Конспект образовательно – воспитательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Образовательная область: Развитие речи
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважениек другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Возрастные особенности детей: 4 года
Предварительная работа .
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных;
игра «загадки»;
словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково», «Угадай-ка»;
А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)
А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)
Материал:
Картина «Кошка с котятами»;
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: дети здороваются
Воспитатель: Отгадайте загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Дети: Кошка.
Воспитатель: Где живет кошка?
Дети: Дома.
Воспитатель: Кошка -это какое животное домашнее или дикое?
Дети: Кошка – это домашнее животное.
Воспитатель: Кошка – это удивительное животное. Ия хочу вам показать одну интересную картину.
Давайте ее внимательно рассмотрим.
Воспитатель Кто нарисован на картине?
Дети Кошка с котятами
Воспитатель: Что делает кошка?
Дети Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
Дети: Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Нелли расскажет про рыжего котенка.
Ульяна расскажет про серого котенка.
Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Воспитатель: Давайте представим что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите?
Дети: котята сопят, мурлыкают, рычат.
Воспитатель: Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете?
Дети: Мягкие, пушистые, теплые.
Воспитатель : А давайте, мы с вами, превратимся в котят! (Дети одевают маски котят)
Физкультурная минутка.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)
Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз
Вот налево повернулись (повернуть голову налево),
Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)
Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)
Воспитатель: Ребята, а с чем любят играть котята?
Дети: с клубочком.
2.Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
Воспитатель Пришло время вернуться к нашей картине.
Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки. Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.
Давайте откроем клубочек.
Да, правильно это Рыжик.
А кто хочет про него рассказать? Какой он?
Иди, Нина, а я тебе помогу.
У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, та и хочется ее погладить.
Нина, а скажи нам, пожалуйста, а каким цветом у Рыжика глазки?
Зеленые
А еще у него глаза веселые, озорные.
Нина, а как ты думаешь, что делает Рыжик?
Он играет с мячиком.
Ребята, а как вы думаете, а кто спрятался за синим клубочком?
Серый котенок.
Алина, что он делает?
Он играет с клубочком.
Давайте откроем клубочек.
Вот мы с вами нашли еще одного котенка маме кошке.
А кто же спрятался за синим клубочком?
Это полосатый котенок.
Давайте откроем клубочек.
Правильно это он, спит рядом с мамой.
Олеся, иди расскажи нам про полосатого котенка.
Воспитатель: А теперь Владик попробует составить рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Рефлексия деятельности.
Опрос детей: Почему понравилась эта картина?
Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.
Вы друзья мои старались
Все прилежно занимались
Всех хочу благодарить
И раскраску подарить
Дети по желанию раскрашивают Кошек.
Составила: Калюга А.С.
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в
средней группе
на тему:
«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение внимательно рассматривать картину;
Формировать умение активно участвовать в беседе;
Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;
Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая. игривая, добрая, умная, нежная, заботливая);
Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Развивающие:
Развивать умение согласовывать слова в предложении;
Развивать умение согласовывать речь с движением;
Развивать психические функции: воображение, внимание, память;
Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).
Воспитательные:
Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;
Воспитывать уважение к другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.
Предварительная работа .
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;
чтение стихотворений и рассказов о животных; отгадывание загадок; словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково»,
Материал:
картина «Кошка с котятами»;
Содержание организованной деятельности детей:
-Я вам сейчас подскажу.Для этого вам нужно отгадать загадку.
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днем спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кошка)
Кто же это?
Правильно ребята. К нам пришла в гости кошка (игрушка)
Ответы детей в кругу с мячом.
Рассмотрение иллюстраций с животными
Отгадывание загадки.
3.Совместная деятельность
Загадку вы отгадали, а в игру не поиграли.
Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»
Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: «Царапаться».Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.
Ребята, а кошка пришла к нам не с пустыми лапками, а принесла с собой картину « Кошка с котятами » !
Давайте ее внимательно рассмотрим.
- Кто нарисован на картине?
Дети Кошка с котятами
- Что делает кошка?
Дети Сидит и смотрит на котят
Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)
У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.
- Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).
Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.
- Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)
Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)
Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.
Даша расскажет про рыжего котенка.
Лёша расскажет про серого котенка.
Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)
А как бы вы хотели назвать эту картину?
Художник дал картине название «Кошка с котятами».
Дети описывают действия кошки.
Описывают котят.
4.Самостоятельная деятельность
А теперь Карина попробует составить рассказ по картине.
Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.
«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».
Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.
Составление рассказа по картине.
5. Рефлексия (Подведение итогов)
Вам понравилась эта картина? Почему? Какие трудности возникали при составлении рассказа? Что понравилось, а что не очень?
Дети по желанию раскрашивают картины кошек.
Ответы детей с мячом.
Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
(конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) во второй младшей группе)
Форма проведения: фронтальная
Место проведения: группа детского сада
Задачи | Интеграция образовательных областей | Предварительная работа | Методы и приёмы | Оборудование |
Связная речь
Словарь и грамматика
Звуковая культура речи
|
Виды детской деятельности:
|
| Словесный метод:
Наглядный метод:
Практический:
|
|
Ход ННОД:
1. Организационный момент (мотивация)
Ребята, сейчас я Вам загадаю загадку, а Вы попробуйте отгадать
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
Дети: Кошка
2. Основная часть
Беседа по картине
Воспитатель: Кошку зовут – Мурка.
Кошка, какая? (Большая, пушистая, мягкая, красивая).
Воспитатель: Кошка Мурка принесла вам на занятие картину. И она хочет посмотреть, как вы умеете по ней отвечать на вопросы и составлять рассказ:
Воспитатель : Мурка, посиди и послушай, дети расскажут о тебе и о твоих детках.
(Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на картину)
- Кто нарисован на картине? (Кошка с котятами).
- Что делает Кошка?
- Какого цвета лапки у кошки?
- Что у кошки на голове? (уши)
- На мордочке? (глаза, нос, рот, усы)
- Кто ещё нарисован на картине? (котята) Какого цвета котята?
- Что делает серый котёнок? (играет с клубочком ниток)
- Что делает рыжий котёнок? (лакает молоко из миски)
- Что делает коричневый котёнок ? (спит возле мамы)
Физкультминутка
(Физкультминутка проводится 2 раза).
Воспитатель: Перед тем как составить рассказ. Давайте вспомним
Кто изображён на картине? (Кошка с котятами) .
Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).
Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).
Рассказ воспитателя:
«На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она лежит на коврике и наблюдает за своими котятами. У кошки Мурки есть маленькие пушистые котята – серый, рыжий, коричневый. Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе».
(Воспитатель предлагает первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец)
* Игра «Дикие и домашние животные».
На столе разложены картинки дикие и домашние животные. Необходимо выбрать только домашних животных.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).
О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).
(В конце занятия кошка Мурка благодарит детей за интересные рассказы и дарит на память эмблемы с изображением котят).
Конспект открытого занятия по развитию речи
во второй младшей группе «Задоринка».
«Кошка с котятами» (рассматривание картины).
(занятие подготовила воспитатель Дубасова М.С.)
Цель: Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»
Задачи:
Образовательная:
закрепить и уточнить представление детей о кошке и котятах (кошка большая,
котята маленькие);
учить называть части тела животного (голова, хвост, лапы, острые ушки);
учить отвечать на вопросы по картине предложениями из двух слов -- трех слов; произносить звукоподражания;
закреплять умение называть животных и их действия;
Воспитательная:
воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;
воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.
Развивающая:
развивать внимание, память, мышление, общую моторику, тактильные ощущения
Словарная работа: котёнок, котята, клубок, лакает.
Материалы и оборудование : сюжетная картина « Кошка с котятами», мягкие игрушки кошка и котёнок.
Ход занятия:
Организационный момент :
За дверью помощник мяукает и царапает дверь.
Воспитатель : Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.
II. Описание игрушки. (Внести игрушку кошку с котенком к детям.)
–Дети, кто к нам пришел? (кошка с котенком) Поздоровайтесь!
– Давайте же посмотрим, какая кошка? (белая, пушистая, мягкая), а котенок? (маленький, серенький, пушистый)
– Кошка любит, когда ее гладят по спинке и начинает мурлыкать мурр – мурр!
Котенок тоже любит ласку, он согрелся у нас и мяукает.
Как мяукает котенок? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
– Кошка с котенком любят молоко, они его лакают из блюдца.
Что любит кошка с котенком? (лакать молоко).
Пусть кошка Мурка и котенок отдохнут, погреются, а мы с вами посмотрим на другую кошечку с котятами.
2. Основная часть. Беседа по сюжетной картине.
Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.
Кого вы видите на картине?
- Кошку с котятами.
Давайте расскажем о них.
Воспитатель. Жила-была кошка со своими котятами. Кошка большая, а котята маленькие.
Какая кошка? (Большая.) А котята? (Маленькие.)
Кошка одна, а котят сколько? (Много.)
Живут они в доме у человека, он их кормит молоком, рыбой, мясом. Котята очень любят играть: катают шарики, клубки, бегают друг за другом и мяукают.
Как котята мяукают? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
А кошка лежит, следит, чтобы котята далеко не разбежались и мурлычет.
Как мурлычет кошка? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
– Что делает кошка? (лежит на коврике, смотрит на котят, наблюдает за ними).
Покажите на картине кошку. (Дети показывают.)
– Кошка красивая. Какого цвета шерстка у нее? Хвост? Животик? А лапки как будто в белых носочках.
Покажите где у кошки глазки, усы, хвостик, лапки. (Дети выполняют задание.)
Покажите на картине котят. (Дети показывают.)
Что они делают? (Играют, мяукают.)
– Какого цвета этот котенок? (рыжий)
– Что делает рыжий котенок? (лакает молоко из блюдца)
А этот котенок какого цвета? (серый с белыми пятнами)
– Что он делает? (играет с клубком)
– А какого цвета этот котенок? (черный с белыми полосками)
– Что он делает? (спит)
Мы с вами гладили кошечку и котенка. Какая у них шерстка? (мягкая, пушистая).
Физкультминутка: По мотивам песенки «Серенькая кошечка».
3 часть: Обобщающий рассказ педагога по картине «Кошка с котятами».
В доме у дедушки с бабушкой жила кошка с котятами. Она лежит на коврике и внимательно следит за своими котятами. Кошка большая и очень красивая. У нее серая шерстка с черными полосками, груди и животик у нее белые и лапки, как будто в белых носочках. У кошки большие зеленые глаза, острые ушки и длинные усы.
Ее детки - котята играют рядом. Черный котенок с белыми полосками устал, зажмурил глазки, положил голова на лапки и уснул.
Рыжий котенок проголодался, он подошел к блюдцу и лакает молоко. Он такой смешной. У него рыжая спинка, хвостик, а ушки и лапки белые.
Серый котенок с белыми пятнами – непоседа. Опрокинул у бабушки корзинку с клубками цветных ниток и играет с ними. Он встал на задние лапки, а передние положил на клубочек.
Котята очень милые, у них острые ушки на макушке, маленький хвостик, на лапках царапки (маленькие коготки) и мягкая пушистая шерстка.
Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности?
Воспитатель: Понравился вам рассказ? (ответы детей). Наша кошка Мурка и котенок отогрелись, налакались молочка, и теперь вы можете подойти погладить и поиграть с Муркой и котенком.
Образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.
Развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,
Воспитательные: воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничевства, активность и инициативность.
Оборудование:
Картина "Кошка с котятами";
Игрушка котёнок;
Предварительная работа: беседа о домашних животных.
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
(Воспитатель загадывает загадку).
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поёт.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.
Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).
Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"
Физминутка
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потм они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.
1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?
2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?
3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью. После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.
"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют. А давайте вспомним, что мы сегодня делали.