Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики". Консультация для родителей "игры на развитие мелкой моторики"

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики у детей

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

Для вас родители!

« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»

Задания по развитию мелкой моторики могут

быть включены в такие домашние дела, как:

    перемотка ниток;

    завязывание и развязывание узелков;

    чистка металла;

    водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

    собирание разрезных картинок;

Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится

Папка – передвижка.

« Поиграйте со своим ребенком»

Работа с шариками

Оборудование : Шары различных размеров, коробка.

Содержание : Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование : Кубики.

Содержание : Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.

Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.

Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование : деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание : На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

Собрать пирамиду из 5 колец;

Собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

Собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с корзиной и шариками

Содержание : На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование : Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание : В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

    протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

    протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

    выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование : Пульверизатор, ватка.

Содержание

Работа с карандашом.

Работа с резинкой

Содержание

Работа с клавишами

Оборудование

Содержание

Игротека для родителей

1. Отгадай

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание предмета на ощупь с закрытыми глазами поочередно правой и левой рукой.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур.
4. «Хлопки пальцами»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 5. «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

6.Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.


7. Разноцветные снежинки (возраст - 4 года).Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была прочная. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

8. Повтори движение
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить фигуру. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы ит.д.

Игры между делом на кухне.

1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

2. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.

3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам.
И, в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?

4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

5. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

6. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

7. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - . Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зим.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

8. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

9. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!

10. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

11. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.

12. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

13. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

14. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

15. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.

Работа с пульверизатором

Оборудование : Пульверизатор, ватка.

Содержание : Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание : Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование : настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание : Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

(информация на стенд)

Родителям детей от 3 – 5 лет рекомендуется проводить:

поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока - белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями

Пальчиковые игры просты и эмоциональны. Они как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

завязывать узелки на шнурке, веревке;

застегивать (расстёгивать) пуговицы;

играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

резать (вырезать) ножницами;

выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

разбор круп и т.д.

выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

мять руками поролоновые шарики, губки;

рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

резать (вырезать) ножницами;

плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

выполнять аппликации.

Оборудование : настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание : Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

    развитие внимания.

Методы обучения:

    показ действий

    действия руками ребенка

    самостоятельные действия ребенка.

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие "пять да пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

Да, дети, это пальцы.

А почему вы догадались?

Почему пальцы "родными братьями" называют?

У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

Любите ли вы играть с пальчиками?

Покажите пальчики правой (левой) руки.

Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

Как вы думаете, почему он так называется, большим?

А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

Здравствуй, большак!

Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок,
Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз.

Теневой театр.

Цели и задачи:

    развитие согласованных движений обеих рук,

    развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

Материалы:

    настольная лампа.

Методы обучения:

    показ действий,

    действие руками ребенка.

Предлагаемые фигуры:

"Дерево": поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону ("подул ветер, и дерево закачалось")

"Зайчик": сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими ("заяц шевелит ушками"); можно также изобразить, как зайчик "скачет", "танцует",

"Коза": пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся "рога" на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза "бодается", "ход

Елена Михайленко
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»

Михайленко Е. И.

Консультация для родителей .

«Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях » .

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики . Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент . Дети, идя в школу, часто не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Что такое мелкая моторика ? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки . Сами собой эти движения не развиваются , требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо , писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребёнка : речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальчиками.

Развивать мелкую моторику легко могут и родители , в домашних условиях . Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы , хороши и творческие занятия.

На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы , способствует развитию мелкой моторики . Если вам нужно занять на несколько минут ребёнка и сделать это с пользой для его развития , воспользуйтесь одним из предложенных ниже упражнений.

Вещей, с помощью которых мелкая моторика развивается , можно найти в современных магазинах с игрушками просто несчётное количество. Только вот денег на них хватает не всегда, кроме того подобные шнуровки и мозаики достаточно быстро надоедают малышам, превращаясь в вещи, которые нужны ребёнку только для того, чтобы их разбрасывать по комнате. На самом деле, для того, чтобы развивать мелкую моторику своего малыша , можно найти всё необходимое дома , почти не растрачивая на это денег.

Все мамы знают, как малышей тянет в кухню, будто там мёдом намазано. Малыш часто мешает там родителям , но именно в этой комнате находится множество предметов, способных помочь в развитии мелкой моторики . Вы замечали, сколько радости испытывает кроха, добравшись до круп и макарон, которые мама не успела спрятать? Но они незаменимы для мелкой моторики . Любимое занятие малышей- рисовать манкой или мукой. Можно насыпать крохе в поднос манки и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками или даже всей ладошкой. Интересное занятие и пересыпание разных мелких предметов из одной посудины в другую.

Деткам в более старшем возрасте задачи можно усложнить . Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте крохе задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных видов, изучая их при этом. Ещё один вариант – смешать фасоль и горох.

Отлично способствует развитию мелкой моторики ещё одно занятие – нанизывание разных предметов на верёвочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус.

Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое – нибудь простенькое задание крохе. Например, предложите ему почистить яйцо или варёную картошку.

Давайте ребёнку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Можно научить его резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.

Существует ряд простых занятий, которые способствуют развитию мелкой моторике .

Лепка из глины и пластилина.

Рисование или раскрашивание.

Изготовление поделок из бумаги.

Конструирование .

Застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Завязывание и развязывание лент , шнурков, узелков на верёвке.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.

Нанизывание бус и пуговиц.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Переборка круп.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

Очищать мандарины.

Переливать из кружки в кружку воду.

Стирать небольшие вещи, например кукольные.

Мыть игрушки, посуду.

Подметать пол.

Поливать цветы и т. д.

Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключить ребёнка к различной работе, давать ему интересные занятия, не боясь уборки и мойки, которая вас после этого, несомненно ожидает.

Публикации по теме:

В. А. Сухомлинский писал: "Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке,.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» Воспитатель МБДОУ Детский сад № 2,Чернобаева А. В. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук». Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

  • ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,
  • показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,
  • дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников
  • познакомить с содержанием игр и упражнений

В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?

Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

Так почему же падает уровень речевого развития?

Ответьте на этот вопрос сами.

Как избежать этой проблемы родителям?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
  13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  14. Играть с мозаиками и пазлами.
  15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  16. Собирать конструкторы.
  17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  18. Лепите вместе из пластилина.
  19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики , не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  20. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
  • Кислинская Т.А.
  • Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. - М.: Генезис, 2008.
  • Косинова Е.М.
  • Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
  • Савина Л.П.
  • Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
  • Цвынтарный В.В.
  • Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.
  • Шанина С., Гаврилова А.
  • Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
  • Янушко Е.А.
  • Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009.

    Асланова Светлана Владимировна
    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

    Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику?

    Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

    Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

    Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

    Знает ли он названия пальцев рук?

    Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук

    1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

    Пять пальцев на руке твоей

    Назвать по имени сумей.

    Первый палец – боковой –

    Называется БОЛЬШОЙ.

    Третий твой палец –

    Как раз посредине,

    Поэтому СРЕДНИЙ

    Дано ему имя.

    Палец второй –

    Указчик старательный, -

    Не зря называют его

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

    Палец четвертый

    Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

    Неповоротливый он

    И упрямый.

    Совсем как в семье,

    Братец младший – любимец.

    По счету он пятый,

    Зовется МИЗИНЕЦ.

    2. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.

    3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т. д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

    4. Увлекательно проходит игра со спичками:

    Можно выкладывать узоры по образцу;

    По памяти;

    Придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

    5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

    6. С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

    7. Игры в лото, мозаику, пазлы.

    Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.

    1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

    Очень холодно зимой,

    Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

    Надо ручки нам погреть,

    Посильнее растереть.

    2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

    Мы постряпаем ватрушки,

    Будем сильно тесто мять.

    Колобочков накатаем,

    Будем маме помогать.

    3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

    Мы точили карандаш,

    Мы вертели карандаш.

    Мы точилку раскрутили,

    Острый кончик получили.

    4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

    Пилим, пилим мы бревно –

    Очень толстое оно.

    Надо сильно постараться,

    И терпения набраться.

    5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

    Мы браслеты надеваем,

    Крутим, крутим, продвигаем,

    Влево-вправо, влево-вправо,

    На другой руке сначала.

    6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

    Мы как древние индейцы

    Добываем огонек:

    Сильно палочку покрутим –

    И огонь себе добудем.

    7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

    Ну-ка, братцы, кто сильнее?

    Кто из вас поздоровее?

    Все вы, братцы, молодцы,

    Просто чудо-удальцы!

    8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

    Ножик должен острым быть.

    Будем мы его точить,

    Чтобы чистил нам морковку

    И картошку на готовку.

    9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

    Мы пружинку нарисуем

    Длинную и крепкую.

    Мы сперва ее растянем,

    А затем обратно стянем.

    10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

    Гуси травушку щипали,

    Громко, весело кричали:

    «Га-га-га, га-га-га!

    Очень вкусная трава!»

    11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

    Человечки на двух ножках

    Маршируют по дорожке.

    Подобные игры способствуют развитию:

    Воображения, мышления, способности к анализу;

    Тактильной (кожной) чувствительности;

    Элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

    Словаря;

    Предметной деятельности;

    Терпения и усидчивости;

    Пространственной ориентации.

    Публикации по теме:

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (возраст 4-5лет)» Важным фактором в формировании.

    Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Актуальность. На всех этапах.

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела,.

    «Развитие речи детей через мелкую моторику рук» Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи.

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; Простой и цветные карандаши должны.

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Основные виды развития мелкой моторики рук Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй,.

    План-конспект открытого мероприятия для родителей:

    1. Встреча родителей в помещении группы.
    1. Просмотр коллажа с фотографиями детских работ и поделок по теме консультации.
    1. Знакомство родителей с выставкой оборудования и предметно-развивающей средой, используемых в группе для развития мелкой моторики руки у дошкольников.
    1. Консультация для родителей по теме мероприятия (приложение № 1).

    Программное содержание:

    Учить детей передавать знакомые образы в технике пластилинографии;

    Закрепить умение использовать разные приёмы лепки (оттягивания, прищипывания, раскатывания, примазывания и др.);

    Развивать мелкую моторику, фантазию и творческое воображение;

    Формировать умение давать эмоциональный отклик на выполненную работу;

    Материалы и оборудование:

    1\2 альбомного листа, тонированного красками;

    Пластилин двух цветов (желтый, зеленый);

    Дощечка для пластилина на каждого ребёнка;

    Ростовая кукла Мишка.

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций цветов;

    Рассматривание растений на прогулке;

    Чтение художественной литературы;

    Раскрашивание готовых форм;

    Тонирование бумаги для последующего выполнения работ;

    Детские работы, выполненные в технике пластилинографии.

    Ход занятия:

    1. Собираем детей в группе и сообщаем о приходе к нам в гости Мишутки (ростовая кукла). При встрече Мишутки с детьми, он расстроен и опечален. Мишутка потерял из корзинки открытки с одуванчиками, которые были приготовлены для своих лесных друзей в подарок. Он не знает, как ему быть, ведь он не умеет делать такие открытки, а осталась всего одна.Он пришёл к нам за помощью.

    Воспитатель спрашивает детей: “Ребята, поможем Мишутке изготовить открытки?”

    Ответы детей: “Да”, “конечно”, “обязательно”, “а я не буду”.

    Воспитатель уговаривает всех детей принять участие в изготовлении открытки, т.к. без них нам не справиться с заданием и Мишутка останется расстроенным.

    Ребята, как правило, соглашаются.

    2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации цветка одуванчика, останавливаясь на строении цветка (стебель, лист, цветок).

    3. Показ воспитателем техники выполнения открытки, затем раздает детям на подносах, заранее приготовленные комплекты для изготовления открыток. Воспитатель: - Для того, чтобы у нас всё получилось, мы с вами сделаем разминку.

    4. Пальчиковая гимнастика перед работой (в стихотворной форме)

    Руки детей сжаты в кулачки. Работают обе руки одновременно.

    Этот пальчик-дедушка, (выпрямляем большой палец)

    Этот пальчик-бабушка, (выпрямляем указателный палец)

    Этот пальчик-папочка, (выпрямляем средний палец)

    Этот пальчик-мамочка, (выпрямляем безымянный палец)

    Этот пальчик-наш малыш. (выпрямляем мизинец)

    5. Дети начинают выполнять задание самостоятельно под руководством воспитателя.

    Воспитатель предлагает родителям (по желанию) принять участие в лепке и сделать свои открытки.

    6 . Подведение итога.

    После завершения работ Мишутка любуется открытками, благодарит ребят за то, что научили его делать открытки, и предлагает подарить изготовленные открытки родителям. А своим друзьям он сделает новые открытки сам, теперь он знает как.

    Мишутка прощается с детьми, хвалит и благодарит их за хорошую работу, обещает прийти в гости снова.

    Приложение № 1.

    Консультация для родителей

    «Развитие мелкой моторики для развития речи ребенка с использованием различных средств».

    «Истоки способностей

    и дарования детей

    находятся на

    кончиках пальцев».

    В. А. Сухомлинский.

    В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

    В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

    Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

    У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

    Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

    Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

    Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

    Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т.Н.Андриевской, Л.Вантаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой, Т.А.Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

    Работы В.М. Бехтерова так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

    В связи с тем, что дошкольное учреждение работает по программе «Oт рожднния до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, я проанализировала рекомендации к программе по данной проблеме и пришла к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Тема «Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику» мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование.

    На первом этапе была определена цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений

    Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

    1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
    2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
    3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

    В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт

    Современных педагогов: Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» и основные принципы:

    • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
    • Последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
    • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

    Проводимая работа ведется в следующих направлениях:

    Развитие мелкой моторики

    Работа с детьми Работа с родителями

    На начало учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т.е. я уделила внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Собрано много материала на использование пальчиков игр:

    Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;

    Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;

    Игры с песком, водой;

    Пальчиковый театр;

    Раскраски, трафареты;

    Виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)

    Информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

    Было составлено перспективное планирование, интегрируя пальчиковые игры и упражнения в разные виды деятельности.

    Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

    В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

    Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

    Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

    Пальчиковый театр -это увлекательная дидактическая игра, которая:

    1. стимулирует развитие мелкой моторики;
    2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
    3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
    4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
    5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
    6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

    Игры - шнуровки :

    1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

    2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

    3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

    4. способствуют развитию речи;

    5. развивают творческие способности;

    6. развивают усидчивость;

    7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

    Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

    Воздушно-пузырчатая плёнка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки - похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие пальчики к большей чувствительности.

    Игры с крупой и семенами.

    Крупа - универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

    • Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
    • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
    • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

    Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

    · развивают мелкую моторику;

    · развивают внимание;

    · развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

    Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

    Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

    Упражнения с бусинами . Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

    Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение

    Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, пальчиковые игры, физкультминутки.

    Раскраски для детей - прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

    Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

    Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

    • Индивидуальные беседы;
    • Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;
    • Проведение мастер-класса по теме «Слово на ладошке»;
    • Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
    • Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки»

    Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»