Надёжная защита организма. Урок по окружающему миру "Кожа - надежная защита организма" (3 класс) Окр мир 3 кл надежная защита организма

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Надежная защита организма Подготовил учитель МБОУ СОШ №7 г. Королева Московской области Князева И.В.

Что такое кожа? Кожа - это прочная эластичная оболочка, надёжно защищающая организм от негативных внешних воздействий.

Удивительный факт: У людей, предки которых постоянно жили в жарких странах, кожа тёмная всегда. Чёрная или коричневая. Удивительный факт: У людей, предки которых постоянно жили в жарких странах, кожа тёмная всегда. Чёрная или коричневая.

Почему у людей бывает разный цвет кожи? Цвет кожи человека определяет пегмент меланин. Его концентрация дает специфический окрас от бледно-розового до темно-коричневого.

Кожа имеет три слоя. Наружный слой – эпидермис Средний – дерма Внутренний – подкожная жировая клетчатка. Строение кожи

Эпидермис состоит из нескольких пластов. Верхний пласт представляет собой скопление ороговевших мёртвых клеток. При мытье они отшелушиваются. В нижних слоях эпидермиса образуются новые клетки, которые заменяют исчезнувшие клетки

Дерма образована соединительной тканью. Множество эластичных волокон придают ей упругость и прочность. В ней находятся нервные окончания, воспринимающие различные ощущения, кровеносные и лимфатические сосуды, волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Больше всего их находится на ладонях, подошвах, в подмышках. Верхний слой дермы определяет папиллярный узор кожи пальцев и ладони.

Даже при самом лёгком прикосновении к любой поверхности, на ней остаётся отпечаток папиллярного узора. Этот узор никогда не повторяется в природе. У каждого человека он особенный. В течение жизни рисунок кожи не меняется. Неповторимость узора подушечек пальцев даёт возможность установить личность, которой они принадлежат. Это используется в криминалистике. По отпечаткам пальцев, оставленным на месте преступления, разыскивают преступников

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Функции кожи. Защитная Теплообменная «Это интересно»: Разные участки кожи имеют разную температуру. Во рту 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами. Наивысшая температура, которую может выдержать человек, это 44-44,5 градусов.

Функции кожи. Выделительная С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. «Это интересно»: Кожа вырабатывает, при солнечном облучении витамин Д. Участвует в дыхании – поставляет в кровь 1% кислорода, способна к регенерации – восстановлению. Орган осязания «Это интересно»: Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины. «Это интересно»: Кожа – это самый большой орган нашего тела. Площадь её поверхности у взрослого человека составляет около 2 м 2 , а масса – 4 кг и более. Волосы и ногти – тоже из кожи. Это отвердевший роговой слой.

Правила личной гигиены Мыть тело 1 – 2 раза в неделю. Ежедневно мыть лицо, руки, ноги, шею, подмышечные впадины. Умываться с мылом 2 – 3 раза в неделю, чередуя умывание то горячей, то холодной водой. Мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета. Хорошо вытирать кожу после мытья полотенцем. Подстригать ногти 1 раз в неделю или по мере необходимости. Следить за длиной и укладкой волос. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.


Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема

Что защищает наш организм?

Задачи

практическим путём изучить свойства кожи, научить правильному уходу за ней; познакомить с приёмами оказания первой помощи при повреждениях кожи

Предметные результаты

Научатся

Готовить рассказ об уходе за кожей;

Характеризовать

средства гигиены и ухода за кожей;

меры первой помощи при повреждениях кожи.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

Личностные результаты

Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках

Основные понятия и определения

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий.

Первой помощи при повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

Подготовка к усвоению нового материала

Приготовься показать, как ты моешь руки, ли-цо, как вытираешь их.

Вы уже знаете, что кожа — орган осязания. Но она выполняет в организме и другую работу.

Главная «забота» кожи — защита внутренних частей тела от различных повреждений, от хо-лода и жары, от болезнетворных бактерий

Рассмотри фотографию. Какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?

Изучение нового материала

Ты, может быть, спросишь: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу? Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой.

Пот испаряется с по-верхности кожи, и тело человека от этого охлаж-дается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.

Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

Надо мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день — утром и перед сном. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. Не забывай насухо выти-рать их своим полотенцем.

Если лицо и руки вытирать плохо, кожа становится обветренной: пересыхает, шелушится и даже трескается. Смажь её кремом, лучше всего детским.

Оказание первой помощи себе или товарищу при повреждениях кожи: небольших ранках, ушибах, ожогах, обмо-раживании. Проделайте упражнения по этим правилам.

Ранка. Промой ранку чистой водой. Смажь ко-жу вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жид-кости убивают бактерий, которые могут проник-нуть в организм). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем.

Ушиб. Приложи к ушибленному месту что-ни-будь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой.

Ожог. Сразу же полей обожжённое место большим количеством холодной воды.

Обмораживание. Обмораживание щёк, ушей, носа легко заметить у товарища: в обморожен-ных местах кожа резко бледнеет. Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать.

Если чувствуешь, что мёрзнут ноги, попрыгай, побегай, пока они не отогреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если это не помо-гает, разотри пальцы сухой варежкой или рукой

Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. До-ма это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

1.Рассмотри кожу на своей руке. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

2.Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?

3.Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отвер-стия — поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют

Если рана, ушиб, ожог, обмораживание боль-шие, нужно немедленно обратиться к врачу!

Вывод

Кожа защищает внутренние части тела чело-века от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За кожей необ-ходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кре-мом. При небольших повреждениях кожи нуж-но сразу оказать пострадавшему первую по-мощь.

Самостоятельное применение знаний

1. Какое значение имеет кожа? 2. Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа? 3. Как нужно ухаживать за кожей? 4. Расскажи о пер-вой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: ушиб, ожог, обмора-живание.

Запомни, как надо ухаживать за кожей, и выполняй эти правила. Расскажи о них млад-шим ребятам.

О коже человека

Строение и функции кожи

Елена Гумарова
Конспект урока «Кожа - надёжная защита организма»

Тема урока : Кожа - надёжная защита организма

Цель : познакомить детей с понятием «кожа » и её функциями.

Задачи :

Образовательная : Формировать представления о коже, ее строении, функциях, значении. Пополнять словарный запас обучающихся.

Развивающая : Развивать интеллектуальные и практические умения и навыки детей; проводить исследования, наблюдения, умения делать выводы.

Воспитательная : Прививать заботу о собственном здоровье.

Оборудование : презентация «» , видео - ролик «Строение кожи» , дополнительный материал для работы в парах, группах, карточки с цифрами 1, 2, 3.; зеркала каждому ученику, памятки, тест для проверки нового материала.

Структура урока :

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

3. Поиск и формирование темы.

4. Проблемная ситуация.

5. Изучение новой темы

6. Физ. минутка

7. Домашнее задание

8. Работа в группах (гигиена и уход за кожей)

9. Беседа о правилах ухода за кожей (работа в группах)

10. Ролевая игра «На приём к врачу»

11. Работа в паре «Найди ошибки и исправь»

12. Подведение итога урока

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия

1. Организационный момент (психологический настрой на урок ) .

Возьмитесь за руки. Не забывайте : вы единое целое. Уважайте мнение своих товарищей, умейте слушать и не перебивать друг друга.

ІІ. Проверка домашнего задания.

1) 2 учащихся работают у доски (задания на доске)

а) Соедини линиями.

Глаза Орган осязания

Уши Орган вкуса

Нос Орган зрения

Кожа Орган обоняния

Язык Орган слуха

б) С помощью какого органа ты узнаешь , что запел соловей, залаяла собака?

Уши, глаза, нос, мозг

в) При помощью какого органа ты отличаешь солёную пищу от горькой?

Зубы, нос, язык, глаза, губы

2) Запиши, что относится

К пищеварительной системе :

- к выделительной системе :

2)2 учащихся работают по карточкам – тестовые задания

3) 1 учащийся рассказывает погоду за 3 дня – физминутка

4) 5 минутка – 1 учащийся выходит к доске, остальные задают ему вопросы по пройденным темам

III. Поиск и формирование темы урока .

Ребята, как вы думаете, с помощью каких органов чувств мы познаём окружающий мир?

1. Зрение (глаз) . 2. Слух (ухо) .

3. Вкус (язык) . 4. Обоняние (нос) .

5. Осязание (кожа ) .

4. Проблемная ситуация

Чтобы узнать о каком органе чувств пойдёт речь на сегодняшнем уроке , вы должны мне сказать : что это? - 1 слайд

– Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует.

Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм. Она постоянно растет и обновляется.

Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека .

5. Изучение новой темы

Тема урока «Кожа – надёжная защита организма » . – (2 слайд)

Что вы представляете, когда слышите слово “кожа” ? Ваши ассоциации?

- Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела.

(3 слайд) - Кожа – самый обширный орган нашего тела .

Её площадь составляет 1.5 – 2 кв. м.

Кожа имеет разную толщину на разных участках тела. Самая тонкая кожа на веках , а самая толстая на спине, черепе, ступнях, ладонях.

На 1 кв. см. кожи около 100 нервных окончаний.

В коже заложены волосы, ногти, сальные и потовые железы.

Ребята, а что вы бы хотели узнать о коже?

1. Строение 2. Значение для организма 3 . Уход за кожным покровом

Откуда вы можете получить эту информацию?

(Подумать самостоятельно, понаблюдать, прочитать в книгах, спросить у разных людей, провести эксперимент)

С чего логичнее начать?

Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим :

а) «Какая у нас кожа

Рассмотрите кожу на своей руке, потрогайте ее на кончиках пальцев, на ладони. Расскажите о своих наблюдениях

1. Какая кожа на руках , на местах сгибов? Какого она цвета?

Что вы можете о ней сказать? (розовая, гладкая, упругая, тонкая, мягкая, прочная)

Какие интересные особенности имеет наша кожа ? (линии, морщинки)

Как вы думаете, что находится под кожей? (сосуды, вены.)

Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки) . Зачем нужны эти складочки?

- Проведём опыт-наблюдение : правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Что происходит?

(Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки, пальцы)

- Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость. (Вывод - 4 слайд)

А теперь - Возьмите ложку. Какова ложка на ощупь? (холодная, гладкая)

Возьмите кусочек бумаги. Что ощущаете? (бумага шершавая)

Что можно ощутить с помощью кожи? (холод, тепло, различные прикосновения) - Ощущать – значит осязать.

Первый вывод, который мы делаем :Кожа-это орган осязания . – (5 слайд)

Рассмотрите ещё раз кожу на своей руке. Что видите?

Мы видим маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами.

Как вы думаете, какое значение они имеют? (Кожа через отверстия – поры, дышит.)

3. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к зеркалу.

Что заметили? (пятно жира, значит, кожа выделяет жир )

Кто догадался, зачем коже жир?

Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной, как детский крем.

Через поры выделяется не только жир, но и пот. Он выделяется всегда; только мы его замечаем, когда пото - выделение идёт сильно. А когда человек сильно потеет? (При физической нагрузке.)

Почему потному человеку нельзя выходить на улицу раздетым, особенно на ветер? (Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм , человек простывает.)

Чем отличается пот от обычной воды? (Солёный.)

С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества

– О какой функции кожи мы узнали? (Выделительная функция.) - (6 слайд)

6. Физкультминутка «Как живёшь?»

Как живёшь? (Вот так) - Как летишь?

Как идёшь? - Как плывёшь?

Как бежишь? - Как ползёшь?

Как от холода дрожишь? - Как грозишь?

Как берёшь? - Как за партою сидишь?

Как даёшь?

Кожа равномерно покрывает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с определенным строением, со многими функциями.

Из чего состоит кожа ?

Чтобы это выяснить, посмотрим видео – ролик «Из чего состоит верхний слой нашей кожи» и продолжим работу с презентацией – (7 -8 слайды)

Первый слой – верхняя наружная оболочка, которая называется Эпидермис – 8 слайд

Какую функцию он выполняет? (защитную )

А от чего он нас защищает ?

- Кожа защищает организм от вредных микробов , от повреждений внутренних органов .

– Второй слой – сама кожа или – дерма – 8 слайд

В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир.

Для чего это происходит?

Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой

Третий слой – подкожный жир, который называется гиподерма – 8 слайд

– А какова его функция?

Я вам немного только скажу – он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Более точную информацию вы получите, прочитав дома текст из учебника на стр. 27-29, откройте дневники и запишите дом. задание.

Итак, обобщим всё, что мы выяснили : Кожа –9 слайд

Защищает внутренние органы от повреждения

Не пропускает в организм микробы

Не пропускает в организм воду

Удаляет с потом вредные вещества

Защищает организм от жары и холода

А знаете ли вы, что у кожи есть враги?

Когда на коже скапливается много пыли, то кожа становится грязной . Начинают размножаться микробы.

Если не следить за чистотой кожи, то что может быть?

Могут возникнуть различные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте, чтобы микробы не проникли в организм .

Итак, наша кожа защищает наш организм от бактерий .

Можно ли защититься от вредных микробов ? (Да)

8. Работа в группах - Гигиена и уход за кожей. – 3 мин.

Предлагаю каждой группе разработать правила ухода за кожей, буквально несколько слов.

1 группа - Как кожа становиться грязной ?

9. Беседа «Правила ухода за кожей» :

1. 1 группа : Как кожа становиться грязной ? – ответ учащихся 1 группы – 10 слайд

2. - Любую одежду надо чистить, стирать. А что же делать с кожей, ведь она очень быстро становится грязной. 2 группа : Как нужно ухаживать за кожей? (Надо мыть все тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день – утром и перед сном. Руки мыть с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.) – 11 слайд

Я приготовила для вас памятки (Памятка №1, которые будут напоминать вам о том, как ухаживать за кожей.

Есть специальные средства по уходу за кожей. Это детское мыло и детский крем (показ) . Они помогут вам в уходе за вашей кожей.

3. - Но ведь кожа может не только измазаться, но и повредиться.

3 группа : Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушибы, ранки, ожоги и т. д.) – 12 слайд

Очень важно уметь оказывать помощь при повреждениях кожи, это может пригодиться в жизни. Об этом и о пигментации кожи, то есть какого цвета бывает кожа и от чего это зависит, мы поговорим с вами на следующем уроке .

10. Ролевая игра «На приём к врачу» - 13 слайд

Лёша обнаружил на коже красные, шелушащиеся пятна, к какому врачу он должен пойти?

В презентации названия специальностей :

Лор, окулист, хирург, дерматолог, стоматолог.

Ответ на вопрос

Почему врача кожника называют дерматологом?

Дерма - кожа , логос - наука

А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательны вы были на уроке . Выполните задание - Работая в паре, вместе найдите ошибки в тексте и исправьте их. Нужно заменить слова, либо вычеркнуть их из текста.

11. Найди ошибки, исправь.

Гигиена кожи

орган кожа

кожа

кожа не обветривалась

Проверка.

Кожа - это самый большой и важный орган человека . Без кожи человек прожить не сможет. Кожа - защитная оболочка организма .

12. Подведение итога.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ – слайд 14 -21– приготовьте карточки с цифрами 1, 2, 3.

- Покажите нужную цифру :

Из скольких слоёв состоит кожа ?

а) 5о) 3 г) 2

2) Кожа – это … ц ) наружный покров человека;

б) внутренний орган ; в) это обёртка человека

3) можно ли кожу назвать органом дыхания ?

а) нет д) да г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая ?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости р) утром и вечером е) можно и не мыть

7) Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть

Букву правильного ответа я пишу на доске. Посмотрите на буквы, которые я написала, какое слово можно из них составить? (молодцы)

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия –22 слайд

Урок окончен . Всем большое спасибо за работу! - 23 слайд

Гигиена кожи

1 ряд - Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. А это самый маленький наш орган ! Полтора квадратных метра живой, мертвой, гибкой, упругой ткани. Наша кожа - своеобразная естественная рубашка. Исключительно непрочная и недолговечная.

2 ряд - Чистая, здоровая, ухоженная кожа , как стойкий солдат, не сдерживает натиск болезнетворных микробов - друзей человека. Заражение через кожу возможно лишь при её загрязнении или повреждении. Известно, что на коже чистых рук микробы быстро размножаются.

3 ряд - Необходимо кожу не содержать в чистоте, чтобы ей легче дышалось. Лицо, руки нужно не смазывать питательным кремом, чтобы кожа не обветривалась , была грубой, красивой и эластичной.

1 группа - Как кожа становиться грязной ?

2 группа - Как нужно ухаживать за кожей?

3 группа - Какие повреждения кожи вы знаете?

ПАМЯТКА №1

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!

Надо обязательно мыться хотя бы раз в неделю, но гораздо лучше делать это каждый день, особенно летом. Только представь, сколько на тебе оседает грязи и пыли, когда ты гуляешь, бегаешь, катаешься на велосипеде и роликах! И уж совсем неприятно и тебе и окружающим, когда от тебя пахнет потом.

Умываться нужно дважды в день – утром, чтобы проснуться и освежиться, и вечером, чтобы смыть с лица всю грязь, осевшую на коже лица за день.

Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета.

ПАМЯТКА №2

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГАХ

Опустите поражённую поверхность в холодную воду или поставьте под холодную струю воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 минут до получаса) .

После этого перебинтуйте поражённый участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.

Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кремом, мазью.

Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.

Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ

Наложите на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняйте его.

Для снятия боли можно принять аспирин или парацетамол (могут дать только родители) .

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ

Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

Обмороженные места следует сначала хорошенько потереть спиртом, затем слегка растирать мягкой сухой шерстяной тканью до появления чувствительности, а после этого смазать каким-нибудь жиром.

Если на обмороженном участке появились пузыри, надо протереть их спиртом, завязать чистым бинтом и обратиться к врачу.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Прежде чем выходить на холод, хорошенько позавтракайте.

Ваша одежда должна надёжно защищать ваше тело от ветра и дождя.

Отправляясь в дальний поход, обязательно иметь при себе сухую пару белья.

Помните, что риск переохладиться усиливается на ветру.

О своих проблемах в первую очередь сообщайте взрослым!

КОЖА – надёжная защита организма. Урок-беседа на неделе биологии и ботаники в 3 классе начальной школы Подготовила воспитатель ГПД Калинини Ксения Геннадиевна

Сегодня мы изучаем организм человека. Наша тема: «Кожа – надёжная защита организма» О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас поговорим о коже как о самом большом органе человека.

Строение кожи. Что же такое кожа? Обратимся к толковому словарю. 1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного. 2. Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.). Нам понадобится первое определение. Кожа состоит из трёх слоев. Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС.

Наблюдение. Практическая работа. Посмотрите на верхний слой кожи. - Что вы видите? - Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. - Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? Через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.

Наблюдение. - Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.

Итак, какую же роль играет наша кожа? Водонепроницаемость; Орган дыхания; Орган выделения; Орган осязания; Защита от солнечной радиации; Регулятор температуры тела; Защита от механических воздействий….

Наблюдение. Какую интересную особенность имеет наша кожа? Посмотрите внимательно на пальцы рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки) Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги. Кожа имеет возможность регенерации. В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая – стопы, руки.

05/03/17 А теперь викторина!

Из скольких слоёв состоит кожа? а) 5 б) 3 в) 2

Кожа – это … а) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обёртка человека

Можно ли кожу назвать органом дыхания? а) нет б) да в) не знаю

Благодаря чему кожа всегда мягкая? а) потовым железам б) порам в) сальным железам

Пот выделяется, когда человеку… а) холодно б) просто так в) жарко

Кожу надо мыть… а) по мере необходимости б) утром и вечером в) можно и не мыть

Может ли человек обойтись без кожи? а) конечно б) нет в) может быть

ЗАНЯТИЕ № 12. Тема: «Надежная защита организма»

Цели: учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы; закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Повторение пройденного

– На прошлых уроках мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
Итак, сколько органов чувств у человека? (5.)
Перечислите их. (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос.)
Когда ухудшается обоняние?
С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)
Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)
Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

2. Беседа по теме

– Прочитав тему урока, вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде. Да?
Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободою пропускала воздух? И к тому же не выцветала, не менялась и ее можно было бы носить хоть сто лет?
А ведь такая одежда есть. Наша кожа – своеобразная, естественная рубашка. Это самый большой наш орган. Полтора квадратных метра живой, гибкой, самой прочной, долговечной ткани.
Сегодня на уроке мы будем говорить о том, зачем нужна кожа, о ее строении, о том, как за кожей ухаживать и как ее сохранять.
Как вы думаете: зачем нужна человеку кожа? (Ответы детей.)
Кожа – орган осязания. Мы можем в темноте или с закрытыми глазами определить размер, форму предмета. Кожа подает нам сигналы: берегись, горячо или холодно!
Кожа покрывает наше тело и предохраняет все внутренние органы от повреждений, принимая на себя удары, царапины, ожоги, обморожения. Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары и холода.
Как все это происходит, мы с вами сегодня узнаем.

3. Практическая работа

Наблюдение 1

– Рассмотрите кожу на кисти руки. Потрогайте ее.
Что можете сказать? Какая кожа? (Гладкая, мягкая, эластичная, тонкая, прочная.)

Наблюдение 2

– Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

– Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

– складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Наблюдение 3

– Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

– Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? (Осталось жирное пятно.)
Зачем коже жир?

– жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной.

4. Оздоровительная минутка

5. Беседа по теме

– А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

    Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

    Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

    Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.

Кожа – удивительный орган, она постоянно обновляется. Ее верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

6. Закрепление нового материала

(составляется схема «Значение кожи»).

7. Гигиена кожи

– Зачастую мы небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа сдерживает натиск вредных микробов. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов.

8. Первая помощь при повреждениях кожи

– Мы с вами говорили сегодня, что кожа – надежная защита организма и все удары она принимает сначала на себя. Какие повреждения кожи вы знаете? (Ушиб, рана, обморожение, ожог.)
(Рассказ о первой помощи при получении ран, ушибов, ожогов, обморожений.)

9. Игра «Выбери ответ»

1. Кожа – это:
а) важный орган человека;
б) скелет человека;
в) наружный покров тела человека.

2. Какие функции выполняет кожа?
а) Защищает от ран, грязи;
б) переваривает пищу;
в) дышит;
г) очищает кровь.

3. Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
Делает кожу мягкой, упругой, крепкой.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»