Как взаимодействуют семья и быт. Определение семьи и брака

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В современных условиях своеобразие преобразований в системе семейно-брачных отношений заключается не только в повыше­нии духовно-нравственного потенциала семьи, но и в форми­ровании новых стереотипов сознания, поведения, межличност­ных отношений членов семьи.

Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт-сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями". Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сто­рон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказа­ние услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедея­тельность человека или семьи, несмотря на его индивидуаль­ную организацию.

Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризую­щий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобре­тает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться день­гами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»-это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наи­более эффективные в экономическом и нравственном плане.



Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.

Домашний труд-самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23- 24 раза, а в домашнем хозяйстве-всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30-35, в деревне 45-50), мужчина 15-20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовле­ние пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У жен­щин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и мно­гими другими обстоятельствами.

И все это в основном лежит на плечах женщин. Более того, женщина, ведя хозяйство, экономит значительные суммы денег. В США подсчитали, что если платить за все, что делает жен­щина дома как прачка, уборщица, нянька, кухарка, то при­шлось бы тратить (по самым скромным подсчетам) дополни­тельно в месяц больше средней зарплаты мужа. В России рабо­тающая женщина, по данным журнала «Вопросы экономики», увеличивает совокупный семейный доход более чем в полтора раза. Поэтому отказ ее от работы в пользу семьи, ведения домаш­него хозяйства приводит к существенному его падению.

В настоящее время домашние обязанности женщин усложни­лись. Сокращение помощи государства в воспитании и материаль­ной поддержке детей требуют большего внимания со стороны роди­телей, больших затрат времени на организацию питания детей, уход за ними. Выход следует искать в развитии общественно-бытовой сферы, но идеальным вариантом должен стать принцип сочетания общественных, и личных интересов и на этой основе решатся проблемы сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. А это возможно лишь при нормальной экономической жизни общества. Тогда экономическое преимущество общественного сервиса, по сравнению с кустарным домашним хозяйством, будет главным условием успешного реше­ния проблем домашней занятости женщин.

Общность быта-важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совер­шенной общественной системы бытового обслуживания населе­ния не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в круп­ных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и раз­умное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершен­ствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта все­возможными электробытовыми механизмами; разумное плани­рование и четкая организация домашней работы; справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи; творческое отношение к бытовому труду, когда каждый охотно, без принуждения выполняет свои обязанности для себя и самых близких ему людей.

Население уже довольно сильно проявляет приверженность к традиционным формам удовлетворения бытовых нужд, хотя следует отметить, что сегодня-это не только традиция, но и вынужденная мера. В настоящее время доходы семьи зна­чительно сократились и тратить их, например, на сферу обще­ственного питания невыгодно. Значит, в современных условиях домашнее хозяйство будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.

Данный урок относится к разделу «Основные сферы общественной жизни» и занимает пограничное положение между главами «Социальная сфера» и «Политическая сфера». Тема данного урока является актуальной, так как важно показать важность семьи в жизни человека. Специфика его заключается в том, что учащиеся должны осознать решающее значение семьи в процессе духовно-нравственного становления личности. Иметь представление о том, что без семьи прожить невозможно, помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на той стадии самопознания, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в обществе.

Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

Использовались инновационные образовательные технологии:

Технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные методы обучения: психологическая игра, метод рефлексии

Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения. Этого удалось добиться через психологическую игру и демонстрацию фото – презентации, видеоролики.

Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

Тип урока: комбинированный, урок - дискуссия

Цель урока:

  • формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге, об обязанностях, о нравственном воспитании;
  • показать важность семьи в жизни человека;
  • формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
  • Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.

Методы урока: словесные, письменные, наглядные

Оборудование:

  • выставка фотографий учащихся 10 класса на тему «Моя семья»,
  • видеоролики,
  • презентация «Петр и Февронья»,
  • иллюстрации,
  • буклет на тему «Семья и быт»

Ход урока.

Здравствуйте, я рада видеть Вас! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!

Я рада приветствовать вас, самые красивые и умные дети на свете! Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!


Сегодня мы проведем с вами урок обществознания по теме «Семья и быт».

Перед нами выставка фотографий семей учащихся 10 класса. Посмотрите, здесь и радость, и горе, печаль и удача. Есть все, но все ли семьи можно назвать счастливыми?

Я бы хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой

Лев Толстой

На прошлом уроке мы с вами разбирали вопрос, что такое социальный институт семьи. Давайте вспомним, что это такое.

Семья как социальный институт.

(Индивидуальная работа)

Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт- институт брака.

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

Функции семьи.

(Индивидуальная работа)

Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик (гимн семье ) 1 мин. 37 сек

В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

На этот вопрос нам подготовили ответ уч-ся Кожемяко Анна и Карпикова Наталья

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Презентация Петр и Февронья

(Зажечь свечи, когда в презентации прозвучат слова про свечи)

Что же представляет семья в современном обществе нам расскажет первая группа.

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

Какие проблемы есть у современной семьи?

Какие проблемы испытывает современная семья?

Перечислить?

  • Насилие в семье
  • Проблема жилья
  • Материальные проблемы
  • Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
  • Высокая смертность населения
  • Плохая экология
  • Нехватка рабочих мест, низкая з/п
  • Алкоголизм в семье
  • Проблема нравственного воспитания

Дискуссия

Ромашка Пути решения проблем семьи

По одному выходят к доске и приклеивают лепесток ромашки.

Также у нас работала творческая группа, которая подготовила буклет к уроку по теме «Семья и быт» Голенков Д. и Карпикова Н.

А теперь работает вторая группа.

Бытовые отношения.

(Работа в группе)

А теперь послушаем стихи о семье. (Склянный Е., Щуров А., Шемякова Л.)

Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе)

стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Стихотворение Молчанова Д.

Заключение. Закрепление.

Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

  • Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?
  • Какие выводы вы сделали для себя?

Ладошки: синквейн + 5 пожеланий, чтобы семьи жили счастливо.

Написать синквейн на тему «семья».

«Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.

Вернемся к нашей цитате.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Лев Толстой

Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

Улыбнитесь все, потому что я попрошу Вас открыть дневники. Поставьте себе оценку за урок. Я распишусь. Запишите домашнее задание. Спасибо за работу!

Домашнее задание : Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва или продолжение гимна семье.

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Агния Барто

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что - малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей"

В.Бересов

Семья – это счастье, любовь и удача…
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Лада Глыбина , статья "Мамашин кураж. Жестокость по отношению к детям превратилась в обыденное явление. По мнению психологов, домашний садизм вернется к обществу новым насилием. Мы теряем поколение...". Опубл. на сайте "Учительская газета", N45 от 30.10.2000. http://www.ug.ru/t32.htm

"...Пытаясь хоть как-то согреться, Димка сворачивался в клубок на грязном одеяле у мусоропровода и старался поскорее заснуть. Сегодня повезло: соседка, решившая поздним вечером выкинуть мусор, наткнулась на него в потемках и вынесла поесть. А потом бросила в сердцах:
- Ну чего ты здесь околачиваешься? Только сердце людям надрываешь! - И пригрозила кулаком в сторону соседней двери. - Ох, Галка, накажет тебя Бог. Где это видано, родное дитя из дома прогнать!

Жестко спится на цементном полу, когда знаешь, что совсем рядом,за бетонной стенкой, стоит твоя кровать. Утром он специально дожидался, когда мать выйдет из квартиры. Ничего не просил, просто молча смотрел. Она тоже молчала и всегда смотрела мимо...
Это не сюжет для бразильской мыльной оперы, а реальная история, которая не так давно произошла в одной из панельных двенадцатиэтажек отдаленного из спальных районов


Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

Тип урока: Урок-дисскусия

Цель: формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях; показать ценность и важность семьи в жизни человека; формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Оборудование: выставка рисунков на тему “Моя семья”; выставка фотографий “Что имеем и храним…” (о традициях семьи); материалы для проведения игры “Рождение семьи”; мультимедийное оборудование и презентация к уроку.

Раздаточный материал: выдержки из Библии; ситуационные задачи.

Термины и понятия: семья, психологический климат в семье, стиль семейных взаимоотношений.

Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”

Л. Н. Толстой

Ход урока.

Перед нами стоит цель: ….

Так же я хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой Виктор Гюго

И для начала я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна Семье, прошу вас посмотреть небольшой видеоролик.

(гимн семье ) 1 мин. 37 сек

В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтоб не множилось беззаконие
Петр и Феврония.

Презентация Петр и Февронья

На прошлом уроке мы с вами знакомились с тем, что семья является социальным институтом. Давайте вспомним. Нам расскажет…

Семья как социальный институт.

(Индивидуальная работа)

Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт— институт брака.

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

Функции семьи.

(Индивидуальная работа)

Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

Какие проблемы есть у современной семьи?

дисскуссия

Бытовые отношения.

(Работа в группе)

Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе)

Назвать 10 заповедей, которые придумали сами. И могли бы посоветовать своим друзьям.

Заключение.

Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы вы сделали для себя?

Написать синквейн на тему «семья».

«Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад - не нужен и клад.
Счастье.

Вернемся к нашей цитате.

Виктор Гюго «Семья - это кристалл общества»

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва.

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Агния Барто

Любили тебя без особых причин.
За то,что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то,что - малыш,
За то, что растешь,
За то,что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей"

В. Бересов

Семья - это счастье, любовь и удача…
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Цели урока:

1.Рассмотреть семью как один из наиболее древних социальных институтов, познакомить с функциями семьи и особенностями их реализации в современном обществе, охарактеризовать существующие в обществе бытовые отношения.

2.Довести до понимания учащихся значимость культурного отношения каждого человека к своему ближайшему окружению

3. Продолжить формирование умений работать с первоисточником, формирование навыков работы с компьютером (представление собственных презентаций)

Задачи для учащихся:

1.расширить знания о семье, как основном институте общества,

2. научиться делать важные записи в ходе изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная установка, раздаточный материал с извлечением из Семейного кодекса РФ, тесты

Оформление доски: тема урока, цели урока, домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Изучение новой темы по плану:

1. Семья и её функции.

2. .Брак и развод. .3Семья в современном обществе

4.Бытовые отношения

I Семья и её функции.

На доске записан список наук, занимающихся изучением семьи: ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ , ДЕМОГРАФИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИОЛОГИЯ.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт Семья как малая группа – это основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

В качестве малой социальной группы семья удовлетворяет личные потребности людей, играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализацию, является проводником тех ценностей и норм, которые приняты в обществе. В качестве института семья удовлетворяет социально значимые потребности общества. А именно –важнейшую потребность в воспроизводстве рода.

Обращение к историческому материалу – сообщение по теме: «Эволюция форм семьи» Слушая сообщение, запишите в тетрадь названия форм семьи на различных этапах исторического развития (

(премискуитет (40-50 тыс лет назад,), кровнородственная семья, Семья пуналуа, парная семья, моногамная семья.

Самыми распространёнными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи. Нуклеарная семья ((от лат. Nucleus –ядро) простая семья., состоящая из супружеской четы с детьми или без детей (или одного родителя с детьми).

Вопрос: Почему семью считают базовым социальным институтом?

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть дного из супругов

Образование семьи

Прекращение существования семьи

По числу детей семьи бывают многодетные, малодетные, бездетные

Определим, какие функции выполняет семья. Самостоятельная работа со статьёй учебника «Функции семьи» (стр № 000-198). Прочитать статью и заполнить таблицу.

Наименование функции

Сущность функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство населения -

Воспитательная

Хозяйственная (хозяйственно-бытовая)

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами- национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества

Первичного социального контроля

Определение норм поведения членов семьи в различных сферах

Духовная (духовно-нравственная)

Развитие личности каждого члена семьи

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Функции семьи подразделяются на специфические и неспецифические.

II Брак и развод.

Учитель: Понятие социального института, раскрывает специфику семьи и в её взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких институтов является наиболее тесно связанный с семьёй институт брака. На странице № 000 учебника Обществознание под редакцией определение - брак. (можно обратиться к школьному словарю по обществознанию или к энциклопедическому словарю). Брак – это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В настоящее время различают три вида брака

Наименование видов

Характеристика брака

Юридический брак

Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного права.

Работа с источником: извлечение из Семейного кодекса РФ – Раздел II Заключение и прекращение брака (статьи №:10-14,)

Задание 1 Определите позитивные условия
вступления в брак.

Задание 2 Определите негативные условия вступления в брак.

Брак подразумевает взаимные обязанности. Рассмотрим права и обязанности родителей по воспитанию детей..

Презентация: «Права и обязанности родителей»

Попробуем применить знания, полученные из презентаций при решении задач:

Задача № 1 : Гражданин Д. обратился в суд с иском, об освобождении его от уплаты алиментов на содержание дочери от первого брака. Дочери 17 лет, она учится в профессионально-техническом училище, материально обеспечена. Он же на своём иждивении содержит жену и тёщу преклонного возраста, а заработок в месяц составляет в среднем 5000 рублей. Основательны ли требования Д.?

(Предполагаемый ответ: Требования гражданина Д. неосновательны. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Дочь же истца Д. – учащаяся ПТУ, и не находится на полном государственном обеспечении.)

Задача № 2 :. Гражданин Р. уклонялся от воспитания детей и содержания своих детей, за что привлекался к уголовной ответственности . Когда дети выросли, а Р. стал престарелым. То обратился в суд с иском, о взыскании с них алиментов на своё содержание. Вправе ли суд отказать ему в заявлении.

(Предполагаемый ответ: Вправе. Согласно Семейному кодексу РФ, дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. В данном случае Р. привлекался даже к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Родителям, лишенным родительских прав, суд обязан отказать в иске о взыскании алиментов с детей.)

И в первой и во второй задаче речь шла о разводе. Как вы думаете, почему люди разводятся?

Презентация: «Развод и его последствия »

III. Семья в современном обществе: В современном обществе семья переживает качественные изменения. В старой традиционной семье роли супругов были чётко разграничены. Муж был добытчик, кормилец, он распоряжался деньгами. Жена была домохозяйкой, на её плечах лежали все домашние дела, быт, воспитание детей.

В советский период истории жена в семье нашей страны становится равноправным кормильцем семьи как и муж. Она идёт работать на производство, добивается высоких трудовых показателей. Женщина постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень. Она становится активной участницей общественной деятельности. Женщина-руководитель, женщина-депутат.

Равноправие женщин и мужчин на производстве и в обществе повлияло на характер распределения домашних обязанностей в семье. В такой семье обязанности выполняются совместно или по очереди. а также женщина в семье берёт на себя функции распоряжения финансами семьи.

В России 19 – начала 20 веков распространены были 3-х поколенные семьи, где жили дети, их родители и родители родителей. Сегодня таких семей мало. Взрослые дети, создавая собственные семьи, предпочитают жить и вести хозяйство отдельно о т родителей.

В многопоколенной семье старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей. , например, бабушки и дедушки помогали воспитывать детей. По-этому в семьях всегда было кому присмотреть за маленькими детьми. Это являлось одной из причин, что семьи были многодетными.

Отделившиеся современные семьи, имеют 2-х или одного ребёнка. (Идёт снижение рождаемости.) Получается так, что из-за стремления современных людей к карьерному профессиональному росту, у современных родителей не хватает времени, а иногда и желания для духовного общения со своими детьми в результате доминирует материальное обеспечение детей в семье над духовным общением родителей и детей.

На современном этапе развития общества идёт стремительный процесс разделения института брака и семьи. Если раньше гражданский брак осуждался общественным мнением, то сегодня таких браков много, и как правило многие из них не являются прочными. Статистические данные свидетельствуют о росте разводов и повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Почему же так сильно изменилась семья? Одни учёные считают, что связано это с модернизацией общества, а негативные проявления семейных изменений рассматривают как следствие незавершившегося затянувшегося процесса перехода от традиционной семьи к современной семье.

Другие учёные рассматривают семейные изменения как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами рыночной цивилизации. Этот кризис сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, как союза родителей и детей, как союза супругов.

Сходными взглядами и той и другой группы учёных является мнение о необходимости государственной политики, которая должна быть направлена на преодоление кризиса семьи, возрождение и укрепление семьи как социального института.

Презентация «Семейная политика в Российской Федерации»

IV. Бытовые отношения

Работа со словарем. Что такое БЫТ?

БЫТ – это уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья) , так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения.

Используя это определения сформулируйте, что такое бытовые отношения. БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это непроизводственные повседневные отношения, возникающие между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей.

Обыгрывание бытовой сцены в семье (муж, жена, старшая дочь).

Диалог после ужина:

- Муж (отец)Спасибо за вкусный ужин.

- Дочь мне тоже очень понравилось

- Жена (мать)Я рада, что вам понравилось. Но, кто сегодня будет мыть посуду?

- Муж точно не смогу, потому что мне сегодня на работе дали интересный журнал. Я должен его за сегодняшний вечер прочитать, а завтра его вернуть.

- Дочь Я тоже занята. Потому, что мне надо приготовиться к учебным занятиям. А задали нам на завтра очень много: по алгебре 3 номера, по английскому выучить новые слова, по истории сделать сообщение и ещё надо позаниматься с тестами по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Мать Посуду мыть мне.?

Отец Ты жена и мыть посуду – это женская обязанность в семье. И потом, у нас есть взрослая дочь. Почему она тебе не помогает?

Доч ь Но вы же сами сказали, что главная моя обязанность –это хорошая учёба в школе, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Мать Относительно хорошей успеваемости в школе я не возражаю. Однако, я тоже ежедневно нахожусь на работе с 8 часов утра до 5 часов вечера. Каждый день я приобретаю продукты питания в магазине, приношу их домой и поддерживаю дома порядок.

Отец Бездельников среди нас нет. Кристина учится в школе, я и работаем на производстве,

Задания и вопросы: 1. Прокомментируйте увиденную сцену. (Семья тратит нерационально время на организацию домашних дел.) Жена (мать) устаёт от перегруженности бытовыми заботами. Муж (отец) игнорирует помощь жене по дому. Считая, что домашние дела – это женские обязанности. А дочь – старшеклассница занята только учёбой.)

3. Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких? (приготовление обеда или ужина, уборка квартиры , наведение порядка во дворе и т. п., то что посильно физическому развитию ребёнка. Взаимопомощь в процессе бытового труда даёт членам семьи ощущение общности, ответственности друг за друга и за семью в целом.

4. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .(А) муж вымыл посуду сам. А взрослая дочь по-прежнему будет заниматься только учёбой

Б) Организовать собрание семьи и распределить обязанности. Это решение поможет избежать конфликта на бытовой почве. Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха: походы в кино, театр, экскурсии в музеи и выставочные залы и просто высвобождается время для духовного и физического совершенствования всех членов семьи. .)

5. Известны ли вам средства, которые помогают современной семье, экономить затраты труда и времени, на удовлетворение бытовых потребностей? (современная бытовая техника , пользование услугами комбинатов бытового обслуживания, швейные ателье , химчистки, прачечные, фотоателье, приобретение полуфабрикатов для приготовления пищи.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, для посещения культурных центров : театров, кино, выставок, а также повышение профессионального уровня.

Обратить внимание! бытовые отношения подразумевают бытовое общение и совместные дела соседей, молодых людей, людей пожилого возраста, живущих в одном доме, подъезде.

Введём ёщё одно новое понятие КУЛЬТУРА ТОПОСА.

КУЛЬТУРА ТОПОСА – это культура нашего места жительства.

(Просмотр фотографий, на которых дома, квартиры, подъезды находятся в идеальной чистоте) Приятно находиться в таких помещениях.

Просмотр Фотографий из газеты, где запечатлены надписи на заборах и подъездах.

Учитель Мир вокруг может стать лучше, если каждый из нас станет заботиться о его красоте и нравственной чистоте. А начинается это с малого, создания порядка и уюта рядом с домом, в котором живёшь, бережного отношения к установленным в парке скамейкам. Посмотрите вокруг, вы можете увидеть, где нужны ваши заботливые руки

Закрепление:

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

I вариант

1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию 1) социально-статусную 3)воспитательную 2) рекреационную 4) репродуктивную

2 Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак? А) наличие жилплощади В) Согласие родителей Б) Среднее или высшее образование Г) Достижение брачного возраста

3 Укажите, что является основным источником семейного права . А) Конвенция о правах ребёнка В) Кодекс о браке и семье РФ

Б)Семейный кодекс РФ Г)Уложение о семейных отношениях РФ

4 Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

5. Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) Они совместно владеют квартирой

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

II вариант

1.. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной)семьи?

А) Женщина экономически зависит от мужчины

Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.

2. . Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

А) досуговая В) социально-статусная

Б)репродуктивная г) экономическая

3 Семья в отличии от других малых групп характеризуется

1) Высокой политической активностью

2) Общностью быта

3) Общими увлечениями

4) Профессиональным роста

4. Верны ли следующие суждения о семье?

А) Семья – это малая группа

Б) Семья – это социальный институт

1) верно только А 2) верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5.Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется:

А) совместным проживанием как минимум трех поколений

Б) справедливым распределением домашних обязанностей

В) экономической зависимостью женщины от мужчины

Г) главенствующей ролью мужчины в доме.

Запись домашнего задания: параграф № 18. (составить словарь терминов по теме)

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности , усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .

Читая литературу о среде обитания человека, о eгo ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства. Следовательно, культура топоса означает культуру нашeго места жительства.

Разговор о месте жительства начнем с нескольких бытовых зарисовок:

1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед cвoей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит eгo ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.

2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки.

3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры.

4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пустые бутылки.

Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже догадались: все события происходят рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди. И поведение как взрослых, так и молодых людей отнюдь не выражает заботу о своем месте жительства.

В этот же ряд можно поставить сцены из жизни coceда-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие мaгнитофоны, хозяева которых меньше вceгo думают о coceдях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.

Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберемся, почему это происходит.

Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго. (3aдyмайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования»

Не случайно, отвечая на вопрос: «где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Мoжет ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым? Подумайте: что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?

Современные архитекторы, строители решают задачу создания новоо типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего xoзяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание людей. Многие трудоемкие хозяйственные функции кoнцeнтрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, сквeры. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живем. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу eгo склонности, здесь зарождаются eгo симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается eгo характер... Но жизнь семьи, ее нpaвы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всeго общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Ceмья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, ocтaвленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо тaких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей.

Складывается общественная жизнь не по-человечески, а позвериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кpyгoм кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в ceмейном быту. Вместо литературных, эстетических,общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»