Индивидуальное психокоррекционное занятие с подростками. Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по психологической поддержке ребенка со страхами

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Детский психолог

В каждой семье родители рано или поздно сталкиваются с психологическими трудностями в воспитании или обучении ребёнка. Если любить малыша, слышать его и искренне стараться помочь, почти со всем можно справиться своими силами, но именно «почти». Бывают ситуации, в которых родители чувствуют себя неуверенными или даже беспомощными. И тогда на помощь семье приходит детский психолог.

С кем работает детский психолог?

Исходя из названия профессии - «детский психолог» - ответ кажется очевидным: «Детский психолог – это специалист психологического профиля, который работает с детьми». Однако это не совсем так. Детский психолог работает с семьей, но помочь пытается, прежде всего, ребёнку. А взрослым объясняет, что происходит с их малышом в данный момент и как это изменить. Психолог разбирается с трудностями, возникшими у ребёнка в семье или в социуме (двор, садик, школа, компания сверстников), помогает наладить контакт с другими людьми и миром, внутренне поддерживает ребёнка и настраивает на позитив.

Детский психолог понимает особенности развития детей разных возрастных групп, знает, как справиться с кризисами 1,3 и 7 лет, как наладить контакт в проблемный переходный период, стать взрослым другом, а не только родителем для подростка и т.д. Профессионал с соответствующим образованием знает закономерности работы психики человека, владеет разными специальными методами диагностики и психокоррекции, понимает ту грань, где заканчивается его область и начинается «территория» психотерапевта или психиатра. Своевременное обращение к психологу педотвратит усугубление проблем и позволит разрешить сложные ситуации, сохранив между детьми и родителями доверие и нормальные взаимоотношения.

Цели и принципы работы детского психолога.

Основная цель, конечно, разобраться с кризисной ситуацией в семье и помочь ребёнку выйти из неё с наименьшими психологическими потерями. Цель может дробиться на более мелкие задачи – либо ситуативные (работа со страхами, неуверенностью, с конфликтами в семье), либо «симптоматичекие» (улучшить память, развить образное мышление и т.д.).

Если же детский психолог наблюдает ребёнка довольно долго, его основная цель – следить за общим психологическим состоянием и направлять развития малыша. Контролировать возрастные кризисы.

Если к психологу приводят деток с разными серьёзными нарушениями – ЗПР, ЗПРР, УО, его цель оказать ту помощь, в которой он компетентен, проконсультировать родителей и корректно передать ведение «особого» малыша дефектологу, специализирующемуся на выявленных психологом нарушениях.

В своей работе детский психолог, да и вообще любой грамотный психолог, придерживается нескольких принципов, напоминающих отчасти медицинские: не навреди; не осуждай; сохраняй самообладание в любых ситуациях; уважай интересы и чувства и ребёнка, и родителей; слушай глубже, чем слышишь; смотри глубже, чем видишь; сохраняй конфиденциальность услышанного и увиденного; будь компетентен – не за свою работу не берись.

Направления работы детского психолога:

Проблемы, с которыми поможет детский психолог

Общение с психологом, в принципе, полезно любому ребёнку, но малышу с проблемами из списка ниже, оно не просто полезно, оно необходимо:

    устойчивые детские страхи, справиться с которыми семье не удаётся; регулярная детская агрессия; постоянная детская тревожность, капризы и истерики; гиперактивность; трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми; повышенная возбудимость или депрессивные состояния; низкая самооценка и неуверенность в себе; детская ревность к брату или сёстре, зависть; кардинальные изменения привычного уклада жизни (переезд, новая школа, начало посещения детского сада, развод родителей, травмировавший ребёнка); проблемы с обучением и в целом с усвоением знаний (в саду и школе); сложности в отношениях с родителями или другим близким окружением; когнитивные расстройства; бессонница; ряд психосоматических заболеваний (энурез, энкопрес, термоневроз); детские вредные привычки (грызть ногти, сосать палец и пр.); последствия несчастий (чья-то смерть, переживания, возникшие в результате присутствия или наблюдения ЧС, насилие, длительная изоляция и др.).

Чем поможет детский психолог?

Современный мир – это постоянные нервные стрессы, информационные и эмоциональные перегрузки как у детей, так и у взрослых. Всё это оказывает разрушительное воздействие на нашу психику и проявляется различными проблемами, искажениями, нарушениями, примеры которых приведены выше. Специалисты помогут снизить деструктивное влияние вредных факторов, разгрузить психику, помочь найти выход из сложных ситуаций и жить дальше. Психолог расскажет о балансирующих техниках, «распутает» межличностные недопонимания и противоречия, подскажет приёмы эффективного взаимодействия с миром, покажет направление для личностного развития. Детский психолог также поможет с эмоциональными и поведенческими проблемами, трудностями в обучении и т.д. Кроме этого настоящий специалист объяснит родителям причины возникших проблем и посоветует, как в дальнейшем их избежать.

Как работает психолог: инструментарий, методы, формы

Психолог проводит предварительную диагностику по разным тестам и методикам, составляет заключение, а затем выбирает нужное направление деятельности (консультации, индивидуальная, групповая психологическая работа). А уже в зависимости от направления подбирает подходящие методики и методы. Детский психолог широкого профиля владеет огромным багажом специальных знаний. Он всегда может выбрать наиболее оптимальный комплект методов и приёмов из разных психологических школ, которые будут наиболее действенны для ситуации клиента. Чаще всего, специалист по работе с детьми использует игровую и творческую терапию, арт-терапию, песочную терапию, сказко-терапию, мелонотерапию, беседы. Психологический инструментарий – это игровые развивающие пособия, небольшая песочница с песком и разными фигурками, элементы для мелкой моторики и декоративно-прикладного творчества (разнообразные бусины, пластилин), творческие наборы с пластилином, красками и цветной бумагой, конструкторы, подушки, мячи или даже детская боксёрская груша и перчатки для работы с агрессией, ёмкости для игр с водой, необходимая литература, тесты и опросники, методички и полезные распечатки для родителей. И, конечно, главный «инструмент» - это сам психолог: его знания, способность к эмпатии, рабочий опыт, интуиция, внимание и чуткость и обязательно верный НАСТРОЙ – на помощь маленькому клиенту, а также уважение и БЛАГОжелательность по отношению к семье в целом.

В процессе психологических консультаций, общения и игр детский психолог создает благоприятные условия для того, чтобы справиться с актуальным состоянием ребёнка, помочь ему рассказать о своих страхах и тревогах, выразить себя, свою боль и обиду, надежды и желания. Постепенно совместно с родителями психолог находит пути для решения семейных проблем, которые травмируют ребёнка, в результате чего становится возможной и психокоррекция поведения малыша. Появляются условия для его дальнейшего нормального психологического развития. Улучшается внимание, повышается успеваемость, взаимодействие с близкими и социумом становится более спокойным, адекватным. После того, как путь к взаимопониманию у ребёнка со взрослыми найден и основные проблемы решены, психолог должен «отпустить» семью, а именно – научить их слышать друг друга и далее справляться с недопониманиями самостоятельно теми индивидуальными приёмами и методами, которые «сработали» в процессе психологических сессий именно с этой семьёй.

Об ожиданиях клиентов или о том, что психолог НЕ будет делать

Отправляясь на консультацию к психологу, родители иногда представляют себе не то, что их ждёт на самом деле. Психолог НЕ РЕШАЕТ за родителей семейные проблемы, но находит пути, которые позволяют родителям САМИМ эти проблемы решить и помочь ребёнку справиться с его состоянием.

Итак, что психолог делать НЕ БУДЕТ:

    Психолог не будет «лечить» от чего бы то ни было, ставить диагнозы и выписывать рецепты. Это сфера деятельности детских психотерапевтов, которые обязаны иметь медицинское образование, иначе они не имеют права зваться психотерапевтами, а тем более психиатрами. За рецептами – к ним, а не к психологу. Детский психолог не будет объяснять ребёнку, как ему НУЖНО себя вести для того, чтобы родители были довольны. Он не станет «лепить» из малыша то, что хотят видеть его родители, он будет помогать ребёнку понять себя. Хотя коррекция поведения в соответствии с адекватными поведенческими нормами в социуме – предусмотрена. Но – опять же – для пользы самого ребёнка. Психолог не сделает из непослушного ребёнка «удобного». Но он может объяснить родителям причины непослушания и научить семью договариваться между собой, ладить друг с другом. А вот если в основе детских истерик лежат тревоги и страхи, тогда - это не норма. С этим психолог работает.

Вообще слово «психолог» произошло от греческого «психо-» - душа. То есть психолог – специалист, помогающей душе человека обрести спокойствие или даже умиротворение. Детская душа хрупка, уязвима и нежна. Её нужно беречь и заботиться о её здоровье не меньше, чем мы заботимся о здоровье телесном. Серьёзные промахи и ошибки в воспитании и обучении ребёнка травмируют душу. И в последствие эти детские психологические травмы очень влияют на всю жизнь человека. Корректировать такие травмы во взрослом возрасте трудно, гораздо легче серьёзные ошибки НЕ совершить, пока человек ещё ребёнок. И для этого не нужно специальное образование – нужно чувствовать своего ребёнка и любить его. А если возникает тяжёлая жизненная ситуация, с которой сложно справиться, не пускать всё на самотёк, а обращаться к психологу.

Программа индивидуального психокоррекционного занятия «Снятие состояния психического дискомфорта, коррекция тревожности»

Автор-разработчик: Аверина Лина Валерьевна, педагог-психолог ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж», г. Тула
Описание материала : программа индивидуального психокоррекционного занятия по снижению тревожности может быть полезной в работе педагогов и психологов с детьми подросткового возраста.

Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации индивида, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: на общение, на здоровье, учебную и профессиональную деятельность и общий уровень психологического благополучия. Подростковая тревожность это переживание эмоционального неблагополучия, предчувствие опасности являются выражением неудовлетворения значимых возрастных потребностей. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.
Цель: преодоление личностной тревожности путем активизации внутреннего потенциала подростка на решение собственных проблем
Задачи:
- снятие эмоционального напряжения, снижение тревожности;
- обучение навыкам ПСР (психосаморегуляции);
- эмоциональное осознание своего поведения;
- развитие уверенности в себе и закрепление положительного эффекта от психосаморегуляции;

1. Упражнение «Маска – я»

Подростку предлагается нарисовать маску, какое настроение преобладает у него на данный момент. Обращаем внимание на процесс рисования и на сам характер изображения (как изображены глаза, рот, что в ряде случаев является проективным выражением тревожности или агрессии). После того, как маска готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Психолог может попросить показать с помощью мимики то настроение, с которым подросток делал маску. Когда маска готова, предлагаю придумать имя, наделить ее характером, что любит, чего боится. В ходе подведения итогов выявляются общие черты маски с ее автором, подчеркиваются положительные качества. Качества, которые вызывают дискомфорт, обсуждаются в ходе беседы, доводятся до осознание истинные причины негативных эмоциональных проявлений.

2. Упражнение «Мысленная тренировка. Доведение до абсурда»

Психолог предлагает смоделировать ситуацию, вызывающая тревогу. Все заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение. Психолог помогает подростку, задавая наводящие и уточняющие вопросы, просит описывать свои эмоции в ходе выполнения упражнения. Далее психолог просит представить тревожную ситуацию в чрезмерно преувеличенном виде (доведите до абсурда). В результате явного преувеличения подросток понимает, что ситуация не такая и пугающая, безысходная и вполне может поддаваться контролю.

3. Упражнение «Дыхание».

Психолог рассказывает о значении дыхания в стрессовой ситуации. Предлагает способы использования дыхания для снятия напряжения, поясняя тем, что человек, испытывающий стресс, дышит учащенно, что может усилить тревогу и уменьшить переносимость стресса. На выполнение требуется около 5 минут. Упражнение выполняется под контролем психолога и предполагает последовательное выполнение следующих инструкций:
1. Вы садитесь в кресло.
2. Положите руку на живот.
3. Дышите так, как вы это делаете обычно, при этом следите за движением живота и груди во время дыхания.
4. Попробуйте дышать "животом" - так, чтобы в дыхании участвовали мышцы живота, а грудь оставалась неподвижной.
5. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как животом мягко подталкивает лежащую на нем руку.
6. На счет 5 задержите дыхание.
7. Медленно выдохните через нос, считая до 5, мягко нажимая рукой на живот.
8. Дышите так в течение 5 минут.
9. Если во время упражнения у Вас начинается тревога - прервите упражнение.
10. Сначала Вы можете делать упражнение в течение меньшего периода времени, постепенно увеличивая его до 5 минут. Не забывайте выполнять его 2 раза в день.
11. Вскоре Вы сможете не замечая этого дышать так в течение всего дня.
12. Когда Вы обучитесь этому упражнению - Вы можете делать его во время тревоги и при стрессе. Вы почувствуете облегчение.
13. Не отчаивайтесь, если у Вас не получается делать это упражнение сразу. Чтобы научиться его делать, требуется время.
14. Не бойтесь, что оно спровоцирует тревогу. Если Вы почувствуете себя некомфортно - Вы можете остановиться в любой момент.
Когда упражнение выполнено, психолог предлагает подростку проанализировать свое состояние и как оно менялось в процессе выполнения упражнения, а также обращает внимание на то. Что подобные методики могут быть эффективными в стрессовой ситуации или при появлении необъяснимой тревоги у подростка.

4. Упражнение «Ощущения уверенности»

Психолог предлагает подростку обратиться к своим воспоминаниям о своих достижениях в прошлом, после чего постараться сознательно вызвать в себе ощущения уверенности в себе, которые ассоциируются с тем событием или свершением в своей жизни. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Психолог предлагает установить своего рода «психологический якорь» в виде этих положительных эмоций, прибегать к которому стоит в ситуациях, когда подросток сталкивается с тревогой и ощущением собственного бессилия. Далее следует подведение итогов занятия. Психолог делает акцент на положительных достижениях подростка, тем самым стимулируя его поддерживать подобный настрой.

5. Беседа с родителями и педагогами.

По итогам психокоррекционного занятия рекомендуется провести консультацию с соответствующими рекомендациями для родителей подростка и педагогов. Здесь, прежде всего значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа - общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспекты занятий программы индивидуальных занятий по психологической поддержке ребенка со страхами .

Занятие № 1

1. Вхождение в занятие

Упражнение 1. «Дневник настроения» (Каково моё настроение сегодня и почему. Какое хорошее событие произошло со мной за этот день, неделю). Каждое занятие 1 части начинается с этого упражнения.

Упражнение 2. «Мое имя» Придумать на каждую букву своего имени одно положительное качество своего характера.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов.

Упражнение 1

    «Разгиб - разгибыч» (разогнуть всё, что можно); «Круги головой» (крутить головой с большей амплитудой и прибавлением скорости); «Кружилка» (кружиться на одном месте сначала в одну, затем в другую сторону); «Жевалка» (жевать вымышленную жвачку); «Зевалка» (отдуши пожевать); «Рычалка» (порычать).

Упражнение 2 «Злюки». Рвать бумагу кто быстрее и мельче.

3. Завершающий блок

Упражнение «Учимся дышать».

Лежа на коврике полностью расслабиться, чтобы не чувствовать напряжения. Ноги немного развести, руки вдоль тела ладонями кверху, не касаясь его. Глаза закрыты. Представить, что внутри живота находится не надутый «воздушный шарик». На счет от 1 до 5 начинаем надувать этот «шарик», делая вдох носом, одновременно выпячивая живот вперед. Грудь при этом не должна подниматься. Затем, на счет от 5 до 1 – спокойный выдох через нос (повторить 5-6 раз). То же самое на грудное дыхание.

Занятие № 4

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Я любимый». Ребенку предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики и т. д., проговаривая: «Это мои любимые щечки, это мои любимые ручки и т. д.».

2.Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах.

Упражнение 1. Тонизация через веки

Расширить глаза (ужас…гнев…) – расслабим

Зажмуриваемся (ужас…конец света…) – расслабим

Сузим глаза (китаец) – расслабим

Упражнение 2 «Восьмерки». Рисовать взглядом лежащие восьмерки. Спокойным взглядом, не торопя взор, - на стене, на потолке, в проеме окна… 7 восьмерок в одну сторону, 7- в другую. Можно с открытыми, можно с открытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чего я боялся, когда я был маленьким».

Ведущий рассказывает о своих детских страхах, а ребенок о своих.

Упражнение 2 «Дом ужасов».

Ребенку предлагается нарисовать дом и «заселить» его страшными персонажами. Немного рассказать о каждом из них.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса.

Упражнения на релаксацию

«Учимся дышать» (см. предыдущее занятие)

«Шарик надувается», вытягиваясь в виде «колбаски» в области живота и грудной клетки. На счет от 1 до 5 надувается живот, от 6 до 10 – грудь, и обратно. На счет 10-6 – сдувается грудь, от 5 до 1 – живот (повторить 5-6 раз). Далее повторяются все предыдущие варианты, только вдох на счет от 1 до 5, а выдох на счет от 1 до 10 (т. е. выдох в два раза продолжительнее вдоха).

Занятие № 5

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Мимическая гимнастика».

Ведущий изображает разные эмоциональные состояния, глядя на ребенка (страх, гнев, обида, злость и т. д). Ребенок играет роль зеркала, копируя то, что изображает ведущий.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (руки, пальцы)

Упражнение 1. Сидя за столом или в кресле с подлокотниками – ставим предплечье вертикально вытянутыми, разогнутыми пальцами вверх. Расслабляем лучезапястный сустав и пальцы, и кисть опускаются (несколько раз напрячь – расслабить) В расслабленном состоянии можно покачать кистью на весу - сначала правую руку, затем - левую и обе вместе.

Упражнение 2 «Руки Пьеро»

Сидя или стоя – плечи свободны. Двигается предплечье – сгибаем руку в локте под прямым углом… Подержим так – и отпустим в свободное падение – пускай падает лишь под действием собственной тяжести. Еще несколько раз.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1. «Чего боятся дети»

Ребенок по очереди с ведущим говорит, чего могут бояться дети (и взрослые)

Упражнение 2 . Нарисуй свой страх. Расскажи про него.

3.Завершающий блок

Упражнение «Настройка»

Сидя на стуле, закрыв глаза полностью расслабить свое тело. Напрягая правую руку, пошевелить левой, проверив, расслаблена ли она и наоборот. Точно также – ноги. Затем напрячь все тело и тут же его полностью расслабить.

Занятие № 6

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 «Дневничек настроения».

Упражнение 2 «За что меня любят окружающие».

Ребенок должен рассказать, за что, по его мнению, его любят мама, папа, бабушка, сестра, брат и т. д.

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (ноги)

Упражнение 1. Ползанье на четвереньках от стены до стены. По речевой инструкции, с препятствиями, наперегонки, на 3-х конечностях, одновременно, попеременно (руки, ноги), кверху животом.

Упражнение 2. Лежа на спине – двигаем стопы не отрывая пяток: вперед – назад, вправо – влево, повращаем по кругу. Расслабим. Обратим стопы друг к другу внутренними сторонами – отпустим. Одну стопу сильно вытянем по линии голени, а другую наоборот согнем, приблизив к ней. Задержим – отпустим. Поменяем. – Отпустим.

Упражнение 3. (можно вместо 1) «Аист»

Стоя на одной ноге, другой поболтать в разные стороны, прижать к ягодицам, к груди. Расслабить. На другой ноге. С закрытыми глазами.

Цель: актуализация страха.

Упражнение 1 «Чужие рисунки».

Ребенку показывают нарисованные другими ребятами «страхи». Глядя на них, ребенок должен рассказать чего боялись авторы рисунков и как им можно помочь.

Упражнение 2 «Закончи предложение».

    Дети обычно боятся… Взрослые обычно боятся… Мамы обычно боятся... Учителя (воспитатели) обычно боятся…

Делаются выводы о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем бывает так, что с возрастом страхи исчезают.

3. Завершающий блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (релаксация)

Упражнение «Цветы и дождик»

Представь, что в солнечный летний день мы оказались на широком лугу, усыпанном красивыми цветами. Когда я хлопну 3 раза в ладоши, ты «превратишься» в один из этих красивых цветовСолнце печет сильно. Уже давно не было дождя и цветы на лугу начинают постепенно вянуть. Сначала опускаются головки, лепестки, а потом сгибается и весь стебелек до самой земли (3 – 2 – 1) Пошел дождик и цветы начинают оживать (1 – 2 – 3). Повторить несколько раз.

Занятие № 7

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. «Дневничек настроения»

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Я умею… Я хочу… Я добьюсь…

2. Основной блок

Цель: снятие мышечных зажимов в наиболее проблемных местах (освобождение корпуса)

Упражнение 1. Стоя и сидя: Представьте, что вы засыпаете и начинаете «клевать носом»

Упражнение 2 . Сидя: ноги расставлены под углом 60-70 градусов, локти на коленях) Так же засыпать, но «клевать» уже всем телом. Затем можно позаваливаться, сначала на один бок, затем - на другой.

Упражнение 3. Боковое встряхивание, потрясывание головой.

Упражнение 4 «Пьяный танец». Попробуйте походить как пьяный человек, потанцевать, прислушиваясь к своему телу и делая то, что хочется.

Цель: Коррекция страхов(символическое уничтожение)

Упражнение 1. Нарисуй свой страх, затем можно посадить страх в клетку (дорисовать ее сверху); можно закрасить красками или карандашами так, чтоб не было видно; разорвать на мелкие кусочки.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию)

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев, дать им имена (или назвать их, н. п., баба-яга, волк, привидение) и разложить в алфавитном порядке, можно доделать дома.

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Лежа, по команде педагога ребенок должен напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд полностью расслабить.

Занятие № 8

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Ребенку предлагается вслед за ведущим произносить слова с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, ребенок проговаривает за психологом слово «Я» (с разной громкостью), «хороший» (с разной громкостью).

2. Основной блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса через дыхание (снятие мышечных зажимов)

Упражнение 1 «Дыхание – зевание». Сделать глубокий вдох открытым ртом, прищурив глаза (как при зевании), и, немного задержав дыхание, облегченно выдохнуть.

Упражнение 2 «Глубокое» и поверхностное дыхание»: (как слон, как собачка).

Цель: Коррекция страхов (преобразование объекта страха через идентификацию с ним).

Упражнение 1.Игра «Маски»

Ребенку предлагается нарисовать страшные маски, и, надевая их по очереди, пугать ведущего. Можно кроме масок использовать ткань: в нее заворачивается пугающий. В процессе игры можно меняться ролями. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребенка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа.

Упражнение 2.

Цель: Коррекция страхов (снизить уровень страха через придание объектам страха несвойственных непривычных характеристик).

Взрослый читает детям страшную сказку и просит придумать к ней веселое окончание: «Жила-была девочка, и были у нее папа и мама…

3.Завершающий блок

Цель: обеспечение регуляции мышечного тонуса

Упражнение 1 . Ребенок сначала должен полностью расслабиться, а затем напрягать те участки тела, которые называет взрослый. Завершаются упражнения полным расслаблением.

Занятие № 9

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

    Если бы я был цветком, я бы был… Если бы я был животным, я бы был… Если бы я был сказочным героем, я бы был…

2. Основной блок:

Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.

Взрослый просит представить какое-нибудь страшное существо, которого боятся все дети. Затем, ребенок рисует то, что представил. Взрослый начинает рассказывать, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж, поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера – визажиста.

Цель: Коррекция страхов (снизить степень страха через его гротескизацию).

Упражнение 1 . «Сочиним страшную сказку».

По очереди взрослый и ребенок сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное содержание в смешную противоположность.

3.Завершающий блок :

Упражнение 1 «Медвежата». Медвежата сидят в берлоге. Подул сильный ветер. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки и греются. Стало жарко, медвежата развернулись, развалились (повторить несколько раз).

Занятие № 10

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1 . (см. 1 занятие)

Упражнение 2. Продолжи предложение:

Я умею лучше, чем (брат, сестра)…

Я умею лучше, чем моя подруга …

Я умею лучше…, чем раньше

2. Основной блок

Цель: Коррекция страхов (снижение степени страха через сопереживание объекту страха).

Ребенок должен представить кого-либо страшного и нарисовать его. Затем, взрослый сообщает, что у страшного существа болят зубы, распухла щека. Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети не любит лечить зубы. Ребенку предлагается стать добрым врачом и вылечить страшного, а затем нарисовать его добрым и счастливым.

3.Завершающий блок

Цель: Обеспечение регуляции мышечного тонуса (релаксация)

Упражнение 1 «Морская звезда».

Лечь на пол в виде морской звезды. Представить, что звезда тянется всеми своими конечностями за чем-то вкусным одновременно. Затем, она устает и расслабляется (отдыхает). Повторить несколько раз.

Занятие № 11

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 «Лесенка роста».

Ребенку предлагается вспомнить и рассказать:

Когда мне было всего несколько месяцев, я умел только …

Когда мне был один год, я…

Когда мне было 3 года…

Сейчас я могу …

Скоро я научусь …

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка.

Упражнение 1. Ребенок и взрослый перебрасываются мячом и заканчивают предложение: «Я сам делаю …»

Упражнение 2. Ребенку предлагается походить как маленький, а затем как взрослый (по возможности попробовать проанализировать, в чем разница).

3. Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь, полностью расслабиться и представлять то, о чем говорит взрослый (Рассказ «Путешествие к ручью»).

Занятие № 12

1.Вхождение в занятие

Цель: создание положительного эмоционального настроения, повышение самооценки.

Упражнение 1. (см. 1 занятие)

Упражнение 2 . Взрослый и ребенок перекидывают друг другу мяч. Взрослый говорит: «Я смелый», ребенок должен сказать: « А я смелее». Так называется несколько качеств характера.

2. Основной блок

Цель: укрепление «Я» ребенка

Упражнение 1 «Мне в тебе нравится».

Взрослый и ребенок перекидывают мяч друг другу, говорят, что им нравится друг в друге.

Упражнение 2. Ребенку дается инструкция: «Закрой глаза. Постарайся увидеть себя взрослым. Рассмотри, как ты одет, что делаешь, какие люди тебя окружают. Эти люди тебя очень любят. За что они тебя любят? А теперь открой глаза и расскажи, каким ты станешь, когда вырастешь? Какие твои качества будут нравиться окружающим?

3.Завершающий блок

Цель: полное расслабление

Под музыку ребенку предлагается лечь и полностью расслабиться. Представить то, о чем рассказывает взрослый (Рассказ «Путешествие по лесу»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуализация страха - упражнение «Дом ужасов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Актуализация страха - упражнение «Альбом страхов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Символическое уничтожение страха

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Инструкция: «Из страшного персонажа сделай заботливого»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй страшного персонажа так, чтобы он стал смешным»

Преобразование страха через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Инструкция: «Дорисуй агрессивного персонажа так, чтобы он стал грустным»

Цель: развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Задачи:

  • расширить знания детей о диких животных,
  • развивать восприятие, произвольное внимание, память, мышление, мелкую моторику, произвольное поведение

Продолжительность занятия: 30 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, запись «У Оленя дом большой» , шарик Су-Джок, рабочая тетрадь, простой карандаш

1. «Колокольчики» (слайд 1)

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Ты любишь волшебство? Ты хочешь попасть в лес? Чтобы попасть в лес, волшебную силу нам дадут колокольчики. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в лесу.

2. Игра «В лесу живут…» (слайд 2)

Цель: развитие памяти, внимания, операции классификации

Ход игры: Взрослый начинает игру словами: «В лесу живут … Ребенок повторяет за ведущим и называет свое и т.д.

3. Игра «Посчитай животных в лесу» (слайд 3)

Цель: развитие зрительного внимания, мышления

Ребенку предлагается картинка с наложенными друг на друга изображениями диких животных. Необходимо их назвать, посчитать.

4. Упражнение «Логические ряды» (слайд 4,5, 6, 7)

Цель: Развитие логического мышления, закрепить умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор

На каждой полянке играли звери, только на третью кто-то не пришел. Твоя задача, определить, кто потерялся?

Белка, заяц, еж
Заяц, еж, белка
Еж, белка,?
Лиса, волк, медведь
Медведь, лиса, волк
Волк, медведь,?

5 /Упражнения с шариком массажером Су – Джок с использованием компьютерной презентации/ (слайд 8)

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

6. Графически диктант «Заяц» (слайд 9)

Цель: Развитие произвольного внимания, ориентировки на листе бумаги в клетку, пространственного, слухового восприятия.

Отступи 5 клеток слева, 2 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать.

7. Игра «У Оленя дом большой» (слайд 10)

Цель: развивать произвольное поведение, согласовывать слова и действия.

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком» )

Он глядит в своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «посутчаться» )

«Стук-стук, дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

охотник злой!» (изобразить ружье)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

8. Игра «Четвертый лишний» (слайд 11, 12, 13, 14)

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать

Белка, лиса, волк, кошка

Белка, заяц, ежик, грибок

9. Колокольчики



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»