Жестокость подростков: причины и профилактика. Трудный подросток

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

«Детская жестокость, причины и профилактика»

Выступила: Шмырева Людмила Александровна

Форма проведения : круглый стол

Участники : замещающие родители

Проблема подростковой жестокости становится одной из самых
актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей.
Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой.

К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.

Целенаправленная - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и педагогам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).

У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников, или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимают устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути он/она зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

Жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

4.Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

Влияние сверстников

Еще одна из причин жестокости – друзья. Дети копируют поведение друг друга, посему влияние более сильного духом ребенка может сказаться на поведении. И не всегда это бывает хороший пример. Для того чтобы избежать такой ситуации, следует больше времени уделять своему ребенку и понять его интересы.

Родители могут записать ребенка в секцию, которая его интересует, где у него появятся новые друзья и более положительные примеры для подражания.

Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.

Мы говорили в предыдущих слайдах о подростковой жестокости, но давайте каждый из нас задаст себе вопрос, откуда берется жестокость у детей? И я думаю, что вы со мной согласитесь, что проявление жестокости мы наблюдаем с вами у детей с раннего возраста.

У детей в дошкольном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:

- Любопытство и непонимание .

Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки . Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.

- Подражательство.

Малыши изучают не только окружающий мир, а еще разные модели поведения, дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр.

- Компенсация и месть .

Часто взрослые замечают, что ребенок «наказывает» свои игрушки. Он ругает их за те или иные «поступки» либо черты характера, может применять к ним физическое наказание. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему или так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками.

- Протест.

Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей.

- Желание быть как все.

Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все.

- Семейная модель поведения .

В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения.

- Выброс энергии.

У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Если вы замечается у своего ребенка такую тенденцию, запишите его на занятия в бассейне или тенниса.

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей. Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом. Но как бы, ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

(Просмотр видеоролика «Чучело»)

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

С раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире.

Показывайте пример своим поведением. Родители – единственный бесспорный авторитет.

Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.

Рассказывайте ему о животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг.

Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других.

Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя (спорт, игры, творчество и другое).

Показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте детскую музыку.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!»

Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность

жестокостью.

Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Сочиняйте сказки сами вместе с ребенком.

Формируйте способность к сочувствию и сопереживанию.

В семье должны прекратиться физические наказания.

Корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем

занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время

просмотра телевизора и компьютерных игр.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не

оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в

собственной несостоятельности и беспомощности.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет

дать выход накопившейся энергии и получит возможность

самоутвердиться и чего-то достичь.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, редко бывают жестокими.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего, нужно успокоится, не паниковать и не выискивать в ребёнке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить её без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребёнка – это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

Не игнорировать . Не закрывать глаза на жестокость ребёнка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребёнка могут стать необратимыми.

Выяснить причину . Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и отстранить.

Дать негативную оценку. Застав ребёнка на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

Педагогически наказать. Каждое недопустимое действие ребёнка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогические оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного. Вид наказания выбирается от тяжести проступка.

Проанализировать стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребёнка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлениями агрессии.

Уделить достаточно внимания. Ребёнку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы, быть родителями такого замечательного ребёнка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребёнку просто необходимы мнение или совет родителей.

Объяснять. Маленький ребёнок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно всё объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

Хвалить. Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребёнка. Это сформирует у него чёткое представление о том, что быть добрым, чутким – хорошо, а жестоким, злым – плохо.

Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом. Иногда ребёнку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксёрской грушей; скомкать, выбросить, разорвать, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев.

Набраться терпения. Детская жестокость – проблема серьёзная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребёнок поймёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Список используемой литературы

    Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

    Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

    Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

    Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

    Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

    Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

    Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

    Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

Многие дети начинают проявлять агрессию еще в раннем возрасте, и обнаруживая попускательское отношение взрослых, продолжают развивать в себе эту черту. Из-за чего же в обществе появляются жестокие подростки, и можно ли как-то бороться с их агрессией?

Влияние семьи на зарождение подростковой жестокости

Жестокость подростков может зарождаться сразу по нескольким причинам, и негативное воздействие здесь оказывают как сами родители, так и окружение школьника.

Так, например, одной из основных причин подобной агрессии психологи называют равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В подростковом возрасте школьник испытывает серьезное психологическое и эмоциональное давление, поэтому ему требуется поддержка близких людей. Однако, поглощенные карьерой и личными проблемами родители, порой игнорируют интересы своего чада. Не получив достойную поддержку и помощь, школьник замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в реальную жизнь в виде вспышек необъяснимой агрессии. Причем жестокость ребенка порой проявляется не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе.

Еще одна причина жестокого поведения подростков по отношению к окружающим — негативное влияние среды, в которой ему приходится жить. Зачастую в семьях, где один из родителей страдает некой формой зависимости (алкогольной или наркотической), дети вырастают агрессивными и жестокими. Разумеется, это не касается каждого ребенка, вышедшего из неблагополучной среды, но негативный пример взрослых в любом случае оказывает то или иное негативное влияние на психику ребенка. Стараясь показать свое безразличие к сложившейся в семье ситуации, ребенок все чаще и чаще проявляет агрессивность к тем детям, которым больше повезло в плане семейного благополучия.

Агрессию ребенок может перенять и непосредственно от самих родителей. Если глава семьи часто занимается рукоприкладством, это становится серьезной причиной для зарождения жестокости в сердце подростка. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, да и поведение школьника станет еще более вопиющим. Именно поэтому при наличии стимулов для развития жестокости, исходящих из семьи, ребенку стоит как можно быстрее обратиться к психологу. Профессиональная помощь поможет справиться с личностным кризисом, подавив чрезмерную агрессию.

Влияние круга общения на зарождение подростковой жестокости

Подростковая жестокость порой никак не связана с положением в семье. Часто случается так, что абсолютно благополучная ячейка общества выпускает в мир жестокого и крайне агрессивного подростка. Поведение школьника может измениться буквально за несколько недель: еще вчера ребенок казался послушным и ласковым, а сейчас никак не реагирует на ласку взрослых, проявляя невероятную агрессию.

В таких ситуациях проблема обычно кроется в изменении круга общения. Если школьник начал общаться не с самыми порядочными сверстниками, то он немедленно начнет перенимать их повадки. Иногда даже самые порядочные дети, попав в дурную компанию начинают проявлять жестокость по отношению к окружающим, учителям и родителям.

Еще одна причина зарождения подростковой жестокости — желание избавиться от прежнего имиджа. Иногда дети, которых обижают в классе и подвергают насмешкам, превращаются в настоящих агрессоров и диктаторов с глубокой внутренней травмой. Им необходима срочная помощь специалистов, а иначе модель поведения будет ухудшаться с каждым днем, что может в итоге привести к крайне негативным подростковым изменениям. Иногда такие забитые дети превращаются в беспощадных садистов по одной-единственной причине: они никогда не видели жалости со стороны окружающих.

Зачастую агрессия ребенка зарождается из-за конфликтов с преподавателями или первых неудач в любви. Детская психика, сформировавшаяся не до конца, оказывается неготовой к подобным ударам судьбы. В результате, агрессия оказывается лишь средством борьбы со своими комплексами. Если проблема продолжает развиваться, то общее поведение школьника ухудшается, а его агрессия по отношению к окружающим возрастает.

Прочие стимулы зарождения детской жестокости

Конечно,бывают случаи, когда детская жестокость начинает зарождаться в раннем возрасте, еще до поступления в школу, но такие случаи крайне редки и связаны с серьезными нарушениями психики. Чаще всего жестокость и агрессия, как черты детского характера, появляются именно в подростковом возрасте. Связано это с элементарными внутренними перестройками организма. Ребенок изменяется в психологическом и физиологическом смысле, что оборачивается комплексами и постоянными депрессиями. Дети внезапно сталкиваются со взрослым миром и приспосабливаются к нему при помощи повышенной и порой необоснованной жестокости.

Постоянные гормональные скачки приводят к тому, что дети буквально не способы контролировать приступы ярости, а это оборачивается проблемами в семье, недопониманием со стороны друзей.

Сейчас довольно часто психологи рассуждают на тему того, как современная культура влияет на увеличение уровня жестокости у подростков. Многие фильмы изобилуют откровенными и агрессивными сценами, а ролевыми моделями для детей становятся далеко не самые позитивные музыканты и актеры с порой неадекватным поведением. В результате, ровняясь на любимых персонажей из фильмов или на реальных актеров с неадекватным поведением, дети порой перенимают их привычки и нюансы поведения в обществе.

Сильно влияют на подростков и современные компьютерные игры. Их чрезмерная жестокость и гиперболизированная активность заставляет детей все время чувствовать напряжение и злость. Изучая этот вопрос, психологи неоднократно доказывали, что большая любовь к компьютерным играм и взрослым, агрессивным фильмам приводит к нарушениям в поведении ребенка. Подростки буквально не могут контролировать свою жестокость, что оборачивается плачевными результатами в плане их нормальной социализации.

Первые признаки зародившейся агрессивности заметить несложно: ребенок начинает хуже учиться, он уже не так охотно выполняет домашние задания и грубит родителям. Авторитет старших не кажется подростку непререкаемым, и это сказывается на общей модели поведения. Однако взрослые часто игнорируют эти первые признаки зарождающейся агрессии, списывая их на подростковый кризис. Именно поэтому жестокость, уже зародившаяся в сердце ребенка, продолжает развиваться беспрепятственно. Если сейчас взрослые не начнут заботиться о будущем психологическом состоянии младшего члена семьи, предотвратить его моральное разложение в будущем будет уже невозможно.

Намного проще бороться с детской жестокостью в том случае, если между ребенком и родителям воцарились доверительные, близкие отношения. В таком случае, маме и папе стоит поговорить с подростком, объяснить, что его поведение ранит окружающих и доставляет им много неудобств. На ранних этапах развития проблемы, подобная беседа еще может помочь.

Если же отношения между ребенком и взрослыми оставляют желать лучшего, придется обращаться к помощи профессионалов. Психологи знают, как аккуратно воздействовать на ролевые модели подростка, в корне изменяя его повседневное поведение. Постоянные беседы с подростком в итоге приведут к тому, что он откажется от беспочвенной жестокости и агрессии.

Зачастую зарождение данной проблемы связано с появлением чувств, которые раньше подростку были незнакомы. Так, например, если в семье появляется второй малыш, школьник может испытывать жгучую ревность, которая и выльется в повышенную жестокость. Выявив причину зародившейся проблемы, взрослым нужно постараться сделать старшего ребенка важной частью жизни младшего. Как только подросток осознает, что родители его все также любят и уважают, его чрезмерная агрессия сойдет на нет.

Зачастую из-за собственной занятости родители даже не стараются контролировать интересы своего чада не пытаются разговаривать с ним, вводя лишь беспочвенные ограничения. Не стоит забывать, что в подростковом возрасте дети стремятся к независимости, они всеми силами стараются доказать свою состоятельность, как личности. Вводя постоянные ограничения, взрослые добьются лишь того, что поведение ребенка продолжит ухудшаться. Чрезмерное давление со стороны окружающих выльется в настоящую волну ярости, справиться с которой порой бывает невозможно. Именно поэтому действовать нужно осторожно, день за днем доказывая ребенку свою любовь и стремление поддержать его.

Постепенно, по мере взросления, агрессия будет уходить на второй план, собственно, как и жестокость. Справиться самостоятельно с подобными внутренними демонами подростку бывает крайне сложно, поэтому замечательно, если рядом с ним окажутся понимающие родители, готовые поддержать в любой, даже самой спорной ситуации. Без соответствующего внимания к проблемами младшего члена семьи, его жестокость продолжит прогрессировать.

Детская агрессия — настоящий бич современного общества, и бороться с этой проблемой крайне сложно, особенно, если родители ребенка не заинтересованы в помощи ему. В возрасте 14-17 лет подростку требуется дополнительное внимание со стороны близких, и без него ребенок просто замкнется в себе, а уровень его жестокости будет расти день ото дня, ухудшая отношения и со взрослыми, и со сверстниками.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ю.В. Мазеина, ассистент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Ю.А. Булыгина, студентка 3002 группы факультета истории и права ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика Аннотация. Статья посвящена проблеме детской жестокости. Выявлены причины и факторы ее возникновения. Также предложены пути решения данной проблемы. Ключевые слова: жестокость, подростки, школа, семья, государство Проблема подростковой жестокости становится одной из самых актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей. Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой . По мнению психологов и социологов, к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: - курение, употребление спиртного, наркотических веществ; - прогул школьных занятий; - вступление в неформальные субкультуры; - дружба с правонарушителями и преступниками; - импульсивность, раздражительность, конфликтность. 1

2 Существует много факторов, провоцирующих агрессивное поведение подростков. В первую очередь это внутрисемейные отношения и процесс семейного воспитания. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители, уделяют им мало внимания. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение . Не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Слабость института брака в современном обществе, здорового понимания полной семьи, привело к увеличению количества разводов, неполных семей и сыграло свою критическую роль в появлении подростков, которые не научены брать ответственность за свои поступки. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми . Но даже благополучная семья не гарантия того, что подросток не будет чувствовать вседозволенность. Например, упорное замалчивание и нежелание руководства учебных заведений признать, что в школе существует проблема детской агрессии, и уж тем более, заниматься этим, ставя под сомнение компетентность учителей и классных руководителей в возможности хоть каким-то образом контролировать подростковую агрессию и жестокость . Кроме того, общество само диктует жестокое поведение, показывает примеры через СМИ. Дети и подростки находятся в таком положении, что они не понимают как себя вести, так как в образовательных учреждениях им говорят о социальных нормах поведения, но в реальной жизни они видят 2

3 совершенно другое. Нестабильность и несправедливость в обществе, распространение компьютерных игр и кинофильмов, где герои решают все проблемы исключительно с позиции силы всё это приводит к тому, что подростки считают агрессивное поведение нормой . Таким образом, на проявление агрессии подростков влияют: - семейные отношения, воспитание; - недобросовестность сотрудников образовательных учреждений; - общество, СМИ; - неформальные объединения; - отсутствие духовных ценностей. По словам психолога Е.Третьяковой, современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей . С целью психологической поддержки и социальной адаптации трудных подростков, склонных к агрессивному поведению необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у молодежи новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к старшим поколениям, сверстникам, самому себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации . Особое внимание должно уделяться подросткам из неблагополучных семей. Самое главное, для таких детей найти любимое дело, поэтому важно, чтобы психологи и педагоги направляли и заинтересовывали подростка. Реализация творческих возможностей, повышение нравственности - самые значимые задачи в процессе обучения. Важно показать подростку, что мир не только не справедлив, жесток и полон агрессии и злобы, он может быть со всем другим, главное вовремя выбрать нужное направление и стремиться сделать свою жизнь полной ярких 3

4 красок и больших побед. Использование произведений искусства, приемов и методов артпедагогики в работе с подростками может сделать ее более результативной. Также важно, чтобы подростки с уважением относились к вере и к Православной церкви. Ведь церковь не осуждает подростков за их поступки, а помогает встать на путь исправления и раскаяния. Большое внимание должно уделяться чтению. Необходимо создание библиотек, в которых собраны книги для всех возрастных категорий детей, пребывающих в заведении. Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. В школах и детских домах должны постоянно осуществляться подписки на детские периодические издания. Так, в Европе малолетних нарушителей обязывают читать книги. В немецком городе Фульда уже более года существует проект «Читать вместо...». Трудные подростки в добровольно-принудительном порядке знакомятся с современной литературой. Участников программы отбирает судья Кристоф Мангельсдорф. В списке литературы произведения, написанные молодежным сленгом. Речь в них о подростках, столкнувшихся с половыми преступлениями, наркотиками, алкоголем и моббингом (групповой травлей одного школьника остальными, как правило, если тот чем-то выделяется) . Отдушиной для многих подростков является спорт. Но и здесь есть большое количество проблем. В основном для игр и спорта отведены небольшие асфальтированные площадки, огороженные со всех сторон. Лишь в некоторых детских учреждениях есть тренажерные залы. Итак, особое внимание в работе с трудными подростками должно уделяться: - психологической поддержке; - артпедагогике; - спорту; 4

5 - чтению; - вере, нравственному воспитанию. Таким образом, важно использовать широкий комплекс мер по воспитанию и развитию личности подростков, начиная от семьи, заканчивая образовательными учреждениями, не забывая при этом и о духовных ценностях . ЛИТЕРАТУРА 1. Гусев, А. Подростковая жестокость: причины возникновения и увеличения её уровня. Что может предложить современное христианство в ответ на этот вызов современности? // РОСХВЕ, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 2. Детская и подростковая жестокость // Сплетник. [Электронный ресурс]url: okost (дата обращения:) «я»: семейная статистика. Институт брака. // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Комитет по вопросам семьи и женщин. [Электронный ресурс]url: (дата обращения:). 4. Синенко, Л. Дети-звери. // Всё, что нужно знать женщине, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 5. Яковлева, И. Добро откликнется добром. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 6. Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 5

6 7. «Шекспир в суде», или: Как перевоспитать трудного подростка. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения:). 6


Родительский лекторий на 2014-2015 г Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов 3» Программа профилактики насилия над детьми и преступлений против половой

ПЛАН работы по правовому воспитанию, работе с учащимися группы «риска», «трудными» учащимися на 2013-2014 учебный год Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения

Направления и формы работыс родителя МОУ СШ 2 1. Изучение семьи учащихся Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи,

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Подростковая жестокость это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ по педагогике магистров на 2016 г. по каф. общей и социальной педагогики 1. Формирование готовности студентов к работе с детьми группы риска средствами

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 6 Л.А. Култышева 2013г. ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК» МБОУ СОШ 6 на 2013-2016 гг. Составитель программы:

Содержание работы Форма работы Сроки Ответственные 1. Диагностическая 2. Профилактическая Подготовка к проведению социально-психологического тестирования обучающихся. Организация педагогических советов,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕВЕК» Рассмотрено на педагогическом совете 23.05.2016 г., протокол 10 Утверждено приказом директора МБОУ Центр образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа Программа работы с родителями «Семья» Павловск 2014г. Введение В условиях радикальных изменений всех

Утверждаю Директор МАОУ «СОШ 32 им. Г.А.Сборщикова» А.М.Гликсон План работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних на 2014-2015 учебный год Цель: воспитание законопослушной

Пояснительная записка Как говорится в Законе РФ «Об образовании» семья играет приоритетную роль в воспитании детей. Образовательное учреждение всегда остается одним из социальных институтов, обеспечивающих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4» г.печора ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ СОДЕРЖИТ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ

Психолого-педагогические условия реализации ООП ФГОС ООО Данилова Марина Владимировна, педагог-психолог СОШ 44 «Сопровождать» следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или

Аннотация основной образовательной программы по специальности 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения Квалификация выпускника Специалист Форма обучения очная Нормативный срок освоения основной

Управление образования администрации Красногорского района Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 5 г. Красногорска Сюрин С.Н. МЕТОДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И НАСИЛИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ П. П. Лунев, психолог БУ ХМАО Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут; Н. В. Тынкевич, воспитатель стационарного отделения

Профилактическая программа «Все цвета, кроме чёрного» (УМК «Все цвета, кроме чёрного»: методическое пособие для учителя М.: Просвещение, 2006) Сроки реализации программы: 2009-2019 Продолжительность усвоения

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Выполнили: педагог- психолог Маслина Н.А. социальный педагог Веретенникова Е.С. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Татищево» Девиантное поведение- это устойчивое поведение

Воспитательная работа проводится на основе годового плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, методических объединений. Отчеты классных руководителей и обмен опытом заслушиваются

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

22. Детское движение как средство формирования социальной активности подростков. 23. Педагогические условия развития двигательной активности дошкольника. 24. Особенности проявления творческой личности

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ. 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ N п/п Мероприятия Исполнители

Тематическое планирование классных по программе «Толерантность» 1 класс 1. Кто я? Какие мы? 1 2. О человеческом счастье. 1 3. Человек кузнец своего счастья. 1 4. Что такое «хорошо» и что такое 1 «плохо»?

Календарно-тематический план педагога-психолога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 59» г.курска Гришаевой Т.Н. на 2014/2015 учебный год Тема: Цели: 1.Психологическая диагностика уровня потенциального

Содержание 1. Общие положения...стр. 3 2. Основные цели и задачи....стр. 3 3. Организация деятельности по постановке на внутренний контроль или снятию с контроля..стр. 4 4.Основания для постановки на внутренний

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Отчёт об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МКОУ «Таловская СОШ» 2015-2016уч. год Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед

Суицид причины, выявление, профилактика Мария Николаевна Прозорова к.п.н., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами Суицид осознанный акт устранения из жизни

Педагогика и психология 1 А.А. Михайловский Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи в процессе ее социального закаливания. Проблема профилактики употребления психоактивных

Шихамирова Б.А к.п.н., доцентент, Рамазанова Э.Г. 2 к. ФСПиП ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Shihamirova BA Ph.D., Associate Professor, Ramazanov EG 2 k. FSPiP Социально

Отчет о проделанной работе в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» за 2012-2013 учебный год по профилактике наркозависимости среди детей и подростков. В соответствии с Федеральной концепцией профилактики злоупотребления

ПРОГРАММА Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос» «Ты не одинок» (психолого-педагогическое сопровождение проблемных семей в трудных жизненных

Анализ работы по профилактике наркозависимости среди детей и подростков за 2013-2014 учебный год среди обучающихся МБОУ «Нижнежуравская ООШ» В соответствии с Федеральной концепцией профилактики злоупотребления

Работа по профилактике табакокурения и алкоголизма. «Берегите здоровье смолоду!» Подготовила: учитель начальных классов Иванова Е.Е. Профилактика наркомании и токсикомании, табакокурения, алкоголизма,

Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета,

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» СемьЯ Жестокое отношение к детям. Психологическое (эмоциональное) насилие Жестокое отношение

«Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Акимовская СОШ» Е.В.Усова Приказ от План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МКОУ «Акимовская СОШ» на 2015-2016 учебный

План работы педагога психолога на 2013-2014 учебный год Основная цель работы: Содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация

ПЛАН ИНДИВУДАЛЬНО КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМСЯ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ЕГО СЕМЬЁЙ Содержание работы Сроки Ответственный Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей,

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.07 ВФ-564/06 "Об организации и проведении Всероссийской акции "За здоровье и безопасность наших детей" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов 1973» 119454,

Роль группы продленного дня в развитии младших школьников В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей

62 М.М. Хатуева Особенности формирования адекватной самооценки детей с проблемами психологического и соматического здоровья Поддержание психологического и соматического здоровья детей, помощь в формировании

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 Обобщение опыта работы социального

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» г. Ярославль Рабочая программа

Права и обязанности родителей по воспитанию детей Комментарии к Семейному Кодексу РФ С 1 марта 1996 года вступивший в силу Семейный Кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в регулирование

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Михайловой А.В. на 2015-2016 учебный год «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Виноградская М.В. 20 г. Цель работы с обучающимися: осуществление

Отчёт по результатам реализации инновационного проекта в рамках стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года на тему: «Формирование личности, ориентированной на гармоничные

Бисенгулова Альфия Рашитовна студентка Скалина Алла Николаевна канд. полит. наук, старший преподаватель Институт исторического и правового образования ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический

1.Общие положения 1.1. Данное положение разработано на основе Конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании в РФ», Устава СЮН, локальных актов. Положение регулирует организацию воспитательной работы

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс п\ п Раздел. Тема урока. Колво ч. Элементы содержания Человек и общество Требования к уровню подготовки обучающихся Сроки 1 Введение. Личность

1. Психолого-педагогическое сопровождение учебновоспитательного процесса с использованием Интернет ресурсов сайта и электронной почты. (психолог 36 школы) 2. Психолого-педагогическое сопровождение учебновоспитательного

РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол 1 от 28 августа 2015г. $ # з р > р Г Б 0 4 л имени КЩ Кесаева" ^ б ^ Ш.Емец \ Прй*а^ 206 "от 31.01 2015г. у I. Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической

Положение о социально-психологической службе ГБОУ CОШ 1454 «Центр образования Тимирязевский» I. Общие положения. 1. Деятельность социально-психологической службы образовательного комплекса направлена на

Психологические основы патриотического воспитания. Педагог-психолог МАОУ Гимназия 1 Сергеева Т.Ф. Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 30 VIII

25.02.2016г. Общешкольное родительское собрание Актуальные вопросы сохранения физического и психического здоровья школьников. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о сохранении и укреплении

Декабрь 1. Посещение на дому учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 2. Планирование работы с «трудными» учащимися на зимних каникулах. 3. Заседание

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, БЕЗОПАСНОГО

Утверждаю Директор МБОУ гимназия 9 В.Н. Мигун Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ гимназия 9 Кузнецова Л.П. Перспективный план работы социального педагога 2013 2014 учебный год. Цель - содействие

«УТВЕРЖДАЮ» директор МКОУ лицея 2 Ю.С.Храмцова Тематика классных родительских собраний МКОУ лицея 2 на 2014 2015 учебный год Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных

ГБОУ СОШ 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербург УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ 256 г. Санкт-Петербург от 31.08.2016 года План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Разработчик

Об этом стоит задуматься. Профилактика асоциального поведения среди подростков. Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего

Профилактика в образовательных учреждениях Павловский Арсений Киев, 2016 Определение профилактики Факторы риска/защиты Содержание: Классификация профилактических интервенций: универсальная профилактика,

ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт - Петербурга УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт Петербурга И.В.Сидорова Протокол От 20 г. 1. Общие

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних Кацеро Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» отдела профилактики

Механизм реализации раннего психологического и социального сопровождения несовершеннолетних лиц, включая мигрантов, склонных к потреблению наркотиков Колпакова Ольга Игоревна Руководитель направления«профилактические



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»