Конспект занятия по конструированию в старшей группе. Конспект занятия по конструированию(старший возраст)

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.

Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.

Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада

Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:

  • Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
  • Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
  • Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
  • Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.

Занятие по конструированию из бумаги в старшей группе

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) - для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.

Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.

Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).

Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.

На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.

Занятие по конструированию из бумаги в средней группе

Виды конструирования


Материалы

Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.

Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.

Бросовый материал

  • Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
  • Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
  • Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
  • Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
  • Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
  • Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.

Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов

Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки

Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков

Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков

Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования

Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков

Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования

Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок

Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок

Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования

Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки

Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек

Материалы для занятия оригами

Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.

В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:

  • Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
  • Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
  • Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.

Идеальный вариант для работы в технике оригами

Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.

Позволит создать яркие и праздничные работы

Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.

Яркий и необычный материал

Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:

  • Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
  • Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
  • Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
  • Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
  • Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).

Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами

Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов

Мотивирующее начало занятия

Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия
«Заюшкина избушка» В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.)
Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух).
Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы.
«Подарок для мамы» Воспитатель загадывает детям загадку :
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму).
Воспитатель зачитывает стихотворение :
Ах, мама, мамочка, какое это счастье,
Что наша дружба просто - не разлей вода!
Всегда со мной твоя любовь, твоё участье,
Неиссякающим потоком доброта.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением :
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами.
«Весёлый снеговик» Занятие начинается с сюрпризного момента :
Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё.
Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком:
Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почём ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это? (хором) Снеговик!
Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги.

Подготовка конспекта занятия

Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.

Временной план занятия

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующий этап 4–6 минут.
  3. Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
  6. Подведения итогов 1–2 минуты.

При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» Создание простых поделок в технике оригами. - совершенствование базовых приёмов работы с бумагой;

- воспитание аккуратности и старания;
- обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий.
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания.
«Игрушка кошка» Изготовление игрушки из бумаги. - закрепление навыков работы с бумагой;
- развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и трудолюбия.
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке.
Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей.

Конспект НОД на тему «Коробочка»

Цель Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата.
Задачи Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе.
Ход занятия В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик тёплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свёкла -
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днём
Влажный рыхлый чернозём.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелёк
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Следует беседа с детьми о рассказанном в стихотворении:
О чём говорится в стихотворении? Что растёт в огороде? Какие овощи знаете вы? Как называют созревшие овощи? В какое время года собирают урожай? Куда можно сложить собранные овощи?
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут делать коробочку из бумаги для хранения мелких вещей. Демонстрирует готовую поделку, задаёт вопросы о ней: Какую геометрическую фигуру она напоминает? Какой формы каждая сторона коробочки? Для чего она может пригодиться?
Воспитатель демонстрирует способ складывания коробочки из листа бумаги.

Проведение пальчиковой гимнастики:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если есть капуста?
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём.
Воспитанникам предлагается самостоятельно сделать коробочку.
Воспитатель руководит деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь, поясняет этапы складывания).

Итоги занятия Анализ и оценка деятельности детей воспитателем.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц.

Конспект занятия «Грачи»

Цель Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача.
Создание фигурки грача в технике оригами.
Задачи - стимулирование интереса к познавательной деятельности;
- закрепление навыков работы с бумагой и ножницами;
- развитие памяти;
- воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
Ход занятия Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»:
- Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
- А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
- Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
- Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
- Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
- А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
- Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
- Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают.
Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки).

Физкультурная минутка «Птичка»:
Летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Кию, кию, кию
Как я зёрнышки люблю.
Крылышки почистим,
Чтобы были чище,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгает по веткам,
Чтоб сильней стать детками.
Прыг скок, прыг скок,
Чтоб сильней стать детками.
Полетели, полетели,
На животик сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На плечи сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели.
Сели, посидели,
Совсем улетели!
Воспитатель показывает детям плакат с изображением дерева и сообщает, что дереву одиноко и грустно, оно ждёт, когда на его ветви сядут грачи. Воспитанникам предлагается изготовить фигурки грачей в технике оригами. Воспитатель показывает необходимые действия, ребята самостоятельно повторяют.
В конце занятия воспитатель хвалит детей за усердие и проявленный интерес, и разрешает украсить плакат фигурками.

Программа кружка по оригами

Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).

По окончании творческого процесса

Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.

Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).

Таблица: картотека тем

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги
- обучения работе с базовой формой «треугольник»;
- нахождение и проглаживание линии сгиба.
«Башня» - обучение созданию фигуры из геометрических фигур.
- работа с базовой формой «треугольник».
«Машина» - формирования навыков работы по схеме;
- обучение активному слушанию и комментированию собственных действий.
«Обувь» - работа с базовой формой «воздушный змей»;
- складывание туфелек.
«Флаг России» - знакомство с техникой модульного оригами.
«Подводная лодка» - сгибание меньших сторон прямоугольника к середине;
- наклеивание дополнительных частей по замыслу.
«Стрекоза» - умение правильно выбирать базовую форму;
- украшение поделки по замыслу.
«Утка» - закрепления навыков работы с ножницами;
- отработка навыка складывания базовых форм.

Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами

Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами

Елена Кузина

Конспект НОД по конструированию из строительного материала в средней группе

Тема : «Улица нашего города » .

Программное содержание :

Продолжать учить детей сооружать постройки по заданной схеме .

Учить анализировать постройку , выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика – загородки ) .

Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр) .

Упражнять в пространственном моделировании.

Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы .

Побуждать к речевому и игровому общению.

Развивать мышление, конструкторские навыки , умение выполнять творческие задания.

Материал : Набор строительных деталей на подгруппу детей , картинка с изображением улицы города , мелкие игрушки для обыгрывания, кукла – мальчик Миша.

Ход занятия

Воспитатель : Дети, сегодня в гости к нам пришел мальчик Миша и что-то принес с собой. Что в руках у нашего гостя ?

Дети : Конструктор .

Воспитатель : Миша говорит, что этот конструктор ему подарили друзья на День рождения, а что с ним делать не сказали. Вот он и пришёл к нам за помощью.

Воспитатель : Дети, а для чего нужен конструктор ?

Дети : Ответы детей (Чтобы строить )

Воспитатель : Что можно построить из конструктора ?

Дети : Ответы детей (Мебель, мостики, машины и т. д.)

Воспитатель : Давайте посмотрим, какие детали находятся у Миши в коробке и попробуем их назвать. Только будьте очень внимательными .

Воспитатель : Я буду вам загадывать загадку, а отгадку нужно будет «найти» в коробке и всем показать.

Что это за деталь, ребята :

Все стороны у него – квадраты?

Дети : Ответы детей… (КУБ) .

Воспитатель : А теперь найдите в коробке эту деталь и покажите. Молодцы.

Сбоку - треугольник,

Сверху – я кружок.

назови меня, дружок.

Дети : Ответы детей… (Конус) .

Кубик + кубик + кубик =

Дети : Ответы детей… (Брусок) .

По полу он катился

И вот остановился.

Поставь его, дружок

На ровненький кружок.

Дети : Ответы детей …. (Цилиндр) .

Воспитатель : Молодцы, дети. Назовите последнюю деталь, которая осталась в коробке? (Показываю пластину) .

Дети : Ответы детей … (Пластина) .

Молодцы, дети.

Воспитатель : Видишь, Миша, наши дети очень хорошо знают название всех строительных деталей . А ещё они умеют строить . Сегодня наши ребята будут настоящими строителями , а ты у них поучишься. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

«Вправо - влево наклоняйтесь.

Как цилиндры покачайтесь.

Попрыгайте как шарики.

Сделайте «фонарики» .

А шарики катаются

Ребята улыбаются.

Д Е Т И В С Т А Ю Т З А С Т О Л Ы.

Воспитатель : Дети, сегодня я вам предлагаю построить улицу нашего города . Для начала давайте рассмотрим картинку с изображение улицы . Каждый из вас сделает постройку , которую мы поставим на лист картона, где я заранее для вас расчертила дорогу. А Петя с удовольствием у вас поучится.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

Воспитатель : Как называется твоя постройка ?

Кто живёт в твоём домике?

Для кого ты сделал свою постройку ?

Из каких частей состоит твой домик?

Дети : (Я построил домик . В нем живут люди. В домике есть стены, крыша, окна, дверь. Я построил мост . Это спуск, а это подъём, и др.)

Воспитатель : Дети, посмотрите, какая замечательная улица у нас получилась ! Теперь вы можете поиграть с нашей постройкой .

Воспитатель : Ребята, Мише очень понравилась наша группа . Но ему пора возвращаться к себе домой. Теперь он умеет строить из конструктора всё . Он говорит «До свидания» , но обещает вернуться ещё.

Воспитатель : Дети, вы сегодня очень хорошо отгадывали загадки, строили интересные постройки , играли. Молодцы!

Занятие закончено.










1 часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
В сказке одной случилась беда!
Звери пропали, разбрелись кто куда.
Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
Упражнение «Назови сказку»
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
Осматриваются, ищут первый символ в группе.
«Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
«Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
2 часть.
Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
1. Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки. (Мышка)
2. Зимой белый,
Летом серый.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком. (Волк)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
Кто это? (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
Игра «Что лишнее»
Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка (Теремок).
Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
3 часть.
Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
Сколько же умею я!
Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
И про это расскажу.
Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом их открывать,
Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
А могу их спрятать, (заводим за спину)
Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.

Программное содержание:

1. Вызвать интерес у детей к созданию построек из строительного материала.

2. Закрепить знания детей о строительных деталях, цвете.

3. Способствовать развитию связной речи в ходе работы.

4. Развивать воображение, память, логическое мышление.

5. Воспитывать у детей сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание им помочь.

6. Закрепить правила поведения в общественных местах.

Оборудование:

Строительный материал;

Картины сказочных домиков;

Карлсон;

Игрушки для обыгрывания построек;

— звуковой сигнал;

Призы для детей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:

Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс письмо.

(Показывает конверт)

Как вы думаете, кто его нам прислал?

Дети: Это письмо от Карлсона.

Воспитатель: Давайте прочитаем его.

«Дорогие, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку. Буду вас ждать. Карлсон»

Ребята, как вы думаете, можно нам принять приглашение?

Дети: Да, мы хотим пойти к Карлсону.

Воспитатель: Замечательно, только сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах, а именно в галерее.

Дети:

В галерее нельзя громко разговаривать.

— Нельзя бегать и прыгать.

— Нельзя трогать руками картины.

— Внимательно слушать экскурсовода.

Воспитатель:

Молодцы! А сейчас отправляемся в путь.

(Переход в музыкальный зал, где расположена выставка)

Встали друг за другом. Представьте, что вы вагончики.

«Загудел паровоз и вагончики повёз.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – далеко я укачу!»

По лестнице спускаемся, держимся правой рукой за перила.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые картины приготовил для нас Карлсон. Кто мне скажет, что изображено на них?

Дети: На картинах изображены сказочные дома.

Воспитатель: А как вы думаете, кто в таких домах может жить?

Дети: Сказочные герои.

Воспитатель: Что необычного у этого домика?

Дети: Этот домик стоит на курьих ножках.

Воспитатель:

Дети: Это домик Бабы-Яги.

Воспитатель: Кто в этом домике может жить?

Дети: Это домик снеговиков.

Воспитатель: А на что похож этот домик?

Дети: На грибок.

Воспитатель: Кто в этом домике может жить?

Дети: В этом домике живут бабочки.

Воспитатель: Ребята, что общего у всех этих домиков?

Дети: Все домики имеют стены, крышу, окна, двери.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие здесь ещё домики есть. Какие детали использовали при строительстве этих домов?

Дети: При строительстве этих домов использовали кирпичики, кубики, бруски.

Воспитатель: А кто знает, как эти детали называются?

— Это пластина – используется для перекрытия;

— Треугольная призма – используется при строительстве крыши.

Воспитатель: А где же сам Карлсон, а то нас пригласил, а сам не встречает.

(Слышится жужжание, появляется Карлсон)

Карлсон: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне.

(Говорит печально)

Эти картины прислал мне Чебурашка. На них изображены дома его друзей. А я мужчина в расцвете сил, мне сорок лет, но я до сих пор живу на крыше, и у меня нет своего дома. И у моих друзей тоже нет своих домов, а они хотят научиться их строить. Я не знаю, кто сможет нам помочь?

Воспитатель: Карлсон, мы сможем помочь тебе и твоим друзьям. Приглашай своих друзей. Ребята, поможем Карлсону?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую.

(Дети рассаживаются за столы)

Воспитатель:

Андрюша, ты кого будешь учить строить дом? (Медвежонка)

Даша, а у тебя кто? (Бегемотик)

Вика, а ты кого будешь обучать? (Котёнка)

Ребята, у каждого из вас по набору строительного материала. Покажите друзьям Карлсона, и самому Карлсону, какие дома можно построить.

Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Один ряд домов и ещё ряд домов. Целая улица.

Даша, у твоего дома сколько этажей?

Андрей, какие детали ты использовал для строительства дома?

Вика, у тебя кирпичики какого цвета?

Ксюша, у тебя кубики какого цвета?

Итог занятия:

Ребята, какой сегодня замечательный день. Мы с вами помогли Карлсону и его друзьям. А вы знаете, какой Карлсон сладкоежка? Он для вас приготовил сладкое угощение.

Дети получают сладкие призы.

воспитатель,

МАДОУ детский сад №1 «Алёнушка», г. Асино, Томская обл., Россия

Перспективное

планирование

по конструированию

старшая группа

1

Сентябрь

Занятие 1

Тема: «Дома».

Цель:

Прогр. задачи:

(3, стр. 5-12)

Занятие 2

Тема: «Дворец для сказочных героев».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 38-41)

Занятие 3

Тема: «Машины».

Цель:

Прогр. задачи:

Развивать внимание, память.

(3, стр. 13-18)

Занятие 4

Тема: «Мосты».

Цель:

Прогр. задачи:

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Октябрь

Занятие 1.

Тема: «Новоселье кукол».

Цель: Закрепить умение детей строить мебель из деревянного конструктора.

Прогр. задачи: - продолжать учить работать вдвоём, договаривать о том, какую часть работы будет выполнять каждый;

Развивать навыки коллективной работы.

(5, стр. 161)

Занятие 2.

Тема: «Работа с конструктором».

Цель: Развивать навыки работы с конструктором.

Прогр. задачи: - учить детей разбираться в рисунках, изображающих конструкции, вместе с воспитателем определять этапы работы;

Учить доводить начатое дело до конца.

(5, стр. 106)

Занятие 3

Тема: «Город мастеров»

Цель: Учить различать и называть строительные материалы.

Задачи: - Проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину в зависимости от величины кукол;

Учить работать рядом не мешая друг другу.

(5. стр26)

Занятие 4

Тема: « Дома для гостей»

Цель : Учить строить дома.

Задачи: -учить преобразовывать известную конструкцию в новую;

Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом

(5. стр30)

Занятие 5

Тема: « Выставка машин»

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;

Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;

Развивать внимание, память.

(5. стр35)

Ноябрь

Занятие 2

Тема: «Машины».

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;

Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;

Развивать внимание, память.

(3, стр. 13-18)

Занятие 3

Тема: «Мосты».

Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;

Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;

Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;

Воспитывать у детей навыки коллективной работы.

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Занятие 4

Тема: «Самолеты, вертолеты»

Цель Расширять представления детей о различных летательных аппаратах.

Задачи: - формировать обобщенные представления о данных видах техники;

Развивать конструкторские навыки;

- упражнять в создании схем будущих построек

(3, стр. 18)

Декабрь

Занятие 1.

Тема: «Детская площадка или парк отдыха».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 104-106)

Занятие 2.

Тема: «Гирлянда».

Цель: Научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку.

Прогр. задачи: -;

Продолжать развивать интерес к совместному труду;

(5, стр. 69)

Занятие 3

Тема: «Письмо из цветочного города»

Цель : Учить строить простейшие здания

Задачи:

Продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;

Учить планировать постройку;

Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

(5, стр. 76)

Занятие 4

Тема: Тема: «Мосты».(Повторение)

Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;

Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;

Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;

Воспитывать у детей навыки коллективной работы.

(3, стр. 30-36; 5, стр.41)

Январь

Занятие 2.

Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр.127)

Занятие 3.

Тема: «Роботы».

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи:

(3, стр.22-26)

Занятие 4

Тема: «Детская площадка или парк отдыха».(повторение)

Цель: Продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.

Прогр. задачи: - продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;

Учить планировать постройку;

Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.

(5, стр. 104-106)

Февраль

Занятие 1.

Тема: «Наш микрорайон».

Цель:

Прогр. задачи:

(5, стр. 163-166)

Занятие 2.

Тема: «Конструирование из конструктора».

Цель: Упражнять детей в конструировании из конструктора.

Прогр. задачи: - учить работать с разными видами конструктора, выполнять простые конструкции;

Закреплять навыки конструирования;

Закреплять навыки соединения деталей;

Развивать изобретательность, пространственное мышление.

(5, стр. 81-82)

Занятие 3

Тема: «Город».

Цель: Продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.

Прогр. задачи: - учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки;

Учить воплощать задуманное в строительстве;

Упражнять детей в рисовании планов;

Закреплять навыки самостоятельного строительства;

Совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.

(5, стр. 163-166)

Занятие 4

Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».(повторение)

Цель: Научить детей строить железнодорожный вокзал.

Прогр. задачи: - учить строить небольшой железнодорожный состав;

Учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом;

Договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;

Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение;

Продолжать учить работать коллективно.

(5, стр.127)

Март

Занятие 1.

Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».

Цель:

Прогр. задачи:

(4, стр. 44-46)

Занятие 2.

Тема: «Суда и корабли».

Цель:

Прогр. задачи:

Занятие 3

Тема: «Роботы».(повторение)

Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.

Прогр. задачи: - предложить детям построить робота по заранее созданной схеме;

Развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности;

Формировать представления об объёмных телах, их форме, размере;

Развивать воображение, сообразительность, понятливость.

(3, стр.22-26)

Апрель

Занятие 1.

Тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты».

Цель: Упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, грузовой и тд);

Способствовать развитию экспериментирования и изобретательства (стар.гр.);

Формировать обобщенные представления о данных видах техники;

Формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправить свои ошибки (подг. гр.);

Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.

(3, стр. 18-21)

Занятие 2.

Тема: «Письмо из Цветочного города».

Цель: Продолжать учить строить разные здания из крупного и мелкого конструктора.

Прогр. задачи: - продолжать учить строить по рисунку, самостоятельно планировать этапы постройки;

Сооружать различные постройки;

Самостоятельно находить конструктивные решения для завершения постройки;

Развивать творческие способности, эстетический вкус.

(5, стр.76-78)

Занятие 3

Тема: «Дома».(повторение)

Цель: Упражнять детей в строительстве различных домов.

Прогр. задачи: -уточнить представления детей о строительных деталях (кирпичик, куб, брусок, пластина, цилиндр и др.), деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания);

Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

(3, стр. 5-12)

Занятие 4

Тема: «Суда и корабли».(повторение)

Цель: Учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.

Прогр. задачи: - расширять представления детей о разных видах судов (виды,функциональное назначение, особенности строения);

Упражнять в сооружении различных судов;

Развивать фантазию, внимание, память.

(5, стр. 45-49; 3, стр. 39-42)

Май

Занятие 1.

Тема: «Автозавод».

Цель: Закрепить умение детей строить машины по рисунку.

Прогр. задачи: - закреплять навыки планирования постройки;

Учить самостоятельно подбирать детали для выполнения постройки;

Закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений;

Развивать сообразительность, воображение, изобретательность.

(5, стр.130-132)

Занятие 2.

Тема: «Цирк».

Цель: Научить отражать впечатления от посещения цирка в конструировании.

Прогр. задачи: - продолжать учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый;

Воспитыватьнавыки коллективной работы.

(5, стр. 181)

Занятие 3

Тема: «Дворец для сказочных героев».(повторение)

Цель: Научить строить красивый дом - дворец.

Прогр. задачи: - находить необычные конструктивные решения;

Самостоятельно находить детали для украшения дворцов;

Учить творчески подходить к решению конструктивных задач;

Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.

(5, стр. 38-41)

Занятие 4.

Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».Повторение

Цель: Упражнять детей в конструировании по замыслу.

Прогр. задачи: - развивать детское творчество, конструкторские способности;

Умение самостоятельно организовывать свою работу;

Выполнять разнообразные интеллектуальные действия;

Закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

(4, стр. 44-46)

Список используемой литературы:

    М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.:Мозаика – Синтез, 2005.

    Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозика-Синтез, 2008.

    Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение; Владос, 1994.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»