Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада. Весна: Сезонные изменения

Подписаться
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:

ГБОУ ООШ №21 г.о. Новокуйбышевск

Структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»

Конспект НОД

в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

«Вестники весны»

в средней группе

2016г.

Цель: Формирование бережного отношения к природе, развитие основ экологического воспитания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи НОД:

Познавательное развитие:

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны ;

Расширить представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной; Познакомить с природным явлением – ледоход;

Закрепить и уточнить представление детей о зимующих и перелетных птицах;

Воспитывать любовь к природе; формировать положительно - эмоциональное отношение к красоте весенней природы;

Совершенствовать умение соотносить количество обьектов с цифрой;

Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5;

Закрепить знание геометрических фигур;

Совершенствовать ориентировку на листе бумаги;

Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику детей.

Социально- коммуникативное развитие:

Воспитание у детей активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображения;

Воспитывать в играх доброжелательное отношение между детьми;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Речевое развитие:

Активизировать речь детей, побуждая строить ответы в виде полных предложений;

Обогащать детский словарь.

Художественно – эстетическое развитие:

Учить слушать и понимать музыку;

Учить передавать образ песни с помощью выразительной интонации;

Побуждать импровизировать знакомые танцевальные движения под музыку.

Развивать чувство ритма.

Физическое развитие:

Развитие координации речи с движением;

Развитие двигательной активности, увертливости.

Оборудование: Картины с иллюстрациями о весне, конверт с письмом, перышко, маска кота, набор геометрических фигур, картон синего цвета на каждого ребенка, сосульки разного размера, камушек, кораблики на кадого ребенка, ручейки на каждого ребенка, мяч, вырезанные из цветной бумаги «лучики-солнышки», картинки из серии «перелетные и зимующие птицы», «первоцветы», цветочки с сюрпризом.

Предварительная работа: Беседы о весне, солнце. Разучивание стихотворений о весне, примет весны. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне.

Приемы: Наглядные, игровые, словесные, музыкальные.

Ход НОД:

Звучит музыка «Утро» Э. Грига. Дети входят в зал.

Музыка затихает, умолкает.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки. Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и подарите им тоже свои улыбки. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и у нас все будет получаться.

Ребята, посмотрите на мольберт, какое время года изображено на картинках? (весна) Почему вы так решили? (ответы детей)

Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (солнышко) Какое солнышко весной? (яркое, теплое, ласковое, лучистое, теплое) Что делает солнышко? (светит, припекает, греет)

Как хорошо, что пришла к нам весна!

Солнышко светит весь день допоздна!

Под музыку в группу «влетает» воробей и громко чирикает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, воробышек прилетел. Как он громко чирикает! Интересно, что он хочет нам сообщить?

Воробей: Чик-чирик! Чик-чирик! Весеннее солнышко на земле свои лучи где-то потеряло!!! Чик-чирик! Чик-чирик»!

Воробей громко чирикая, роняет конверт.

Воспитатель: Ребята, что может произойти, если лучи не найдутся? (предположения детей) Вы хотите помочь солнцу? (ответы детей)

Тогда отправляемся на поиски солнечных лучей.

Обращает внимание детей на конверт.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это там?

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, мои друзья,

К себе в гости жду вас я.

Знаю вашу я беду

И конечно помогу.

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль дорожка зовет.

Воспитатель: А как нам добраться до леса?

Воробей: Мое волшебное перышко превратит вас в воробушек, полетим вместе! Только будьте осторожны, под березкой кот сидит на воробушков глядит!

Воробей чирикает и улетает.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы отправимся в лес, в гости к Весне. Как вы думаете, мы можем отправиться туда с пустыми руками, без подарка? (ответы детей) Давайте для Весны сделаем волшебный платочек. А чтобы наш платочек стал волшебным, мы должны его правильно украсить. Итак, в правый верхний угол положите квадрат, в левый нижний угол – треугольник, в правый нижний – овал, в левый верхний – круг, между квадратом и кругом выложите прямоугольник, над треугольником - два круга.

Дидактическая игра «Волшебный платок для весны» (на мольберте)

Воспитатель: Ну, вот наш подарок и готов. В какое время суток начинается наше путешествие? А сколько всего частей в сутках? Назовите их (ответы детей) Можем отправляться в путь.

Воспитатель дотрагивается до детей перышком, все «летят».

Подвижная игра «Птички и кот».

Воспитатель: А теперь покружись, покружись и в детей превратись!

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ребята, а вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите (нельзя шуметь , рвать цветы, разорять гнезда, ломать ветки, бросать мусор).

Пришли к домику весны. Давайте позовем ее песней.

Песня «Весна пришла» муз. и сл. З.Б.Качаевой.

Появляется Весна.

Весна: Кто это меня зовет? Ребята, какие вы молодцы, быстро меня нашли.

Найти солнечные лучи вам помугут весенние приметы.

Посмотрите, а вот и первая примета ранней весны. Что это? (сосульки) А откуда они появились? (ответы детей)

Давайте их посчитаем (5) А сосульки все одинаковые? (ответы детей) А по какому признаку они отличаются? (по размеру) А какие они по размеру? (длинные и короткие) Какая по счету самая длинная сосулька? А какая самая короткая? (ответы детей) Правильно, молодцы, получите первый солнечный лучик. Отправляемся с вами дальше. Я предлагаю вам отправиться дальше в путь как зайки. Согласны?

Дети под музыку прыгают как «зайки» до следующей приметы. Останавливаемся у ручейка.

Весна: Откуда появились ручейки, ребята? (ответы детей) Посмотрите наш ручеек по камушкам бежит.

Весна берет камушек, лежащий в ручейке из голубой ткани.

Давайте поиграем!

Словесная игра «Озорной ручеек» (в кругу).

Камушек друг другу передавай,

Что делает весенний ручеек называй! (бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, течет)

Что любят делать дети весной? (ходить по лужам, пускать кораблики, лодочки) Давайте и мы будем все вместе пускать по ручейку кораблики.

Дидактическая игра «Ручеек и кораблики».

Дети выкладывают в соответствии с цифрой нужное количество корабликов на ручеек. Весна отдает второй солнечный луч.

Весна: Медведи проснулись, выбрались из берлоги. Давайте и мы как мишки пошагаем дальше.

Дети под музыку идут до следующей приметы. Останавливаемся у дерева с птицами.

Весна: Ребята, а вы знаете, кого называют гонцом весны и почему? (грач) Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов) Из каких материалов птицы строят себе гнезда? (ответы детей)

Посмотрите вот дерево. Какие птицы прилетели?

Дети рассматривают птиц на дереве и называют их.

Посадите зимующих птиц рядом с изображением снежинки, а перелётных рядом с изображением солнышка.

Дидактическая игра "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Весна отдает детям третий солнечный луч и спрашивает, какой он по счету.

Весна: Ну что ж, идем до следующей приметы как лисички. Посмотрите мы попали на полянку с цветами. Что это за цветы прямо из снега растут? Как вы думаете? (подснежники)

Правильно, подснежники. Вот и следующая весенняя примета. Сколько подснежников на нашей полянке? (Дети считают подснежники)

Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

Физминутка “Подснежники просыпаются”.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись, (Встают и протирают глаза)

Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются)

Раз – росой они умылись. (Умываются)

Два – изящно покружились. (Кружатся)

Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают)

И на солнце поглядели (Поднимают голову вверх).

Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись. Еще один солнечный луч нашли. Какой он по счету? (ответы детей)

Весна: Как волчата дальше пойдем и следующую весеннюю примету найдем.

Дети идут как «волчата», подходят к реке из синей ткани.

Весна: Ребята, посмотрите, весной лед, который всю зиму прятал воду и был неподвижен, вдруг ожил, потрескался и движется по реке. Это явление весной называется ледоход. Льдины бегут, соревнуются, кто окажется впереди. Но все равно теплое солнышко не дает им далеко убежать. Как по волшебству лед растает и превратиться в воду. Давайте сделаем свой весенниий ледоход.

Дидактическая игра «Весенний ледоход».

Дети раскладывают на синем картоне геометрические фигуры белого цвета в произвольном порядке.

Весна отдает детям пятый солнечный луч.

Весна: Ребята, а последний солнечный луч вы найдете, если покажете свою смекалку. Будьте внимательны и правильно отвечайте на мои вопросы.

Дидактическая игра «Когда что происходит?».

Зима ушла, а весна – (пришла)

Зимой медведь спит, а весной - (просыпается)

Зима холодная, а весна (тёплая)

Зимой солнце светит, а весной (греет)

Зимой снег выпадает, а весной (тает)

Зимой заяц белый, а весной (серый)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой деревья спят, а весной (просыпаются) .

Весна: Молодцы ребята, правильно ответили. Шестой луч получите и солнышко соберите.

Дети на мольберте собирают солнце.

Весна: Ну-ка, дружно отвернитесь,
Да присядьте; не ленитесь.
Всех прошу закрыть глаза,
Начинаем чудеса!
Звучит таинственная музыка.

Весна: Пусть же солнышко сверкает,
Нашу землю согревает...
Вырастают пусть цветы
Небывалой красоты!
В это время ведущий раскладывает внутри круга большие цветы-сюрпризы. Цветы сделаны из картона, к обратной стороне цветов прикреплены конфеты.

Весна: Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Глазки можно открывать!
Ребятишки, не зевайте,
По цветочку разбирайте.
Звучит музыка. Дети разбирают цветы-сюрпризы, благодарят Весну за угощение. Весна уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Я очень довольна вами, вы сегодня меня порадовали. А теперь мы, ребята, превратимся в весенний ручеек и побежим из леса в детский сад под солнечными лучиками.

Под музыку А.Аренского «Лесной ручей» дети бегут по кругу.

Список используемой литературы:

    Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».

    Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».

    С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».

    Н. В. Нищева «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

    Кыласова, Л.Е. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми / Л.Е. Кыласова. – Волгоград. – 2012г. – 236с.

Фотоотчет:

Тема : «Весна-красна »

Интеграция образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Цель : обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной .

Задачи воспитательные : воспитывать интерес к животному миру, к природе.

Задачи развивающие : развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.

Задачи образовательные : закрепить знания детей о признаках весны , о диких животных и перелетных птицах.

Работа над словарем : активизация словарного запаса детей понятиями «заклички» , «перелетные птицы» , «дикие животные» .

Методы и приемы руководства деятельностью детей :

Постановки целей и мотивации деятельностью детей : беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;

Активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, игровые упражнения, загадки;

Организации практической деятельности детей : выполнение заданий;

Поддержания интереса у детей : наглядный материал, разнообразные формы организации НОД;

оценки и самооценки : анализ результатов деятельности.

Создание среды для организации и проведения НОД : проектор, картинки диких животных, фланелеграф, костюм весны , атрибуты скворца.

Предварительная работа (по образовательным областям) :

Художественно-эстетическое развитие : рассматривание книг о весне , аппликация «Скворечник» , рисование «Дерево» , разучивание песен «Весенний привет» , «Скворушки» ;

познавательное развитие : беседы «Идет весна » , «Как животные готовятся к весне » , рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы» , дид. игры «Назови детеныша» , «Найди перелетную птицу» ;

социально-коммуникативное развитие : беседа «Как вести себя в лесу» ;

физическое развитие : подвижные игры «Найди свой домик» , «Солнце, дождик, ветерок» , пальчиковая гимнастика «Это зайчонок» ;

речевое развитие : чтение художественной литературы- Л. Толстой «Пришла весна » , Е. Баратынский «Весна , весна » ,закличка «Иди весна , иди красна» , отгадывание загадок о весне .

Работа с родителями : выставка рисунков «Весна в лесу » .

Виды детской деятельности в НОД :

познавательная ;

Игровая;

Коммуникативная;

Чтение художественной литературы;

Двигательная;

конструирование .

Планируемые результаты :

Ребенок проявляет самостоятельность в игре, конструировании , общении.

Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной .

Использует речь для выражения своих мыслей и чувств.

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце» : кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо» : руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева» .)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны !

Ребята, вы знаете, кто я? (Весна )

А теперь отгадайте загадку :

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Вот и к нам пришла. (Весна )

Давайте расскажем, что бывает весной . Свой ответ начинайте со слова «весной » . (Показ презентации)

Весной… ярко светит солнце .

Весной тает снег .

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи .

Весной набухают почки , а затем появляются листочки.

Весной бегут ручьи .

Весной появляется трава .

Весной идет дождь .

Ребята, давным-давно люди созывали весну закличками . Вот послушайте какую закличку знаю я.

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Давайте повторим ее вместе.

Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках. (Дети садятся на бумажные облака, берутся за руки. Звучит песня «Облака- белогривые лошадки» )

Пока мы летели я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?

Игра «Назови ласково»

Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.

Капля-капелька.

Туча – тучка.

Солнце – солнышко.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Ветер – ветерок.

Ребята, давайте покажем, как дует сильный ветер.

А теперь, как слабый ветерок.

Ребята, вы слышите? Что это? (Птицы поют.)

Да, птицы уже прилетели к нам из теплых краев. Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка.)

Подойдите к экрану. Посмотрим грача. Какой он? (Весь черный.)

А какой скворец? Какая ласточка?

Как мы готовимся к прилету птиц? (Строим скворечники.)

Давайте мы тоже построим скворечники. Какие фигуры вы здесь видите?

(Дети составляют скворечники из геометрических фигур : круг, треугольник, квадрат.)

Молодцы, ребята! А теперь я превращу вас в скворцов.

Физминутка «В домике-скворечнике»

(Дети надевают атрибуты скворцов.)

Ребята, а кто еще живет в лесу?

Отгадайте, какие звери спрятались.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

(Лиса)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У диких зверей весной появляются детеныши . Помогите мне :

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

У волчицы –волчата.

Посмотрите, зверята гуляют на полянке. Поможем им найти своих мам.

Игра «Найди маму»

Молодцы! А теперь поиграем со зверятами.

Пальчиковая игра.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Ребята, вам понравилась сегодняшняя прогулка в лес? Кого мы с вами встретили в лесу? Каких птиц мы увидели там? Кому мы помогли найти своих мам?

Ребята, теперь вспомним закличку, с которой мы познакомились сегодня :

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Возьмите в руки испеченных жаворонков, поднимите руки вверх и все вместе произнесем эту закличку.

Литература.

1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Вако, 2005.

2. Лобанова А. С. Путешествие в весну // Ребенок в детском саду. -2012.-№2.- С. 11-13.

3. Кладова Л. С. В гости к Весне // Справочник старшего воспитателя. -2014.- №3.-С. 70-75.

4. Климинова Ю. В. Здравствуй, весна // Воспитатель . -2014.-№3.-С. 75-79.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Конспект игрового занятия для средней группы детского сада для детей с нарушением зрения.

Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Тема: "Весна Сезонные изменения".
Маркова Елена Владимровна.
Описание материала. Материал занятия доступен для восприятия детьми среднего возраста; в игровой форме закрепляются знания о твёрдых и мягких звуках, развиваются умения сравнивать два множества, уточняются и расширяются знания о весенних изменениях в природе.
Цель: уточнить и расширить представления детей об изменениях в природе весной.
Задачи:
образовательные:закрепить знания о твёрдых и мягких звуках, умение сравнивать два множества; продолжить формировать представления детей об изменениях в природе с приходом весны;
развивающие:развивать диалогическую речь, умение использовать в речи сравнения, прилагательные, звуковую культуру речи;воспитательные: воспитывать экологическую культуру,уважение к собеседнику;коррекционные:развивать артикуляцию, речевое дыхание, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Предварительная работа: чтение, беседы по содержанию произведений Г.Скребицкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина; рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам, по картинам художников; организация вечеров загадок и примет о весне, просмотр видеоматериалов о пробуждении природы весной.
Материалы. Демонстрационный:две игрушки котят с зелёным и синим бантиками, мешочек с разноцветными шариками(пять штук) и надписью"Тим и Том", крупное изображение капели, проталин, подснежников, ледохода, медуницы, весенника.
Раздаточный: пособие "Звукобол"(полоска из белого картона А3, разделённая чёрной узкой полоской на две равные части, ворота зелёного и синего цвета, по пять штук кружков зелёного и синего цвета), листы А4 с заданием"Соедини по точкам рыбку".
Технические средства:диск Е.и С. Железновых"Тим и Том".
Оборудование:магнитная доска, лазерная указка, зрительный тренажёр по Базарному.Оргмомент ."Давайте поздороваемся".(Дети в кругу:"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:"Доброе утро!"И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!"
1. Мотивационный этап.
(В группе слышится мяуканье котят(аудиозапись).
-Кто это? Давайте поищем!(Находят).

Почему котята прибежали в детский сад?(варианты ответов:хотят поиграть с детьми, прогнала хозяйка, в доме случился пожар и др.)
-Котят зовут Тим и Том(написано на мешочке), а кто из них Тим, а кто Том?
Дети:"Это Тим с зелёным бантом,его имя начинается с мягкого звука, а это Том с синим бантом, его имя начинается с твёрдого звука."
-Поздороваемся с котятами.
2. "Котята Тим и Том играют с детьми".
- Шарик выбирайте, игру начинайте!
(в мешочке дети выбирают шарик, напр. синий).
Котята предлагают игру "Весенний звукобол".(Котята "встают"на свои ворота соответствующего цвета; демонстрируется картинка поочерёдно, то с начальным мягким звуком, то с начальным твёрдым звуком: ледоход, капель, проталины, медуница, подснежник, весенник;дети сравнивают количество забитых голов-кружков, подводят итоги игры).
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(в мешочке дети выбирают шарик, напр. красного цвета).
Игра "Что бывает красного цвета?" (ягоды, цветы и др.)
Зрительная гимнастика на тренажёре(воспитатель читает стихотворение и указкой водит по тренажёру; выполняется стоя, голова прямо,плечи расслаблены, работают только глаза).
И.Токмакова.К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
А. Леонтьев. Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!Тают белые снежинки.
Кап-кап! Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап! А зима сидит и плачет.
-Как зима плачет?(Дети имитируют плачь, вытягивая губки вперёд:"У-у-у!")
-А как дети радуются весне? (Дети радуются, широко открывая рот:"Ха-ха-ха!")
-Шарик выбирайте игру начинайте!(Дети выбирают,напр.,зелёного цвета.)
Игра"Что бывает зелёного цвета?" (листья, трава и др.)
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(Достают шарик жёлтого цвета.)
Игра "Что бывает жёлтое? (солнышко, лимон и др.)
- Котята приглашают поиграть "Повтори, не ошибись!(диск"Тим и Том")
- Шарик выбирайте, игру начинайте! (шарик оранжевого цвета; апельсин, лиса и др.)
- Вам было весело с котятами? Подготовим для них сюрприз. (Рисование по точкам рыбки).
Котята благодарят детей.
3.Подведение итогов.
- Кто приходил в гости?
- Что понравилось?
- Какое настроение?

Наталья Михайлова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весна»

познавательной непосредственно образовательной деятельности

в средней группе МБДОУ «Детский сад № 14»

г. Вышний Волочёк, Тверской области на тему «Весенние чудеса»

Программное содержание :

Формировать знания детей о весеннем времени года.

Познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной .

Уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной .

Расширять и обогащать познавательную сферу дошкольников новой познавательной информацией о жизни леса весной .

Способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.

Оборудование : аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего леса; веточки тополя с распустившимися листочками; панно «Лес» ; иллюстрации животных : медведь, волк, лиса, заяц.

Ход занятия:

Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса» ? (Ответы детей) . Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. Вы знаете, когда я сегодня шла в детский сад, то возле нашего садика увидела вот какое чудо : «Там, где раньше было много снега, у самого здания, вдруг стало его совсем мало. Снег весь вдруг посерел, стал грязным, в некоторых местах даже провалился. Присмотрелась я, а там, из-под снега пробивается зелёная травка».

Как вы думаете, кто же сотворил это чудо? А как вы догадались? (Ответы детей) . Какие приметы весны вы ещё знаете ? (Ответы детей) . Вы ждали весну ? А чем вам она нравится? (Ответы детей) .

Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей) .

Прислушайтесь…. (Аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса) . Что вы услышали? (Ответы детей) . А хотите почувствовать весну ? (Ответы детей) .

Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.

Почувствовали вы весну ? Чем она пахнет? (Ответы детей) .

А сейчас я вас приглашаю на весеннюю полянку, давайте узнаем, что же чудесного происходит в жизни лесных животных.

Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей) .

Отгадайте, какие животные живут на этой полянке :

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна ,

Просыпается от сна. (Медведь) А как вы догадались?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её… (Лиса)

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Кто зимой холодной

Серый, злой, голодный? (Волк)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации лесных животных.

Кто знает, какие изменения происходят в жизни лесных зверей весной ? (Ответы детей) . Посмотрите как эти животные выглядят весной . Обратите внимание на их шерсть, что вы заметили? Какой она стала? (Ответы детей) . Видите, у медведя шерсть как будто клоками. Посмотрите на шерсть других животных. Как вы думаете, почему она такая стала? (Ответы детей) .

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии зайца, волка, лисы в период линьки. Воспитатель рассказывает :

К весне у многих животных зимняя шерсть заменяется на летнюю. Взрослые звери – медведи, волки, лисицы, зайцы – линяют. Кто знает, что значит «животные линяют» ? Линька у животных – это когда старая шерсть заменяется на новую. Длинная зимняя шерсть вылезает, мех становится темнее. А у зайца? (Ответы детей) . У зайца так и вовсе цвет шерсти меняется. Посмотрите на него в зимней шубке. Какого она цвета? А теперь посмотрите на его новую шубку. Какого цвета она стала? (Ответы детей) . Как вы думаете, зачем зайцу нужна теперь серая шубка? А если зайчик останется в белой шубке, как вы думаете, что будет. (Ответы детей) .

Ой, кто это? Чьи это детки? (Ответы детей) . Вы знаете, весной случается вот ещё какое чудо : у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами. Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей) . У зайчихи рождаются …. (Ответы детей) . У лисы - …. (Ответы детей) . У волка - …. (Ответы детей) . Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной ? (Ответы детей) .

- Весной , когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, едят муравьёв, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Физкультминутка : Мишка вылез из берлоги.

Огляделся на пороге,

Потянулся он со сна :

К нам опять пришла весна .

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил.

Наклонялся взад, вперёд

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них – съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец, медведь наелся

И на брёвнышке уселся.

Посмотрите на наше панно. Похоже, здесь весна ещё не наступила . Давайте поможем весне навести порядок на этой полянке. Что нужно здесь изменить? (Ответы детей) .

Работа с панно.

Давайте проверим, вы ни чего не пропустили? (Дети вместе с воспитателем проверяют задание) .

Ну вот вы какие молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние новости. Пора нам возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я досчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе . Один, два, три…

Скажите, вам понравилось в весеннем лесу. А что вы сегодня узнали нового? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось больше всего? (Ответы детей) .

У Весны много дел : пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны , которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?

Технологическая карта НОД познавательное развитие (конструирование)

Тема : «В поисках первых, весенних цветов»
Цель: формирование у детей навыков работы с трансформируемым конструктором «ТИКО» по полным картам.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать представления детей о весеннем цветке (подснежнике).
2. Учить отмечать характерные особенности строения цветка.
3. Закрепление счета в пределах до 5.
4. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
5. Закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций (форма, величина);
Развивающие:
1. Развивать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость.
2. Развивать умение действовать по алгоритму с опорой на полную схему;
3. Развивать умение действовать по словесной инструкции;
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе.
Воспитывать умения сотрудничать с другими детьми, доводить начатое дело до конца.
Интегрируемые образовательные области: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие
Оборудование : Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение «звуки весеннего леса», конструктор ТИКО «Шары» (для создания корзины воспитателем), индивидуальные карточки – схемы полной плоскостной фигуры «Подснежник», конструктор «ТИКО» - фантазер - 1 набор на двух детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте и с ними поздороваемся.
Встаем с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука
(протягиваем вперед),
Здравствуй левая рука
(протягиваем другую),
Здравствуй друг
(беремся одной рукой с соседом),
Здравствуй друг
(беремся другой),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть
(приседаем),
Можем мы большими быть
(встаем),
Но один никто не будет
(соединяемся в середине).
(На экране на весенней поляне появляется медвежонок)
Воспитатель: Дети, посмотрите, а это кто?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: Как он к нам попал? Медведь дикое животное и он живет, где…(в лесу)?
Воспитатель: Медвежонок, зачем же ты к нам пожаловал? (медвежонок рассказывает: «Я родился этой зимой и совсем недавно вышел с мамой из берлоги. В лесу еще лежит снег, а птицы поют про какую-то весну, про цветы. А что это такое, я не знаю.»)

Воспитатель: Ребята, расскажем медвежонку о весне? Для этого нам нужно отправиться в весенний лес. Вы согласны? А вы знаете как нужно вести себя в лесу? Расскажите.
Дети: В лесу нельзя шуметь, ломать ветки, бросать мусор.
Тогда в путь!
Под музыку «звуки весеннего леса» дети выполняют двигательное упражнение «В путь!»:
В лес весенний мы шагаем
Ноги выше поднимаем
(идут маршевым шагом).
Топают ножки
По прямой дорожке
(идут топающим шагом).
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки
(идут на носках).
Друг за дружкой побежали.
В лес весенний прибежали
(бегут на носочках).
Воспитатель : Вот мы с вами и в лесу! (На экране появилось изображение «Весна в лесу».)
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а здесь еще есть конверт, (на поляне появляется конверт, а в нем загадка) а в нем загадка:
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…(подснежник).
(на экране появляется изображение подснежника.)
Воспитатель: Ребята, что это у нас появилось на поляне?
Дети: Цветок.
А почему вы думаете, что это цветок?
Дети: у него есть стебель, цветок, листочки.
Воспитатель : Правильно ребята это цветок, а название у него «Подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?
Дети: Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник», это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.
(На экране в весеннем лесу появляется медвежонок и говорит слова: «Какие красивые цветы. Я хочу сделать из них букет и подарить маме»)
Воспитатель : Что ты, медвежонок, их нельзя рвать. Расскажем, ему об этом. (ребенок читает стихотворение)
Ребенок:
Если ты сорвешь цветы,
Если я сорву цветы,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступит медвежонок, если нарвет цветов для букета?
Воспитатель: Вот так медвежонок, теперь ты знаешь, почему нельзя рвать цветы. (Медвежонок отвечает: «я все понял!»)
Воспитатель: медвежонок, а почему ты грустишь? (медвежонок отвечает «я хотел порадовать маму, но теперь она расстроится»)
Воспитатель: Не расстраивайся, сейчас мы вместе с детьми превратимся в цветы, а ты на нас посмотри.
Динамическая пауза «Зарядка цветов»
Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок.
дети поднимают и опускают руки.
Выйди на дорожку, да притопни ножкой
дети шагают на месте, высоко поднимая колени,
Да головкой покачай – утром солнышко встречай.
вращение головой
Стебель наклони слегка – вот зарядка для цветка.
Наклоны туловища в стороны
А теперь росой умойся, отряхни и успокойся.
встряхивание кистями рук
Наконец готовы все день встречать во всей красе.
(после игры медвежонок говорит «ребята, какие вы красивые цветы, давайте я вас маме подарю»)
Воспитатель : Медвежонок, а давай мы лучше спросим у детей, как тебе помочь?
Воспитатель : Правильно, а давайте сконструируем первый весенний цветок с помощью конструктора и медвежонок сможет оставить первые весенние цветы себе и подарить маме.
(На экране появляется полная схема изображения «Подснежника». Дети полукругом встают возле экрана и проговаривают детали, из которых состоит цветок)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на схему, какие детали вам нужны для конструирования.
Дети: Треугольники большие и маленькие, квадрат, шестиугольник, прямоугольник
Воспитатель : Ребята, а давай – те посчитаем детали, которые нам понадобятся. Посчитайте маленькие треугольники, прямоугольников? Сколько треугольников и прямоугольников всего?
Дети: 1 треугольник, 2,3, 4, всего 4 маленьких треугольника. 1прямоугольник, 2, всего 2 прямоугольника.
(Предлагает детям присесть за столы. На столах у каждого ребенка полные схемы изображения подснежника)
Воспитатель : Молодцы, все правильно. Предлагаю вам присесть за столы. На столах у каждого из вас схема изображения «Подснежника», и детали конструктора. Предлагаю вам преступить к работе.
Воспитатель : Отлично! Очень красивые цветы у вас получились. Посмотрите у меня для этих цветов есть корзинка (корзинка собрана тоже из «ТИКО» конструктора Шары), она нужна для того чтобы медвежонок первые весенние цветы, которые вы сделали, отнес домой и подарил маме. (Дети собирают в корзину цветы и вручают медвежонку). Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Нам нужно попрощаться с нашим гостем и вернутся в Детский сад. А чтобы нам вернутся, нужно произнести волшебные слова:
Из лесу мы шагаем
Ноги выше поднимаем
(идут маршевым шагом).
Топают ножки
По прямой дорожке
(идут топающим шагом).
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки
(идут на носках).
Друг за дружкой побежали.
И в детский сад мы прибежали
(бегут на носочках).
Вот мы и вернулись. Дети скажите, а вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Ребята расскажите, кто приходил к нам в гости? Куда мы отправились? Понравилось ли вам в лесу? Про какой первый весенний цветок мы вели речь, а почему его так называют, подснежник? Дети, а что мы сегодня конструировали, а из кого конструктора? А какими деталями пользовались? Отправимся еще путешествовать?
Воспитатель: Ребята посмотрите, медвежонок оставил нам в подарок книгу о цветах, для того, чтобы мы узнали еще больше о подснежниках и других первых весенних цветах.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «toowa.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «toowa.ru»