Задачи и методика обучения детей ориентировке в пространстве. Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

ГОРОДА ЕВПАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Ориентирование в пространстве.

Различие правой и левой руки.

Раскладывание счетного материала.

Педагог дополнительного образования

Могилевец Виктория Валентиновна

Евпатория 2017 г.

План –конспект занятия в группе первого года обучения кружка «АБВГДейка»

Тема: Ориентирование в пространстве. Различие правой и левой руки. Раскладывание счетного материала.

Цель: 1. Учить различать и называть пространственные отношения: справа - слева.

2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны.

Образовательная:

1. Закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе.

2. Формировать понятия «посередине (между)»

Развивающая:

1. Активизация и обогащение словаря, систематизация словарного запаса.

2. Развивать умение употреблять в речи математические термины.

3. Совершенствовать умение слушать обращенную речь.

Воспитательная:

1. Предупреждение утомляемости, удовлетворение в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Вызвать делание детей включаться в совместную деятельность с взрослым.

4. Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

5. Воспитывать взаимопомощь.

Ход занятия:

Незнайка - Здравствуйте, ребята! Дело – то, вот какое. Решил я учиться. Думал, думал с чего начать и решил, научусь я различать, где у меня правая и левая рука. Поможете мне, ребята. (Да).

Педагог - Поможем мы тебе Незнайка. Сегодня мы как раз и начинаем с детьми этому учиться. Ты слушай внимательно и выполняй с детьми все, что я буду говорить и показывать. А начнем мы с приветствия. Повторяйте за мной, ребята.

«Мы с тобой одна семья

Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа,

Ты погладь соседа слева,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья,

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Педагог - Незнайка, ты что – нибудь хочешь нам сказать?

Незнайка - Я боялся сначала, а сейчас я понял, что не зря постучался в вашу дверь.

Педагог - Тогда слушайте внимательно отвечайте правильно.

2. Назовите части тела. А теперь, назовите каких частей поскольку? Как различить части тела, которых по два? А различают их так, одну руку называют – правой, а другую – левой. И сейчас мы с вами выполним небольшую гимнастику для наших рук. Возьмите мячики в руки.

3. Мелкая моторика с мячиком . «Это ручка – правая, эта ручка – левая, я на мячик нажимаю, я зарядку делаю, будет сильной правая, будет сильной левая, будут ручки у меня ловкие, умелые!» Теперь наши ручки стали сильные, ловкие, умелые.

4. Работа с раздаточным материалом . Посмотрите, у вас на столе лежат геометрические фигуры. Я буду говорить, что нужно делать, а вы слушайте внимательно выполняйте правильно. Дети и Незнайка выполняют инструкции: правой рукой взять красный кружок; левой рукой взять синий кружок; положить синий кружок на левый край стола; На какой край стола тогда положите красный кружок? Незнайка, справляешься ли ты с заданием? Молодцы, ребята. Встаньте все за стулом. Слушайте внимательно выполняйте правильно. Встаньте слева от стула. Я теперь справа от стула. Перед вами карандаши ручка и книга. Положите книгу между ручкой и карандашом. Разложите карандаши так, чтобы синий оказался справа от красного, но слева от зеленого. (Педагог постоянно спрашивает детей, что они выполнили, активизируя речь детей). Молодцы! Слушали внимательно, отвечали правильно. Посмотрите на эту картинку.

5. Работа по сюжетной картинке . Расскажите, как катился Колобок. Используйте слова: вперед, прямо, влево, вправо. - Кто находится справа от дорожки? - Кто находится слева от дорожки?

6. Сейчас мы с вами наденем маски наших героев и попробуем занять их места на тропинке. (Надевают маски и занимают места в соответствии с изображением на картинке и рассказывают - кто где стоит).

Неплохо справились, и я предлагаю всем потанцевать.

7. Танец: «Буги – вуги»

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,

Мы танцуем «Буги – вуги», раз, два, три!

Буги – вуги окей!

Буги – вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Педагог - Незнайка, а сейчас ты хорошо запомнил, где у тебя правая рука, а где левая. А чтобы еще лучше ориентироваться, я предлагаю поработать в тетради.

8. Работа в тетради . (Предметы слева от елочки закрашивают синим цветом, а справа красным).

9. Итог занятия.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево – узнал ученик. (В. Берестов)

Незнайка - Ребята, спасибо вам. С вашей помощью я усвоил левую и правую руку. Можно я буду к вам приходить, чтоб с вами вместе узнавать чего я еще не знаю?

Игра на внимание:

- Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх левую руку и т. д. (темп можно убыстрять).

Игра с карандашами

- Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий; слева от красного - зеленый; справа от синего - желтый и т. д.

Ребята, не только наши герои Незнайка и Буратино не знают, где право, а где лево. Во многих сказках герои стоят на развилке дорог, на перекрестке и читают надпись, где есть слова: «Направо пойдешь», «Налево пойдешь». Послушайте стихотворение В. Берестова: Стоял ученик на развилке дорог. Где право, где лево - понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал, Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал и страницы листал, И ложку держал, и полы подметал; «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево - узнал ученик.

Ребята, а мы с вами узнали сегодня, где право, где лево? Как вы думаете, наши сказочные герои теперь не заблудятся? Еще раз поднимите правую руку, левую руку.

Минутка для отдыха

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Аист отвечает: Топни правою ногой, Топни левою ногой, Снова правою ногой, Снова левой рукой. Вот тогда придешь домой.

Задание: Необходимо раскрасить разными цветами предметы в соответствии с направлением движения (направо - налево).

ИНТЕГРИРОВАННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
В ПРОСТРАНСТВЕ И НА ПЛОСКОСТИ»


Приоритетная образовательная область - «Познание».
Интегрируемые образовательные области - «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
1. Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
2. Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»).
3. Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине».
4. Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей.
5. Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска)
ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
1. Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.
ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.
ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
1. Стимулирование развития центральной нервной системы и всех психических процессов.
2. Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности.
Материалы: массажные шарики, конверт, магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах, две сюжетные картины, предметные картинки на каждого ребенка, лист бумаги, карандаши.

ЭТАПЫ
НОД ДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Организационный момент Предлагает детям поиграть с массажными шариками, демонстрируя действия для подражания и подкрепляя их стихотворным текстом. Выполняют действия по показу педагога.
Включение в игровую ситуацию Читает стихотворение и просит ответить на вопросы по тексту, корректируя ответы детей. Слушают педагога, отвечают на вопросы.
Проверка усвоения схемы тела, игра «Смотри, не ошибись» Предлагает выполнить упражнения, закрепляющие умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Выполняют диктуемые действия.
Работа по картине, упражнение «Что и где?» Предлагает рассмотреть картину и рассказать, что на ней нарисовано. Рассматривают картину, отвечают сколько и каких предметов изображено на картине в центре, справа, слева.
Действие с геометрическими фигурами, игра «Укрась коврик» Побуждает детей украсить ковер (учебная доска) геометрическими фигурами, выполняя по очереди то, что он скажет. На учебной доске выполняют действия с геометрическими фигурами, в соответствии с указаниями педагога.
Определение своего места, игра «Будь внимательным» Строит детей в колонну (шеренгу) и просит детей определить свое место среди окружающих людей. Стояв колонне: называют ребенка стоящего впереди (сзади), перестраиваясь в шеренгу определяют место соседа, по отношению к себе.
Динамическая пауза Предлагает детям отдохнуть и выполнить действия по тексту. Имитируют движения по тексту.
Работа с раздаточным материалом, игровое упражнение «Покажи» Просит детей сесть на свои места, посмотреть, что лежит у них на столах (картинки, соответствующие предметам на сюжетной картине). Управляет деятельностью детей с помощью вопросов. Садятся за столы, рассматривают картинки, лежащие перед ними. Показывают картинки, определяющие пространственные представления на картине («на», «над», «под»).
Работа на листе, игра раскрась узор» Обращает внимание на листок, разделенный на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Предлагает детям раскрасить геометрический узор, диктуя варианты. Затем демонстрирует готовый образец для сравнения. Раскрашивают рисунок, сравнивают результаты своей работы с образцом педагога.
Оценка деятельности детей в течение НОД Комментирует оценку деятельности воспитанников, предлагает сюрприз. Делятся впечатлениями.
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук. из руки в руку)
- Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?
Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?
ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства.. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на
ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Стоя в колонне, назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Поднять руку детям, стоящим слева от педагога. Стоя в шеренге, определить место соседа по отношению к себе, соотнеся со своей соответствующей рукой. (Петя стоит слева от меня). Определить свое место по отношению к соседу, соотнеся это с соответствующей рукой. (Я стою, справа от Кати).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Методика обучения ориентировке в пространстве

Детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Учебно-методическое пособие


Введение

Согласно исследованиям учёных в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, зрительная депривация негативно отражается на ориентировке в пространстве. При условии раннего начала коррекционной работы многие имеющиеся у детей трудности, связанные с перемещением в открытом и закрытом пространстве, выполнением различного рода действий на микроплоскости, могут быть успешно устранены.

В данном учебно-методическом пособии описаны методы, приёмы работы по обучению ориентировке в пространстве воспитанников специальных дошкольных образовательных учреждений III – IV вида. Кроме того, содержатся конспекты коррекционных занятий по такому разделу программы, как «Ориентировка в пространстве»; представлена карта развития ребёнка дошкольного возраста с нарушенным зрением.

Пособие адресовано студентам высших учебных педагогических заведений, обучающихся по специальности «специальная дошкольная педагогика и психология», «тифлопедагогика», а также специалистам специальных дошкольных учреждений III – IV вида и родителям, воспитывающим детей с патологией органа зрения.


Использование игровой деятельности на коррекционных занятиях в СДОУ IV вида в процессе ориентирования

Игровая деятельность занимает ведущее место в обучении детей дошкольного возраста с нарушенным зрением ориентировке в пространстве.

Для обучения ориентированию на микро и макроплоскости в СДОУ для детей с нарушенным зрением используются различные виды игр, а также игровые задания и упражнения. Игровая деятельность включается как в структуру коррекционных занятий по ориентировке в пространстве, так и в свободную деятельность дошкольников.

При отборе игр для обучения детей ориентировке в пространстве на специальных (коррекционных) занятиях используют игры, предлагаемые в типовой программе и аналогичные им, подбор которых осуществляет тифлопедагог.

Так, на подгрупповых занятиях тифлопедагог может предложить детям дидактические игры, включающие элементы соревнования. Например, «Кто быстрее найдёт игрушку по словесному описанию». Тифлопедагог предлагает описание 2-4 игрушек, которые стоят на столе перед детьми. Эффективными будут игровые упражнения следующего типа: «Сделай домик для клоуна из геометрических фигур» или «Помоги кукле Свете пройти на почту».



При проведении игр и игровых упражнений следует соблюдать следующие условия:

1.В игре должны участвовать все дети, которые находятся на занятии;

2.К проведению игр необходимо подготовиться: подобрать соответствующие атрибуты, игрушки. Количество игровых предметов должно быть достаточным для участия в игре всех дошкольников.

3.В игре нужно решать дидактические задачи и собственно игровые, связанные с получением ребёнком удовольствия от этого вида деятельности. В основном это игры, которые носят соревновательный характер.

4.Игровые действия ребёнка нужно поощрять.

5.При необходимости тифлопедагог направляет игровую деятельность дошкольников, руководит ею, показывает способы осуществления игры.

6.Каждая дидактическая игра на коррекционном занятии сопровождается проверкой полученного результата.

7.Необходимо чередовать игры на макро- и микроплоскости. Микроплоскость также следует варьировать: поверхность стола, лист бумаги, доска, фланелеграф и др.

8.Целесообразно периодически повторять освоенные детьми игры для предупреждения их забывания детьми.

9.Не следует предлагать детям непосильных для них по возрасту, зрительным способностям и индивидуальным возможностям игровых заданий.

Игре, направленной на обучение ориентировке в пространстве, может предшествовать то или иное задание, упражнение. Например, дошкольников просят нарисовать кукольную комнату. Затем задание обыгрывается: детям можно предложить мелкие фигурки кукол, которые они будут перемещать на листе бумаги в соответствии с заданным сюжетом.

От одного учебного года в СДОУ содержание игр постепенно усложняется. Игры и игровые упражнения следует включать во все этапы занятия по ориентировке в пространстве: вводный (1-2 игры), основной (2-3 игры), заключительный (2-4 игры).

Роль коррекционных занятий



Литература

Аветистов Э.С. Близорукость. - М: Медицина, 1986.

Архипенко Г. Развитие речи дошкольников с недостатками зрения. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5.

Большакова Л. О работе с детьми с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

Гайлене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушенным зрением // Дефектология. – 1998. - № 6.

Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 6.

Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2001.

Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. – М., 1990.

Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. – М., 1993.

Дети с глубоким нарушения зрения / Под ред. М.И. Земцовой, М.С. Певзнер, А.И. Каплан. – М., 1967.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1965.

Кащенко Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – С.-Пб., 2006.

Медведь Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах – яслях. – Кишинев, 1976.

Плаксина Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология. - 1983. - № 3.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга, 1998.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

Подготовительная к школе группа в детском саду. / Под ред. Залужской М.В. – М., 1992.

Подколзина Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 1995.

Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001. - № 2.

Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно – пространственной ориентировке. // Дефектология. - 1994.-№ 3.

Полякова М. Особенности организации предметно – пространственной среды. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 11.

Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Плаксиной Л.И. - М., 1995.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли – сад – начальная школа. Часть I. Детский сад. – М., 1999.

Семёнов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.

Слепой ребёнок в семье (книга для родителей) / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1989.

Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. - 1992. - № 5.

Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения / Ред. В.А. Феоктистова. – С.-Пб., 1995.

Уфимцева Л.П. Для профилактики близорукости. // Начальная школа. - 1993. - № 2.

Хорош С.М. Родители и слепой ребёнок в семье // Слепой ребёнок в семье. – М., 1989.

Шалыгина Т. Об условиях проведения коррекционной работы в тифлопедагогическом кабинете. // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 12.

Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. – М., 1981.

Щербакова Е.И. О математике малышам. - Киев, 1994.

Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М., 2005.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование подгрупповых

коррекционных занятий «Ориентировка в пространстве»

1 год обучения

№ п/п Тема Дидактическая цель Умения и навыки Речевой материал Количество занятий Сроки
4.09.06.-15.09.06.
I. 1. Ориентировка в схеме собственного тела. Схема тела (общее представление) Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, правильно называть части тела, различать их. Уметь ориентироваться в собственном теле; владеть навыками соотношения частей собственного тела с частями тела другого человека; уметь использовать соответствующую терминологию при обозначении пространственного расположения частей тела. Части тела: голова, рука, нога, спина, грудь, туловище, вверху внизу, правая, лева, впереди, сзади. Голова вверху, а ноги внизу. 18.09.06.
2. Части тела человека. Их место в схеме тела. 25.09.06. 27.09.06. 2.10.06.
3. Соотношение частей собственного тела с частями тела другого человека. 4.10.06. 9.10.06. 11.10.06.
4. Схема тела куклы. 16.10.06. 18.10.06.
5. Соотношение частей собственного тела с частями тела куклы. 23.10.06. 25.10.06. 30.10.06.
6. Пространственное расположение частей тела: справа-слева. 1.11.06. 6.11.06.
7. Пространственное расположение частей тела: вверху-внизу. 8.11.06. 13.11.06.
8. Пространственное расположение частей тела: впереди-сзади. 15.11.06. 20.11.06.
9. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в схеме собственного тела» 22.11.06.
II. 1. Ориентировка в помещении. Ходьба как способ передвижения в пространстве, приемы ходьбы. Учить детей ориентироваться в групповом помещении (способам передвижения в групповых помещениях). Уметь ориентироваться в групповых помещениях (групповая комната, спальня, раздевалка, туалетная комната); передвигаться по лестнице; овладеть способами передвижения в пространстве – ходьбой, ее приемами. Левая, правая, рука, нога, вверх, вниз, группа, спальня, раздевалка, туалет, шкафчик, кровать, лестница, перила. 27.11.06. 29.11.06.
2. Передвижение по лестнице (держась за перила). 4.12.06. 6.12.06. 11.12.06.
Психолого-педагогическое обследование детей 13.12.06- 30.12.07.
3. Ориентировка в групповой комнате. 8.01.07. 10.01.07. 15.01.07.
4. Ориентировка в спальне. 17.01.07. 22.01.07. 24.01.07.
5. Ориентировка в раздевалке. 29.01.07. 31.01.07. 5.02.07.
6. Ориентировка в туалетной комнате. 7.02.07. 12.02.07. 14.02.07.
7. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в помещении» 19.02.07.
III. 1. Ориентировка в пространстве на полисенсорной основе. Зрительное восприятие пространственных признаков окружающих предметов. Учить детей ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе (с использованием слуха, зрения, обоняния, осязания). Уметь использовать остаточное зрение, осязание, обоняние, слух при перемещении в ближайшем пространстве. Узнай на ощупь, найди по запаху, иди на звук, послушай, понюхай, потрогай, посмотри. 21.02.07. 26.02.07. 28.02.07.
2. Ориентировка в окружающем пространстве с применением осязания. 5.03.07. 7.03.07. 12.03.07.
3. Ориентировка в окружающем пространстве с применением слуха. 14.03.07. 19.03.07. 21.03.07.
4. Ориентировка в окружающем пространстве с применением обоняния. 26.03.07. 28.03.07. 2.04.07.
5. Обобщающее занятие по теме: «Ориентировка в пространстве на полисенсорной основе». 4.04.07.
IV. 1. Способы зрительно – осязательного обследования объектов. Схема обследования объектов окружающей действительности. Учить детей способам зрительно-осязательного обследования объектов. Овладеть схемой обследования окружающей действительности; уметь обследовать объекты при помощи зрения и осязания, использовать объекты в качестве ориентиров при передвижении. Маленький, большой, круглый, квадратный, круглой формы, квадратной формы. 9.04.07. 11.04.07. 16.04.07.
Зрительно - осязательное обследование контрастных по величине предметов, соответствующих геометрическим фигурам (круг, квадрат). 18.04.07. 23.04.07. 25.04.07. 30.04.07.
Использование объектов окружающей действительности в качестве ориентиров при передвижении в пространстве. 2.05.07. 7.05.07. 12.05.07. 14.05.07.
Обобщающее занятие по теме: «Способы зрительно -осязательного обследования объектов» 19.05.07.
Психолого-педагогическое обследование детей 20.05.07.-30.05.07.

Примечание: при составлении календарно-тематического плана учитывается, что три раза в год (в начале, середине и конце учебного года) педагог-дефектолог проводит психолого-педагогическое обследование дошкольников. На обследование отводится две недели.


Приложение 2

Дидактические игры и задания, направленных на развитие навыков

ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

с нарушением зрения

«Помоги машине доехать до гаража»

Цель: научить детей пользоваться предварительной зрительной ориентировкой.

Ребенку предлагается игра – лабиринт, где он должен показать движение машины определенного цвета к своему гаражу такого же цвета.

«Найди в комнате предметы, изображенные на схеме»

Цель: учить понимать схематичное изображение пространства и соотносить его с реальным.

Педагог предъявляет схему той комнаты, в которой находится он и ребенок. На схеме отмечены не все объекты, находящиеся в данной комнате. Ребенок должен назвать те объекты, которые отмечены на схеме, найти их в реальном пространстве, назвать их местоположение.

«Смотай клубок»

Ребенку предъявляется схема групповой комнаты с изображенным цветной линией маршрутом, по которому он должен пройти. Соответственно этому маршруту в самой комнате разматывается клубочек. Ребенок должен смотать клубок, проходя по маршруту, изображенному на схеме. При этом требуется озвучивать направление движения. Ребенок должен понять, что маршрут, изображенный на схеме, и маршрут клубка совпадают.

«Спрячь игрушки в местах, указанных на схеме»

Педагог предъявляет схему комнаты, с указанным синим квадратом местом, где должна быть спрятана игрушка. Один ребенок прячет игрушку в нужном месте. Другой дошкольник, не видя, куда была спрятана игрушка, находит ее, ориентируясь лишь по схеме. Затем один ребенок объясняет, куда он прятал игрушку, а другой - где нашел игрушку.

«Привал»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.

Педагог предъявляет схему с определенным маршрутом. На схеме красным кругом обозначены места остановок. Взрослый объясняет, что ребенок идет в поход по данному маршруту, но в указанных красными кругами местах нужно сделать привал и отдохнуть. Ребенок проходит этот маршрут, останавливаясь в нужных местах и выполняя там определенное задание. При прохождении маршрута от ребенка требуется словесное обозначение его движения.

«Пройди к цели»

Цель: закрепить умение детей ориентироваться в ближайшем пространстве по схеме.

Ребенку предлагается схема с изображением определенного участка маршрута, конец которого обозначен треугольником. Ребенок проходил этот маршрут и в конечной точке обнаруживает 2 буквы и новую схему. Дальше от этой точки маршрут проходит другой ребенок, снова находит буквы и новую схему и т.д. В конце всех заданий дети из найденных букв собирают слово «молодцы».

«Составь схему»

Цель: закрепить умение детей самостоятельно составлять схему ближайшего пространства.

Детям раздают чистые листы бумаги прямоугольной формы (повторяющий форму комнаты) и дается инструкция: «Нарисуйте схему групповой комнаты». Дети рисуют схемы, а затем рассказывали о них.

«Пуговичное ожерелье»

Цель: учить детей располагать предметы слева направо; совершенствование навыков дифференциации предметов по величине.

Педагог выкладывает на стол разные по цвету, форме и размеру пуговицы. Их должно быть достаточно много. Ребёнку предлагают сделать кому-либо в подарок белое (или др. цвета) ожерелье. Даётся ряд инструкций: «Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. Теперь выбери две пуговицы еще меньше…» и т.д.

Таким образом, ребёнок, выкладывая пуговицы полукругом, изготавливает ожерелье.

«Разноцветный поясок»

Цель: продолжать учить ориентировке на микроплоскости, располагать предметы слева направо; закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете; развивать моторику рук.

Педагог выкладывает на столе геометрические фигуры разного цвета. Детям задаётся следующий вопрос: «Ребята, посмотрите, какой орнамент выложен у меня на столе. Что это может быть? Что изображено на пояске? Из каких фигур составлен орнамент? Какого цвета круг, треугольник, ромб?». Далее дошкольникам предлагается сделать такой же пояс самостоятельно, используя предложенные полоски бумаги – «пояски». Затем дети получают следующую инструкцию: «Я (педагог) буду называть геометрические фигуры, их цвет. Вы будете выкладывать их слева на право». Дети должны выполнить задание педагога.

Дидактическое упражнение «Выложи орнамент»

Цель: продолжать учить располагать предметы на столе в различных направлениях пространства, совершенствовать навыки адекватного употребления в речи терминологии с пространственным значением.

Детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом дети называют фигуры, их цвет, величину, пространственное расположение.

Дидактическая игра «Найди предмет, соответствующий определённой геометрической фигуре»

Цель: учить словесно обозначать пространственное расположение предметов, используя соответствующую лексику; закреплять навыки соотнесения геометрических фигур с соответствующими им геометрическими телами.

Дети получают геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, а также геометрические тела: конус, шар, цилиндр. Затем дошкольники ищут предметы данных форм на столе, описывают их пространственное расположение.

Упражнение «Машина едет по дороге»

Цель: учить обозначать действия соответствующей терминологией с пространственным значением, развивать мелкую моторику.

На листе бумаги нарисована дорога, которая может быт прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребёнок, не открывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединял линией машину с домом. Выполняя действия, ребёнок словесно обозначал направления пространства.


Приложение 3

Конспекты подгрупповых коррекционных занятий

«Ориентировка в пространстве» в СДОУ IV вида

4 год обучения

Вид занятия: Ориентировка в пространстве.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: Расположение предметов в окружающей обстановке: словесное обозначение.

Цель занятия: учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке.

Задачи:

обучающая: учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга (в групповой комнате);

развивающая: развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещении группы детского сада;

воспитательная: воспитывать у детей наблюдательность с помощью заданий на определение расположения предметов в окружающей обстановке;

коррекционная: корригировать недостатки константности зрительного восприятия (способности узнавать объекты вне зависимости от их положения и расстояния от глаз).

Речевой материал: в, на, под, над, перед, за, между.

Оборудование: мяч, кубик, книга, карандаш; изображения предметов, по-разному расположенных в пространстве (мяч лежит на столе, стул стоит перед окном, пирамидка стоит в шкафу, люстра висит над столом, мяч лежит под стулом, пирамидка стоит за кубиком, воздушный шар находится между кубиками); предметные картинки (стул, стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка); картинки с изображением плана объектов, находящихся в групповой комнате.

Время занятия: 25 минут.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Организационный момент (1 минута). - Ребята, встаньте перед столом. Сейчас будем заниматься. II. Основная часть (20 минут). 1) Дидактическое задание «Расположи предметы на поверхности» (2 минуты) На столе педагога находится несколько предметов (мяч, кубик, книга, карандаш). Каждому ребенку педагог дает задание. - Положи мяч на книгу. Положи книгу под кубик. Положи карандаш в книгу. Положи кубик перед книгой. Положи мяч за книгой. Положи карандаш между мячом и кубиком. 2) Сообщение темы. - Ребята, сегодня на занятии мы будем учиться рассказывать, где находятся предметы. 3) Дидактическое задание «Где нарисован предмет?» (4 минуты). Педагог показывает детям картинки, изображающие предметы, по-разному расположенные в пространстве. - Внимательно посмотрите на картинку. Педагог поочередно задает вопрос каждому ребенку: - Где находится мяч? Где находится стул? Где находится пирамидка? Где находится люстра? Где находится мяч? Где находится пирамидка? Где находится воздушный шар? 4) Дидактическое задание «Где находится предмет?» (5 минут). Педагог раздает детям по 4 карточки с изображением предметов, которые можно увидеть в комнате. Показывает образец выполнения задания. - Ребята, посмотрите, на моей карточке нарисован цветочный горшок. В комнате он стоит на подоконнике. - Расскажите так же о своих предметах. Педагог обращается к ребенку, выполнившему задание первым. - Подумай, а как ещё можно рассказать о том, где находится стул? Дефектолог предлагает ребенку рассказать о том же стуле, находящемся на том же месте, используя другой предлог. При необходимости педагог даёт образец. - О цветочном горшке можно сказать так. Цветочный горшок стоит на подоконнике. А можно сказать по-другому. Цветочный горшок стоит перед окном. Подумай, как можно сказать о стуле? Педагог предлагает аналогичным образом рассказать об остальных предметах другим детям. Динамическая пауза (3 минуты). Педагог, стоя перед детьми, показывает, как нужно выполнять упражнения, и произносит: - Посмотрите в окно, на то дерево, которое стоит дальше всех (2-3 секунды). Теперь вытяните перед собой правую руку и посмотрите на указательный палец (3-5 секунд). Это задание повторяется 10-12 раз. - А сейчас смотрите на книгу на полке. Не отводя взгляда, поворачивайте голову сначала вправо, а потом влево (10 раз). 5) Дидактическое задание «Найди подарок». (7 минут). Педагог каждому ребенку по очереди дает картинку – «план», на котором крестиком изображено место, где спрятан «сюрприз» (конфета). - Ребята, внимательно рассмотрите этот план. Крестиком обозначено место, где спрятан подарок. Перед тем, как его искать, нужно рассказать, где, по вашему мнению, он находится. При необходимости дает образец. - Посмотрите на мой план. Я думаю, что мой подарок находится под книгой. Педагог находит свой «сюрприз» в групповой комнате. III. Заключительная часть (4 минуты). - Ребята, садитесь на стульчики. Давайте вспомним, какие задания мы выполняли на занятии. - Ребята, вспомните, где вы нашли свои подарки? - Сегодня на занятии все старались, внимательно выполняли задания. Молодцы! Занятие окончено. Дети стоят перед столом педагога. Дети по очереди выполняют задания (каждый ребёнок выполняет 2 задания). Дети садятся на стулья. Стулья стоят таким образом, чтобы детям была видна вся комната. - Мяч лежит на столе. - Стул стоит перед окном. - Пирамидка стоит в шкафу. - Люстра висит над столом. - Мяч лежит под стулом. - Пирамидка стоит за кубиком. - Воздушный шар находится между кубиками. Дети по очереди выполняют задание. - На моей карточке нарисован стул (стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка). Он стоит за столом. - Стул стоит перед стеной. Стул стоит под книжной полкой. Стул стоит между столом и стеной. Стул стоит на полу. Стул стоит в игровой комнате. Дети встают около своих стульев. Дети по очереди рассматривают свой «план», затем дают рассмотреть остальным и рассказывают: - Мой подарок находится на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком). Затем находят свой подарок в комнате. Дети садятся на стулья. - На занятии мы рассказывали, где находятся предметы, нарисованные на картинках. Говорили, где находятся предметы в комнате. Делали гимнастику для глаз. Искали подарки по плану. - Я нашел (нашла) свой подарок на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком).

Вид занятия: ориентировка в пространстве

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: Простейшая схема пространства: составление и использование.

Цель занятия: учить составлять и использовать простейшие схемы микропространства.

Задачи занятия:

обучающая: учить составлять и использовать простейшие схемы расположения игрушек на микроплоскости - поверхности стола, на полке в шкафу;

развивающая – активизировать словарь существительных, пространственных наречий и пространственных предлогов;

воспитательная – воспитывать умение дослушивать до конца ответы товарищей;

коррекционная - корректировать зрительное внимание.

Речевой материал: впереди, сзади, слева, справа, рядом, между, за, перед.

Оборудование: 2 чистых листа ватмана, черный маркер, чистые листы и черные фломастеры по количеству детей; ватманы со схемами расположения игрушек на полке в шкафу; игрушки: медведь, заяц, пирамидка, мяч, кубик.

Время занятия: 25 минут.

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей
I. Орг. момент (1 минута). - Ребята, сегодня у нас занятие. Педагог предлагает детям по очереди назвать предметы, которые находятся справа или слева от них (по одному ответу), после чего дошкольникам предлагается сесть за столы. II. Основная часть (22 минуты). 1. Cообщение темы занятия (1 минута) -Сегодня на занятии мы будем рисовать игрушки, составлять схему их размещения. Какие это игрушки и где они будут располагаться, вы скоро увидите. 2. Дидактическое упражнение “Кто где стоит” (4 минуты). Перед детьми стоит большая доска и стол. -Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки лежат в мешочке (педагог достает яркие крупные игрушки: заяц, медведь, мяч, кубик, пирамидка; выставляет их по очереди на стол). - Кто это? - Поставим его на стол. - Где стоит медведь на столе? - А это кто? - Где стоит заяц на столе? - Что это? - Где стоит пирамидка на столе? - Что это? - Где мяч лежит на столе? -А это что? - Где кубик лежит на столе? - Молодцы! Все ответили верно. 3. Дидактическое упражнение “Нарисуй, кто где находится” (5минут). - Ребята, теперь нужно нарисовать, кто где находится. Смотрите внимательно и помогайте мне. (Педагог встает к доске, на которой прикреплен лист ватмана). Давайте представим, что лист бумаги – это поверхность вот этого стола. - Слева на столе стоит заяц. Рисуем его на листе слева. Вот так (показывает). Пусть этот рисунок не совсем похож на зайца, но по длинным ушам понятно, что это зайчик. Вам понятно? - Ребята, кого нарисуем теперь? - Где он стоит на столе? - Будем рисовать его на листе справа. (Аналогичным образом педагог изображает остальные игрушки). -Ребята, у нас получилась схема расположения игрушек на столе. -Ребята, кто хочет рассказать по схеме, где стоят игрушки? (приглашается один ребенок, например, Саша). Но смотреть на стол с игрушками нельзя (ребёнок встает у доски и рассказывает по схеме о расположении игрушек). - Ребята, Саша правильно выполнил задание? - Молодец, Саша! Садись. -Ребята, сейчас я поменяю расположение игрушек, а вы должны самостоятельно нарисовать схему (педагог меняет размещение игрушек на столе). - Внимательно посмотрите на стол с игрушками и начинайте рисовать схему их расположения. -Кто выйдет к доске и нарисует схему на ватмане? Таня, попробуй нарисовать. - Ребята, правильно ли Таня выполнила задание? - Посмотрите внимательно на стол с игрушками и на схему. Сравните: совпадает ли их расположение? У всех так же? - Таня, расскажи, кто где из игрушек находится на схеме. -Молодец, Таня! Cадись. Динамическая пауза (3 минуты) -Ребята, встаньте рядом со стулом, руки на поясе, спина прямая. Быстро-быстро закрываем и открываем глаза, вот так (педагог показывает). -Теперь сядем на стул, закроем глаза, посидим немного и опять откроем глазки. Молодцы! 4. Дидактическое упражнение ”Расположи игрушки по схеме” (5 минут). - Ребята, подойдите к шкафу. Нам нужно расставить игрушки на полке. Как их расставить, я покажу. Вот так (педагог ставит рядом доску с заранее заготовленной схемой расположения игрушек на полке). Понятно, какие игрушки изображены на схеме? - Назовите их. - Ребята, кто первым расставит игрушки и назовет их расположение? Оля, попробуй. - Смотри на схему, бери по одной игрушке, ставь на полку на нужное место. - Ребята, верно выполнено задание? - Оля, расскажи, какие игрушки где расположены. -Теперь расставим игрушки по этой схеме (педагог вешает на доску другую схему). II. Заключительная часть (2 минуты). -Ребята, что мы сегодня делали на занятии? - Вы сегодня хорошо занимались. Саша и Таня отлично знают название расположения предметов в пространстве, у Оли хорошо получается рисовать схемы. Молодцы! Наше занятие окончено, можно отдыхать. Дети называют предметы и садятся. - Это медведь. - Медведь стоит справа. - Это заяц. - Заяц стоит слева. - Это пирамидка. - Пирамидка стоит между медведем и зайцем. - Это мяч. - Мяч лежит за пирамидкой. - Это кубик. - Кубик лежит перед зайцем. Смотрят на педагога. - Да. - Мы нарисуем медведя. - Медведь стоит справа. - Медведь стоит справа, заяц стоит слева, пирамидка стоит между медведем и зайцем, мяч лежит за пирамидкой, а кубик перед ней. - Да. Ребенок садится на место. Смотрят на стол и выполняют задание. Ребенок выходит к доске и рисует схему. - Да. - Да. - Кубик находится справа, рядом стоит заяц, слева изображен мяч, перед ним находится медведь, пирамидка нарисована за кубиком. Ребенок садится на место. Дети выполняют инструкцию педагога. Подходят к шкафу, слушают педагога. - Да. - Это медведь (мяч, заяц, пирамидка, кубик). Ребенок ставит игрушки на полку в соответствии со схемой. - Да. - Кубик стоит слева, пирамидка – справа, мяч лежит между кубиком и пирамидкой, заяц сидит перед мячом, медведь стоит рядом с зайцем. Другие дети выполняют задание таким же образом. -Сегодня на занятии мы определяли местоположение игрушек на поверхности стола, на полке в шкафу; рисовали схемы расположения игрушек.

Вид занятия: ориентировка в пространстве

Тип занятия: подгрупповое

Тема занятия: План – схема групповой комнаты

Цель занятия: познакомить со схематичным изображением помещения.

Задачи занятия:

обучающая - учить читать схемы окружающего пространства; учить моделировать реальные пространственные отношения на листе бумаги по предложенной схеме; учить ориентироваться в групповой комнате по схеме и словесной инструкции;

развивающая – развивать умение составлять схемы; развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственное отношение предлогов и наречий; развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве и схематичном изображении;

воспитательная – воспитывать активность, инициативу, желание контролировать правильность выполненных заданий;

коррекционная - корригировать зрительно – двигательную координацию при ориентировке.

Речевой материал: план, схема, у (около), с левой (правой) стороны.

Оборудование: модели групповой комнаты; изображение мебели из бумаги.

Время занятия: 25 минут.

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя.

Задачи:

  • Воспитывать наблюдательность
  • Активное запоминание
  • Активизировать словарь
  • Учить словестно описывать место положение предмета в окружающем пространстве
  • Развитие мелкой моторики рук.

Материал:

  • кукольный персонаж «Незнайка»
  • игрушки (кукла, пирамидка, матрешка)
  • листы формата А-4, на каждого ребенка
  • раздаточный материал (квадрат, круг, елочка, лисичка), клей карандаш

Ход занятия.

Дети сидят полукругом перед столиком. На столе ширма.

Воспитатель:

— Дети, к нам в гости пришел один мальчик, кто скажет, как его зовут? (Незнайка)

Правильно, это незнайка и он хочет с вами немного поиграть. Незнайка принес с собой игрушки. Посмотрите, какие игрушки принес Незнайка?

(Ответы детей, дети называют игрушки, которые стоят на столике).

— Как мы будем играть? Незнайка, расскажи детям! – начинает игру воспитатель.

— Ребята, давайте поиграем с вами – говорит Незнайка.

— Я расставлю игрушки на столе. Посмотрите, как они стоят? (ответ детей –рядом друг с другом);

— Где стоит кукла? (посередине стола, между матрешкой и пирамидкой);

— А где стоит пирамидка? (ответы детей – справа от неё);

— А как можно сказать, где стоит матрешка? (слева от куклы).

Запомнили, как стоят игрушки? Незнайка ставит перед игрушками ширму и просит повторить 2-х, 3-х детей. Хвалит их за правильный ответ.

Так, ребята, а теперь я закрою игрушки ширмой и что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменилось. Хорошо?

Воспитатель закрывает игрушки ширмой и переставляет их. Ставит игрушки друг за другом. Куклу поближе к детям, а сзади неё матрешку и пирамидку. Незнайка спрашивает детей, что изменилось. Как теперь стоят игрушки? Кто стоит к ним ближе, кто дальше всех? Кто стоит перед матрешкой, кто стоит за ней. Затем делается ещё 2-3 перестановки.

В последний раз Незнайка предлагает расположить игрушки так, как стояли в начале игры. Помогает, если возникают затруднения. А потом приглашает всех детей пройти на коврик и поиграть.

Игра « Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Незнайка просит детей вспомнить, где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха. Спросить у 2-х, 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Незнайка просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Незнайка хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Игра « Угадай, где нахожусь »

Воспитатель меняет местоположение Незнайки, а дети должны ответить, где находится персонаж (на стуле, под столом, за спиной, передо мной, на полу и т. д.).

После игры Незнайка благодарит детей за весело проведенное время и прощается с ребятами. А воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать пальчиковую гимнастику.

Физкультминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь я сильно,

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою,

И тепло я поберегу.

Дети садятся за столы, подвигают к себе подносы с заготовками.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель обращается к детям:

— возьмите квадрат и приклейте его в центр листа,

— треугольник над квадратом,

— что у вас получилось? (дети – домик)

— круг в правый верхний угол,

— елочку слева от домика,

— лисичку в нижний правый угол,

— зайку в левый нижний угол.

Затем дети прикрепляют свои работы на магнитную доску, рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Воспитатель проводит с детьми гимнастику на расслабление глаз.

В конце занятия педагог хвалит детей и говорит, что Незнайка оставил для них небольшой сюрприз. Показывает шкатулку, открывает и раздает шоколадные медальки.

Заключение: Занятие проведено в целях формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и на плоскости. С последующим закреплением тифлопедагогом при моделировании простейших схем (планов) микропространства.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №5 города Можги

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве в старшей группе Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Учитель-дефектолог

Скругина Наталия Николаевна

Тема: Сказка про непослушного зайчонка

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве

Задачи:

Образовательные задачи.

Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве:

Определять стороны: лево, право, прямо;

Продвигаться в пространстве с преодолением препятствий;

Закреплять представления о силуэтном изображении животных, их характерных признаках;

Закреплять умение детей ориентироваться в микро пространстве, по рядам и столбикам, находить лишний предмет;

Закреплять основные цвета, умение узнавать и называть геометрические фигуры;

Активизировать словарь за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов;

Установить закономерность в расположении предметов разной величины, формы.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

Оценка местоположения;

Прослеживание пути по ориентирам;

Развитие зрительного внимания;

Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук;

Развитие зрительно-двигательной координации, восприятия силуэтных изображений, совершенствование представлений о сенсорных эталонах;

Развитие восприятия величины;

Активизация зрительных функций: глазодвигательной, цветоразличительной, прослеживающих функций глаза.

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать в трудной ситуации;

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Оборудование:

Карта- схема, на ней изображены пути следования по стрелкам к домикам птиц, зверей, на пути следования прикреплены “знаки-указатели”: картинки деревьев и зверей.

Искусственная елка, шишки, яблоки, грибы, цветы.

Игрушки: ёж, белка, совунья, медведь, лиса, зайчонок и зайчиха

Геометрические фигуры.

Ход занятия I .Орг. момент

1. Сказка о зайчонке

Педагог: «Я расскажу вам сказку о маленьком зайчонке. Он жил в лесу со своей мамой – зайчихой. Зайчиха очень любила зайчонка: кормила его, рассказывала сказки и оберегала от бед. Но однажды зайчонок раскапризничался и обидел свою маму. «Я тебя не люблю,- сказал он ей.- Уходи от меня». Зайчиха обиделась и ушла. А зайчонок испугался: ведь без мамы холодно, без мамы голодно, без мамы очень - очень грустно. Стал зайка искать свою маму, чтобы попросить у нее прощения, но не смог ее найти». Зайчонок прибежал к нам за помощью. Поможем найти зайчиху? (да) Зайчонка оставим, пусть он ждет свою маму дома, подумает как просить у мамы прощения. Тогда отправимся в лес». Что нам надо взять с собой, чтобы не заблудиться? (карту) II.Основная часть

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцы глаз.

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Игра «Что растет на елке?»

Педагог: - Посмотрите на свою карту. Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.) - Ребята, посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, цветы, шишки) Оставляем только шишки. Где на елке висят шишки? (на верху, посередине, внизу)- Молодцы, на елке должны расти только шишки.-А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? (к белке) Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно - прямо.

«В лесу тропинка узкая. Пойдем друг за другом по дорожке, поднимая выше ножки. (Идут по канату друг за другом, высоко поднимая ноги). Педагог: А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Она говорит, что с сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И так развеселилась, что запутала их и порвала. Мама очень расстроится. Игра «Собери бусы» (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда, собирают по схеме). -Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка говорит, что мама-зайчиха побежала к лисьей норке. Нам пора дальше. Сверимся с картой. Куда идти - налево, направо или прямо? Направо.

Вот и пришли мы к лисичке.

Игра «Зашумленные картинки» .

Лисичка чем-то занята. Оказывается художник нарисовал лесных зверей всех на одном листочке и лиса не может найти себя. Ребятки, давайте посмотрим кого нарисовал художник. Найдем глазками животных, кого узнали? Пальчиком обведите медведя, зайчика, а чтобы лисичка больше не теряла своего портрета обведем ее красным фломастером. Молодцы! Смотрим карту куда идем дальше. (влево)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот и пришли мы к ежику, а он нам предлагает поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Педагог: «Ежик подсказал, что зайчиха побежала по дорожке в сторону медведя. Посмотрите карту в какую сторону нам надо идти.()

Дидактическая игра «Вставь недостающую фигуру».

Педагог: - Медведь предлагает вам поиграть в игру (найти геометрическую фигуру нужного цвета, формы, размера).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

На доске в три ряда расположены карточки с изображением птиц среди них есть самолет, воздушный шар, стрекоза. Один лишний объект в каждом ряду. Дети находят лишний объект и говорят где он расположен в каком ряду, справа, слева, посередине.

Педагог: - Совунья говорит, что сверху она видит зайчиху под кустиком. Смотрят карту куда идти дальше в каком направлении к кустику.

Педагог: «Как здорово, что нашли мы зайчиху. Надо вернуть ее домой к зайчонку, пусть зайчонок просит прощения у мамы найдет для нее ласковые слова». II. Итог занятия Педагог: «Ребята, что мы скажем зайке и всем непослушным детям?» Дети: «Надо маму любить, слушаться ее, не надо капризничать и т.д.»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»