Ребенок 8 лет боится пьяных что делать. Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям :

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что...». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот-реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Боязнь ребёнка засыпать в одиночестве и быть ночью в комнате без близких людей, особенно взрослых, - это только вершина проблемы. Если малыши залезают в родительскую кровать или просят посидеть с ним рядом, то дети постарше могут не показывать свою тревогу родным, так как стесняются или не рассчитывают на их помощь. Причины страхов, как подводная часть айсберга, сокрыты в глубине. Любящий и внимательный родитель обязательно постарается разобраться и помочь своему чаду перестать бояться, обрести спокойствие и научиться спать одному.

Многие дети не хотят потерять из виду маму, бояться оставаться одни в темноте или просто очень сложно успокаиваются перед сном без помощи взрослого. Во время и после грудничкового периода такое поведение вполне объяснимо тесной связью с родителями. С ними ребёнок чувствует себя в безопасности, и все его основные потребности удовлетворяются. Часто эти проблемы сами постепенно исчезают по мере взросления. Но когда подросший малыш настойчиво не желает засыпать в своей кроватке, не отпускает маму, просыпается среди ночи и бежит к родителям, взрослые должны задуматься об истоках такого поведения. Возможно, их ребёнок ещё слишком мал, но иногда на то есть причины, не дающие их чаду расслабиться и ощутить себя в безопасности.

Самый распространённый страх - это боязнь темноты, которая вносит неопределённость и непонятную таинственность в мир малыша. Мало кому из людей удаётся избежать этого в детстве. Днём всё имеет свои чёткие очертания и границы, мысли участвуют в непрерывном процессе занятий, игр и прогулок. Поток сменяющейся информации часто не даёт сосредоточиться на чём-то одном надолго. Но с приходом ночи всё меняется. Дела позади, и ребёнок остаётся один на один с накопленными за день впечатлениями, переживаниями и мыслями. А при свете луны начинает активную деятельность бурная фантазия, дорисовывая силуэты предметов в комнате и тени на стене до страшных чудищ, пугающих своей неизвестностью.

Страх - внутреннее ощущение человека, возникающее в ответ на реальную или предполагаемую угрозу. Это чувство всегда негативно окрашено и дискомфортно. С точки зрения эволюции, страх - это врождённая базовая эмоция, способствующая самосохранению индивида.

Вызывать беспокойство, мешающее полноценному сну ребёнка в любом возрасте, могут совершенно разные причины.

  1. Если малыша наказать, заперев в тёмной комнате, он непременно испугается и вынесет оттуда свой страх, когда дверь откроется.
  2. Прошедшие события могут перегрузить психику ребёнка. Например, день был эмоционально насыщенным и/или было много перемещений. Даже переизбыток положительных впечатлений способен вызвать неспокойный сон.
  3. Страшные воображаемые чудовища, недобрые персонажи сказок, запугивание малыша Бабой-Ягой, Бабаем, или каким-нибудь страшным дядькой тоже не дают ребёнку заснуть спокойно. Ведь если родной человек говорит, что кто-то придёт и заберёт его, у крохи нет причин не верить в это. Поэтому лучше не пугать ребёнка, не читать историй и не смотреть мультики или фильмы с подобными героями.
  4. Старшие братья и сёстры или другие дети могут испугать своего маленького друга зловещими рассказами. А в темноте эти истории обретают вторую жизнь, оживая в голове впечатлительного малыша и превращаясь в силуэты на стенах.
  5. Телевизор не всегда бывает источником позитивной информации. Увиденные новости с негативным окрасом или кадры катастроф откладываются тревожными мыслями.
  6. Избыток негативных эмоций, возникший в последнее время, может перерасти в страх и нарушить сон ребёнка. Более старшие дети часто прокручивают у себя в голове всё, что вызвало у них расстройство. В результате беспокойство нарастает и мешает закончить неудачный день.
  7. Переезд на новое место жительства не даёт ребёнку хорошенько выспаться. Незнакомая обстановка обретает пугающие очертания по ночам.
  8. Перенапряжение и непрерывный поток информации так сильно загружают сознание малыша, что у него уже не получается расслабиться самостоятельно. Занятия, репетиторы, кружки должны оставлять ребёнку достаточно времени на отдых и любимую игру.
  9. Выяснение отношений между родителями также отражается на внутреннем мире их чада. Даже из маленькой ссоры при помощи воображения вырастает что-то непонятное и очень пугающее.
  10. Если ребёнок боится каких-то ситуаций, его ночные страхи обостряются. Это может быть поход к врачу, дальняя поездка или 1 сентября.
  11. Конфликты со сверстниками и учителями часто оставляют неприятный отпечаток от прожитого дня.
  12. В переходном возрасте эмоциональное состояние подростка часто зависит от гормонального фона. В результате этого появляется необъяснимое напряжение, волнение и беспокойный сон.
  13. Приснившиеся ночные кошмары пугают и малыша, и подростка, нарушают внутреннее равновесие.

Все пережитые события и воображаемые страхи способны перерасти в постоянную тревогу. Это мешает ребёнку чувствовать себя защищённым и спать спокойно. Оставаться в темноте наедине со своими мыслями становиться для него испытанием. И, конечно, хочется избавиться от всех негативных эмоций или хотя бы приглушить их. А лучшие помощники в этом деле - родители, к которым малыш и приходит со своей проблемой.

Страх темноты у ребёнка: как помочь - видео

Как меняются ночные страхи с возрастом ребёнка, и как с ними бороться

Малыш растёт, и по мере взросления меняется восприятие окружающего мира, появляется новый опыт, развиваются его личностные качества. И то, что пугало ребёнка в пять лет, в десять может казаться ему смешным и нелепым.

Чтобы малыш перерос своих «ночных монстров», окружающие его взрослые обязаны создать комфортную и защищённую среду. Готовность всегда прийти на помощь, выслушать и поддержать скажутся положительно не только на отношениях, но и на уверенности ребёнка в завтрашнем дне.

Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта. (Виктор Гюго)

Возможные проблемы в зависимости от возраста ребёнка - таблица

Возраст Возникающие страхи и тревоги
2–3 года После 1,5–2 лет родители начинают способствовать самостоятельности своего чада: кому-то выделяют комнату, кого-то после совместного сна с мамой перекладывают в свою кроватку. Но ребёнку бывает сложно быстро выйти из-под постоянной опеки взрослого, и он чувствует себя незащищённым. Может не быть конкретных страшных образов, малыш просто боится остаться в одиночестве. Поэтому приучать кроху к переменам нужно постепенно, ни в коем случае не игнорируя его просьбы побыть с ним некоторое время. Даже если ребёнок один, он всегда должен знать, что родители обязательно придут на помощь по первому его зову.
4–5 лет В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, посещают садик, дружат со сверстниками. Но тревожные состояния, нарушающие сон, могут возникнуть из-за негативных впечатлений, полученных за день, ссоры близких людей, наказания, страшных мультиков, воображаемых чудовищ под кроватью или простого перевозбуждения. Важно успокоить малыша, поговорить с ним, постараться выяснить причину его беспокойства, сделать страшное неопасным. Объятия, поглаживания, поцелуи помогут ребёнку ощутить поддержку и заботу.
6–7 лет Это переходный период для большинства детей. Заканчивается время детского сада, ребёнок идёт в школу. Он уже социально активен, у него появляется много знакомых и друзей. Воображение в этом возрасте также хорошо развито, и наползающие ночные монстры по-прежнему способны беспокоить первоклассника. Тут возникает множество переживаний, связанных с окружающим миром, с общением и новыми событиями в жизни. Поддержать дочь или сына в быстро меняющейся обстановке, объяснить непонятное, успокоить - это обязанность любящей семьи.
8–9 лет К 9 годам ребёнок постепенно перерастает свои детские страхи, мир становится понятнее, а пугающие образы в комнате оказываются только игрой света с тенями. Но тревога всё-таки иногда мешает спокойному сну. Причиной для неё могут послужить межличностные и внутрисемейные отношения, услышанная негативная информация. Дети в этом возрасте уже довольно большие, чтобы объяснить причину появления боязни. Родителям нужно с должным вниманием относиться к эмоциям своих отпрысков и стараться поддерживать с ними доверительные отношения.
10–12 лет В этом возрасте начинается подростковый кризис, обостряющий восприятие проблем и усугубляющий негативные реакции. Перепады настроения, не всегда гладкие взаимоотношения со сверстниками, ссоры с родителями - всё это способствует возникновению внутренней тревоги и необъяснимых страхов. Бесконечные мысли, чуткий сон, боязнь одиночества могут помешать полноценному отдыху. Несмотря на то что общаться с подрастающим поколением в этот период бывает очень сложно, мама и папа должны постараться сохранить дружеские отношения, основанные на понимании и взаимовыручке. Поговорить с ребёнком, вникнуть в его проблемы, посочувствовать, настроить на позитивный лад, обнять бывает достаточно для того, чтобы избавить подростка от тревог.

Чего делать нельзя

  1. Нельзя ругаться с кем-либо и выяснять отношения при ребёнке. Семья - это крепость, в которой должно быть мирно и спокойно.
  2. Бить и запирать малыша в помещении одного категорически запрещается. Такие действия порождают только страхи.
  3. Лучше не показывать свою растерянность и слабость в трудной ситуации. Ребёнок должен быть уверен, что родители смогут защитить его при любых обстоятельствах.
  4. Нельзя пугать малыша негативными персонажами, готовыми прийти и наказать его. Маленькие дети могут поверить в это настолько, что не заснут в одиночестве без взрослых защитников.
  5. Желательно не рассказывать холодящие кровь истории, не читать печальные сказки и не показывать страшные фильмы и мультики. Всё увиденное и услышанное кроха может спроецировать на свою жизнь.
  6. Нельзя смеяться над страхами малыша. Это ведёт к потере доверия и к умалчиванию проблем в будущем.
  7. Лучше не давить на ребёнка, говоря, что он уже слишком большой мальчик, чтобы капризничать и бояться темноты и монстров. Если малыш рассказал о своих страхах, значит, ему нужна помощь.
  8. Нельзя не обращать внимания на тревоги и кошмары своего чада. Если какая-либо проблема появилась, её надо решать, не дожидаясь, пока она перерастёт в нечто большее.
  9. Не следует подыгрывать, утверждая, что монстры реальны. Такое поведение взрослого только подпитает тревогу ребёнка.

Даже если, рассказывая о своих страхах, ребёнок просто хочет побыть с родителями, не стоит сразу отсылать его в свою комнату спать. Возможно, ему очень не хватает внимания и общения с близкими людьми.

Как помочь ребёнку не бояться спать в комнате одному

Чтобы необоснованные тревоги исчезли, а ребёнок стал чувствовать себя уверенно и спокойно, взрослым необходимо помочь своему чаду преодолеть негативное восприятие действительности. Существует несколько способов избавления от страхов и поддержания позитивного настроя.

  1. Необходимо обеспечить доброжелательную и спокойную атмосферу в семье.
  2. Если у ребёнка отдельная комната, нужно учесть его пожелания при оформлении пространства. Так, спальня станет любимее и безопаснее для своего хозяина.
  3. Режим и распорядок дня сделает жизнь малыша более предсказуемой, а его самого более уверенным.
  4. Постоянно повторяющиеся ритуалы перед сном помогут крохе расслабиться и подготовиться ко сну. К таким действиям относятся и чистка зубов, и одевание пижамы, и добрая сказка на ночь, и спокойная музыка, и лёгкий массаж или просто поглаживания.
  5. Многие маленькие дети хорошо засыпают под колыбельную песенку. Протяжные звуки и родной голос успокаивают малыша, предвещая сладкий сон.
  6. Перед укладыванием в кровать, родитель может обойти с ребёнком все укромные уголки комнаты, показав, что там никого нет.
  7. Среди игрушек малыша всегда найдётся добрый защитник, способный уберечь своего хозяина от всех невзгод. Его разрешается взять в кроватку. Остальные обитатели комнаты также будут стоять на страже всю ночь.
  8. Можно визуализировать страх крохи, нарисовав или слепив его из пластилина. Далее, по желанию малыша этот образ нужно украсить, сделав его добрым и забавным, а можно разорвать или отправить на бумажном кораблике по течению какой-нибудь реки.

    Что сделалось смешным, не может быть опасным. (Вольтер)

    Для детей после 7–8 лет есть способ расслабления в кровати: необходимо подумать о чём-нибудь очень спокойном и приятном, доставляющем положительные эмоции. Например, представить себя гуляющим по берегу тёплого моря, пересыпающим песочек из ладошки в ладошку или отдыхающим на полянке в окружении цветов и бабочек. Сначала эту воображаемое путешествие желательно проводить в присутствии мамы и даже совместно, обсуждая всплывающие картинки. Далее ребёнок может делать это самостоятельно без участия взрослого.

    Существует ещё один приём борьбы со страхами: когда возникает боязнь, человек мысленно очень быстро строит стену между угрозой и собой или купол, опускающийся и ограждающий от всех неприятностей. Обученные такому приёму дети, будут защищать себя не только от страшных персонажей, но и от возможных обидчиков в школе.

    Если у мамы не получается каждый вечер сидеть с малышом подолгу, укладывая его, она может постепенно свой голос заменить на любимые аудиосказки или спокойную музыку.

    Позитивное общение, совместные прогулки на сон грядущий, уверенность в своих близких обязательно помогут в борьбе со страхами.

    Доктор Комаровский: какие ритуалы нужно проводить c ребёнком перед сном - видео

    Когда необходимо воспользоваться помощью специалиста

    Если к возрасту 8–9 лет возникающие страхи не изживают себя или существуют навязчивые постоянные фобии, неподвластные никаким позитивным посылам родителей, необходимо обратиться к специалисту. Бессонные ночи, тревожные состояния, истерики и повторяющиеся кошмары могут оказаться симптомами какого-либо расстройства. Мешают справиться с проблемой неправильно выбранная тактика поведения и напряжённые отношения в семье. Оставлять эти вопросы без проработки и решения нельзя, ведь от этого зависят не только спокойный сон, но и здоровье ребёнка. А повзрослев, дети могут взять с собой во взрослую жизнь наряду с положительными примерами и непобеждённую боязнь.

    Страх - это необходимая эмоция. Когда детки рождаются, мы сами учим их бояться горячего чайника, электрической розетки, подозрительного человека. Но если это чувство необосновано и навязчиво, оно негативно сказывается на малыше, нарушая его покой, душевное равновесие и сон. Задача взрослых: объяснить своему чаду, чего избегать нужно, и что на самом деле не представляет для него угрозы. А любовь, понимание и забота непременно помогут ребёнку стать увереннее, а родителям счастливее.

    Поделитесь с друзьями!

    Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

    Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

    Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

    Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

    Причины детских страхов

    • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

    Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

    Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

    • внушенный страх

    Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

    Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

    • фантазии

    Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

    • конфликты в семье
    • конфликты с другими детьми

    Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

    • гиперопека

    Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

    • психические расстройства

    Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

    Виды детских страхов

    Выделяют несколько видов детских страхов:

    • навязчивые страхи

    Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

    • бредовые страхи

    Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

    • сверхценные страхи

    Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

    • реальные страхи

    Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

    • невротические

    Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

    • свободные

    Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

    • возрастные страхи

    Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

    0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
    6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
    1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
    2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
    2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
    3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
    6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
    7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
    8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
    9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
    11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

    Лечение страхов у детей

    При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

    Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

    Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

    Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

    Общие принципы и подходы:

    В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

    Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

    Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

    Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
    Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

    Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

    Эффективные способы борьбы с детскими страхами

    • игра

    Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

    Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

    С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

    Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

    Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

    • рисование

    Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

    С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

    Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

    Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

    Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
    Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

    • сказкотерапия

    Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

    Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

    Чего делать нельзя

    Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

    Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

    Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

    Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

    От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

    Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

    Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

    Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

    Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

    Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

    Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

    Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

    Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

    Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

    Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

    Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

    В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

    Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

    Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

    Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

    В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

    В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

    И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

    Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

    Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

    Светлана Сушинских
    Психолог
    По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

    Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

    Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

    Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

    Чего боятся наши дети

    1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
    2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
    3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
    4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
    5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
    6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
    7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
    8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

    Каковы причины

    Наиболее часто страх у ребенка порождают:

    1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
    2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
    3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
    4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
    5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

    Как избавить ребенка от страха

    • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
    • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
    • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
    • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
    • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

    Что делать можно и нужно:

    • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
    • признаваться, что тоже иногда боитесь;
    • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
    • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

    Программа устранения фобий

    Метод № 1. Вычислительная канцелярия

    Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

    О чем «говорят» рисунки детей:

    • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
    • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
    • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
    • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
    • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

    Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

    1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
    2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
    3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
    4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
    5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

    Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


    Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

    Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

    В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

    Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

    В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

    Метод № 3. Родители = режиссеры

    Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

    Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

    Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

    Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

    Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

    • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
    • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
    • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
    • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
    • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
    • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

    Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

    Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

    Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

    Видео: Говорит специалист



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»