: Петушок, петушок, спой пожалуйста! (спросить 2 детей) .

Посмотрим, кто еще приехал на машине?

3 Загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый- краса
А зовут ее … (Лиса)

Это лиса… (Дать детям потрогать пушистую лисичку)

Какая лиса… (мягкая, пушистая)

Что это у лисы… (хвост)

Какой у лисы хвост… (пушистый, длинный)

Где живет лиса… (в лесу)

Кто хочет рассказать про лису?

Это… (лиса) . Она… (пушистая и мягкая) . У нее есть… (хвост) . Хвост… (длинный и пушистый) . Лиса живет… (в лесу) .

Сейчас лисичка посидит, а мы с Петушком сходим погуляем…

ФИЗМИНУТКА:

Шел по берегу Петух------- ходим с высоким подниманием бедра

Поскользнулся в речку-бух------- приседаем

Будет знать Петух, что впредь------дети грозят пальцем

Надо под ноги смотреть.

А сейчас внимательно послушайте загадки.

Кто рано встает и «ку-ка-ре-ку» поет? (Петух) . По реке плывет большой… (Пароход) . У лисы длинный пушистый… (Хвост) .

Послушайте слова: хххвост, пароххход, петуххх. Какой звук есть в этих словах? (Х) .

Затем воспитатель еще раз произносит слова и говорит, что в этих словах есть звук «Х» .

Петушок и лиса хотят поиграть с вами. Посмотрите, они принесли чудесный мешочек.

Как вы думаете, что там может лежать?... (ответы) .

Кто хочет узнать, что там лежит, отпускаем руку и на ощупь определяем предмет…

Какой предмет … (твердый или мягкий, круглый или квадратный, маленький или большой) . Достаем и выкладываем на стол.

Сейчас поиграем в игру «Чего не стало» . Вы закрываете глазки, а мы с лисой уберем одну игрушку, а вы должны отгадать, чего не стало: шарика, кубика или ленточки.

Первый раз убираем ленточку, на ее место ставим флажок, вместо кубика- пирамиду, вместо шарика- матрешку.

Чего не стало… (ленточки) , а на ее место, что поставила Лисички… (флажок) … Аналогично обыгрывается и остальные предметы… Когда на столе не остается ни одной игрушки, дети говорят, каких игрушек не стало.

Воспитатель: Понравилось вам занятие? С кем мы встретились на занятии? Про кого мы загадки отгадывали? Скажите пожалуйста в какой сказке встречаются наши гости? (Ответы) .

В конце занятия дети прощаются с игрушками.

Программные задачи:

1) Образовательные:

Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.

2) Речевые:

Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч - маленький мяч);

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

3) Развивающие:

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, мышление, внимание, восприятие.

4) Воспитательные:

Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно;

Воспитывать опрятность, аккуратность.

Оборудование: кукла Грязнуля, маска лисы, чудесный мешочек, игрушки: большой красный мяч, маленький зеленый мяч, большой синий кубик, маленький желтый кубик, алгоритм умывания.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка».

Ход занятия:

1) Вводная часть.

Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.

Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!

Черные ладошки;

На локтях -дорожки…

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой?(умыть).

А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.

2) Основная часть.

Воспитатель.

Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

- «Улыбка»

Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.

-«Трубочка»

А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.

2. Упражнение для языка.

-«Покусаем язычок»

Воспитатель.

Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.

Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.

3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.

-«Причешем язычок»

Воспитатель.

А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель.

Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.

Послушайте ее: «с-с-с-с»

Воспитатель.

В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы из крана будем мыться,

Без воды нам никуда.

Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть -чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей - поет негромкую песенку.

Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.

Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 - 6 индивидуальных проговариваний).

Воспитатель.

А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).

Рано утром на рассвете.

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

Даже серый зайка умывается.

Физкультминутка.

(Дети встают в круг)

Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается:

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(движения в соответствии с текстом)

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается.

(дети выполняют движения как при умывании)

Кто - то зайку напугал.

Зайка, прыг! И ускакал.

Воспитатель надевает маску лисы.

Кого испугался зайка? (лису)

Педагог проговаривает чистоговорку.

«Са - са- са - прибежала лиса».

Просит детей повторить. Дети хором и индивидуально произносят чистоговорку.

Воспитатель предлагает прогнать лису.

«Су -су - су- мы прогоним лису»

По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.

Воспитатель снимает маску лисы.

Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.

Педагог называет слова, в которых звук «с» встречается в начале, в середине, и в конце, вставляя слова, в которых отсутствует звук «с» (солнце, мяч, часы, машина, стрекоза, кубик). Дети хлопают в ладоши, услышав в названных воспитателем словах звук «с».

Воспитатель берет Грязнулю.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам!

Давайте скажем Грязнуле:» Стыд и срам«!

Воспитатель.

Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)

Помогут нам картинки.

Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.

По просьбе взрослого дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания.

Название конспекта: Речевое развитие в ДОУ. Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Грязнуля».

Воспитатель.

Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.

Воспитатель.

А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).

Пальчиковая игра «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)

Раз - два - три, раз -два- три!

(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри.

(хватательные движения руками)

Н.Нищева.

Воспитатель.

Ребята, даже игрушки спрятались от Грязнули. Поищем их.

Дети садятся на стулья. У педагога в руках чудесный мешочек.

Воспитатель достает из мешочка большой красный мяч.

Что это? (мяч)

Какой мяч? (красный, круглый)

Сколько мячей я достала из мешочка? (один мяч)

Педагог достает из мешочка маленький зеленый мяч.

Что это?

Какой мяч?(круглый, зеленый)

Сколько мячей стало? (много мячей)

Красный мяч большой - а зеленый?(маленький)

Педагог достает из мешочка большой синий кубик.

Что это?

Какого цвета? (синего)

Сколько кубиков я достала(один кубик)

Педагог показывает маленький желтый кубик.

Какого он цвета? (желтого)

Сколько кубиков?(много кубиков)

Желтый кубик маленький - а синий?(большой)

3) Заключительная часть.

Молодцы ребята. Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.

Название: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Грязнуля»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия ФГОС, вторая младшая группа, развитие речи , речевое развитие в младшей группе

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ №108
Месторасположение: город Мурманск

Занятие по развитию речи во второй младшей группе
«Наши любимые игрушки»

Цели:

1. Формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания.

2. Уточнять, расширять и обобщать представление детей об игрушках.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать эмоциональную отзывчивость ребенка.

Стук в дверь, входит Машенька.

Машенька: Здравствуйте. Меня зовут Машенька. Я вам принесла красивую коробку.

Воспитатель : Здравствуй, Машенька! Спасибо! А где твоя коробка?

Машенькашепчет на ухо воспитателю.

Воспитатель : Что? Ты ее спрятала? А где? Нам нужно ее найти?

Воспитатель (обращается к детям): Ребята, хотите найти коробку?

Дети : Да!!!

Воспитатель : Тогда давайте ее поищем! А ты, Машенька, проходи к нам в гости.

Воспитатель с детьми находит коробку.

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая коробка. А здесь написано «Детям, которые любят и берегут свои игрушки. (Подпись) Машенька».

Воспитатель : Спасибо тебе Машенька!

Машенька : Как вы думаете, что в ней?

Дети предлагают свои варианты.

Машенька: Можете посмотреть, что находится в ней.

Воспитатель : Сейчас открою коробку и достану то, что лежит в ней. Хотите увидеть? Тогда садитесь поудобнее на ковер.

Воспитатель : В коробке наши любимые игрушки! (показывает первую игрушку) Кто это?

Дети : Мишка.

Воспитатель : Вам нравится эта игрушка?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что есть у Мишки?

Дети : Глаза, уши, лапы…

Воспитатель : А вы знаете стихотворение про мишку?

Дети рассказывают стихотворения «Мишка косолапый», «Уронили Мишку на пол»

Воспитатель : Как вы думаете, если бы нашему Мишке и в правду оторвали лапу, он бы улыбался?

Дети : Нет.

Воспитатель : Конечно! Он бы обиделся. А случается, что вы обижаетесь?

Дети : Да.

Воспитатель : Покажите как вы обижаетесь.

Дети показывают как они обижаются

Воспитатель : Но мы не будем обижать Мишку?

Дети : Нет.

Воспитатель : Посмотрите, Мишка улыбнулся нам! Давайте улыбнемся ему в ответ.

Дети улыбаются Мишке.

Мишка: Я люблю играть в игру«Мишка по лесу гулял » .Хотите со мной поиграть?

Дети : Да!

Игра «Мишка по лесу гулял»

Мишка:

Мишка по лесу гулял

Мишка деток все искал

Долго, долго он искал

Сел на стульчик, задремал

Детки тихо-тихо встали

И к Мишутке подбежали.

Дети:

Мишка – Мишенька вставай!

Ребятишек догоняй!

Воспитатель ( садит Мишку ): Садись, Мишка, отдохни.

Воспитатель : Интересно, какие еще есть игрушки в этой коробке.

Воспитатель показывает вторую игрушку.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Зайка!

Воспитатель : А что есть у зайки?

Дети : Длинные уши, короткий хвост, пушистая шерстка…

Воспитатель : А про зайку знаете стихотворение?

Дети рассказывают стихотворения «Зайку бросила хозяйка».

Воспитатель : Ой, как не хорошо поступила его хозяйка. Он, наверное, совсем замерз под дождем. Покажите, как зайка сидел мокрый под дождем.

Дети показывают.

Воспитатель : Хотите развеселить зайку?

Дети : Да!

Воспитатель : Давайте мы сейчас все превратимся в зайцев и поиграем.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки погреть.

Вот так, вот так нужно лапки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно ножки погреть.

Прыг скок, прыг скок, нужно ножки погреть.

Воспитатель : Ушки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Лапки Зайке погрели?

Дети : Да.

Воспитатель : Зайка улыбнулся! Давайте пообещаем ему, что не бросим его и будем с ним дружить и играть.

Воспитатель (усаживает Зайку рядом с Мишкой): Садись Зайка рядом с Мишкой.

Звучит аудиозапись крика петуха.

Воспитатель : Кто это?

Дети : Петушок.

Воспитатель : А давайте похвалим петушка.

Дети : У тебя золотой гребешок. Маслина бородушка. У тебя красивый разноцветный хвост. У тебя есть ноги, а на ногах шпоры.

Воспитатель : Кто нам расскажет потешку про петушка?

Воспитатель : В своей семье петушок – папа. А кто мама?

Дети : Курица.

Воспитатель : А детки?

Дети : Цыплята.

Воспитатель : Давайте я буду мамой-курицей, а вы будите моими детками-цыплятами.

Логоритмика «Курица с цыплятами»

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки – желтые цыплятки.

Ко – ко –ко, ко – ко – ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Куд – куда? Куд – куда?

Ну – ка, ну – ка все сюда!

Ну – ка к маме под крыло!

Куд – куда вас понесло?

Воспитатель : Пообещаем петушку, что будем его любить и беречь?

Дети : Да.

Воспитатель : Садись петушок рядом с другими игрушками.

Воспитатель : А вот еще одна игрушка!

Дети : Самолет.

Воспитатель : Совсем, как настоящий. У него есть (показываю, дети называют) крылья, нос, колеса.

А вы знаете, кто управляет самолетом? (ответы детей). Самолетом управляет пилот.

А как называются колеса у самолета? (ответы детей). Колеса самолета называются шасси.

Воспитатель : А хотите полетать как самолеты?

Дети : Да.

Физминутка «Руки ставим мы в разлет»

Руки ставим мы в разлет,

Получился самолет.

Самолет построим сами

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами

А потом вернемся к маме.

Воспитатель : А кто еще спрятался в коробке?

Дети : Слон.

Воспитатель : Он совсем не похож на других игрушек-зверят. Посмотрите, какие у него уши. Большие или маленькие? А как называют нос у слона?

Дети : Хобот.

Воспитатель : А теперь я хочу вам стихотворение прочитать. Хотите?

Дети : Да.

Спасть пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочек.

Сонный Мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает он –

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель : Покажите слонику как нужно спать.

Дети показывают, как нужно спать.

Воспитатель : Правильно, руки под щечку, глазки закрытые.

Воспитатель укладывает игрушки обратно в коробку.

Воспитатель : Наши игрушки немножко устали. Пусть они поспят немного в коробке, а потом мы будем с ними играть. А вы запомнили, какие игрушки лежат в этой коробке?

Дети : Мишка, Зайка, Петушок, Самолет, Слон.

Воспитатель : Игрушкам очень нравится играть с вами, если вы их не обижаете, не бросаете и не забываете. А как вы будите обращаться с игрушками?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель : А теперь скажем наши волшебные слова, как мы будем дружно играть.

Будем дружно мы играть,

Никого не обижать.

Машенька: Я верю, что вы будите любить игрушки и бережно с ними играть. Я хочу подарить вам свои игрушки.

Конец формы

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос «Кто (что) это?» (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос «Кому девочка шьет штанишки?» некоторые из них отвечают «Мишке шьет» (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:

Чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф (по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;

Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;

Использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;

1. Упражнять детей в чётком и правильном произношении гласных звуков (А, У, И, О).

2. Формировать длительный плавный речевой выдох; развивать речевой слух, интонационную выразительность на материале звукоподражаний.

3. Учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой. громко и тихо воспроизводить звукоподражания (развивать голосовой аппарат).

Оборудование: игрушка - собачка, листочки, карточки с изображением домашних животных.

Ход занятия:

Дети, сегодня мы свами поедем кататься на паровозе. Сейчас я дам сигнал, мы сядем в вагончики (стульчики расставлены цепочкой) и поедем. Паровоз поехал сначала тихо: чух - чух - чух, а потом всё быстрее и быстрее:

Как стучат колёса? (У - у - у!), (Ту - ту!)

Весёлый паровозик детишек возит!

Трубой пыхтит, колёсами стучит!

Паровоз останавливается медленно: чух - чух. Вот мы свами и приехали.

Паровоз, паровоз! ты куда детей привёз?

А привёз он нас на полянку.

Дети, посмотрите, сколько листочков. Это не простые листочки, они умеют петь. (Дети собирают листочки).

Жёлтые (зелёные, красные) листочки на дереве висят,

Жёлтые листочки, ребятишки говорят: а - а - а; и - и - и - и;

о - о - о; у - у - у.

Какого цвета у тебя листочек? А у тебя? А как поёт у Тани (Саши, Ани)? И т. д. (Дети повторяют звуки индивидуально, а затем все вместе.)

Раздаётся сигнал паровоза.

Дети, вы слышите? Паровоз снова зовёт нас в путь.

Опять поехали: чух - чух - чух. Колёса стучат, паровоз гудит: у - у - у.

Паровоз останавливается, дети выходят из вагончиков: "Паровоз. паровоз, ты куда детей привёз?". Давайте посмотрим, что у нас на этой полянке? Дети садятся за стол (на столе разложены карточки).

Если сильно подуть на листочек, он откроется и вы увидите, что нарисовано на картинке.

Таня, кто у тебя на картинке? (Кошка.)

Весёлая кошка у Тани живёт,

Весёлая кошка песни поёт.

Как поёт кошка? (Мяу – мяу.)

Дети, как кошка лакает молоко? (Дети показывают.)

А маленький котёнок тоже мяукает, только голосок у него тоненький.

А у Никиты - собака. Весёлая собачка у Никиты живёт,

Весёлая собачка песни поёт.

Как кричит собачка? (АВ - АВ – АВ.)

К нам пришла собачка, умная собачка,

С детками играет, очень громко лает: АВ - АВ - АВ.

Большая собака лает громко, а маленькая тихо. (Ответы детей.)

А теперь Лера посмотрит, кто у неё на картинке. (Лошадка.)

Весёлая лошадка у Леры живёт,

Весёлая лошадка песни поёт: ИГО - ГО.

Как лошадка цокает? (Дети щёлкают язычком - цок – цок.)

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

А у Серёжи на картинке кто? (Корова.)

Весёлая корова у Серёжи живёт,

Весёлая корова песни поёт: МУ - МУ.

Как корова мычит? Му - у - у - молочка кому?

Раздаётся сигнал паровоза.

Ну вот мы с вами поиграли, а теперь снова поедем на паровозе.

Дети, паровоз привёз нас на другую полянку. Посмотрите, здесь чей-то домик. А в домике живёт собачка. Она хочет с вами поиграть.

Подвижная игра - "Вот сидит лохматый пёс".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»