Методы и приемы воспитания в семье. Стили семейного воспитания

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В семейном воспитании на ребенка стихийно действуют обстоятельства жизни семьи и ближайшее ее окружение, материальные и моральные условия, вся атмосфера с положительной и негативной направленностью. Семейные отношения выражаются в тактике семейного воспитания. В каждой семье имеются свои особенности семейного воспитания. Выработка этих нюансов - это поиск правильной точки отсчета в воспитании. Рассмотрим несколько особенностей семейного воспитания, наиболее распространенные в современных российских семьях.

В тех случаях, когда для родителей интересы ребенка превыше всего, они подчинили им все свои желания и потребности, превратились буквально в рабов своего сына или дочери – это позиция, в основе которой родительская близорукость. У таких родителей, как правило, вырастают эгоисты или люди, ни к чему не приученные, безвольные, слабохарактерные.

Когда родители превыше всего ставят свои интересы, мало считаются с желаниями, потребностями ребенка, живут только «для себя» – можно говорить о родительском эгоизме. В подобных семьях нередко растут безынициативные, пассивные дети, не имеющие собственного мнения, или, наоборот, настроенные агрессивно, живущие собственными интересами.

При выборе методов семейного воспитания родители должны помнить и о том, что от их поведения и взаимоотношений очень многое зависит, в том числе и нравственное становление ребенка. И так рассмотрим методы семейного воспитания в зарубежной педагогике.

К простой истине гласящей, что правильно организовать воспитание детей в семье можно с помощью умелого применения научно обоснованных методов воздействия пришли специалисты, как в России, так и за рубежом.

В зарубежной педагогике существует множество различных методов семейного воспитания: методы формирования сознания, поведения и деятельности, стимулирования и т.д. Многие зарубежные методы семейного воспитания перешли и в отечественную педагогическую науку. Остановимся на некоторых из них. Каждый родитель стремится привести ребенка к пониманию того, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Элементарные методы семейного воспитания, общие для человека и животных, изложены в замечательной книге американского дрессировщика и психолога Карен Прайор 1 «Не рычите на собаку». Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Автор считает, что «положительное подкрепление» – это нечто приятное для воспитанника, совпадающее с какими-либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия. Уже имеющееся поведение, независимо от того, насколько оно случайно, с помощью положительного подкрепления можно усилить. Например, вы зовете щенка, он подходит к вам и вы его ласкаете. В дальнейшем такая реакция щенка на ваш зов станет все более надежней. Улыбки и похвала не годятся в качестве подкреплений, если тот, кому они адресованы, хочет вывести вас из себя.

Незаслуженный куш, как метод семейного воспитания в зарубежной педагогике заключается в том, что ребенку дается награда, в десять раз превышающая обычное подкрепление и являющаяся для него сюрпризом.

Убеждение как метод воспитания в семье очень часто приходит на помощь родителям. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития ребенка. Порой родители недооценивают того, что ребенок способен по интонации голоса, по внешнему выражению голоса почувствовать искренность или неискренность его слов. Использование убеждения как метода воспитания требует высокого родительского авторитета, который придает воздействию убеждающего силу внушающего влияния. Один из распространенных приемов убеждения: показ последствий поступка, почему-либо не замеченных самим ребенком.

Использовать убеждение как метод воспитания в семье нужно, осязательно отталкиваясь от тех знаний, того жизненного опыта, от тех чувств, которые уже имеют для ребенка нравственную значимость. Когда хотят, особенно подросткам и старшеклассникам, доказать безнравственность какого-то поступка, прибегают еще к одному приему: проводят параллель между ними и той отрицательной чертой характера, которая отражается в совершенном поступке. Однако и этот метод семейного воспитания вызовет желаемый педагогический эффект только в случае, если ребенок сам осуждает ту черту характера, которая связывается с его поступком.

Поощрение – это также метод воспитания в семье. Пользоваться им надо умело. Когда ребенка без меры хвалят, одобряют, одаривают за каждый пустяк, когда им слишком часто восторгаются, он постепенно становится тщеславным, нескромным, слишком самонадеянным, избалованным человеком. Оценивая поведение детей, выбирая меру поощрения за хороший поступок, надо обязательно учитывать мотивы, которыми дети руководствовались, совершая то или иное действие. Поощрение как метод воспитания в семье всегда предполагает серьезные требования к личности. Одобряют, хвалят, благодарят, награждают за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие-то нелегкие для него требования. Важно, чтобы радость подростка и успех были замечены. Ваше понимание и сочувствие придадут ему уверенность в своих силах, помогут созданию хорошего микроклимата в семье. Если ребенок встал вовремя и без возражений выполнил некоторые ваши требования, не поскупитесь на поощрение.

Организация игры в воспитательных целях также может служить вариантом поощрения. Использование игры, как варианта поощрения обусловлено тем, что роль игры в воспитании очень высока.

Иногда бывает нужно отучить ребенка от какого-то нежелательного поведения. Существуют следующие методы семейного воспитания, такие как методы отучения:

    физическое устранение;

    наказание;

    отрицательное подкрепление;

    угощение;

    выработка несовместного поведения;

    связь поведения с определенным стимулом;

    формирование отсутствия нежелательного поведения;

    смена мотивации.

Например, угощение – это игнорирование поведения, от которого вы хотите избавиться. Игнорирование, как метод отучения – это отсутствие подкреплений. Подкреплением данного нежелательного поведения является реакция именно на это поведение. То есть этот метод отучения заключается в том, что вы ведете себя так, будто этого поведения вообще нет. Но нужно игнорировать поведение, а не человека.

В среде методов семейного воспитания формирование отсутствия нежелательного поведения очень важный метод отучения. Он чрезвычайно прост и состоит в том, что подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного. Наиболее распространенный в практике семейного воспитания метод отучения – наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, и само наказание является неожиданностью для воспитуемого. Наказание не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть с вашей стороны. Только тогда, когда сам ребенок признает, что наказание справедливо, оно оказывает воспитательный эффект.

Используя наказание, как метод семейного воспитания ни в коем случае не оскорбляйте ребенка, не задевайте его личности. Желательно, чтобы ребенок заранее знал, что за определенные проступки его ждет определенное наказание; еще лучше, чтобы он сам участвовал в выработке этой системы наказаний, тогда оно воспринимается как естественное следствие проступка. Когда наказание наложено, никогда больше не вспоминайте о нем и о вызвавшем его поступке. Не изменяйте вашего обычного стиля общения с ребенком из-за его проступка, не дуйтесь, не обижайтесь на него, – этим вы не только наказываете его за проступок, но и осуждаете его самого, его личность.

Формы воспитания

Воспитание «кнутом и пряником». Родителям стоит помнить, что воспитывая малыша, не стоит использовать ремень, крик или же применять рукоприкладство. Ребенок, которому пять лет, не понимает причин крика, он не осознает, что это наказание. В таких моментах лучше использовать угол. Если родители начинают прибегать к физическому насилию, то это значит, что они просто не могут по-другому доказать ребенку свою правоту, у них нет для этого аргументов. Если постоянно наказывать ребенка ремнем или кричать на него, то до добра это не доведет – ребенок просто начнет тихонько ненавидеть родителей, а вины при этом чувствовать за собой не будет. При воспитании стоит запастись терпением, постараться найти аргументы, чтобы доказать, что в чем-то ребенок не прав. Кричать, по мнению специалистов, стоит только в случае опасности, тогда у ребенка будет вырабатываться инстинкт самосохранения.

Воспитание «на равных». Стоит четко понимать, что при разговоре с ребенком нельзя допускать сюсюканья и другого искажения слов. Если не разговаривать с ним обычным языком, то это приведет к замедлению речи или неправильному произношению. С самых первых месяцев ребенку необходимо слышать правильную речь и тогда он научится говорить нормально. Несомненно, родителям надо помогать малышу морально, но при этом стоит избегать тотального контроля. Все это касается и наблюдения за ребенком – не надо молниеносно бросаться к малышу, если он вдруг упал в кроватке; не стоит за него собирать разбросанные игрушки, потому что он это должен делать сам – это его работа.

Воспитание подростка. Главное, что стоит помнить – подростки постоянно пытаются избежать чрезмерной опеки со стороны родителей. Но стоит разделять опеку и внимание, потому что во внимании ребенок как раз нуждается больше всего. Матери необходимо найти правильный подход к своему чаду, чтобы доступно объяснить ему какие вещи можно делать, а какие нет. Хорошо, если родители станут для ребенка в этот период друзьями, тогда он будет рассказывать все, что происходит в его жизни; нельзя терять доверие ребенка, иначе он будет неразговорчив и, возможно, даже замкнут.

Методы воспитания

Методы воспитания ребенка в семье – это тот путь, который позволяет осуществить целенаправленное влияние на его сознание и поведение со стороны родителей.

Убеждение

Это достаточно сложный метод. Пользоваться им надо аккуратно и осторожно: любое слово, даже случайное, может в чем-то убедить ребенка. Наибольший эффект в таком методе приносит показанный пример. Дети любят подражать взрослым, а особенно родителям. Однако стоит помнить, что подражают дети не только хорошим привычкам, но и плохим.

Требование

Без этого метода нет воспитания. Уже к маленькому ребенку родители предъявляют определенные требования. Главная форма таких требований – это распоряжение. Распоряжение стоит произносить спокойным, уравновешенным голосом, но делать это так, чтобы у ребенка не возникло даже мысли, что требование можно не делать. Нельзя кричать, злиться и нервничать.

Поощрение

К поощрениям можно отнести разные формы взаимодействия, в том числе совместные прогулки и игры, одобрение, доверие, похвала и даже материальное стимулирование. Чаще всего в семьях используют одобрение. Хотя одобрение это не совсем похвала, это подтверждение того, что ребенок делает все правильно. У малыша правильное поведение только формируется, поэтому ему необходимо слышать подтверждение правильности своих действий.

Похвала

Похвалой воспитатель выражает удовлетворение совершаемыми поступками и действиями воспитанника. Однако стоит быть внимательным, чтобы хвалебные слова не стали играть отрицательную роль. Такое бывает, когда ребенка чрезмерно хвалят.

Наказание

Эффективность от них бывает только тогда, когда они применяются редко. Прежде чем наказать, следует объяснить причины этого поступка.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:

Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

Знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

В случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

Учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов .

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны .

20. Охарактеризуйте основные стили семейного воспитания

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.



Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:
- Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.
- Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
- Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
- Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Методы воспитания детей в семье - это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

Влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

Выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей - столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение - метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

Постепенно усложняйте обязанности ребенка;

Осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

Когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

Уважение к детям;

Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»