Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка Вопросы родителям о развитии речи детей

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Тренинг для родителей «Эффективные методы развития речи детей».

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах организации

развивающих занятий с ребёнком старшего дошкольного возраста.

ЛОГОПЕД: Добрый, вечер! Сегодня я с вами проведу тренинг«Эффективные методы развития речи дошкольников». Поговорим о связной речи (понятии), о видах связной речи, о приёмах, которые подводят ребёнка к построению монолога. Для развития связной речи, как средства общения, необходимо умение беседовать и строить собственные высказывания. С этой основной целью в нашем ЦРР и решаются задачи по развитию фонетических, лексико -грамматических умений, обучению грамоте.Образно развитие связной речи ребёнка можно представить в виде чемодана, который заполняется лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими умениями.

Игра «Снежный ком»

Задача: развивать у участников внимание, сосредоточенность, память, углубление в проблему развития связной речи.

Оборудование: мяч среднего размера.

Родители стоят в кругу. Логопед предлагает одним словом-признаком ответить, каким должен быть рассказ ребёнка, и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки рассказа:

Полный, последовательный, интересный, образный, выразительный, грамотный, точный, эмоциональный, логичный.

ЛОГОПЕД: Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека. Весь процесс школьного обучения построен таким образом, что он совершенно немыслим без свободного владения ребенком связной речью. Это и устные ответы на уроках по всем предметам, и письменные изложения и сочинения и многое другое. Школьные оценки находятся в прямой зависимости от полноты, логичности и связности изложения материала.

Развитие связной речи у детей очень во многом зависит от окружающих его взрослых, от приучения его к пересказу прочитанных взрослым сказок, просмотренных фильмов и т.п. При этом надо помнить вот о чем. Во-первых, для построения связных рассказов ребенок должен прежде всего иметь достаточный запас слов и уметь правильно связывать эти слова между собой в предложении, поэтому необходимой базой для овладения связной речью является обогащение словарного запаса ребенка и формирование у него умения грамматически правильно оформлять свою речь. Во-вторых, овладение ребенком навыками составления отдельной фразы еще не означает владения им связной речью. Некоторые дети свободно и правильно могут выразить при помощи слов только какие-нибудь отдельные мысли, но оказываются совершенно не в состоянии объединить их в единый сюжет, т.е. составить по ним рассказ, правильно передающий последовательность событий. Даже если ребенок в состоянии правильно построить хотя бы несколько предложений, он должен суметь связать их между собой в определенной логической последовательности. Случайное же нагромождение предложений не достигнет нужной цели - «рассказ» ребенка не будет понятен слушателям. Связный рассказ предполагает, что все предметы будут поставлены в какое - то определенное соотношение друг с другом. Прежде чем соединять предложения в рассказ, ребенок должен мысленно наметить себе общий план рассказа (сначала об этом, затем о том и т.п.), т.е. обладать навыками речевого программирования.

Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая .

Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек,

постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным

ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь элементарная по сравнению с другими видами речи. Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как: рисование, лепка, приводит ребёнка к составлению рассказа. Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.

Вопросы родителям.

1.Как вы считаете, каким видом речи прежде овладевает ребёнок? Почему?

2.Какие речевые упражнения и приёмы подводят ребёнка к построению

монолога из 5-7 предложений?

Упражнение «Если бы...» Задачи: познакомить родителей на практике с разными видами рассказов, составляемых для дошкольников; упражнять в составлении рассказов на уровне понимания окружающего мира дошкольниками.

Оборудование: лимон (шарф); сюжетные картинки; серии сюжетных картинок; памятки по составлению рассказов. Работа проводится в минигруппах по 2-3 человека. Каждая группа получает предмет (лимон, шарф) или картинку, серию картинок и памятку (Приложение 1) по составлению соответствующего рассказа.

ЛОГОПЕД: Для развития связной речи детей используют пересказ, составление рассказов - описаний, повествований.

По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению

рассказов различают тексты трёх видов: по восприятию, представлению,

воображению. Рассказы по восприятию могут быть:

Описательными – по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;

Повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок.

Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.

Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).

Заключительное упражнение «Расшифруй слова»

Оборудование: листы бумаги, ручки. Работа проводится в минигруппах. Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия. Далее обсудить с зачитыванием вариантов расшифровок:

С - связность, самооценка, систематичность.

В- восприятие, важность, возможность, взаимодействие.

Я - ясность.

З - знание, занимательность, заинтересованность, звукопроизношение.

Н - навык, наглядность, необходимость.

А - активность, актуальность.

Я - яркость.

Р - результат, родитель, работа, регулярность.

Е - ежедневность, единение, естественность.

Ч - чёткость, чистота, честность.

Образ современного старшего дошкольника выражен следующими чертами:

 физически здоров, владеет основами культурно – гигиеническими навыками;

 любознательный, активный;

 эмоционально отзывчивый;

 овладел средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками;

 способен управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные

общепринятые нормы и правила поведения;

 способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

адекватные возрасту;

 имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве,

мире и природе;

 овладел универсальными предпосылками учебной деятельности;

 овладел необходимыми специальными умениями и навыками (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимыми для

осуществления различных видов детской деятельности.

Такими качествами характеризуется развитие ребёнка - выпускника детского сада, освоившего программу развивающего образования в соответствии с Федеральным и государственными требованиями.

Логика построения:

Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...». Речевые шаблоны кульминационного момента:

«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?». Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».

Приложение 1

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

2.Величина.

3.Покрытие тела.

5.Особенности частей тела.

8.Чем питается.

9.Название детёнышей.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

10. Как используется.

2. Какая погода?

3. Какую местность видим?

5. Действия живых объектов.

2. Погода.

3. Место действия.

5. Описание происшедшего.

6. Настроение.

Памятка по составлению повествовательного рассказа по картинке

и серии картинок.

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

7. Настроение персонажей.

Приложение 2

Через год ваш ребёнок пойдёт в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности. От вас, родители, во многом зависит степень подготовленности ребёнка к обучению. Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Связная речь ребёнка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Способствуют расширению словаря ребёнка и классифицирование предметов по определённым признакам. Предложите ребёнку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, сладкими или круглыми, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету. Научите ребёнка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. Расширять словарь дошкольника надо за счёт не только существительных, но и прилагательных. Спросите ребёнка: «Как называется шапка, сделанная из меха (меховая)?». Приучайте его правильно называть и употреблять наречия. Предложите ему ответить на вопросы: «Как девочка моет посуду?» (чисто, медленно, аккуратно). Дети очень любят «играть» со словами, образовывать новые. Н-р, большой дом (домище), маленький дом (домик, домишко). Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы. Богатейший материал как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребёнка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки. Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Расширение словарного запаса ребёнка происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Совместные прогулки очень много дают как малышу, так и взрослому. Расскажите ему о временах года, укажите на характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Когда ребёнок составляет самостоятельно рассказы, сочиняет их по картинкам, спросите его, где происходит действие (в лесу, во дворе, на улице), в какое время года, попросите описать внешность героя, его одежду, настроение. В этом возрасте дети безошибочно отличают сказку от рассказа, стихи от прозы.

Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматически правильной речи, развитием разговорной и связной речи приучайте шести - семилетнего ребёнка правильно слышать и различать звуки, отчётливо и внятно произносить их в словах, во фразе. У ребёнка шестого – седьмого года жизни проверьте, насколько полно и точно он даёт описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания? Умеет ли внятно и чётко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще пользуется: краткими или развёрнутыми?

Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку? Какие допускает грамматические ошибки в речи - правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?

Приложение 1 ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Памятка по составлению описания животных, птиц, рыб.

1.Название, обобщающее понятие (к кому относится).

2.Величина.

3.Покрытие тела.

5.Особенности частей тела.

6.Место обитания (лес, водоём, дом, хлев).

7.Название жилища (нора, берлога, логово, гнездо, дупло).

8.Чем питается.

9.Название детёнышей.

10.Польза (для домашних животных и птиц).

Памятка по составлению описания предмета.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

9. Принадлежность (обобщающее понятие).

10. Как используется.

Памятка по составлению описательного рассказа по картинке.

1. Какое время года изображено?

2. Какая погода?

3. Какую местность видим?

4. Какие видим неживые объекты?

5. Действия живых объектов.

6. Какое настроение передаёт картинка?

Памятка по составлению рассказа из личного опыта.

(о событии, факте, собственном впечатлении)

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Описание происшедшего.

6. Настроение.

Памятка по составлению рассказа по картинке и серии картинок.

1. Время действия (время года, часть суток).

2. Погода.

3. Место действия.

4. Действующие лица, их имена.

5. Происшествие (случай, событие).

6. Исход происшествия (случая, события).

7. Настроение персонажей.

Логика построения: завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой...»,«Как-то раз в лесу...», «Был дождливый осенний день...».

Речевые шаблоны кульминационного момента:

«Вдруг...», «Неожиданно...», «Что делать?».

Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что...», «Наконец...», «Настроение было...», «Рады (огорчены) тем, что...».

Памятка по составлению описания предмета.

1. Название.

2. Величина.

4. Качество.

8.Вкус (для съедобных).

9. Принадлежность (обобщающее понятие).

10. Как используется.

Развитие речи старшего дошкольника

ТОП-6 вопросов по развитию речи, которые чаще всего волнуют родителей
В этой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые задают родители про развитие речи.

1. Как понять, всё ли хорошо с речью? В норме ли развитие речи моего ребёнка? Для того, чтобы оценить речь ребёнка, мало короткого описания (списка слов, которые говорит ребёнок, например, не достаточно). Речь – это комплекс умений и навыков, и, соответственно, проверять и оценивать её надо комплексно, по всем направлениям.

2. Ребёнок говорит на «своём» языке, копирует интонации, но при этом обычных слов очень мало или нет вообще.
Это тот случай, когда мы не можем говорить о наличии речи. Подражание - это ещё не речь.

Это хорошо с позиции развития слуха, развития артикуляционного аппарата. Мы понимаем, что ребёнок слышит и пытается произносить какие-то звуки, что ребёнок старается использовать речь для установления контакта со взрослым или с другим ребёнком – это хорошо. Но здесь нет обязательного компонента речи – осознанности, понимания, что каждое слово имеет некий смысл.
Ребёнку, который говорит на «своём» языке, нужно помогать, нужно разбираться, почему он не использует слова. Эта ситуация требует очень серьёзного внимания от взрослых. Многие взрослые умиляются подобному копированию речи, но прежде всего это повод начать что-то менять.

В каком возрасте это требует внимания? По большому счёту в любом, когда это происходит. Потому что этапа «неосознанная речь» нет. Скопировать интонацию может только 2-3 летний ребёнок, а в этом возрасте уже должны быть слова.

3. Ребёнок всё понимает, но не говорит.
Это хорошо, когда ребёнку 8-9 месяцев. Мы спрашиваем «Где котик?», ребёнок поворачивает голову, или «Где папа?», ребёнок смотрит на папу, или мы спрашиваем годовасика «Где мячик?», и он к нему ползет или идет. Но следующий этап развития речи – это самостоятельная речь. Если ребёнку уже 1,5 года, то этого уже недостаточно (понятно, что если мы знаем, что у ребёнка есть какие-то проблемы, травмы, то рамки сдвигаются). Но если у ребёнка всё в порядке, то кроме жестов должны быть уже слова, кроме жестов должен быть вербальный (звуковой) ответ. Для вас такая ситуация – знак, что ребёнку нужна помощь.

4. Знаю, что нужно заниматься, но не знаю, с чего начать. Пугает, что это будет очень сложно, что нужно заниматься регулярно, а я не смогу, потому что не умею.
Это действительно частый вопрос. Чтобы вы могли увидеть систему, поняли, как это работает, чтобы вы убедились, что для того, чтобы развивать речь маленького ребёнка, каких-то специфических знаний или суперумений не требуется. Конечно, есть разные «фишки», но их может освоить любой взрослый человек.

Для занятий по развитию речи не нужно много времени, никакие сверхспособности от вас или от ребёнка не потребуются. Самые простые вещи работают очень хорошо и дают хороший peзyльтaт.

Я уверена, что мама – самый лучший логопед для маленького ребёнка!

Информации о том, как развивать речь ребёнка очень много в свободном дocтyпе. Но вы должны понимать, что не всем таким занятиям ребёнок будет рад, возможно, что-то «не пойдет», не cpaбoтает у вашего малыша. Это нормально, это говорит о том, что ваш ребёнок отличается от того «усреднённого ребёнка», для которого было придумано пособие. Любое пособие дает только рекомендации, а вот осуществлять на практике их придется вам.

5. Уже известно, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, врач прописал препарат. Принимать препарат или нет?
Решать вопрос о лечении нужно обязательно только с врачом и только очно. Если вы не доверяете тому неврологу, который дал вам такие рекомендации, находите второго, третьего, пятого и консультируйтесь. Решение о препаратах вы должны принимать только с врачом, с человеком, который этому учился, с этим paбoтaeт и в этом профессионально разбирается.

Что в данной ситуации важно знать и понимать нам, как родителям?

Препарат сам по себе не дает развитие речи, он может действовать на мозг, на кровообращение, на нервную систему - это зависит от препарата. Но сам по себе приём препарата не дает развития речи.

Речь возникает всегда только при paбoте с ребёнком. Вне зависимости от того, будете ли вы принимать лекарства или нет, чтобы возникла речь, с ребёнком надо заниматься. Занятия по развитию речи никак не зависят от приема препаратов. Наоборот, имеет смысл принимать препараты, если вы намерены заниматься.

6. У нас ребенок билингв (говорит на 2-х языках), говорит плохо или не говорит, это же нормально, да? Как применять нормы развития речи, если ребёнок билингв?
Качественно по развитию речи нормы должны примерно совпадать. Если и будет какое-то расхождение, то незначительное.

Например, если мы говорим, что в норме ребёнок к 1,5 годам использует много слов и пытается соединять их в предложения, то и билингв будет это делать. Он может перемешивать слова из разных языков, он может использовать меньше слов в каждом языке, чем ребёнок, говорящий на одном языке. Но в сумме в двух языках у него будет примерно такой же словарный запас и уровень развития. Лучше не утешать себя «ну он же у нас билингв, он может не говорить в три года».

Нет таких норм, чтобы их взять и применить к развитию речи ребенка-билингва. Специалисты, которые работают с такими детьми, делают уточнения, вводят дополнительно какие-то свои ориентиры. Но все они в основу берут нормы развития речи монолингвального ребёнка (говорящего на одном языке).

Если вас волнует развитие речи вашего ребенка, начало речи вашего ребенка, чтобы он начал говорить и вы хотите что-то изменить – вы можете это сделать. Здесь нет чего-то невозможного и сверхсложного.

Начните с понимания. Разберитесь, как и почему развивается речь, что на нее влияет. Идите дальше общих схематических представлений, узнавайте нюансы и детали. И действуйте. Не сидите и не ждите у моря погоды.

Любящая мама может дать маленькому ребёнку намного больше, чем логопед, потому что у неё есть очень мощный стимул заниматься. И очень большие возможности, в отличие от логопеда, который видит ребёнка 1-2 раза в неделю. Cпeциaлист просто не знает, чем живет ребенок, что он любит или не любит. Раз у нас есть такие преимущества, давайте их использовать.

Родительские собрания в детском саду

Круглый стол "Азбука для родителей"
Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей

По роду своей профессии воспитатели и логопеды хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведения логопедической и коррекционно-развивающей работы.
Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы.

  1. Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
  2. Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
  3. Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями могут являться:

  • общее родительское собрание;
  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • семинары-практикумы;
  • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
  • открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных);
  • папки - передвижки;
  • подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.

Формы коррекционной работы в семье

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. В начале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Словесные игры

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили «Из досок».

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т.д.

Кто как работает

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложение

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет».

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребенок. Я вижу низкий дом.

Мама. У меня острый нож.

Ребенок. У меня тупой нож.

Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь».

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь - людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега - много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусает», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«В одной бочке два теста». (Яйцо)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо - борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница - ее используют для салатов».

Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

Мама. Что мы поставили в сервант?

Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань.А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

О чем говорить с ребенком в семье.

Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог - речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во вре6мя их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества - составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на конька и на лыжах, девочки - на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». НЕ послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Одним из основных заданий, которые родители ставят перед собой это максимально способствовать развитию речи малыша. Это совсем не вызывает никаких вопросов. Поскольку достаточный уровень устной речи дает возможность ребенку полноценно развиваться в будущем, а также общаться с ровесниками и окружающими его людьми. Система речи помогает связать полученные ранее образы, создав особую систему. Такая система становится основанием для дальнейшего процесса обучения ребенка. Новая информация как кирпичики доставляется на подготовленный ранее фундамент. С каждым годом речь все более важна и выполняет особые функции. Вся информация вокруг ребенка предоставлена в виде устной либо письменной речи: тексты книг, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых.

Особенности развития речи

В возрасте до трех лет развитие речи для ребенка особенно важно, поскольку на этом этапе ребенок осваивает родную речь. Способность разговаривать не только формируется, она развивается особо быстрыми темпами. Если занятия, а также общение ребенка организовано правильно, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств, это способствует решению возможных проблем в развитии малыша.

Ожидания родителей

Современные родители особенно следят за развитием детей и полностью осознают то, насколько важно для малыша научиться правильно говорить. Но иногда сами родители становятся причиной замедления этого процесса. Они стараются сравнить своего ребенка и его достижения с уровнем развития сверстников. Не возникает никаких проблем, если ребенок начинает разговаривать в соответствии с возрастом и с радостью повторяет и имитирует услышанные звуки и слова. Но иногда все происходит абсолютно наоборот. Окружающие малыша люди начинают беспокоиться в том случае, если речь ребенка непонятная, нечеткая, а воспроизводимые звуки абсолютно не различимы. Более того, родители остаются с проблемой один на один, поскольку малыш в этот период не ходит в детский сад.

Уровень развития речи ребенка: как определить?

Чтобы узнать есть ли отклонения в речи вашего малыша, не стоит сравнивать его достижения с уровнем соседских детей. Намного эффективнее использовать для анализа таблицы развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами. Получить эту информацию несложно, она находится в открытом доступе для всех. Благодаря таким таблицам родители могут ознакомиться с основными периодами развития речи ребенка. Согласно предоставленным данным можно узнать об основных периодах формирования речи (появление гуления, лепета, начальных словах, первых фраз), о динамике в развитии пассивного словаря малыша (понимание слов без активного воспроизводства) и активного словарного запаса (понимание и использование слов в речи). Учитывая полученную информацию можно точно определить возможные изъяны в развитии, а также дефекты речи ребенка.

Следует ли специально проводить занятия для развития речи?

Не нужно быть специалистом в этой сфере, чтобы догадаться об ответе. Конечно, ребенка следует постоянно тренировать и активизировать умственную деятельность ребенка. Не все родители придерживаются такой точки зрения. Иногда можно услышать, что не стоит забивать ребенку голову, он и сам сможет «разговориться», когда время придет. Действительно, иногда так и случается. Но не лучше ли более активно подойти к решению проблемы, чем надеяться на случай. Ведь подобрав оптимальные виды занятий, вы значительно повысите шансы ребенка на успех.

Как организовать развивающее окружение?


Создав подходящие условия, родители обеспечивают оптимальную среду для развития малыша. Основное и главное задание родителей - постоянно разговаривать со своим чадом, т.к. в этот момент зарождаются первые звуки и слова благодаря способности ребенка подражать взрослым. Родители должны комментировать все действия, ситуации, с которыми сталкивается ребенок ежедневно. Например, описывайте каждый этап умывания. «Пойдем, умоем глазки и личико. Что необходимо сделать? Открыть кран. Кран требуется покрутить. Открыли и водичка течет. Теперь берем мыло. Нашли мыло. Давай потрем наши ручки с мылом. Тебе помощь нужна? Ручки намылили. Теперь необходимо мыло смыть. Нам опять нужна водичка. Смоем водичкой мыло. Переходим к личику. Чтобы искупать наше личико, набирай водички в горсть. Смой лицо водичкой. Потрем лицо. Закроем водичку. Закрути кран. Не в ту сторону. В противоположную. А теперь поищем полотенце. Вытираем полотенцем ручки, глазки и личико. Умница! А какое лицо чистенькое, свеженькое!»

Также можно комментировать и прогулку.

«Пойдем, погуляем. Посмотри, какая погода! Тучки набежали. Дождик капает. Необходимо спрятаться. Прячься под капюшон. А мама откроет зонтик. А теперь погуляем. Дождик сделал лужи на тропинке. А вон там стоит высокое дерево. Что случилось с листиками? Почему они под деревом? Они упали, потому что осень. Она разукрасила листики в красный, желтый и коричневый цвета».

Описывайте ребенку все действия, начиная с умывания, и продолжайте озвучивать все ситуации на протяжении дня, даже на занятиях детским фитнесом в Новосибирске .

Следует знать, что изначально такие комментарии довольно сложно даются взрослым, но со временем они привыкают и меняют свой стиль общения с ребенком. Итог зависит от тренировки. При желании, а также упорности, родители легко научатся беседовать с малышом, учитывая этапы развития речи.

Не забывайте о балансе. Не стоит перегружать ребенка излишне информацией, говорите много, но не переусердствуйте. Озвучивайте действия без излишней эмоциональности, простыми предложениями.

Занятия для развития речи


Кроме того, что родители имеют желание помочь ребенку и активно к этому стремятся, они должны организовать систематические тренировки для того, чтобы ребенок как можно быстрее освоил речь и избавился от дефектов речи.

Для этого следует ознакомиться с дополнительной информацией и овладеть дополнительными знаниями.

Развитие речи условно разделяется на - понимание, то есть пассивное пользование и непосредственно активное использование, и развитие речи малыша. Добиться успеха на том или ином этапе помогут только постоянное внимание к проблеме и обеспечение всестороннего развития речи ребенка. Дополнительно следует постоянно контролировать развитие систем дыхания и слуха, а также умение подражать.

Занятия требуются не только для тех детей, у которых присутствуют явственные проблемы с организацией речи, с логопедическими проблемами, но и малышам с нормальным развитием.

Развиваем восприятие речи

Чтобы ребенок достиг успеха в развитии понимания речи, необходимо сконцентрировать занятия на расширении пассивного словаря, что обозначает обогащение разнообразными частями речи: наречия, местоимения, глаголы и прилагательные. Обращайте внимание в процессе работы не только на накопление словарного запаса, но и на фразы и более сложные синтаксические конструкции. Чтобы организовать работу было легче, предлагаем вам ориентировочный перечень тематики для запоминания детям. Подбирать следует только те слова, которые знакомы ребенку и обозначают те предметы и действия, что он постоянно употребляются в его обиходе. Также не стоит забывать о лексике, которая обозначает чувства близкие ребенку. Не переусердствуйте с лексикой, которая имеет абстрактное значение.

Предметный словарь: части тела (уши, нос, волосы, руки, ноги), одежда, обувь (брюки, платье, футболка, туфли), игрушки (кукла, мишка, пирамидка, карандаш), дом (окно, дверь, комната), мебель (шкаф, стул, кресло), овощи, фрукты, ягоды (малина, клубника, слива, яблоко, груша, огурец, помидор и т.д), животные дикие и домашние (курица/цыпленок, корова/теленок, утка/утенок, волк/волчонок, заяц/ зайчонок) и другие группы слов.

Словарь глаголов: действия, которые выполняет ребенок (бегает, прыгает, спит, ест, умывается, плачет), действия, которые выполняют другие члены семьи или взрослые из ближайшего окружения (убирает, шьет, ремонтирует, готовит, пишет).

Наречие и прилагательные: цвет (белый, черный, красный, синий, зеленый), вкус и ощущения (горький, сладкий, соленый, колючий, горячий, мягкий), размер (высокий, низкий, большой, длинный, маленький).

Рекомендуемые темы не являются правилом, они могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей малыша, их можно облегчить либо усложнить более сложными лексическими единицами. Приведенные группы слов дадут возможность скорректировать работу и выступят в качестве фундамента для дальнейшего развития речи.

Работа со словарем — это занятия как на уточнении значения лексики, которая, известна малышу, так и на знакомстве с новыми понятиями. Занятия можно проводить на протяжении всего дня в игровой форме. Специалисты по развитию детской речи рекомендуют следующие игры: «Найди необходимый предмет соответствующего цвета», «Покажи отгадку», «Найди необходимую картинку».

Кроме освоения слов, следует усложнить конструкции и расширить лексический запас фразами и простыми предложениями. С этой целью предложите малышу использовать элементарные фразы, которые в своем составе имеют простейшие слова, известные ребенку. Такие новообразования могут иметь разнообразное функциональное значение, как ответ, вопрос, предложение и другие. Например: «На лялю!», «Дай ам-ам», «Дима топ-топ», «Анна куп-куп», «Кто там?», «Вот синий зонт». Этап развития фразовых изречений особо важный не только для речи ребенка, но и для всеобщего развития малыша.

Развиваем активную речь малыша

Взрослые особо стремятся к тому этапу, когда ребенок полностью будет воспринимать и воспроизводить речь. Они с нетерпением ждут, когда ребенок отчетливо произнесет свои слова. Развитие активного словаря основано на подражании.

Подражание речи – это повторение звуков или слов, за произносившим их человеком или источником производства звуков. На начальном этапе повторение звуков малышом имеет много схожего с эхо. Через некоторое время ребенок может повторять звуки и слова. Для того чтобы процесс был осознанным, а ребенок связывал слова с определенными предметами или понятиями, сопровождайте свою речь активной практичной деятельностью. Специалисты в сфере физиологии, утверждают, что процесс подражания – это безусловный рефлекс, а именно эта способность является врожденной. Ребенок повторяет речь, не сознательно.

Когда становится заметным отставания в развитии малыша, следует организовать работу с целью активизации желания повторять, воспроизводить слова родителей и других взрослых. Принимайте его желание вторить, даже в том случае, если они не совсем удачны и трудно разбираемы. Игры являются оптимальным решением для развития активной речи. Например, игра в подражание. Полетайте по комнате как самолет, расставив руки в стороны, погудите вместе с ребенком «У-у-у!», езжайте как машины – походите, покрутите «руль», посигнальте «Би-би!», поиграйте на музыкальном инструменте «Ду-ду-ду!», спойте колыбельную любимому плюшевому мишке «Баю-бай!».

Результативным приемом является продолжение строчек знакомых стишков, песенок, потешек. Взрослые начинают проговаривать строчку, делая паузу на последнем слове. Эта пауза дает возможность ребенку продолжить стишок, добавив необходимое слово или всю строчку.

Например:

Петушок, (петушок),

Золотой (гребешок),

Выгляни (в окошко)…

Дам тебе (горошка)!

Существует закономерность между соотношением количества глаголов и уровнем развития речи ребенка. Поэтому следует учитывать эту особенность и обратить внимание во время занятия на развитие и обогащение словаря глаголов у ребенка. Начинайте с наипростейших форм слов, например, топ-топ, баю-бай, ам-ам, и тому подобное. Чтобы процесс занятия стал более ярким и соответствовал реальности, можно иллюстрировать слова фотографиями ребенка или его близких людей.

Безусловным является и использование наглядности, которые активизируют развитие речи ребенка. Для этой цели прекрасно подойдут – предметы обихода, игрушки, книги.

Следите за динамикой развития речи

Не стоит ожидать мгновенного результата в развитии детской речи. Терпение – лучшее качество в такой нелегкой работе. Ведь малыш требует достаточно много времени для того, чтобы впитать знания, овладеть навыками. Проследить развитие, достижения малыша можно с помощью «Дневника развития речи», где следует фиксировать новые слова и фразы, которые ребенок начал использовать в своей речи. Отмечайте успехи и записывайте даты. Таким образом, вам легко удастся проследить как быстро и какие изменения происходят, и Вы сможете сделать более полный вывод о результатах занятий и проделанной работы.

Одним из вариантов решения проблемы в развитии детской речи могут стать занятия в логопедических группах.

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  • Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
  • Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»

Подготовительная работа:

Оформление приглашений для родителей в гостиную.

  • Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1) .
  • Создание презентации .
  • Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
  • Памятки для родителей (приложение №2) .
  • Индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово воспитателя .
  2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
  3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
  4. Обмен опытом родителей
  5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» .

Ход мероприятия:

1. 1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию» .

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

  1. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1) .
  2. 3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

  • Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?) ;

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными) .

  • Круги Луллия. (слайд 4)

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

  • Пособие «Гусеничка» (слайд 5)

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

  • «Волшебная дорожка» . (слайд 6)

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия) , и многому может научиться.

  • "Дидактический мяч» (слайд 7)

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол) , а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

  • Пособие «Часы» (слайд 8)

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.) . В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

  • «Вертолина» (слайд 9)

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

1. 4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба» , и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» . Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»
  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта) . Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая» .

Примерный речевой материал:

  • внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Заяц серый, а петушок смелый;
  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

1. 5. Подведение итога мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

(предлагается памятка « «Факторы успешного речевого развития детей» )

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!

Используемая литература:

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
  4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
  5. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
  6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
  7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И. Ардашева, И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук, О.Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
  8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.
  9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
  10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
  11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
  12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
  13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.
  14. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

3. Приложение №1.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

  1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
  2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? __________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках? ______________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности? _______________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
  • Создавать условия для общения с другими детьми,
  • Речь взрослого – пример для подражания,
  • Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  • Совместные игры взрослого и ребёнка,
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
  • Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему» ,
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музе


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»