Методы и приемы театрализованной деятельности в доу. Творческий проект в детском саду

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Проект для дошкольников ДОУ «Театр, где сказка живет»

Предлагаемый проект необходим для раскрытия творческой одаренности ребенка, для успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, для социально-коммуникативных способностей, для сплоченности семьи и детского сада.
Проект направлен на обучение детей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, на создание собственных сценариев к спектаклям всеми участниками проекта, на показ театрализованных представлений детям и родителям.
Театральная деятельность помогает развитию творческой одаренности ребенка и его всестороннему развитию, учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Используя методы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества в ходе реализации проекта, участниками театральной студии будут создаваться новые сказки и сценарии к спектаклям.
Вовлечение родителей в совместную работу, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Проект рассчитан на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет.
Участники проекта: Творческая группа педагогов, дети и их родители.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Только живое общение обогащает жизнь детей, - нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
И в моей работе возникают проблемы:
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество.
Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания.
В моей работе с детьми важными задачами являются раскрытие творческой одаренности детей, снижение уровня тревожности, неуверенности в себе, избавление от застенчивости. Эти задачи можно решить посредством театрализованной деятельности.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра и развития одаренных детей. Поэтому для меня театрализованная деятельность является самым основным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.
Для эффективной работы, создания благоприятных условий и проявления признаков одаренности воспитанников, необходимо раннее выявление их творческих возможностей и способностей, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации.
Поэтому у меня появилась идея открыть в детском саду театральную студию для более углубленной работы с детьми по театрализованной деятельности, начиная со средней группы дошкольников, с её поэтапным развитием, которая бы стала реализацией моего проекта: «Театр, где сказка живет».

Цель проекта: Раскрытие творческой одаренности ребенка, успешной реализации его интеллектуально-творческого потенциала, способствующего социально-коммуникативному становлению, создание оптимального психологического климата у дошкольников посредством детской театральной студии.

Задачи для реализации проекта:
Познакомить детей с разными видами детских театров: театр масок, пальчиковый театр, настольный театр, шагающий театр, теневой театр, театр марионеток, кукольный театр «Бибабо», театр ростовых кукол, театр актеров. Обучить приемам манипуляции детских театров различных видов.
Познакомить с понятиями «эмоции», «пантомимика», умение распознавать эмоциональные состояния других. Развивать эмоционально-творческий потенциал дошкольников.
Поддерживать стремление к дружеским контактам в совместных играх-драматизациях, создавать благоприятные условия для развития коммуникативных способностей.
Расширять у дошкольников на основе театрального творчества общую осведомленность об окружающем мире; формировать определенный элементарный опыт профессиональных действий на железнодорожном транспорте, о труде железнодорожников и других профессий через театрализацию.
Развивать воображение, фантазию в сочинении собственных сказок методом моделирования. Формировать независимость мышления, то есть находить собственные решения, открыто излагать смелые идеи, гипотезы.
Формировать умение принимать критику без обид, а так же способности находить недостатки в собственных суждениях, оценках.
Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.
Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.
Вовлекать родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Этапы реализации проекта

1 этап – Работа со средней группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство детей с видами театра (пальчиковый театр, театр масок, шагающий театр, кукольный театр, теневой театр, театр марионеток). Обучение приемам манипуляции детских театров различных видов, навыков кукловождения.
2. Знакомство с русско-народными сказками, обучение умению их пересказывать, обыгрывание сказок во всех видах театра.
3. Знакомство с понятием «эмоции», распознание эмоций.
4. Создание клуба родителей «Театральная мастерская» по изготовлению театральных кукол для домашних театров.
5. Создание фотоальбома «Мир театра своими руками».

Летний период (июнь–август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

2 этап – Работа со старшей группой дошкольников и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с правилами поведения в театре, знаменитыми театрами России.
2. Моделирование сказок по выбору объекта или сюжета.
3. Составление сказок приемами развития словесного творчества совместно с родителями.
4. Дети – детям. Показ кукольных и теневых театров детям младших групп.
5. Театр марионеток «Танцующие страусята». Показ навыков кукловождения на праздниках детского сада.
6. Театр ростовых кукол. Показ детьми спектакля путем совместного творчества целевой группы проекта «Мы спасаем Колобка».
7. Создание сборника сказок совместного творчества детей и родителей «Сказки дошколят на новый лад».

Летний период (июнь-август) - Диагностика по изучению способностей детей к творчеству.

3 этап – Работа с детьми подготовительной группы и их родителями
(Сентябрь – май)

1. Знакомство с театром актеров, театральными терминами.
2. Знакомство с театральными профессиями (какую работу выполняют люди этих профессий, для того, чтобы поставить спектакль).
3. Игры для развития актерского мастерства «Страна эмоций», «Скажи без слов», «Пантомима» и др.
4. Постановка спектаклей по сценариям собственного сочинения методом моделирования сказок:
«Как семеро козлят пошли в детский сад»;
«Как паровозик лес спасал»;
«Вот какой рассеянный».
5. Привлечение родителей к помощи в изготовлении костюмов и декораций к спектаклям.

Условия, необходимые для полноценной реализации проекта
четкое планирование и реализация театрализованной деятельности на всем продолжении проектной деятельности;
наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;
овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ;
серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Методы реализации проекта
Предварительной работой по проекту будет проведение диагностики по изучению способностей детей к творчеству, которое важно осуществлять во взаимодействии с педагогами и родителями. В среднем дошкольном возрасте один из главных методов по выявлению признаков творчески одаренных детей – метод наблюдения. Как правило, творчески одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, положительных социально-эмоциональных качеств.
Показатели уровней одаренности в детском возрасте не остаются константны¬ми, поэтому некоторые методики проводятся во всех возрастных группах.
Так же для коррекции психоэмоционального состояния театральная деятельность полезна застенчивым детям с высоким уровнем тревожности. В комплекс психодиагностических методик детей среднего дошкольного возраста включены:
Методика «Три ступеньки» для изучения самооценки ребенка;

Методика изучения личности «Три желания»;
Методика определения уровня развития творческих способностей «Солнце в комнате».

Описание проекта

Работа по проекту начинается со средней группы. Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с видами театров.
Виды театра, необходимые в проектной работе с детьми:

1.Театр масок
2.Пальчиковый театр
3.Шагающий театр
4.Настольный театр
5.Теневой театр
6.Кукольный театр «Бибабо»
7.Театр марионеток
8.Театр ростовых кукол
9.Театр актеров

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Выполнение движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи, концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Куклы шагающего театра устроены таким образом, что ребенок может просунуть указательный и средний пальцы в ее ножки (сзади) и заставить персонажа «шагать». От этого кукла «оживает» в глазах ребенка. А можно работать и разными парами пальцев, разными руками и двумя руками одновременно.

Настольный театр – это игрушки и декорации, которые можно расположить на столе. Они могут быть картонные, деревянные или резиновые. Благодаря такому виду театра, у детей происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.

В театре бибабо , используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такой театр обыгрывается за ширмой.

Теневой театр – это экран, на котором плоские картонные или фанерные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне, оставляют тени. Экран ставится так, чтобы он находился между источником света и детьми (источником света может быть лампа или окно). В теневом театре можно разыгрывать знакомые сказки. Это необычный вид кукольного театра. В тенях-силуэтах ребенок узнает знакомых персонажей, и сказка оживает в его воображении. Такие спектакли обогащают внутренний мир ребенка, учат детей представлять, развивают воображение.

Театр марионеток . Марионетка – сложная в управлении кукла, но зато она «волшебная» - кажется, что живет она отдельно от того человека, который ею управляет.

Благодаря таким видам театра дети обучаются приемам манипуляций с театральными куклами. Занимаясь с детьми театром, жизнь наших воспитанников будет интересной и содержательной, наполнится её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Так же дети, играя в театр, учатся пересказу русско-народных сказок.
В процессе рассказа и показа сказки ребенок развивает речь, мелкую моторику, речевую и жестовую выразительность, учится самостоятельно передавать образ сказочных персонажей.
С помощью сценок-этюдов дети знакомятся с эмоциями, умению их распознавать.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Для этого возникает необходимость в создании родительского клуба «Театральная мастерская» для проведения мастер-классов по изготовлению театральных кукол и театров своими руками. Участниками клуба будут родители со своими детьми. Благодаря таким способам обыгрывания театра в домашней обстановке, повышается уровень самооценки ребенка, уверенность в своих возможностях, сплоченность семьи. В виде консультаций и круглых столов родители получают информацию о значении театра в воспитании детей, так же возможность посетить с ребенком тот или иной спектакль, а потом обсудить с ним увиденное, и сделать иллюстрации.
В конце учебного года (в мае) совместно со всеми участниками родительского клуба создается фотоальбом, в котором будет вся проделанная работа театральной мастерской.

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста:

Методика исследования тревожности ребенка;
Методика изучения личности «Цветик-семицветик»;

Игровой тест «Три слова» для оценки творческого воображения.

Дети старшей группы с помощью слайдовых презентаций обучаются правилам поведения в театре, знакомятся с театрами России.
Различными видами театра детьми обыгрываются сценарии русско-народных сказок. Используя методы и приемы сказкотерапии, моделирования сказок, различных приемов развития словесного творчества можно придумать новую сказку, сценарий к спектаклю.
Используя метод сказкотерапии, у ребенка развивается воображение, которое является психологической основой творчества, делающего его способным к созиданию нового. Например, после чтения и обсуждения РНС «Колобок», детям задается ряд вопросов: «Что произошло бы с Колобком, если бы он жил в нашем городе? Куда бы он покатился? Если бы он жил на высоком этаже? Что нужно сделать, что бы с Колобком не произошла беда? Как бы мы ему помогли? и т.д. Благодаря такому методу, у детей развиваются положительные социально-коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь. Таким образом, с детьми можно придумать новый сюжет сказки «Мы спасаем Колобка».
Метод моделирования является одним из самых эффективных методов обучения детей сочинению сказок, позволяющий формировать различные навыки сочинения сказок (по выбору объекта, сюжета и т.д.). Так как в нашем детском саду определено одно из важных направлений деятельности – это работа по ранней профориентации на железнодорожную тематику, то и уклон выбора сюжета сказок делается на железнодорожную тему. Готовых сказок и рассказов на железнодорожную тему мало, поэтому все инсценировки и спектакли, поставленные детьми – это продукт детской фантазии. Моделирование сказок происходит через общение, диалог, с множеством наводящих вопросов, правильно поставленных педагогом предварительно. А «правильные» вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Предлагается совместное творчество по сочинению сказок детям и их родителям. Взяв за основу русско-народные сказки и используя приемы словесного творчества: «перевирание сказки», «дополни сказку», «начало и конец» и т.д., получаются новые сюжеты к сказкам, которые впоследствии станут театральными представлениями.
Фантазии детей нет границ, и не все сценарии полученных сказок можно обыграть на сцене, но их можно обыграть другими видами театра: пальчиковым, теневым, кукольным театром.
Дети старшей группы закрепляют навыки приемов кукловождения. Показывают готовые спектакли детям младших групп в виде теневых и кукольных театров. Выступают на праздниках детского сада, представляя свой опыт манипуляций кукол-марионеток (в марте).
К концу учебного года (в мае) дети старшей группы готовят спектакль с использованием ростовых кукол «Мы спасаем Колобка».

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Ножки куклы одеваются на ноги ребенку, на ручки одеваются рукавички, голова куклы на лямочке подвешивается на шею ребенка – и ребенок «в костюме» выбранного героя.

Так же создается сборник сказок на железнодорожную тематику «Сказки дошколят на новый лад», придуманных совместно детьми и родителями (в мае).

В летний период (июнь-август) проводится диагностика детей подготовительной группы:
Методика «Лесенка» для изучения самооценки ребенка;
Методика исследования тревожности ребенка;
Методика «Диагностика природной памяти»;
Методика изучения личности «Если бы я поймал золотую рыбку»;
Методика изучения творчества ребенка, тест на креативность Вильямса «Дорисуй фигуру»;
Методика моделирования сказок.

В подготовительной группе дети знакомятся с театром актеров.

Театр актеров. Самый большой и трудоемкий вид театра, в котором выступают сами дети. Играя в театр актеров, ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, творчески применяет в спектаклях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства общения, проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
С помощью слайдовых презентаций дети знакомятся с театральными профессиями, театральными терминами. Для того, что бы развивать эмоционально-творческий потенциал и формировать невербальные средства общения, дети знакомятся с различными эмоциями, пантомимикой.
На основе сказки «Волк и семеро козлят», объединив два праздника День матери и День рождения детского сада, используя прием «начало и конец», ребята покажут спектакль «Как семеро козлят пошли в детский сад» (ноябрь). На основе сказки «Паровозик из Ромашково», взяв за основу тему экологии, ребята покажут сказку «Как Паровозик лес спасал» (февраль). Используя прием «дополни сказку» ребята покажут мюзикл «Вот какой рассеянный» (май).
Все придуманные детьми сказки требуют большой подготовки не только в заучивании ролей, но и в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов и др. Поэтому родителей воспитанников необходимо привлекать к участию в театрализованных постановках, причем в качестве не только зрителей, но и соавторов текста, изготовителей декораций и костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера и темперамента.

(Сценарии спектаклей прилагаются в рубрике в других записях)

Заключение
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко будут развиваться в ходе реализации моего проекта.
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Рабочая программа по разделу

«Театрализованная деятельность»

Подготовила

педагог дополнительного образования

1 категории

Гнусова Надежда Рудольфовна

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Продолжительность занятия – 30 минут 2 раза в неделю.
Диагностика проводится 2 раза в год – в декабре, мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Содержание программы
1 - основы актерского мастерства.
2 - основные принципы драматизации.
3 - театральная азбука.

4 -самостоятельная театральная деятельность.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размешаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в чётком произношение слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребёнка.

Основы театральной культуры

Обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхитительно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Предполагаемые умения и навыки детей

    Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

    Запоминают заданные позы.

    Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

    Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шёпотом.

    Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

    Умеют выразительно прочитать заданный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.

    Умеют составлять предложения с заданными словами.

    Умеют сочинять этюды по сказкам.

    Умеют строить простейший диалог.

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей.

Этапы работы над инсценированием сказки

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, и знаний, и эмоций. Всем очевидно близкое сходство игры и театрального искусства. Занимаясь с детьми, мы полагаем развитие их творческих способностей средствами театрального искусства. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театр, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Участвуя в игре-драматизации или в кукольном спектакле, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, чувства. Большое и разностороннее влияние этих игр позволяет использовать их как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Ведь во время игры ребенок чувствует себя раскованно, свободно. А для того, чтобы спектакль прошел на должном уровне необходимо работу проводить поэтапно, а еще поэтапная работа имеет огромное значение в коррекционном обучении детей с речевой патологией.

1 этап работы.

Задачи.

1. Познакомить с миром театра, профессией актера.

2. Познакомить с правилами поведения в театре.

3. Видеть и понимать себя, оценивать свои поступки, уметь раскрыть себя, используя изобразительные средства.

Формы работы.

1. Рассказ о театре и профессии актера (что должен уметь актер)

2. Чтение отрывков из произведения Е. Луниной «Тишка – артист».

3. Этюд «Кто такой я».

Предварительная работа

Посещение театра

2 этап работы.

Задачи.

1. Познакомить со сценарием.

2. Учить видеть и понимать характеры героев произведения.

3. Формировать личностное отношение к персонажам сказки.

4. Развивать интерес и любовь к художественной литературе.

5. Продолжать учить видеть и понимать себя, оценивать свои поступки, уметь раскрыть себя.

Формы работы.

1. Чтение содержания сценария.

2. Беседа о характерах персонажей, их повадках, поступках.

3 этап работы.

Задачи.

1. Закрепить знания русской народной сказки «Заяц - хваста».

2. Учить связно и последовательно передавать содержание сказки, используя в речи эпитеты и слова связанные с описанием поведения героев сказки (юркнула, всхлипывая и т. д.) .

3. Учить лепить персонажи сказки «Заюшкина избушка» по выбору, передавая в движении характер героя.

4. Понимать своих сверстников, уметь общаться с ними, смотреть глаза и лицо друг другу.

Формы работы.

1. Пересказ сказки «Заяц - хваста», используя плоскостной театр.

2. Лепка персонажей сказки.

Развивающая театрально – речевая среда

4 этап работы

Задачи.

1. Закрепить знание сказки «Заяц - хваста».

2. Помочь сравнить зайчика из сказки «Заяц - хваста» с зайчиком из других сказок: «Заюшкина избушка» и т. д.

3. Обогатить знания о внешнем виде зайца (зимой и летом) о способах передвижения, питании и повадках.

4. Учить по особенностям жестов и выразительных движений различать определенные состояния животных, возможность передачи информации.

5. Развитие произвольных движений.

Формы работы

1. Частичный пересказ сказки «Заяц - хваста».

2. Рассказ о зайцах, их внешнем виде, повадках, питании.

3. Этюды на имитацию характерных движений животных

«Я как зайка» (лисичка, мишка и т. д.) .

4. Подвижная игра «Знакомство с лисой»

Развивающая театрально – речевая среда

5 этап работы

Задачи.

1. Понимать значение слов «Русская народная сказка», выделять жанровые особенности.

2. Закреплять умение давать точную характеристику героев народных сказок.

3. Подвести к пониманию «мудрости» народных сказок.

4. Заучивание стихов – диалогов и «Небылиц».

Формы работы.

1. Беседа о значении слов «Русская народная сказка».

2. Рассматривание иллюстраций Э. Рачева и Васнецова по русским народным сказкам.

3. Работа над дикцией и полетностью голоса.

6 этап работы

Задачи.

1. Учить внимательно, слушать музыкальные произведения и соотносить характеры героев с музыкой.

2. Закрепить умение по характерным признакам (движениям) узнавать животных.

3. Воспитывать интерес к актерскому мастерству.

4. Передавать в рисунке характерные особенности русского народного костюма.

Формы работы.

1. Слушание музыкальных произведений и беседа по ним.

2. Музыкальная игра «Чувства и музыка».

3. Музыкальное упражнение «Кто я? ».

4. Этюды на имитацию выразительности движений животных.

5. Рисование эскизов костюмов персонажей сказки.

Развивающая театрально – речевая среда.

Прослушивание театральных шумов и отбор их к спектаклю.

7 этап работы

Задачи.

1. Учить правильно, делать паузы, читать текст плавно, размеренным темпом.

2. Запоминать текст, его ритм, выразительность.

3. Дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением и спокойствием, обучить некоторым приемам релаксации.

4. Распределение ролей.

Формы работы.

1. Работа над дыханием, дикцией, темпом, развитием памяти – упражнение «Петрушка».

2. Заучивание скороговорки «33 Егорки»

3. Упражнение на релаксацию "«Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка»

«Тяжелая ваза", "Увядший цветок", "Мяч".

Развивающая театрально – речевая среда

Изготовление театральных костюмов для спектакля с учетом эскизов детей.

8 этап работы

Задачи.

1. Частичные драматические действия, репетиция отдельных сцен.

2. Учить передавать в диалогах настроение героев сказки через интонацию, паузы.

3. Разучивание подвижной игры «заинька маленький»

4. Подбор музыкального сопровождения к эпизодам сказки – сценария

5. Изготовление афиши спектакля.

Формы работы.

1. Этюды по содержанию эпизодов сказки.

2. Работа над языком общения.

Развивающая театрально – речевая среда

9 этап работы

Задачи.

1. Работа над мизансценами: заучивание расположений героев в спектакле (сценах) .

2. Закрепление навыков релаксации.

3. Изготовление пригласительных билетов.

4. Разучивание заключительного хоровода.

Формы работы.

1. Проработка отдельных сцен сказки.

2. Упражнение на релаксацию «Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка».

Развивающая театрально – речевая среда

Выставка работ детей к сценарию сказки

10 этап работы

ПОКАЗ ГОТОВОГО СПЕКТАКЛЯ!

Учебно - тематический план театрализованной деятельности

Наименование темы

Количество часов

Теория (мин)

Практика (мин)

Знакомство с детьми. Что такое театр?

Упражнения на развитие дикции, мимики и жестов.

Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок,стихов

Упражнения на релаксацию"«Шалтай-Болтай», «Винт», «Петрушка»

«Тяжелая ваза", "Увядший цветок", "Мяч"

Этюды "Знакомство", "Встреча", "Угощение".

Игра "Слова-рифмы"

Пальчиковые игры "Печем блины", "Братья", "Замок".

Артикуляционная гимнастика "Маляр", "Качели", "Часы".

Пантомимы "Разговор по телефону", "Варим кашу", "Обед".

Упражнения на развитие мимики и пластики движений "У зеркала", "Настроение".

Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста".

Распределение ролей,

проигрывание сценок по сценарию.

Разучивание и драматизация "Заяц - хваста".

Выступление с театрализацией "Заяц - хваста". (2 раза)

Итого 42 часа

Литература

1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.

Сказка Заяц-хваста

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!

Заяц хваста


На свете жил Зайчишка,

Зайчишка хвастунишка.

Кричал с утра до вечера:

А мне бояться нечего!

Мои не лапы, а лапищи!

Мои не зубы, а зубищи!

Вот зайцам слушать надоело.

Ты, Хваста, брался бы за дело!

Зайчиха Хвасте говорит:

Весь день твой рот лишь и открыт!

Не послушал Заяц маму.

Хваста, да ещё упрямый.

Всё кричал он про усищи,

И лапищи, и Зубищи…

Ворону зайцы вдруг позвали.

Про Хвасту всё ей рассказали.

Забыл Зайчишка про отвагу!

От страха прыгнул под корягу…

-Ворона, тётя, я не буду!

-Как хвастать, навсегда забуду!

-Ты, Хваста, вижу, трусоват,

-Мне отвечай, коль виноват!

Ворона строго так сказала,

За уши Хвасту потрепала.

И отпустила вдруг на волю.

-Смотри, не хвастай ты уж боле!

А время шло, забыли звери.

И снова Зайцу стали верить.

Однажды вдруг случилось горе:

Спала Ворона на заборе.

Схватили тут её собаки!

И начали кусаться в драке!

А Хваста это увидал.

Он сел на горку и сказал:

-А ну-ка, вы меня возьмите!

-Меня сначала догоните!

Собаки вслед во весь опор!

Ворона снова на забор.

А Заяц от собак ушёл.

Потом к Вороне подошёл.

Та на заборе всё сидит

И Зайцу вот что говорит:

-Ты, Заяц, просто молодец!

-Не Хваста вовсе, а Храбрец!

Заяц- хваста

3 июля 2011 - Сергей Прилуцкий

(По мотивам русских народных сказок)

Жил- да был, поживал, один заяц в лесу,

Волка только боялся, а также лису.

Летом было ему хорошо, да привольно.

И еды в это времечко всякой довольно.

А зимой приходилось терпеть.

И чтоб с голоду не умереть

Надо было в деревню бежать

На гумно и овёс воровать.

Как-то помню однажды, не очень давно,

Прибегает к крестьянину он на гумно.

А там зайцев, аж целое стадо!

Всем овса-то крестьянского надо.

Чтоб себя остальным показать,

Заяц наш начал хвастать опять:

- У меня не усы, а усищи,

Не короткие лапы, а лапищи,

Рассказали о хвасте всё тётке- вороне.

Захотелось тогда ей взглянуть на героя.

Разыскала она хвастуна под кокориной.

Что ты скажешь косой в своё оправдание?

Очень он испугался её появления.

Стал просить у вороны прощения.

-Ну, давай-ка, давай, мне рассказывай,

Перед всеми как хвастал, показывай.

- У меня не усы, а усищи,

Не короткие лапы, а лапищи,

Не простые зубишки, а зубищи.

И сильнее меня ни кого здесь не сыщешь.

Потрепала ворона маленько зайчишку:

-Плохо быть вот таким хвастунишкой.

Раз сидела ворона на низком заборе

И попалась собакам на своё горе,

А они и давай её мять.

Ладно заяц успел увидать.

На пригорок, как выскочит к ели,

Чтоб собаки его разглядели.

С визгом, лаем за ним понеслись.

А ворона успела спастись.

Тут проходит какое-то время.

Хвалит зайца ворона пред всеми:

- Вот теперь ты у нас молодец.

И не хваста какой-то, храбрец!

Заяц – хваста

(Авторская сценка- сказка на новый лад) Линченко Наталья Александровна

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть.

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,

Люди к счастью путь находят,

И конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

Наша сказка приглашает

На поляну в лес густой.

Там среди высоких сосен

Стоит домик небольшой.

Заходите, заходите,

Заходите все подряд!

Эта школа, эта школа,

Эта школа- для зверят.

Ведущий:

Жил – был заяц в лесу. И мама у зайца была, и папа был. И все было бы хорошо, да любил заяц прихвастнуть и попроказничать: и в школе, и дома.

Собрались однажды зайцы на футбол идти, а заяц – хваста тут как тут.

Заяц:

- Вот я заяц какой! Веселый и озорной! У меня и «Несквик» есть, и «Стиморол» , и «Дирол». А силы я неслыханной какой! Зубы будут белые, мышцы будут крепкие. А в школу я не пойду, а школу я пропущу! Математику я всегда решу, «5» я всегда получу!

Ведущий:

Посмотрели зайцы, махнули на него лапой и пошли по своим делам. А тетка- ворона тут как тут.

Ворона:

-Ну подожди, косой! Подожмешь ты хвостик свой! К родителям твоим полечу, все им расскажу.

Ведущий:

Выскочил заяц на горочку и сел. Тут к нему зайчата подошли. Помощи попросить решили.

Зайчата:

-Братец, помоги, задачу мне реши!

Заяц:

- Нет, это я не хочу! Я немецкий язык по Иллоне Давыдовой учу!

Зайчата:

-Братец, помоги! Кроссворд нам подскажи!

Заяц:

-О-о-о! Это я не мастак. Я лучше полежу вот так! (лежит на спине, закинув ногу на ногу)

Зайчата:

-Хваста! Лентяй!

Отец-заяц:

-Скажи, сынок,

Ну как ты мог

Так огорчить соседа?!

Его красавец «Мерседес»

На гайки развинтил!

Потом собрал один «Москвич»

И два велосипеда.

Я, кажется, тебя, сынок,

Давно не колотил!

Заяц:

-Пап, пап, все обошлось и ладно.

Пап, пап, мне самому досадно!

Ремень из брюк ты не тяни.

Ой, что ты, па,

Не надо, па,

Ну, папа, извини!

Мама- зайчиха:

-Зачем, скажи, на химию

Ты притащил бензин?!

Стоит вся школа на ушах…

Ну ты наделал шороху!

Я, кажется, тебя, сынок,

Давно не колотила!

Заяц:

-Мам, мам, все обошлось и ладно.

Мам, мам, мне самому досадно!

Директор:

-Моих нет сил!

Ну кто просил

Льва выпускать из клетки?

Щенок трехмесячный его

Чуть за нос не схватил?

Теперь болеет Царь зверей

От стресса пьет таблетки.

Ох, заяц, заяц,

Видно тебя давно никто не колотил!

(Все уходят. Заяц сидит,плачет.)

Заяц:

-Ну что же все кричат?

Ну что же все от меня хотят?

(пауза…)

Наверно, что- то я делаю не так…

Лучше я в школу схожу

У детей- зверей прощения попрошу!

Зайчата:

-То- то же,косой!

Не поднимай свой хвост трубой!

Не зазнавайся, не хитри,

А лучше уроки сиди учи!

Все (хором):

-Учиться всегда пригодится!

Ведущий:

-На лесной полянке

В домике с утра

Идут уроки мира,

Дружбы и добра.

И мы там побывали,

Зверюшек повидали.

Нашей сказочке конец,

А кто слушал – молодец!

«Любите ли вы театр так же, как люблю его я?», — эти слова великого Евгения Багратионовича Вахтангова должны быть лейтмотивом работы и творчества педагога, занимающегося театральной деятельностью в детском саду.

Театральная деятельность в детском саду – это настоящий клад для тех, кто хочет видеть детей творческими, свободными, умеющими говорить и слышать других, свободно двигаться, чувствуя при этом окружающих людей.

Всё это дают детям занятия театральной деятельностью в детском саду. Главное — выбрать именно те направления среди занятий театральной деятельностью, которые больше всего подходят именно вашим детям. Для этого можно провести первоначальную диагностику качеств личности детей, которые требуют дополнительного развития: двигательная активность, движения рук, речь, эмоциональный интеллект и т. п.

Всё, что окружает, — воспитывает и развивает

Для занятия театральной деятельностью в детском саду необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Это важное условие для развития эмоционального интеллекта детей – умения понимать свои эмоции и управлять ими.

Театральная деятельность в детском саду должна осуществляться не только организованно, но и быть возможностью для свободного выбора детей. Поэтому пространственная среда для её осуществления должна строиться не только комплексно – место для занятия кукольным театром, так называемые «уголки ряжения» с карнавальными костюмами, аксессуарами для театра; «сцена» для театральных представлений; но иметь гибкий формат, чтобы разные зоны можно было трансформировать и чтобы они не пересекались друг с другом. Такой принцип обустройства среды позволяет детям заниматься театральной деятельностью, не мешая друг другу.

Свободные театральные деятели

Театральная деятельность в детском саду должна быть деятельностью свободной. Это, конечно, требует от педагога значительных усилий в плане того, что он должен предложить детям различные варианты театральной деятельности. Это может быть и актёрская деятельность, и художественная – по подготовке декораций спектакля. Можно предложить детям просто поиграть в театральные игры, а можно написать вместе с ними короткую сказку или сценку для того, чтобы поставить её на сцене.

Для детей, которые любят заниматься прикладным творчеством, воспитатель может предоставить возможность создать театральную куклу своими руками . Куклы могут быть сделаны из картона, с ручками и ножками на шарнирах; из новых носков: в этом случае часть носка с резинкой надевается на руку, а та часть, где обычно бывает стопа, превращается в голову персонажа и оформляется соответствующим образом. Кукол делают и из перчаток, и из варежек…

Простор для фантазии – необъятный! Практически всё, что попадёт в руки творческому воспитателю, можно превратить в театральную куклу. Главное — обладать хорошим вкусом и творческим мышлением.

Занятия театральной деятельностью в детском саду предполагают и ещё одно направление, которое, на первый взгляд, казалось бы, не относится ко всему тому, о чём мы говорили ранее. Но то, о чём мы сейчас поговорим, может считаться основой всей театральной деятельности ребёнка не только в детском саду, но на протяжении всей его дальнейшей жизни. Мы имеем в виду деятельность ребёнка в театре в качестве зрителя!

Я зритель

Согласитесь, быть зрителем ребёнка тоже надо учить. Начав, буквально, с вешалки. Умение вести себя в непривычной обстановке, особенно, если попал туда впервые, редко является врождённой особенностью современного детсадовца. Поэтому перед первым посещением театра можно провести сюжетно-ролевую игру «Мы в театре» . Все моменты, которые ждут малышей в этом чудесном жилище Мельпомены, надо отыграть – на себе или на куклах. Можно загадать детям загадки, имеющие ответом правила поведения в театре. Можно написать самим или найти уже готовую сценку о том, как правильно воспитанные, культурные, интеллигентные люди ведут себя в театре. Да и не только в театре, но в других местах, где они не одни. Это будет очень необходимый опыт, так как практика показывает, что редкие дети в состоянии правильно реагировать, например, на открытые двери. Они, как правило, встают непосредственно в дверной проём, тем самым лишая всех остальных возможности проникнуть куда-либо через него.

Особенность эта остаётся у детей, скорее всего, с младшего дошкольного возраста, когда ребёнок как раз и хочет, чтобы все на него «натыкались». Таким образом, он пытается обратить на себя внимание, напомнить о себе и получить от взрослых столь нужный ему отклик на своё присутствие, неважно даже, положительный или нет. Но ребёнок растёт, и, согласитесь, остаточные признаки поведения двух-трёхлетних детей в пять-шесть-семь лет уже не являются нормой. Если ребёнок не может развиться самостоятельно, надо ему помогать.

Занятия театральной деятельностью в детском саду очень хорошо подойдут для того, чтобы привить детям навык адекватного взаимоотношения с внешней действительностью – умения видеть и чувствовать окружающий мир. Театральные занятия помогут вам объяснить детям: для того, чтобы тебя заметили, совсем необязательно вставать так, чтобы на тебя натыкались. При этом ты будешь мешать выполнению целей и задач других людей: они не смогут войти в двери, выйти из автобуса, если ты стоишь в дверях, не собираясь выходить. Как показывает практика, редкие дети могут понять это самостоятельно. Научите их! И предложите альтернативу обращения на себя внимания: участие в качестве актёра в театральном спектакле.

Я театральный критик!

Театральная деятельность в качестве зрителя может плавно перетечь в деятельность театрального критика. Так для тех, кто не хочет быть актёром или художником тоже предоставляется шанс поучаствовать в театральной деятельности в детском саду. Согласитесь, не часто можно услышать о таких экспериментах, как написание отзывов о спектаклях от дошкольниках. А тем не менее, деятельность эта вполне реальна.

Спрашивайте детей и записывайте их ответы:

— О чём они видели спектакль? С какими героями спектакля они бы хотели подружиться? Какие поступки главного героя им понравились? А не понравились? Почему? А как бы поступили они в аналогичном случае?

— Какими был герои в начале спектакля и какими стали в конце? Кто, кроме артистов, занят в спектакле? (Загляните в программку, выберите, например, художника.)

— Какие костюмы и декорации спектакля запомнились, и почему они именно такие?

— Как влияли костюмы и музыка на восприятие спектакля? Как, по их мнению, правильно ли назван спектакль, или его можно было бы назвать как-то по-другому? Как?

После этого все впечатления можно нарисовать. И опубликовать в специальном детсадовском театральном журнале-альманахе. Или в стенгазете на стенде.

А ещё можно придумать афишу к спектаклю. И сделать своими руками подарок понравившемуся герою и передать его в театр.

Театральная деятельность как способ формирования механизмов саморегуляции самоосознания

У дошкольников ещё присутствует недостаток саморегуляции, несформированность механизмов самосознания. Поэтому-то маленькие дети иногда не могут отличить свои фантазии от реальности, а взрослые думают, что дети просто врут. Это доставляет всем много трудностей. Театральная деятельность в детском саду помогает научить ребёнка различать эти процессы. Участие в театральной деятельности в детском саду даёт ребёнку неограниченные возможности для фантазирования . При этом он чётко видит: это происходит на сцене, а значит, не в реальности.

Театральная деятельность в детском саду поможет развить у детей умение согласовывать свои действия с другими детьми, регулируя своё поведение, свои действия . Пластические игры и упражнения обеспечат развитие естественных психомоторных способностей, умение ориентироваться в пространстве.

Упражнения на развитие речи не только помогают ребёнку развивать речевые способности, но и формируют у него умение общаться с людьми в разных ситуациях, умение пользоваться разнообразными жестами и интонациями, выражающими основные чувства. Театрализованная деятельность в детском саду — важнейшее средство развития эмпатии . Дети учатся распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.

И, конечно же, эффект от театральной деятельности в детском саду вырастет в несколько раз, если к этой деятельности будут привлечены родители дошкольников. Проведите тематическое родительское собрание, совместный выход в театр. Попросите и родителей написать отзывы о спектакле. Поставьте совместный спектакль! Трудно переоценить те результаты, которые будут получены при правильно организованной подобной театральной деятельности.

Ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты!

Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее).

Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Вообще театрализованная деятельность в детском саду помогает детишкам преодолевать застенчивость, робость и неуверенность в себе. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей.

Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:

  • Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
  • Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
  • Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
  • Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
  • Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.

Театр в детском саду

Что называют творческой деятельностью и развитием творческого таланта? Это составная деталь духовных и социально-экономических направлений нынешнего общественного устройства.

Вообще слово «творчество» в народе означает разыскивать, показывать нечто такое, чего не было в прошлом опыте, общественном и индивидуальном. Творческая деятельность обычно рождает нечто небывалое. Это независимое искусство по созданию новых продуктов, которые несут в себе отражение личностного «я».

Известно, что творчество - это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной.

Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н.Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Упражнения

А вы знаете, что упражнения на развитие речи, голоса и дыхания модернизируют речевой аппарат малыша. Если он выполняет игровое задание в образе животного либо сказочного персонажа, он сможет лучше владеть своим телом, изучит пластику движений. Необходимо отметить, что спектакли и театральные игры дают возможность детям погрузиться в мир фантазии, учат оценивать и замечать свои и чужие промахи. И они это делают с большим интересом и лёгкостью.

Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание.

Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

  • Активизирует познавательный интерес малышей.
  • Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
  • Ликвидирует скованность и зажатость.
  • Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
  • Учит координировать свои поступки с другими малышами.
  • Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
  • Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
  • Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
  • Развивает музыкальность и пластику.
  • Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
  • Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
  • Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
  • Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
  • Пополняет словарный запас.
  • Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
  • Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
  • Знакомит с создателями спектакля.
  • Знакомит с театральной терминологией.
  • Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
  • Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Малыши и театр

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада вводит ребёнка в мир театра, и он распознаёт что такое сказочное волшебство. Речь является основой психического воспитания малышей, поэтому важнейшей задачей процесса образования называют развитие речи. Как правило, для развития речи используют театральные представления.

Вообще возможности театральной деятельности бесконечны. Принимая в ней участие, малыши изучают окружающий мир через краски, образы, звуки, а умело заданные вопросы вынуждают их анализировать, думать, делать обобщения и выводы.

С формированием ума совершенствование речи весьма тесно связано. В процессе работы над собственными высказываниями выразительностью реплик героев постепенно активизируется словарь малыша, модернизируется интонационный строй речи, её звуковая культура.

Чем же так интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок ставят детей перед необходимостью понятно, ясно и чётко излагать свои мысли. Исполняемая роль, как правило, и вступление с иным персонажем в диалог улучшают грамматический строй диалогической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства - умение проявлять доброту, протест против кривды, участие.

Развитие в детском саду

Безусловно, в театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений.

Вообще театральные занятия состоят из:

  • Просмотра кукольных спектаклей и их обсуждения.
  • Разыгрывания различных сказок и инсценировок.
  • Упражнений по формированию выразительности исполнения (невербальной и вербальной).
  • Упражнений по социально-эмоциональному развитию малышей.

Именно поэтому содержание таких занятий не только знакомит с текстом сказки и какого-либо литературного творения, но и с жестами, движением, мимикой, костюмами.

Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах.

Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей.

Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.

Коммуникативные умения

Вы когда-нибудь изучали отчёт по театрализованной деятельности в детском саду? Нет? Он содержит много полезной информации. К примеру, из таких документов можно узнать, что сегодня наиболее актуально формирование коммуникативного престижа, который является главным показателем развития личностных качеств малыша.

Вообще коммуникативный престиж состоит из комплекса умений, которые определяют желание дошкольника контактировать с людьми. Сюда также входит умение создавать диалог, способность общаться для планирования совместной активности, умение контактировать с помощью невербальных средств (жестов, мимики), проявление доброжелательности к партнёрам.

На данный момент очень остро стоит вопрос развития коммуникативных умений у малышей. Ведь от лёгкости общения малыша с людьми зависит скорость его развития, отношение к людям, его самоощущения.

Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает развитие у малышей коммуникативных умений. Для достижения такой цели нужно создавать среду, в которой каждый ребёнок смог бы передавать свои эмоции, желания, чувства и взгляды, причем как публично, так и в простом разговоре. Здесь малыши не должны стесняться слушателей.

Колоссальную помощь в этом оказывает театр, который объединяет детишек общей идеей, переживаниями. Происходит сплочение ребятишек на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, творчество и индивидуальность.

В процессе театральной деятельности и подготовки к ней малыши начинают сотрудничать между собой, стремиться к общению со сверстниками, развивают коммуникативные умения.

Сказкотерапия

Чем же ещё интересна театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии сказок отличаются здесь неким волшебством и неординарностью. Вообще сказкотерапию называют одним из способов, формирующих творческие способности. Она славится многовековой историей, но такое наименование ей присвоили совсем недавно.

Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания.

С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей.

Задачи сказкотерапии

Если заглянуть в отчёт по театрализованной деятельности в детском саду, можно прочесть там много интересных вещей. К примеру, задачи сказкотерапии:

  1. Развивают речь малышей с помощью: рассказывания сказок от третьего лица, их пересказывания, группового повествования легенд, повествования их по кругу, постановки сказок с помощью кукол, анализа сказок, сочинения сказок.
  2. Выявляют и поддерживают творческие способности.
  3. Снижают уровень тревожности и агрессивности.
  4. Развивают умение осиливать страхи и препятствия.
  5. Формируют навыки плодотворного выражения эмоций.

Театрализованная деятельность детей в детском саду начинается с волшебной физкультминутки. Далее следует волшебная каша на завтрак. Воспитатели с малышами стремятся весь день провести в добром сказочном климате.

На занятия к детишкам приходят различные герои сказок, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте.

Слушая сказку, малыш изучает философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. Причём, все процессы осмысливания протекают на символическо-бессознательном уровне.

Малыш учится рассказывать, творчески мыслить, пересказывать, а далее совершает внушительный прыжок в развитии, который будет влиять на формирование личности.

Виды сказок

Известно, что в сказкотерапии применяются следующие виды сказок:

  1. Художественная либо народная сказка. Данный вид оказывает нравственно-духовное воспитание, взращивает чувства долга, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия и так далее. Например, в сказке «Репка» ярко отражена поддержка и помощь среди людей, без которых одному человеку достигнуть высокой цели невозможно.
  2. Развивающая и обучающая сказка расширяет знания малыша о нашей планете, принципах поведения в разных жизненных ситуациях. В основном это сказки, в которых цифры и буквы одушевлены.
  3. Диагностические повествования помогают определять характер малыша, выявляют его отношение к миру. К примеру, если девочке нравятся сказки, где главным героем выступает трусливый зайка, то можно подумать, что она весьма спокойная, застенчивая и, возможно, пугливая.
  4. Психологические легенды учат малыша бороться со своими страхами и неудачами. Вместе с героем он обретает уверенность в своих силах.
  5. Медитативные сказки создают атмосферу позитива, комфорта, спокойствия, расслабления, возбуждения и снятия напряжения. У этой категории сказок отсутствуют злые герои, конфликтные ситуации и вечная борьба со злом.

Организация детской сказкотерапии

Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов. Сперва малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

Существует такая известная писательница Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду - её любимая тема. Она написала книгу, раскрывающую множество вопросов в этой области. Фактически, это методическое пособие, предназначенное для педагогов образовательных дошкольных учреждений. Оно содержит игры и упражнения, развивающие пластику и мимику, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики. В книге также представлены разработки игр, сказок и праздников.

Чему ещё учит малышей театрализованная деятельность в детском саду? Кружковая работа в этой сфере очень сложная, но интересная. Преподаватели следят за тем, чтобы содержание сказок было понятно малышам, чтобы оно соответствовало их возрасту. Они инсценируют вместе с детьми то, что прочитали, делают оценку, с помощью интонации выражают своё мнение.

Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

Предметная среда

Что ещё может преподнести малышам театрализованная деятельность в детском саду? Сценарии с волшебными приключениями, театральные уголки, настольные театры и заколдованные замки - этот набор атрибутов знаком педагогам издавна. Они нужны для создания развивающей предметной среды.

Что собой представляют театральные уголки? Здесь подбирают весьма многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы преподаватели создают своими руками, некоторые приобретают, а некоторые детскому саду дарят родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду также влияет на развитие малышей. Музыка всегда сопровождает спектакли, в которых ребятишки с помощью масок драматизируют и инсценируют русские народные сказки «Репка», «Колобок» и другие. Представления создаются с помощью настольного, варежкового и кукольного театра. Дети всегда с огромным удовольствием, эмоционально репетируют свои роли.

Малыши в играх используют пальчиковый, плоскостной и магнитный театр, инсценируя сказки, совершенствуя диалогическую речь, развивая умение внимательно наблюдать за процессом. У подрастающего поколения развивается воображение и творческое мышление.

В детских садах есть волшебные замки, где живут добрые герои и ковры-самолёты, на которых педагоги вместе с воспитанниками путешествуют по сказкам. Необходимо отметить, что малышам очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр.

Надеемся, данная статья поможет вам понять, что театр является обязательной составляющей воспитания подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»