Что умеет делать малыш в 4. Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

В 4 месяца развитие ребенка выходит на новый уровень: в психике и физиологии крохи наступают серьезные изменения. Удобно ознакомиться на видео с особенностями развития четырехмесячного малыша или прослушать лекции педиатра Комаровского. Он подробно объясняет, что стоит делать маме при уходе за грудничком на этом, а чего лучше избегать.

Физиологические показатели четырехмесячного малыша

В современной педиатрической практике существуют два типа таблиц и стандартов - отечественные и международные. Основные параметры, на которых основываются данные стандарты, сводятся к измерению нескольких физических показателей:

  • роста;
  • веса;
  • окружности головы;
  • окружность груди.

Показатели эти зависят от роста и веса, которые малыш имел при рождении. Согласно отечественной педиатрической школе , пороговые уровни этих показателей у 4-х месячного ребенка следующие:

  • вес для мальчиков - 6-7,6 кг, для девочек 5,7-7,1 кг, допустимое отклонение до 0,7 кг (при рождении ребенка не в срок);
  • рост у мальчиков составляет 58,7-64,5 см, у девчушек эти показатели составляют 58,5-64 см;
  • окружность головы 39-43,5 см;
  • окружность груди 38,6-44,6 см.

В возрасте до года ребенок должен регулярно посещать педиатра, чтобы врач мог отследить соответствие развития ребенка общепринятым нормам. Конечно, предельно строго на эти показатели ориентироваться не стоит, но примерное представление родителям и участковому врачу они дадут

Международные стандарты отличаются от тех, что принятых у нас. Погрешности по половому признаку совпадают, а вот сами показатели международных стандартов имеют отклонение в большую сторону:

  • вес – 6,2-7,6 кг
  • рост – 57,8-68 см;
  • окружность головы – 38,1-44 см;
  • окружность груди 37,3-45,2 см.

Отклонения росто-весовых показателей от нормативов

Младенец 4-х месяцев набирает вес в непосредственной связи с такими факторами, как:

  • рацион;
  • наследственность;
  • течение беременности;
  • физиологическое развитие.

Если роды прошли до срока, малыш может отставать по росто-весовым показателям от нормальных значений. В 4 месяца он может не догнать своих рожденных в срок сверстников и «выровняться» лишь ко 2-му году жизни. То же касается переношенных детей или малышей, которые родились очень крупными по наследственным причинам. Их показатели отличаются от возрастной нормы, правда, в большую сторону.

Такая ситуация не повод для паники. Более значимым в этом случае будет анализ общего состояния крохи, но при изменении весовых показателей в большую или меньшую сторону на 1 кг, следует обратить на это внимание. Оба случая – повод направиться к специалисту и изменить рацион крохи, так как они чреваты:

  • ожирением (увеличение массы тела);
  • рахитом и гипоксией (снижение весовых показателей).

Режим для 4-х месячного ребенка: нужен или нет?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На пятом месяце в жизни ребенка должны произойти существенные перемены. Пора прививать ему привычки к соблюдению распорядка дня. К 4 месяцам малыш должен четко отличать день от ночи . В этом возрасте ваше чадо нуждается:

  • в ежедневных длительных прогулках на свежем воздухе;
  • тщательном массаже, особенно нуждаются в массаже кисти и стопы (лучше делать упражнения перед приемом вечерней ванны) (подробнее в статье: );
  • каждодневном купании (желательно перед сном, если крошка хорошо реагирует на водные процедуры);
  • активных развивающих играх в период бодрствования.

В 3-4 месяца ребенок уже способен получить от водных процедур максимальное удовольствие, если только родители постепенно приучали его к ним. Лучше всего использовать для купания специальную детскую ванночку

На пятом месяце жизни малыши больше времени тратят на общение со взрослыми и познание мира. Однако переусердствовать с этим не стоит. Ребенок не должен проводить без сна более 4-х часов подряд, такое бодрствование может перегрузить его нервную систему, что приведет к нарушению сна и нервным расстройствам.

В четыре месяца родители должны уделять время тому, чтобы обучить ребенка засыпать и спать самому , позаботиться о качественном ночном сне. Сон и еду пора разносить на разные промежутки времени, не стоит кормить кроху в кроватке.

Физиология ребенка и ее особенности

4-5 месяцев – это время, когда ребенок перестает носить царапки, даже если в более раннем возрасте удавалось их надеть, поэтому за длиной ногтей нужно следить. Ногти у детей хотя и мягкие, но при отламывании образуют острые поверхности, которыми малыш легко может оцарапать и себя, и маму.

К этому возрасту кишечник перестает беспокоить малыша, его работа стабилизируется, но на смену одной проблеме приходит другая. У ребенка активно начинают резаться зубы. Это вызывает сильный зуд, слюнотечение и даже болевые ощущения в области десен. Опытный врач посоветует наиболее подходящее для крошки средство.

На этом этапе жизни следует особое внимание уделять развитию мышечного корсета 4-х месячного ребенка. Некоторые детки могут привести свое тело в сидячее положение. Если они лишь делают попытки сесть, помогать им и усаживать их нельзя. Как только мышцы и костная система будут готовы, кроха сможет сесть самостоятельно. Игры для малыша имеют большое значение, так как способствуют укреплению мышц и развитию познавательной сферы.


Большое значение в 4 месяца имеют несложные развивающие игрушки, помогающие малышу прикоснуться к окружающему миру, познакомиться с ним

Психическое развитие малыша

  • активный контакт с внешним миром;
  • тяга к ярким цветным предметам;
  • усовершенствование речевого аппарата;
  • обогащение эмоциональной сферы.

Это основные моменты в психике младенца, на которые взрослым следует обратить внимание. Тенденция говорить на ненужные детям темы или в их присутствии высказывать негативные суждения недовольным тоном должна быть забыта. Этого не следует делать и в более раннем периоде. Но в 4 месяца думать, что ребенок мал и не понимает слов или интонаций, не стоит.

Он прекрасно разбирается в эмоциональной окраске речи , реагирует на нее и эмоционально, и поведенчески. Может расплакаться. Нервная система малыша четырехмесячного очень чувствительна, он бурно реагирует на раздражители, как на позитивные (например, на обращение к нему по имени), так и на негативные (например, он тянет к маме ручки, а она проходит мимо, не обратив на это внимания).

В 4 месяца крохе очень понравятся песни и потешки, музыкальные игры, которые сочетаются с массажем (рекомендуем прочитать: ). При обращении к ребенку по имени и с улыбкой, он радостно отвечает улыбкой и гулением (может пытаться произнести отдельные слоги), т.е. уже четко распознает свое имя. Некоторые детки из любви к произнесению звуков могут перенапрягаться и розоветь, в этом нет ничего страшного, просто они увлеклись процессом.

В этом возрасте внимание детей уже не поглощено целиком удовлетворением естественных потребностей (голода, жажды, потребности в защищенности и сне), они способны удивляться, восхищаться, обижаться, огорчаться. С ними нужно считаться как с личностями, развивать эмоциональный компонент этой личности в должном русле. И все же в этом возрасте основные потребности имеют существенное значение.


Малыш в 4 месяца уже открыто проявляет свои эмоции, может радоваться и грустить. Поэтому родители должны считаться с его присутствием при обсуждении негативных или неприятных тем, по возможности ограждать малыша от прихода агрессивно или критически настроенных людей

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность "Комплекс оживления" возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно . Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» - его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться . Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»