Глен доман ударение. Методика домана целесообразность применения

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня существует много методик раннего развития. Дети - самая важная и перспективная часть общества, наше будущее. А как известно, над будущим нужно работать в настоящем.

На сегодняшний день ни одна система не вызвала столько ажиотажа, противоречий и споров, как методика раннего развития Глена Домана. Многие родители и специалисты выступают категорически против советов этого американского врача-физиотерапевта, но еще больше мам являются ярыми сторонницами его системы.

Все же необходимость изучать раннее развитие детей объективно существует. Каждый здравомыслящий родитель стремится с ранних лет привить своему ребенку самые обязательные навыки и максимально подготовить его физически и психологически к взрослой жизни.

Кто такой Доман?

Глен Доман (1919 г.р.) - врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного развития детей. Глен работал физиотерапевтом и военным врачом, но свое призвание нашел в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Также он выпустил серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.

В 1966 году Доман получил в Бразилии титул «За заслуги перед детьми всего мира», а в 2007 году ему вручили медаль от Итальянского Сената за работу с детьми.

Директор Доман умер на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых - Дуглас и Джаннет Доман - продолжают дело великого родителя и руководят институтом в Филадельфии.

Для кого изначально была создана методика?

В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая - синдром Дауна.

Более чем 20 лет ежедневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания - повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, нарастить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению. Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».

Доман многочисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального перечня диагнозов в Америке.

Суть методики раннего развития по Глену Доману

Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.

Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

Доман - автор методики оценки навыков ребенка, которая называется «Профиль развития». Это шкала оценки сенсорных, физических, мануальных навыков малыша. Для здоровых деток оценивание по «Профилю» не обязательно, а вот для деток с травмами мозга это необходимо.

Институт развития человеческого потенциала

Это группа научных бесприбыльных учреждений, которые оказывают помощь детям с травмами головного мозга и обучают уникальной методике родителей и профессионалов со всего мира с 1955 года. После смерти основателя институтом руководит его сын Дуглас Доман.

Филиалы института находятся в Японии, Мексике, Италии, Сингапуре, Гватемале, Бразилии, Испании, Франции.

Преимущественно в институте принимают на курсы детей с особыми потребностями, там их тщательно диагностируют и обучают родителей тому, как заниматься с детками в домашних условиях.

Насколько необходима методика раннего развития Глена Домана здоровым малышам?

На этапе, когда реабилитацию по этой системе проходили сотни тысяч детей со всего света с повреждениями мозга разной степени, специалисты института начали наблюдать странные вещи. Некоторые навыки у детей с травмами мозга, которые интенсивно занимались, были намного развитее, чем у здоровых сверстников. Естественно, причиной этого никак не могла быть церебральная травма. Ученые поняли, что если особые пациенты могут опережать здоровых в развитии, то детки без неврологических нарушений также способны развиваться намного быстрее при условии занятий по той же методике.

Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

Сразу нужно подчеркнуть, что Глен Доман и его последователи никогда не пытались мотивировать родителей сделать из своих детей мировых чемпионов или общепризнанных лидеров. Они подчеркивали, что занятия по системе - это просто интересная часть жизни маленьких человечков, и она не должна быть в тягость ни детишкам, ни их родителям. Но такое обучение обеспечивает качественную основу для дальнейшего развития ребенка.

Какие книги следует прочесть, прежде чем приступить к занятиям с ребенком?

Родителям, детки которых имеют проблемы с развитием, прежде всего следует прочесть книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». В ней автор пишет о создании институтов и о том, как развивалась методика Глена Домана. Описание основных проблем, связанных с повреждением мозга (таких как неврологическая слепота, нарушение слуха, дисбалансы мышечного тонуса, патологические рефлексы, эпилепсия, задержка речевого развития), автор также приводит довольно детально, дополняя полезную информацию практическими рекомендациями к занятию с детьми по всем пунктам, а также статистику результатов детей по программе.

Книга «Гармоничное развитие вашего ребенка» будет полезна родителям особенных и здоровых детей. Это своего рода план действий, подсказывающий, как заниматься по программе, как интегрировать полученные знания в обычную жизнь. Все последующие литературные труды Домана - это уже углубленные версии этой книги, которые детализируют программу по профилям:

  • «Как научить вашего ребенка читать».
  • «Насколько умен ваш ребенок» (написана в соавторстве с его дочерью Джаннет Доман).
  • «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания».
  • «Как сделать ребенка физически совершенным».
  • «Как развить интеллект вашего ребенка».

Физическое развитие по Глену Доману

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

Осмысленное движение - это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении.

Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни - это пол. А лучшее положение - на животике. Самый важный навык для каждого человека - ползание на животе, затем - на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале - постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать.

Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует. Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного восприятия по Доману

Методика раннего развития Глена Домана «От 0 до 4 лет» включает обязательную сенсорную программу. Доктор отмечал, что сенсорные пути - это основные входящие каналы в мозг, которыми ребенок пользуется с первых дней.

Именно зрение, слух, запах, тактильные ощущения дают младенцу возможность составить первую картину окружающего мира. У детей с мозговыми травмами чаще всего нарушены исходящие нейронные пути, то есть функции, отвечающие за передачу сигналов от главного мозга до определенного действия (осмысленного движение, вертикализации, речи). Такие детки также часто искривленно воспринимают или вообще не воспринимают входящую информацию. У них нарушено зрение, слух, обоняние, тактильные сигналы. Причем искривление может быть в сторону и гипочувствительности, и гиперчувствительности. Например, у некоторых пациентов чуткий слух, отмечает Глен Доман. Методика реабилитационных мер для таких деток очень многоуровневая. Она очень хорошо описана в книге «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга».

Но для здорового ребенка также важно испытывать ежедневно всю гамму сенсорных сигналов. Они не только сами по себе влияют на развитие функций мозга, но и готовят главный орган к восприятию более сложной информации.

Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет. Методика раннього розвитку Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.

Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

Также тактильное восприятие ребенка можно развивать путем предоставления ему возможности ощупывать разные по температуре, плотности и текстуре вещи: теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шершавые и т.д.

Если проследить за поведением младенца, можно сразу уразуметь, что инициатором такого сенсорного опыта часто становится сам детеныш. Он все нюхает, щупает, помещает в рот. Таким образом дите воспринимает окружающий мир. Не следует его ругать за попытки познать пространство, даже если они приводят к порче домашнего имущества. Нужно просто обезопасить это самое пространство, убрать небезопасные, ценные или очень мелкие предметы.

Как развивать интеллект ребенка?

Родители, которые хотят заняться развитием интеллекта своего ребенка, с первых месяцев часто могут услышать нарекания подобного характера: «Да не трогайте вы ребенка, пусть себе живет счастливый, пусть у него будет детство, а то потом еще успеет 200 раз устать от всего этого обучения. У него еще садик, школа впереди». На это косвенно влияет сама система получения знаний в нашей стране. Образование воспринимается как нечто принудительное, тягостное.

Но западные специалисты, в том числе и Доман, настаивают на том, что ребенок счастлив, когда познает мир вокруг. Процесс обучения чему-то новому для него такой же естественный, как и дыхание. К тому же в раннем детстве мозг настолько пластичен, что может поглощать и перерабатывать бесконечное количество информации. Важно только преподносить знания ребенку в игровой, непринудительной форме, хвалить малыша за любые инициативы, успехи и попытки.

Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками - «битами интеллекта». Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди, называя: «Это ромб, треугольник, круг и т.д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение.

Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см.

Методика обучения Глена Доманаматематике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

Глен Доман: методика раннего развития в домашних условиях. Отзывы родителей и специалистов

Суть методики Домана базируется на ежедневном домашнем уходе, который обеспечивают сами родители. Доман вынес на новый уровень роль родителя в развитии ребенка. Отечественные врачи любят акцентировать внимание на том, что родители стали «такими умными, что жуть» или «специалисты лучше знают». Но Доман частично отвергает такой подход, подчеркивая, что родитель - главный персонаж в жизни детеныша. Именно он знает своего карапуза лучше всех. Но необходимо быть бдительными и рассудительными. Не суть важно, болен ребенок или здоров - приступать к занятиям по Доману следует только после прочтения его книг. Обучение должно проводиться в свободной, игровой, непринужденной атмосфере.

Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

  • Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.
  • Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».
  • Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.
  • Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.

Методика Глена Домана была создана более 50 лет назад. На момент создания эта система реабилитации являлось самой передовой, целостной и комплексной. Но и сегодня многие родители, воспитывающие детей с повреждением мозга, наблюдают у них положительную динамику только после занятий по Доману.

Несколько десятков русских деток даже являются пациентами института в Филадельфии. Их родители создают форумы, активно обсуждают методику, делятся впечатляющими результатами. Справедливости ради стоит отметить, что родители деток с ДЦП, аутизмом делятся преимущественно положительными отзывами о методике Домана. Каждому ребенку, с которым добросовестно занимаются, эта система в чем-то да помогла. Но родители особых деток редко приступают к новым реабилитационным методикам без подготовки. Они тщательно перечитывают книги, советуются с хорошим неврологом, возможно даже обращаются в институты.

Однако есть люди, которые негативно отзываются об этой программе. Это преимущественно те родители, которые не потрудились комплексно изучить философию метода, не перечитали книги, не спросили специалиста, а слышали о том, что ребенку каждый день нужно читать 25 слов, показывать картинки, напихивать ненужными знаниями, заставлять ползать по километру и т.д. Также негативно о системе Домана отзываются некоторые специалисты, особенно те, которые продвигают свои системы раннего развития.

Несмотря на противоречия, которые по мнению некоторых специалистов имеет методика развития Глена Домана, она все же является самой комплексной системой реабилитации детей с повреждением мозга во всем мире. Не сосчитать количества деток, которым эта реабилитация помогла осознать счастье первых шагов и первых слов. А директор Доман смог на примере многих смелых и целеустремлённых детей и родителей доказать, что возможности человеческого мозга безграничны. И каждый родитель может многократно умножить потенциал своих детей, если будет в них верить и прилагать усилия для их развития.

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your BabyEncyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».

Официальные сайты Гленна Домана

Скачать бесплатно книги Гленна Домана

«Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка» скачать

«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» скачать

Скачать бесплатно карточки Гленна Домана

Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Карточки по Доману (английский, японский, французский, итальянский, испанский) [Обучение 10 CD] скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French Cards (часть 1 - DVD MPEG-2) скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French cards (часть 2 - DVD Mpeg - 2) скачать бесплатно

Видео про методику Гленна Домана

Glenn Doman Introducing The Institutes

Первая часть из 5-ти про методику Гленна Домана от него самого.

Metodo de Glenn Doman

Девочка Aleka в свои 9 месяцев показывает на себе части тела, названия которых видит написанными на бумаге.

Glenn Doman: 14 Month can Read

Ребенок читает в возрасте 14 месяцев благодаря обучению по методике Гленна Домана.

Amazing 17 month old baby reading

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Сегодняшние родители много времени уделяют раннему детскому развитию. Способствуют этому и авторские обучающие программы, которые не теряют своей популярности вот уже много лет. Наверняка мамы слышали про материалы Монтессори или карточки Домана.

Детский психолог

Система американского физиотерапевта Глена Домана, о которой и пойдёт речь в статье, построена на принципе донесения до ребёнка больших информационных объёмов через зрительное восприятие. Помогают в этом процессе специальные карточки.

Методика раннего развития Домана, по словам автора и его последователей, может существенно расширить врождённые способности малыша и даже воспитать настоящего гения. Однако противники этой системы убеждены, что она способна навредить ребёнку. Где же истина?

Если вы интересуетесь программами раннего развития детей, обязательно прочитайте статью, в которой психолог рассказывает, что такое и каковы основные принципы этой популярной образовательной системы.

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

Однако идущая мировая война заставила учёного прервать работу и отправиться добровольцем на фронт. За боевые заслуги в составе роты пехотинцев Доман даже был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» – второй по старшинству среди военных американских наград.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с , задержкой психического и интеллектуального развития.

Глен Доман был убеждён, что в первую очередь необходимо вылечить причину психических трудностей – несовершенство головного мозга, а уже затем бороться со следствиями – слабой речью, несовершенными движениями и т.д.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

В этих книгах читатель найдёт «чистую» систему, без добавлений и исправлений. В России же популярна методика Домана, которая адаптирована под отечественную языковую и культурную специфику Андреем Маниченко.

Детские возможности станут расти день ото дня, если заниматься с ребёнком постоянно и на регулярной основе. Автор методики был убеждён, что головной мозг может развиваться лишь при ежедневной тренировке.

Однако данный процесс протекает неравномерно. Вот почему до 3 лет необходимо передать малышу максимальный объём информации, а в следующие 3 года – до шестилетнего возраста – постоянно поддерживать навыки ребёнка и дополнять его «багаж» новыми знаниями.

Методика развития ребёнка Домана основывается на нескольких важных принципах:

  1. Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.

    Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.

  2. Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
  3. Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
  4. Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.

Физическое развитие по Доману

Система развития для самых маленьких включает весьма серьёзный комплект физических упражнений. Доктор Доман считал, что между моторикой и интеллектом имеется взаимосвязь.

Взрослые, которые регулярно занимаются с ребёнком определённой зарядкой, производят стимуляцию познавательных процессов. Таким образом, чем более развит малыш физически, тем выше будет его интеллект.

Чтобы младенец смог проявлять активность, создаются определённые условия. Прежде всего требуется особый трек для ползания, который нужно расположить под небольшим углом. Ребёнок во время упражнений должен быть легко одет.

Сложность и продолжительность упражнений будет зависеть от возраста подопечного.

  • Ребёнок практически с первых дней жизни должен при помощи врождённого рефлекса отталкивания проползать короткую дистанцию по специальном треку. Выполняется такая зарядка 10 раз в сутки. Общая длительность — 4 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнку предлагается указательный палец или гладкий деревянный штырёк аналогичного размера для захватывания. Когда малыш схватит палец, мама приподнимает его торс. Выполняют подъёмы 10 раз в сутки. Длительность — 10 минут;
  • развитие равновесия. Этот вид упражнений подразумевает совершенствование вестибулярного аппарата. Родитель покачивает, вращает, подбрасывает ребёнка в различных плоскостях. Всего этот комплекс для новорождённых состоит из 15 различных упражнений. Длительность — 10 минут.

От 2 до 7 месяцев

  • развитие двигательных навыков . Ребёнок ползает по-пластунски за игрушкой. Ему нужно проползти по треку более длинную дистанцию, чем прежде (хороший уровень – одна пауза за всю дистанцию). Выполняется упражнение 15 раз за сутки. Общая длительность: от 4 часов в сутки;
  • развитие мануальный умений. Ребёнок захватывает родительский палец, а мама или папа приподнимает торс, чтобы малыш немного повисел. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность увеличивается с двух до 10 секунд;
  • развитие равновесия. Мама качает, вращает и подбрасывает малыша в различных плоскостях. Опять выполняются те же 15 упражнений, что и в раннем возрастном периоде. Длительность совершенствования вестибулярного аппарата: 10 минут.

От 7 до 12 месяцев

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает на четвереньках. За сутки необходимо провести до 30 серий таких упражнений. Общая длительность: минимально 4 часа, желательно до 12 часов в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на перекладине, а родитель его страхует. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность каждого упражнения – 20 секунд;
  • развитие равновесия. Ребёнка качают, вращают, делают подбросы в различных плоскостях. В этом возрасте выполняют комплекс из 10 специальных упражнений. Длительность такой зарядки составляет 20 минут.

От 1 года

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ходит, причём начинать нужно с одного-двух шажков. За сутки проводят до 30 сеансов ходьбы. Длительность — минимально 2 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на турнике, а потом постепенно передвигается по нему при помощи перехватов (этот способ необходимо сначала продемонстрировать). За сутки нужно выполнить 10 упражнений по перехвату и 5 серий по провисанию. Длительность — 5 минут;
  • развитие равновесия. Выполняется комплекс из 10 упражнений по пассивному развитию равновесия. Родитель покачивает, крутит, подбрасывает малыша в различных плоскостях. Длительность — 20 минут.

Чтобы ничто не мешало двигательной активности, Доман рекомендовал родителям надевать на новорождённого минимум одежды. Так ребёнок будет свободно шевелить ручками и ножками, что ускорит его физическое созревание.

О том, читайте более подробно в статье детского психолога. Из неё вы узнаете, как создать условия для ходьбы и какие упражнения помогут повысить физическую активность малыша.

В своих трудах автор указывал оптимальный возраст для овладения этим навыком – 12 месяцев. К тому же, чтобы контролировать получение знаний, необходимо заручиться умением ребёнка говорить, поскольку через неделю обучения кроха должен «прочитывать» показанные слова.

Развивающие карточки для детей имеют строго определённый размер: 10 на 50 сантиметров. Слова на них должны быть обязательно ярко-красными, а высота букв составляет примерно 7,5 сантиметров.

По методике Домана при обучении чтению следует соблюдать определённую схему:

  1. Первые сутки: ребёнку четырежды показывают 5 картинок со словами-существительными. Паузы между занятиями составляют не более получаса.
  2. Вторые сутки: родитель осуществляет три показа по 5 слов, уже демонстрировавшихся вчера, и три показа по 5 новых слов. В результате получается 6 занятий, во время которых изучается 10 слов.
  3. Третьи сутки: мама осуществляет шесть сеансов по 5 карточек, уже показанных в первый и второй день, и три сеанса по 5 новых слов. В результате получается 9 занятий, во время которых изучается 15 слов.

Следует помнить, что между сеансами упражнений необходим 30-минутный перерыв. В этом случае нервная система ребёнка успеет отдохнуть, и результат будет заметен скорее.

Как только в течение пяти дней слово было изучено, его убирают из демонстрации, поскольку малыш уже должен быть его запомнить. Автор рекомендовал для лучшего контроля замены карточек писать на них дату начала предъявления.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

Автор методики считал, что пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы для ребёнка, поскольку его мозг может воспринять лишь чистые факт – тот самый бит информации.

Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

  • каждый элемент изображения виден отчётливо;
  • на карте изображён лишь один предмет;
  • родитель проговаривают название каждого предмета;
  • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
  • карта довольно большая;
  • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

Формирование энциклопедических знаний происходит следующим образом: мама демонстрирует ребёнку карточку на 2 секунды, чётко произнося название или описание изображения.

Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

Какие ещё можно использовать дома? Об этом можно узнать, прочитав статью детского психолога с максимально подробным описание полезных занятий для малышей по месяцам.

Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

Обязательно необходимо подписать заранее оборотную сторону карты, чтобы не переворачивать её в процессе демонстрации, ведь малыша ничто не должно отвлекать от процесса созерцания изображённого предмета или слова.

Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

  • домашние птицы;
  • музыкальные инструменты;
  • части тела;
  • овощи;
  • русские писатели и пр.

Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию. В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители.

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиямпсихическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Мечтающие вырастить вундеркинда мамы из рекламных материалов узнают, что методика Домана творит настоящие чудеса. Производители и продавцы дидактических материалов сами вряд ли вникают во все тонкости системы, им нужно продать продукцию. Не торопитесь облегчать свой кошелек, сначала ознакомьтесь с системой. Включите воображение и представьте, во что превратится жизнь всей семьи при таком режиме. Подумайте, какие занятия можно применить в домашних условиях, что и когда необходимо приобрести, а что вы сможете изготовить самостоятельно.

Появление методики

Американский физиотерапевт Глен Доман занимался вопросами реабилитации детей с патологиями нервной системы. На основе собранных материалов он разработал методику воспитания маленьких пациентов. Свою систему он применял в основанном им Институте достижения потенциала человека. Система восстановления дала хорошие результаты, состояние больных улучшилось. Пациенты врача-новатора демонстрировали поразительные успехи. Парализованные дети начинали двигаться, больные с нарушением интеллекта получали навыки чтения и счета.

Ученый заметил, что при реабилитации детей по его методике здоровые участки мозга тоже активизируют свою работу. Это привело его к решению, что некоторые рекомендации системы можно адаптировать и для воспитания здорового малыша. Большую популярность завоевала книга Домана «Гармоничное развитие ребенка» – про раннее обучение чтению, плаванию и другим навыкам. Автор утверждает, что если регулярно заниматься с ребенком приведенными в работе физическими упражнениями и использовать тренажеры для мозга, он значительно раньше начнет и ходить, и читать.

Уже более 50 лет система раннего развития применяется по всему миру. На основе своих наблюдений ученый сделал вывод, что младенец рождается запрограммированным на обучение. До 3 лет активно растет и формируется головной мозг, в это время он, как губка, впитывает новую информацию, а в дошкольном возрасте этот процесс замедляется. Самое продуктивное время – от 0 до 4 лет. Период не слишком большой, поэтому занятия нужно начинать с первых дней жизни и проводить их по несколько раз каждый день.

Основополагающая мысль методики: физическое и психическое развитие взаимосвязаны. Специальный комплекс гимнастики стимулирует мыслительные процессы, ребенок становится и здоровым, и умным. К сожалению, не только родители, но и некоторые информационные ресурсы игнорируют этот факт. На сайтах можно найти отдельные сведения по интеллектуальному развитию или по физическим упражнениям. Но методика Глена Домана едина, ее нельзя разделять на части.

Физическое развитие

Перед тем как решить, в чем плюсы и минусы любой методики, нужно хотя бы бегло прочитать ее описание. Начинать физическое развитие ребенка нужно с первых дней жизни, с этим согласится любой разумный человек. Весь вопрос в том, сколько времени и как заниматься гимнастикой. Хорошо, если в вашем городе есть группы физического развития новорожденных. Перед записью на занятия обязательно проверьте, есть ли у инструктора официальный сертификат и разрешение на работу с новорожденными.

Все комплексы состоят из 3 групп упражнений:

  • ползание;
  • мануальные упражнения;
  • развитие чувства равновесия.

Глен Доман рекомендует сразу после рождения забыть о пеленках, сковывающих движения, и укладывать младенца в специальный трек, где малыш сможет отталкиваться от стенок ручками и ножками – так будут развиваться навыки ползания. Любая мама будет рада, если ее новорожденный в 2 месяца сможет проползти несколько метров, но перед такими тренировками нужно проконсультироваться со специалистом. Позвоночник, кости и суставы малыша развиваются по определенному природой графику, и неумелая гимнастика может нарушить формирование опорно-двигательного аппарата.

Современные мамы часто полностью отказываются от пеленок, а потом жалуются, что грудничок плохо спит. Перед сном лучше некрепко завернуть ручки и ножки, чтобы их непроизвольные движения не пугали новорожденного.

Мануальные упражнения основаны на врожденном рефлексе. Грудничок крепко хватается за мамины пальцы, а женщина сначала слегка приподнимает его, а потом держит в полувисячем положении. Для развития равновесия автор методики рекомендует использовать повороты в разных плоскостях, подбрасывание вверх. Такие же тренировки предполагает распространенная в России динамическая гимнастика.

Если полностью следовать системе Домана, все периоды бодрствования должны быть посвящены или физкультуре, или интеллектуальным занятиям. Подойдите к рекомендациям разумно, оставьте время на общение с мамой, игры с погремушками. Методика рекомендует полностью отказаться от игрушек. Ни один педиатр или детский психолог не поддержит эту теорию. Малыш должен познавать мир через все органы чувств, ему нужно время, чтобы потрогать, потрясти, полизать как можно больше разных предметов. Выделите в режиме дня разумное время и на гимнастику, и на развлечения.

Интеллектуальное развитие

Доман утверждает, что при правильном физическом развитии мозг малыша готов к обучению чтению и счету уже в грудном возрасте. Можно приобрести дорогостоящие дидактические материала, а можно самостоятельно изготовить карточки. Вашему младенцу уже исполнилось 3 месяца? Значит, по мнению автора методики, пора начинать.

Для работы потребуются карточки, на которых крупными красными буквами написаны простые короткие слова: «мама», «папа», «дом», «мяч». Показывайте и произносите названия предметов несколько раз в день. Постепенно задания усложняются. Автор методики убежден, что начинать читать нужно не по буквам, а запоминая слово целиком. Основы математики следует изучать не по абстрактным цифрам, а по точкам на карточке.

Для обучения младенца нужно удобно усадить или уложить, если он еще слишком мал. На 2-3 секунды поднесите к его глазам карточку и четко назовите слово или число. Расстояние между лицом и текстом не должно превышать 60 см. Для первых занятий возьмите 5 карточек и показывайте их одну за другой 3 раза в день. Каждые 5 дней одно из слов заменяют другим.

Чтобы младенцу было интересно, организуйте обучение в игровой форме. Слова могут неожиданно появляться перед его глазами и внезапно исчезать. Можно сопровождать показ своими комментариями или демонстрацией соответствующих игрушек. В том, как проводить занятия по Доману для малышей, строгих критериев нет, каждая мама должна сама понять, как заинтересовать ребенка. Не проверяйте, насколько ребенок усвоил урок, – вы с ним просто играете. Если малыш сам захочет вас порадовать, он скажет слово или покажет на предмет.

Накопление и переработка информации

У большинства людей ведущим является левое полушарие головного мозга. Там происходят мыслительные процессы, выстраиваются логические цепочки. Программы образовательных учреждений тоже в основном нацелены на изучение точных наук, а искусство, творчество занимают вспомогательную позицию. Правая половина серого вещества на скудном пайке постепенно деградирует.

В творческом полушарии тоже может храниться информация, но она должна поступать в небольших количествах и иметь эмоциональную окраску, включать воображение. Эта часть мозга не умеет анализировать сочетание символов, она воспринимает только целую картину. Неизвестно откуда появляющиеся и исчезающие карточки удивляют младенца, красные буквы вызывают положительные эмоции. В результате память «фотографирует» увиденное.

Доман считал, что поддерживать активную работу правого полушария нужно до 3 лет, позже верх уже возьмет логическая часть мозга. Если до этого долгое время ребенок регулярно видел мелькающие карточки, в дальнейшем ведущая роль будет автоматически переходить от логической к эмоциональной половине и обратно. К каким последствиям приведет такое вмешательство в естественное формирование умственных процессов, остается только гадать.

У родителей могут опуститься руки, когда после нескольких месяцев занятий они не увидят никакого прогресса. Автор методики предупреждает, что уроки должны проводиться строго по режиму в одно и то же время. Если вы сами делаете карточки, нужно изготовить их одинакового размера, идентичные во всем, кроме текста. Ни в коем случае не пропускайте ни одного занятия. Информация будет откладываться в памяти, но видимый эффект проявится нескоро. Возможно, пройдет год или больше, и вдруг на малыша будто сойдет озарение, он начнет усваивать новый материал очень быстро.

Плюсы и минусы методики

Одним из аргументов противников методики Домана служит факт, что малыш просто механически запоминает полученную информацию, мышление и творческая деятельность в процессе не участвуют. Ученый не спорит, что система направлена на получение большого объема знаний, которые станут основой для исследований, размышлений, фантазии. Многим непонятно, зачем малышу уметь читать, если текст не развеселит его, не заставит задуматься, просто отложится в памяти как ненужная вещь. Здоровый малыш бывает переполнен эмоциями, выдумками, он то смеется, то удивляется, то рассказывает, что видел паука величиной со стол. При занятиях по системе Домана ни времени, ни сил на развитие эмоций, воображения, фантазии уже не останется.

Психологи и педагоги считают, что на занятиях ребенок не должен быть пассивным зрителем – нужно, чтобы он работал вместе с мамой. Демонстрация карточек больше напоминает загрузку информации в компьютер, чем занятия с любопытным живым малышом. Ему хочется взять карточку в руки, потрогать, пожевать, попробовать изорвать, а картонки только мелькают перед глазами. Не каждому ребенку понравятся такие уроки. Научить читать ребенка можно и таким образом, только понимать текст, получать удовольствие от интересной книги или ритмичных стихов он не сможет.

Не следует забывать и о том, что система была разработана для англоязычных стран. Правописание в русском языке менялось вместе с произношением, поэтому каждая буква у нас соответствует своему звуку. Мы пишем так же, как говорим, исключение составляют разве что безударные гласные, непроизносимые согласные и некоторые другие правила. Дошкольник может написать «сонце» или «карова», но в целом текст будет правильным. Английская орфография не менялась много веков, и сейчас большое количество слов пишется совсем не так, как произносится, их приходится только запоминать. Возможно, для английского, также как для японского или китайского языков, обучение целыми словами имеет смысл, но русскому человеку удобнее традиционный способ.

Из плюсов системы Домана можно отметить то т факт, которому зачастую уделяется очень мало внимания: ребенок должен развиваться физически. Если хотите использовать полный комплекс гимнастики, обязательно посоветуйтесь с врачом. Вы не знаете, какие нагрузки может выдержать позвоночник младенца, что ему можно, а что нельзя. Раннее интеллектуальное развитие тоже не помешает, если сами родители подойдут к вопросу разумно. Не показывайте мелькающие слова, лучше положите в игрушки карточки с нарисованными предметами и подписями к ним, кубики с буквами. Когда мозг малыша будет готов воспринимать символы, ребенок сам заинтересуется непонятными значками, а пока пусть рассматривает, ощупывает, бросает, грызет развивающие игрушки.

Не доверяйте рекламным трюкам

Специалисты по раннему развитию и продавцы дидактических материалов стремятся привлечь на свою сторону как можно больше последователей, поэтому стремятся показать только положительные характеристики методики. Часто они сами размещают положительные отзывы на информационных ресурсах. Верить всем утверждениям не нужно, иногда достаточно просто проанализировать высказывание, и станет понятно, насколько оно соответствует истине.

Вокруг методики Домана существует много мифов. Самые распространенные из них:

  • уроки не требуют больших затрат времени и денег;
  • система развивает мыслительные способности;
  • высокая эффективность, небывалые результаты.

Действительно, показ займет несколько минут. Теперь подумайте, сколько времени потребуется на подготовку к занятиям. Вам нужно выбрать карточки для изучения, периодически заменять одно слово другим. Чтобы ничего не перепутать, придется вести журнал. Родителям, живущим в стесненных материальных условиях, будет обидно отдавать большие деньги за обычные картонные прямоугольники, мама лучше возьмет краски и станет сама писать слова. Добавьте к этому, что интенсивная мозговая деятельность должна идти параллельно с физическими упражнениями, к которым тоже следует тщательно готовиться. Не исключено, что после этого времени не останется не только на домашние дела, но и на обычное общение с грудничком и другими членами семьи. Вам некогда будет наблюдать, как растет маленький человечек, радоваться вместе с ним, смотреть на мир его глазами.

Критически следует подойти к утверждению о быстром интеллектуальном развитии и высокой эффективности системы. Возможно, ребенок начнет очень рано читать, но сможет ли он воспринимать полученную информацию? Он запомнил и стал распознавать комбинации символов. Если эту способность признать за мышление, тогда следует и компьютеры объявить разумными существами. Эффективность методики проверялась специалистами известных научных центров, но нигде не получила подтверждения. Наоборот, американские ученые вынесли несколько предупреждений, что занятия по Доману бесполезны и опасны для детской психики.

Российские педиатры и неврологи тоже бьют тревогу. Они заметили, что часто нарушения в нервной системе возникают у малышей, родители которых поверили в чудодейственные методики. Мозг ребенка еще не готов к такой деятельности, в нем в первую очередь созревают участки, ответственные за жизненно необходимые функции (питание, дыхание), затем становятся готовыми к работе двигательные центры, и только потом формируются области интеллектуальной деятельности. Проще говоря, новорожденный должен спать и есть, ребенок постарше – бегать, прыгать и играть, а уже потом садиться за изучение грамоты. Если нарушить этот порядок, кровоснабжение участков мозга распределится по неправильной схеме, возникнут спазмы сосудов, приводящие к плохому сну, энурезу, тикам.

Метод символов можно применить для внесения информации в электронные системы, а ребенку нужно жить не в мире символов, а в едином информационном пространстве. Прочитав слово «яблоко», он должен вспомнить огромный красный плод на ветке, вспомнить его вкус и запах. При напряженной умственной работе у малыша не остается ни сил, ни времени на воображение или эмоциональное общение с членами семьи и сверстниками. Если замкнутость и не приведет к психическим расстройствам, то ребенку будет очень сложно войти в школьный коллектив, найти общий язык с одноклассниками.

Мама хочет гордиться вундеркиндом, но нужна ли малышу такая судьба? Ребенок не подопытный кролик и не ваша собственность, это самостоятельная личность, и родители не имеют право коверкать его жизнь в угоду своему тщеславию. Спросите у любого родителя, хочет ли он, чтобы 12-летняя дочь забеременела. Нет! А почему, если у нее физически уже появилась такая способность? Вспомните этот пример, когда захотите научить грудничка читать или играть сонаты Бетховена.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»