Формирование интереса к чтению у школьников. Как развить интерес к чтению

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Способы и методы развития интереса к чтению

Систему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Большую эффективность имеют нестандартные формы урока: сказки, путешествия, аукционы, инсценирования, викторины, игры.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Интерес к изучаемому произведению поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов, упражнений и предполагают лишь возможные направления ответов. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения.

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры можно систематизировать следующим образом:

Игры и упражнения по развитию речи;

Литературные головоломки (кроссворды, чайнворды и т. д.);

Литературные викторины;

- «стилизованные» игры («Сто к одному», «Поле чудес», «Своя игра»)

Совместно с учреждениями культуры организуются разнообразные формы работы: библиотечные часы, экскурсии в музей, посещение выставок, конкурсы чтецов, инсценировки сказок.

Исходя из методических концепций В. В. Серикова, С. В. Беловой, И. С. Якиманской и других педагогов, были разработаны методы, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока литературы:

  1. Метод активизации субъектного опыта. Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников.
  2. Метод интроспективного анализа - один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя - поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был бы твой выбор?
  3. Метод личностно ориентированной театрализации направлен на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
  4. Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению.

Помимо прочего, одним из методов приобщения детей к чтению является использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе. Сейчас во всех школах имеются интерактивные доски, на которые можно устанавливать различные программы, в частности Mimio Studio, в которой можно разрабатывать всевозможные игры, делать презентации, что значительно обогащает процесс преподавания литературы и повышает уровень интереса к произведению.

Итак, можно сделать следующий вывод: существует широкий спектр методов и приемов, которые могут быть использованы учителем на уроках чтения с учетом технической оснащенности, а также индивидуальных возможностей педагога и потребностей класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интереса к чтению у младших школьников.

Статья об использовании инновационных педагогических технологий и технологии музейной педагогики для развития творческих способностей учащихся и становления устойчивого интере...

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для ребенка – вы сами. Большинству взрослых, в силу своей занятости, совсем не до чтения, максимум, на что хватает их времени и сил, - это газеты и журналы. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор или компьютер. Хорошим выходом является совместное чтение. Читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи сверх школьной программы. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

  • Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книжки, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре Колобок убежит от лисы, встретится с драконом, и т.д.
  • Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой.
  • Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги.
  • С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает, а что нет, что бы вы добавили в фильм, с чем не согласны.
  • Если ребенок категорически отказывается читать что-то дополнительно, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
  • Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Сами цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем, это умение только украсит и обогатит речь вашего ребенка. Благодаря этим приемам, содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.
  • Заведите ритуал вечернего чтения. Читать можно по-очереди: сначала он вам, затем вы ему, или наоборот. Со старшими детьми можно читать по ролям.
  • Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть книгу дальше, а потом рассказать вам что там произошло. Но не злоупотребляйте «своей занятостью» - ребенок может понять, что таким способом вы пытаетесь заставить его читать.
  • Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
  • Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения, так как оно помогает ребенку включиться в работу, но не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух – непрерывное чтение вслух должно занимать у 1-классника 8-10 минут, а у 2-классника 10-15.
  • Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора. Можно наказать ребенка, лишив его совместного вечернего чтения, но не наоборот.
  • Для чтения должно быть выделено специальное время, не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы.
  • Никогда не отговаривайте ребенка от книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то, все же лучше, чем ничего. Следите, чтобы это была качественная литература. Не стоит заинтересовывать ребенка комиксами, «ужастиками», любовными и детективными романами.
  • Приучайте ребенка бережно относиться к книгам.
  • Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Усложнение материала должно происходить постепенно. Если вы видите, что книга слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не упустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книг.
  • Научите ребенка пользоваться библиотекой. Для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте книги.

Развитие познавательного интереса к чтению у младших школьников

дипломная работа

2.1 Основные методики по развитию интереса к чтению

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

12-13 ноября 2016 года Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент посетил Ташкентскую и Узбекистанскую епархию. Вот уже второй год подряд в столице Узбекистана, городе Ташкенте, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит международная православная книжная выставка-форум «Радость Слова», организатором которой являются Ташкентская епархия, Издательский Совет РПЦ и издательство «Лепта». Предлагаем Вашему вниманию интервью митрополита Климента, в котором Его Высокопреосвященство рассказывает о роли книги в жизни современного человека и просветительских проектах Издательского совета Русской Православной Церкви.

Владыка, в последние годы многие говорят о том, что люди читают заметно меньше, очень мало, а то и вообще не читают. Так ли это?

В этом вопросе есть два очень важных момента, которые дают повод задуматься. Во-первых, как мне кажется, пик кризиса чтения преодолен, интерес к чтению снова стал расти. Если взять ситуацию в мире, то есть данные, согласно которым интерес к чтению книг (в первую очередь — бумажных) и издание бумажных книг стабилизировалось. Электронная книга, про которую говорили, что она полностью заменит печатную, в США и Европе составляет только 25% от всей книжной продукции.

Издатели находят новые пути привлечения внимания к книге. Современные технологии дали возможность более разнообразно и красочно их оформлять. Появилось много интересных изданий, и тираж многих из них раскупается очень быстро. Если бы люди не читали книги, зачем бы они их покупали?

Во-вторых, думаю, нам стоит задуматься над тем посылом, который формируется в сознании людей, когда мы постоянно заявляем о существовании проблем чтения, выискиваем все новые негативные моменты, говоря, что их надо как-то решать, что-то делать. Но от этого становится еще труднее их решать.

Подумайте, если продавец хочет, чтобы покупали его товар: будь то стиральный порошок или новая модель телевизора, или земельные участки под строительство, — неужели он будет долго и настойчиво публично, в выступлениях перед большой аудиторией, в печатных и электронных СМИ, сетовать: «Никто не хочет использовать стиральный порошок, ведь появились новые моющие средства», или: «Мы выпускаем столько новых телевизоров, а они совсем не востребованы массовым зрителем», или: «Многие уже давно отказались от покупки участков, считая строительство слишком затратным»? — Очевидно, что не будет. Вместо этого он постарается пробудить интерес к использованию порошка или этой модели телевизора, назовет все плюсы проживания в собственном доме.

Если производитель закажет рекламу, то уж никак не такую, где будут говорить, что люди меньше смотрят телевизор, или что объем продаж стирального порошка заметно снизился, или что на рынке недвижимости наблюдается тенденция к спаду и тому подобное. Наоборот, наш заказчик попросит сделать такую рекламу, где будут показывать возможности порошка отстирать самые сложные загрязнения, демонстрировать новые технические преимущества телевизора, предлагать полюбоваться природой в той местности, где предлагается приобрести участки. И, конечно же, в рекламе будут радостные люди (в том числе и известные), которые все это уже приобрели, очень покупке рады и с удовольствием ею пользуются.

Приведу еще пример. Если организаторы концерта, выставки и другого культурного мероприятия хотят, чтобы к ним пришли как можно больше посетителей, они тоже не твердят что-нибудь вроде: «Вдруг на выставку (на концерт, на спектакль) снова придет мало слушателей или зрителей? Ведь такое уже бывало не раз». Напротив, они постараются, чтобы как можно больше людей узнали об этом культурном событии, и не только получили информацию, но и заинтересовались ею, захотели туда прийти.

Так и с чтением. Вместо изучения проблем, считаю, надо больше открыто говорить о том, что нам дает чтение, и обязательно показывать положительный пример, увлекать, «заражать» тягой к повседневному чтению хороших, важных, полезных книг. Мы в Калуге в этом году в дни Великого поста проводили общественную акцию «Книга Жизни. Читаем Евангелие». Это телемарафон, во время которого многие известные в городе и области люди по очереди с добровольцами последовательно отрывок за отрывком читали Евангелие. Это очень хороший опыт.

Возможен иной вариант, когда во время произнесения проповеди священник берет книгу и зачитывает из нее мысль святого отца, рассказывает о ней немного и советует слушателям прочитать полностью. Важно прививать культуру чтения.

Вот и возникает вопрос: почему бы в позитивном ключе не уделить больше внимания книгам в СМИ? Почему бы не говорить о книгах с известными людьми? Почему бы не показать их собрания книг?

Я вовсе не призываю проблему «замалчивать». Если проблема чтения есть, ее логично обсуждать в первую очередь в кругу специалистов: библиотекарей, педагогов, издателей, писателей, других специалистов в области филологии. Обсуждение это должно носить конструктивный характер, а не оставлять после себя общее гнетущее впечатление в отсутствие всякой конкретики. Необходимо делиться опытом, предлагать конкретные шаги, анализировать результаты, вырабатывать действенные пути решения проблемы.

Считаю принципиально важным собирать положительный опыт. У нас много хороших библиотекарей, которые могут любому читателю открыть увлекательный мир книги. Они чутко реагируют на запросы читателей, стараются помочь им найти в библиотеке именно те книги, к которым они проявляют интерес. У нас много хороших педагогов, которые ведут за собой учащихся в сокровищницу литературы и взращивают юных читателей на самых лучших образцах словесности. У нас много хороших семей — и это главное, потому что именно семья больше всего влияет на человека! — В них читают взрослые и дети, собирают прекрасные библиотеки и ценят книги. Как важно доносить этот разнообразный и крайне полезный опыт до огромных читательских и зрительских аудиторий!

- Создается впечатление, что все, о чем мы с Вами сейчас говорим, основано на Вашем жизненном опыте…

Так и есть. Но я еще делюсь опытом, который мы приобрели во время проведения выставок-ярмарок «Радость слова». К тому же я делюсь опытом знакомых мне людей: родителей, преподавателей, библиотекарей, которые могут научить детей и подростков любить чтение и ценить книги.

На мой взгляд, бесконечные сетования и разговоры (особенно те, которые адресованы большой аудитории) на тему: «люди стали меньше читать, молодежь почти не читает, книги уже не ценятся и т.п.», — пользы никому никакой не приносят. Акцентирование внимания на негативе вообще вряд ли кого-то на что-то вдохновит.

Кроме того, подростки, юноши, сколько бы они ни твердили, что они «особенные», «не похожие на остальных», на самом деле в значительной мере стараются как раз быть «как все». А если они постоянно слышат, что «люди перестают читать, а молодежь — уже практически не читает», то значительная их часть постарается и здесь быть «как все». Если «никто не читает», то и им вроде бы незачем…

Вот почему я против постоянных сетований по поводу проблемы чтения и за конкретные дела, которые помогли бы людям прийти к чтению. Тем более в семье нужно не твердить что-то вроде: «Что за дети? Совсем читать не хотят! А ну читай, тупица, кому говорят!!!», — а направить интерес, внимание ребенка к книге. Развивать любовь к чтению криком и угрозами не получится. Родителям следует быть рядом с ребенком, заниматься с ним одним любимым делом — тем, которое ближе ребенку по его характеру: совместным чтением, семейными разговорами (воспоминаниями) о книгах, использованием книг при проведении в семье детских праздников, поездками всей семьей на книжные выставки, в библиотеки, книжные магазины.

- Так как же помочь ребенку полюбить книгу?

Многое зависит от возраста ребенка. Пока он маленький, очень важно читать ему детские книги. Опыт читающих семей показывает, что понемногу читать можно начинать, когда малышу еще нет и года — месяцев с девяти. А впоследствии чтение должно стать регулярным. Если ситуация такова, что взрослым некогда подолгу читать ребенку дошкольного возраста, то надо уделять этому хотя бы 15—20 минут по вечерам. За это время вполне можно прочитать несколько стихотворений, небольшую сказку или часть сказки, если сказка длинная, или небольшой рассказ. Немного почитав, лучше отложить книгу и поговорить о прочитанном. Пусть ребенок расскажет, что ему запомнилось. Это можно сделать даже перед сном.

Ребенок раннего и дошкольного возраста воспринимает то, что видит в своей семье, как норму, образец. Если ему читают, то чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Если в семье читают взрослые, он будет тянуться к самостоятельному чтению и естественно, без напоминаний сядет за книгу. Двухлетний малыш, которому ежедневно читают вслух, увидев, что мама взяла в руки взрослую книгу, также возьмет одну из своих книжек, будет листать и скажет: «Мама, я тоже читаю!» Малыш подражает тому, что видит. Он видит, что мама увлечена чтением, и он тоже хочет полистать книгу. Если родитель готов вместе с ребенком увлеченно читать, собирать что-то из конструктора, рисовать и тому подобное, то и ребенок будет этим заниматься с интересом, в дошкольном возрасте уж точно.

К школьному возрасту очень хорошо научить ребенка самостоятельному чтению. Реалии школьной жизни таковы, что ученику начальных классов довольно скоро придется читать самому немалые тексты и не только по литературному чтению, но и по другим предметам. И чтобы его силы расходовались преимущественно на усвоение, понимание материала, а не на сам процесс чтения, надо к первому классу научить его читать, желательно уже не по складам, и понимать смысл прочитанного.

Если ребенка в семье увлекли чтением еще в дошкольном возрасте, то к начальной школе потребность читать в нем сформирована, ребенок любит книгу. Но с началом посещения школы в его жизнь входят новые реалии: учеба становиться основным видом его деятельности и требует от него постоянных усилий, занимая немало времени. Авторитет родителей уже несколько «потеснен» авторитетом учителя. Появляются новые занятия, кружки и секции, которые иногда загружают каждый день ребенка. На чтение может оставаться объективно мало времени. Тем не менее, нужно обязательно продолжить домашнее чтение. Сам ребенок должен ежедневно читать, что необходимо и для совершенствования его навыков чтения, и для знакомства его с миром литературы. Также, если ребенок просит, надо оставить совместное чтение на вечер, перед сном.

Есть еще один момент, который важно не упустить именно в этом возрасте. Дети начинают получать на дом задание прочитать что-либо по внеклассному чтению. Взрослому человеку важно с самого начала относиться к этим заданиям как к обязательным, и такое отношение к ним выработать у ребенка. Пока тексты небольшие, их чтение легко проконтролировать, их нетрудно прочитать вслух вместе — вот когда и следует сформировать правило: все тексты по литературному чтению, которые заданы на дом, обязательны к прочтению. И сделать это нужно, подчеркну, в начальной школе. В средних и старших классах, когда тексты станут намного объемнее, будет гораздо сложнее настоять на том, чтобы школьник прочитал все, что ему задали, если раньше на это смотрели сквозь пальцы.

В старшем возрасте надо присматривать, чтобы ученик не забывал прочитать все, что включено в школьную программу. Таких произведений не так уж много, их чтение вполне по силам школьнику, при том условии, что выработке у него навыков чтения в свое время уделялось должное внимание. Если ребенок не знает текста, что ему делать на уроке, когда об этом произведении будут говорить? Если школьник читал мало, поверхностно, а спохватился уже только перед самыми выпускными и вступительными экзаменами, когда он успеет усвоить произведения классиков в необходимом объеме? Кроме того, у старшеклассника обязательно будут трудности с цитированием, аргументацией, с последовательным и ясным изложением своих мыслей, и с самими мыслями тоже будут определенные проблемы, если у него отсутствуют минимальные познания в области отечественной литературы классической и современной.

Если к школьному возрасту ребенок имеет потребность в чтении, то в дальнейшем ее нужно просто поддерживать: проявлять интерес к книжным новинкам, обсуждать книги, делиться впечатлениями. Нельзя сравнивать, сколько читает ваш ребенок, с тем, сколько читали вы в его возрасте, или сколько читает соседский ребенок. На объем прочитанного влияет не только желание читать, но и общая загруженность, темп жизни, область увлечений. Например, вы посещали только одну секцию, а литература всегда была вашим любимым предметом. Соседский ребенок в кружки и секции не ходит, по характеру он скорее мечтатель. А ваше чадо ходит в воскресную школу, занимается в школе искусств и еще в двух секциях. Конечно, у него намного меньше времени на чтение, помимо своего желания он будет меньше времени проводить за книгой. Это не значит, что читать вовсе не нужно. Обязательно нужно! Но не надо при этом скрупулезно высчитывать, сколько книг за месяц читали вы в этом возрасте, сколько читает сосед, а сколько — ваш школьник.

Но бывают же ситуации, когда родители сами надолго забросили чтение, и своих детей они до какого-то возраста растят без книг или с минимальным их количеством…

Совершенно верно. Но в ряде случаев эти же родители поняли, что и сами себя обделили, перестав читать, и детям не привили интерес к книге, а теперь им стало ясно, что читающий ребенок во многом интереснее, успешнее, богаче как личность, чем такой же ребенок, не читающий книг. Если родительский читательский опыт скромен, не надо стараться предстать перед детьми читателем с огромным стажем и увлеченным библиофилом. Дети все равно поймут фальшь, а ложь — не лучшее средство воспитания детей.

Скажите честно: «Сынок (дочка), я недавно вспомнил свою любимую детскую книгу (или встретился со школьным другом, и мы вместе вспомнили, как в библиотеке записывались в очередь, чтобы прочитать новые интересные книги, или как я ему на день рождения принес сборник повестей, которые тогда было трудно купить, и тому подобное) и понял, как же давно я не читал книг. Затянула круговерть жизни, все спешили куда-то, про любимые книги не вспоминал… Давай вместе читать. Можно вслух, по очереди». Младшие школьники обязательно откликнутся на родительскую инициативу. Найдите каждый день хотя бы немного времени перед сном и начните читать вместе.

Если нужен совет о выборе книг, можно ориентироваться на школьный список по внеклассному чтению, на рекомендации библиотекаря, мнение читающих родных и знакомых. Сейчас много переиздается книг, которые когда-то радовали современных родителей, дедушек и бабушек. Можно вместе с подросшим ребенком пойти в книжный магазин и найти с детства знакомую вам книгу, взять ее со словами: «У меня такая была!» или «Я так хотел именно такую, когда был как ты!» — приобрести ее и именно с нее начать каждодневное чтение.

Возможно, когда-то родители и дети читали постоянно, а потом началась школьная жизнь, все осуетились: у родителей много работы и дел по дому, у детей много домашних заданий, кружки, общение со сверстниками… А потом вдруг родители обнаружили, что и они сами читают совсем мало, и дети с трудом читают только то, что задано в школе — не больше.

Кроме того, если дети стали подростками, на них уже и общее мнение давит («сейчас никто книг не читает, есть интернет!»), нередко бывают и «протестные» настроения («я — личность и ни за что не буду делать то, на чем настаивают родители»). Самое главное: не надо начинать «войну». Если семья читающая, дети, «переболев» подростковыми протестами, возьмут книгу, придут за советом, что почитать, если родители компетентны в этом вопросе. Ну а пока… ведите разговоры о книгах между собой за общим столом, в присутствии подростков обсуждайте прочитанное с родными и со знакомыми, когда они приходят в гости.

Это только кажется, что подростки стремятся сбежать от взрослых родственников, не воспринимают их мнение. На самом деле они ценят время, которое родители и другие родные проводят с ними. И вариант, когда за столом, в гостиной, у костра, в саду говорят о прочитанном, а он не может поддержать разговор, так как не знает текста, не читал этого автора, ненавязчиво подтолкнет подростка к осознанию, что читать нужно, поможет понять, что утверждение «никто не читает» — это миф. Только не надо в ходе этих разговоров подчеркнуто обращаться к ребенку со словами вроде: «А ты не читал, неуч». Нельзя обличать, особенно прилюдно, создавать неловкую для подростка ситуацию, не надо упрекать. Он и сам все поймет в доброжелательной обстановке.

Очень ценный совет. Надеюсь, многие родители возьмут себе на заметку. А есть ли еще какие-то нестандартные решения для привлечения внимания подрастающего поколения к книге?

Школьника можно привлекать к покупке книжных подарков для родных и друзей, советоваться с ним, вместе подбирать книги в магазинах. Можно быть почти уверенным, что это вызовет интерес к содержанию подарка у него самого.

Еще коснусь следующей более сложной ситуации. Предположим, семья практически не читает, дети в ней растут почти без книг, а бабушка и дедушка, тетя и дядя, крестные, кто-то из близких друзей хочет помочь ребенку узнать и полюбить книгу. Конечно, никакого осуждения нежелающих читать родителей не должно быть высказано ребенку или в его присутствии: авторитет родителей совершенно незачем ставить под сомнение.

Можно предложить ребятам игру, которую организуют для своих учеников неравнодушные педагоги. Вокруг стола садятся от двух до шести участников. Если детей больше, их надо поделить на команды. Каждый участник или команда получает список вопросов и заданий. По условиям игры запрещено пользоваться любыми электронными средствами. Зато в распоряжении детей книги, в которых можно найти ответы на вопросы. Сначала надо сообразить, в какой книге, какие сведения можно найти, а потом уже листать саму книгу. Если играют совсем неопытные читатели, книги лучше положить стопкой и придумать вопросы и задания, которые требуют обращения к самым интересным книгам. Если участники игры имеют небольшой читательский стаж, задачу легко усложнить, оставив нужные книги на полках, среди других изданий.

Можно «между делом» предложить ребенку пойти с вами в книжный магазин, «заглянуть» туда, когда идете мимо. Если есть финансовые возможности, можно купить ребенку в подарок интересно оформленное издание. Примером может служить книга «В грозную пору» М.Г. Брагина, вышедшая в издательстве «Лабиринт». Наверное, многие взрослые вспомнят, сколько ребят лучше узнали историю Отечественной войны 1812 года благодаря изданиям этой книги в 70-е годы прошлого века. Современное издание заинтересует любого читателя: хороший текст, множество иллюстраций, карты, конверты, сюрпризы и многое другое. Опытные читатели (и опытные родители) говорят, что они не знают ни одного взрослого и ни одного ребенка, которого бы не заинтересовала эта книга.

Прочитав ее, можно пойти дальше: например, предложить ребенку вместе составить викторину по событиям 1812 года и «обнаружить», что хотелось бы узнать больше исторических фактов, одной книги мало. И тогда можно перейти к вышедшей в издательстве «Детская литература» книге «С Богом, верой и штыком!» (Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях).

- Пока мы говорили о чтении вообще. Как привести ребенка к чтению христианской литературы?

Ответ простой: своим примером. Если ребенок видит родителей с молитвословом в руках, он тоже будет читать молитвы. Если ребенку читают подходящие по возрасту православные книги, такое чтение станет для него нормой жизни. Если семья только приходит к вере, стоит признаться детям: «Мы с вами хотим больше знать о нашей вере, правда? Давайте вместе почитаем об этом».

Многим взрослым знакомство с верой полезно начинать с азов, с чтения Библии для детей. Эту книгу очень важно читать малышам с самого раннего возраста, чтобы они знали сюжеты Ветхого и Нового Завета. Эта книга как никакая другая дает повод для глубоких размышлений. В ней можно почерпнуть множество тем для серьезной взрослой беседы со своим ребенком. У него с детства должно выработаться представление, что Евангелие — главная книга в жизни христианина, что она дает совет в любой жизненной ситуации, помогает поступить так, как хочет от нас Господь. И еще она раскрывает великую тайну: как сильно Бог любит человека.

Как ребенок научится самостоятельно читать, он должен и сам читать Библию для детей. Четвероевангелие, т.е. Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, он должен сам начинать читать к двенадцати годам. Читать должен глава за главой, и сам должен следить, что он прочитал. Прочитав Евангелие от одного евангелиста, начинать читать от следующего евангелиста. И так прочитать полностью Евангелие - глава за главой. Закончив чтение всего Евангелия, начать по новой.

Я помню, когда был такого возраста, мы всей семьей ездили в Троице-Сергиеву лавру, и там архимандрит Тихон (Агриков) мне как-то сказал, что я до четырнадцати лет должен прочитать всё Евангелие (Евангелие от всех четырех евангелистов) четыре раза. И я сам следил, чтобы мне выполнить это благословение. Ребенок, прочитав в этом возрасте все Евангелие четыре раза, запомнит его на всю жизнь.

- Владыка, спасибо за совет. А что Вы еще посоветуете для семейного чтения?

Для православного человека семья — это малая Церковь. И подобно всей Церкви Христовой она объединяет живущих на земле людей и святых, пребывающих в Небесных обителях. Мы, живущие в борьбе с грехом, нуждаемся в помощи святых. И первым семейным чтением после Евангелия должны быть жития святых. Это традиция, пришедшая из глубины веков: на Руси издавна излюбленным чтением были Четьи Минеи, Патерики, Лавсаик, Луг духовный, Пролог в поучениях и другая житийная и нравоучительная литература. Одна из таких книг так и называется «Училище благочестия», и повествует она о том, как жили благочестивые христиане прежних веков. Читая эти книги, понимаешь, что имена этих людей сохранились в веках, потому что они больше всего на свете любили Бога и помогали окружающим людям, не жалея себя.

Как еще можно научиться у них добру, если не чтением о их жизни, которое порождает пламенное желание подражать их благородным поступкам, смелым словам, бесстрашию перед мучителями. Это замечательное чтение, просветляющее душу читателя, наделяющее огромным желанием и силами быть христианином сегодня. Необходимо, чтобы все члены семьи, включая детей, знали о жизни святых, чьи имена они носят. Ребенок должен знать и о святых, которые являются покровителями его родителей, братьев и сестер. Это тема для семейных бесед и размышлений. Также всей семьей можно узнавать и о святых покровителях того места, где они живут. Через это чтение и через стремление живущих подражать, насколько это возможно, подвигам своих святых покровителей объединяются малая земная Церковь и победная Церковь Небесная.

- И последний вопрос: а много ли делает Православная Церковь для поддержки чтения?

Думаю, здесь уместно сказать о нескольких направлениях нашей работы в этой области, помимо непосредственно издательской деятельности. Существует Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая вручается писателям за вклад в развитие русской литературы. Ежегодно Церковью проводится издательский конкурс «Просвещение через книгу», в котором более 10 номинаций. Постоянно растет популярность нашего детского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

Множество разнообразных мероприятий проходят в рамках празднования Дня православной книги. Нельзя не упомянуть и о таком грандиозном проекте как выставка-ярмарка «Радость Слова», организуемая в разных регионах России и уже даже в странах СНГ, которую посещают много людей, желающих познакомиться с новыми православными изданиями и встретиться с современными авторами.

Это только несколько примеров реальных дел Церкви в деле привлечения внимания самой разной аудитории к православной книге. На самом деле их гораздо больше. И мы готовы поддержать новые инициативы в этом направлении на местах. Главная задача, чтобы хорошая книга дошла до читателя.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Методическая разработка

по теме:

Развитие интереса к чтению

у младших школьников.

Составила:

Учитель

Начальных классов

Зайцева Оксана Геннадьевна

г. Анжеро – Судженск

2012 г.

Проблема. Снижение интереса к чтению у младших школьников.

Цель. Обобщить практический материал по развитию интереса к чтению на уроках и в семейном чтении.

Задачи. 1. Почему у детей сейчас нет интереса к чтению?

2. Отобрать наиболее эффективные приемы активизации интереса к чтению на уроках.

3. Варианты организации семейного чтения.

4. Система заданий для развития интереса к чтению.

5. Изучить современную научно-методическую литературу о привитии любви к чтению.

Введение

« Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. зачастую именно средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, перешедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее.

« Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они ми сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Основная часть.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. (М.И. Оморокова « Совершенствования чтения младших школьников»). М. Просвещение. – 2006г. Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

Какие только виды работ не придумывает учитель, чтобы дети на уроке читали с интересом.

Сказочные герои (Чебурашка, Карлосон, Красная Шапочка, и многие другие) «приносят» в своих карманчиках, корзиночках, письма детям. Сначала это слоги. Вынимая по очереди листки из корзинки Красной Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова. Потом Красная Шапочки, дети читают на них слоги, из которых можно составить слова, вдруг обнаруживают, что из этих слов получается предложение. А потом уже наши сказочные герои «рассказывают» нам коротенькие сказки (7-8 предложений). Составляю такие тексты по сюжетам хорошо знакомых детям народных сказок, сокращая до необходимого минимума количество предложений и слов в каждом предложении.

Выйти к доске, достать листок из корзинки Красной Шапочки и прочесть желают очень многие. Чтобы не привлечь к работе одних и тех же, оставляя без чтения пассивных детей, мы договорились, что эти сказки будут читать по очереди дети каждого ряда, а другие будут слушать, а потом рассказывать. а чтобы все внимательно слушали, придумала игру «Эхо» 1 читает, а весь класс хором повторяет, как эхо.

У каждого учителя есть серии сюжетных картинок по развитию речи. На основе некоторых из них составляю коротенькие рассказы о том, как дети спали на морозе птичку, как в лесу мальчики нашли ёжика, как собака вытащила из воды тонущего хозяина и другие.

Часто читаем коротенькие рассказы, новеллы, притчи из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике». (М.: Педагогика, 2005г.)

На основе некоторых из них составляю тексты для чтения детьми. Эти небольшие по объёму произведения содержат богатый материал для бесед с детьми на темы нравственности: о любви к прекрасному, о заботе о слабых, о почитании старших. Например:

Зоя и бабочка

Маленькая Зоя гуляла в саду. Там росла акация. На веках торчали острые колючки. А над ними летала красивая бабочка. Стала Зоя колючки ломать.

Зачем ты это делаешь? – Спросила мама.

Чтобы бабочка не укололась, - тихо ответила Зоя.

В другой раз новый текст для чтения «приносят» подружки – матрешки. Но прежде чем прочесть то, что они предлагают, надо расположить их по росту и сказка получится.

Рисунки 6-и матрёшек, а на них такие буквы:

1 матрёшка- «с»

2 матрёшка – «к»

3 матрёшка- «а»

4 матрёшка – «3»

5 матрёшка – «к»

6 матрёшка – «а»

Матрёшек по росту расположили и получилось слово «сказка».

Всем известно, что рыбки немые, говорить не умеют. Но у нас на уроке они могут стать «говорящими». Если карточки расположить в той последовательности, в которой возникал рисунок рыбки, прочесть предложения на обратной стороне, то мы знаем новый рассказ.

Нарисуем части рыбки последовательно. На каждой части рисунка рыбы буквы. Получается слово «рассказ»

А на следующий день Буратино или Незнайка «зададут» детям вопросы по содержанию прочитанного накануне рассказа. А может быть, это будет вопросы непосредственно к читающему: «Как тебя зовут?», «Ты любишь читать?», «Какой сегодня день недели?», «Когда твой день рождения?» и т.д.

Кроме такого индивидуального чтения, на уроке всегда присутствует хоровое чтение текста. Дети, которые хорошо читают, прочтут, а другие повторяют за ними.

Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать, вызывают желание узнать, что за сказку принесла Красная Шапочка или кто-то другой.

Очень нравится детям чтение, которому дали название «Кто играет в прятки». На доске, а чаще всего на плакате (можно использовать неоднократно в любом классе). Я пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Кто играет в прятки?

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФ

ЭЬВОЛКУЛДГУСИНДЮК

ИТЫЪЩЕГОЛСЙВБЗАЙК

АБАНИРШЛОШАДЪАЛУ

МОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕН

ГУРУБИРШЛОСБЩСИРУ

ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФ

УЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛ

ЯЯГУШКАСЛУ

Заметив интерес к такому чтению (кто быстрее найдёт спрятавшееся слово), мы с детьми составили карточки для индивидуальной работы под такими названиями: «Животные играют в прятки», (в 4 вариантах), «Где прячутся грибы?», «Деревья спрятались», «Найди кустарники», «Ниже всех в лесу и в поле – травы», и размножила их по количеству детей. Вариантов работы с такими карточками можно придумать много. Часто дети брали карточки домой, искали слова вместе с родителями. Тематика этих карточек расширяет знания детей о животном и растительном мире, учит различать виды растений.

Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. А учитель может неоднократно применять эти карточки: на уроках природоведения (виды животных и растений) русского языка, ведь в названиях животных, растений, растений, грибов кроется столько орфограмм.

Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубление» вместо выразительного чтения. И, конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.

На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения, и т.д.

Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога. Например:

Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Дай мне рыбки.

Налови сам да ешь.

Да я не умею.

Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»). Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную краску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию. Для себя составляю своего рода «интонационный словарь» - определения для интонации голоса: спокойная, рассерженная, гневная, загадочная, грустная, радостная, восхищенная, испуганная, разочарованная, сказочная и т.д.

Ещё чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения.

На этих кольцах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.

Способ «жужжащего» чтения нашёл широкое применение в начальной школе. Использую его и я.

Сначала следовала рекомендациям, описанным В.М.Зайцевым в его брошюре «Резервы обучения чтению» (М.: Просвещение, 2007г.). А теперь решила попробовать по-другому: на эти три минуты дать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа строится (в данном случае – чтение) и интерес появляется.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Я в течение четырёх лет начальной школы стараюсь привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаюсь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

Конечно, я, как и любой учитель начальной школы, слежу за успехами своих учащихся в средней школе, беседую с учителями-предметниками. Они отмечают их активность на уроках, любознательность, интерес к знаниям, способность высказывать своё мнение, давать оценку литературным героям.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, также формированию навыков выразительного чтения.

Инсценирование Выборочное чтение

Текста или (с определённым

Отрывка. заданием).

Виды

Работ над текстом

По формированию

Интереса к чтению.

Чтение «Жужжащее»

В «лицах». чтение.

Поскольку первый литературный опыт ребёнок получает в семье, то от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов школьников. Как показывают результаты исследования, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин:

  1. Заключается в угасании интереса к литературе в обществе.
  2. Связана с недостаточным уровнем психолого - педагогической компетентности родителей, которые не всегда чётко знают возрастные особенности и возможности своего ребёнка.
  3. Наиболее существенным недостатком является то, что при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы.

Затрудняются выбрать адекватные средства и методы работы с художественными текстами в семье.

Правильно организованное семейное чтение – важнейшее условие умственного развития ребёнка.

Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного досуга. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: всё ли понятно, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка пересказывать.

Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей.

Вот некоторые из них:

  1. Чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене Экран прочитанных книг».
  2. Устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, предложить ребёнку прокомментировать свои рисунки.
  3. Способен разжечь любопытство и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. (Нет времени!) Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

А вот метод, который предлагает известный педагог Ш. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, даёт ребёнку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума. Это « авторитетное» мнение любимого героя оказывает своё положительное действие. Ребёнок с радостью берётся за чтение, которое любит сам Карлсон.

Самое важное, что могут родители – посоветовать ребёнку записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать её.

Заключение.

Мы сейчас переживаем ответственный момент. Обществом всё более осознаётся необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне.

Решается не просто участь детского чтения. Решается судьба России, её интеллектуальная мощь. Неслучайны прокатившиеся по всей стране акции и конгрессы в поддержку чтения. Прошли многочисленные конференции, посвящённые этой теме.

Создано в России Межрегиональное отделение Международной Ассоциации Чтения с отделениями в г.Москве, г. Санкт – Петербурге, г. Екатеринбурге. Имеют место хоть и медленные, но позитивные сдвиги в этом отношении со стороны школы. Так, в С.-Петербурге с 2002 года прошли подряд четыре конференции, посвящённые культуре чтения детей. Реализована под руководством Международной Ассоциации Чтения научно – методическая программа «Школа культуры чтения» в Москве.

В решении проблемы детского чтения в некоторых городах России в последнее время включилась власть на местах. Знаменателен факт проведения Года детского чтения в Челябинске и области. Программа года удостоена первого места на конкурсе программ в поддержку чтения в 2004году.

На предметных неделях по литературному чтению стараемся организовать конкурсы в параллелях на лучшего читателя, самую читающую семью, самый читающий класс, самую лучшую библиотеку. Даём рекомендации родителям на собраниях как повысить технику чтения у ребёнка.

Список использованной литературы.

  1. Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». Журнал «Начальная школа». 2006г., № 1
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия – 2001 г.
  3. Н.П. Яшина «Учить читать трудно, но интересно». Журнал «Начальная школа». 2001г., № 6
  4. И.И. Тихомирова. «Что могут родители?» Журнал «Школьная библиотека. 2005г. Ноябрь – декабрь.
  5. В.А. Стахеева. «Приближение к душе: программа чтения для детей». Журнал «Школьная библиотека». 2006г. Май.
  6. Е.М. Торшилова. «Эстетическое воспитание в семье». Москва. Искусство. 1989.
  7. Журнал «Начальная школа». 2007г., № 6.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»