Что делать если депрессия в 14 лет. Подготовка к визиту врача

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

Пубертатный возраст – испытание для родителей и детей. Необходимо вовремя распознать признаки депрессии у подростков, чтобы своевременно оказать помощь. Первые проявления опасного состояния можно заметить в 12–14 лет, когда ребенок пытается принимать собственные решения, нести ответственность за поступки, но неокрепшая психика не всегда готова к столь радикальным переменам.

Причины подростковой депрессии

Депрессивные состояния проявляются в виде постоянной подавленности, грусти, плохого настроения, возможны приступы агрессии – психика ребенка еще не умеет адекватно реагировать на критику, стрессы, усугубляет положение гормональная перестройка организма.

Почему возникает депрессия у подростков:

  • неприятие действительности – в пубертатном возрасте рушатся детские идеалы, подростки начинают понимать, что мир более жесток и несправедлив, чем ему казалось ранее;
  • период взросления сопровождается юношеским максимализмом, категоричностью во взглядах, эгоцентризмом, поэтому подростку постоянно кажется, что его не слышат, потребности игнорируют;
  • разрыв с друзьями, переезд в другой город – подростку приходится заново завоевывать расположение учителей, одноклассников, что является сильным стрессом;
  • интернет-зависимость – потеря связи с реальным миром оборачивается тяжелыми психологическими проблемами;
  • неблагополучная семья, плохие отношения между родителями, развод, невозможность приобрести желаемые вещи из-за небольшого достатка – все эти факторы часто провоцируют развитие депрессивных состояний;
  • несоответствие внешности идеалам, нелюбовь к собственному телу;
  • насмешки, издевательства в школе, одиночество;
  • давление со стороны родителей, несоответствие их идеалам – подросток страдает от постоянной критики по поводу плохой успеваемости, проигрыша в соревнованиях;
  • чрезмерная опека – подростку нужна свобода, он должен совершать собственные ошибки, чтобы научиться делать выводы;
  • неудачный первый сексуальный опыт, разрыв с любимым человеком, потеря близких людей.

Важно! Депрессия у подростков никогда не возникает без причин, всегда есть события и обстоятельства, которые послужили причиной развития опасного состояния. Родителям не следует списывать все на гормональную перестройку организма, а постараться вникнуть в ситуацию.

Симптомы депрессивного состояния

Один из главных признаков депрессии – снижение или полное отсутствие интереса к привычным и повседневным делам. Этот симптом появляется первым, присутствует до полного излечения.

Как проявляется депрессия у подростков:

  • ребенок начинает хуже учиться, часто прогуливает школу;
  • аффективные признаки – подавленное настроение, апатия, что часто выражается в виде повышенной раздражительности;
  • искажение мышления, склонность к поспешным выводам, пессимизм, ожидание негативных последствий;
  • ангедония – социальная замкнутость, отсутствие интереса к жизни, неспособность получать удовольствие от любимых ранее вещей и занятий;
  • синдром дефицита внимания;
  • трудности в принятии самостоятельных решений, сложности с концентрацией;
  • отсутствие или заметное увеличение аппетита;
  • бессонница, постоянное желание спать;
  • вспышки гнева и агрессии, плаксивость, беспричинное возбуждение;
  • чувство вины, ощущение собственной бесполезности, беспомощности;
  • мысли о самоубийстве, попытки суицида.

Депрессия может проявляться в виде соматических признаков – мигрень, нарушение стула, мышечная слабость, сердечные и желудочные боли, зуд, кожные высыпания.

Важно! Депрессивные состояния могут быть вызваны наследственными факторами – если у родителей есть или были психические отклонения, то риск развития депрессии в пубертатном периоде увеличивается в несколько раз.

Возрастные характеристики

Депрессивные состояния диагностируют в 12–17 лет. Существуют некоторые отличия в клинической картине у подростков разного возраста.

Проявления депрессии в зависимости от возраста:

  1. В 13–17 лет может резко измениться поведение подростка – он становится вспыльчивым, неуравновешенным, грубит, перестает учиться, начинает курить, может употреблять спиртные напитки и наркотические средства. При этом ребенок утверждает, что у него все хорошо, отрицает наличие проблем.
  2. В 14–16 лет может развиться ипохондрия – ребенок постоянно жалуется на плохое самочувствие, не отказывается от обследований, принимает все лекарства. Но состояние при этом не улучшается, появляется плаксивость, он перестает учиться, настроение стремительно ухудшается.
  3. В 12–15 лет дети начинают жаловаться на трудности в учебе – подростку сложно сконцентрироваться, ухудшается память, появляется хроническая усталость. При этом ребенок до минимума ограничивает круг общения, теряет интерес к хобби, перестает выходить из дома.

Важно! Депрессия проявляется разными симптомами, поэтому, если поведение подростка резко меняется, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту.

Виды проявления депрессии

Признаки депрессии очень разнообразны. Клиническая картина заболевания зависит от вида патологии, наблюдаются и смешанные формы.

Виды депрессивных состояний:

  1. Реактивная депрессия – наиболее распространенная форма патологии среди подростков, отличается доброкачественным течением, часто возникает на фоне развода, потери близких людей.
  2. Меланхолическая – заболевание проявляется в виде угнетенного состояния, тоски, подросток теряет интерес ко всему происходящему, ведет малоподвижный образ жизни. Развивается выраженная заторможенность реакций, нарушается сон, аппетит. Если у девочки-подростка уже начались месячные, возникают серьезные сбои в цикле. Появляются суицидальные мысли.
  3. Тревожная – подросток постоянно находится в состоянии паники, страха и растерянности, боится смерти, потери близких, что его выгонят из дома.
  4. Дистимия – хроническое депрессивное состояние, клиническая картина смазанная, поэтому патология может продолжаться несколько лет. Болезнь часто развивается у меланхоликов, негативно сказывается на социально-психологической адаптации, сложно поддается лечению.
  5. Биполярное расстройство – наблюдается частая смена маниакальной и депрессивной фазы заболевания.

Наиболее опасной считается сильная депрессия – заболевание может продолжаться до 9 месяцев. Симптомы схожи с проявлением патологии у взрослых – перепады настроения, бессонница, отсутствие аппетита, мысли о самоубийстве.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Депрессивные состояния имеют некоторые гендерные различия – юноши часто ударяются в пьянство, начинают употреблять наркотики, сбегают из дому. У подростка-девочки они проявляются следующими признаками – скрытность, замкнутость, резкая смена внешности. Девочки стараются все переживания загнать внутрь, что чревато различными психосоматическими заболеваниями.

Важно! Различные проявления депрессивных состояний диагностируют у 60–75% подростков. У девочек болезнь развивается практически в 2 раза чаще, нежели у мальчиков.

Признаки суицидального поведения

Мысли о самоубийстве часто сопровождают депрессивные состояния у подростков. Основным фактором суицидального риска является травля со стороны одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, отсутствие внимания и понимания со стороны родителей, безответная любовь. Ежегодно жизнь самоубийством заканчивает около 5 тыс. детей в пубертатном возрасте.

Как распознать склонность к суициду:

  • отсутствие мечтаний, надежд, планов;
  • подросток постоянно говорит о своей никчемности, утверждает, что никому не интересен;
  • подготовка к самоубийству – просмотр специфических сайтов и форумов, составление предсмертной записки;
  • полная апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
  • мрачные рисунки, умышленное нанесение увечий себе;
  • истерические припадки, когда подросток угрожает убить себя.

Важно! Интернет сильно влияет на становление личности подростка, часто именно в сети дети находят себе кумиров, что может быть опасно. Пример тому группы «Синий кит», администраторы которых подталкивали детей к самоубийству. Существует много программ, предназначенных для отслеживания сайтов и форумов, на которые заходит ребенок.

Лечение депрессии

При появлении признаков депрессивного состояния в подростковом возрасте нельзя заниматься самолечением, скорректировать поведение может только специалист. Для устранения тревожных симптомов используют комплексный подход – медикаментозное лечение и различные виды психотерапии.

При легкой и средней степени тяжести депрессии используют методы психокоррекции. После определения причин развития заболевания специалист назначает индивидуальные или групповые сеансы, цель которых укрепить самооценку, развить способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, научить подростка правильно взаимодействовать с людьми. При неблагополучной атмосфере в семье необходимо обратиться к семейному психотерапевту.

Медикаментозную терапию используют при тяжелых формах патологии, лечение проводят при помощи антидепрессантов – Флуоксетин, Эсциталопрам. В зависимости от причины, которая спровоцировала развитие болезни, могут назначать другие препараты для ускорения работы левого полушария и замедления процессов правого. Для коррекции поведения используют гормональные средства, витамины, стимулирующие или седативные медикаменты.

Родительская помощь подростку

Лечением и предотвращением депрессивных состояний у детей и подростков должен заниматься не только специалист, но и родители.

  • строить доверительные отношения с детьми – никакой критики, давления, чрезмерной опеки;
  • укреплять самооценку, поощрять и развивать умение самостоятельно принимать решение;
  • искренне радоваться успехам ребенка;
  • интересоваться жизнью, увлечениями подростка;
  • избегать конфликтных ситуаций;
  • на личном опыте показывать, как можно выходить из сложных жизненных ситуаций.

Родителям необходимо найти совместное занятие с ребенком – тренировки, подвижные игры. В домашних условиях можно заниматься арт-терапией – лечение танцами, музыкой, рисованием. Это помогает нормализовать психоэмоциональное состояние.

Важно! Самый лучший способ избежать и вывести подростка из депрессии – любить его и не забывать говорить об этом.

С незначительными отклонениями в поведении ребенка родители могут справиться самостоятельно, иногда достаточно просто поговорить по душам. Но если апатия и подавленность наблюдается у подростка дольше 2 недель, он не идет на контакт, достучаться до него невозможно – следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту. Депрессия – это не просто плохое настроение, а серьезная угроза для жизни и здоровья ребенка.

Подростковая депрессия – это тяжелое психическое расстройство, возникающее в возрасте от 11 и до 16 лет и характеризующееся резким снижением настроения, эмоциональным расстройством, суицидальными и негативными высказываниями или намерениями.

Сегодня психологи во всем мире с тревогой отмечают рост числа подростковых суицидов, преступлений и зависимостей, возникающих на фоне психических расстройств. По некоторым данным, каждый десятый подросток в развитых странах в период полового созревания переживает один или несколько эпизодов , которые затем могут перейти в полноценное психическое депрессивное расстройство.

Ежегодно из-за подростковой депрессии тысячи подростков кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами или игроманами, уходят из дома или совершают противоправные действия и большинство из них – дети из благополучных семей, чьи родители считают, что они сделали все для своего ребенка. Что же делать, если у ребенка неожиданно появились признаки подростковой депрессии и как справиться с этим опасным заболеванием?

В период полового созревания меняется поведение всех детей без исключения, кто-то переносит гормональные «бури» спокойнее, а кто-то впадает в настоящую депрессию, причем, очень часто, родителям и окружающим подростка кажется, что причин для подобного расстройства нет и быть не может.

Депрессия, так же, как и другие изменения в поведении подростка, возникает из-за и на фоне резкого гормонального дисбаланса, обусловленного начавшейся работой половых органов.

В этот период резко обостряется эмоциональная чувствительность, а лабильность нервной системы не дает возможности спокойно реагировать на всевозможные раздражители, «обрушивающиеся» на психику подростка. Отсутствие жизненного опыта, комплексы неполноценности, неуверенность в себе, жестокость и агрессивность в подростковой среде вызывают неврозы, которые могут стать причиной депрессии.

Если у взрослого человека депрессия развивается в течение нескольких месяцев или лет, у подростков депрессивный невроз может возникнуть за считанные недели или даже дни. В свою очередь родители даже не догадываются о наличии каких-то проблем у ребенка.

Подростковая депрессия возникает на фоне 2-х основных процессов, происходящих в организме и сознании подростка:

  1. Гормональные перестройки – в период полового созревания нервная система подростка выдерживает огромные нагрузки. Из-за нестабильности гормонального фона дети не могут справиться с эмоциями, приступами раздражения, тоски или тревожности. В это время подростка задевает все – не вовремя сказанное слово, раздраженный взгляд, чрезмерная опека, отсутствие внимания и многое, многое другое. Справляться со своим эмоциональным состояниям подростки учатся в течение 2-4 лет, а до этого гормональный дисбаланс может стать причиной развития тяжелейшей депрессии.
  2. Процесс самосознания, переосмысления и осмысления окружающего – ребенок редко задумывается о происходящем в окружающем его мире, он принимает все – как негативное, так и положительное. А вот вступая в подростковый период дети начинают переосмысливать все, что их окружает. В этом возрасте их отличает эгоцентризм и категоричность. Весь мир делиться на черное и белое, хорошее и плохое и вертится исключительно вокруг подростка. Именно из-за этого возникают постоянные ссоры с родителями и педагогами. Подростки неожиданно обнаруживают, что мир совсем не таков как им раньше казалось, взрослые тоже ошибаются, обманывают, а их собственное будущее совсем не обязательно будет сказочным. Иногда неокрепшая психика не выносит такого диссонанса, и подросток уходит от неприятной реальности – в компьютерные игры, наркотическую зависимость или депрессию.

Спровоцировать начало депрессии у подростков может все, что угодно, точные причины заболевания можно выяснить только после долгих разговоров с больным и наблюдением за его состоянием.

Чаще всего подростки страдают из-за:

Симптомы

Отличить проявления очередного «каприза» или обычный пубертантный бунт от симптомов подростковой депрессии достаточно сложно.

Важно помнить, что если поведение подростка резко поменялось или плохое настроение ни на минуту не покидает подростка в течение 1-2 недель, нужно обязательно обращаться за квалифицированной помощью. Ведь подростковая депрессия развивается стремительно, а ее последствием могут стать попытки суицида, наркомания, бродяжничество или асоциальное поведение подростков.

Депрессию у подростка можно заподозрить, если:

Все эти симптомы сами по себе не могут быть критериями диагностики подростковой депрессии, но если у вашего ребенка наблюдается 3 и более признаков одновременно – это повод задуматься, обратить на ребенка больше внимания и .

Лечение расстройства

начинается с посещения психотерапевта или . Только квалифицированный специалист сможет оценить тяжесть состояния больного и назначить соответствующую терапию. Важно неукоснительно следовать рекомендациям.

Психотерапевтическое лечение

При легкой форме заболевания и раннем обращении бывает достаточно психотерапевтического и немедицинского лечения. В таких случаях назначают семейную и , используют когнитивную и рациональную психотерапию, а также такие вспомогательные элементы, как сказкотерапию, моделирование ситуации, расстановку и другие методы, помогающие подростку высказать свои чувства и найти решения проблем самостоятельно.

При лечении у подростков депрессии обязательна совместная работа родителей и психотерапевта.

Родители должны обеспечить своему ребенку постоянную эмоциональную поддержку, научиться правильно вести себя с больным, высказывать свои эмоции, проявлять любовь и слышать, что пытается сказать своим поведением их ребенок. Наиболее эффективными здесь будет одновременное прохождение психотерапевтического лечения всеми членами семьи. Кроме этого, необходима организация правильного режима дня, полноценного питания, спокойного сна, совместного досуга и других мероприятий, которые помогут наполнить жизнь подростка положительными эмоциями.

Медикаментозная терапия

Тяжелые подростковые депрессии . Такие препараты достаточно опасны для неокрепшего организма, поэтому выбор препарата и дозы должен осуществляться только лечащим врачом. Ни в коем случае нельзя пытаться лечить депрессию с помощью любых препаратов самостоятельно. Для лечения подростков используют антидепрессанты последних поколений, с минимальным количеством побочных действий – , и другие.

Также могут использоваться растительные седатики и транквилизаторы: , настойки пиона, пустырника и валерианы.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

В связи с рядом физиологических причин, подростки сильно подвержены перепадам настроения и очень чувствительны ко всему окружающему. Часто родные воспринимают плохое настроение у подростков, как «переходной возраст» и «возрастной бунт». Но за этим стоит нечто большее, чем капризы и протест. И «подростковая депрессия» все же понятие больше медицинское, чем психологическое.

Как распознать подростковую депрессию

Отличить депрессию от угнетенного состояния обывателю непросто. Но специалисты выделяют ряд симптомов, на которые внимательный родитель или друг обязательно обратит внимание.

Вот основные признаки депрессии у подростков:

  • Апатия – равнодушие и безучастность, сильное отрешение от всего происходящего, даже от любимых и интересных вещей, людей.
  • Пониженное внимание и неспособность сосредоточиться.
  • Отсутствие аппетита (распространяется на все продукты, в том числе сладости и любимые раньше блюда)
  • Постоянные несильные, но навязчивые боли, преимущественно по типу ВСД – головные, сердечные, желудочные боли.
  • Равнодушное отношение, безответственное поведение, забывчивость.
  • Явное или опосредствованное выявление мыслей о смерти (прямое недемонстративное высказывание, творчество, рискованные безрассудные поступки, несущие угрозу жизни, нанесение себе увечий).
  • Бессонница в ночное время и гиперактивность в дневное.
  • Избегание общения, тяга к одиночеству.
  • Употребление алкоголя, курения, наркотических веществ.
  • Беспорядочные сексуальные связи.

Если у подростка проявляется хотя бы половина этих признаков – стоит забеспокоиться и обратиться к специалисту за консультацией.

Каковы причины возникновения депрессии

В возрасте от 12–18 лет в организме человека протекают бурные процессы перестройки – гормональные изменения. Именно они являются причиной резких перепадов настроения и аппетита. Этим изменениям подвержены в подростковом возрасте все люди, но интенсивность протекания у всех разная.

Кто-то ненадолго уходит в себя и максимум, который можно ожидать от человека в этом возрасте – грустные стихи и принадлежность к мрачной субкультуре. Депрессия у этой группы поддается коррекции и не требует вовлечения в курс антидепрессантов.

Но есть другая категория, которая входит в группу риска по самоубийствам. Это подростки, мнительные и эмпатичные с раннего детства, дети, стоящие на учете у невролога или психиатра, определенные социальные группы (инвалиды, сироты, дети из неблагополучных семей, педагогически запущенные подростки).

У таких подростков незамеченная и невылеченная депрессия может привести к ужасным последствиям – манифестациям (дебютам) психических заболеваний, суицидальным попыткам, асоциальному поведению.

Гормональный фон постоянно меняется в соотношениях, что вызывает то необоснованную агрессию, то упадническое настроение. Таким образом, гормональные изменения в организме подростков являются основной причиной возникновения депрессии.

Как понять, что пора обратиться за помощью к специалисту?

Обычно родители наблюдают и всячески борются с депрессивными признаками у детей, в основном агрессивными способами. Но наступает момент, когда они понимают, что черта перейдена и пора искать помощи у врача. Как не пропустить этот момент и уберечь ранимого подростка?

Вот признаки, заметив которые стоит обратиться за консультацией к психотерапевту или психиатру:

  • Заметные следы самоповреждений (порезы на руках, сбитые кулаки)
  • Отказ подростка от пищи в течении более чем пяти дней.
  • Высказывание напрямую, или через продукты творчества суицидальных идей и мыслей, следы суицидальных попыток.
  • Деструктивное асоциальное поведение (драки, агрессивные конфликты, грубые нарушения закона).
  • Изоляция от окружающих.
  • Прогрессирующая апатия.

Если были замечены вышеперечисленные симптомы, нужно незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, Даже демонстративный суицид может стать успешным. Поэтому важно не пропустить депрессию у подростка.

Как будет проходить лечение

Прежде всего важно понимать, что лечение – дело врачей. И уж никак не дилетантов или интернет-советчиков. Психотерапевт и психиатр проведет ряд обязательных исследований, тестов и в зависимости от выраженности определенных симптомов назначат индивидуальное лечение.

Согласно схеме , утвержденной ВООЗ, терапевтическая программа включает в себя следующие компоненты:

  • Полный курс диагностических процедур для выявления физиологических и психологических причин выявления депрессии – лабораторные анализы, неврологическое обследование, терапевтические исследования, психологические тесты.
  • Симптоматическое лечение: антидепрессанты, витамины, гормоны (в отдельных случаях), обезболивающие и стимулирующие препараты, иммунокорректоры.
  • Психотерапия – индивидуальные и групповые занятия. Когнитивные и бихевиоральные методы психотерапии.

Коротко об антидепрессантах

При депрессии подросткам часто назначают антидепрессанты. Родных часто пугает такое назначение, поэтому ниже будет дано краткое пояснение по поводу этой группы препаратов.

Антидепрессанты – специальная группа лекарственных средств, применяемых для лечения депрессий различной природы. Механизм их действия заключается в выравнивании количества дофаминов, норадреналина и серотонина в организме. Эти три вещества являются строительным материалом психического состояния. При снижении уровня серотонина и норадреналина и возникает депрессия.

О привыкании

Существует мнение, что антидепрессанты вызывают зависимость и способны спровоцировать другие психические расстройства. На деле же все обстоит несколько сложнее. Привыкание к антидепрессантам – это личный выбор пациента, а не потребность организма. Дело в том, что человек испытывает облегчение и улучшение состояния после приема антидепрессантов. Повышение уровня серотонина улучшает настроение и самочувствие человека. Боясь исчезновения такого заметного эффекта, человек может специально увеличивать дозу или принимать антидепрессант после окончания лечения.


Таким образом, зависимость является проблемой психологической, а не медикаментозной. Если в советском союзе антидепрессант и имел психотические побочные эффекты, то сегодня огромный выбор антидепрессантов позволяет избежать такого эффекта на уровне организма. А личный выбор подростка может быть скорректирован дополнительно.

Какие препараты назначают подросткам при лечении депрессии

Все антидепрессанты делятся на две группы, в зависимости от эффекта – возбуждения или торможения нервной системы.

  • Тонизирующие антидепрессанты:
  • Гиперицин
  • Имипрамин
  • Прозак
  • Дезипрамин
  • Седативные антидепрессанты:
  • Азафен
  • Людиомил
  • Пароксетин
  • Рекситин

Профилактика депрессии у подростков

Чтобы избежать необходимости прибегать к медикаментозному лечению депрессии, нужно внимательно следить за состоянием подростка. Необходимо искренне интересоваться его делами, быть готовым выслушать и принять в любой ситуации, по возможности избегать конфликтов и внимательно следить за речью. Здоровые отношения с родными и друзьями обеспечивают мягкость протекания подростковой депрессии.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»