Отсутствие сна новорождённого после кормления. Ребенок и его развитие в первые дни после рождения

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

В этой статье:

Прежде чем охарактеризовать основные особенности новорожденного ребенка, определимся с терминологией. Новорожденными принято считать детей до месяца.

Что нужно знать о новорожденных?

Появляясь на свет, малыш вынужден научиться не только дышать и кушать, но и регулировать теплообмен, защищать организм от вирусов и инфекций, различать время сна и бодрствования. Все это дети учатся делать в первые дни своей жизни, в результате чего у них наблюдаются активные изменения в организме.

За пределами уютных стен матки малышу нужно научить жить, расти и развиваться, поэтому с момента рождения в работу включаются все органы и системы жизнеобеспечения крохи, совершенствуются рефлексы. У малыша начинают дышать легкие, налаживается процесс кровообращения, ЖКТ делает первые попытки переваривать поступающее молозиво. Организм крохи уже способен в зависимости от температуры воздуха регулировать температуру тела.

На первый взгляд хрупкий и беззащитный малыш на самом деле отличается повышенными адаптационными способностями. Даже в самых сложных условиях его организм настроит системы жизнеобеспечения таким образом, чтобы выжить.

Следует понимать, что доношенные и недоношенные дети развиваются по разному графику. Поговорим об отличиях в процессе развития тех и других.

Основные характеристики доношенного ребенка

Доношенным считается ребенок, который на свет появился на 38-40 неделях. Нормальный вес для доношенного малыша - от 2,5 до 4 кг. Как правило, мальчики рождаются несколько крупнее девочек. Превышающий 4 кг вес младенцев может повлечь за собой целый ряд сложностей во время родов.

В первые дни после рождения первоначальный вес крохи снижается в среднем на 250-300 г. Ребенок худеет за счет потери глюкозы и воды. В ближайшие несколько недель потери восполнятся. Нормой считается прибавка в весе новорожденного за первый месяц жизни до 600 г. На практике же бывает так, что, находясь на грудном вскармливании по требованию, кроха набирает в 2 раза больше.

Рост доношенного новорожденного малыша колеблется в пределах 48-53 см, причем у девочек длина тела обычно меньше, чем у мальчиков, на несколько сантиметров.

У здорового, своевременно появившегося на свет крохи гладкая, нежная кожа слегка розоватого оттенка. Обилие сальных желез делает ее особенно эластичной, не допускает пересыхания. Особенность кожи новорожденного - выделение лизоцима, защитного вещества, которое препятствует ее заражению микробами. Для того чтобы защитные вещества выделялись в нужном количестве, кожа малыша должна содержаться в чистоте.

Как только кроха появляется на свет, он оповещает об этом знаменательном событии пронзительным криком. Малыш уже
в первые минуты после рождения отличается повышенной двигательной активностью. Основные рефлексы в этот момент уже также в норме. Если приложить младенца к груди матери, он начнет сосать и глотать.

У новорожденных детей температура тела несколько повышена по сравнению со взрослым человеком и доходит до 37 с половиной градусов. В первые дни могут наблюдаться незначительные скачки температуры, что связано в первую очередь с адаптацией организма крохи к новым условиям жизни.

Еще одна особенность новорожденного - нежные ткани между костями черепа на голове, получившие в народе название «роднички». По мере взросления крохи они будут закрываться за счет уплотнения костной ткани.

Особенности органов чувств младенца

В первые недели после появления на свет органы чувств новорожденного хотя и развиты, но несовершенны. Кроха
способен различать вкусы, радуется, когда получает возможность попробовать что-то кроме молока, например сладкие капельки или отвар семян укропа от коликов. Против горьких или кислых микстур малыш будет отчаянно протестовать, отворачивая голову.

Обоняние новорожденного также несовершенно, но уже имеет свои особенности. Малыш проявляет особую чувствительность к запахам, способным раздражать его слизистую носа. Мамам будет лучше воздержаться от обработки груди лекарственными мазями с сильными запахами.

Осязание у крохи также достаточно развито. Малыш позитивно реагирует на прикосновения матери, засыпает и успокаивается, чувствуя тепло ее рук.

А вот зрение малыша в первые недели жизни еще далеко от идеального. Кроха видит объекты с размытыми контурами и только на расстоянии не менее 35-40 см. Глазные яблоки раскоординированы, что приводит к проявлению признаков косоглазия, которые обычно исчезают к трем месяцам. Отмечается отсутствие рефлекса мигания при максимально близком расположении предмета возле глаз.

Слышит малыш примерно на том же уровне, что и видит. У него проявляется реакция на громкие звуки, кроме того, кроха позитивно воспринимает звуки голоса мамы.

Как работают у новорожденных органы выделения?

Основные органы выделения начинают работать как только малыш появляется на свет. Уже в первые сутки активно функционирует мочевой пузырь, что проявляется достаточно частым мочеиспусканием (порядка 5-6 раз за день). Уже к концу первой недели, когда кроха начнет получать пищу, число это увеличится в два раза.

Что касается испражнений другого характера, то в первые несколько дней выделяемый кал - это первородный меконий, образовавшийся в организме младенца в утробе по большей мере из заглотанных околоплодных вод. Как только желудок крохи начнет перерабатывать молозиво, а затем и грудное молоко, место мекония заменит нормальный кал кашицеобразной консистенции. Кишечник младенца опорожняется не намного реже мочевого пузыря - до 5 раз в сутки.

Чем лучше и стабильнее будет работать кишечник ребенка, тем быстрее он сможет адаптироваться к жизни за пределами утробы матери.

У доношенных здоровых детей иммунная система развита настолько хорошо, насколько развитой она является у матери. Именно поэтому так важно, чтобы беременная на протяжении всего срока вынашивания малыша придерживалась режима питания, сна, прогулок, принимала витаминные комплексы для будущих мам.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенными принять считать детей, которые появились на свет раньше 38-й недели. Степень недоношенности может быть разной и зависеть от сроков родов. Весят такие новорожденные меньше нормы: как правило, до 2 кг при длине тела до 45 см. Естественно, что недоношенные дети имеют свои особенности по сравнению с малышами, которые родились в срок.

Одна из основных особенностей - это минимальное количество или, в тяжелых случаях, полное отсутствие подкожного жира. Такие детки, как правило, недостаточно пропорциональные, с головой больше нормы, тонкими малоподвижными конечностями и смещенным к низу крупным пупком.

Уши малышей прижаты к голове и более нежные по сравнению с ушами доношенного малыша, ногти недоразвиты, кожа слишком тонкая, покрытая сеткой морщин. Всю поверхность тела недоношенных новорожденных покрывает слой тонкого пуха, кроме того, у детей не до конца развиты половые органы: у мальчиков - это не опустившиеся яички, у девочек - прикрытая половая щель. Зрачки нередко могут быть затянуты белой пленкой. Естественно, что яркость выражения отмеченных признаков будет зависеть от степени недоношенности крохи.

Внутренние органы и основные системы организма недоношенного младенца

Внешние признаки недоразвития - это лишь вершина айсберга. Основные проблемы касаются внутренних систем жизнеобеспечения и органов, которые к моменту появления на свет новорожденного не успевают пройти основные стадии внутриутробного развития. Обычно у малышей имеются проблемы с работой органов дыхания и ЦНС, а для большей части внутренних органов характерно состояние общей незрелости.

Как правило, недоношенных детей отличают:

  • вялость;
  • повышенная утомляемость;
  • тихий плач;
  • продолжительный сон;
  • поверхностное учащенное дыхание;
  • перепады температуры тела.

Обычно такие дети плохо едят, часто имеют проблемы с сосанием и глотанием, подвержены заболеваниям из-за несовершенных защитных свойств организма.

Что нужно знать об основных физиологических состояниях новорожденных?

Новорожденный ребенок развивается в соответствии с заложенными природой основными нормами, и проявление некоторых физиологических состояний для него является неизбежным. Чем больше родители будут знать об этих
состояниях и их проявлениях, тем спокойнее они будут на них реагировать.

Нужно понимать, что физиологические состояния новорожденных проходят в большинстве своем в течение первых нескольких месяцев и лишь в отдельных случаях могут усугубится, перейдя в форму заболевания с ухудшением состояния здоровья малыша. Чтобы вовремя отреагировать на первые признаки таких сбоев, необходимо понимать суть этих закономерностей.

Рассмотрим основные из них.

Желтушка новорожденных

Желтушка у подавляющего числа новорожденных проявляется в середине первой недели жизни. Первой она становится заметной на лице крохи, после перемещается на тело и конечности. Яркий признак желтушки - характерный желтый цвет слизистых глаз.

Основная причина - недостаточная активность ферментных
систем печени, которые не справляются с быстро нарастающим билирубином. Если развитие новорожденного не осложнено заболеваниями и инфекциями, то к середине первого месяца желтушка обычно проходит без специального лечения.

Если желтушка не проходит на протяжении нескольких месяцев (это обычно связано с тяжелыми родами, травмами новорожденного во время родов), врач назначает оптимальное лечение чтобы исключить усугубление проблемы.

Половой криз: что нужно знать?

Первым признаком полового криза у новорожденных является увеличение в размерах грудных желез, как у мальчиков, так и у девочек. Основная причина - переход гормональных соединений в организм новорожденного от
матери. Наряду с набуханием желез у девочек в период полового криза могут появиться незначительные кровянистые выделения, у мальчиков - набухание гениталий.

Во время полового криза общее состояние малыша не изменяется и проявления его в большинстве случаев проходят без вмешательства медиков до окончания первой недели жизни младенца.

Потовые и сальные железы: признаки закупорки

В первые недели жизни крохи закупорка потовых и сальных желез не является редкостью. Признаком закупорки являются точки на лице малыша с характерным белым или желтоватым цветом. Специально лечить их не нужно – достаточно будет усилить уход за кожей младенца и подождать несколько дней, пока ситуация не изменится к лучшему.

Особенности режима дня новорожденного

Здоровый малыш в первые несколько недель после рождения
все время посвящает укреплению сил для развития и роста - сну и питанию.

Перед сном кроху обязательно нужно купать в воде оптимальной для него температуры - 37-38 градусов.

Если малыша ничего не беспокоит, то его сон будет продолжительным и спокойным. Просыпаются новорожденные обычно по нескольким причинам:

  • чувство голода;
  • боль;
  • нарушение температурного режима;
  • грязный памперс;
  • общий дискомфорт.

В отдельных случаях ребенок может разбудить себя ручками, если его не пеленают. Просыпаются новорожденные примерно каждые 2 часа, чтобы получить очередную порцию грудного молока, независимо от того, день это или ночь.

Считается, что в первый месяц жизни не имеет смысл пытаться приучить младенца к определенному режиму дня. Со временем это действительно станет возможно, но на начальном этапе правильным будет кормить кроху по требованию, подстраиваясь под его график.

Начиная с третьей недели обязательными в режиме дня новорожденного должны стать прогулки на улице. В первые дни гулять можно будет не более 15-20 минут, постепенно увеличивая время. К окончанию первого месяца жизни малыша гулять с ним можно будет два раза в день - утром и вечером – как минимум по часу.

Почему новорожденный не спит весь день – вопрос, возникающий у многих молодых мам. Стоит ли обращаться к врачу? Как нужно в таком случае поступать? Ответ на этот вопрос неоднозначный и зависит от многих факторов.

Баю-бай должны все дети: польза сна для младенца

Головной мозг и нервная система, появившегося на свет, малыша продолжают свое развитие. Непривычные раздражители помогают освоиться в новой обстановке. Незрелый мозг перерабатывает информацию небольшими порциями и нуждается в постоянном отдыхе. В этом кроется причина продолжительного сна.

Если малыш зевает, капризничает и трет кулачками глазки, он хочет спать – пора ему помочь. Легкое покачивание и колыбельная всегда помогают.

Разберемся, сколько должен спать днем новорожденный. говорят о следующем: первые дни грудничок может бодрствовать между кормлениями 15-30 минут. Общая длительность сонного состояния достигает 20 часов в сутки.

Каждые 30-40 дней взросления уменьшают его суточную потребность в отдыхе примерно на час. С 9 месяцев и до года дневная норма – 1 раз по 2 часа или 2 раза по часу-полтора.

Грудным детям очень важно много спать – хронический недосып может затормозить развитие и рост малыша .

Такой режим не является обязательно закономерным. Часто бывает, что грудничок мало спит днем. Периоды бодрствования при этом непостоянны, не оставляют времени для других занятий, отнимают много сил у матери.

6 причин тревожного сна

На протяжении первого года жизни причины, по которым днем, могут быть разными. Самые простые и частые – упущения по :
1
Мокрый подгузник. Мокрые пеленки неприятны большинству маленьких детей. Они мешают им крепко заснуть не только днем, но и ночью. нужно менять вовремя.
2
Опрелость. по недосмотру матерей появляется в складках ножек, подмышками, за ушками. Со временем в этих местах появляется беспокоящий зуд.
3
Неудобное положение в кроватке. Подвернувшаяся рука, кисть, слишком мягкая или жесткая кроватка не способствуют засыпанию. читайте в этой статье, а какой нужен матрас для грудничка – здесь.
4
Духота в помещении. Легкие грудничка нуждаются в постоянном притоке свежего воздуха. Нехватка кислорода в непроветренном помещении, редкие прогулки – все отражается на дневном отдыхе.
5
Подмерзание. – 20-23 градуса. Терморегуляция тела у грудничка несовершенна. К тому же, холодный воздух, поступающий в легкие, остужает тело, даже если малыш хорошо укрыт. Не рекомендуется укладывать младенцев на улице при температуре ниже 10 градусов.
6
Нехватка грудного молока. Спать на голодный желудок способны новорожденные до 2 месяцев. Если младенец не просыпается 4 часа, надо разбудить его для кормления.

Став постарше, новорожденный мало спит днем, если не наелся. Признаки, по которым можно определить, что ребенку не хватает молока мы описываем в статье по .

Более серьезные причины, из-за которых грудничок не спит весь день, связаны со здоровьем.

Если новорожденный просыпается каждые 5-7 минут, а бодрствует более 5-6 часов, то у него явные нарушения сна

Это могут быть:

  • кишечные колики;
  • вздутие живота;
  • перекорм;
  • отит;
  • насморк, почитайте как промыть нос грудничку ;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • высокая температура;

Каждый симптом имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.

Михайленко О.И., врач-невролог, Городская клиническая больница № 34, г. Новосибирск

Режим нужен. Признак здоровой нервной системы – стремление к режиму. Для ребенка его соблюдение является крайне важным.

Если мама с первых дней будет стараться придерживаться , то в дальнейшем малыш будет засыпать строго по часам без малейших усилий мамы. При этом он будет спать крепко и сладко.

6 признаков нарушения сна

Каждая причина имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.
1
Проблемы с животом. Если грудничок плохо спит днем после кормления, то это может быть следствием перекорма. Такое случается на первых двух месяцах, пока желудок не растянулся до нужного объема. Слишком жирное молоко (после орехов, сгущенного молока) затрудняет опорожнение кишечника, вызывает скопление газов. Характерные признаки: твердый, немного вздутый живот, срыгивание. Поможет ли Плантекс с проблемами живота, можно узнать .
2
Простудные заболевания в виде отита, насморка не дадут заснуть и взрослому человеку. Если при нажатии на ушко грудничок реагирует вздрагиванием или плачем, то это означает первые признаки воспаления среднего уха. Малыш не умеет спать с открытым ртом. Если забит носик, он будет постоянно просыпаться.
3
Высокое ВЧД – это сильные головные боли. Провоцирующим фактором скачков давления является резкая смена погоды. Метеочувствительность грудников и без того повышена, а при таком заболевании им еще труднее.
4
Аллергия. Употребление в пищу кормящей матерью , заканчивается зудящими кожными высыпаниями. Сыпь появляется в первую очередь на щеках, сгибах рук, ног, ягодицах.
5
Температура. Один из признаков температуры за 37,5 градусов – повышенная возбудимость. Выброс адреналина делает грудников беспокойными. По этой причине новорожденный не спит весь день, если ему не .
6
Прорезывание зубов. Если , а кулачки все время находятся во рту, скорее всего причиной тревожного сна является . Облегчить состояние младенцу помогут охлаждающие гели для детских десен.

Почему кроха не спит и плачет

Малыш не может рассказать, что его беспокоит. О том, что где-то болит, маме можно догадаться по таким внешним признакам, как плохое засыпание, плач.

Когда грудничок не спит днем и при этом плачет, то это вызывает серьезную тревогу. Беспокойство и плач вызывают:

  • больной живот;
  • проблемы с ушами;
  • головные боли;
  • прорезывание зубов.

Эти болезненные проявления не дают успокоиться. Грудничок становится капризным, плаксивым. Хочет спать, но просыпается от боли.

Иногда младенец не спит днем по причине перевозбуждения нервной системы. Громкая музыка, шум, разговоры, яркий свет – факторы, влияющие на самочувствие маленького человека . Младенцы чувствительны к внешней обстановке, к самочувствию матери. Нервозность матери передастся младенцу и станет причиной беспокойства и плача.

Когда новорожденный не спит весь день без видимого повода, капризничает, то надо обратить внимание на взаимоотношения в семье и распорядок жизни в доме.

Помоги мне, мама

Внимательное, чуткое отношение к малышу поможет матери определить, почему грудничок не спит днем. Дальнейшие ее действия будут направлены на устранение помех и источников тревог:

Кроха нуждается в маминой любви с самого первого дня своего рождения, поэтому на руках у мамы и спится лучше
  1. При подозрении на простуду, температуру без врачебной помощи не обойтись.
  2. С насморком можно справиться, изменив положение тела на наклонное. Сопли не будут скапливаться в носовом проходе, что облегчит дыхание.
  3. Кишечные колики очень болезненны. Облегчение принесет массаж животика, теплая пеленка в качестве компресса, положение на животе. Как сделать массаж от коликов, читайте .
  4. Дефекация для грудничка – процесс не простой. Тугой живот – свидетельство запора. Надо помочь младенцу, прижав ножки к животу (если не сидит), подержать на руках (старше 6 месяцев).
  5. Аллергический зуд обостряется в тепле. Доступ прохладного воздуха, ванночки с чередой – средства для временного снятия приступа, позволяющие поспать днем.
  6. Отечные десна, слюна – симптомы прорезывания первых зубов. Самый острый период длится от недели и больше. В это время дети беспокойны ночью и днем. Специальные обезболивающие мази, массаж десен, прикус холодных предметов помогают преодолеть болезненные явления. Здесь мы дополнительно рассказываем .

Слепенков А. В., врач-невролог, медицинский центр «Алан-клиник», Ижевск

Длительное укачивание на руках (час и более) может говорить о неврологических нарушениях. Например, о внутричерепном давлении.

Доказано, что покачивания нормализуют состояние ликвора (мозговой жидкости), снимают головную боль.

Необходимо обязательно показаться неврологу, если ребенок плохо засыпает, беспокойно спит или постоянно просыпается и отказывается от кормлений.

Иногда новорожденный не спит весь день и постоянно просит есть. Первая причина – нехватка питания. Для ее определения надо взвесить грудничка до и после кормления, чтобы узнать количество съеденного молока. Затем сравнить со средними нормативами для этого возраста, при необходимости ввести прикорм.

Другое объяснение – рефлекторное. Процесс сосания успокаивает нервную систему . Если детей что-то беспокоит, то так заглушается боль или обретается спокойствие и ощущение безопасности.

Бывает и так, что здоровый, бодрый грудничок спит по 30 минут днем. Главный показатель – самочувствие и настроение малыша. Нет жалоб на аппетит, набирает вес, в хорошем настроении – достаточно такой продолжительности сна или не хватает двигательной активности.

Спи, моя радость, усни

Чтобы малыш крепко спал, иногда достаточно отрегулировать температуру воздуха в комнате, укрыть малыша потеплее или, наоборот, не укутывать

Режим помогает формированию условных рефлексов у детей с грудного возраста.

Для самых маленьких – укачивание после приема пищи. Укачивание благоприятно сказывается на состоянии младенца. Ритмичные движения, близкий контакт, спокойная мелодия создают ощущение безопасности.

Причиной нарушения сна у ребенка до года может быть разный способ подготовки ко сну . Один раз носят на руках, другой – сразу укладывают в кроватку. В вопросе укладывания спать во всем должна быть стабильность и однообразие ритуалов.
Рекомендации, как уложить грудничка днем:

  • проветрить детскую комнату;
  • уменьшить освещение (опустить шторы, жалюзи);
  • приглушить звук;
  • покачать 5-10 минут на руках;
  • спеть колыбельную или ласково поговорить.

Такие приемы, применяемые в одно и тоже время, в одной последовательности, помогут наладить дневной отдых малыша.

Шипилова А.В., врач-невролог, ООО «Клиника семейная», г. Москва

Длительный плач в течение нескольких дней, когда не получается отвлечь внимание и успокоить, говорит о необходимости обследования.

Чем раньше будет выявлена патология, тем быстрее и легче излечится.

Родители должны понимать, что халатное отношение к здоровью ребенка может привести к очень серьезным последствиям. Да и нервы мамы будут в порядке, когда причина нездорового сна будет устранена и малыш наконец-то начнет крепко спать.

Заключение

Подоплекой к тому, почему новорожденный не спит весь день, могут быть объективные и субъективные факторы. Объективные – патологические явления. К ним относятся аномалия внутричерепного давления, простуда, аллергия. Субъективные – нарушение гигиенических требований, дневного распорядка. Только устранив причину, можно наладить спокойный здоровый сон малыша.

Когда ребенок рождается, он сразу же попадает в чуждую для себя среду: появляются звуки, свет, запахи, нужно дышать самостоятельно. Также сразу же меняется система кровообращения, которая теперь становится самостоятельной, а не зависимой от материнской, и обмен веществ. Чтобы помочь малышу легче адаптироваться в мире, нужно следовать определенной системе ухода. Естественно, со своими вариациями под требования ребенка .

Кормление

Кормление – одна из важных базовых потребностей ребенка. Правильно сосать материнскую грудь в большинстве случаев малыши умеют уже на подсознательном уровне. Когда только что родившегося ребенка еще в родзале выкладывают маме на живот, он инстинктивно начинает искать грудь. Но часто бывает и так, что наладить грудное вскармливание матери довольно проблематично.

Причин этого может быть несколько:

  • неправильный захват груди
  • ленивый ребенок
  • раннее приучение к бутылочке
  • недостаток терпения и т.д.

В каждом индивидуальном случае необходимо детально разбираться в проблеме. Но основной рекомендацией называют частое прикладывание – буквально по первому писку дать возможность ребенку сосать грудь столько, сколько ему нужно, даже если он засыпает во время этого процесса.

В современном обществе очень популярны услуги консультантов по грудному вскармливанию. Достаточно вызвать пару раз такого специалиста на дом, чтобы он научил молодую мать, как правильно кормить ребенка

Контролировать, наедается ли малыш, можно при помощи обычного взвешивания. Для выполнения такой нехитрой операции достаточно положить малыша на весы до кормления и после. Разница между его массой тела и будет теми граммами, которые он съел. Так, легко можно проверить, укладывается ли ребенок в норму. Еще один способ отслеживания, наедается ли ребенок, – это подсчет суточных мочеиспусканий. Малыш должен писать около 20–25 раз в сутки. И это будет говорить о его здоровье и достаточном питании. Однако в крайности бросаться тоже не нужно. Несколько первых дней количество мочеиспусканий считается по другой схеме: писать малыш должен столько раз, сколько ему дней от роду, + 1.

Если новорожденный плохо ест, стоит проконсультироваться с наблюдающим педиатром

Возможно, необходимо вводить докорм или вообще переходить на смесь. В первом случае после кормления грудью нужно попросту докормить малыша до нормы смесью из бутылочки (смесь также должен посоветовать врач). Во втором (это, как правило, бывает мерой вынужденной) придется полностью кормить малыша из бутылочки. Особо самоотверженные матери до последнего борятся за грудное вскармливание, так как оно максимально полезно для ребенка. Но и в том случае, если выкормить малыша самостоятельно не получается, не стоить винить себя. Тем более что современные смеси достаточно качественные и сделаны с учетом всех потребностей растущего организма малыша.

Сон

Еще одна важная потребность новорожденного ребенка – это сон. По статистике, малыш в возрасте до месяца должен спать около 18–22 часов в сутки. Это необходимо ребенку, чтобы переход к самостоятельной жизни был более мягким и комфортным. Так ребенок набирается сил для дальнейшего развития.

Организация сна – достаточно важное мероприятие, которое и обеспечивает ребенку комфортные условия

В первую очередь позаботьтесь о правильном убранстве детской кроватки. В ней должен быть достаточно жесткий матрасик, лучше с натуральными наполнителями, типа гречихи или кокоса. Такой матрас нужен, чтобы не повредить и раньше времени не искривить детский позвоночник. Также рекомендуется отказаться от подушки. Новорожденные малыши отлично спят и без них. А вот для обеспечения дополнительной безопасности лучше всего использовать специальные приспособления в кровать, которые помогают удерживать малыша на боку во время сна. Поза на боку наиболее физиологичная, так как если малыш вдруг скатится на живот, он легко может задохнуться, так как переворачиваться активно еще не умеет. А лежание на спине может привести к тому, что малыш во время срыгиваний может попросту задохнуться.

Также важно обеспечить максимально комфортные условия в комнате, где спит младенец

Во-первых, в ней должно быть по минимуму игрушек (все равно ребенок пока их еще не оценивает, и они ему не очень-то и нужны). Во-вторых, в комнате должно быть чисто, мыть полы необходимо раз в сутки. Кроме того, температура в комнате, где спит младенец, должна быть 18–22 градуса. Прохладный и влажный воздух способствует более правильному и чистому дыханию ребенка, так как слизистые имеют достаточное увлажнение и практически не имеют возбудителей инфекций в виде пыли и бактерий.

Желательно новорожденного малыша на сон пеленать (хотя бы ножки) или помещать его в специальный спальный мешок. Связано это с тем, что движения его непроизвольны. И он легко может разбудить себя, дернув ножкой или ручкой

Что касается одежды для сна, она обязательно должна быть из натуральных материалов, лучше из хлопка. Кроме того, на ней должен быть минимум деталей, которые бы могли поранить нежную кожу младенца.

Не может быть: 10 неизвестных фактов о меконии

  • Подробнее

Если новорожденный не спит или спит плохо , стоит пересмотреть организацию условий, где он находится. Возможно, в комнате слишком жарко. А может, слишком холодно. Или, например, ребенок описался, и ему мокро и неприятно. Достаточно всего лишь устранить источник дискомфорта, и малыш будет спать спокойно.

В случае, если малыш не может уснуть без всяких видимых причин, лучше обратиться к врачу для исключения каких-либо серьезных патологий. Бывает, что даже таких маленьких деток мучают серьезные болезни

Уход за кожей и волосами

За кожей ребенка необходимо ухаживать очень тщательно. Ведь в период новорожденности она очень тонкая и нежная. Утренний туалет необходимо начинать с умывания. Проводят его так: берут ватные тампоны, смачивают в воже и аккуратно протирают сначала глазки малыша, затем другим тампоном все личико ребенка.

После каждого туалета ребенка нужно мыть (особенно если малыш покакал). Это необходимо, чтобы остатки каловых масс или мочи не раздражали кожу ребенка, вызывая воспаления и раздражения.

Менять подгузники новорожденному необходимо регулярно. Но несколько раз в сутки по 5–10 минут рекомендуется оставлять ребенка принимать воздушные ванны без подгузников. Это будет отличной профилактикой опрелостей.

Использовать для ухода за кожей ребенка необходимо только качественную и гипоаллергенную косметику. Кроме того, очень часто для гигиены ребенка используются отвары трав.

В первые дни жизни ребенка особое внимание необходимо уделить уходу за пупочной ранкой малыша

Ее следует обрабатывать зеленкой или раствором хлорфилипта несколько раз в стуки. Также необходимо аккуратно по краешку подчищать имеющиеся корочки. В норме пупок заживает достаточно быстро.

Но если появился ряд настораживающих признаков:

  • гной или иные выделения из пупка
  • неприятный запах
  • кровотечение и т.д., следует сразу же обратиться к врачу

Что же касается волос малыша, их нужно аккуратно расчесывать после каждого мытья специальной безопасной расческой. Часто у новорожденного малыша на голове есть родовые корочки. Их нужно потихоньку счесывать. Для этого достаточно нанести на волосы малыша растительное масло, дать ему немного размягчить корочки, а затем уже удалять их аккуратными вычесывающими движениями. Если же у новорожденного выпадают волосы, это сигнал для того, чтобы обратиться к врачу. Ведь такое положение вещей может говорить о начинающихся проблемах.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»