Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимы человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру. Есть нетрадиционные техники развития мелкой моторики, от которых дети будут в восторге и точно не заскучают.

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности.

Актуальность темы

Изобразительная деятельность в ДОУ - это один из естественных детских видов деятельности. Во время руководства ею появляется множество возможностей для решения большого круга задач воспитательного и образовательного характера.

Работа по данному направлению в ДОУ преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет жизни двигательной координации пальцев рук и в целом кисти; научить детей рисовать предметы, природные явления с помощью средств нетрадиционных техник рисования.

Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом. От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования (рисование с помощью деревянной палочки, с использованием поролонового тампона, оттисками-печатками из картофеля, рисование шерстяными нитками, а также пальчиками) зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

В последние годы в ДОУ в процессе подготовки детей к письму происходит акцентирование внимания на подготовке руки к письму. Связано это с тем, что участились случаи, когда ребенок уже учится в первом классе, а его рука или недостаточно подготовлена, или совсем не подготовлена к письму. Поэтому ему очень тяжело справляться с дневным объемом письменных занятий в классе.

Здесь есть несколько связанных между собой проблем:

  • У ребенка плохо развита тонкая двигательная координация кистей рук и мелкая моторика;
  • Слабо развита способность ориентироваться на плоскости;
  • Слабый уровень речевой активности;
  • Ребенок недостаточно хорошо выполняет задания по образцу, у него наблюдается слабое развитие зрительно-моторной координации.

Ввиду этих проблем, методика развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования является актуальной. Она подготавливает руку дошкольника к письму.

Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует:

  • Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
  • Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
  • Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
  • Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
  • Самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.

Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.

Виды нетрадиционных техник развития мелкой моторики

Рисование пальцами рук

Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев. А рисовать можно, расположившись на полу. Детям обычно этот вид рисования очень нравится, можно даже рисовать этим методом на старой белой простыни, затем ее постирать, высушить, и рисовать на ней снова.

Рисование ладошкой

Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.

Рисунок точками

Дошкольник окунает пальчик в краску, затем ставит его на лист перпендикулярно, и так несколько раз до образования рисунка.

Рисование отпечатками предметов

Для проведения этой техники подойдет абсолютно все: и пробка от бутылки, и небольшая тарелка.

Кляксография

Этот метод вызывает у детей большой восторг. С помощью ложки на бумагу наливается краска, а потом берется трубочка и нужно через нее подуть на краску, не задевая ее. После этого можно наложить на получившийся рисунок лист бумаги и сравнить оригинал и отпечаток. Можно пофантазировать над тем, на что клякса походит.

Рисование при помощи трафарета

Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.

Набрызги

Техника состоит в том, что ребенок берет краску на кисть и в произвольном порядке ее разбрызгивает. Использовать можно разные цвета.

Отпечатки листьев

Во время прогулки вместе с детьми воспитателю нужно собрать листья с кустарников и деревьев, имеющихся на территории сада. На занятии дети разукрашивают листья краской и переносят отпечатки на лист бумаги. Из разных листьев можно создать целую композицию.

Рисунок поролоном

Из поролона вырезаются разные фигуры, их закрепляют на палочке (например, на проволоке или карандаше). Эти кусочки окунаются в краску и отпечатываются на бумаге.

Рисование мелом

Элементарный вид творчества, безвредный, безопасный, даже безопаснее, чем рисование фломастерами. Мелками рисуют на специальной доске в помещении или на улице.

Рисование на мокрой бумаге

Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.

Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное - полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой.

К нетрадиционным техникам относятся также и картины, нарисованные кусочками ткани. В отдельный мешочек или коробочку собираются различные обрезки ткани, затем эти кусочки режутся на мелкие части и приклеиваются на бумагу.

Можно нарисовать рисунок смятой бумагой - смять бумажный лист руками, окунуть в краску и сделать на листе отпечаток.

Детям всегда интересны нетрадиционные техники, им интересно все необычное и новое. Также на занятиях в ДОУ можно делать поделки из нетрадиционных материалов, например, использовать предметы, которые уже не нужны, и подарить им вторую жизнь. Можно рисовать на ткани, например, позволить ребенку самому нарисовать рисунок на майке.

Важно проделывать ежедневно процедуры, которые требуют от ребенка сосредоточенной работы пальчиками рук. Таким образом, развитие мелкой моторики отразится положительно не только на речи дошкольника, но и на координации движений.

Методы обучения нетрадиционным техникам рисования

  • Создание игровой ситуации, интересных моментов.
  • Проговаривание этапов работы.
  • Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
  • Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
  • Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
  • Сопровождение музыкальными произведениями.
  • Оформление выставок.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемый результат

  • Создание предпосылок учебной деятельности (обобщенные методы действия, самоконтроль) и умения детей взаимодействовать между собой.
  • Развитие мелкой моторики рук дошкольников.
  • Повышение уровня развития творческих умений и навыков.
  • Обогащение и расширение художественного опыта. Способность к активному усвоению дошкольниками художественного опыта.
  • Самостоятельность в процессе выбора темы, сюжета, художественных материалов, композиции и инструментов.

Эффективность усвоения программы должна быть отслежена в начале работы с группой и в конце путем диагностики. Результаты нужно заносить в сводную таблицу. Оценить уровень усвоения программы можно будет оценить путем сравнения первоначальных и окончательных результатов.

Интеграция образовательных областей

1. "Чтение художественной литературы": чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в процессе предварительной работы.

2. "Коммуникация": развитие навыков коммуникации осуществляется в ходе общения детей с педагогом, расширение словарного запаса детей.

3. "Художественное творчество": дошкольники участвуют в создании коллективных и индивидуальных рисунков, сюжетных композиций, они применяют разные материалы и методы создания изображения. Происходит развитие продуктивной деятельности воспитанников.

4. "Познание": осуществляется сенсорное развитие, происходит расширение кругозора детей.

5. "Социализация": дошкольники приобщаются к общепринятым нормам взаимодействия со взрослыми и с ровесниками, они учатся оценивать объективно собственные возможности и развивают способности преодолевать трудности.

6. "Безопасность": соблюдение простейших правил безопасности в процессе работы с разными материалами.

7. "Музыка": посредством прослушивания аудиозаписей происходит приобщение дошкольников к звукам природы и музыки.

8. "Труд": воспитание ценностного и уважительного отношения к своему труду и труду окружающих людей.

9. "Здоровье": при выполнении работы формируется правильная осанка, стремление заботиться о своем здоровье, выполнение физкультминуток и выполнение разминок.

При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, меняется форма бумаги, возникают новые средства выразительности.

Список литературы

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
  5. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.
  6. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
  7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

Петренко Елена
Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще

многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего , кроме не скольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов , разрушение застывших шаблонов. Для стимулирования собственного творчества детей, мы применяем нетрадиционное рисование .

Нетрадиционные техники рисования :

Рисования ладошкой , ребром, пальчиками Рисование

Монотипия Процарапывание

Набрызгивание По сырому

Ниткография Кляксография

Графическая аналогия Зеркальное отображение

Отпечатывание Невидимка

Рисование пластилином Рисование крупой

Пальцевая живопись Ниткою

Психорисование Тиснение

Монотопия Поролоном

Яичная мозаика Соленые рисунки и зубная краска

Зеркальная копия Печать от руки

Помятой бумаге

Рисования ладошкой , ребром, пальчиками

Технология рисования : посредине листа ребенок рисует ребром ладошки, или ладошкой, пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как не обходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой.

Кляксография

Материал : бумага, тушь или грязная вода. На лист бумаги наносят кляксы, поверх накладывается чистый лист бумаги. Кляксы переходят с одного листа на другой. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели.

Кляксография с трубочкой

Материалы : бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке , пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) . Способ получения изображения : ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем дует на пятно, дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Технология рисования : развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка . Материал : мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

Монотипия

Материал : целлофан или стекло (размером с лист бумаги, краски любые, чистая вода, бумага. Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания - получаются различные изображения. Нельзя два раза - получить одно и то же изображение. Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов , пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.

Процарапывание

Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности. Материал : лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской, ручка с пером звездочкой. Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь. Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист) . Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Набрызгивание

Материал : расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски. Используя в работе этот способ рисования , можно передать направление ветра - для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке. Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.

По сырому

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью. Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного , вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин. Этот способ рисования доступен детям 6 лет.

Ниткография

Развивает внимание , глазомер, зрительную память, терпеливость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Материал : ворсистая нитка (ирис, лист бархатной бумаги (контрастный по цвету) . Дети выкладывают на листе бархатной бумаги рисунок по памяти. Ворсистая нитка хорошо ложится. Но при необходимости так же легко поправляется. Такой способ рисования хорош тем , что если ребёнок захочет передать характер своего героя, ему не нужно выкладывать новый, стоит только изменить некоторые детали и вот - грустный Чебурашка или Петрушка улыбается. Такой способ рисования можно использовать в математике. Выкладывание цифр, различных геометрических фигур, чётных и нечётных чисел.

Графическая аналогия

Так же, как и в математике, вначале детям предлагают геометрические формы и предлагают выложить какую-нибудь игрушку. После того как дети научатся очень быстро выкладывать различных животных, им предлагают, обводя геометрические формы рисовать животных . В этом очень помогает такие игры, как "Что спрятала фигура?", "На что похоже?" Что может получиться из одного большого круга, двух маленьких, большого треугольника и одного овала. Этот вид рисования доступен детям 3-4 лет.

Зеркальное отображение

Материал : гуашь всех цветов, кисточки, бумага. Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают . Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно) . Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться - разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.

Отпечатывание

Материал : краска (гуашь, в блюдцах с вложенным поролоном (поролон не позволяет краске разбрызгиваться, бумага (можно использовать обои) . Нарисовать можно различных птиц (летящих, сидящих, деревья (фантастические, солнце (нарисовать можно , отпечатав ладошки детей всей группы и подарить такое улыбающееся солнце мамам на 8 Марта). Доступно детям со 2-й младшей группы.

Рисование пластилином

Рисование пластилином - вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук . Материал : пластилин, картон, наброски контурных рисунков, шаблоны. Детям предлагаются листы картона с готовым контурным рисунком или же картон с шаблоном. Пластилин размягчают в руках, затем начинают вмазывать от контура к середине кругообразными движениями. Такие работы - это подарок другу ко дню рождения, маме на 8 Марта и т. д. Занимаются им дети со средней группы, начиная рисовать овощи , фрукты.

Рисование крупой

Развивает мелкую моторику пальцев . Коллаж - сочетание аппликации, переходящей в конструирование. Материал : клей ПВА, акварельные краски, шаблоны или готовые контурные рисунки. Крупа (соль, песок, пластикат в гранулах, бумага, ткань, различный бросовый материал, яичная скорлупа. Дети обводят по контуру трафаретный рисунок, затем заполняют его клеем, засыпают крупой или другим материалом в зависимости от задуманного. После высыхания лишнюю крупу обтряхивают и раскрашивают, если в этом есть необходимость, красками. Коллаж можно выполните бумагой разных цветов. Можно сделать изображение плоским. Для этого нужно заботиться только о линиях и цвете (общем цветовом сочетании) . Для объемного же необходима небольшая подготовительная работа. Для этого нужно отложить все оттенки используемой бумаги, разложив их по цвету. (Этот вид рисования доступен старшим детям) .

Пальцевая живопись

Материал : розетки с гуашью и вложенным в них порошком, бумага, мокрая ветошь. Ребенок обмакивает палец в краску и отпечатывает его на бумаге, так как необходимо для того рисунка, который он изображает. Затем краска вытирается ветошью (в этом случае не нужно слишком часто мыть руки) . А рисовать пальцами можно все - животных, растения, цветы, ягоды и т. д. Рисовать пальчиками дети могут со второй младшей группы.

Рисуем пальцем или ладошкой. Обмакиваем палец в краску и оставляем отпечаток на бумаге. Для каждого цвета краски используется разный палец. Таким методом рисования можно воспользоваться при расписывании дымковских игрушек, посуды, одежды, диковинных птиц, снега и т. д.

Психорисование

Развивает у детей фантазию и воображение, эмоциональный отклик на музыку, передачу настроения в цвете. Под звучащую музыку дети по сигналу воспитателя начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами. Передают те впечатления, которые навевает на них музыка. Кончилась музыка, дети остановились, открыли глаза. Взяли цветной карандаш, внимательно всматриваются в рисунок, находят в переплетении линий какой-нибудь сюжет, обводят его цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.

Тиснение

Развивает усидчивость , мелкую моторику рук , творчество. Материал : фольга, палочка пластмассовая (можно использовать бутербродную или стержень от ручки, которые не пишет). Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один – два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.

Рисование поролоном

Обмакиваем кусочек, поролона в краску и рисуем методом примакивания. Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, снеговика, а можно очень легко закрасить фон.

Яичная мозаика

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.

Соленые рисунки и зубная краска

А что если порисовать клеем , а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.

Зеркальная копия

Этот способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками , может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Лист сгибается пополам, разворачивается , поверхность слегка, омачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув его , вы увидите целое изображение или два предмета (если вы рисовали целый предмет ) .

Печать от руки

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в ранних комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей. Предложите детям представить : "Потеряли котятки по дороге перчатки. Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую, руку (учимся рисовать левой ) и приложим ее рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились. А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье-то лицо. Может быть, к нам в гости пришел домовенок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь - туловище; отставленный в сторону большой палец - шея) важного индюка, задиристого петуха, гадкого утенка на глазах превращающегося в прекрасного лебедя. Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть : кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индеец с раскрашенным лицом? Правда, интересно?

По мятой бумаге

Технология рисования : эта техника интересна , тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать . Материал : мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками .

Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда . Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного : палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :

Способствует снятию детских страхов

Развивает уверенность в своих силах

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции , ритма, колорита, цветового восприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук ;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Игровое упражнение «Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты : нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

В дидактической игре «Рисование нитками » развивается мелкая моторика рук , воображение, фантазия.

Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения» . Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом , получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.

В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи : натюрморт, пейзаж и портрет.

Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному» .

Основные техники , используемые в этом возрасте :

рисование пальчиками , ладошками

рисование тычками из поролона , ватными палочками

печатание штампами.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах» . А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

1.Актуальность.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Наблюдая за деятельностью детей первой младшей группы в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были сформированы навыки самообслуживания. Несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра сенсорики: (мозаика, втулки, пирамидки, втыкалочки различные дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально - музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования представленного материала. Уровень развития мелкой моторики детей повысился на незначительное количество процентов.

Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме.

2.Теоретическое обоснование.

Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова и др.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д.Б. Эльконин).

Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что "задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи".

Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти (Т.С. Комарова и др.).

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Таким образом, теоритический анализ литературы по теме помог сделать следующие выводы:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
  • Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
  • Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

Методологическое содержание работы.

В результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей 2-3 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.

При работе над системой опиралась на уже существующие разработки Комаровой Т.С. и Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности.

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

  • Развитие и укрепление мелкой моторики.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется в центре искусства с подгруппой детей.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

«Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Структура игровых занятий может выглядеть так:

  1. Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).
  2. Художественно – изобразительную деятельность.
  3. Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.

Для реализации поставленных задач, предполагаю тесное сотрудничество с родителями воспитанников, а также специалистами ДОУ (психологом, логопедом, дефектологом).

Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.

Заключение .

Таким образом, при обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Используемая литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г.
  2. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  4. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  7. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  8. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
  9. Материалы сети Интернет.

Иудова Анастасия Сергеевна
МАДОУ «Детский сад» с.Песь

  • Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
  • Развитие речевой сферы личности в период дошкольного детства
  • Консультация «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования ».

    Актуальность.

    На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества : речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития . Мелкая моторика , сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

    Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза . Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

    Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

    Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы .

    Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

    Рисование играет особую роль . Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием , лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

    Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук .

    Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

    Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

    В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

    Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

    Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки , совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

    Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

    Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать , что я смогу нарисовать этим материалом ). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов , нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики .

    Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т. д.

    Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами , увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

    Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать , чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику . Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы , самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

    Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

    «Тактильное рисование » :

    «Рисование пальчиком »

    ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    «Рисование ладошкой » :

    ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

    «Точечный рисунок»

    ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

    «Использование дополнительных средств выразительности» :

    «Оттиск печатками из пробки или ластика»

    Способ получения изображения : ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

    «Печать по трафарету»

    Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

    «Кляксография обычная»

    Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются .

    «Кляксография трубочкой»

    Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку) . Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .

    «Оттиск смятой бумагой»

    Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    «Точечный рисунок»

    Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

    «Набрызг»

    Способ получения изображения : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    «Отпечатки листьев»

    Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью .

    «Поролоновые рисунки»

    Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному) . Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется) .

    «Тычок жёсткой полусухой кистью»

    Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    «Рисование мелками »

    Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки , сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры , маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

    «Разрисовка маленьких камешков »

    Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам) . Один камешек лучше подрисовать под лягушку , другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так : после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

    «Метод ниткографии»

    Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность : к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение , чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

    «Рисование на мокрой бумаге »

    Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге . Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы : "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

    «Учимся делать фон»

    Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ : делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

    «Использование смешанных техник » :

    «Коллаж»

    Само понятие объясняет смысл данного метода : в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее : хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето , и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д.

    «Рисуем с помощью открыток»

    В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех- , четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука ? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

    «Тканевые изображения»

    В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу . Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

    «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

    В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем , не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию . Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать , чтобы получился один сюжет.

    «Восковые мелки или свеча+акварель »

    Способ получения изображения : ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

    Вывод : использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов , техник и индивидуального дифференцированного подхода способствует развитию мелкой моторики рук.

    Ирина Александровна Гусарова
    Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества : речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника , исключительно важны для его умственного и психического развития . Мелкая моторика , сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста .

    Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза . Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника .

    Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

    Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы .

    Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

    Рисование играет особую роль . Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить , как развивается мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе . Конечно, овладевая рисованием , лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

    Публикации по теме:

    Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования Задачи: 1. Расширять представление о многообразии.

    Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

    Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством рисования манной крупой «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

    Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия. Дошкольный возраст – это период,.

    Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

    Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Автор проекта: Чусовитина Елизавета Раульевна. Продолжительность проекта: с февраля – март 2016 года. Тип проекта: краткосрочный, групповой,.

    Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «toowa.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»